Животные которые живут в холодных странах. Тема: "Животные холодных стран". Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой

Ж ивотные Арктики:

Горбатый кит

Касатка

Арктическая крачка

Заяц беляк

Песец

Морж

Тюлени

Нарвал

Белый медведь

Овцебыков относят в отдельный отряд – ничего подобного не знает природа. Это непостижимое древнее существо питается очень скудной пищей, не замерзает полярной ночью. В полном соответствии своему названию овцебык – это нечто среднее между быком и овцами. Рога – как у быка, длинная шерсть и короткий хвостик – овечьи. По размеру же современным овечкам далеко до овцебыков: они в длину вырастают до 2,35 метров, а высота в холке в среднем полтора метра.

Шерсть быков очень густая и теплая, она свисает почти до земли, и поэтому овцебык не боится мороза. Он выдерживает до -60о, и может селиться далеко на севере. Кроме Канады его можно встретить на северных островах и даже в Гренландии.

Образ жизни это комбинированное существо выбрало овечий – овцебык держится большими стадами, зимой кочует к югу. Питаться ему приходится, чем суровая северная природа богата – лишайниками и мхами. При случае же грузный большой овцебык на удивление ловко карабкается по скалам.

При нападении хищника овцебыки, в отличие от многих копытных, не убегают. Они выстраиваются плотным кругом, закрывая спинами телят. Когда хищник приближается, один из стада его атакует и сразу возвращается – защитить детей.

Настоящий уникум среди китов-полосатиков - кит-горбач. Он выглядит довольно неуклюжим, отчасти напоминает гренландского кита толстым телом и относительно крупной головой до трети длины тела. Из всех китообразных горбача выделяют очень длинные (до 4 метров) грудные плавники, саблевидно изогнутые, с бугорчатыми краями.

Горбачи в своих странствиях и на местах постоянного проживания держатся небольшими группами: в нее входят самка с детенышем, сопровождаемые несколькими самцами. Животные очень крепко привязаны друг к другу и не покидают товарищей в беде, особенно крепкие узы связывают взрослых членов стада с китенком.

Среди моряков кит-горбач слывет “весельчаком” : время от времени он выделывает такие невероятные кульбиты, что только диву даешься. Один из излюбленных “фокусов” горбача - прыжки, напоминающие цирковое сальто: кит, разогнавшись под водой, взмывает в воздух, на лету переворачивается брюхом вверх, махая в воздухе громадными плавниками, с грохотом обрушивается спиной в воду, и там уже кувырком через голову возвращается в исходную позицию. Иногда он делает по нескольку таких кульбитов кряду. Когда прыгать нет охоты, горбач просто высоко выставляет голову и громко хлопает по воде ластами. А то ложится на поверхность брюхом кверху и ластами шлепает себя самого. И все это кит выделывает без видимой причины, просто так, для собственного удовольствия…

Касатки самые крупные из дельфинов. Масса их может достигать до 9 т. Их называют киты-убийцы, древние римляне называли их орками, что означает демоны. Их боятся и ныряльщики, и водолазы. В справочном руководстве ныряльщика про них написано, что если на вас напала касатка, то для вас всё уже предрешено, спасения нет.

Крачки относятся к семейству чайковых , но выделяются в особое подсемейство. Населяют преимущественно средние и южные широты. В тундре гнездится только один вид – полярная крачка. Еще один вид - речная крачка – обитает к югу от Полярного круга. По внешности, поведению и образу жизни крачки похожи на чаек, но меньше по размерам, имеют более длинные крылья. Они удивительно легки в полете. Это тоже околоводные птицы, добывают корм на воде. Крачки прилетают в тундру рыхлыми стаями в разгар весны, во время массового прилета других птиц. Вскоре они разбиваются на пары и облюбовывают себе место для гнезда. Обычно для этого выбирают берега тундровых озер, а охотнее всего - островки посреди озер. Бывают гнезда и совсем вдалеке от воды, устроенные на сухих тундровых буграх. Пара от пары селится на удалении, измеряемом сотнями метров или даже километрами. Изредка, обычно на островах, две или несколько пар мирно живут одной маленькой колонией. Кто хоть раз получил крепкий удар острого клюва «по маковке», тот в другой раз не осмелится подойти к крачиному гнезду с непокрытой головой. Эффект нападения усиливается тем, что перед «пике» крачка замолкает и, залетев сзади, выкрикивает резкое и противное «крек» в самый момент удара. Такая самоотверженность крачек при защите гнезда очень действенна. Не удивительно, что их покровительством охотно пользуются кулики, утки, а особенно плавунчики и морянки, которые стараются гнездиться поближе к крачкам. Полярная длиннохвостая крачка – это такая маленькая птичка с красным клювом и красными лапками. Лето полярная крачка проводит в районах Крайнего Севера – на Аляске, на севере Сибири, на арктических островах Канады и в Гренландии.А осенью крачка, как и многие северные птицы, летит на юг, но крачка улетает так далеко на юг, что снова оказывается в краю сплошного льда и снега. Зимует она в Антарктиде!Вот так два раза в год крачки пролетают 32 тысячи километров, только бы не оказаться в теплых краях. Даже в пути крачки стараются избегать жарких стран, некоторые стаи специально делают крюк в несколько сотен километров, лишь бы лететь над холодными районами.

