Почему важно постоянно учиться и приобретать новые знания? Стремление к знаниям — лучший мотиватор жизни! Стремление к знаниям

Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.
Индийское изречение

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим.
Д. Аддисон

Странно, как много надо узнать, прежде чем узнаешь, как мало знаешь.
Амер.

Кто больше знает, тот больше страдает. Не есть ли древо науки - древо жизни?
Д. Байрон

Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без - сор для головы и памяти.
В. Белинский

Кто боится знания, тот пропал.
В. Белинский

Умные среди дураков всегда странны.
В. Белинский

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
В. Белинский

Самая большая трагедия для мыслящего человека - остывание страсти к познанию.
Е. Богат

Величайший враг знания - не заблуждение, а косность. Одно заблуждение борется с другим, каждое разрушает своего противника, и из борьбы рождается истина.
Г. Бокль

Единственное лекарство против суеверия - это знание. Ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума. Без знания прокаженный остается немытым и раб неосвобожденным.
Г. Бокль

Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде, чем оно будет нашим; оно - результат большой и потому - большой жертвы.
Г. Бокль

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами - это создает только педанта, а в умении пользоваться фактами - это создает философа.
Г. Бокль

Упрощать сложное - во всех отраслях знания самый существенный результат.
Г. Бокль

Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Д. Бруно

Источник истинного знания - в фактах.
П. Буаст

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
И. Бунин

В делах человеческих разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.
Ф. Бэкон

В истории черпаем мы мудрость; в поэзии - остроумие; в математике - проницательность; в естественных науках - глубину; в нравственной философии - серьезность; влогике и риторике - умение .
Ф. Бэкон

Воображаемое богатство знания - главная причина его бедности.
Ф. Бэкон

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Ф. Бэкон

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.
Л. Вовенарг

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых.
Л. Вовенарг

Чем более читаете не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Вольтер

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
К. Гельвеций

Многознайство уму не научит.
Гераклит

Мы точно знаем, только когда мы знаем мало; с ростом знания возрастает сомнение.
И. Гёте

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.
И. Гёте

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.
И. Гёте

Кто много знает, тот гибок; кто знает что-либо одно, тот горд. Первый видит, чего ему недостает, второй подобен петуху на навозной куче.
Т. Гиппель

Тот, кто ничего не слышит и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые никогда и ни на что не годились.
Ф. Гойя

Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное.
П. Гольбах

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
И. Гончаров

Никто не может знать всего.
Гораций

Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.
М. Горький

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно что убеждать его в полезности зрения.
М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего времени…
М. Горький

Не знать - это равносильно не развиваться, не двигаться.
М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим.
М. Горький

Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.
В. Гюго

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
В. Даль

Многие многознайки не имеют ума.
Демокрит

Знание может быть двух видов. Мы знаем сами об объекте, или мы знаем, где можно найти информацию о нем.
С.Джонсон

Любой сумеет править кораблем,
Когда на море штиль.
Но тот, кто хочет
Командовать им в плаванье опасном,
Обязан знать, какие паруса
В погожий день, какие - в бурю ставить.
Б. Джонсон

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы веши на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро

Избыток знаний так же вреден, как и недостаток. Знания - это память. И чем больше она хранит знаний, тем больше проблем решается простым их извлечением из памяти. При этом мышление остается пассивным, а значит, не развивается. А ведь именно в процессе мышления человек получает новые знания,осмысливает существующие, находит способы и средства решения ранее неизвестных проблем.
В. Зубков

Поверхностные знания - это знания неосмысленные, принятые на веру и механически отложенные в памяти.
В. Зубков

Теория без практики - мертва, практика без теории - слепа.
В. Зубков

Знания придают человеку вес, а поступки - блеск. Однако большинство людей умеет только глядеть, а не взвешивать.
Т. Карлейль

