Строим деревянный гараж своими руками. Как своими руками построить гараж из бруса? Каркас из бруса 100х100 для гаража

Материалов и конструкций для строительства гаража существует достаточно много.

Это кирпич, керамзитобетон, газо и пенобетонные блоки, стальной профилированный лист и древесина.

Стены гаражей часто возводят по каркасной технологии – скоростной и низкозатратной.

Мы же рассмотрим строительство гаража из бруса, чтобы определить основные преимущества такого решения, оценить конструктивные варианты и особенности производства работ.

Достоинствами деревянного гаража являются:

  • Экологичность древесины, поглощающей выхлопные газы и запах бензина;
  • Высокий уровень энергосбережения и невысокая стоимость древесины;
  • Хорошая паропроницаемость деревянных стен снижает уровень влажности, что положительно сказывается на состоянии кузова автомобиля;
  • Легкость обработки и простота сборки позволяют вести строительство без использования специального инструмента и монтажной оснастки;
  • Оптимальная сочетаемость с фасадом деревянного жилого дома и ландшафтом участка.

Выбор конструкции

Собираясь построить деревянный гараж своими руками нужно заранее определиться с типом фундамента, конструктивным решением стен и кровли. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Проще всего сделать основание под деревянный гараж в виде монолитной железобетонной плиты. Она не только станет надежной опорой для стен, но и выполнит функцию пола.

Для исключения впитывания в бетон грунтовой влаги, после отсыпки и уплотнения песчаной подушки по ней нужно уложить 2 слоя рубероидной гидроизоляции. Для отапливаемого гаража не будет лишней работа по утеплению фундаментной плиты. Перед заливкой чистовой растворной стяжки на бетон нужно уложить листы экструдированного пенопласта толщиной 1-2 сантиметра.

Толщину плиты фундамента нужно выбрать такой, чтобы уровень чистого пола в гараже был выше уровня грунта на 20-25 см. Это позволит исключить замачивание стен дождевой водой. Для защиты стен от влаги после завершения строительства по всему периметру строения нужно залить бетонную отмостку шириной не менее 70 см.

Существуют более доступные по стоимости варианты фундаментов под гараж из бруса – ленточный бутобетонный, столбчатый и свайный. Ленточный достаточно заглубить в грунт на 60-80 см. Древесина – легкий и упругий материал, который не боится деформаций, вызванных морозным пучением.

А вот столбы или сваи под такой гараж придется погрузить в землю глубже (ниже точки сезонного промерзания), чтобы замерзший грунт не вытолкнул фундамент наружу.

Закончив с фундаментом, приступают к возведению стен. Здесь можно реализовать любой из двух вариантов – каркас из бруса или деревянный сруб.

Брусовый каркас

Для того, чтобы каркас гаража из бруса был прочным и геометрически безукоризненным, перед началом сборки нужно подготовить проект или подробный эскиз.

На бумаге вычерчивают все несущие конструкции и детально прорабатывают контактные узлы. При недостатке опыта конструирования узлы соединений вертикальных стоек и горизонтальных связей каркаса можно взять из типовых проектов деревянных сооружений. Соединять элементы каркаса можно не только при помощи стальных скоб, но и посредством металлических пластин с отверстиями под саморезы.

Врубки и другие сложные соединения брусьев нужно по возможности избегать, заменяя их простым вариантом стыковки – внахлест или, как говорят плотники, «в пол дерева».

Основа, на которой строится каркасный гараж — горизонтальная опорная рама из бруса сечением 100х100 мм. Для ее изготовления лучше использовать дуб или лиственницу. Эти породы более стойко переносят увлажнение.

Опорную раму ставят не на бетон, а на рубероид, чтобы исключить попадание влаги в волокна древесины. На плитном или ленточном фундаменте ее фиксируют при помощи резьбовых анкерных шпилек диаметром 14-16 мм, предварительно заглубленных в бетон на глубину 20-25 см.

Выверив горизонтальность рамы строительным уровнем, можно приступать к установке угловых стоек каркаса. Проверив вертикальность, их фиксируют наклонными укосинами из досок, а поверху натягивают шнур. По нему выставляются рядовые стойки. Их шаг зависит от размеров поперечного сечения, толщины наружной обшивки и может составлять от 50 до 100 см.

Выставив по шнуру и закрепив постоянными укосинами стойки каркаса, их поверху фиксируют обвязочным брусом, который выполняет роль опоры для стропильной системы крыши.

Для надежного крепления стропильных ног в обвязочном брусе вырезают пазы.

