Теории элит. Виды и типы политической элиты. Роль в обществе Современные теории элит

Элита (от фр. elite) означает лучший, отборный, избранный. В повседневном общении этим словом можно охарактеризовать самые различные предметы и явления (например, элитный клуб, элитное зерно и т.д.).

Начиная с XVI в. слово «элита» стало употребляться для обозначения определенной избранной категории людей, занимающих в иерархической социальной структуре общества привилегированное положение. При этом в каждой сфере жизнедеятельности, как правило, имеется своя элита, например: «литературная элита», «научная элита», «творческая элита» и т. д.

Концепции элит возникали еще в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов. В последующем подобные взгляды высказывали Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Г. Карлейль, А. Шопенгауэр и др.

Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

В советском обществоведении на протяжении многих лет теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В.И.Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством. Поэтому политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно. Но действительность опровергла иллюзии и догмы теоретиков бесклассового общества, и в СССР со временем была сформирована мощная и закрытая политическая элита.

Из всех видов элит политическая элита занимает особое место, так как она участвует в использовании государственной власти, обладает определенными властными полномочиями.

— немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.

Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элигизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстре:мальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе — это закон, который подтверждается всей историей человечества.

Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ — аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Современные теории элит

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

  • элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
  • особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
  • групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
  • легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
  • структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
  • формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Существуют три основных метола выявления политической элиты:

  • позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
  • репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
  • анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.

3. Классификация элит

Основные типологии элит

Г.Моска и В.Парето акцентировали внимание в большей степени на структуре и общих принципах функционирования элит, поэтому предполагавшиеся основания классификации элит теоретиков-основателей достаточно широки. В качестве критериев они пытались применить такие масштабные показатели, как политическая стабильность либо нестабильность, формы правления, экономические условия и даже "уровень цивилизации". Следует отметить, что, несмотря на неудачные попытки классифицировать элиты на основе данных критериев, Парето и Моска выделили в качестве возможного основания форму и особенности организации власти (или политический режим), выделяя склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам (Моска), а также разделяя методы реализации элитами собственной власти (Парето). По Парето, существуют элиты, полагающиеся на свои ум и хитрость, и элиты, руководствующиеся категориями насилия, религиозными и др. иррациональными факторами. Для более простого разграничения этих типов, Парето применил термины Макиавелли, назвав их элитами "лис" и "львов" соответственно.

Исследователями элит последующих поколений также предложены различные варианты классификации элит, причем в большинстве случаев последователи действовали в широких рамках концепции Г.Моска. Наиболее распространенный принцип классификации, применяемый в современных моделях, был предложен в 1950 году Р.Ароном.

Р.Арон выделяет 3 типа элит: 1) сплоченную, представляющую собой монолитную структуру с высоким уровнем централизации внутренних отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, олицетворяющую арену доминирования одной группы в общем управленческом слое (нацистская Германия); 3) разделенную; утверждающую плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

Типологию, близкую к классификации Арона, предлагают К.Бек и Дж.Мэлой – 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Традицию Арона завершает одна из более поздних классификаций (1985 г.), разработанная Г.Филдом и Дж.Хигли. Ученые выделяют 4 типа элит: 1) идеологически сплоченная (коммунистические режимы, а также нацистская Германия), для которой характерны высокий уровень внутренней интеграции и проведение в жизнь ценностей только одной идеологии; 2) разобщенная (в большинстве развивающихся стран), характеризующаяся минимальным уровнем структурирования, и, часто, жесткой конкуренцией между элитными группами; 3) частично сплоченная (имела место в послевоенных Италии и Японии, во Франции в 1960-70 г.г.), которая отличается наличием наиболее влиятельной фракции в элитной группе, внутри которой устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно сплоченная (большинство европейских стран конца ХХ века), для которой свойственна широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, демонстрирующими при этом идеологические и политические различия.

Элиты в трансформирующемся государстве

Для государств, находящихся на стадии трансформации, характерно повышение роли элит в политической системе. Это обусловлено возрастанием уровня ответственности правящего слоя, так как именно в переходный период закладываются основные принципы и механизмы функционирования государственной системы будущего.

В данном аспекте первостепенную важность приобретает «дееспособность» элиты, выражающаяся в наличии эффективного механизма контроля над процессами внутри государства, а также в возможностях привлечения действенных социально-значимых ресурсов.