И живи, и учись до старости.
Китайская поговорка

Человек, обладающий великими знаниями, одинаково смотрит на далекое и близкое, малое не считает ничтожным, а большое - огромным, так как знает, что размеры вещей относительны. Он доказывает, что настоящее и - это одно и то же, и поэтому не тоскует по далекому прошлому и не пытается схватить близкое настоящее, так как знает, что время никогда не останавливается. Он исследует полноту и пустоту и поэтому, обретая, не радуется, теряя, не печалится, так как знает, что судьба непостоянна. Он ясно понимает путь и поэтому не радуется своему рождению и не считает несчастьем свою смерть, так как знает, что конец и начало сменяют друг друга.
Кит.

Тот, кто ничего не знает, ни в чем не сомневается.
Р. Котгрейв

Знать истину следует всегда, изрекать - иногда.
Лао-цзы

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.
Лао-цзы

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.
П. Лаплас

Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора.
Ф. Ларошфуко

Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий.
В. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше…
В. Ленин

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить л ишь листья, не давая плодов.
Г.Лихтенберг

Всякую вещь, безусловно, лучше совершенно не изучать, чем изучить поверхностно, потому что здравый человеческий рассудок, желая высказать свое суждение о вещах, не совершает таких промахов, как полуученость.
Г. Лихтенберг

Знание есть переживание, сравненное с другими переживаниями.
Я. Лосский

Знания достигаются не быстрым бегом, а медленной ходьбой.
Т. Маколеи

Граница нашего познания кажется нам достоверной, но единственно, что в ней достоверно, - это наше неведение.
М. Метерлиик

Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения.
Р. Милликен

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Бич человека - это воображаемое знание.
М. Монтень

Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться…
М. Монтень

Знать что-либо наизусть - все равно, что не знать ничего; это - владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.
М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…
М. Монтень

Чувство сострадания - начало человеколюбия, чувство стыда и негодования - начало долга, чувство уступчивости - начало правил поведения, чувство правды и неправды - начало знаний.
Мэн-Цзы

Открытия может делать всякий, и образованный, и невежда, с тою разницею, что сей последний откроет чаще то, что уже до него было открыто, но ему неизвестно.
В. Одоевский

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
К. Паустовский

Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
К. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Ф. Петрарка

В человеке или для человека полнота и степень совершенства знания и самосознания есть основа и залог его действительного могущества.
М. Петрашевский

Кто больше знает, больше сомневается.
Э. Пикколомини

Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию.
Д. Писарев

Знание и только знание делает человека свободным.
Д. Писарев

Знания поверхностные, шаткие или ограниченные, не разрушающие в уме человека ни одного старого заблуждения и не обогащающие его новыми идеями, - составляют только лишний балласт для памяти.
Д. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю».
Д. Писарев

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно движется.
Д. Прянишников

Человек совершал бы меньше ошибок, если бы знал, чего именно он не знает.
Публилий Сир

Знания - единственная власть, которую можно приобрести, если не обладаешь ею, власть есть сила, а сила - это все.
И. Рахэль

Ощущать - это значит познавать.
Ж. Робине

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное втом, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных усилий.
Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что он узнает от других людей или из книг.
Н. Рубакин

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки

Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Ж. Ж. Руссо

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.
Ж. Ж. Руссо

Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Ж. Ж. Руссо

Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.
Ж. Ж. Руссо

Незнание - плохое средство избавиться от беды.
Сенека

Знанием можно пользоваться различно, и, смотря по тому, кто им пользуется, оно может быть действительным благодеянием или действительным злом.
Н. Серно-Соловьеич

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Сократ

Существует только один бог - знания и только один дьявол - невежество.
Сократ

Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь…
Солон

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
К. Станиславский

Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы все больше приобретаем.
Л. Стерн

Многому я научился у своих наставников, еще более - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников.
Талмуд