Заяц – беляк сравнительно крупный зверек, длина тела его несколько различна в разных частях его ареала. Наиболее крупные беляки живут в тундре Западной Сибири. Здесь зимой зайцы сосредоточиваются в местах, где возникают большие забои снега, обычно у крутых склонов речных долин. В снегу они вырывают очень глубокие норы длиной до 8 м, которые используют в качестве постоянных убежищ. В отличие от лесных беляков, покидающих снеговую нору при опасности, тундровые беляки скрываются в норах, как только заметят что-либо подозрительное. Выгнать забежавшего в нору зайца не удается ни криком, ни выстрелом, ни стуком о снег над норой. Интересно, что в тундре беляки иногда и летом пользуются норами, но уже земляными. Обычно они не копают их сами, а залезают в пустующие норы песцов или сурков. Хотя беляк в основном ночное животное, в тундре зимой он бодрствует и днем. В лесной полосе в начале весны зайцы также нередко выходят на кормежку задолго до захода солнца. Питание существенно различно по сезонам. Летом беляк поедает разнообразные травянистые растения, предпочитая при возможности бобовые. Охотно ест овощи и подземные бесшляпочные грибы (олений трюфель-парга), которые легко выкапывает. Местами можно видеть множество покопок зайцев. Зимой в большинстве районов травянистая растительность становится для беляка недоступной, а высохшая на корню трава мало питательной. Основной пищей в это время служат мелкие ветки и кора разнообразных деревьев и кустарников. Особенно охотно беляк поедает иву, осину, березу, на юге - орешник. Одним из основных зимних кормов служат молодые лиственницы.

Песец похож на лисицу, только у него небольшие круглые ушки, короткий нос, да и сам он поменьше. Зимой зверек одет в ярко-белую шубку, лишь любопытные глаза да кончик носа темными пятнышками выделяются на белой мордочке. Зимний мех у песца длинный, пушистый, густой. Даже подошвы лап у него покрыты шерстью. А летом он серовато-бурый, облезлый и худой. В это время он растит потомство и постоянно занят поисками пищи. Летом песец охотится на суше, но зимой по льду может уйти от берега на сотни километров от берега.

Зверек ест все, что удается раздобыть. Подбирает остатки еды за белым медведем, ворует у птиц яйца – за ними он лазает на скалы, ест ягоды, растения и даже водоросли. Опустошает припасы полярников, если сможет до них добраться. Но главная его пища – лемминги. Когда их много у песцов рождается до двадцати щенят в норах, которые они роют сами. Под землей у них прорыты целые лабиринты из тоннелей с гнездовыми камерами и множеством выходов. Щенки, когда немного подрастут, вылезают из норы за едой, которую приносят им родители, а через полгода догоняют их по весу и начинают жить самостоятельно.

На берегах и островах, на плавающих льдинах северных морей живут огромные животные – моржи. В старину охотники называли их “морские быки”. Может быть потому, что моржи сильные и ревут басом, словно быки.

Но если у быков есть рога, то у моржей большие длинные клыки – бивни. Совсем, как у слона , только остриём направлены вниз.

Моржи гордятся своими усами. Они толстые, жёсткие и прочные, словно железная щетина. Такой “щёткой” морж может даже клок шкуры выдрать сбелого медведя , если тот осмелится на него напасть.

Усы и бивни – хорошая защита, потому что на суше большой морж неуклюж и неповоротлив. Его большие ласты приспособлены для плавания и ныряния, но не для прогулок по берегу.

Большие бивни – клыки нужны моржам не только для защиты, но и для добывания пищи. Он ныряет глубоко в море, до самого дна и бивнями раскапывает морское дно в поисках ракушек мидий, устриц и других моллюсков.

Бивни у моржей растут всю жизнь, от работы стачиваются. Моржи любят тесные компании и живут большими стадами: вместе отдыхают, вместе от врагов обороняются.

А если моржа кто-нибудь ранит или он заболеет, “товарищи” поддержат его, не дадут утонуть. И защитят, даже на лодку с охотниками напасть могут.

Моржи добрые и любопытные, и обижать их не стоит.

У моржей толстая, очень прочная кожа, а под ней запасы жира. Никакой мороз моржам не страшен. Но всё равно моржи любят полежать, погреться на солнышке.

Лежат они тесно прижавшись друг к другу на лежбище, как на пляже. Этот “пляж” может находиться не только на каменистом берегу, но и на большой льдине.

А весной у моржей появляются малыши. У них серебристо – серая шубка, которая со временем изменится. Мама частенько сама сталкивает моржонка в воду. Тот пищит, но плывёт.

А вскоре и сам захочет поплескаться, понырять. А потом – к маме, молочка попить. Если моржам грозит опасность, мама – моржиха прижмёт малыша к себе “рукой” (ластом) и поплывёт подальше от опасного места.

А малышу весело. Он заберётся к маме на спину и катается…

Есть “моржи” и среди людей. Так называют тех, кто не боится зимних холодов и купается в проруби.

Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, а вместо лап – ласты. Это тюлени.

Спина и бока у них тёмные, в пятнах, а живот светлый. Но вот, отталкиваясь от земли ластами и извиваясь всем телом, тюлени неуклюже поползли к морю.

Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато в воде они настоящие акробаты!

Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся. Питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину до 100 метров. Вдохнёт воздух и может очень долго оставаться под водой – до полутора часов: он охотится.

И ему совсем не холодно в ледяной воде. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. Можно и в воде плавать, и на льдине полежать. Летом слой жира у тюленя меньше, чем зимой.

Тюлени не любят заплывать очень далеко в открытое море, предпочитают резвиться в прибрежных водах. Но часто совершают путешествия вместе с дрейфующими льдами.

Весной, среди снегов и льдов, появляются на свет малыши. Шубка у них пушистая и белая, словно снег. Лишь носики и глаза тёмные. Поэтому малышей называют “бельки”. В своих белых шубках они не заметны.

Но если возникнет опасность, малыши вместе с мамой ныряют в воду. Плавать тюлени умеют почти с рождения.

Но пока малыши растут, набираются сил, пьют молоко. А молоко очень питательное, жирное. Когда малыши превратятся во взрослых тюленей, свою детскую шубку они поменяют – теперь она будет тёмная, с пятнами.

И вот уже малыши, а точнее, молодые тюлени ныряют, ловят рыбу и высовывают из воды круглые мордочки с удивлёнными круглыми глазами.

Нарвал – это один из самых интересных представителей семейства китообразных. Многие из нас уверены, что существует только один вид китов, а на самом деле имеется несколько их разновидностей.Наиболее интересными из них являются так называемые зубастые киты. Зубастые киты охотятся за рыбой и головоногими моллюсками и питаются в основном ими.Нарвал - это тоже зубастый кит. Он обитает в основном в арктических водах, и у него есть то, чего нет ни у какого другого кита: у мужской особи нарвала на левой стороне пасти растет длинный костяной клык, торчащий, как меч!

Белый медведь – родственник бурому мишке , но живёт на Севере, среди льдов и снега, поэтому и шуба у него белая.

На фоне снега она незаметна и позволяет ему ближе подобраться к добыче.

Только нос и губы у белых медведей чёрные. Шуба у него плотная, густая – отличная защита от морозов. Мохнатые лапы – широкие: так по снегу ходить удобнее. А на лапах – острые когти. Ими снег хорошо раскапывать и добычу удерживать.

Белые медведи – любители путешествовать. И не только по берегу: они даже на больших льдинах плавают. Холодной воды не боятся. Если понадобится, могут и нырнуть, легко перебраться вплавь с одной льдины на другую.

Охотятся белые медведи на тюленей. Увидят его на снегу и начинают осторожно подкрадываться. А потом прыгают, хватая добычу острыми когтями передних лап.

Но иногда, словно кошка у мышиной норки, медведь долго поджидает тюленя у полыньи или у лунки во льду.

Летом он охотится на водоплавающих птиц. Осторожно нырнёт, подплывёт и схватит птицу! Конечно, не всегда охота бывает успешной…

Нередко белые медведи подходят к жилищу человека. И залезают туда, где хранятся продукты. Белые медведи очень сильные – консервную банку могут легко смять лапой. Так что лучше с медведями нос к носу не сталкиваться…

Когда наступает зима, медведица роет в глубоком снегу берлогу. Белые медведи зимой не впадают в спячку, но спят много. Именно зимой, в снежной берлоге, появляются на свет медвежата.

Они покрыты тёплой шёрсткой, но совершенно беспомощны. Мама – медведица поит их молоком, согревает своим телом. А весной подросшие медвежата выходят из берлоги. Вместе с мамой, разумеется.

Они всё время ходят за ней, учатся охотиться и быть самостоятельными. А мама, конечно, защитит их от опасности. Отцы – медведи не принимают никакого участия в воспитании детей. И даже сами могут представлять для них серьёзную угрозу.

Белые медведи находятся под защитой, они занесены в Красную книгу России.

Животные Антарктиды:

Синий кит

К ашало т

Сейвал

Альбатрос

Северная качурка

Большой поморник

Гигантский буревестник

Тюлень Росса

Тюлень - крабоед

Тюлень Уэ делла

Морской леопард

Южный морской слон

Королевский пингвин

Золотоволосый пингвин

Галапагосский пингвин

Императорский пингвин

Синий кит – это крупнейшее животное из когда-либо существовавших на Земле. Тем более удивительно то, что его пищей являются планктонные рачки – самые мелкие существа, живущие в океане. Синий кит – типичный планктоноед: питается в верхней толще моря массовыми рачками. В водах Антарктиды киты питаются исключительно планктоном. В водах Арктики киты питаются тремя видами рачков. В ледяной воде больше, чем в теплой, кислорода и углекислого газа, поэтому и жизнь в холодных водах богаче и разнообразнее.Синий кит способен развивать скорость до 15 узлов. Пищу он обычно заглатывает, ныряя.Он может пребывать до двух часов на глубине около 500 м. Затем он устремляется к поверхности, заглатывая в огромных количествах планктон.Наполовину прикрыв пасть, кит выкачивает воду и задерживает планктон в щелях китового уса.

