Что такое Психология? Определение психологии как науки Определение психологии как науки кратко

Психология - это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную. Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния. Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей. Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.

Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология - одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.

Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами. На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико. Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.

В современном мире человек как никогда нуждается в психологии. Ведь каждый из нас окружён стрессами и проблемами, часто встречаются детские психологические травмы от какого-либо испуга или стресса. Больше всего психологическим заболеваниям подвержены дети, так как в современном мире везде похоть разврат насилие. Большое влияние оказывает компьютер, ведь если ребёнок с детства играет в жестокие игры, то потом эту жестокость он будет выплёскивать на окружающих. Чтобы доказать это, достаточно привести пример Саши из Украины. В свои четырнадцать лет Саша всё время проводит за компьютером и жестокими играми, и это серьёзно сказывается на его психике. Он перестаёт воспринимать правила уважения как должное, избивает родных, выплёскивает всю злобу на самых близких. Группа психологов решила помочь ему и вынесла не утешающий вердикт - тяжёлое психическое отклонение от нормы. Сашу поместили в психологический диспансер, где он пройдёт курс реабилитации. Но даже если он выйдет, то всё равно никогда не станет полноценным человеком, ведь пережив такое, невозможно вернуться к привычному образу жизни.

Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.

Но психология - это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя. Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное. Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.

Психология - это наука о психике и поведении человека. Слово "психология" произошло от греческих слов "psyche", означающего дыхание, дух, душа, и "logia", означающего изучение чего-то.

Согласно медицинскому словарю Medilexicon, психология, это "профессия (клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), которые имеют отношение к поведению человека и животных, и к связанным с этим поведением умственным и психологическим процессам".

Хотя психология может включать в себя изучение мозга и поведения животных, в настоящей статье рассматривается исключительно психология людей.

В конце некоторых параграфов приводится введение в новые направления развития, описываемые в новостных историях MNT. Также можно воспользоваться нашими ссылками на информацию об относящихся к вопросу психических состояниях.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.

Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология - это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.

Психология - наука, изучающая деятельность мозга

Мозг по своей природе весьма сложен и загадочен. Многие удивляются, как психологи вообще могут изучать такой сложный, имеющий абстрактный вид, и очень изощренный объект. Даже если ученые смотрят внутрь мозга, например, при аутопсии или во время хирургической операции, все, что они видят, это серое вещество (собственно мозг). В отличие, например, от шелушения кожи или порока сердца, просто нельзя физически увидеть мысли, познание, эмоции, воспоминания, сны, ощущения и т.п.

Эксперты говорят, что подход, применяемый в психологии, не очень отличается от других наук. Как и в других науках, в психологии разрабатываются эксперименты, которые подкрепляют или опровергают теории и ожидания. Для физика, данные для обработки во время эксперимента могут поступать от атомов, электронов, применения или прекращения нагрева, в то время как для психолога такими источниками данных является поведение человека.

Для психолога поведение человека используется в качестве свидетельства, или, по крайней мере, указания функционирования мозга. Мы не в состоянии наблюдать работу мозга непосредственно; однако фактически она оказывает влияние на все наши действия, чувства и мысли. Именно поэтому поведение человека используется в качестве источника информации для проверки психологических теорий о том, как работает мозг.

На что похожа психология по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология находится на пересечении других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, и даже история. Например, нейропсихология – направление психологии, изучающее, как различные области мозга используются в процессах памяти, в языке, в эмоциях и т. д, - является пересечением биологии и медицины.

Различные направления психологии

Существует множество направлений психологии. Как вы классифицируете их, зависит от того, в какой части мира вы находитесь, и даже от того, в каком университете или институте вы обучались.

Но можно выделить наиболее крупные направления психологии, такие как:

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику для того, чтобы понимать, прогнозировать и облегчать неспособность пациента адаптироваться, его нетрудоспособность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, настрою и персональному развитию. Клинические психологи концентрируются на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, социальных и поведенческих аспектах поведения человека в течение его жизни, при изменении культурных, социальных и экономических уровней.

Другими словами, клиническая психология представляет собой научные исследования и применение психологии для понимания, предотвращения и устранения стрессов или нарушений (нетрудоспособность), вызванных психологическими причинами, с целью улучшения здоровья и личного развития пациента.

Основой практики клинической психологии являются психологическая оценка и психотерапия ("что такое психотерапия"). Однако клинические психологи также часто вовлекаются в исследования, обучение, судебную экспертизу и в другие области.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает такие внутренние психические процессы, как решение задач, запоминание, обучение и язык (то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся). Эта ветвь психологии близко связана с другими дисциплинами, такими, как нейробиология, философия и лингвистика.

Когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Часто говорят, что когнитивная психология представляет собой изучение интеллекта. Практические применения когнитивных исследований могут включать в себя улучшение памяти, улучшение точности принятия решений, или изменение программ обучения для ускорения процесса учебы.