Знание - орудие, а не цель.
Л. Толстой

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Л. Толстой

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Толстой

В этой жизни кто больше знает, меньше доверяется словам.
Т. Уайлдер

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К. Ушинский

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
К. Ушинский

Искусство - это искусство с некоторой помощью другого.
Э. Фаге

Знание помогает увидеть двусмысленность происходящего и его внутреннюю противоречивость.
Л. Фейхтвангер

Мы несем в себе собственную истину, которая является комбинацией множества истин, заимствованных у других. Вот почему других следует хорошо знать.
Ш. Филипп

Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много перестрадать.
Н. Фосколо

Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное.
С. Франк

Мы хотим знать, чтобы жить; а жить - значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания. Мы ищем живого знания и знающей, озаренной знанием жизни.
С. Франк

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс

Всякое знание имеет цену только тогда, когда оно делает нас более способными к деятельности. Если бы можно было представить себе всеведение без всемогущества, это было бы самой ужасной мукой ада.
Цетвес

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.
Цицерон

Знание законов заключается не втом, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постичь их смысл.
Цицерон

Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
Н. Чернышевский

Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
Н. Чернышевский

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
Н. Чернышевский

Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Ф. Честерфилд

Между человеком, чьи знания складываются из опыта и наблюдений над характерами, обычаями и привычками людей, и человеком, почерпнувшим всю свою ученость из книг и возведшим прочитанное в систему, столь же большая разница, как между хорошо объезженной лошадью и ослом.
Ф. Честерфилд

Поверхностные знания не доставляют ни удовлетворения, ни чести, но зато часто приносят бесчестье или просто ставят в смешное положение.
Ф. Честерфияд

Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.
А. Чехов

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
А Чехов

Меньше всего мы знаем, во-первых, то, что поняли чутьем; во-вторых, что изведали на собственном опыте, сталкиваясь с разными , явлениями; в-третьих, то, что уразумели не из книг, а благодаря книгам, то есть благодаря размышлениям, на которые они нас наталкивали.
И. Шамфор

Дилетант принимает темное за глубокое, дикое - за мощное, неопределенное - за бесконечное, бессмысленное - за сверхчувственное.
Ф. Шиллер

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
А. Шопенгауэр

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу

Чем меньше мы знаем, тем больше мы подозреваем.
Г. Шоу

Немало нужно знания, чтоб уметь скрыть перед другим свое незнание.
М. Эбнер-Эшенбах

Знание существует для того, чтобы его распространять.
Р. Эмерсон

Наше знание - накопленная мысль и опыт бесчисленных умов.
Р. Эмерсон

Самым главным признаком полного знания человека, достигшего совершенства, является умение быстро пользоваться знаниями.
Эпикур


Автор высказывания – известный английский Философ, представитель эмпиризма и либерализма – Джон Локк в своем утверждении затрагивает проблему постижения истины. Он считает понимание того, каким путём возможно постигнуть истину, одной из главных трудностей, стоящих перед познающими.

Я согласна с точкой зрения автора. Истина – это знание, соответствующие своему предмету, совпадающие с ним. Выделяют абсолютную истину (знание, которое не может быть опровергнуто) и относительную (знание, зависящее от определенных условий, места и времени их получения).

На пути достижения абсолютной истины происходит смена нескольких относительных истин.

Примером может послужить представление людей о нашей планете в разные периоды времени. Так, древние греки представляли себе землю плоским диском, окруженный морем, затем появились первые предположения о шарообразности земли; во втором веке до нашей эры Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мироздания, и, наконец в 16-м веке Николай Коперник изложил свою систему строения мира – гелиоцентрическую. Так с развитием человечества истины, которые раньше считались достоверными, опровергались и заменялись новыми.