После длительного пребывания на глубине кит должен выныривать, чтобы набрать воздух. Выдох животного всякий раз сопровождается выбросом фонтана воды высотой до шести метров.

Еще одна легенда морей - кашалот, огромный кит, весящий 35-50 тонн и в длину достигающий 20 метров. О его неимоверной силе, злобности, коварстве (один Моби Дик, герой одноименного романа Г. Мелвилла, чего стоит!) моряки, коротая вечера в кубриках, веками травили байки - красивые, страшные, но мало соответствующие действительности. У кашалота огромная, как бы обрубленная спереди голова, составляющая около трети длины туловища. Такой несуразно большой ее делает огромный жировой “мешок”: он есть у многих зубатых китов, но только у кашалота достигает таких размеров. Содержимое мешка - жироподобное вещество спермацет, ради которого кашалотов раньше добывали тысячами.

На этакой огромной голове каким-то странным придатком выглядит очень узкая нижняя челюсть, вооруженная большими редко сидящими зубами. Огромный кашалот, в отличие от касатки, не способен разрывать добычу на части или вырывать куски плоти: он глотает все, что попадает ему в рот, целиком. А поскольку гигантские размеры позволяют кашалоту справляться с весьма крупными животными, велика и глотка. И это еще одна уникальная особенность кашалота (как будто и других мало): он - единственный представитель когорты гигантов-китов, который теоретически способен целиком проглотить человека (хотя практически он этого никогда, разумеется, не делает).

Основная часть добычи этих морских гигантов - небольшие, длиной метр-полтора кальмары, косяками путешествующие в толще океанских вод. Но иногда в желудках добытых кашалотов находят поистине гигантских головоногих, обитающих в самой глубине океана, - длиной до 10 метров и весом до 200 килограммов. Несмотря на свои размеры, этот кит совсем не охотится на других морских млекопитающих - тюленей и дельфинов. Добычу свою кашалот, как и другие киты, отыскивает с помощью эхолокации: крошечные глаза не позволяют ему ориентироваться в кромешной тьме глубоководий. При общении между собой эти гиганты используют инфразвук: низкий “рев” кашалота в некоторых слоях морской воды разносится на целые километры.

Когда кит уходит в глубину, над поверхностью на какое-то мгновение остается хвостовой плавник, колеблясь от движений животного, будто распростерла над океанскими валами свои крылья громадная “бабочка” - так китобои назвали двухлопастный китовый хвост. Это верный признак того, что кашалот появится очень нескоро и совсем в другом месте. Выныривает он так же, как и уходит под воду: из неглубокого погружения всплывает всей спиной, из глубоководного вояжа вылетает все той же “свечкой”, на этот раз головой вверх. Случалось, что в месте скопления китобойных судов такой выныривавший кит случайно попадал лобовиной в дно судна - как здесь не родиться легенде о кашалотовой мстительности…

Про альбатроса иногда говорят – “морской странник, скиталец”. Самый крупный альбатрос так и называется – странствующий альбатрос. Он и в самом деле странствует, скитается над морями и океанами.

И вполне возможно – совершает кругосветные путешествия. Альбатрос приспособлен для дальних перелётов: тело небольшое, размером сгуся . Но крылья, узкие и плоские, – самые длинные на свете.

Раскинув свои крылья, альбатрос может часами парить в воздухе, ни разу не взмахнув. Он подолгу сопровождает плывущие корабли.

Странствующий альбатрос – красивая птица с белоснежным оперением. Чёрные перья есть лишь на крыльях.

Альбатрос не только хорошо летает, но и плавает. На лапах, между пальцами, есть плавательная перепонка. Покачиваясь на волнах, он и отдыхает, и спит.

Холодная вода ему не страшна. Плотное, густое оперение и пух не намокают.

Утром, с восходом солнца, альбатрос взлетает с воды, кругами поднимается в небо. Сверху он внимательно высматривает себе добычу.

Питается альбатрос рыбой, кальмарами. А чтобы мокрая добыча не выскальзывала из клюва есть острые роговые выступы, загнутые внутрь.

Вся жизнь альбатроса проходит в море и небе. Но когда наступает время обзаводиться потомством, альбатрос возвращается в те места, где когда – то он появился на свет.

Чаще всего постоянные места – это скалистые берега островов.

Сначала альбатросы устраивают “танцы”. Они кричат, широко раскрывают крылья, ходят на вытянутых ногах, трусят клювами.

Гнездо альбатроса совсем простое: кучка веток, пучок травы. Иногда гнездо построено с добавлением земли, торфа.

Птенец рождается беспомощным и слепым, но в тёплой пуховой шубке. Родители – альбатросы долго выкармливают птенца. Малыш растёт медленно, почти год проводит в гнезде, прежде чем покинет его.

А через два года семейная пара альбатросов вновь встретится у старого гнезда. И так будет продолжаться долгие годы.

