Ссср модники. Модный приговор советской власти. Силуэты и фасоны

Мода оказалась, пожалуй, единственной областью, где советским гражданам было позволено хоть иногда подавать голос и высказывать свое мнение, которое временами даже учитывалось властями. Советский стиль - это своеобразный диалог между властью и гражданским обществом, похожий на перебрасывание мяча: подает то одна, то другая сторона; мяч же может быть пойман и отправлен обратно пасом (бывало, что пас оказывался жестоким ударом) либо пропущен, оставлен без ответа. История моды СССР укладывается в семь таких раундов. В этой игре-войне побеждал то один участник, то другой, но последнее слово осталось за гражданским обществом.

Долой стыд!

Революции, как водится, делают те, кто суров духом, и Октябрьская в этом смысле не исключение. Ее творцы забыли о материальной стороне жизни - это отразилось и на их манере одеваться: бунтари не изобрели никакой «революционной» моды, а брали у повседневности то, что та им давала. В России на заре ХХ века это была военная униформа, которая вошла в обиход с началом Первой мировой. Френч, гимнастерка, шинель, кожаные куртки и сапоги были функциональны и неброски, как раз под стать непритязательным вкусам строителей светлого будущего. Всякое украшательство одежды, далекое от целесообразности, было осуждено как буржуазное излишество. Так, под раздачу попали костюмы, яркие галстуки, шляпы и кружева. Конечно, можно было и не соблюдать пролетарский дресс-код, но это грозило опасностью быть записанным в буржуи. Находились и такие радикалы, которые вообще предлагали искоренить традиционную одежду как пережиток прошлого. Они организовали общество «Долой стыд!» и разгуливали обнаженными по улицам городов, прикрытые лишь небольшими красными повязками с лозунгами: «Долой стыд!», «Долой буржуазные предрассудки!»

Не менее радикальные, но более талантливые молодые советские художники предлагали не отказываться от одежды, но сделать ее принципиально иной. В стране победившего пролетариата нужно создать новую моду, модели которой будут столь же скромны и функциональны, как и большевистское милитари, но в то же время воплотят в себе оптимизм тех, кто надеется на приближение светлого будущего. Так, новые модельеры попытались предложить стилистическую альтернативу тусклым гимнастеркам и серым френчам старых ленинцев.

Власть ничего не имела против, и при Первой ситценабивной фабрике была создана особая художественная мастерская. Позже появились и другие артели. В задачу модельеров входило создание нового рабоче-крестьянского стиля. По плану одежда не должна быть слишком узкой, ведь труженику требуется свобода движений во время работы. И все бы было хорошо, не увлекись модельеры конструктивизмом. Сначала их геометрически скроенная одежда, украшенная линейными, геометрическими же рисунками, привлекла внимание и интерес общества. Но ненадолго. Как только страна оправилась от послевоенной разрухи и старые фабрики возобновили выпуск материй с классическим рисунком, спрос на конструктивистов прекратился. Власть не подала руку помощи молодым модельерам. Постепенно их артели превратили в обычные ателье, занимавшиеся разработкой стандартной продукции для поточного производства. Стоит отметить, что интерес к революционным экспериментам обошел стороной жен партийных функционеров и деятелей искусства. Ситуация сложилась парадоксальная. Например, самый известный модельер того времени Надежда Ламанова на рабочем месте (в Мастерской современного костюма) с энтузиазмом экспериментировала с конструктивистскими тканями, а дома обшивала советский бомонд в традициях старой моды, без новаторства. В те годы было очень тяжело найти хорошую ткань, о чем жены партийных деятелей и не подозревали. Так что Ламановой приходилось шить из подручного материала: одеял, полотенец, штор...

Власть готова потерпеть

Новая экономическая политика, НЭП, пришедшая в 1921 году на смену политике военного коммунизма, вновь вернула в страну частное предпринимательство. Вместе с иностранным капиталом появились и парижские журналы мод, вскружившие головы совдеповским модницам. В обиход вошли модели в стиле чарльстон: платья-рубашки прямого покроя с низкой талией на бедрах. Они были удобны для всех поклонниц зарубежного стиля, поскольку крой скрывал пропорции фигуры. Это было актуально для нэпманш, часто отличавшихся незавидной полнотой. В моду также вернулись кокетливые шляпки-котелочки, манто, меховые воротники и муфты. Мужчины вновь надели фраки, коверкотовые костюмы, фетровые боты и шляпы «борсалино» из мягкого фетра. Конечно, большинство советских граждан и думать не могли так стильно одеваться - это было по силам только советской буржуазии, сумевшей открыть свое дело и сколотить небольшой капитал. Французский историк Жорж Лефевр, посетивший Россию в 1920-х годах, писал о простых советских гражданах: «Вокруг меня кипит толпа людей с усталым видом в похожих поношенных и однотипных одеждах. Тут и женщины, и мужчины, молодежь и старики. Все классы стерлись. Во всяком случае в смысле их одежд». Рядовые советские женщины тогда носили длинные прямые юбки, косынки и матерчатые туфли на ремешке-перепонке, а мужчины - толстовки и косоворотки, картузы, кепки, брезентовые штаны, сапоги или парусиновые туфли. Может показаться странным, что партия, не поддержавшая в свое время красных художников-конструктивистов, терпела буржуазную моду почти десятилетие. Дело было в том, что молодые модельеры в глазах руководителей страны выглядели лишь романтиками, витающими в идиллических фантазиях. А вот НЭП был делом серьезным. Если бы большевики не пошли на попятную в 1921 году и не санкционировали частичное восстановление старого экономического порядка, в стране, измученной политикой военного коммунизма, вполне могла вспыхнуть новая революция. Требовалось срочно найти путь к диалогу с обществом, и ради этого власть могла потерпеть и парижские платья на городских улицах.