Для достижения исчерпывающего знания о действительности в какой-либо сфере требуются долгие годы упорной работы в этой области; например, история химии. Когда открытый химический элементов появилось достаточно много, возникла необходимость в их классификации. Учёные ещё в первой половине 19-го века пытались сгруппировать элементы по свойствам. Система классификации Дёберейнера (объединение сходных по свойствам элементов тирады) и Спираль Шанкурту (винтовой график элементов, расположенных в порядке возрастания атомных весов) оказались несовершенными. Затем, в 1860е годы появилась первая таблица Л. Мейера: В неё были включены 28 элементов, размещённые в шесть столбцов согласно их валентности. И наконец, в марте 1869 г. был представлен периодический закон химических элементов Менделеева, который позволил обосновать научную классификацию элементов и их соединений, установить чёткую взаимосвязь многих химических понятий. Предложенная периодическая система актуальна до сих пор.

Таким образом, за истинным знанием всегда стоят долгие годы размышлений и упорный труд. Стремление к обретению истины заставляет человечество не стоять на месте и развиваться.

Обновлено: 2017-11-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Дж. Локк « Трудно понять, каким другим путем можно прийти к истине и овладеть ее, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад»

Стремление к обретению знаний всегда считалось одним из важных качеств, необходимых для . Поэтому основы гносеологии – направления философии, погруженного в процесс познания, были заложены еще в древности. Поэтому и ее точный возраст назвать проблематично.

Что такое гносеология?

Чтобы получить общее представление об этом разделе, можно разобраться в происхождении самого термина. Образован он из двух греческих понятий: гносео – «знаю» и логос – «слово, речь». Получается, что гносеология – это наука о познании, то есть ее интересуют способы получения человеком информации, путь от незнания к просвещенности, истоки чистых знаний и в приложении к исследуемым моментам.

Гносеология в философии

Изначально изучение получения данных как явления было частью философских изысканий, позднее превратившись в отдельный блок. Гносеология в философии – это отдел, который изучает границы личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого момента ее возникновения. Как только люди открыли для себя новый вид духовной работы, сразу возникли сомнения относительно подтверждения подлинности получаемых знаний, началось противопоставление поверхностных данных и глубинного смысла.

Теория гносеологии сформировалась не сразу, проследить ее четкие очертания можно в античной философии. Тогда появились формы и виды познания, был проведен анализ доказательности знания и рассмотрены вопросы обретения истинного знания, которые стали началом скептицизма – отдельного течения дисциплины. В Средние века в связи с приобретением мировоззрением религиозного оттенка гносеология стала противопоставлять способности разума божественным откровениям. Благодаря сложности задачи в этот период дисциплина ощутимо продвинулась.

На заложенном фундаменте в Новое время происходят заметные изменения в философии, выдвинувшей на передний план проблему познания. Создается классический тип науки, которую в 1832 году назовут гносеологией. Такой рывок стал возможен из-за переосмысления человеком своего места в мире, он перестает быть игрушкой в руках высших сил, приобретает свою волю и ответственность.

Проблемы гносеологии

Богатая история дисциплины и разнообразие школ открывают перед ней ряд вопросов, требующих ответа. Основные проблемы гносеологии, единые для всех направлений, состоят в следующем.

  1. Причины познания . Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать.
  2. Условия получения знаний . К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании.
  3. Поиск источника знаний . Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания.

Гносеология - виды

В ходе совершенствования философской мысли выделились следующие основные направления гносеологии.

  1. Наивный реализм . Мерилом истинности являются органы чувств, никакой разницы между человеческим восприятием и реальным положением вещей здесь нет.
  2. Сенсуализм . Подразумевает познание только на основе чувств, если их нет, то и информация в разуме не появится, поскольку человек опирает только на чувства, а за их пределами мир не существует.
  3. Рационализм . Настоящее знание можно получить только при помощи разума без учета данных, передаваемых , неизменно искажающими действительность.
  4. Скептицизм . Сомневается в каждом пункте знания, требует не соглашаться с мнением авторитетов, пока не будет произведена собственная оценка.
  5. Агностицизм . Говорит о невозможности полностью узнать мир – и чувства, и разум дают только кусочки знания, которых недостаточно для получения полной картины.
  6. Когнитивный оптимизм . Верит в возможность получения исчерпывающего знания о мире.