Психология развития

Психология развития представляет собой научное изучение систематических психологических изменений, испытываемых человеком в течение всей его/ее жизни. Это направление психологии часто упоминается, как психология развития человека. Ранее она концентрировалась только на младенцах и маленьких детях, но сегодня также включает изучение подростков и взрослых - всю продолжительность жизни человека.

К психологии развития относятся любые психологические факторы, действующие в течение жизни человека, в том числе такие, как моторные навыки, решение задач, понимание морали, освоение языка, формирование эмоций, личности, самооценки и идентичности.

Психология развития также изучает и сравнивает врожденные психические структуры с тем, которые приобретены в процессе опыта. Например, считается, что младенцы рождаются с LAD (врожденная способность осваивать язык).

Специалист по психологии развития будет интересоваться, как работает LAD в сравнении с развитием младенца и приобретением им опыта, и как взаимосвязаны эти два механизма. Он также будет интересоваться взаимодействием характеристик человека с факторами окружающей среды и тем, как это взаимодействие влияет на развитие.

Психология развития перекрывается с рядом других направлений в психологии, а также и с такими другими дисциплинами, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология изучает влияние на поведение человека психологических изменений в процессе эволюции. В то время как биологи говорят о естественном или сексуальном отборе в процессе эволюции, эта ветвь психологии применяет психологический подход к такому отбору. Например, эволюционный психолог считает, что восприятие языка или память являются функциональным продуктом естественного отбора.

Некоторые специалисты в эволюционной психологии высказывают предположение, что освоение языка - это врожденная способность, делающая обучение языку автоматическим процессом, но не связанная с чтением и письмом. Другими словами, они уверены, что наша способность осваивать язык является врожденной, в то время как способность читать и писать является приобретенной (обучение языку осуществляется автоматически, а чтению и письму нас нужно учить). Человек, родившийся в городе, где говорят на французском языке, будет к возрасту 20 лет говорить по-французски. Однако если его не будут специально учить читать, он останется неграмотным - язык достается автоматически, если он существует вокруг вас, а чтение и письмо - нет.

Эволюционный психолог уверен, что психологические особенности человека являются результатом адаптации наших предков к выживанию в повседневной среде.

Судебная психология

Судебная психология применяет принципы психологии для расследований преступлений и для судопроизводства. Это направление практикует психологию, как науку в рамках системы осуждения преступников.

Судебная психология включает в себя понимание уголовного законодательства в соответствующей юрисдикции, чтобы взаимодействовать с судьями, адвокатами и другими специалистами юридической системы.

Судебная психология также изучает способность свидетельствовать в суде, представлять в суде психологические выводы на юридическом языке, и предоставлять данные для юридических профессионалов понятным им образом.

Судебный психолог должен понимать правила, стандарты и философию используемой юридической системы.

Психология здоровья

Психология здоровья еще называется поведенческой медициной или медицинской психологией. Эта ветвь психологии изучает то, как поведение, биология и социальное окружение оказывают влияние на болезни и здоровье. В то время как врач лечит болезнь, специалист по психологии здоровья больше концентрируется на болеющем человеке, выясняя его/ее социальный и экономический статус, предпосылки и поведение, способные влиять на болезнь (например, строгое выполнение медицинских предписаний), а также биологические основания болезни. Целью такого психолога является улучшение общего здоровья пациента при анализе болезни в контексте биопсихологических факторов. "Биопсихологический" здесь обозначает биологические, психологические и социальные аспекты в отличие от строго биомедицинских аспектов заболевания.

Специалисты по психологии здоровья обычно работают вместе с другими профессиональными медиками в клинической среде.

Нейропсихология

Эта ветвь психологии изучает структуру и функции мозга, относящиеся к поведенческим и психологическим процессам. Нейропсихология также применяется в изучении повреждений мозга, а также при записи электрической активности клеток и клеточных групп у высших приматов.

Нейропсихолог использует нейропсихологическую оценку - систематическую оценочную процедуру - чтобы определить степень любых возможных поведенческих проблем после предполагаемых или диагностированных травм мозга у пациента. После установки диагноза, к некоторым пациентам применяется индивидуальный протокол когнитивной коррекции - лечение, помогающее пациенту преодолеть свои когнитивные дефекты.

Психология занятости

Психология занятости - называемая в различных публикациях психологией организации промышленности, психологией I-O, психологией работы, организационной психологией, психологией работы и организации, психологией персонала или оценкой таланта - изучает показатели людей во время работы и обучения. Она развивает понимание функционирования организаций и поведения отдельных людей и групп людей во время работы. Специалист по психологии занятости нацелен на увеличение эффективности, действенности и удовлетворения от работы.