В структуре правящего слоя выделяются две группы, в наибольшей мере обусловливающие эффективность функционирования элиты в целом – это политическая и экономическая элиты. Политическая элита включает высшие и средние эшелоны исполнительной власти, парламентский корпус, судебные инстанции высшего и среднего уровней. Экономическая элита представлена руководителями влиятельных в экономической системе государства предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Следствием объективного сосуществования в элитном слое двух наиболее влиятельных групп является постоянная конкуренция между политической и экономической элитами. Безусловно, в любом государстве наблюдается определенная специфика подобной борьбы, результатом которой обычно является завоевание преимущественного положения одной из основных элит.

И с точки зрения теории элит, для переходного государства это положение является более предпочтительным – весьма важным для него является недопущение раскола элиты на противоборствующие группировки. В условиях, когда единая интегрирующая государственная идеология еще окончательно не сформирована, так называемые «игры элит», имеющие в основе исключительно узкие цели, могут привести к глубоким социальным катаклизмам, остановить которые впоследствии будет крайне сложно.

Вне зависимости от типа элиты, завоевавшей приоритетное положение, последняя в любом случае продолжает оставаться интеграционным ядром общества, важнейшая задача которого – сохранить целостность и высокий уровень консолидации в обществе. Причем, по мнению многих исследователей, только элите по силам выполнение данной миссии.

В заключение, вернемся к проблеме, поставленной в начале главы: каким образом может сочетаться наличие элиты с демократическими устоями, признанными во всех развитых государствах необходимым условием государственного развития? Учитывая объективный характер возникновения элиты в обществе, а также характеристики правящего слоя, позволяющие ему сохранять свое влияние, в современных условиях есть основания называть демократическим такое государство, элита (элиты) которого преследует цели, совпадающие с целями основной массы населения, либо соотносит свои устремления с интересами большинства граждан.


Лекция 8. Политические партии; общественные организации и движения

Основные понятия: общественное объединение; политическая партия; коммунистическая партия; социал-демократическая партия; либеральная партия; консервативная партия; революционная партия; реформистская партия; реакционная партия; правящая партия; оппозиционная партия; кадровая партия; массовая партия; парламентская партия; авангардная партия; партийная система; многопартийная система; партийная коалиция; двухпартийная система; однопартийная система; общественная организация; общественное движение; группы интересов; лоббизм; новые социальные движения; альтернативные движения; гражданские инициативы.


Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам.

    По уровню властных полномочий и социально-политическому

статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);

    по уровню компетенции : высшая, общегосударственная

(федерального уровня), которая принимает значимые для всего государства решения ; средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), которая

выступает барометром общественного мнения; местная, муниципальная (городская, районная);

    по стилю, по формам и методам правления: элита-лис

(мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обход­ного маневра и политического манипулирования) и элита-львов , которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;

    по характеру выражаемых интересов: профессиональная,

демографическая, этническая, религиозная ;

    по результатам деятельности: элита конструктивная,

псевдоэлита, антиэлита ;

    по технологиям формирования: закрытая и открытая.

    по типу правления выделяют: тоталитарную, либеральную,

доминантную, демократическую элиту.

Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связа­ны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Мало того, многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.

Политическая элита имеет и свою структуру. Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

    «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

    «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

    «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

    «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

    «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

    «связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита - элита в узком смысле слова.

Неотъемлемым элементом кадрового корпуса высшего политического звена в демократическом обществе является контрэлита - группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение - ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты - прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова . Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.

4. Взаимоотношение правящей элиты и контрэлиты: анализ классических элитаристских теорий .

Теория элиты была разработана известным итальянским социологом Вильфредо Парето (1848-1923) в ряде работ. Парето, в частности, указывал, что в каждой сфере человеческой деятельности есть индивиды, показывающие лучшие результаты, чем другие. Они и составляют так называемый высший класс, или элиту. Граница, отделяющая ее от остального населения, не является четкой и определенной…“Мы имеем две страты населения, а именно: низшая страта (неэлита); высшая страта, элита, делящаяся на две части: а) правящая элита; б) неуправляющая элита”.

На практике не существует каких-то ясных процедур, которые определяют место каждого индивида в данных стратах, но существуют своего рода общественные “этикетки”, помогающие достижению этой цели (например, этикетка адвоката). “В правящую элиту входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например, министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов министерств, председатели апелляционных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответствующих полученной этикетке качеств”. Прорваться в правящую элиту, в том числе и не обладающим элитными свойствами людям, помогают богатство и родственные связи.