Сталинский подарок

От НЭПа отказались к 1928 году. Теперь Советская Россия вступала в эпоху «большого перелома». Она должна была пройти через горнило индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Все силы СССР были брошены на реализацию этих проектов, и частный капитал, не подлежащий государственному контролю, утратил право на существование. Вместе с ним ушли в прошлое и большинство модных ателье, а те, что остались, выполняли плановый заказ, выпуская потоком грубо скроенные пальто, платья и ботинки. Государство вновь привело простых граждан к суровому аскетизму. Любая инициатива была наказуема и оборачивалась драматическими последствиями: так, в те годы существовала организация Союзхлопкосбыт, художественный совет которой возглавляли Александр Перелицын и Вера Муницына, возможно, последние представители советского конструктивизма в текстильной промышленности. Не видя в своих действиях никакой крамолы, они выпускали ткани с агитрисунками: комбайнами, молотилками, дымящимися трубами заводов, линиями электропередачи... Но 6 октября 1933 года в газете «Правда» появился фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн». Его автор - журналист Григорий Рыклин - писал о предприятии Перелицына и Муницыной: «Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным... И все, что носим с вами... - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю... Находились и овцеподобные коммунисты, которые послушно блеяли, считая хулиганские выходки новаторством и «шагом вперед». Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство». Дальнейшая судьба Перелицына и Муницыной неизвестна...

Несколько лет советская власть была занята строительством заводов-гигантов и уничтожением зажиточного крестьянства. К 1935 году все было завершено, и руководство страны решило поощрить своих граждан. «Жить стало лучше, жить стало веселее» - эта фраза, произнесенная Сталиным 17 ноября 1935 года на Всесоюзном совещании рабочих и работниц, стала лозунгом той поры. Заново открывались кафе и рестораны, в магазинах появилось хорошее вино и конфеты, икра, белая и красная рыба, началось массовое производство косметики и духов. И конечно, открылось много новых ателье. Но модные журналы достать было невозможно. Предполагалось, что теперь советская мода сможет развиваться самостоятельно, без оглядки на Запад. Однако ответ общества на предоставленную свободу не совпал с прожектами руководства. Советские женщины стали приобщаться к мировой моде через американские кинофильмы, которые тогда часто крутили в кинотеатрах. На экране блистали Энн Хардинг («Преданность»), Милдред Харрис («Классный парень»), Рита Хейворт («Только у ангелов есть крылья»). Им подражали даже первые советские звезды кино, эстрады и балета: Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Галина Уланова. Так, в моду стали входить платья, скроенные по косой, с завышенной линией талии, рукавами фонариком и маленькими отложными воротничками. Чуть позже приобрел популярность спортивный стиль. Советский человек должен был развивать свое тело, дабы встать на защиту отечества, окруженного врагами. Плечевая линия женского костюма расширилась, в моду вошли накладные карманы, большие отложные воротники, юбки с высокой талией и вертикальными складками. Среди мужчин были популярны широкие брюки с очень свободными пиджаками, косоворотки, спортивный трикотаж и парусиновые туфли. Формировался некий комбинированный советский стиль - отчасти заимствованный, отчасти самостоятельный. Неизвестно, стала бы власть вмешиваться в этот спонтанно текущий процесс, но началась война, которая остановила эволюцию советского костюма на четыре года.

Первый протест

В 1941-1945 годах было не до нарядов. Но после победы советские женщины быстро забыли серые военные будни. Наступило время так называемой трофейной моды, когда граждане СССР носили одежду, привезенную из Европы в солдатских вещмешках. Однако этот период был недолгим, и после начала холодной войны отечественные модельеры вновь начали работу над созданием самостоятельного советского стиля. Задача была политической: СССР не мог ударить в грязь лицом перед Западом. Теперь в моду вошел обтекаемый силуэт: платье ниже колен с высокой талией и накладными плечиками. Мужчины одевались в двубортные костюмы темного цвета с широкими брюками. Пользовались популярностью пальто из габардина и широкополые шляпы. На Западе посмеивались над тем, как одеваются строители коммунизма, отмечая, что, как бы хороши ни были изделия советской легкой промышленности, они успевают страшно надоесть, поскольку ставятся на поток и продолжают штамповаться в течение нескольких лет. Однако большинство граждан СССР были вполне довольны тем, что предлагает им плановая экономика.

В это же время в советском обществе молодежь перестает быть только возрастной группой, а превращается в новую социальную общность. Это был быстротекущий процесс, обусловленный повышением качества жизни в СССР. Теперь в некоторых семьях дети, окончив школу, не шли на работу, дабы пополнить семейный бюджет, а стали поступать в институты. Таким образом, возникло сообщество молодых людей с относительно широким кругозором, активно общающихся между собой. Именно в этой среде и появились любители красивой жизни (стиляги) - первые, кто осмелился своим внешним видом выразить протест против нивелирующего воздействия советской моды, а по сути, и всей советской власти.

