Крещение Господне: откуда взялся этот праздник и зачем он нужен каждому из нас. Крещение (Богоявление) Господне – приметы, традиции, гадания, заговоры и обряды: Почему так называют Православный праздник Крещение Господне - приметы и традиции, загадывание

19 января украинцы отмечают великий православный праздник - Крещение Господне или Богоявление .

О значении этого дня читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Крещение Господне или Богоявление: история

…Прошло с того времени 33 года, как в одну из зимних ночей родился Спаситель мира. "Он прошел жизненный путь, исполняя Закон, как Законодатель потому, что Он является Творцом Вселенной, Отцом Небесным, посылающим Своего Единородного Сына, чтобы мы все поняли, что Слово стало Плотью и обитает между нами. Но для того, чтобы еще раз утвердить любовь Бога-Отца к человеческому роду, Он отдает Своего Сына, Который принимает плоть и страдает, как человек. Господь Иисус Христос принимает в восьмой день обрезание - прообраз Крещения и Завет Бога с человеком. Тем самым еще и еще раз утверждает всех живущих, что не призрак Христос, а человек. Призрак не может страдать, не могут обрезать крайнюю плоть. Но Он проливает кровь, и это первое начинание, страдание за человека и по-человечески. Потому что Господь знает все страдания человека из-за его греховной сущности", - напомнил митрополит Павел.

И тайно, под покровом ночи, Иосиф-Обручник с Девой Марией, своим сыном Иаковом (Церковь его называет братом Господним по плоти) уходят в Египет. "Почему покров ночи? Потому что много было "доброжелателей", которые могли бы донести Синедриону, Ироду, который искал Христа, чтобы убить, о местонахождении Святого Семейства. Но здесь Господь еще раз указывает, что Он человек. Он мог бы защитить всех и Себя, но как человек уходит от рук убийц, до времени, чтобы исполнить всякую правду - правду спасения", - пояснил Владыка Павел.

После того, как умер Ирод, Господь посылает Ангела, и Он возвещает Иосифу, чтобы тот возвратился из Египта в землю Израиля. Он вместе с семейством приходит и поселяется в Назарете, где проходят никем не замеченные дни Спасителя Мира.

Есть такие предания из Земной Жизни Христа Спасителя, что Он много творил чудес еще будучи младенцем. Он помогал многим: детям, взрослым, старикам. И только в 12 лет, когда Он впервые прибыл на Пасху, Он в Иерусалимском храме расспрашивает и отвечает первосвященникам и книжникам на все вопросы, а они удивляются Его мудрости.

"Явление Христа народу". Александр Андреевич Иванов

И когда, по иудейскому закону, в 30 лет мужчина может выйти на проповедь, прозвучало слово проповеди "Покайтесь!" Эти слова говорит не Христос, а говорит Иоанн Предтеча, который призывает всех к покаянию, чтобы указать на явление в мир Христа Спасителя. И он указывает, что придет Тот, у Которого он недостоин развязать шнурки Его обуви. Апостолы свидетельствуют об этих словах, которые были сказаны о Спасителе - Предтечей.

И к Предтече как к пророку шли сильные мира сего, он одних увещал, другим угрожал, третьих обличал, чтобы каждый человек изменил свою жизнь к лучшему, ко спасению. Потому что настало наше время просвещения во тьме сидящих. Потому что явился Господь не только для иудеев, но и для язычников.

И когда Предтеча увидел Спасителя, идущего на Иордан тоже совершить Таинство Крещения, хотя Он не имел ни одного греха, Предтеча указал: "Се Агнец, Который возьмет на Себя грехи всего мира и пригвоздит ко Кресту, а с Креста даст свое благословение и станет всемирным Жертвенником, умилостивительной Жертвой перед Отцом Своим Небесным!" Предтеча получил откровение от Отца Небесного: "На ком увидишь Духа Святого, сходящего в виде голубя - это есть Спаситель мира".