Если гараж будет отапливаемым, то обшивку стен ведут одновременно с послойным утеплением пространства эковатой. Есть и другой вариант: можно сначала обшить каркас блокхаусом, деревянной вагонкой или доской, после чего изнутри облицевать его полужесткими плитами из минеральной ваты. Не забудьте закрыть утеплитель паробарьерной пленкой и сделать вентилируемый зазор!

Пенопластом каркасный гараж из бруса утеплять нельзя, поскольку этот материал не пропускает водяной пар и древесина в зоне контакта с ним будет гнить.

Гараж из сруба

Построить гараж из дерева, используя массив бруса проще, чем возводить каркасные стены. Стены из бруса не требуют обшивки. Этот материал имеет высокую степень строительной готовности, поскольку нарезается под размеры строения. Изготовитель сразу делает в нем посадочные соединения для венцов и профилирует по длине. От вас потребуется только эскизный чертеж, на котором нужно указать размеры гаража и ворот.

Главным условием долговечности гаража, построенного из массива бруса, является высокое качество древесины и ее низкая влажность. Поэтому лучше купить материал камерной сушки, чем более дешевый естественной влажности. Сырая древесина дает большую усадочную деформацию и в срубе появляются щели, требующие дополнительной конопатки.

Выбирая между оцилиндрованным бревном и профилированным брусом, лучше выбрать профилированный. У него меньшая усадка и трещинообразование. Он не так сильно трескается и легче собирается в единую конструкцию.

Хотя производители утверждают, что профилированные брусья не нуждается в межвенцовом утеплителе, лучше все-таки проложить между ними льняную или джутовую ленту.

Нижний пояс гаражного сруба должен быть изготовлен из древесины твердых пород, а для остальных венцов можно использовать сосну. Закончив сборку стен, брус изнутри покрывают антипиреном – веществом, не поддерживающей горения. Снаружи его обрабатывают антисептиком для защиты от гниения.

Говоря об оптимальном типе углового соединения бруса, отметим, что наиболее надежным и герметичным является комбинированный вариант «в полдерева». В нем стоят коренной и вставной шипы, а также достигается большая площадь контакта брусьев. Для самостоятельной рубки углов лучше использовать более простое соединение «встык на коренном шипе».

Ворота

Распашные ворота для гаража можно изготовить на основе деревянной рамы, обшив ее доской, вагонкой или стальным профилированным листом.

Если требуется более надежная защита, то нужно купить и установить в проеме стальные ролеты или автоматические секционные ворота. Их окраску можно точно подобрать под цвет брусовых стен, добившись визуальной гармонии.

Крыша

Для гаража из бруса подходит любой тип кровли – одно или двускатная, вальмовая или мансардная. Ее выбор зависит от ваших планов. Если есть необходимость в хранении хозяйственного инвентаря, то на гараже следует установить двускатную шатровую кровлю. Она дороже в строительстве, чем односкатная, но зато намного теплее и вместительнее.

Подшивку потолка в гараже по деревянным балкам можно выполнить с помощью листового гипсокартона или деревянной вагонкой, пропитанной антипиреновым составом.

На сегодняшний день большинство владельцев частных домов стараются хранить свои автомобили, если у них таковые имеются, в гаражах. Это абсолютно объяснимо, ведь находясь в таком помещении, автомобиль меньше подвергается воздействию внешних природных факторов и защищен от посторонних взглядов, а потому его состояние по мере эксплуатации ухудшается не столь стремительно. Гараж также можно использовать в качестве кладовой для хранения каких-либо вещей или не слишком скоропортящихся продуктов.

Особенности

Выполненный своими руками деревянный гараж будет хорошим решением для частного дома. Территория, где он будет находиться, должна быть огорожена, так как защиты от воров такая постройка не гарантирует.

Также следует сказать и о других недостатках деревянного гаража:

  • не слишком большой срок службы;
  • высокая пожароопасность;
  • необходимость обработки стройматериалов специальными веществами.

Они имеют и множество преимуществ:

  • доступность из-за низкой цены строительных материалов;
  • возможность самостоятельного возведения;
  • простота монтажных работ;
  • экологическая безопасность;
  • относительная прочность.

Существует несколько видов гаражей, выполненных из дерева. Наиболее популярными считаются постройки из бруса, который является наиболее прочным и долговечным материалом.

Но самостоятельно возвести сруб непросто, да и цена его довольно высока.

В то же время брусовой гараж считается надежным строением, и внешне смотрится он довольно презентабельно.

Распространенными вариантами являются и гаражные постройки из оцилиндрованного бревна. Они также имеют отличный внешний вид. В этом случае можно приобрести уже готовые строительные материалы, которые собираются по принципу конструктора.