Парето не только утверждал о разделении общества на две страты: высшую, в которую обычно входят управляющие, и низшую, где находятся управляемые, но говорил и о постоянном обмене индивидами между ними. Последний процесс он назвал циркуляцией элит. Она содействует поддержанию социального баланса и стабильности в обществе. Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно благодаря выходцам из низших классов, приносящих энергию и волю для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов. Остановка процесса циркуляции элит, или наличие значительных препятствий для него, приводит к катастрофическим для господствующей страты последствиям. Нарушается общественное равновесие, связанное с накоплением высших элементов в низших классах и низших в высших. В правящей элите увеличивается количество элементов, не обладающих качествами, необходимыми для управления, и прибегающих к насилию и террору для удержания власти. C течением времени это приводит к полной деградации правящей элиты и значительному возрастанию пропорции людей, обладающих элитными качествами среди низших классов общества. Они и формируют так называемую контрэлиту, которая начинает борьбу за власть с правящей элитой и привлекает на свою сторону народ для достижения своих целей. Возникает ситуация, благоприятстсвующая революциям, которые, согласно В. Парето, всегда являются борьбой и сменой элит.

Правящая элита для удержания власти всегда опирается на определенное сочетание принуждения и согласия управляемых. Люди стоящие у власти имеют склонность использовать власть для того, чтобы удерживать свои привилегированные позиции и злоупотребляют ею для обеспечения собственных выгод и преимуществ, которые они почти всегда смешивают с выгодами и преимуществами страны. Обострение данной проблемы дает возможность контрэлите привлечь на свою сторону большое количество недовольных из числа простых граждан.

Другой итальянский ученый-элитарист Гаэтано Моска (1858-1941), , не употреблявший в своих работах термин “элита” и предпочитавший пользоваться понятиями “политический класс” и “класс управляемых”, предложил несколько важных положений, развивающих идеи Парето о взаимоотношениях элиты и контрэлиты.

Во-первых, это концепция второй страты политического класса. Моска пришел к заключению, что ниже первой страты правящего класса всегда существует другая, более многочисленная страта, которая включает всех способных управлять страной. Без этой страты невозможна никакая политическая организация, поскольку первой страте пришлось бы непосредственно руководить действиями масс. Моска подчеркивает, что от уровня морали, интеллигентности и активности второй страты зависит в конечном счете компетенция любого политического организма. Именно из этой страты формируется и контрэлита, в терминологии Парето, обеспечивающая смену политического класса.

Во-вторых, Моска указывал на три основных способа, с помощью которых политический класс добивается своего утверждения и обновления: наследование, выборы и кооптацию. С одной стороны, все политические классы стремятся к закреплению своего господствующего положения. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые стремятся сменить старые. Поэтому происходит постоянная борьба аристократической и демократической тенденций. В зависимости от того, первая тенденция превалирует или вторая, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление.

И первая и вторая тенденции являются опасными для общества. Первая содействует деградации политического класса; вторая нарушает политическую стабильность и преемственность. Моска отдает предпочтение тому типу общества, которому свойственно равновесие между этими тенденциями. Он считает, что необходима известная стабильность правящего класса, чтобы последний не испытывал значительных изменений с каждым поколением, и что полезно также проникновение элементов из низшего класса, лишь бы это происходило не слишком быстро и не слишком значительно. Данная ситуация возможна только в смешанных типах политических режимов: аристократически-либеральном и демократически-автократическом. Под последними современная политическая наука понимает те, которые функционируют в развитых странах Запада.

Немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) разработал противоречивую концепцию влияния развития организации на демократию. С одной стороны, он указывал, что современный мир живет в эпоху демократии, а крупные организации сопровождают демократизацию и препятствуют революциям. С другой стороны, крупные и организационно сложные ассоциации, характерные для современного общества, управляются кликами, политика которых неизбежно откланяется от предпочтений их избирателей. Данную тенденцию Михельс назвал “железным законом олигархии”.

Комплекс тенденций, препятствующих осуществлению демократии, с большим трудом поддаются распутыванию и систематизации. Эти тенденции лежат: в сущности человеческой природы, в сущности политической борьбы и в сущности организации.