Согласно формулировке Британского Психологического Общества, психология занятости "имеет отношение к показателям людей на работе и во время обучения, к тому, как функционируют организации, и как отдельные люди и небольшие группы ведут себя во время работы. Целью данного направления психологии является увеличение эффективности организации, и улучшение удовлетворения работой отдельного человека".

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы для понимания и объяснения того, как чувства, поведение и мысли людей зависят от фактического, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей. Социальный психолог изучает поведение группы, социальное восприятие, невербальное поведение, послушание, агрессию, предубеждения и лидерство. Ключевыми аспектами для понимания социального поведения считаются социальное восприятие и социальные взаимодействия.

Проще говоря, специалист по социальной психологии изучает влияние окружающих людей на поведение человека.

Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука.
Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других.
В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения.
Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии - они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.

Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное "Связи физических и моральных аспектов человека" ("Rapports du physique et du moral de l"homme"). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину "собака Павлова". Он изучал процессы обучения, называемые "классическое обусловливание".

Психоанализ

В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ - метод психотерапии ("Что такое психотерапия?"). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом "что такое сознание", в то время как функционализм интересуется вопросами "для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?"

Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится - но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.

Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.

Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.

Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Сегодняшний день

Сегодня не существует доминантных направлений, как это было в психологии раньше. Бихевиоризм, теория психоанализа, гуманизм, и когнитивное восприятие - все эти направления сейчас активно разрабатываются психологами. Психология стала намного разнообразнее (отбирая то, что кажется лучшим из каждой доктрины, направления, или философского течения).

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;

3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать - иногда срочно - практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается "научно" обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.

Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого "вторичного объекта" зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические - как наблюдаемые лишь опосредованно, через "побочные эффекты" (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии - психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения - выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной - системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Основными проблемами психологии научной являются:

1) проблема психофизиологическая - об отношении психики к ее телесному субстрату;

2) проблема психосоциальная - о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;

3) проблема психопраксическая - о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств;

4) проблема психогностическая - об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:

1) принципа детерминизма - раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;

2) принципа системности - трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;

3) принципа развития - признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, - но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с "кибернетизацией" человека и живых существ вообще.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего - способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.

Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

ПСИХОЛОГИЯ

психо + греч. logos - наука, учение). Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

П. АССОЦИАНИСТСКАЯ. Направление П., рассматривающее способность к формированию ассоциаций из первичных психических единиц как основу психической деятельности.

П. ВОЗРАСТНАЯ изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.

П. ГЛУБИННАЯ. Направление зарубежной психологии и психиатрии, предметом изучения которого является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств. Включает в себя психоанализ, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм и др.

П. ДЕТСКАЯ. Раздел П. возрастной.

П. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА. См. Адлера индивидуальная психология.

П. КРИМИНАЛЬНАЯ. Раздел правовой (юридической) П., изучающий психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.

П. МЕДИЦИНСКАЯ изучает психологическими методами особенности психики больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношения между ними и больными. Включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психофизиологию, социально-психологическую диагностику применительно к медицинской практике, медицинскую профессиональную ориентацию, психологические аспекты психопрофилактики, психогигиены и психотерапии.

П. "ОБЪЕКТИВНАЯ". Направление П., изучающее главным образом реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.

П. СОЦИАЛЬНАЯ. П., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их вхождения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

П. СТАРЕНИЯ. Геронтопсихология. Изучает особенности психики при старении. Раздел возрастной П.

П. СУДЕБНАЯ. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

П. ТРУДА исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психически больных.

Психология

Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развития и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

ПСИХОЛОГИЯ

Психологии просто невозможно дать определение; действительно, ее не легко охарактеризовать. Даже если кто-то сделает это сегодня, завтра это будет рассматриваться как неадекватное усилие. Психология – это то, что ученые и философы, придерживающиеся различных убеждений, создали, чтобы пробовать понять сознание и поведение различных организмов от наиболее примитивных до более сложных. Следовательно, действительности это вообще не предмет, это о предмете или о многих предметах. Здесь имеется немного границ, и за исключением канонов науки и этических норм свободного общества не должно быть никаких ограничений ни со стороны ее представителей, ни со стороны ее критиков. Это – попытка понять то, что до сих пор в основном ускользало от понимания. Любая попытка ограничить это или заключить в какие-то рамки подразумевает, что что-то известно относительно границ нашего знания, а это не верно. Как отдельная дисциплина, она возникла только столетие назад или около того на медицинских и философских факультетах. Из медицины она взяла ориентацию на то, что объяснение того, что делается, думается и чувствуется, в конечном счете, должно находиться в биологии и физиологии, из философии она взяла класс глубоких проблем, касающихся сознания воли и знания. С тех пор она определяется по-разному: как "наука о психике", "наука о психической жизни", "наука о поведении" и т.д. Все такие определения, конечно скорее отражают предубеждения тех, кто их дает чем фактический характер этой области. В ходе написания этого словаря возникла довольно странная метафора, которая, кажется, в некоторой степени отражает существенное качество нашей дисциплины. Она как амеба, относительно неструктурированная, но хорошо идентифицируемая как отдельное существо с особым способом действия, в котором она проецирует себя на некоторые новые методики, некоторые новые проблемные области, некоторые теоретические модели или даже некоторые другие отдельные научные области, инкорпорируя их и медленно и неуклюже преобразуясь в другую форму. Не очень лестно, может быть точно. О лексикографических проблемах см. психолог.

ПСИХОЛОГИЯ

см. психо- + -логия] - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Среди отраслей П. выделяются нейропсихология, патопсихология, возрастная П., педагогическая П., специальная психология и др. (см. Психология специальная)

Психология

наука о сознании, психической деятельности и поведении живых существ, начиная от примитивных и завершая этот ряд человеком, от их рождения и до окончания жизни (более высокоорганизованных существ, нежели человек, наука в настоящее время не знает).

ПСИХОЛОГИЯ (ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ)

процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная.

ПСИХОЛОГИЯ

psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Существующие психологические школы различаются по тому, какой философской концепции они придерживаются и какие методы используют в своей работе. К ним относятся такие школы самоанализа, как школа Фрейда, Юнга и Адлера, а также гештальтпсихология, поведенческие и познавательные школы; современную психологию особенно привлекают школы последнего направления (см. Психология познавательная). Многие практикующие психологи не принадлежат ни к одной из этих школ; некоторые занимают эклектические позиции. Различные существующие в психологии направления, с другой стороны, являются функциональными или профессиональными подразделами психологии, в основе которых лежат практические соображения. К ним относятся: аномальная, аналитическая, прикладная, клиническая, сравнительная, эволюционная, образовательная, экспериментальная, гериартрическая, промышленная, детская, физиологическая и социальная психология. - Психологический (psychological).

Психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. рsусhe – душа + logos – учение, наука) – наука o закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых cyществ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике. Будучи порождением и функцией социальных процессов, сознание индивидуального субъекта имеет системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания, независимо от самоотчета о них cyбъeкта, обусловлена тем, что они развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, всматриваясь в дpyгих, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. См. Я-концепция Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем, в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления перспективных направлений ее дальнейшего развития. П. конфликтов является одним из направлений исследований в П. и одновременно отраслью конфликтологии. П. конфликтов выступает системообразующей отраслью конфликтологии. Из 16 наук, исследующих конфликт, только П. изучает все типы конфликтов у человека (социальные, внутриличностные) и зооконфликты. Человек является центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Поэтому знание П. поведения человека в конфликтах является условием их объяснения.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

    Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем - это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

    Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

    В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях - под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить н этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

    По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

    По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

    По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

  • во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
  • во-вторых, извлекает из него свои задачи;
  • в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

1.2.Предмет и основные принципы психологии.

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.В качестве основных методологических принципов психологии называют:

    Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

    Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

    принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

1.3.Методы психологии.

«Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

    В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

    В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль - недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

    В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

    В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

    В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

    В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

    В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

    Исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

    Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

    В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

    Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

    Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

    Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;

    Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

    констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

    Беседа (интервью) - получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

    Тестирование - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

    Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

1.4.Структура современной психологии.

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

    Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;

    Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

  1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

      психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

      медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

      педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

      юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

      инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек - машина»;

      спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

      отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

  2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

      возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе - ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

      сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

      психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

  3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

      социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

      этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

1.5.Место психологии в системе научного познания.

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

    Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

    Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

    Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции- вид Homo sapiens:

    Субъект и объект исторического процесса - личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;

    основная производительная сила общества - субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.

Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания- специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом - моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание - это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими - через медицинскую психологию, с педагогическими - через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими - через инженерную психологию, и т.д.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

Вопросы для самопроверки.

  1. В чем заключаются основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием?
  2. В чем особенности психологии как самостоятельной науки?
  3. Что является предметом психологического познания?
  4. Каковы основные методы исследования в психологии?
  5. Каково место психологии в структуре современной науки?

Литература.

  1. Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  5. Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека М, 1995.

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека - это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек - индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память - это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная - увидел и запомнил.
  2. Слуховая - услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная - запоминание движений.
  4. Осязаемая - запоминание на ощупь.
  5. Образная - даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная - человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

Характер - это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник - жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик - медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик - очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик - пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность - это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность - личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность - личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность - человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность - это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности - это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции - вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники - они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики - общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники - им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.