Северная качурка (Вильсона) - родственница буревестников, Размером она с ласточку, весит 40 г. На лапках у нее перепонки: птичка хорошо плавает. Кормится разными морскими рачками, моллюсками. То она летает низко над водой, трепеща крылышками: приподнимет их чуть-чуть кверху – и хвать с поверхности добычу! А то ищет корм на плаву, опустив голову в воду. По земле качурка ходит неуклюже. Другое дело в полете: здесь она легка и стремительна. Гнездятся качурки колониями, в скалах. В кладке одно яйцо. Насиживают его оба родителя, сменяя друг друга каждые четыре дня.

Большой поморник родственник чайки. Он хорошо летает, легко ускоряя и замедляя полет. Может останавливаться на месте, трепеща крыльями, быстро поворачиваться и камнем падать на добычу. Длина крыла большого поморника - около 40 см. Жизнь свою он проводит, кочуя в океане. Разбойничает - отнимает добычу (в основном рыбу) у других птиц. Ловит и мелких птиц, и маленьких зверьков. Не брезгует отбросами. Когда приходит время заводить птенцов, большие колонии поморников собираются на островах и морских побережьях. Гнездо пары птиц - небольшая ямка в почве. В кладке два яйца. Насиживают их оба родителя. Вылупившиеся птенцы выходят из гнезда через неделю. Как и взрослые поморники, они хорошо ходят по земле.

Гигантские буревестники – это большие птицы, с размахом крыльев немногим меньше 3х метров. Гигантские буревестники – коренные жители островов вокруг Антарктиды. Они исконные враги

Ластоногие представлены различными видами тюленей. Наиболее распространен тюлень Уэделла, достигающий в длину 3 м. Живет в полосе неподвижных льдов. Другие виды тюленей встречаются па плавучих льдах. Самый крупный из тюленей – морской слон в настоящее время сильно истреблен. Почти все тюлени питаются рачками, моллюсками и рыбой, а морской леопард уничтожает в большом количестве пингвинов.

Морские леопарды

Все тюлени питаются рыбой. Но морские леопарды любят теплокровных и питаются в основном другими видами тюленей и пингвинами. Это очень опасные хищники. Они встречаются по всему побережью Антарктиды. Известны случаи нападения на человека. Один из них даже со смертельным исходом. А вот с фотографом Паулем Никленом у этого хищника завязались довольно необычные отношения. Этот зверь приносил ему в своей пасти пингвина, как бы угощая. Причем приносил дважды и, наверно был удивлен что человек отказывается от угощения. Морские леопарды свое название получили из-за пятнистой шкуры.

Еще один вид - морские слоны, которых сейчас можно встретить только на островах Кергелен, Крозе, Марион, Южная георгия. Эти острова находятся вблизи Антарктиды. Морские слоны получили свое название из-за нароста на голове в виде хобота, а еще из-за того что это очень крупные животные. Вес самцов достигает 3-х тонн. Несмотря на такой вес они не опасны. Но в брачный период бой за красавицу самку разыгрывается между ними не на шутку. Живут морские слоны гаремами. Если самец оставляет гарем, уходя на охоту, то он рискует, что в его стадо заберется соперник и не всегда хозяину удается восстановить свои позиции даже в жестокой схватке. После рождения детеныша, мамаша выкармливает свое чадо до месяца. Потом она его покидает. Слонёночек растет до трех месяцев и может отправляться в океан. Морские слоны ныряют на глубину почти до полутора километров, и могут задерживать дыхание на два часа.

пингвины

Самые многочисленные обитатели побережья Антарктиды – это пингвины. Настоящими аборигенами Антарктиды можно назвать императорских пингвинов. Среди своих сородичей они самые высокие и крупные - до 120 см. Название они получили за свой царственный вид и окраску. Другие виды пингвинов - пингвины Адели, королевские, хохлатые. Они также селятся колониями на побережьях и припайном льду, обрамляющем широкой каймой берега. Пищу пингвинам дает океан.