Из серой массы советских граждан стиляги выделяли себя броской одеждой, как бы декларируя: прочь усреднение, к черту скромность, простоту и чувство меры! Так индивидуализм вошел в конфликт с государственной установкой на аскезу и невыразительность. В конце 1940-х облик стиляги (стиляжничество было по преимуществу мужской модой) определяли широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, яркие носки и галстук «пожар в джунглях» с изображением пальм, обезьян или бабочек. Спустя несколько лет стиляги сменили моду: теперь они носили брюки-дудочки, свободный клетчатый пиджак с широкими плечами, узкий галстук и зонтик-трость. Особым шиком считались яркие ботинки на «манной каше» - каучуковой платформе, которую умельцы наплавляли на обычную подошву. Голову стиляг украшали длинные волосы с высоким набриолиненным коком надо лбом и длинными бачками на щеках - оппозиция привычным боксу и полубоксу. Свои заграничные наряды советские модники либо покупали у фарцовщиков, либо заказывали частным портнихам, воспроизводя модели, которые они видели в иностранных фильмах («Тарзан», «Серенада Солнечной долины» или «Девушка моей мечты»). Советское общество тут же отвергло «низкопоклонников перед Западом». Патрули дружинников ловили модно одетых молодых людей, сбривали им волосы, распарывали узкие штаны, у пиджаков вырывали накладные плечи, отрезали галстуки. Стиляг песочили на собраниях, а особо непокорных отчисляли из вузов или исключали из комсомола, лишая карьеры. Пресса высмеивала их как дешевых спекулянтов, которые продали совесть за жвачку и шмотки («Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»). В ответ стиляги замкнулись, ушли в андеграунд, но не отреклись от своих идеалов и продолжали дразнить общество на свой страх и риск. Так, особым шиком считалось профланировать по бродвею, или броду (центральной улице города), в самом ярком и вызывающем наряде. Они так и остались несломленными и сошли с исторической сцены самостоятельно к середине 1960-х, когда из юношей превратились в мужчин. Многие из них спились или погибли от наркотиков, но своим упорством стиляги показали власти, насколько мощным идеологическим фактором может быть мода, и заставили советских руководителей задуматься над тем, во что одеты граждане СССР. Именно поэтому во времена хрущевской оттепели вопрос о создании нового советского стиля, отвечающего мировым стандартам, был далеко не последним.

Особенно на это повлиял Фестиваль молодежи и студентов, проведенный в Москве в 1957 году. По словам известного саксофониста Алексея Козлова, фестиваль сыграл громадную роль в перемене взглядов советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни. До него «страна жила по инерции в некоем оцепенении и страхе, несмотря на то, что Сталин как бы ушел в прошлое. Косность и враждебность советского общества по отношению ко всему новому, особенно западному, нельзя рассматривать лишь как результат советской пропаганды. Я на своем опыте давно убедился в том, что и безо всякой агитации российской массе свойственна нетерпимость ко всему чужому, а также нежелание узнать получше и разобраться: а вдруг понравится»?

Модный коммунист

С конца 1950-х советские модельеры начали активно осваивать стиль New Look, созданный Кристианом Диором еще в конце 1940-х и продолжающий динамично развиваться в новом десятилетии. Стали популярными мягкие силуэты, удлиненные платья с широкой пышной юбкой, осиная талия, подчеркнутая поясом, рукава-кимоно и обувь на шпильках. Хрущеву стиль понравился, несмотря на то, что на Западе его считали одеждой для буржуазии. Наши модельеры и далее пытались проявлять гибкость (правда, зачастую с опозданием), улавливая новые тенденции в мировой моде. Во второй половине 1960-х стал актуален лаконизм, четкие пропорции и плавные линии а-ля Коко Шанель: свитера, джемперы, жакеты, плиссированные юбки и платья рубашечного покроя.

Правда, качество советской продукции оставляло желать лучшего. Поэтому те, кто хотел одеваться стильно, были вынуждены шить новые наряды у частных портных. «Самопошив» стал настоящим подпольным бизнесом, ускользавшим от налогов и подрывавшим принципы социалистической экономики. Власть это прекрасно понимала и всячески старалась искоренить ростки частного предпринимательства. Так, в постановлении ЦК КПСС и Совмина от 6 марта 1959 года прямо говорилось: «Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства». Выход из ситуации Хрущев нашел в своем духе - пусть модницы шьют свои наряды сами. Тут же началась широкая продажа готовых выкроек, а в школе на уроках труда девочек стали обучать азам кройки и шитья. Редкая молодая женщина той поры не умела обращаться со швейной машинкой.

Но самое главное заключалось в другом. За период «оттепели» и власть, и народ поняли, что модно одетые граждане могут быть столь же преданы высоким идеалам, как и те, кто одевается неброско. В журнале «Работница» осенью 1963 года было опубликовано трогательное и весьма характерное для того момента письмо Зинаиды Балах из Никополя. Товарищ Балах каялась, в том, что они с приятельницей несправедливо отнеслись к девушке, одетой в короткую юбку и бесформенный свитер. «Не удержались мы, - переживала Зинаида, - замечание ей сделали». Но вскоре оказалось, что эта девушка обладает добрым сердцем: она и потерявшемуся ребенку помогла, и самой Балах сумки донесла. «До чего же мы иногда бываем несправедливые! - восклицает женщина в конце письма. - Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем».

Три польских батника и штатская дубленка

Новый подход стимулировал дальнейшее развитие моды. По сути, она оказалась единственной сферой советской культуры, где в эпоху застоя просматривалась хоть какая-то динамика. Правда, теперь под руку с модой шли два друга - дефицит и блат. Дело в том, что в СССР спрос продолжал заметно превышать предложение. Чтобы купить себе мало-мальски модную вещь, приходилось отстаивать огромные очереди, записывая свой номер на ладони.

Проще было доставать дефицитные товары по блату, если находился знакомый, работающий в сфере торговли. Обеспечена всем была только советская номенклатура. Одеваться со вкусом теперь вошло в моду у советских руководителей, которые могли делать покупки в специальных магазинах, например в сотой секции ГУМа или «Березке». «Побочным эффектом» новых веяний стало рождение еще одной молодежной общности - мажоров, детей высших чиновников, часто ездивших за границу и привозивших новомодные прикиды своим чадам. Мажоры не стеснялись демонстрировать превосходство перед простыми гражданами, одеваясь в сильно приталенные узкоплечие вельветовые пиджаки, облегающие расклешенные брюки и рубашки с жабо, дополненные широкими галстуками в горошек или косую полоску. Как пелось в куплетах того времени: «Он ведет папин ЗИМ, / За рулем пьяный в дым, / И чувиха в узких брюках / Красит губы рядом с ним».

Однако никакой политической обструкции золотая молодежь не подвергалась - в стране уже прочно утвердились двойные стандарты: что кому можно, а что нельзя. Неслучайно в те годы был популярен анекдот. Встречает Брежнев в аэропорту Ричарда Никсона, прилетевшего в СССР с официальным визитом, целует его и спрашивает: «Ну как, джинсы привез»? Никсон целует Брежнева в ответ: «Конечно, привез, и тебе, и Громыко»!

Во времена Брежнева общее международное напряжение холодной войны заметно спало и начался процесс разрядки. В Советском Союзе стали появляться иностранные журналы мод и пластинки, а музыкальная культура определила стиль молодежной одежды. Это было время Beatles, Rolling Stones, АВВА. Советские модницы плакали по Джону Траволте, который тогда сыграл главную роль в нашумевшем музыкальном фильме Saturday Night Fever («Лихорадка субботнего вечера») - эту картину в Советском Союзе знали по саундтрекам. С опозданием на десять лет по сравнению с Америкой и Европой в моду вошли мини-юбки, которые иногда носили вместе с ковбойскими жилетками с бахромой. Но главным шоком для советских граждан оказалась идея женских брюк. Женщину в брюках могли не пустить на танцы или в ресторан (в мини пускали). К брюкам полагались еще жакет с отложным воротником и тупоносые туфли на толстом каблуке. Этот наряд был легализован только в 1973 году.

Хиппи в Советском Союзе было мало, но свой след в истории они оставили. Именно «дети цветов» ввели в моду расклешенные брюки немыслимых расцветок (например, салатовый или пурпурный), а также приталенные рубашки, носившиеся навыпуск. Вскоре распространилась и мода на джинсы. Самым шиком считались джинсы клеш с машинной вышивкой, цветочными рисунками и многочисленными кармашками, украшенными клепками. Спросом пользовались и более скромные модели, которые иногда выбрасывали на прилавки советских магазинов, - светло-голубые югославские, болгарские или греческие. Пределом мечтаний оставались американские Lee, Levi"s или Wrangler. В то время даже ходили частушки вроде таких: «Переспать с Анжелой Дэвис вам помогут джинсы «левис»!» и «Не носите джинсы «левис», в них е...ли Анжелу Дэвис, а носите джинсы «ли», в них Анжелу не е...ли». На черном рынке джинсы стоили от 120 до 160 рублей - месячная зарплата советского инженера. К середине 1970-х в моду вошли джинсовые юбки с разрезом, которые, как говорили, «помогают идти в ногу со временем». Джинсовыми были также сарафаны, батники, жилетки и кепки с большим козырьком. Все это великолепие можно было достать только у фарцовщиков, которые покупали или выменивали свой товар у иностранцев. Попасть к «клиенту» пионерам советского предпринимательства было непросто, так что приходилось прятаться, притворяться болгарскими туристами, чтобы проникнуть в гостиницу. Там «предприниматели» умудрялись облапошить доверчивых иностранцев, подсовывая им вместо пачек с деньгами «куклы». Похожий фокус они проделывали и с покупателями, продавая в запечатанной упаковке только одну джинсовую штанину. Но даже если вещь оказывалась качественной и целой, она обычно не точно подходила по размеру. Поэтому модницам приходилось залезать в новых джинсах в горячую ванну - так ткань «садилась» и облипала тело. В Москве фарцовщики обычно спускали с рук свой товар на Беговой улице или в туалете на углу Кузнецкого Моста. Власти об этом прекрасно знали и временами устраивали облавы, которые, правда, нечасто увенчивались успехом. За фарцу полагалось до семи лет, но доказать вину пойманного было очень трудно, так что его через некоторое время отпускали, и он возвращался к своей деятельности.

Но все же фарцовые вещи были дороги, и советские женщины, помня стародавние заветы Хрущева, продолжали шить себе модную одежду сами, по журнальным выкройкам. Самыми популярными журналами были латвийская «Ригас модес» и редкая немецкая Burda. При этом модельеры зачастую оказывались в трудных обстоятельствах. То одного материала нет, то другого. Или поступит распоряжение министерства создать коллекцию из залежалых «подкладных» тканей, а что эти ткани нельзя гладить, поскольку на них остаются пятна от горячего, никого не волнует. Зато наши стилисты научились виртуозно справляться с тяжелыми ситуациями. Рассказывают, например, как молодой Вячеслав Зайцев за несколько часов сшил собравшимся на море товарищам плавки из шторы, снятой с окна.

Альтернативой джинсовой моде было довольно популярное женское ретро - трикотажные юбки до колен, светлые рубашки с отложными воротничками и блузки. Считалось, что это русский стиль, но, как признавалась одна из ведущих манекенщиц того времени, Марина Блиновская, «в Доме моды мы втихаря ориентировались на заграничные журналы. Конечно же, все «слизывали»! А что мы еще могли увидеть? У нас был тогда железный занавес». Это калькирование не мешало советским модельерам весьма успешно выступать на зарубежных конкурсах. Русские девушки-модели считались самыми эффектными (в СССР тогда не было такой профессии - модель, манекенщицы приравнивались к разнорабочим).

Последний разговор

В 1980-х кризис советской власти вошел в завершающую стадию. Мода раскололась на официальную и неофициальную. Первая ассоциировалась со строгими костюмами партийных лидеров, чиновников-бюрократов. Именно так воспринимались устаревшие модели женских костюмов-двоек, которые носили комсомольские работники и женщины из роно. Раздражающей оказалась и новинка советских модельеров - костюм деловой женщины а-ля Маргарет Тэтчер (жакеты прямого покроя с английским воротником и золотыми пуговицами, двубортные пиджаки и прямые юбки ниже колен).

Общество, в первую очередь молодежь, вновь противопоставило государственному стандарту свою манеру одеваться: мини-юбки, лосины, большие бесформенные джемперы с огромными плечами, куртки из металлизированной синтетики, кроссовки и сапоги «луноходы». В моду вошла искусственная завивка «взрыв на макаронной фабрике» и вызывающий макияж: яркие тени, подводка глаз под острым углом к переносице, сиреневая или фиолетовая помада и темный контур губ. Мужчины стали носить слаксы, рваные джинсы, мокасины и разноцветные рубашки. Власть попыталась как-то остановить экспансию деструктивного стиля с помощью разъяснительных бесед в школах и статей на страницах молодежных журналов, но это вызывало только усмешки. Ее больше не боялись, а для репрессий у партии уже не хватало зубов. В 1991 году ее не стало. Последний раунд «модной» игры был проигран государственной вертикалью вчистую.

Нашёл на сайте Fashiony весьма интересный обзор по истории советской моды 1970-х и 80-х.

1970-е годы

В 1970-годы желанными вещами модниц были сапоги-чулки, водолазка-лапша, брюки-клеш, желательно джинсовые, платья цветастых расцветок, наряды в клетку, в почете были искусственные ткани (кримплен).

Алла Пугачева

Сапоги-чулки

К середине 70-х годов длина мини завоевала ум женщин, но в отличие от 60-х годов, предпочтение отдавалось расклешенным юбкам и платьям.

К концу 70-х в моду вошли пушистые меховые шапки, не без помощи героини Барбары Брыльски из фильма «Иронии судьбы или с легким паром», а особенно были популярны шапки из лисьего меха.

Кадр из фильма "Ирония судьбы или с легким паром"

Модель Татьяна Соловьева (Михалкова)

Из показов Вячеслава Зайцева

Советские модницы выщипывали брови в ниточку, обильно красили ресницы и наносили светлую помаду с эффектом блеска.

1980-е годы

1980-е годы сопровождались ломкой стереотипов, это время было тотального дефицита, что существенно отразилось на моде. В моде был стиль унисекс, что значительно повлияло на психологию тогдашней молодежи, грубое, вызывающее поведение девушек нередко сопровождалось драками на дискотеках, и это считалось нормой поведения.

Моду 80-х годов можно охарактеризовать, как спортивный авангард, одежда прямоугольного силуэта, с широкими плечами, прослеживалась тенденция к геометризму, наряды декорируется асимметричными треугольными вставками, бесчисленными карманами, модницы носят дутые плащи, куртки, сапоги, мужчины и женщины предпочитают одежду одинакового покроя.

Показ Валентина Юдашкина

Ирина Понаровская

В начале 80-х годов на пике популярности были брюки-бананы, заканчивающиеся внизу пышной оборкой, как правило, их носили с топами.

Примерно с середины 1980-х годов в моду вошли так называемые «варенки», этот шедевр производили в домашних условиях - варили с отбеливателем, данный тренд носили все, начиная с представителей поп-групп и заканчивая обыкновенной молодежью.

В середине 1980-х вошел в моду рукав под названием «летучая мышь», помню мы не договариваясь купили с подружкой одинаковые кофты (примерно, такие как на этой картинке), и когда узнали об этом не разговаривали друг с другом неделю, впоследствии ни она, ни я, эти пресловутые кофты не носили, и это было в эпоху дефицита. В настоящее время все, наоборот, при таком богатстве выбора и цен, народ умудряется одинаково выглядеть, как с одного детдома, извините, за лирическое отступлении, итак дальше.

Головные уборы также были достаточно интересными, девушки носили «шапки-трубы», а парни вязаные «петушки».

Шапка-труба

Шапка "Петушок"

К концу 80-х годов в моде произошел существенный прорыв, я думаю русскоязычный журнал «Burda Moden» внес свои существенные коррективы, никакой унификации, пиджаки с широкими плечами заменили более женственные, кокетливо приталенные, вошли в моду юбки-тюльпаны, ажурные колготки с люрексом, широкие ремни, единственное, еще до сих пор актуальны подкладные плечики в блузах, жакетах, платьях, появились первые лосины, тогда их носили сдержанных цветов, в основном черные.

Из аксессуаров отдавали предпочтение украшениям из цветной пластмассы: клипсам, бусам, многочисленным браслетам.

В почете было занятие аэробикой, вместе с модой на аэробику пришли полосатые шерстяные гетры, которые носили не только во время занятий спортом, но и просто так.

В моду вошли бунтарские прически в виде начесов, в которых прослеживались мелированные пряди, нещадно заливаемые лаком «Прелесть», некоторые дамы отдавали предпочтение химической завивки, несомненно, на моду тех лет повлияла эпатажная певица Мадонна.

В макияже присутствует буйство красок, цветовая палитра без ограничений, яркие тени, не выщипанные брови, губная помада обязательно перламутровая, а за флакон духов «Опиум» женщины были готовы продать душу дьяволу.

Группа "Кино" и Виктор Цой

Вячеслав Бутусов

Группа "Алиса" и Константин Кинчев

Атрибутами рок-направления были кожаные куртки с заклепками, перчатки без пальцев (митенки), обилие значков, заклепок, в которую облачалась молодежь. Появились такие неформальные движения, как панки, металлисты, скинхеды.

Мода - штука цикличная, и никого уже не удивляют на подиумах и обложках журналов фасоны и модели и брюк точь-в-точь как в маминой молодости или напоминающие бабушкины. Так и мода 80-х гг. становится сегодня очень популярной. И хотя специалисты утверждают, что это время было самым провальным, с точки зрения стиля, мы помним, какие платья тогда носили, и с удивлением встречаем акценты 80-х в современных вещах.

Общие тенденции

Вообще, 80-е можно смело разделить на две эпохи - до и после перестройки. Первая половина десятилетия, несомненно, больше похожа на СССР, и модели платьев были более консервативными и строгими. А вторая половина, особенно 87-90 годы, - это хлынувший на советских женщин поток модных журналов, ярких вещей, пластиковой бижутерии, откровенных фасонов. В 87 году свои первые коллекции выпускает Валентин Юдашкин, небывалую популярность завоевывает Слава Зайцев, выходят такие фильмы, как “Самая обаятельная и привлекательная”, “Маленькая Вера”, “Любовь и голуби”, “Интердевочка”, где моде и нарядам отводится не последнее место. Достаточно вспомнить, как героиня покупала у фарцовщика модные наряды, как в подобных щеголяла на курорте Раиса Захаровна, и какие умопомрачительные платья и шубы носила героиня Елены Яковлевой.

Силуэты и фасоны

Итак, в этот период наблюдается тенденция к новым модным течениям, часть женщин облачается в смелые наряды по западному образцу, а часть остается верна традициям. Именно поэтому в моде и наивное ситцевое в цветочек платье, отрезное по талии с юбкой-татьянкой, и смелые платья-чехлы с асимметричным кроем, и приталенные наряды в стиле милитари.

Основной тренд начала 80-х - Х-силуэт, или песочные часы, который создавался с помощью увеличения линии плеч и утягивания талии. Еще одна модная деталь кроя - вырез-лодочка, которая в сочетании с узкой талией делала линию плеч визуально шире. Юбка могла быть дополнена длинной баской, делающей талию уже, а бедра шире.

В этот период популярно и платье-рубашка с длинным рядом пуговиц, отложным воротничком и узким тканевым пояском. Носили его и как летний вариант, и зимой с высокими сапогами с широким голенищем и узким носом. Дополняли костюм шейным платком. Также невероятно популярен стал тренд платья-сафари. Бежевое или коричневое платье из джерси на пуговицах или синее платье в полоску с поясом комбинировали со светлыми водолазками, туфлями на платформе и большими солнцезащитными очками в широкой коричневой оправе.

Новые стили

В середине десятилетия в моду вошел силуэт-прямоугольник. Женщины облачились в мешковатые пальто и платья с широкой талией без ремня или пояса.

Субкультурные течения панк и гранж выразились в кожаных прямых платьях и кружевной отделке. В этот период фасоны платьев становятся и нарочито сексуальными. Очень популярно платье-труба из тонкого обтягивающего все тело материала. Это платье было очень простого кроя, обычно ультра-мини с круглым глубоким вырезом, приспущенным на одно плечо.

Юбка

В безусловном тренде была длина мини. Общество почувствовало свободу, и все, кто мог себе позволить, нарядились в мини-платья. Однако на работу или учебу носили все же миди, так в моде было платье отрезное по талии с расклешенной юбкой длиной до середины икры.

Их сочетали с высокими сапогами на каблуке. Впрочем, носили и макси - широкая длинная юбка и утянутая ремнем талия были спутниками модного платья 80-х годов. Его носили под широкое пальто с непременным длинным шарфом.

Что касается фасонов, то носили практически все - и юбку-тюльпан, и гофре, и солнце, и четырехклинки, и татьянку. Также платье могло быть с разрезами по бокам или сзади. Особенной популярностью пользовалась и юбка-годе - узкая в бедрах с сильным расширением к низу. Платья с такой юбкой носили на выход или в качестве делового костюма.

Рукава

Длина и крой рукава - это заметная акцентная деталь костюма того времени. И одним из самых популярных вариантов был рукав “летучая мышь”. Так называют особый крой, который сочетает очень широкую пройму и узкий рукав. Мода 80-х гг. сделала такой рукав пределом мечтаний всех модниц, и он прекрасно дополнял тонкие трикотажные платья-мини с высоким воротником или платья-футляры с узкой юбкой. В сочетании с широкими плечами рукав летучая мышь делал талию визуально еще тоньше и давал образу свободу вместе с изяществом. Надо сказать, что в те времена такой фасон платья отлично вписывался в любой дресс-код - и в деловой, и в повседневный, и в вечерний.

Другой вариант модного рукава платья 80-х годов в СССР - с буфами. Это широкий пышный рукав у плеча, сужающийся к низу. Длина рукава может быть разной, и короткой, и длинной. Такие буфы делали даже на форменных платьях, сшитых на заказ девушкам-старшеклассницам.

Еще одна особенность, больше характерная для платьев второй половины 80-х - это рукав, спущенный на одно плечо. Такие вольности допускали в то время уже многие, и вечерний выход молоденькой модницы с таким оголенным плечом и мини был на пике моды.

Детали

Как мы уже отметили, силуэт "песочные часы" был невероятно популярен в 80-х, причем акцент делали и на плечах, и на талии, и на бедрах. Женщины в этот предперестроечный период стали более эмансипированы, они стали получать информацию о модных трендах из-за рубежа и копировать ее в самом утрированном варианте. Так, модные платья 80-х годов были с широкими массивными плечами. Это достигалось за счет толстых подплечников и декора - цепочек, складок ткани и даже погон.

Акцент на талии делался с помощью широкого кожаного ремня, нередко контрастного цвета. А бедра могли выделить особым кроем, например, складками на юбке. Несмотря на такую гипертрофированность деталей, силуэт получался утонченным и женственным.

Вообще, в моде было все массивное и большое: если пояс, то почти корсетного типа, если воротник, то апаш, если фурнитура, то массивная и яркая. В моде были воланы и жабо, драпировки и смелое сочетание тканей. А вот романтический стиль диктовал наличие рюшей, оборок и воланов. Платье деловой женщины могло быть дополнено большим бантом на воротнике или тем же жабо. 80-х годов могли быть дополнены обилием деталей: и шнуровкой, и воланами, и драпировками. Все это делало наряды разнообразными, непохожими друг на друга и на то, что носили раньше.

Ткани

Синтетика была еще не так популярна, как в 90-е, поэтому чаще платья 80-х годов шили из натуральных тканей. Но в продаже уже появились ткани стрейч. Из них шили узкие обтягивающие платья-мини. Однако отдельно стоит отметить кримплен, синтетическую легкую и немнущуюся ткань. И хотя пик его популярности пришелся на 70-е годы, в 80-х все еще продолжали шить из него платья.

Доступными стали джерси и деним, вельвет. Из них шили платья и сарафаны. В вечерних нарядах стали использовать люрекс и пайетки, металлизированные ткани, например, глубокий серебристый цвет “мокрый асфальт”. Романтический же стиль поддерживался крепдешином и ситцем в мелкий цветочек.

Детские и подростковые платья

Отдельного упоминания заслуживают платья 80-х годов, которые носили девочки-школьницы. Несмотря на предвестники перестройки, это все же было советское время, и если студентки и молодые женщины могли позволить себе многое, то школьницы все еще носили форму.

У учениц первого-седьмого класса это было лаконичное отрезное по талии коричневое платье чуть выше колена, старшеклассницы же могли носить костюм-тройку, это стало нововведением этого десятилетия. Чтобы воочию увидеть школьные детские платья 80-х годов, достаточно посмотреть “Приключения Электроника”, “Гостью из будущего” или любую серию “Ералаша”.

В свободное время старшеклассницы носили либо простые платья с воротником стойкой и юбкой-полусолнцем, либо, при наличии возможности и связей, сшитые на заказ или купленные у фарцовщиков джинсовые и и наряды, во многом копирующие взрослые платья.

О женской моде 50-х годов (в т.ч. и о женской моде 50-х годов в СССР) написано не мало. А вот о мужской моде пишут не так много и не так часто. Возможно, потому, что в 50-х годах мужская мода не менялась так кардинально, как женская. И все же, мужская мода 50-х достойна внимания, как и любая мода, которая имеет свою историю.

В этом посте я не буду рассматривать то, как одевались стиляги - это отдельная субкультура. Я просто опишу, как одевались обычные мужчины в 50-х годах в СССР.

Военная форма. Хотя после окончания Великой Отечественной войны прошло уже пять лет, на улицах городов встречалось много людей одетых в военную форму. Шинели, гимнастерки со споротыми погонами, шапки, фуражки, галифе, сапоги встречались в уличной толпе довольно часто до середины 50-х годов. Из-за дефицита тканей и одежды, мужчинам приходилось донашивать армейское обмундирование и в мирное время.



Одежда .
Мужчины носили двубортные и однобортные костюмы полуприлегающей классической формы, широкие брюки (ширина 30-35 см) со складками у талии и манжетами внизу, сшитыми из однотонной ткани или ткани в полоску. Костюм дополнялся галстуками, как правило, в полоску.