Во всех современных обществах демократия через развитие массовых организаций приводит к утверждению олигархии. “В результате организации, каждая партия или профессиональный союз становятся разделенными на управляющее меньшинство и управляемое большинство… Именно организация порождает доминирование избранных над избирателями, обладающих полномочиями над теми, кто эти полномочия им вручил, представителей над представленными. Тот, кто говорит “организация”, подразумевает “олигархия”.

Михельс указал на наличие двух важнейших составляющих в контрэлите: низшей страты, в данном случае, наемных рабочих, и узкой группы интеллектуалов, выходцев из буржуазии, которые и возглавили пролетарские массы. Каждое великое движение угнетенных в истории вырастает из подстрекательства, с сотрудничеством и под руководством людей из тех самых групп общества, против которых оно направлено. Без помощи лучше образованных и более способных представителей высшего класса, низший класс не в состоянии осознать свои собственные интересы и вести политическую борьбу за их реализацию.

В самой контрэлите происходит циркуляция индивидов и групп: некоторые люди движутся по восходящей, занимая бюрократические позиции в организации, в то время, как другие спускаются вниз по социально-экономической лестнице. Политическая организация оппозиции, ее развитие и укрепление создает своеобразный социальный лифт для наиболее способных представителей низшего класса. Организация содействует расширению среднего класса, медленному, но верному процессу улучшения материального положения низших статусных групп, их депролетаризации.

Важно, чтобы процесс циркуляции внутри контрэлиты содействовал выдвижению на высшие позиции наиболее талантливых и способных членов общества. Демократия тем самым трансформируется в форму правления лучших, в аристократию.

Михельс также анализирует проблему лидерства в контрэлите. Осуществляется постепенный переход от “спонтанного лидерства” к олигархическому через две промежуточные ступени: 1) профессионального и 2) стабилизированного лидерства. Интересы специалистов зачастую приходят в столкновение с интересами масс, правда, последние являются достаточно разнородными по своему составу. В конечном итоге побеждают профессионалы, которые обеспечивают стабилизацию своего привилегированного положения. Но поскольку интерес специалистов является “консервативным”, связанным с удержанием руководящих позиций в организации, они вынуждены привлекать на свою сторону те или иные группы рядовых членов организации в борьбе с конкурентами. Постепенно организация пополняется лидерами-представителями рядовых членов движения. Они менее идеологизированы чем старые лидеры-профессионалы, потому что более тесно связаны с массами, стремятся к выражению их интересов, являющихся в основном прагматическими, а не теоретическими.

Таким образом, согласно классическим элитаристским теориям, для достижения успеха контрэлите требуются следующие условия:

    в обществе должны обостриться проблемы циркуляции элит, в результате которых, деградация правящей группировки будет сопровождаться значительным возрастанием пропорции людей, обладающих элитными качествами среди не имеющих отношения к власти групп общества.

    во-вторых, должен обозначиться кризис легитимности действующей власти, обеспечивающий переход на сторону контрэлиты не только многих простых людей, ищущих в ней защиты и покровительства, но и представителей так называемой “второй страты политического класса”.

    контрэлита в организационном плане должна сочетать в себе элементы массового движения низов и интеллектуального ядра, представленного выходцами из господствующей страты.

    политическая организация контрэлиты должна обеспечить внутреннюю циркуляцию элементов, обеспечивающую заполнение руководящих позиций наиболее талантливыми и работоспособными представителями из разных слоев общества.

    приход к власти контрэлиты в конечном итоге зависит от умелого сочетания политического прагматизма и принципиальности ее политической программы.

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, - пишет Э. Гольтманн, - это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов - выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. - можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни - не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

25)Способы рекрутирования элит. Номенклатурная система рекрутирования элиты. Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования.

Известно, что политическое рекрутирование - это вовлечение людей в активную

политическую жизнь. И важнейшее место занимает создание политической элиты, из

которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, прави-

тельственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Иссле-

довать этот процесс - значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются

на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лиде-

рами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.

В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в

соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными

традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей

периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной

степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

1)стратегическая функция – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества.

2)организаторская функция – осуществление на практике выработанного курса, а также воплощение политических решений в жизнь.

3)интегративная функция- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, разрешение конфликтных ситуаций.

4)коммуникативная функция – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения.

Чтобы эффективно реализовать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов. Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль.