Легендарная эскадра колумба. «Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба Корабль колумба санта

«Колумб Америку открыл, великий был моряк», - как говорится в одной песенке... Однако, прежде чем отправиться в плаванье, знаменитый мореплаватель долгие годы искал финансирование для своей затеи. И хотя многим вельможам того времени проект Христофора Колумба был по душе, выделять деньги на его осуществление они не спешили. Однако будущий первооткрыватель был человеком напористым, и все-таки собрал необходимые средства, и снарядил три корабля, каждый из которых имеет свою удивительную историю.

Христофор Колумб

Прежде чем узнать о кораблях, на которых совершил свое легендарное путешествие Колумб, стоит вспомнить о самом великом мореплавателе.

Родился Христофор Колумб в 1451 г. в О его национальности ученые особенно горячо спорят. Сам Христофор считается испанским мореплавателем, поскольку испанцы снарядили его экспедицию. Однако разные источники называют его итальянцем, каталонцем и даже евреем, принявшим христианство.

В любом случае человеком Колумб был незаурядным, что дало ему возможность получить приличное образование в университете итальянского города Павии. После учебы Христофор стал часто плавать. Чаще всего он участвовал в морских торговых экспедициях. Возможно, именно из-за увлечения морскими путешествиями в девятнадцать лет Колумб женился на дочке известного мореплавателя донье Фелипе де Палестрелло.

Когда будущему первооткрывателю Америки исполнилось двадцать три, он стал вести активную переписку с известным флорентийским ученым Паоло Тосканелли, который подсказал ему идею путешествия в Индию через Атлантический океан.

Проведя собственные расчеты, Христофор Колумб убедился в правоте своего друга по переписке. Поэтому в ближайшие годы он представил проект путешествия самым состоятельным людям Генуи. Но они не оценили его и отказались финансировать.

Разочаровавшись в соотечественниках, Колумб предлагает организовать экспедицию а после вельможам и духовенству Испании. Однако годы шли, а никто так и не выделял средств на проект Колумба. В отчаянии мореплаватель обращался даже к британскому королю, но все тщетно. И уже когда он собрался переехать во Францию и там попытать счастья, королева Испании Изабелла взялась профинансировать экспедицию.

Путешествия Колумба

Всего совершил четыре плаванья из Европы в Америку. Все они осуществлены в период с 1492 по 1504 год.

Во время первой экспедиции Колумба вместе с ним отправилось около ста человек на трех кораблях. Всего путешествие туда и обратно заняло около семи с половиной месяцев. Во время этой экспедиции мореплаватели открыли острова Кубу, Гаити и Багамы в Карибском море. Открытые Колумбом земли еще долгие годы все называли Западной Индией. Примечательно, что некоторые исследователи утверждают, что целью экспедиции Колумба была не Индия, а Япония.

Со временем, из-за различных споров открытые земли перестали быть собственностью только испанской короны и были разделены между европейскими морскими державами.

Пока Христофор был в третьей экспедиции, Васко да Гама открыл настоящий путь к Индии, тем самым поставив клеймо обманщика на репутации Колумба. После этого самого мореплавателя в кандалах отправили домой и хотели судить, но испанские богачи, уже неплохо заработавшие на открытых землях, отстояли Колумба и добились его освобождения.

Стараясь доказать свою правоту, мореплаватель предпринял четвертую экспедицию, во время которой добрался наконец-то до самого континента Америки.

В последние пытался вернуть дворянский титул, пожалованный ему венценосной четой испанских монархов, а также привилегии на открытых землях. Однако ему так и не удалось сделать это. После смерти останки первооткрывателя несколько раз перезахороняли, так что теперь существует несколько вероятных могил Христофора Колумба.

Три корабля Колумба (каракка и каравеллы)

Когда Христофор Колумб добился наконец-то финансирования своей первой экспедиции, он занялся подготовкой судов.

Прежде всего необходимо было определиться с количеством. Так как его предприятие было довольно рискованным, снаряжать большую флотилию было накладно. В то же время один-два корабля - слишком мало. Поэтому решено было снарядить три единицы. Как назывались корабли Колумба? Главный из них - каракка «Санта-Мария», и две каравеллы: «Нинья» и «Пинта».

Каракка и каравелла - что это?

Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» по типу был караккой. Так называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. Примечательно, что в Европе они были самыми огромными в то время. Как правило, на таких кораблях свободно могло помещаться от пяти сотен человек до полутора тысяч. Если учесть, что весь экипаж трех суден Колумба составлял сто человек, вероятно, «Санта-Мария» была небольшой караккой.

Другие корабли Колумба (названия их «Нинья» и «Пинта») были каравеллами. Это 2-3-мачтовые судна, распространенные в те же годы. В отличие от каракк, они были менее приспособленными для длительных экспедиций. При этом они отличались большей маневренностью, а также были легкими и дешевыми, поэтому в скором времени они незаслуженно вытеснили громоздкие каракки.