И когда Христос пришел - то захотел войти в Иордан освятить водное естество и там сокрушить главу змия. Предтеча возразил: "Тебе нет нужды, это я должен от Тебя принимать Крещение". На что Христос ответил: "Оставь ныне, ибо нам надлежит исполнить всякую правду". "Какую правду? Правду спасения рода человеческого", - пояснил настоятель лавры.

И Иоанн Креститель возлагает руку на главу Спасителя, и в это время открываются небеса, что и есть свидетельством Отца Небесного - здесь впервые является Живоначальная Троица. Отец глаголет, Сын крестится и Дух Святый сходит в виде голубя. "Сей есть Сын Мой Возлюбленный! О Нем же Мое благоволение!" - слышится голос с небес. То есть желание Бога-Отца исполняется: те слова, которые были сказаны пророками, они пришли в исполнение. Поэтому пришел Сын Всевышнего спасти всех духовных детей Божьих, желающих спасения.

"Крещение Христа". Леонардо да Винчи

И после этого Христос, выйдя с купели Крещенской, удаляется в Иорданскую пустыню, где будет опять созидать Себя постом и молитвой. Это Ему не нужно, но это свидетельство о том, что человек должен подготовится к войне против духов злобы поднебесной, против дьявола, который постоянно искушал человека. И дьявол даже приступил к Христу, искушая Его, чтобы камни стали хлебами, чтобы Христос поклонился ему, и Он получит власть и города, и много чего другого обещал враг рода человеческого. На что Христос ответил: "Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Единому Богу твоему служи и Ему одному поклоняйся".

"Эти слова еще и еще раз подтверждают истинность Божьего милосердия и как мы должны жить. Потому что мы многое неправильно понимаем из слов Священного Писания и так начинаем толковать, чтобы себя оправдать. Но, оправдав себя перед лицом человека, можешь ли ты себя оправдать перед лицом Божьим? Над этим стоит задуматься, братья и сестры.

Мы говорим, что сделали что-то, но на самом деле не сделали, мы врем сами себе, Господу это не скажешь, потому что Господь знает и видит все наши поступки и помышления, Он Сердцеведец.

Он знает наши мысли, Он знает день нашего рождения, день смерти… Он знает все. Лишь только мы думаем, что никто не видит, никто не знает и так оно пройдет, но ничего так бесследно не проходит: ни худое, ни доброе. За все в жизни надо платить", - подчеркнул Владыка Павел.

Почему Крещение отмечается ночью

Крещение Господне. Икона

Предыдущее водное омовение было прообразом Таинства Крещения. Когда-то человек прикоснулся к нечистоте, а здесь Крещением прощается первородный грех. Завет с Богом - обрезание крайней плоти - это было крайнее явление милосердия Божьего, когда человек искупает свой грех кровью и соединяется тем самым с Богом, сказано у Ефрема Сирина.

"Поэтому Таинство Крещения ночью. Почему? Потому что просвещает всякого человека, пришедшего в мир, во тьме сидящего. Как вы заметили, что самые основные великие Таинства: Рождество, Крещение, Преображение - они были ночью, когда человечество спало и духовно, и телесно. Телесно спало, потому что устало от земной суеты, а духовно - от невежества своей жизни. Поэтому как раз Триединый Бог свидетельствует: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный!" Какие еще нужны доказательства? Если бы это было свидетельство одного, но мы читаем свидетельства всех евангелистов, они об одном и том же говорят. Мы читаем апостола Павла, который написал Послание. И он видел, и свидетельствует. Хоть он и был удален от Христовой Церкви, но он жил по законам Ветхозаветной Церкви. А о явлении в мир Мессии и всех этих событиях говорили пророки, философы. И когда пришел в мир Спаситель, стали говорить те, которые были участниками этого великого события, которое привело в те времена весь Израиль в удивление, а сегодня весь мир приходит в движение от одного только имени - Иисус", - рассказал митрополит.

