Русская патриархальная семья и ее традиции. Патриархальная и матриархальная семья. Недостатки патриархальной семьи

Для брачно-семейных отношений Древней Руси 9-13 веков характерным является становление патриархальных отношений в семье. Патриархальная семья - это форма моногамной единобрачной семьи главой, которой является старейший мужчина.

На первом этапе становления русской государственности, на первом месте у славян стояло удовлетворение сексуального инстинкта, взаимопомощи при ведении хозяйства, продолжение рода и дальнейшее обеспечении семьи питанием и предметами быта. До принятия христианства в обществе можно было встретить как полигамные, так и моногамные семьи, причём именно первая разновидность преобладала, особенно среди богатых слоёв населения. Так у князя Игоря кроме жены Ольги были и другие «жёны», а у Владимира Великого кроме 300 наложниц было 5 жён, союз с которым был заключён по языческому обряду. Причём у славян в отличие от мусульман, где есть ограничение в числе жён – не более 4- могло быть и более.

В моногамной семье существовали жёсткие патриархальные отношения, женщина оставалась выгодным товаром, которую можно было обменять, продать или подарить, причём касалось это не только дочери или сестры, но и жены. Интересным является тот факт, что у славян было принято брать в жены вдову умершего брата, что также приводил к полигамии.

Семья после принятия христианства

Принятие единой религии внесло свои коррективы и в брачно-семейные отношения, кардинально меняло представление славян о браке и семье и её роли в жизни человека.

Браки в большинстве случаев заключались по договорённости родителей новобрачных, что во много определялось из-за юного брачного возраста – для девушек 12 лет, для мужчин 14 лет, однако в то же время если имелось сильное принуждение жениха или невесты к браку, приведшее к попытке самоубийства то родители отвечали за это перед митрополитом.

Патриархальные устои семьи предусматривали не только права отца на своих детей, но и обязанности перед ними – он должен был обеспечить будущее своим детям, если дочери не выданы замуж, то они платили штраф митрополиту, и после смерти родителей поступали на иждивение старших братьев.

Патриархальная семья предполагала огромную ответственность супруга друг перед другом. Так если один из них заболевал, другой был обязан ухаживать за ним до самой смерти. Но в то же время муж имел право наказывать свою жену, в том числе и физически, более того это был его долг – воспитывать жену. Наказать женщину мог только её муж или отец, ни сельская община ни князь не имели право наказывать женщин, так как они считались собственностью мужа. Единственное исключение – церковь, которая могла вмешиваться в семейные отношения в вопросах заключения и расторжения брака.

Ведение хозяйства

Патриархат древнерусской семьи во многом был обусловлен тем, что мужчина являлся основным источником благосостояния семьи. Женщине отводилось роль помощницы в ведении хозяйства и продолжении рода – регулирования деторождения в то время не существовало.

Всё имущество имеющее у семьи считалось собственностью мужа, жена не получала никаких прав на совместно нажитое имущество. Единственное что оставалось в её собственности это полученное нею приданое – одежда, предметы быта, в том случае если муж умирал, а женщина выходила замуж вновь, то приданое она забирала с собой. Наследовали приданое только её дети.

Своей земли простые крестьянки в условиях патриархата не имели в отличии от привилегированных сословий – так у княгинь в собственности могли быть целые города.

Развод

Патриархальная зависимость женщин прослеживается даже в вопросах развода. Так церковный развод допускался при измене жены, а вот если изменял муж, то на него накладывалась временная епитимия, но о разводе разговор даже не шёл. Кроме того муж мог оставить жену если узнал о её общении с другими мужчинами вне дома без его разрешения.

Интересным является тот факт, если жена уходила к другому мужчине, то новый муж должен был заплатить штраф митрополиту.

Патриархат тогда и теперь

Патриархальны семьи не ушли в прошлое и в 21 веке, они видоизменились и сохраняются в наши дни.

В сравнительной таблице, представленной ниже, можно увидеть кардинальные изменения, которые произошли с патриархальной семьёй за 800 лет. Несмотря на то, что и в 21 веке в некоторых семьях остаются патриархальные устои положение женщины претерпело кардинальные изменения.

Сравнение древнерусской и современной семьи:

Древнерусская семья

Современная семья

Глава семьи

Старший мужчина в семье

Место жительство

Семья может жить как в доме жены, так и мужа

Совместное проживание поколений

В одном доме жило 3 и более поколений семьи

Как правило, не более 2 поколений

Финансовое обеспечение

Мужчина, он и управляет финансами

Мужчина и женщина, как в равных, так и неравных долях, управляет финансами мужчина

Воспитание детей

Взросление детей

Сыновья приводят жён домой, дочери уходят в дом мужа

Женатые и замужние дети могут жить как с родителями, так и отдельно

Меры воздействия

Мужчина и женщина имеют равные права, физические наказания могут преследоваться по закону

Положение женщины

Женщина обладает теми же правами что и мужчина

Физические наказания

Наказывать жену физически — норма

Физические наказания преследуются по закону

Решение финансовых и других вопросов

Все решения принимает мужчина

Последнее слово за мужчиной, но женщина принимает активную роль в обсуждение всех вопросов

Имущество

Все принадлежит мужчине кроме приданого жены. Наследование только по мужской линии

Имущество, нажитое в браке, принадлежит обоим супругам в равных долях, нажитое до брака каждому лично

Только по инициативе мужчины, в случае измены жены, измена мужа поводом не является

Инициатива может, исходит от обоих супругов

Главное отличие современной семьи, пускай даже с патриархальным уклоном от древнеславянской это равноправие мужчины и женщины перед законом, в случае возникновения внутрисемейных проблем решить их можно в судебном порядке.