Корабль Колумба «Санта-Мария»

Как и портрет великого мореплавателя, так и внешний облик его первых трех кораблей не сохранился. Описание кораблей Колумба, как и их рисунки, довольно приблизительные и составлены со слов выживших очевидцев спустя много лет или по предположениям ученых.

Как принято считать, «Санта-Мария» была небольшой однопалубной караккой с тремя мачтами. Предполагается, что длина корабля была до 25 м, а ширина - до 8 м. Водоизмещение его было около 1200 т. Трюм корабля был глубиной 3 м, а на палубе была двухъярусная пристройка, где располагались каюты и кладовые. На баке находилась треугольная платформа.

«Санта-Мария» (корабль Колумба) была оснащена несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами. Примечательно, что в своих записях мореплаватель периодически называл свой флагманский корабль то караккой, то каравеллой. Флагманский корабль Колумба принадлежал Хуану де ла Косе, который также являлся и его капитаном.

Судьба «Санта-Марии»

К сожалению, «Санта-Марии» не суждено было вернуться домой в Испанию, так как еще в декабре 1492-го, во время первого путешествия, флагманский корабль Колумба сел на рифы вблизи Гаити. Поняв, что спасти «Санта-Марию» невозможно, Христофор приказал забрать с нее все, что могло представлять ценность, и перенести на каравеллы. Сам же корабль было решено разобрать на стройматериалы, из которых позже на том же острове был построен форт «Рождество» («Ла-Навидад»).

«Нинья»

По утверждению современников первооткрывателя, «Нинья» (корабль Колумба) была любимым судном первооткрывателя новых земель. За все свои путешествия он преодолел на ней свыше сорока пяти тысяч километров. После гибели «Санта-Марии» именно она превратилась во флагманский корабль Колумба.

Настоящее имя этого судна было «Санта-Клара», однако члены экспедиции нежно называли ее «деткой», что на испанском звучит как «нинья». Владельцем этого корабля был Хуан Ниньо. Но в первом путешествии Колумба капитаном «Ниньи» был Висенте Яньес Пинсон.

По мнению ученых, размер «Санта-Клары» был около 17 м в длину и 5,5 м в ширину. Также считается, что на «Нинье» было три мачты. Согласно сведениям корабельного журнала, первоначально у этой каравеллы были косые паруса, а после пребывания на Канарских островах их заменили на прямые.

Изначально на корабле находилось чуть более двадцати членов экипажа, но после гибели «Санта-Марии» их стало больше. Интересно, что именно на нем моряки впервые стали спать в гамаках, переняв эту традицию у индейцев.

Судьба «Ниньи»

Благополучно вернувшись в Испанию после первой экспедиции Колумба, «Нинья» участвовала также и во втором путешествии Христофора к берегам Америки. Во время печально известного урагана 1495 года «Санта-Клара» оказалась единственным уцелевшим кораблем.

Между 1496-м и 1498-м любимый корабль открывателя Америки был захвачен пиратами, но благодаря мужеству ее капитана был освобожден и отправился в третье путешествие Колумба.

После 1501 г. информации о ней нет, вероятно, каравелла затонула во время одного из походов.

«Пинта»

Точных данных о внешнем виде и технических характеристиках этого корабля в истории не сохранилось.

Известно лишь, что корабль Колумба «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель плаванья выбрал не ее в качестве флагмана. Скорее всего, дело было в хозяине и капитане корабля - Мартине Алонсо Пинсоне. Ведь во время путешествия он не раз оспаривал решения Колумба. Вероятно, великий мореплаватель опасался бунта и поэтому избрал корабль, где капитаном был брат Мартина - более покладистый Висенте.

Примечательно, что землю Нового Света первым увидел именно моряк с «Пинты».

Известно, что возвращались домой корабли порознь. Более того, капитан «Пинты» всеми силами добивался, чтобы его корабль пришел первым в Испанию, надеясь сам сообщить радостную весть. Но опоздал всего на пару часов из-за бури.

Судьба «Пинты»

О том, как складывалась судьба корабля «Пинта» после путешествия Колумба, неизвестно. Есть данные, что после возвращения капитан корабля был довольно холодно принят на родине. А из-за проблем со здоровьем, полученных во время экспедиции, умер через несколько месяцев. Вероятно, корабль либо был продан и сменил название, либо погиб во время очередного плаванья.

Другие корабли Колумба

Если во время первой экспедиции флотилия Колумба насчитывала всего три небольших корабля, то во второй их было семнадцать, в третьей - шесть, а в четвертой - всего четыре. Это было связано с потерей доверия к Христофору Колумбу. Иронично, но спустя всего несколько десятков лет Колумб станет одним из величайших героев Испании.

Названия большинства этих суден не сохранились. Известно лишь, что флагманом во второй экспедиции стал корабль под названием «Мария-Галанте», а в четвертой - «Ла-Капитана».