Более половины своей жизни пингвины проводят в воде. Крылья этих удивительных птиц в процессе эволюции получили сходство с ластами. С их помощью пингвин отлично управляет своим телом под водой. Сильные лапы позволяют ему выпрыгивать из воды на лед или камни. Живут пингвины колониями, которые нередко насчитывают несколько сотен тысяч птиц. Выходят на поверхность пингвины только для гнездования. Пингвины очень трепетно относятся к выбору партнерши и выращиванию птенцов. Самец выбирает самку и приносит ей камешек, который сам подыскивал специально для нее, и если самка принимает дар, то она становится его спутницей на всю жизнь. Новорожденные птенцы собираются в так называемые ясли, а через 2 месяца «ясли» распадаются, т.к. к этому времени животное становится взрослым и самостоятельно отправляется искать себе пищу. В день взрослому пингвину требуется 2 кг еды! Благодаря особым приспособлениям пингвин Адели может наилучшим образом использовать энергию, полученную вместе с пищей.Так как на покрытой льдом Антарктиде невозможно найти пропитание, пингвины вынуждены добывать пищу в море, на поиск которой они тратят большую половину своего времени. Все птицы превосходные пловцы и умеют нырять на большую глубину. Так, например, Императорский пингвин ныряет на глубину до 250 метров. Их ноги и хвост работают как руль, а плавники как пропеллеры. Питаются они в основном мелкой рыбой и крилем, каждый ловит для себя индивидуально. Огромное количество пищи потребляется колонией пингвинов в период брачного сезона. При исследованиях пингвинов Адели было установлено, что взрослые птицы совершают ежедневно приблизительно 40 заходов в море в период откармливания птенцов, и каждый раз приносят с собой около половины килограмма пищи. Так, например, на мысе Крозер колонией из 175 000 пингвинов было принесено на берег для птенцов почти 3500 тон рыбы. А самый наибольший грачовник на мысе Адар, состоит из 250 000птиц. Пингвины Адели могут очень быстро плавать до 15 километров в час. Это дает им возможность выпрыгнуть из воды прямо на плавучие льдины или берег. При таком прыжке создается впечатление, что они летят. Прыжки до двух метров также помогают им ускользнуть от когтей хищника леопардового барса. Другие опасные враги пингвинов это касатки в море и птицы поморники на суше, которые питаются их яйцами.

Императорские пингвины

ПингвинАдели

Золотоволосые пингвины

Галапагосский пингвин

Королевский пингвин

Конспект интегрированного занятия «Животные холодных стран» в подготовительной логопедической группе

с использованием мультфильмов.

Цель: закрепление представлений о диких животных холодных стран.

Задачи:

    Обучающие:

    формирование представлений о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

    формирование умения классифицировать животных, живущих на разных полюсах;

    расширение кругозора детей.

    1. Развивающие:

    развитие внимания и зрительного восприятия;

    развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

    расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные холодных стран".

    Коррекционные:

    закрепление сформированных грамматических категорий и словообразования;

    закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова, навыка чтения;

    развитие внимания, памяти, мышления и фонематического восприятия.

    Воспитательные:

    формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

    воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостной глобус, плоскостные фигурки животных, кассы букв, буквы из проекта «Буквознайка» для составления слова Умка, карточки-слоги для составления названия рыб, отрывки из мультфильмов «Умка» (режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1969 г.), «Приключения пингвинёнка Лоло» (режиссёры К. Ёсида, Г. Сокольский, 1986 г.), аудиозапись «Жили были три пингвина» (композитор А. Варламов, стихи А. Милн), гимнастические обручи, ПК, LCD панель, презентация.

Предварительная работа:

    Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.

    Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».

    Чтение. В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере».

    Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина».

    Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью».

    Настольные игры «Глобус», лото «Животный мир».

    Подвижные игры «Море волнуется…», «У оленя дом большой».

    Составление слов из букв и слогов.

    Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Ход занятия.

      Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

3. Беседа.

Воспитатель: - Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: - В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Дети: - Антарктида.

Воспитатель: - Проходим за столы и продолжаем беседу.

Чем похожи эти районы?

Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: - Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Дети: - Обитаемы.

Воспитатель: - Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. (На столах лежат плоскостные фигурки животных)

4. Игра «Кто где живет?» (проводит воспитатель).

Дети «расселяют» плоскостные фигурки животных по полюсам на глобусе (на магнитах).

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. - Чем питаются эти животные?

Дети. - Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. - Почему животные не мерзнут?

Дети. - У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.

        Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: - В Антарктиде.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

(Просмотр отрывка «Воспитатель и пингвинята»). (Слайд 2).

Воспитатель: - О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: - На суше - поморники, на море - касатка и морской леопард.

Воспитатель: - А друзья у пингвинов есть?

Дети: - Голубой кит, морской слон.

7. Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.

Воспитатель: - У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? - морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы - ... (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы - ... (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья - ... (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот - ... (кит большеротый).

У моржа толстая кожа - ... (морж толстокожий).

    Музыкальная физкультурная минутка «Жили - были три пингвина». (Слайд 3).

    Игра «Составь слово из букв».

Воспитатель: - А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: - На севере.

Воспитатель: - Сейчас мы посмотрим отрывок из м/ф, который так и называется «Умка». Но сначала мы составим из букв название м/ф. (Из демонстрационных букв четыре ребёнка составляют слово Умка, а другие на столах выкладывают это слово буквами из разрезной азбуки. (Повторение «Заглавная буква»). Молодцы!

    Просмотр отрывка из мультфильма «Умка» («Умка ловит рыбу»). (Слайд 4).

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: - Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: - Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Игра «Ловись рыбка».

Воспитатель: - Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

(На ковре в обручах - «прорубях»). На экране появляются картинки рыб.

(Слайды 5, 6, 7).

    Воспитатель проводит игру «Да! - Нет!» (дети стоят).

Педагог называет разных животных. Если животное живёт в холодных краях, дети кричат: «Да!», если нет, то дети кричат: «Нет!» (Тюлень, северный олень, лось, кит, полярная сова, ёж, морж, белка, ворона, поморник, камбала...)

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни в детском саду. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. –

М: «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.

3. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. - ТЦ «Сфера», 2010.