Для верующего человека Иисус означает Спасение. И Архангел благовествует Марии: "И наречешь имя ему Иисус!" И прежде Ангел возвещает Иосифу-Обручнику: "Наречешь имя Ему Иисус!" Свидетельство троих здесь - небо свидетельствуе, через Архангела Гавриила Деве Марии, Которая принимает в Свою утробу от Духа Святого. Нечистота не участвует, но материнство есть. Иосиф-Обручник - мнимый отец, который будет лишь хранить девство и чистоту Божьей Матери и вместе с тем будет мнимым отцом Спасителя Мира. "Какая честь для нас с вами!" - добавил Владыка Павел И царь пророк Давид, и все его псалмы пронизаны этим Богодухновенным пророчеством. И все пророки, философы, позднее апостолы свидетельствуют об одном, живя в разные времена.

"Исполняется Слово Божье. Поэтому, дорогие братья и сестры, не сомневайтесь ни в чем, сказанном в Слове Божьем. Необходимо понять, что ты, человек, ничего в жизни не можешь изменить собственным желанием, если тебе не поможет Бог. Сегодня ты думаешь, что завтра встанешь утром и будешь молиться, но проспал. Говоришь, что будешь делать добрые дела, но ничего не успел. Сказал, что пойдешь в храм, но леность и нерадение помешали. Вот что значит жизнь без воли и помощи Божьей. А если человек молится подобно Божьей Матери, Которая по благовестии Архангела Гавриила, отвечала: "Да будет воля Твоя Отче, я раба твоя" - тогда Дух Святой приходит, водворяется в наше сердце, мы становимся храмом, а в храме все благочинно, по уставу, тихо и спокойно", - подчеркнул настоятель лавры.

Он напомнил, что Церковь живет на протяжении 2000 лет, потому что Христос сказал: "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее". Потому что Глава Ее - Христос. "И разговоры о чем-то другом - бессмысленны. Потому что Имя, которое мы получили с неба, Оно живодействующе не только на земле, но и под землей. Каким образом? "Разрушаются узы ада! Возьмите врата, князи ваши, возьмите врата вечные! Потому что идет Царь Славы!" Они разрушились, лопнули запоны - и выводятся ветхозаветные праведники за то, что они сохранили веру в грядущего в мир Мессию - Христа. И это Имя спасает всякого человека. Бог Любви и Милосердия Иисус - это есть Спаситель Мира, который пришел спасти нас, приняв образ человека нищенский, и принял от своего творения - обрезание крайней плоти. Вот смирение! Творец покоряется творению и благодарит Творца за эту милость. Поэтому мы сегодня с вами благодарим Бога, что мы в Святой Канонической Церкви".

Почему так важно крещение

"Хочу напомнить, дорогие братья и сестры, чтобы не возникало ни у кого больше никаких вопросов по поводу самого Таинства Крещения. Человека некрещенного - нельзя отпевать. Потому что Христос сказал: "Нужно обновиться водой и духом". Он сказал это ученикам своим Иосифу и Никодиму, сказал апостолам. "Шедше, проповедуйте и крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа", - напомнил Владыка Павел.

Поэтому все то, что сегодня творится - это можно назвать, что дети Ирода ищут Христа, находят и нас, и вас, и любого человека, но не смущайтесь этим.

Христос говорил: "Приду, обрящу ли Я веру?" Но стойте на своем, если даже нужно пострадать за имя Христово - это честь. Но нельзя делать вопреки своему пониманию. Многие ставят деньги превыше морали и собственной совести, не задумываясь о то, что будет дальше. Иуда тоже думал, что ему помогут деньги, но приобрел вечные муки, страдания и позор на все времена. И дом его остается пуст. Поэтому не бойтесь, отцы, братья и сестры, что нас злословят. Христа злословили! Сам Господь сказал в назидание нам: "Меня гнали прежде вас. Вас будут убивать, гнать ни за что-либо, а за то, что вы последователи Христа".

"Поэтому, поздравляя с Богоявлением, желаю: пусть Господь Мира и Славы явится каждому из вас. Почему называется Богоявление? Потому что Бог явился в мир. Почему называется праздник просвещения? Он просвещает Светом Евангельского учения. Почему называется Крещением? Потому что крещается человек. Триединость учения заключается в Одном Иисусе Христе. И мы воспримем и поклонимся Его славному Крещению и будем детьми и наследниками Царства Небесного", - подчеркнул митрополит.