По прошествии стольких лет, после того как было выяснено, на каких кораблях Колумб отправился в свое первое путешествие и открыл для всего человечества новый мир, становится удивительно, как они вообще смогли туда доплыть. Ведь в распоряжении испанской короны были более мощные и объемные суда, однако их хозяева не захотели рисковать ими. Радует то, что владельцы «Санта-Марии», «Санта-Клары» («Ниньи»), а также «Пинты» оказались не такими и рискнули отправиться в экспедицию Колумба. Именно благодаря этому они навсегда вошли в мировую историю, как и открытые ими острова и два новых материка.

Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) - один из самых известных кораблей мира, о котором, тем не менее, неизвестно практически ничего, один из трех кораблей Христофора Колумба , на которых была открыта Америка в 1492 году.


Вокруг этого парусника больше догадок и легенд, чем достоверных фактов. Не сохранилось ни одного изображения «Санта-Марии» , нет ни чертежей, ни схем. Поэтому даже относительно типа этого судна мнения разнятся. Чаще всего «Санта-Марию» , как и два других колумбовских корабля и «Пинту» , называют каравеллой. Другие считают ее караккой. Сам Колумб в своих дневниках называл свой флагманский корабль «нао» . Колумб сокрушался о плохой маневренности флагманского судна, которое, правда, хорошо противостояло штормам. «Санта-Мария» была построена в Галисии (исторический регион на северо-западе Испании), поэтому Колумб в своих записях часто называет корабль «La Gallega» («Галисийка»). Команда парусника именовала корабль «Marigalante» («Галантная Мария»). Барлотоме де Лас Касас, испанский священник-доминиканец, историк, редактор судового журнала Колумба и автор книги «Три Индии», называл «Санта-Марию» «La Capitana» («флагман», исп.) или «La Nao» («nave» – корабль, судно, парусник, исп.; тип парусного судна). Командовал кораблем сам Колумб, хозяином «Санта-Марии» был испанец Хуан де ла Коса, он же исполнял обязанности штурмана.

«Санта-Мария» была трехмачтовым однопалубным кораблем, длиной по разным источникам от 23 до 25 метров, шириной – 6,7 метров и водоизмещением 237 тонн. Данные об экипаже судна так же разнятся, по одной версии команда состояла из 40 человек, по другой была аж 90.

На носу и корме «Санта-Марии» располагались высокие надстройки. Надстройка в корме имела два яруса: «тольда» – нижний ярус для хранения различного имущества, в верхнем ярусе («тодилье») находилась каюта капитана. В средней части палубы располагался камбуз, колодец для помпы, с помощью которой откачивали воду из трюма, там же была установлена площадка для компаса. Камбуз при свежей погоде заливало волной, поэтому отведать горячей пищи команда могла только во время относительного затишья. Матросы размещались в носовой надстройке и трюмах. Ни о каких кроватях тогда не было и речи, даже подвесные койки появились в морской жизни гораздо позже, а первооткрыватели Америки спали тогда просто, где придется, прямо на досках, и зачастую не раздеваясь.

Три мачты «Санта-Марии» несли на себе 4 основных паруса: прямые паруса на грот и фок-мачтах, косая бизань на бизань-мачте и прямой блинд на блинда-рее под бушпритом. Грот обычно на подобных суднах украшали эмблемами или рисунками. По другим данным парусов было шесть: на фок и грот-мачтах над основными парусами располагались еще трапециевидные марселя.

«Санта-Мария» была вооружена четырьмя 20-фунтовыми, шестью 12-фунтовыми и восемью 6-фунтовыми пушками. Помимо этого на корабле были дальнобойные деревянные пушки (пасволанты), шпрингалы – пушки малых калибров и более сотни мушкетов.

В декабре 1492 года экспедиция Колумба подошла к берегам Гаити, который Колумб окрестил Эспаньолой. Именно там и погиб корабль «Санта-Мария», сев на мель. Детали и обломки корабля были использованы для строительства форта на Эспаньоле, где поселились 39 испанцев, создав колонию. Форту дали название Ла-Навидад (исп. La Navidad – Рождество), так «Санта-Мария» потерпела крушение именно в празник Рождества. Сейчас на месте этого поселения находится город Моль-Сен-Никола (фр. Môle Saint-Nicolas).

В 1968 году археологом Адольфом Кеффером у острова Гаити были обнаружены обломки судна, предположительно датированные XIV-XV вв. Но достоверной информации о том, что это именно «Санта-Мария» , нет.

В 1892 году в Испании к празднованию четырехсотлетия открытия Америки была построена первая реплика парусника «Санта-Мария» . Для строительства парусника была создана специальная комиссия, тщательно изучившая все материалы об экспедициях Колумба и его кораблях. В состав комиссия входили такие люди, как Цезарио Дуро (судостроитель, председатель комиссии) и Рафаэль Монлеон (художник-маринист, археолог, кораблестроитель). В 1893 году новая «Санта-Мария» с командой из 40 человек пересекла Атлантический Океан и экспонировалась на Всемирной Чикагской выставке вместе с репликами двух других кораблей Колумба: и «Пинты» .

“Санта-Мария” в музее Колумба в Вальядолиде

В XX веке также было построено несколько реплик «Санта-Марии» . Первая была спущена на воду в 1929 году с верфи Кадиса по проекту Хулио Гильена. Это реплика просуществовала до 1945 года и демонстрировалась в г. Севилье.

В 1951 и в 1965 были построены еще 2 реплики «Санта-Марии» для съемок в фильмах. Реплика 1951 года сохранилась до наших дней и стоит сейчас в Барселоне. Эти копии знаменитого судна не имеют исторической достоверности.

Как назывался корабль Христофора Колумба на котором он совершил свое знаменитое открытие Вы узнаете в этой статье.

Как назывался корабль Христофора Колумба?

Для экспедиции в Индию через Атлантический океан отправился на трёх судах: Санта-Мария, Нинья, Пинта.

Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии была от 21,4 до 25 метров. Корабль вмещал около 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба.

За Санта-Марией плыли «Нинья «, «Пинта «.

Настоящее название «Ниньи» - «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

«Мои корабли дали течь, мы потеряли якоря, тросы, шлюпки и множество припасов. Многие люди понесли увечья. Все подавлены, а кто-то поклялся вечно служить Богу, если избежит смерти ».

Эти строки Христофор Колумб написал в 1503 году во время последнего путешествия в Америку, которая обернулась катастрофой в Карибском море. Около 500 лет спустя по миру прогремела новость об останках кораблей найденных у побережья Панамы. Неужели археологи нашли останки корабля одного из великих мореплавателей. Находка увлекла за собой обширные исследования. Ученые из Европы и США тщательно изучали обломки, и обследовали даже самые мелкие образцы.

Тысяч книг написано об открытиях европейцев, об испанских завоевателях, но что касается, кораблей на которых они плавали, нам о них известно очень мало.

Вдохновленный свидетельствами Марка Пола Христофор Колумб решил доплыть до Китая, чтобы добыть испанской короне золото, шелк и экзотические специи. Морской путь в Китай еще не был открыт.

Однажды находясь на Порту-Санту португальский остров, входящий в архипелаг Мадейра в Атлантике Христофор Колумб принял важное решение. Он жил в маленьком доме на острове в течение пяти лет. Часто местные жители говорили ему о странных деревьях и телах людей с необычными чертами, которые выносило на берег. Колумб был убежден в существовании Нового Света, который предстояло открыть на западе. Он изучил течения, ветра и многочисленные карты Атлантики.

Христофор Колумб

В 1492 году Христофор Колумб взял курс на запад и нашел идеальный способ пересечь океан - все время идти параллельно течениям и направлению ветра. В октябре того же года Колумб высадился на Гуанахани, одном из Багамских островов, открыв, таким образом, Америку. Испанский двор ликовал от радости. Король дал разрешение на две новых экспедиции.

9 мая 1502 года небольшой флот отплыл из Кадиса. Корабли Колумба шли под испанским флагом. Христофор Колумб планировал с помощью ветра и течений достичь за 4 дня Канарских островов, где можно было пополнить запасы пресной воды и провианта. Упорный исследователь ждал этого момента почти 2,5 года. Он хотел еще раз доказать своим критикам насколько важными для короны были его морские путешествия. Однако, если бы он достиг Азии направляясь на запад, то обогнул бы Африку и вернулся в Европу, что стало бы триумфом и высшей наградой в его блистательной карьере.

Корабли Колумба пересекли Атлантику без проблем. В июне 1502 года опытный адмирал взял курс на Большие Антильские острова. Затем он отдал приказ идти строго на запад, считая, что отсюда начнется путь в Индию. Колумб пользовался самыми примитивными средствами навигации. Корабли Колумба шли по открытому морю две недели пока не достигли острова Гваимака у побережья нынешнего Гондураса. На флагманском корабле царил восторг. Колумб полагал, что достиг земли, о которой так долго мечтал. В своей четвертой экспедиции Колумб хотел достичь вершины своей карьеры мореплавателя - найти путь через перешеек. Однако Колумб нашел не Китай, а побережье Латинской Америки. Вскоре, там, у Панамы четыре корабля Колумба попали в жестокий шторм. Гром и молнии были порой такой силы, что люди боялись даже выходить на палубу. Небо, казалось, вот-вот упадет сверху.

корабли Колумба

Мореплаватели плыли то в одном направлении, то в другом, пребывая в постоянной борьбе со всеми природными стихиями. Во время жестоких штормов моряки боялись молний из-за огня, ветра из-за его силы, воды из-за высоких волн и земли из-за рифов и скал незнакомого берега. Оказавшись беспомощными перед лицом стихии, 150 человек на четырех кораблях едва смогли выжить. Потрясенные моряки дали клятву поклониться святыням и первым среди них был Колумб - набожный католик.

По окончании штормов состояние кораблей Колумба было далеко не лучшим. Сам мореплаватель в 51 год страдал от болезни - его одолевала подагра. Корабли постоянно давали течь. Члены команды в отчаянии откачивали воду днем и ночью. Два судна были сильно изъедены червями. Плотники постоянно чинили корпус. Помимо этого Колумба волновало состояние команды. Многих подкосила болезнь, а запасы продовольствия подходили к концу. Свежую рыбу добывали изредка. Многие удочки и крючки были потеряны. Адмирал отдал приказ сократить выдачу продуктов. На трех моряков приходилось по одному яйцу в день. Ситуация ухудшилась когда организмы испанских моряков перестал усваивать фрукты те, что они привозили с берега. Колумб оказался в настоящем тупике. Но, несмотря на все беды, он открыл заливы, перед тем как отправиться дальше. Индейцы сообщили ему, что в конце реки находится море. Может по этому каналу Колумб сможет продолжить свое кругосветное путешествие.

Безотлагательно Христофор Колумб посылает 70 человек исследовать джунгли. Беспощадное палящее солнце и крайняя влажность истощили силы европейцев. Но они все равно не сдались. В итоге первооткрыватели натолкнулись на добродушных местных жителей. Испанцы не могли поверить своим глазам, когда те подарили им ценные подарки - предметы из чистого золота. Колумб создал там поселение. Он полагал, что находится в Китае, поэтому назвал деревню, Белен, в честь святого города Вифлеема, которое по сей день напоминает о первооткрывателе.

Остановка в Белене обернулась для Колумба кошмаром. Он хотел уплыть, но корабли не могли выйти из гавани. Жестокие штормы бушевали в море. Изможденным морякам оставалось только ждать. Колумб редко выходил из каюты. Его мучили приступы подагры. Он страдал от жары и невыносимой боли в глазах. Он был разбит, и его терзали страхи. Он думал о том, что вот-вот его миссия провалиться. И несчастья не кончались. Корпусы кораблей Колумба окончательно съели черви. Матросы уже не могли откачивать воду. У адмирала не было выбора. Он приказал перегрузить припасы с галеры на другие корабли. Пушки, матросы и боеприпасы были распределены между двумя оставшимися судами. А для полной картины бедствия индейцы устроили бунт. Они не собирались больше терпеть чужеземцев. Разгорелась яростная борьба. Колумбу пришлось действовать быстро. Как только подул благоприятный ветер, корабли Колумба направились в открытое море. В результате стычки 10 испанских моряков погибли.

Держась на безопасном расстоянии от берега, мореплаватель поплыл на юго-запад. Он поступил против воли команды, которая хотела идти в Эспаньолу (ныне Гаити), где находилась испанская база для ремонта кораблей. Так возникло напряжение, возникшее между Колумбом и командой. Среди моряков росло недовольство, но Колумбу снова удалось убедить матросов.

В апреле 1503 года корабли Колумба достигли Puerta Gorda и Bastimentos, где Колумб пошел еще на одну жертву. Все вещи с обветшавшего корабля были перенесены на два других, но в итоге пришлось оставить множество пушек. Только так - на двух кораблях с командой более сотни человек можно было безопасно пересечь океан.

Где-то на пути к Эспаньоле корабли Колумба сбились с курса. Никто не знал, куда их несет ветер. плыли по открытому морю к Ямайке много дней, постоянно опасаясь пойти ко дну. Корабли Колумба стали крайне не надежны. Черви изрядно над ними потрудились. Вся команда тремя насосами не могла откачать воду, которая сочилась внутрь. Вскоре еще один корабль был почти на половину под водой. 25 июня 1503 года Колумб спас себя и команду зайдя в небольшую бухту у северного побережья Ямайки. На другой день он приказал вытащить на берег и построить хижины для защиты от местных племен. Колумб был подавлен. Он не нашел золото. Не нашел новый путь и был болен. Вдобавок на Ямайке произошел окончательный раскол команды Колумба. Большая часть матросов ушла вглубь острова, а мореплаватель и горстка верных ему людей остались блуждать в бухте Санта Глория. В итоге несколько добровольцев в шлюпке поплыли в открытое море искать помощь. Позже в Эспаньолу прибыл корабль, на котором привезли провизию, чтобы накормить моряков.

Справка о Санта Марии

Санта-Мария (исп. Santa María , Святая Мария ) - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Сегодня не сохранилось ни подлинных судовых документов Санта-Марии, ни даты ее постройки, ни исторически достоверного изображения. И тем не менее Санта-Мария прочно держит пальму первенства среди всех других судов мира по числу своих портретов. С охранилось несколько спорных и мало достоверных изображений корабля Колумба. В 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии». В 1893 г вновь построенный двойник легендарного судна пришел своим ходом под парусами на Всемирную выставку в Чикаго. При реконструкции знаменитого судна пользовались данными, отличными от размерений Санта-Марии.

Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

УДАЧА и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Удача 1 Наступил счастливый для Испании 1492 год: кончилось восьми вековое господство мавров. В начале года Колумб получил аудиенцию у королевы Изабеллы. Она рассуждала просто: если затея с плаванием окажется безрезультатной, то корона потеряет лишь затраченное на экспедицию, но если Колумб окажется прав… 17 апреля 1492 г. одобренный королевой Изабеллой и королём Фердинандом договор был подписан Колумбом и секретарём королевского дворца Хуаном де Коломой. Документ гласил, что в случае неудачи мореплаватель не получал никаких вознаграждений, успех же превозносил бы его. Колумб назначался бы вице-королем «всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах». Он получал бы звание адмирала и десятую часть со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены». Принимая на себя восьмую часть расходов по снаряжению кораблей, он обладал бы затем восьмой частью вырученной прибыли. В довершение Колумб и его наследники возводились бы в дворянское достоинство.

Удача 2 Одобрение королевской четой проекта Колумба вовсе не убирало все препятствия с его пути к неведомым землям. Когда были урегулированы финансовые вопросы, найдены три небольших судна, вдруг оказалось, что простые моряки также не верят Колумбу и считают его человеком не от мира сего. Тогда ему удается получить от властей разрешение использовать для комплектования экипажей заключенных на оговоренных условиях. Однако такой выход из положения пришелся не по душе трем братьям Пинсонам, решившим принять участие в плавании Колумба.
Старший из них, Мартин Алонсо, считался лучшим морским капитаном Испании. Моряки и корабелы, Пинсоны сумели сколотить экипаж и бывалых, опытных матросов, и на рассвете 3 августа 1492 г. корабли взяли курс на Канарские острова. По разным оценкам, экспедиция насчитывала от 90 до 120 человек.

«ПИНТА», «НИНЬЯ» И «САНТА-МАРИЯ» – суда, на которых Христофор Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки

Предусмотрительный Колумб, считая, что длительная оторванность от родины может надломить людей, вёл в плавании два бортовых журнала. В выставлявшемся для всеобщего обозрения он записывал несколько «приукрашенные» данные, а в секретный вносил точные сведения. Предчувствие его не обмануло: экспедиции пришлось пережить несколько критических моментов. Так, 16 сентября , когда суда находились в Саргассовом море, наступил длительный штиль.

Наименее стойкие пали духом, решив, что здесь вообще не дует ветер, и теперь им никогда не добраться до Испании. У Колумба хватило выдержки переубедить соотечественников. Он использовал только два аргумента, но зато какие – Божью помощь и будущие несметные богатства. Сам Колумб отнюдь не был бессребреником, жажда обогащения переполняла его.

«Золото восхитительно, оно создает сокровища и распространяет свою власть даже на чистилище, освобождая из него души», - это его слова.

Впрочем, вряд ли стоит упрекать его за них, если вспомнить, что нищета была постоянным спутником мореплавателя, особенно в течение 20 лет, предшествующих экспедиций.

Король Испании Фердинанд II и королева Испании Изабелла снарядили первую экспедицию под предводительством Колумба. В своем первом путешествии, Колумб возглавлял экспедицию из трех кораблей, «Нина» (капитаном которой был Висенте Яньес Пинзон) «Пинта» (хозяином и капитаном был Мартин Алонсо Пинзон) и «Санта-Мария» (капитаном которой был сам Колумб) и около 90 членов экипажа. Они отплыли на 3 августа 1492 года от Палоса, Испания, а 11 октября 1492 года обнаружили острова к юго-востоку от Северной Америки. Они высадились на острове, назвав его Guanahani, но позже Колумб переименовал его в Сан-Сальвадор. Они были встречены местными индейцами таино, многие из которых были захвачены людьми Колумба, а затем проданы в рабство. Колумб думал, что он добрался до Азии, до какого-то района Индии, и назвал его жителей индейцами.

Сначала экспедиция направилась по уже известному пути на Канарские острова, потом взяла курс на запад. После длительного рейса, экспедиция открыла в океане обширную площадь, покрытую водорослями ; это место было названо Саргассовым морем. Путешествие затягивалось, так что экипажи кораблей стали бунтоваться. Колумб согласился возвратиться, если в течение трех дней они не достигнут суши.

ОТКРЫТИЕ

12 октября 1492 г. с каравеллы «Пинта» послышался выстрел: матрос Родриго де Триан увидел долгожданную землю. Христофор Колумб вступил на берег небольшого острова, который местные жители называли Сан-Сальвадор (Гуанахани). Он упал на колени, заплакал, поцеловал землю, развернул королевский штандарт и, подняв глаза к небу, трижды произнес имена католических королей Изабеллы и Фердинанда. Писарь Родриго де Эскобедо составил акт. Отныне и море с удивительными кораллами, и песок, и скалы, и пальмы, и попугаи, и эти бронзовые люди, ещё не знавшие ни одежды, ни денег и с удивлением наблюдающие за ритуалом «открытия» Западного полушария, - отныне всё вокруг будет принадлежать испанской короне. Во время первого путешествия Колумб открыл также Гаити и Кубу. Он был уверен, что эти острова – настоящая Индия, из числа тех легендарных 7777 островов, которые Марко Поло отнес к восточной части азиатского континента. А потому жители их, вторя Колумбу, с тех пор стали называть индейцами.