Третьей категорией являются гаражи на основе каркасной конструкции. Именно на каркас будет приходиться основная нагрузка. Но главным преимуществом является то, что можно использовать любой облицовочный материал. Если есть желание, то можно сделать гараж из профлиста, а еще – из деревянных досок или любого другого клееного деревянного материала, который есть под рукой.

Чертежи

У многих возникают проблемы со строительством гаража на этапе его проектирования. В этом нет ничего удивительно, так как этот процесс наиболее сложный. Дело в том, что его важность заключается в необходимости максимально продумать конструкцию, ведь параметры строения на 2 машины будут существенно отличаться от характеристик гаражного строения на один автомобиль.

Стандартный гараж обычно имеет параметры 6 на 4 метра.

Его высота будет составлять около трех метров. Но гараж 6х4 м – это стандартный показатель. Две машины в него вместить не получится, а места для одной будет более чем достаточно. Но все зависит от характеристик самого автомобиля.

Если необходимо рассчитать параметры самостоятельно, то при учете габаритов авто, необходимо прибавить по 50 сантиметров по бокам на открывание дверей, один метр со стороны багажника и около 60 сантиметров с другой стороны. Высоту определяют ростом владельца и дополнительно к ней прибавляют еще 1 метр.

Расчет количества материалов

После того как человек определился с размерами, делается проект гаража. В нем учитываются все мелочи и нюансы, с которыми можно столкнуться при возведении такого строения. Речь идет о таких вещах, как размещение осветительных приборов, подъездных путей, дорожек, как будут открываться ворота, к какой категории они будут относиться и о многих других немаловажных нюансах. В проекте обязательно должен быть отражен тип строения – будет ли оно пристройкой к дому или же самостоятельной постройкой. В зависимости от этого количество необходимых стройматериалов будет разным.

Еще одним фактором, который влияет на этот момент, является технология, выбранная для строительства.

Если речь идет о каркасной модели, то необходимо высчитать, сколько потребуется профилированного бруса разного сечения, утеплителя, OSB-листов, металлических углов, саморезов, дерева и других материалов.

Если гараж строится по бревенчатой технологии, то нужны оцилиндрованные бревна и утеплитель. Также необходимо подумать, какие будут использоваться материалы для крыши.

Подготовка

После того как все расчеты были выполнены и перепроверены, следует подготовить место для будущего строительства. Для этого необходимо выполнить разметку. Ее можно сделать при помощи колышков и шпагата. После этого осуществляется очистка территории от мусора. Если на участке есть уклоны или перепады высот, то их стоит поднять, чтобы земля была ровной.

После того как это сделано, начинается подготовительная работа. Сначала следует залить фундамент. Наиболее популярными являются свайные или столбчатые фундаменты. Они используются для облегченных строений и представляют собой столбы или сваи, которые монтируются по периметру будущего гаража в землю.

Сваи бывают или заливными, или уже готовыми. Если планируется второй вариант, то необходимы еще и скважины.

Строительство

Первым этапом, который определяет успешность всех дальнейших работ, является постройка каркаса.

Он состоит из трех элементов:

  • верхней обвязки;
  • стоек;
  • нижней обвязки.

Для нижней обвязки используется брус сечением 100х50 мм. Стойки делаются из бруса 150х150 мм, а перекрытия и стропила – из мини-бруса 100х50 мм.

Пол для гаража из бревен укладывается на нижнюю обвязку, под которой следует расположить слой рубероида.

Закладной брус скрепляется по углам одним из двух способов:

  • на вставном шипе;
  • в лапу.

Стоит помнить, что скрепление должно быть прочным и надежным. После этого в нижнюю обвязку вставляются так называемые лаги. Этот процесс выполняется через каждые 40-45 сантиметров.

Если длина лагов очень большая, то можно по всей длине осуществить монтаж подпорок , которые легко выполняются из кирпичных столбиков. Это необходимо сделать для того, чтобы пол не прогибался под тяжестью. Между ними расстояние должно быть не больше 60 сантиметров. Их тоже следует покрыть рубероидом. Кстати, все деревянные элементы, включая бруски и лаги, следует заранее обработать антисептиком.

После этого можно переходить к строительству стен. Здесь соединение бруса будет таким же, которое использовалось ранее.

Ряды друг к другу крепятся при помощи так называемых нагелей – ими называют клинья из твердого дерева, которые необходимо забивать в отверстия, просверленные заранее. Нагели утапливают в доски, чтобы во время сушки нигде не образовывались щели и дыры. В верхнем венце также делаются пропилы для строительных брусков.

Что касается кровли, то ее форма будет зависеть от конструкции и размеров гаражного строения. Обычно она бывает либо односкатной, либо двускатной. Если гараж примыкает к дому, то лучше всего делать односкатную крышу. Если же он представляет собой отдельную постройку, расположенную на расстоянии от дома, то лучшим выбором станет двускатный вариант.

После того как крыша будет сделана, выполняется ее обрешетка. Поперек обрешетки кладется гидроизоляционный слой рубероида, и только после этого уже укладывается кровельный материал.

Затем необходимо вернуться к работе над полом.

Лучше всего делать полы из шпунтованных досок, которые закрепляются на лагах.

Закреплять их стоит на лагах при помощи саморезов или же можно прибить их гвоздями крупных размеров, ведь полу предстоит выдерживать вес автомобиля, а это, как правило, более одной тонны.

Когда пол готов, его следует полностью покрыть специальным противопожарным составом , который существенно повысит стойкость дерева к воздействию высоких температур. А чтобы еще больше обезопасить постройку, полы можно покрыть металлическими листами. Если же нет финансовой возможности покрыть полы полностью, то это следует сделать хотя бы в местах, где существует наибольшая вероятность разлива горючих и легковоспламеняемых жидкостей.

Такая пошаговая инструкция легко позволит создать гараж быстро и относительно дешево, а главное – самостоятельно.

Если гараж примыкает к даче двухэтажного типа, то лучше всего сделать лестницу, которая из гаража позволила бы попадать в дом, а при определенных типах конструкции дома и гаража – на второй этаж. Такой подход довольно удобен, поскольку позволяет не выходить из гаража на улицу, например, в холодную погоду, а сразу попасть домой.

Добрый день уважаемые подписчики сайт. В сегодняшнем уроке давайте разберем постройку гаража из бруса.

Гараж может быть построен практически из любого материала, но самым экологичным решением является деревянный гараж – он имеет высокие теплоизоляционные свойства, при этом стены гаража «дышат», пропускают водяные пары и нейтрализуют запахи. Наиболее удобным материалом для строительства деревянного гаража является брус. Гараж из бруса своими руками построить довольно просто, ведь современные материалы не нуждаются в подгонке и сушке, кроме того, они пропитаны огнебиозащитными растворами, что исключает опасность загорания и гниения.

Достоинства гаража из бруса

  • Натуральный экологически чистый материал позволяет создать приятный микроклимат, что особенно важно в тех случаях, когда гараж используется еще и в качестве мастерской;
  • В деревянном гараже крайне редко бывает повышенная влажность, что способствует лучшему сохранению автомобиля;
  • Дерево – легкий в обработке материал, поэтому гараж из бруса можно легко сделать своими руками, не привлекая специалистов с техникой.
  • Деревянный гараж из бруса отлично вписывается в общий дизайн участка и загородного деревянного дома.

Единственным серьезным недостатком дерева является его горючесть, поэтому гараж из бруса необходимо регулярно обрабатывать антипиреновым составом.

Этапы возведения гаража из бруса

Для гаража из бруса необходимо устройство фундамента. Фундамент может быть , ленточным или плитным, но он обязательно должен быть выше поверхности грунта минимум на 20 см, чтобы избежать контакта дерева с почвой, в противном случае нижние венцы гаража быстро сгниют. Между брусом и фундаментом необходимо уложить слой гидроизоляции.

Стены возводят из профилированного бруса, укладывая их в сруб. Можно заказать готовый сруб и собрать гараж из бруса самостоятельно – цена повысится незначительно, а объем работы будет заметно ниже.

Пол в гараже можно сделать как из бетона, так и из дерева. В первом случае можно удобнее выбрать , который будет служить одновременно полом. В статье рассмотрен гараж из бруса с деревянным полом, на столбчатом незаглубленном фундаменте из бетонных блоков или кирпича.

Крышу гаража выполняют односкатной, с уклоном на одну сторону или назад, или двускатной. От формы крыши зависит устройство стропильной системы.

Дополнительное утепление в гараже из бруса целесообразно выполнять только в том случае, если гараж будет отапливаться. Утепление в этом случае выполняют с наружной стороны, чаще всего устраивают вентилируемый фасад из профнастила, металлического или винилового сайдинга.

Технология возведения гаража из бруса своими руками

  1. Возводят столбчатый фундамент. Для этого определяют размеры площадки под фундамент, снимают плодородную часть грунта и выравнивают площадку. Размечают места установки столбчатого фундамента с помощью колышков и бечевки. Столбчатый фундамент устанавливают по углам строения, а также вдоль стен на расстоянии не более 2 метров. В месте установки столбчатого фундамента выполняют песчаную подушку толщиной не менее 20 см, а на участках с пучинистым грунтом – от 40 см. Песок тщательно трамбуют, проливая водой, на него укладывают слой рубероида. Возводят столбики из бетонных блоков или кирпича, скрепляя их с помощью цементного раствора. Выравнивают их высоту с помощью натянутой при разметке бечевки. После застывания раствора выполняют гидроизоляцию битумной мастикой, а сверху дополнительно укладывают рубероид в два слоя.

    Шаг 1 — возведение фундамента гаража и закладка нижней обвязки

  2. На столбики укладывают нижнюю обвязку – закладной брус. Скрепляют брус по углам без остатка, способом соединения «в лапу», «в полдерева» или на коренном или вставном шипе. Способ соединения зависит от квалификации строителей и от стройматериала. Готовые срубы обычно уже подогнаны под определенное соединение, и вам останется только следовать инструкции по сборке.

  3. В закладной брус врезают лаги – перекрытия пола. Их выполняют из бруска или доски 40 мм, уложенной на торец. Расстояние между лагами зависит от нагрузки на пол, для гаража лучше выбирать расстояние от 0,5 до 1 м. Места врубки в брус обязательно пропитывают антисептиком.

  4. Последующие ряды бруса кладут друг на друга, использую тот же тип соединения, что и для закладного. Между собой ряды бруса соединяют с помощью нагелей, для этого просверливают оба бруса коловоротом так, чтобы отверстия совпали, и забивают в них нагель – клин из твердых сортов древесины. При этом нагель должен быть утоплен в брус на несколько см, иначе при усушке сруба образуются щели.

  5. В верхний венец врубают стропильные ноги, соединяя их между собой «в полдерева». Форма крыши зависит от конструкции гаража, а также от его размеров. Если гараж пристроен к другому зданию, удобнее делать односкатную крышу с уклоном на внешнюю стену, для отдельно стоящего гаража удобнее двускатная крыша.

  6. После выполнения крыши желательно сразу закрыть сруб постоянным или временным кровельным покрытием. Для временной кровли можно использовать гидроизоляционные пленки с повышенной прочностью и устойчивостью к УФ-излучению, например, . Пленку раскладывают на стропилах с некоторым провисанием, полосы склеивают между собой с помощью монтажного скотча. Кровельное покрытие гаража из бруса может быть любым, как из рулонных материалов, типа рубероида с посыпкой, так и из шифера, ондулина, профнастила, металлочерепицы. Кровельное покрытие кладут на предварительно уложенные поверх гидроизоляции доски обрешетки, закрепляя саморезами или гвоздями, специально предназначенными для данного вида покрытия. Не забудьте про особо уязвимые места – конек, места примыкания крыши к стенам. Их необходимо изолировать от попадания влаги доборными элементами.
  7. Полы в гараже делают из половой шпунтованной доски, закрепляя ее на лагах с помощью гвоздей или саморезов. Пол, а также стены гаража изнутри необходимо покрыть антипиреновым составом, чтобы избежать возгорания дерева. Если в гараже возможны протечки горюче-смазочных жидкостей, целесообразно покрыть пол металлическими листами. Также пол можно выполнить двойным с утеплением.

  8. Въезд в гараж выполняют из досок 60 мм, уложенных на опорный брус. Брус врубают в нижний закладной брус под углом не более 30 градусов, пропитывают снизу битумной гидроизоляцией. На него прибивают поперечные доски. Гаражные ворота – важный элемент любого гаража. Их можно выполнить как распашными, состоящими из двух створок, так и – конструкция гаража из бруса достаточно прочная для того, чтобы выдержать любой тип ворот.

Гараж из бруса своими руками можно использовать как всесезонную мастерскую, для этого необходимо установить в нем зимний обогрев. Чаще всего для этой цели используют электрообогреватели с датчиком температуры, позволяющим регулировать температуру в гараже автоматически. Также можно устроить в таком гараже смотровую яму или даже погреб, что существенно расширит его функциональность.

В этой статье мы расскажем о том, как построить гараж из бруса. Сделать это можно самостоятельно, привлекая сторонних специалистов только на некоторых этапах, а значит, вы сможете существенно сократить свои расходы.

Кроме того, деревянный гараж – это вполне удобное помещение для автомобиля, да и выглядит он довольно оригинально.

Деревянный брус — отличный материал для хозяйственных построек

Подготовка к работе

Выбор конструкции

Прежде чем начинать закупку материала и строительные работы, стоит изучить проекты гаража из бруса, которые публикуются в специализированных изданиях и в сети (в том числе и на этом сайте). Проанализировав проектную документацию, вы сможете подобрать конструкцию, максимально подходящую под ваши условия и запросы.

Если же подходить с формальной точки зрения, то деревянные хозяйственные постройки делятся на два типа:

  • Каркасные – из массивного деревянного бруса возводятся только несущие элементы. Затем каркас обшивается листовым материалом (чаще всего используется ОСБ-плита), а внутри обшивки помещается теплоизолятор.

  • Массивные – в этом случае стены гаража складываются из бруса. Для придания сооружению эстетичного внешнего вида возможна обшивка стен вагонкой или сайдингом, однако использование профилированных заготовок позволяет сэкономить на такой отделке.

Первый способ является более простым в реализации, да и цена у здания будет ниже. Однако если нам нужно действительно прочное строение, то лучше использовать именно массивный брус.

Обратите внимание!
Сегодня многие производители предлагают готовые наборы для возведения срубов.
В набор входят пронумерованные брусья со всеми необходимыми пазами и креплениями.
Конечно, стоимость конструкции возрастет, но если у вас нет опыта работы с деревом, то покупка такого комплекта – отличный выход и ситуации.

Закупка материала

Итак, с конструкцией определились – теперь пора выбрать материал.

Перечислим возможные варианты по мере увеличения стоимости:

  • Массивный ровный брус естественной влажности. Эта разновидность заготовок является наиболее доступной по цене, однако на этом преимущества заканчиваются.
    Стены из ровного бруса, не прошедшего сушку, подвержены довольно сильной усадке в течение первых двух лет после постройки, потому обшивку можно проводить только после длительного выстраивания сруба.

Обратите внимание!
При высыхании бруса между отдельными элементами могут образовываться довольно крупные щели.
Их можно устранить путем законопачивания, но лучше все же выполнить обшивку.

  • Массивный профилированный брус. Эта разновидность , так и после камерной сушки. Вторая разновидность дороже, но зато она куда меньше подвержена деформации.

  • Главный плюс профилированного бруса – замки на плоскостях заготовок. Шипы и пазы позволяют создать практически герметичный узел примыкания, который не будет продуваться даже при небольшой усадке.
  • Клееный профильный материал — идеальный выбор. Производится путем склейки предварительно просушенной доски, при высыхании не растрескивается и практически не имеет собственной усадки. Если финансы позволяют, стройте гараж из клееного бруса, не раздумывая.

Калькулятор для расчета количества пиломатериалов:

Набор инструментов

Деревянные заготовки обладают достаточно большой массой, потому для работы желательно наличие как минимум одного помощника.

Что касается набора инструмента, то понадобятся такие приспособления:

  • Шанцевый инструмент (лопаты, кирки) для укладки фундамента.
  • Пила по дереву — дисковая или сабельная.
  • Бензопила – будет нужна, если используется крупногабаритный брус, который придется подрезать по размерам самостоятельно.
  • Киянки для осаживания брусьев при сборке.
  • Степлер строительный для монтажа межвенцового теплоизоляционного материала.
  • Ручной инструмент – молотки, плоскогубцы, стамески и т.п.
  • Дрель и шуруповерт.
  • Измерительные инструменты, начиная от нивелира для разметки площадки и заканчивая отвесом для контроля вертикальных плоскостей.

Возведение гаража

Делаем фундамент

Проект гаража из бруса может предусматривать монтаж капитального основания самых разных типов:

  • Плитный фундамент – наиболее простой в изготовлении. Основным достоинством такой конструкции является возможность использования бетонных плит непосредственно в качестве пола. А вот с точки зрения надежности данная схема обустройства проигрывает другим разновидностям.

  • Столбчатый фундамент – предполагает установку вертикальных заглубленных бетонных блоков под основными несущими конструкциями. Для обеспечения максимальной прочности пола также может быть предусмотрена закладка дополнительных столбиков под лаги.
  • Ленточный фундамент – сочетает в себе достаточный запас надежности с простотой возведения. Ширина фундамента должны соответствовать габаритам используемого бруса (т.е. до 300 мм), а глубина закладывается до полуметра.

  • Любой фундамент стоит приподнять над поверхностью земли минимум на 100 мм, поскольку контакт влаги с деревянными деталями крайне нежелателен.

Совет!
При возведении фундамента стоит позаботиться и о создании смотровой ямы.
Проще всего отделать стены выкопанного котлована кирпичной кладкой, а борта усилить металлическими швеллерами.

Поверх фундамента впоследствии будет смонтирован пол.

Проекты гаражей из бруса предполагают один из вариантов:

  • Бетонная стяжка по плитам. Такой пол укладывается поверх плитного основания и обеспечивает достаточную прочность даже при очень активной эксплуатации.
  • Армированный бетонный пол по грунту. Возводится в несколько приемов, обязательно предусматривает армировку. По большому счету, такой бетонный пол выполняет функцию монолитного фундамента небольшой мощности.

  • Деревянный пол по лагам. Может быть рекомендован только в тех случаях, когда гараж не планируется использовать для тяжелой техники. Но даже и тогда доски для пола стоит подбирать достаточно толстые.

Монтаж сруба

Поверх основания начинаем собирать сам сруб из бруса.

Инструкция советует придерживаться такой последовательности действий:

  • Нижнюю обвязку делаем из толстых брусьев сечением 100х150 мм и более. Обвязочный венец соединяем по углам «в полдерева» или «в лапу» — так, как это продемонстрировано на схеме.

  • Для защиты от влаги древесину пропитываем специальными составами. Если возникает необходимость в экономии средств, то гидрофобизирующие пропитки можно заменить отработанным маслом.

Совет!
Крепления обвязочных венцов можно усилить металлическими уголками.

  • Далее начинаем своими руками возводить стены, укладывая брусья друг на друга. При использовании профилированных заготовок процесс монтажа не представляет сложности, поскольку замки облегчают позиционирование деталей.

  • Для обеспечения максимальной защиты от теплопотерь внутри каждого замка прокладываем джутовый рулонный материал. Чтобы утеплитель не смещался при монтаже и осаживании, «прихватываем» его металлическими скобками.
  • Брусья между собой соединяем либо стальными гвоздями, либо специальными деревянными нагелями.

Особое внимание нужно уделить оформлению гаражных ворот. Чтобы предотвратить деформацию проема при усадке здания, по бокам устанавливаем два вертикальных бруса, которые будут поддерживать горизонтальную .

Кровля

Когда гараж из профилированного бруса выведен на проектную высоту, можно приступать к монтажу кровли:

  • Поверх настила на венцы укладываем брус – мауэрлат. Для большей надежности фиксируем мауэрлат не только , но и металлическими уголками.

  • На мауэрлате закрепляем стропила, конфигурация и размер которых определяются проектом. Наиболее популярными вариантами кровель для гаражей являются односкатная и двускатная. Плоские и шатровые конструкции встречаются гораздо реже.
  • Стропила закрепляем раскосами и соединяем между собой коньковым брусом. Также коньковый брус фиксируем на фронтонных частях, если они возводятся по той же технологии, что и стены.
  • Далее на стропильной системе монтируем обрешетку, после чего – укладываем кровельное покрытие. Изнутри крышу можно дополнительно утеплить.

Отделка

Возведенный каркас гаража из бруса необходимо отделать.

Конечно, в идеале стоит дать срубу выстояться для полной усадки, но использование клееного бруса и строгое соблюдение технологии монтажа в данном случае позволяет приступить к отделочным работам довольно скоро:

  • Во-первых, если использовался ровный брус, то нам нужно будет своими руками выполнить обшивку стен. Для внутренней обшивки предпочтительным вариантом является вагонка, для наружной – сайдинг (пластиковый или металлический).
  • Под обшивку монтируем ветрозащитную мембрану, которая защитит стыки между брусьями от продувания.
  • После завершения обшивки выполняется настилание напольного покрытия (если запланирован был дощатый пол).

Для постройки гаража могут использоваться различные материалы. Одним из самых популярных среди них является . Гараж из бруса обладает рядом преимуществ: паропроницаемостью, низкой стоимостью, экологичностью и др. Кроме этого, деревянный гараж из бруса будет выглядеть гораздо привлекательней кирпичного или бетонного.

Перед тем, как построить гараж из бруса своими руками, нужно определиться с конструкционными особенностями будущего строения.

В первую очередь нужно запастись карандашом и листом бумаги, чтобы сделать хотя бы примерный план будущего гаража. При создании плана следует учитывать габариты автомобиля, а также размеры различных полок (если они имеются). Не стоит забывать и о свободном пространстве, которое необходимо для проведения ремонтных работ.

Если внутри гаража планируется проводить какие-либо сварочные или другие работы, связанные с повышенными температурами, то стоит задуматься о создании дополнительной защиты от огня. Дело в том, что дерево довольно быстро воспламеняется, и порой бывает достаточно одной искры, чтобы деревянный гараж загорелся.

Фундамент и пол

Чтобы построить гараж из бруса, в первую очередь необходимо разобраться с выбором фундамента и пола.

Как правило, в качестве фундамента люди выбирают железобетонную плиту. Она будет не только надёжной опорой для будущей постройки, но и выполнит функцию пола.

Для того, чтобы предотвратить впитывание грунтовых вод в фундамент, он обкладывается рубероидной гидроизоляцией. Если же есть необходимость в теплоизоляции, то перед тем как сделать стяжку, на бетон укладываются пенопластовые листы толщиной 1-2 сантиметра.