4. Коноваленко В. В. Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе. - ООО «Гном-Пресс», 1998.

5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. – ООО «Издательство ГНОМ

Анна Муравьёва
Конспект занятия «Животные холодных стран»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»

Программное содержание:

Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках;

Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

Развивать речь детей, обогащать их словарь. (белый медведь, север, льдины)

Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с изображением животных, глобус.

Ход занятия:

В. Здравствуйте, ребята! Сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Воспитатель предлагает детям отправиться путешествовать в далёкую страну.

А вот в какую, они должны догадаться сами.

Воспитатель загадывает загадки:

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями цап -

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза -

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду -

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису пахож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень).

Дети разгадывают загадки.

В. Ребята, а где- же живут все эти животные?

Дети: На севере.

В. А как- же вы догадались?

Дети отвечают на вопрос.

В. Давайте, мы с вами отправимся путешествовать на север? (Ответы детей)

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Отправляемся. А, чтобы это было быстро и весело, мы поедем на санках. А чтобы не замерзнуть оденемся потеплее.

Проводится игра-имитация «Оденемся потеплее».

Под музыку едем «на санках».

Сани-розвальни бегут,

Сказки-россказни везут.

Тянут сани меж берёз

Конь Буран и конь Мороз.

А в санях сидят ребята

Озорные дошколята.

В. Но вот на нашем пути первое препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть (тюлень).

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Плавники). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думаете почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоком. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу)

В. Теперь давайте поиграем!

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

Ребята, хочу с вами поиграть еще в одну игру «Белые медведи» .

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

В. Ребята, нам пора возвращаться с путешествия

Динамическая пауза .

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Вот мы и вернулись в группу!

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Воспитатель детям предлагает посмотреть фильм (отрывок из мультфильма «Умка»).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикие животные холодных и жарких стран» ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ И ЖАРКИХ СТРАН. Программное содержание: Образовательные задачи: познакомить с животными жарких и холодных стран,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми логопедической группы «Животные жарких стран» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Образовательные цели: Создавать условия для сравнения, обобщения, понимать.

Конспект НОД «Животные жарких стран» Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. ТЕМА: «Животные жарких стран». ЦЕЛЬ: Расширение знаний.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные холодных и жарких стран» Тема:"Животные холодных и жарких стран"Цель: Систематизировать представления детей об умение животных приспосабливаться к среде обитания.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Животные жарких стран» Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 6 лет.

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

1.Активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные холодных стран»».

2. Обогащать экспрессивную речь словами - антонимами.

3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что).

4.Учить придумывать рассказ о животных по вопросам.

4.Развивать связную речь, логическое мышление, фантазию, память и воображение.

Оборудование: игра «Что в круге?», мяч, картинки к игре «Волшебный экран, картинки с изображением диких животных холодных стран, карточки с изображением веселого и грустного человечка.

1. Игра «Здравствуй дружок».

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа).

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева).

Скорей становись со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: «Привет!» (Руки поднять вверх).

И животным холодных стран

Скажем: «Привет!» (Руки поднять вверх).

2. Сначала поиграем в пальчиковую игру «Айболит».

По утрам у Айболита Удар кулачок о кулачок, хлопок в ладоши,

показать «очки».

До обеденной поры. Удар кулачок о кулачок, хлопок в ладоши.

Лечат зубы. Хлопки в ладоши.

Белые медведи, моржи, Поочередное загибание пальчиков.

Тюлени, северные олени

3. Ребята, для вас я приготовила ребус - «Животные».

(Дети составляют слово по первым буквам картинок: жук, игла, волк, облако, телефон, носки, ы, енот).

Отгадав его, узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.

Поговорим с вами о диких животных холодных стран.

4. Игра «Что в круге?» (Дикие животные холодных стран).

А). Если круг - дикие животные холодных стран.

То точки - белый медведь, тюлень, морж, песец, северный олень,

полярный волк.

Где можно встретить диких животных холодных стран?

(В зоопарке, заказнике, цирке, на севере).

5. Поиграем в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Морж большой, а песец (маленький).

Белый медведь хищный, а олень (травоядный).

Тюлень черный, а детеныш (белый).

У песца хвост пушистый, а у оленя (гладкий).

Олень быстроногий, а тюлень неуклюжий.

На севере холодно, а на юге (тепло).

6.А сейчас дети поиграем в игру «Полином фантазии» (Белый медведь).

Ребята посмотрите на картинку.

1). Кто это? Белый медведь, житель севера.

2).Где находится? Сидит на льдине северного океана.

3).Что делает? Караулит тюленя около лунки.

4).Что говорит? «Как я проголодался и хочу есть».

5).А что сказали люди? «Тюлень тебя заметил и уплыл».

6). Чем закончилась история? Медведь решил тоже поплавать и

нырнул в океан.

7). Игра «Найди причину»

Белый медведь не замерзает на севере, потому что… (у него толстый слой жира и теплый мех).

У тюлений малыши рождаются белыми, потому что… (их не видно на снегу и белый медведь их не съест).

Белого медведя, песца, полярного волка называют хищными животными, потому что… (они питаются другими животными).