Колумб от имени испанского короля объявил о принадлежности островов Испании, на острове Эспаньола оставил военный гарнизон и направился в обратный путь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Возвращение экспедиции было триумфальным. 15 марта 1493 г. её встречал порт Палос. Затем Колумб направился в Барселону , где в это время находились Изабелла и Фердинанд. Воистину прав Вольтер: «Мгновения счастья дороже тысячи лет известности». Празднества, посвященные открытию Нового Света, затмили всё.
В местном соборе монархи велели поставить трон под балдахином из парчи, вытканной золотом. При приближении Колумба Изабелла и Фердинанд встали и не позволили ему опуститься на колени для традиционного целования рук, больше того, посадили с собой рядом. Их вопросам не было конца, и стало очевидно, что это путешествие к берегам нового Света было не последним.

Расходы на экспедиции составляли, по оценкам современников, от 1 млн 140 тыс. до 2 млн мараведи. Доходы же превзошли эту сумму примерно в 170 раз. Упоминание о том, что королева будто бы заложила свои драгоценности ради снаряжения кораблей, - не более чем красивая легенда…

Изучая острова в этом районе и в поисках золота, люди Колумба ездили на остров Эспаньола (теперь разделен на Гаити и Доминиканскую Республику), Кубу и многие другие более мелкие острова. На обратном пути, «Санта-Мария» потерпела крушение, Колумб вернулся в Испанию на «Нине», прибыв 15 марта 1493 года

Состоялись ещё три экспедиции. Были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. Все эти годы Колумбу пришлось проявить себя в разных ипостасях: он был и ученным, и мореплавателем, и завоевателем, а в отдельные периоды и правителем Эспаньолы.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Во второй раз, была собрана более крупная экспедиция (25 сентября 1493 гиюня 1496 г.), ушедшая с 17 кораблями и примерно 1500 людьми, чтобы найти золото и захватить индейцев в качестве рабов. Колумб основал базу в Эспаньоле (ныне Доминиканская Республика). и поплыл вокруг Эспаньолы и вдоль южного побережья Кубы. Он обнаружил и назвал остров Доминика 3 ноября 1493 года.

Уже в сентябре 1493 года, пользуясь всесторонней помощью со стороны государства, Колумб, во главе новой экспедиции, состоявшей из 14 каравелл, 3 торговых судов при 1200 человек в экипажах, вышел из порта в Кадиксе. Флотилия прибыла в Эспаньо-лу, открыв по дороге Малые Антильские острова и Пуэрто-Рико. Отсюда Колумб направился на запад, открыл остров Ямайку и обследовал южное побережье Кубы .

Возвратившись в Эспаньолу, Колумб застал там неблагоприятное положение вещей: между испанцами и местным населением началась открытая война. Не желая переносить гнет и грабежи со стороны пришельцев, индейцы нападали на небольшие испанские отряды. Об этом Колумб ничего не знал; он заботился только о накоплении богатства и обеспечении себя и своей семьи доходными должностями. Одного из братьев, Диего, он назначил губернатором открытых островов, а второго брата Бартоломея - его заместителем.

ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей третьей экспедиции (30 мая 1498 года - октябрь 1500 года), Колумб проплыл дальше на юг, в Тринидад и Венесуэлу (включая устье реки Ориноко). Колумб был первым европейцем, после Лейфа Эрикссона, ступившим на материк Америки.

Возвращение Колумба в Кадикс в 1496 году уже не было столь триумфальным. Правда, на королевском дворе его принимали милостиво, по причине открытия золотых россыпей на Кубе, но среди испанцев у путешественника оказалось множество врагов. Из-за их интриг и сведений о нездоровом тропическом климате и войне с индейцами, третья экспедиция началась с большим опозданием.

Экспедиция вышла из порта Санлукар только лишь в 1498 году. В составе экспедиции было 6 кораблей, причем экипажи их были набраны из числа уголовных преступников, приговоренных к ссылке, так как добровольцев привлечь не удалось. Маршрут экспедиции вел к островам Зеленого Мыса и оттуда на запад.

Через два месяца путешественники, измученные жарой, жаждой и голодом, добрались до неизвестного острова, который был назван Колумбом островом Тринидад. Европейские путешественники после того, как отчалили от острова Тринидад, впервые в истории высадились на южно-американском континенте вблизи устья реки Ориноко.

Открыв по дороге еще несколько небольших островов, изобилующих жемчугом, экспедиция высадилась в Эспаньоле. Положение, которое там застал Колумб поразило его: на острове вспыхнуло восстание испанцев под водительством судьи Ролдана против Бартоломео Колумба! Причина восстания заключалась в жадности и жестокости Бартоломея, который обложил высокими налогами не только туземцев, измученных нищетой и завезенными из Европы болезнями, но и испанцев. Своей жестокостью Бартоломео восстановил против себя даже миссионеров. И таким образом все жители острова выступили против него.