Рубашки носили в основном белого цвета, а так же в клетку или в полоску.

Очень распространены были кепки, их носили и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. Чуть позже в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. А потом и вовсе возникает мода ходить без головного убора. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки.


В качестве верхней одежды носили пальто. Они шились из толстого драпа, сукна с большими вместительными карманам, с большим воротником и утеплялись ватой, поэтому пальто были очень тяжелыми.


Мужское бельё 1950-х годов - это белые кальсоны, майки, семейные трусы.
Майки были повсеместны и на любой возраст. В основном майки были голубовато-линялого или белого цвета.

А трусы были чёрными. Чуть реже - из синего сатина. Чуть позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они назывались «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии 48-50 см., ширина штанины в нижней части - 65 см.

Плав ки были, но далеко не у всех, поэтому на пляж мужчины тоже ходили в семейных трусах.


Подтяжки для носков - вещь в 50-х годах крайне необходимая в мужском гардеробе. Это было единственное средство, поддерживающее носок на ноге и не дающее ему сползти вниз (правильное название - подтяжка мужская). В это время в СССР носки выпускали еще без резинок. П роблему со сползающим и носк ами решали подтяжки для носков. Они представляли собой широкую резинку, которая закреплялась под коленом. К этой резинке прикр е плялась другая резинка с зажимом , к которому и крепился носок.

Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно теряет тяжелые и массивные формы, линия плеч пиджаков становится более покатой, многие носят короткие чуть приталенные пиджачки с широкими брюками, линия талии у брюк 1950-х годов подчеркнуто высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз, отделанных широкими резинками по талии и у щиколоток и свитеров, приталенные пиджаки спортивного типа с кокеткой на спине и с хлястиком. Под пиджак, на манер 1940-х годов, многие надевали трикотажные безрукавки, однотонные или с орнаментальным узором. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, сделавшиеся суперпопулярными.

Модники старались приобрести ботинки на рифленой каучуковой подошве. Очень распространенной вещью молодежного мужского гардероба были курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, еще с 1940-х годов получившие в народе название «хулиганки», кроме того, в Ленинграде их называли «москвичками», а в Москве «ленинградками». А еще они назывались "бобочками". Такие укороченные курточки с молнией на груди, выпускались советскими швейниками в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Особым шиком были короткие спортивного покроя куртки на молнии, с накладными карманами на груди.


Одежда носилась долго. Брюки штопались, пока это было возможно. Одежду из дорогих (относительно) тканей - костюмы, пальто - перелицовывали (т.е. внутренняя сторона вещи становилась лицевой), и т аким образом получалась практически новая вещь . Рубашки же часто передавались младшим в сем ье.

Обувь . Летом мужчины надевали сандалии на босу ногу или чувяки . Носили ещё (редко) и парусиновые сапоги, лёгкие, летние. Такие сапоги мог носить тот, кто ходил с портфелем - начальник или чиновник (что, по сути, одно и то же). Так же носили обычные ботинки.



Вот чувяки.

Еще носили парусиновые туфли. Туфли натирали сь мелом, отчего те становились белыми, «богатыми».

А так же хромовые сапоги. Это был - шик. В самом «шикарном» варианте г оленища сапог сдви гались вниз «гармошкой». "Гармошку" часто делали плоскогубцами, просто сжимали кожу по линиям ромбов, а затем проходились киянкой. Такие сапоги надевались только «на выход». Для работы - кирзовые или яловые, а хромовые - для праздника и зависти.

Хромовые сапоги.

Сапоги: союзка из юфти, голенище из кирзы.

Зимой многие мужчины носили ноговицы . Есть рукавицы, а есть и ноговИцы - одежда для ног. По форме - это валенки , только более лёгкие. Каждая ноговица состоит из двух стёганных (прошитых) одинаковых половинок по форме и по размеру ноги. Эти заготовки похожи на двойной бутерброд: плотная ткань - вата - ткань подкладочная, внутренняя. Половинки сшиваются, выворачиваются как чулок - всё, надевай. Левых, правых ноговиц нет, разделения на «мужские» и «женские» тоже не существует. Ноговицы ещё называли «б у рками». И носили их обязательно с галошами. Так же носили валенки.

Кстати, о галошах. Галоши носили самостоятельно, как обувь, с ноговицами, с валенками, а ещё надевали на туфли или ботинки, чтобы не испачкать их грязью. При входе в помещение галоши снимали и ходили в чистой обуви.

Другой вид обуви, который надевался поверх туфель или ботинок в сырую, грязную погоду - это боты.

1. мужские боты на пряжке с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой
2. мужские боты без застежки с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой

Остальные детские и женские.
Основное отличие бот от галош было в том, что боты были выше. Боты делались с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой или были цельнорезиновыми, черного цвета ли цветные.

А такой вариант зимней обуви, который шили из белого войлока и кожи, тоже называли бурки. Они стоили намного дороже валенок. Такие бурки могли себе позволить высшее партийное руководство, чиновники руководящего уровня и генералитет.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов.

Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.


Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)
Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.
«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.
Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.


Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год
Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.
Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.
В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.


В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.


Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте
В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.
Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.


«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.
Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.
В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».
Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.
Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.
В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.


Модные девушки 20-ых
Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.
Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.
Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).



Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».
Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».
«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе» , - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924
Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.
Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)