8. Ребята, поиграем в игру «Цепочка слов».

А). - Белый медведь какой?

(большой, огромный, сильный, мощный, дикий, хищный, белый).

А кто бывает белым? (белые волки, песцы, детеныш тюленя - бельки).

Детеныш тюленя какой? (белый, беспомощный, маленький, пушистый, беззащитный).

Б). М - медвежонок.

В - вместе

Е - с Екатериной

Д - Даниловной

9. А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Животные»

А). Белый медвежонок - топ - топ. Топают.

Тюлень - хлоп - хлоп. Хлопают.

Песец - шмыг - шмыг. Прыгают.

Олень - брык - брык. Ножкой как - будто «Брыкаются»

Б). Медведь белый шел, шел, шел. Идут по кругу друг за другом.

К океану он пришел.

Сделал полный поворот, Поворачиваются в другую сторону.

И назад пошел. Идут по кругу друг за другом.

10. Предлагаю поиграть в игру «Да - нетка», которая поможет, отгадать с кем мы сейчас поиграем.

Воспитатель загадывает один из объектов, лежащих на столе (картинки с изображением белого медведя, северных гусей, оленя, мха).

Дети задают вопросы воспитателю, он отвечает одним словом да или нет.

Дети: Это живое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это мох?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это птица?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это животное?

Воспитатель: Да.

Дети: Это белый медведь?

Воспитатель: Да.

11.Игра «Волшебный экран» (Белый медведь).

Открываем 1 экран:

Кто это?

(Белый медведь).

Открываем 2 экран:

Белый медведь относится к кому?

(ко всем животным холодных стран).

Открываем 3 экран:

Белый медведь состоит из чего?

(из туловища, головы, четырех лап, хвост).

Открываем 4 экран:

Что было раньше с белым медведем?

(он был медвежонком).

Открываем 5 экран:

Белый медвежонок относится к кому?

(ко всем детенышам животных холодных стран).

Открываем 6 экран:

Медвежонок состоит из чего?

(из головы, туловища, четырех ног, хвостика).

Открываем 7 экран:

Что может быть с медведицей в будущем?

(она станет мамой).

Открываем 8 экран:

Медведица с медвежонком относится к кому?

(ко всем животным холодных стран с детенышами).

Открываем 9 экран:

Медведица с медвежонком состоит из чего?

(головы, туловища, четырех ног, хвостика).

13. Ребята, мы сегодня с вами говорили о животных холодных стран, играли в игры. Вы молодцы! А теперь, пожалуйста, покажите карточки человечков, которые скажут, понравилось вам игры или нет.

Программные задачи:

  • формировать представление о климате в холодных странах, о типичных обитателях данной климатической зоны (белый медведь, тюлень);
  • систематизировать представления об особенностях приспособления животных к среде обитания;
  • закрепить представление о суше и водных пространствах, полюсах;
  • развивать умение сравнивать животных одного вида, но разной среды обитания;
  • закреплять умение соотносить животное со средой обитания;
  • активизировать в речи слова и выражения по теме занятия;
  • стимулировать развитие связной речи (умение строить полные предложения);
  • воспитывать познавательное отношение в природе, .

Материал и оборудование: телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток, ; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Пояснительная записка: игра-занятие проводится в форме путешествия в холодные страны с использованием мультимедийной презентации ().

Воспитатель(В.). Здравствуйте, ребята! Меня зовут…, сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Я ведь к вам, ребята, пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.

(Воспитатель достаёт телеграмма от доктора Айболита).

В. Я сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

В. Она от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

В. (читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

В. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

Дети. Да.

В. Давайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

В. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Слайд № 1

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть …(тюлень).

Слайд № 2.

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мороз».

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Ручками похлопайте

И на ручки подышите.

Ножками потопайте.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Слайд № 3.

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

Слайд № 4.

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Слайд № 5.

В. На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Давайте мы устроим настоящую метель.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой.

Детям раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. После чтения слов нужно дуть на снежинки так, чтобы как можно дольше не падали на пол.

Дуй, дуй, не зевай.

Упасть снежинке не давай.

Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

Слайд № 6.

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

Дидактическая игра «Сравни медведей» Слайд № 7.

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) Слайд № 8.

В. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

В. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. Слайд № 9.

В. Белые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Давайте поиграем в игру «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Слайд № 10.

Один ребёнок – медведь, остальные — медвежата. «Медведь» по команде ловит «медвежат», они становятся цепочкой и вместе ловят остальных.

Раз, два, три. Лови!

В. Порезвились «медведи», нужно отдохнуть. Присядьте на коврик.

Релаксационная пауза «Колыбельная медведицы»

Дети закрывают глаза, имитируют сон под музыку.

В. Просыпайтесь, нам пора возвращаться, чтобы отправить письмо доктору Айболиту.

Динамическая пауза.

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Пора нам выполнить последнее задание.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Выполняется в индивидуальном порядке. После выполнения задания дети назвать то, что у них получилось. Если кто-то выполняет быстрее, ему предлагается сложить ещё одну картинку. Все остальные подключаются.

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Их изображения мы отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В. Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)