Святая вода: когда и как святить

Вода, освященная на Крещение, 18 или 19 января, - она одна и та же, пояснил настоятель лавры. Но 18 число - это предварение праздника, кто-то смог прийти, кто-то не смог, и вода освящается накануне. Освящается в реках, колодцах. Она везде получает освящение. На Иордане также освящение происходит дважды - 18 и 19 числа. Освящает Патриарх Иерусалимский Феофил.

"Но на Иордане есть такая особенность: когда крест опускается в воду, вода меняет свое течение. "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять". И я был свидетелем того, как действительно видно, что вода идет в одну сторону, на мгновенье останавливается - и идет в другую сторону, как бы против течения. Мне очень нравится церковное выражение "Побеждаются естества уставы, Тебе Дево Чистая…". Потому что все началось с Пречистой Девы Марии, Которая родила Христа Спасителя. И благодаря Ей плоть обрел Бог - все это победа над естественными уставами жизни", - рассказал Владыка Павел.

Ранее митрополит Павел рассказал читателям "Вестей" о том, как правильно крестить ребенка и креститься взрослому .

Крещение Господня: молитвы

Крещение Господне. Икона

Тропарь Крещения Господня, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Праздник Крещения Господнего, как его еще называют - Богоявление, отмечается 19 января. Подходят к концу Святки, поэтому помимо христианских традиций загадывания желаний выполняются совсем не церковные ритуалы, такие как магические заговоры, обряды и гадания в крещенский вечерок. В Крещение (Богоявление) приметы считаются наиболее правдивыми, а гадания всегда сбываются.

Почему православный праздник Крещение Господне называют Богоявлением

Не всем известно это второе название праздника. Рассмотрим историю Крещения, которая написана в Библии.

Почему Крещение называется Богоявлением

Церковный праздник Крещение Господне является свидетельством великого евангельского события, когда Христос крестился от Ионанна Крестителя в реке Иордан. Наполнив своим святым присутствием воду реки, Христос принял крещение 19 января. В этот же момент произошло явление Святой Троицы (Богоявление), когда разверзлись небеса, и Святой Дух спустился в образе голубя. Люди услышали божественный голос с неба, Господь провозгласил, что Христос его любимый сын. Вот почему православный праздник Крещение Господне называют Богоявлением. Также Крещение Христа - это пример того, как любому человеку ступить на дорогу спасения.

Приметы и традиции Крещения, загадывание желаний в праздник

С древних времен до нашего времени верующие люди соблюдают православные традиции великого дня Крещения. Накануне этого дня постятся, едят «голодную кутью» — ужин, состоящий из постных блюд. Принято ходить в церковь, святить воду, а по возвращении всей семьей садиться за стол. Для науки остается загадкой, почему святыня не пропадает, не гниет и не цветет. Считается, что она лечит от болезней, ею можно освящать жилища и животных. К крещенским приметам прислушивались с особым вниманием, так как они способны предсказать погоду в течение года, урожай, а также судьбу конкретного человека и жизненные события.

Крещенские традиции и приметы

  • Снегопад в Крещение - к богатому урожаю.
  • Метель в Крещение-к снегу до Пасхи.
  • Снег хлопьями-ясному лету и урожайности.
  • Звездное небо в Крещение-к удачному году без политических и прочих потрясений.
  • Сугробы в крещение-к крепкому здоровью.
  • Непрерывный лай собак в Крещение-к деньгам.
  • Если морозы сильнее новогодних-к щедрому урожаю летом.
  • Если в Крещенскую ночь искупаться в проруби, здоровье будет крепким.

В этот день неукоснительно соблюдались приметы и традиции Крещения, загадывание желаний в праздник считалось наиболее уместным, так как в Крещение небеса представляют собой открытые врата к Господу.

Обряды на загадывание желаний

  • В полночь наливают в емкость святую воду, идут на улицу и шепотом при свете Луны три раза произносят свою просьбу, а потом бросают в туда серебряную монету. Воду выливают на землю, а монету хранят целый год.
  • Желание можно загадать перед церковной свечой, которую потом необходимо хранить в качестве оберега.
  • Утром нужно посмотреть в святыню, загадать пожелание, а после ею умыться.

Гадания в крещенский вечерок и приметы в церковный праздник Крещения Господнего

Издревле в крещенский вечерок собираются компании девушек, которые устраивают гадания. Это не только веселое времяпрепровождение, но и соблюдение определенных народных ритуалов, которые, по сути, являются элементами истории русского народа. Дошли из древности до нашего времени предсказания по традиционной крещенской каше. Если она рассыпчатая, то год будет радостным, а если пригорала-ее не ели, а выбрасывали. Традиционные развлечения-гадания в крещенский вечерок актуальны и сейчас, так как многие молодые девушки и юноши с нетерпением стремятся открыть тайны своей судьбы.

Гадания крещенским вечерком

  • После заката при свете свечей девушки собирались в кружок и ставили на стол таз с водой. Горячим воском капали в воду и по характеру фигурки определяли, каким будет будущий муж. Если фигура ровная, то он будет богатым, если вытянутая-будет умным, но не богатым, если с хвостиком-будет любящим и ревнивым.
  • Компания девушек садится в круг, берут обручальное кольцо и привязывают его на нитку. Замужняя девушка обходит всех присутствующих со спины, повторяя их имена. На ком кольцо закрутится-та и выйдет замуж.
  • В темном помещении в одиночестве девушка накрывает на стол и кладет белую скатерть. Ставит два прибора, при этом, вилку и нож класть нельзя. На тарелки кладет печенье, ягоды, фрукты, конфеты. Свет выключает, зажигает свечу, окна и двери запирает и начинает звать: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». Через некоторое время начнет завывать ветер или скрипеть дверь. Это суженый идет. Когда он появится, девушка должна тихо сидеть и не шевелиться, не произносить ни слова. Это домовой-в образе будущего мужа. Нужно запомнить его черты, но ни в коем случае не разговаривать. Потом в упор спросить суженого: «Как звать?». Он должен очень удивиться и полезть в карман. В этот момент нужно быстро сказать: «Чур меня! Чур моего стола!» и перекреститься.

Заговоры и обряды в праздник Крещения Господнего или Богоявления

Считается, что день Крещения Господнего обладает особой магической силой, так как все духи и привидения бродят по Земле. Заговоры и обряды в праздник Крещения Господнего или Богоявления лучше всего проводить ночью с 18 на 19 января или в сам день Богоявления. Все ритуалы в этот день связаны с водой.

Заговоры и обряды церковного праздника Крещения

  • В полночь набирают воду, на краю укрепляют деревянный крестик и 3 церковные свечи. Туда же кидают три монеты из разных металлов и читают заговор 12 раз: «В ночь встаю, воду святую беру. Святая водичка, святая ночка, освятите тело и душу, приступите, ангелы, крылами тихими осените, мир Божий принесите, Бога в мой дом приведите. Бога привечаю, Бога за стол сажаю, Пресвятой Богородице и Иоанну Предтече молюся: Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. ». В течение года воду можно пить для лечения болезней.
  • Для притягивания денег утром в Крещение ставят воду в емкости и кладут черный хлеб. Зажигают свечу, и с хлебом в левой руке, а стаканом — в правой, читают заговор: «Как правда то, что Господь дал пять хлебов, и то, что Иисус Христос — Божий Сын, так правда, что Господь милостив. Поверни, Господи, мою удачу с запада на восток, с севера на юг. Дай ей не три дороги, а одну — к моему порогу. А ты, горе-злосчастье, найди себе дорогу в змеиную утробу. Там твое место. Там твое житие. Там твое бытие. А я в оберег обряжусь, златом-серебром обвяжусь. Считать мне денег — не пересчитать, горя-злосчастья никогда не знать. Ключом замок закрываю. Ключ в море бросаю. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь». Потом хлеб съедают и запивают водой. Свечу гасят пальцами, а огарок ставят до 12 часов перед иконой и молятся. До вечера не едят и не пустословят. Никому нельзя рассказывать о своих действиях.
  • Для снятия порчи утром в Крещение набирают воду и несут ее в храм освящать. В храме покупают 3 свечи. Затем ни с кем нельзя разговаривать, а дома в центр стола, застеленного белой тканью, ставят емкость с водой. Свечи ставят за сосудом, по краям и зажигают. На огонь смотрят через воду, затем прикладывают руки к сосуду и произносят: «Как чисты помыслы Христовы, так будь чиста моя душа. Как чиста вода святая, так будь тело моё чисто. Я себя умываю, порчу снимаю, дух и тело очищаю. Аминь». Руки окунают в воду, умываются и выливают воду на голову. В течение недели после ритуала никому ничего нельзя давать и самим не брать.

Обычаи праздника Крещения Господнего, или как его еще называют-Богоявления, складывались 2000 лет, и по сей день, верующие люди неукоснительно соблюдают традиции загадывания желаний, купаясь 19 января в водоемах и принося с собой из храмов святыню. Девушки и молодые мужчины и сейчас совершают гадания в крещенский вечерок, правда, иногда заговоры и обряды отличаются от древних и производятся с помощью компьютеров и планшетов. Надеемся, что в этом году на Крещение (Богоявление) приметы предскажут нам теплую весну и ясное лето.

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Праздник Крещения тоже относится к числу двунадесятых, т.е. главных православных праздников, и он в России отмечается 19 января.

Как рассказывается в церковных книгах, этот праздник посвящен очень важному событию в жизни Иисуса Христа. Это событие связано с еще одним христианским святым, который известен как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель.

Еще раньше Христа у бездетных Елизаветы и Захарии родился мальчик, которого назвали Иоанн. По церковному преданию, он родился неспроста, а должен был исполнить в этой жизни очень важную задачу — подготовить народ к приходу Спасителя, стать его предтечей.

Еще совсем молодым Иоанн ушел жить в пустыню. Он одевался в одежды из звериных шкур, питался только медом диких пчел и корнями растений. Так он готовился к своему служению. О нем узнали окрестные жители и стали приходить посмотреть на него и послушать его слова. Он говорил: «Покайтесь в грехах своих — приблизилось Царство небесное, готовьтесь принять Спасителя. Он идет за мной. Креститесь в знак покаяния, я крещу вас водой, а он будет крестить Духом Святым».

Многие верили Иоанну, каялись и крестились в реке Иордан. С тех пор Иоанна стали называть Крестителем, а Предтечей его зовут потому, что он готовил людей к приходу Иисуса Христа, появился раньше его.

Христос тоже услышал об Иоанне и пришел к нему в пустыню. Когда же Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос послушал Иоанна и попросил, чтобы тот крестил и его тоже. Иоанн долго отказывался и говорил Христу, что это он сам должен креститься у него. Но Христос настаивал, и в конце концов Иоанн крестил и его тоже.

Как пишется в Святом Писании, когда Иоанн крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан, открылось небо, и оттуда снизошел на Xриста Святой Дух в виде голубя, а с неба послышался голос Бога, который назвал Христа своим сыном.

Таким образом, по Священному Писанию, Крещение впервые показало миру Святую Троицу: Бог-Отец сказал с неба о своем сыне — Иисусе Христе, а Дух Святой явился всем в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется еще Днем Богоявления.

В этот день в церквах освящают воду и приносят ее домой. Эту «святую», или «богоявленскую», воду пьют сами, ею окропляют жилища, священник освящает ею иконы и другие предметы. Также считается, что именно в этот день вся вода в водоемах становится святой, поэтому принято нырять в прорубь, несмотря на лютые морозы, которые так и называются — «крещенские морозы».

Праздник Крещения совпадает в России с окончанием святок, поэтому он часто сопровождается совсем не церковными обрядами. В этот день можно встретить ряженых, а в крещенские вечера принято гадать о том, что каждого из нас ожидает в будущем.