Толщину фундамента нужно выбирать так, что он превышал уровень грунта примерно на 20 сантиметров. Это нужно для того, что вода не проникала внутрь гаража. Для защиты стен от влаги рекомендуется сделать бетонную отмостку шириной не более 40 см.

Более дешёвым и доступным материалом для создания фундамента является ленточный бутобетон, который обычно помещают примерно на 20 см под землю. Благодаря тому, что дерево является довольно упругим материалом, пучинные образования не смогут нанести вред конструкции. Однако, бетонные столбы или сваи нужно размещать глубже уровня промерзания грунта, так как пучинные образование могут “выкинуть их наружу”.

Брусовый каркас

Для того, чтобы в процессе возведения каркаса не возникало проблем, нужно сперва сделать эскиз или план на листе бумаги.

На эскизе нужно вычертить все контактные узлы и дополнительные конструкции. Если у владельца недостаточно опыта, и знаний не хватает для создания точного эскиза, то можно взять уже готовую конструкцию из интернета. При планировке каркаса гаража из бруса соединительные элементы также нужно нанести на эскиз. Соединяться стойки с балками могут как скобами, так и металлическими пластинами с отверстиями под саморезы.

Также при изготовлении каркаса лучше избегать различных сложных соединений (например, врубки). Удобнее всего располагать балки внахлёст или, как говорят строители.

Сама сборка каркаса начинается с нижнего венца. На него нужно закрепить угловые стойки, а уже на угловые стойки крепится верхний венец. Оптимальный длина брусьев – 3 м. Для того, чтобы стойки после установки не изменили своего положения, можно произвести временную фиксацию при помощи досок.

Обшивка и утепление каркасного гаража

Обшивка конструкции изнутри обычно выполняется вагонкой. Данный материал способствует созданию благоприятных климатических условий внутри гаража. Подходит он как для обшивки стен, так и для обшивки потолка. К его преимуществам также относят простоту монтажа, а также низкую стоимость.

Крепится деревянная вагонка на металлическую обрешётку. Крепление обрешётки к стене нужно выполнять не вплотную, а так, чтобы между ней и стеной оставался небольшой зазор. Нужно это для вентиляции, а так же для снижения риска деформации вагонки.

При монтаже теплоизолятора, нужно размещать его таким образом, чтобы в каркасе не оставалось щелей. Если же получается так, что произвести монтаж без щелей невозможно, то пустое пространство можно залить монтажной пеной. После того, как пена остыла, нужно снять её излишки при помощи ножа.

При утеплении пола многие специалисты рекомендуют использовать керамзит. Он не только утеплит пол, но и создаст отличную шумоизоляцию. К тому же, он довольно долговечен. Поэтому его не придётся заменять через несколько нет использования (в отличие от других утеплителей).

Гараж из бруса своими руками

Нередко в качестве материала для изготовления гаража выступает или брус.

К преимуществам клееного бруса относят:

  1. Отсутствие риска появления временных деформаций, он всегда будет иметь гладкую поверхность;
  2. Клееный брус не подвержен усадке и усушке;
  3. Обладает оптимальной влажностью, благодаря чему пропадает риск гниения или появления грибковых образований;
  4. Отлично подходит для реализации сложных проектов;
  5. Легко монтируется.

Несмотря на большое количество плюсов, клееный брус обладает своими минусами. Один из них – высокая цена. Гараж из клееного бруса обойдётся примерно в 2 раза дороже такого же гаража из профилированного бруса.

Профилированный брус – это брус, который имеет на одной из сторон выступы. Эти выступы и создают дополнительную надёжность соединения. К минусам профилированного бруса относят его плохую термоизоляцию. Зимой находиться в гараже из профилированного бруса будет довольно некомфортно.

Крыша

Кровля для гаража из бруса может быть любой. При выбореили двускатной крыши стоит помнить о том, куда будут скатываться осадки. Так, устанавливая двускатную крышу на гараж, который находится вплотную к дому, стоит учитывать, что в месте скопления жидкости может появиться коррозия.

Если же есть необходимость в хранении большого количества инвентаря, то можно сделать двускатную крышу. По цене она немного дороже обычной, однако более вместительна и обладает хорошей теплоизоляцией.

Ворота

В качестве основы для ворот хорошо подойдёт деревянная рама, обшитая вагонкой или стальным профилированным листом.

Если же автомобиль очень дорогой и требуются более крепкие и надёжные ворота, то можно установить стальные ролеты или автоматические секционные ворота. Окрашивать рекомендуется ворота под общий цвет гаража – так строение будет выглядеть более гармонично.