Плюсы и минусы патриархального устоя семьи

Как это не странно строгие устои древнеславянского патриархата во много несут положительное влияние для семьи. Так плюсами являются:

  • муж обязан обеспечивать свою семью,
  • супруги не могут оставить друг друга в случае болезни одного из них,
  • детям прививается почёт и уважение к старшему поколению,
  • забота о старшем поколении (дедушки и бабашки).

Однако не стоит забывать и о большом количестве минусов таких семей:

  • полное подчинение жены, детей мужу и отцу,
  • отсутствие юридических прав у женщин,
  • применение безнаказанного физического и психологического насилия по отношению, как к жене, так и к детям,
  • женщина не имеет финансовых и имущественных прав,
  • женщина не может получить развод.
  • дети, обычно заключают брак по воле родителей.

Несмотря на все минусы патриархальных семей, стоит заметить, что современные семьи с подобным укладом очень крепкие и даже в наше время разводы в них крайне редкие.

Почему патриархат уходит в прошлое

В современном обществе патриархальных семей остаётся всё меньше и меньше. Причин этого множество, но главная из них это то, что женщины уравнены с мужчинами в правах. Всё чаще и чаще женщины добиваются успехов в политике, хорошо зарабатывают, не нуждаются в финансовой поддержке мужчины. В отличие от древних славян, когда женщина не могла самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и была полностью зависима от мужа или отца, современная женщина не нуждается в опеке и может прожить и обеспечить себя самостоятельно.

Кроме того всё чаще молодые семьи стремятся уйти от опеки родителей и жить самостоятельно, а значит авторитет отца-патриарха теряется или носит умеренно-совещательный характер. К тому же, если в патриархальных семьях древности за образование детей полностью отвечала мать, и чаще всего кроме религиозных знаний других они не имели, то теперь дети, обучаясь в детских садах и школах уже в раннем возрасте стремятся к независимости и не хотят жить под началом своих родителей после достижения совершеннолетия.

Современные общественные, государственные и экономические преобразования привели к тому, что патриархальные устои в семьях уходят в прошлое. Патриархально-феодальная семья славян сохранялась длительное время её принципы во много оставались в нашем обществе до начала 20 века, однако после изменения политического и религиозного строя в стране семья также претерпела изменение. В наш бурный 21 век возвращение к патриархальным устоям семьи становится невозможным.

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.

Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на воспитание детей и т. п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей. В работе дается семейная классификация с учетом тех моделей, которые являются общими для большинства культур и при этом широко представлены в современной российской действительности. В качестве основания для предлагаемой типологии взяты существенные критерии, позволяющие выделить ту или иную форму семейной организации с учетом ее структуры, динамики и выполняемых функций. Вместе с тем в книгу включены и некоторые авторские типологии, так как описываемые в них формы семейных союзов не встречаются в других классификациях.

Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые; семьи, принадлежащие к различным образовательным и социальным группам, и т. д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

Чем больше таких групп удается выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуется семья, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении своей семейной жизни, делать ее психологически комфортной и более счастливой.

Каждое общество предъявляет разные требования к характеру отношений между супругами, к способам проявления заботы о нетрудоспособных членах семьи, к участию людей в труде, к организации быта, обеспечению безопасности членов семьи, проведению досуга и т. д. В зависимости от того, соблюдаются или не соблюдаются семьей эти требования, семейный союз отличается определенными особенностями, что, естественно, сказывается на семейной атмосфере в целом и психологическом благополучии каждого члена семьи.

Патриархальность семейного взаимодействия

Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.

Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе и наложниц. Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов. На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

Патриархат в семье был исторической необходимостью, благодаря которой вообще возможно было говорить о существовании семьи, как сложной социальной структуры, имеющей определенные функции, принципы и специфику развития.

Патриархальность семьи основывалась на том, что основные функции жизнедеятельности семьи перекладывались на мужа (отца), который выступал как добытчик, как кормилец своего рода. Его должны были слушаться, подчиняться. Дети просили разрешения и милости за провинности у отца и не могли его ослушаться.

Женщина в данный исторический период развития семейных отношений воспринималась как хранительница домашнего очага, и не имела права выполнять тяжелые физические работы. На ее плечи было возложено воспитание детей, а их как правило было не меньше трех-пяти.

Данный тип семейного взаимодействия предполагает наличие четко выстроенных функций и разграничения полномочий и семейных ролей. Изучением патриархальности семейного взаимодействия занимались многие психологи, философы, историки и т.д. как зарубежом, так и в России.

Исторические изменения настолько сильно перевернули структурно-функциональные особенности семейного взаимодействия, и патриархальность семьи снизилась, а затем необходимость в ней исчезла совсем.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» -- ядро). Впервые название «нуклеарная» применительно к семье ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для ее образования членов -- мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать сколько угодно детей.

В патриархальной семье мужчина является основным кормильцем и добытчиком, а женщина, как правило, не работает, а лишь ведет хозяйство, присматривает за домом и детьми.

В эпоху Средневековья патриархальная семья объединяла несколько поколений родственников, работающих вместе. Отсюда и пошли традиции семейного бизнеса, которые имеют место и в наши дни. При этом сюда относились не только близкая родня, но и троюродные братья и сестры и даже наложницы и любовницы мужа.

Моногамной такая семья является исключительно для женщины. Мужчинам предоставлялось намного больше свобод. Наиболее яркие примеры патриархальных семей до сих пор существуют в арабских странах, где, как известно, официально разрешено многоженство. Некоторые социологи считают, что в патриархальных семьях происходит порабощение женщины и дискриминация слабого пола.

В современном мире патриархальная семья состоит преимущественно из супругов и детей. Порой в нее входят родители мужа и жены, а отношения имеют более демократичный характер. Если раньше решения в такой семье принимались исключительно мужем, сейчас супруги чаще всего советуются друг с другом, однако мужчина продолжает играть ключевую роль.

Недостатки патриархальной семьи

Наверное, многие считают, что большая семья – это просто мечта. Но на практике все выглядит совершенно иначе. Представители разных поколений попросту мешают друг другу жить. Порой ситуация доходит до абсурда, к примеру, если бабушка и дедушка стараются не вмешиваться в жизнь своих детей и внуков, их обвиняют в холодности и отсутствии помощи, а в обратной ситуации – в назойливости.

С другой стороны, главенство принадлежит самому старшему мужчине в семье. Тем не менее, это не значит, что он самый мудрый или интеллектуально одаренный. Все внимание приковано исключительно к его биологическому возрасту. Не мудрено, что его высказывания порой ставят в тупик более юных членов семьи.

Если под одной крышей живут несколько семей примерно одинакового возраста, к примеру, родные братья с детьми и женами, то вероятен конфликт интересов, так как вполне закономерно, что жить совершенно одинаково не представляется возможным. Иногда ситуацию усугубляют имущественные приоритеты, потому что не все родственники являются в равной степени собственниками жилья, в котором они проживают.

Иными словами, выстроить гармоничные и уважительные отношения между всеми членами патриархальной семьи достаточно сложно. Чаще всего в их основе лежит желание отдать дань традициям, а не истинные чувства.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения. «Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа .

Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать развитие «женских» черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения .

Личность самих родителей как субъектов воспитания является наиболее значимым фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей .

Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт данной стадии состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола. К преодолению кризиса, к складыванию зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование всех норм и ценностей .

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности - базовое чувство доверия к миру, автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрение самостоятельных действий) .

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

Центральная проблема концепций социального научения - социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена человеческого общества. Социализация представляет собой результат научения. Родительское поведение рассматривается как модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и другие. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и т.д. Этим объясняется их ведущая роль в формировании психических нарушений и факторов, которые обуславливают психотравмирующее переживание .

Стиль воспитания - это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению .

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.

Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств .

Само понятие «патриарх» - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям .

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине. В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины .

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

Отношение отца к детям сильно отличается в зависимости от национального, культурного, классового типа семьи. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом .

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи. Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня» .

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна. Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа есть нечто непонятное ребенка. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания .

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок.

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви -- отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с крушением прочих авторитетов. Для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах.

Преобладает «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.

В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.

Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х - 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война - все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения.

Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было .

История 20-40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра - некто Успенский, сын священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим принципам новой власти; по данным А. Солженицына, отцеубийца стал заведующим культурно-воспитательной частью (!) Соловецкого концлагеря. На другом краю - десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов. «Советские родители не лишены авторитета, - пишет американский исследователь Д. Линн, автор единственной в мире монографии, посвященной роли отца в семье, - но этот авторитет - лишь отражение мощи государства».

В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой - лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец - просто «чужой среди своих».

Психолог Т. Юферева провела исследование восприятия московскими подростками 13-14 лет положения мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. «Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной», - сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах: «Мужчина - это три Т: тапки, тахта, телевизор»; «Мужчина - это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест».

Мальчики 8-9 лет на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?» чаще отвечают «На маму». Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами, звеньевыми). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье .

По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы - значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери .

При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.

Таким образом, процесс отчуждения отца от детей в значительной мере представляется общим и для нашего, и для западного общества. И в том, и в другом случае в основе лежит распад патриархальной семьи с отцом-господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. И на Западе, и на Востоке действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Вконтакте

Одноклассники

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.