Христофор Колумб подавил восстание, но все же в Испанию были направлены жалобы на бесправие, насилие и военный террор со стороны братьев Колумбов. Назначенный королем новый судья Бо бадилья, прибыв на Эспаньолу арестовал обоих братьев и приказал в кандалах отправить их в Испанию, причем все их имущество конфисковал.

Но король все еще был милостив к Колумбам. Братья были освобождены, а Христофору выплачена дополнительная сумма, как награда за заслуги, но прежнюю популярность Колумб совершенно потерял.

Самой драматичной для адмирала стала третья экспедиция, из которой он возвратился в Испанию закованный в цепи. У Колумба оказалось слишком много врагов среди завистливой испанской знати, не прощавшей талантливому и упорному вчерашнему бедняку вознесение на Олимп славы. К счастью, королева вновь оказалась выше предрассудков и дворцовых интриг. Она приказала заменить кандалы дорогими одеждами и направила часть своей личной охраны в почетный караул Колумба. Однако боль от нанесенного оскорбления не притупилась до последнего вздоха адмирала. По словам его сына Фердинанда, эти цепи постоянно лежали на письменном столе отца, пожелавшего быть погребенным вместе с ними.

ЧЕТВЕРТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей четвертой и последней экспедиции (9 мая 1502 года - 7 ноября 1504 года), Колумб побывал в Мексике, Гондурасе, Панаме (в Центральной Америке) и Сантьяго (Ямайка).

В мае 1502 года Колумб организовал четвертую экспедицию, состоявшую на этот раз всего лишь из четырех кораблей при 150 человек экипажа; экспедиция из порта в Кадиксе направилась, как и раньше, к острову Эспаньола. Однако новый губернатор не разрешил Колумбу сойти на берег. Упрямый путешественник все же продолжал поиски берегов Индии и открыл побережье нынешней Центральной Америки.

Бури повреждали корабли, население встречало путешественников враждебно, наконец, в довершение всего, экипажи кораблей подняли бунт. После годичного пребывания на Ямайке, где Колумб жил в нищете, ему удалось, благодаря стараниям - немногочисленных уже - друзей получить помощь губернатора в организации возвращения в Испанию.

Наконец 7 ноября 1504 года Колумб, претерпев по дороге несколько бурь, бросил якорь в порту Санлукар. Теперь уже никто не интересовался столь торжественно некогда встречаемым путешественником. Его покровительница, королева Изабелла, умерла спустя три недели после возвращения Колумба. Напрасно Колумб старался получить прежние богатства, почести и вернуть себе титул вице-короля. На письма он ответов не получал, а когда лично прибыл на королевский двор, ему предложили имение в Испании. Колумб не принял дара. Он пал духом, что в конце концов довело его до болезни и смерти (28 мая 1506 г.). Но и после смерти тело Колумба не нашло успокоения.

20 мая 1506 г. Колумб произнес свои последние слова: «В твои руки, Господь, я вручаю мой дух». Беспокойная судьба ожидала его останки. Похоронили Колумба в Валладоиде а затем перенесли в Севилью, но затем во исполнении его воли останки были перезахоронены на Эспаньоле. В 1795 г. остров стал французской колонией, и прах Колумба оказался на Кубе, а в 1877 (или 1899г.) – опять в Севилье, где и покоится до сих пор.

ИТОГ

Крупнейшая заслуга Колумба заключалась в том, что он довел до конца путешествие, которое его современникам представлялось совершенно фантастическим. Будучи убежден в шарообразности земли, Колумб знал, что идя в обратном направлении, чем это было принято, можно достичь той же самой цели. Попутно он совершил ряд открытий: архипелаг Больших Антильских островов, устье реки Ориноко, Центральную Америку. Но он не отдавал себе отчета в том, что открыл. Захваченный одной идеей доехать до Индии, он не сравнивал действительности с теорией, не интересовался своими открытиями с научной точки зрения, а стремился только к богатству и почестям. Это-то и стало проклятием его жизни.

Много географических объектов получили имя Колумба.

- Во главе их, конечно, следует поставить южно-американскую республику Колумбию,

- затем канадскую провинцию - Британскую Колумбию;

- административный район Вашингтона - столицы Соединенных Штатов - Колумбия.

- на северо-западе Соединенных Штатов Америки находится река Колумбия, длина которой составляет почти 3000 км.

- в Соединенных Штатах Америки есть много городов и графств, носящих имя Колумба.

- на рубеже между канадскими провинциями Альберта и Британской Колумбией возвышается гора Колумбия;

- так же гора Колумбия находится в штате Колорадо;

- самый северный мыс Канады (на острове Элсмир) тоже носит название Колумбия;

- на юго-востоке Британской Колумбии есть несколько озер, названных Колумбией;

- важнейший порт Панамы на берегу Карибского моря называется Колон, что соответствует испанскому произношению фамилии великого путешественника.