Современная гносеология

Наука не может быть статичной, подвергаясь в процессе развития влиянию других дисциплин. На текущем этапе основные направления гносеологии – это когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм, которые рассматриваются на стыке ряда дисциплин. Кроме философии сюда относится психология, методология, информатика, история науки и логика. Предполагается, что такой синтез подходов поможет глубже разобраться в проблеме, уходя от поверхностного изучения.

Гносеология: книги

  1. С.А. Аскольдов, «Гносеология. Статьи» . Излагаются принципы гносеологии, соответствующие концепции панпсихизма, предложенной Козловым А.А. Автор статей продолжает ее разработку.
  2. М. Полани, «Личностное знание» . Посвящена изучению природы знания с точки зрения синтеза философии и психологии познания.
  3. Л.А. Микешина, «Философия познания. Полемические главы» . Рассказывает о вопросах, отставленных на второй план или вызывающих споры.

«Хочу учиться!» - во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее - открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому. А поможет нам разобраться в этом частнопрактикующий детский психолог Мария Гущина.

Правила - соблюдать или отвергать?

Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж - в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку. «Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. - Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.

Если бы нам пришлось все выдумывать самим, без возможности использовать чужой опыт, большинство из нас так ничему бы и не научилось. Без знаний и навыков, накопленных в медицине, многие просто не смогли бы появиться на свет или выжить в младенчестве. А впоследствии вынуждены были бы тратить массу времени на элементарные открытия и при этом много страдать. Каждый может быть сам себе Ньютон - только для этого придется уронить на голову немало предметов. Из миллиона болеющих дизентерией, может быть, один догадался бы, что руки и продукты надо мыть, причем кипяченой водой. А общаться с людьми из других стран, не зная их языка, было бы крайне затруднительно.

Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись - до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, - рассказывает Ольга, 38 лет. - Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать». Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль - казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила - это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций - ошибок, заблуждений.
В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».

Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой

Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока - надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит. Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций - тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обу­чение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами - в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.
Момент реализации полученных знаний непрост тем, что возвращает к началу: а зачем все это было нужно? Некоторые обнаруживают, что еще не ответили на этот вопрос. Подобно школьнику, которого всему уже научили и ожидают, что он выберет дорогу в жизни, мы чувствуем себя растерянными и медлим с решением. Если в свое время нынешнее занятие мы выбрали тоже нехотя, случайно, под чужим давлением, то по окончании очередных курсов заново переживаем кризис - и получаем шанс поступить как-то иначе, более зрелым образом. Бесконечная учеба, конечно, полезнее скуки и сидения перед телевизором, однако по сравнению с настоящим развитием сильно проигрывает.
«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, - рассказывает Полина, 29 лет, - и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя - где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».
Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов - перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».
Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры - это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье - идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».

Дорога к мастерству

Обучение - отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой - и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель - будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.
Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству - переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. - говорит Алина, 42 года. - Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало про­фес­сионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа - не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».

Как избежать погружения в нежелание учиться

Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить английский, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области - в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов - будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.
Никогда не поздно заняться профилактикой такого оцепенения или вернуть себе утраченное спокойствие, свободу, свежее и радостное восприятие мира, себя и других людей. Началом может стать идея научиться чему-нибудь новому, пусть даже самому простому, вроде езды на велосипеде или выращивания базилика на подоконнике. Лучше всего начать с области, которая вам хорошо знакома. Если вы уже водите машину, можно освоить элементы экстремального вождения. Вяжете на спицах - попробуйте крючком.
Говорите по-английски, и это снимает все проблемы в любой точке мира? А на свете еще столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе.
Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток - и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприяние. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов. В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимо­связи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».

Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.