Почему простые сербы считают Россию самым большим другом Сербии? "Мы же не дураки. Мы хотим и другую сторону жизни видеть". Сербы о России Как встречают русских в сербии

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Если кому-то из вас уже довелось побывать в Сербии, вы с вдохновением приметесь рассказывать о том, что «так нас, русских, нигде и никто не любит». «Нас и руса триста миллиона», – улыбаются сербы и добавляют, – «а без руса пола камиона» (т.е. «а без русских пол грузовика»). Вспоминаю свою первую встречу с таким к нам, русским, отношением. Осенью 2001 года мне предстояло изучить несколько греческих рукописей в Белградской Национальной Библиотеке. В день приезда в Белград я оставила вещи в университетском общежитии и пошла в гости, в семью одного сербского профессора. Вернулась поздно, ключи от комнаты были заперты у консьержки, которая ушла ночевать домой. Окраина незнакомого города, темнота, холодно, друзей никого (есть телефоны профессоров, но ни звонить же им в столь поздний час!). Растерянно я брела по улице. «Эй, о чем ты там задумалась?» Я подняла глаза. На меня, улыбаясь, смотрела девушка. Пришлось на смеси русского, сербского и английского объяснять. «Сейчас мы домой пойти не можем, потому что у нас встреча клуба гусляров, но мы постараемся сегодня закончить пораньше, ты устала». Далеко за полночь мы добрались домой, в скромное и теплое жилище на другой оконечности Белграда. А после целых три дня Мила Котлайя (кстати, единственная девушка – гусляр в Сербии!) за руку водила меня по городу – и в библиотеку, и кофе пить… и всё потому, что я была гостем из России.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

— Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

— Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании!

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

— Даже предателями!

Часто говорят о предательстве. Может быть, это и справедливо, хотя всегда нужно различать политиков и общество, государство и народ. Во времена Сталина и Тито политические отношения с Югославией (которую святитель Николай (Велимирович) называл величайшим сербским коллективным заблуждением) были очень плохими, но сербы всегда о России помнили, даже когда мы о сербах позабыли, и для нас существовала только Югославия и югославы. А сербы даже Советский Союз называли Россией. Именно тогда, во времена Тито, десятки тысяч сербов пострадали за свою верность России. Тито называл их сталинистами. Действительно, какой-то процент коммунистов среди них был. Большинство же составляли православные сербы, которые никогда не принадлежали к коммунистической партии, и выступали не за Сталина, а за Россию. Тито для того, чтобы скомпрометировать их, всех огульно записывал в сталинисты. И они страдали на Голом острове (аналог нашего ГУЛАГА, страшный концлагерь на одном из островов Адриатического моря), где тысячи людей умирали под палящим солнцем от непосильного труда и издевательств тюремщиков. Тогда в Югославии была развёрнута компания по борьбе с великосербским гегемонизмом, и любой серб мог стать её жертвой. Особенно это проявлялось на Косове. Интересно, что за несколько столетий турецкого ига православное сербское население всё-таки из Косова выдавлено не было, несмотря на турецкий и арнаутский террор, и составляло большинство ещё в 20-м веке. Но за несколько десятилетий господства в Югославии титовского богоборческого и антиславянского режима соотношение коренным образом изменилось. Именно тогда были заложены основы нынешней косовской трагедии. Тито и Моша Пияде сумели сделать то, что было не по плечу даже турецким насильникам.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

— Вы часто пишете о небесной России…

Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании (1830 г.) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

— Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

— Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

— Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров — эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

С любовью вспоминаю своих милых профессоров: моего отца Павла, диакона, пусть мы и спорили иногда, но я ощущал, что он меня любит. Когда у меня были трудности (я уже окончил факультет), то понял, к кому надо обратиться за советом. Я написал ему письмо. И он мне сразу ответил. Сразу! Понял мою ситуацию. Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов.

Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

Почему сербы любят русских? Причину столь редкого в наши дни явления следует искать в многовековой истории российско-сербских отношений, которые на разных ее этапах напоминали своеобразный маятник. В наиболее трудные моменты братские народы, у которых много общих точек соприкосновения в вопросах истории, религии и культуры, всегда приходили друг другу на помощь.

Сербы всегда считали Россию страной, которая никогда не оставит их в трудную минуту. «Россия внутри каждого из нас», «Русские и сербы – братья навек», «Вместе с русскими нас – триста миллионов, а без них – полгрузовика»: это лишь малая часть афоризмов, которые как нельзя нагляднее демонстрируют отношение сербского народа к россиянам.

Из истории становления Сербии

Первые упоминания о государстве сербов относятся к VI веку. После распада римской империи территория будущей Сербии отошла к Византии.

879 год был ознаменован принятием православия. Через 90 лет Сербия обрела независимость от Византии.

Конец XII века – время создания на сербских землях феодального государства Неманичи, входившего в состав обширного сербо-греческого царства, распавшегося вскоре после смерти возглавившего его царя Стефана Душана.

В июне 1389 года произошла трагическая для народа Сербии битва на Косовом поле, в ходе которой многочисленное турецкое войско (втрое превосходящее силы противника) одержало победу над сербским ополчением.

1459 год – время порабощения Сербии и присоединения ее к Оттоманской империи. История турецкого ига насчитывает 350 лет.

1816 год, ознаменованный двумя сербскими восстаниями, закончился образованием независимого княжества Сербия со столицей в Белграде.

В 1878 году Сербия добивается полной независимости в результате заключения Берлинского мирного соглашения, а через 4 года приобретает статус королевства.XIX-XX века – время правления двух династий (Обренович и Карагеоргиевич).

Балканские войны 1912-13 годов закончились присоединением земель Косова и Македонии.

Первая мировая война 1914 года унесла жизни третьей части населения страны. После ее окончания Сербия стала центром объединенного королевства трех балканских народов: хорватов, сербов и словенцев. Для удобства государство стали называть «королевство СХС», а через 9 лет его переименовали в королевство Югославия.

Главные этапы русско–сербского братства

Русско-сербские отношения имеют многовековую историю. Вот лишь небольшой перечень исторических фактов.

Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

В период татаро-монгольского ига правители Сербии оказывали покровительство русскому монастырю Новый Руссик (Пантелеймонову монастырю), расположенному на горе Афон.

Сербские религиозные просветители Пахомий Логофет и Григорий Цамблак оказали большое влияние на становление жанра русской летописи, произвели правку важнейших богослужебных книг и отправление церковных таинств. Это имело очень большое значение для становления русской православной церкви, вставшей на путь следования византийским канонам.

Распад Византийской империи в XV веке положил начало соперничеству между Османской и Российской империями, объявившими себя ее преемницами. Османская империя претендовала на территориальное наследие павшей Византии, Российская считала себя ее культурной преемницей.

На протяжении двух с половиной веков Россия и Турция отстаивали свои права в ходе многочисленных русско-турецких войн. В ходе этих войн русские войска защищали интересы порабощенных турками православных народов: сербов, греков, болгар, албанцев, армян, македонцев, грузин, молдаван. Политическая миссия Москвы состояла в защите христианского мира от неверных и охране интересов православной святой церкви».

Сербское духовенство и представители знати – желанные гости при дворе московских царей (Ивана III, Василия III, Ивана IV). 1556 год можно считать временем основания первой дипломатической миссии сербов на московской земле, поскольку именно в этом году Иван Грозный подарил паломникам Хиландарского монастыря апартаменты для их подворья в самом центре Москвы.

Монастырское подворье одновременно выполняло миссию сербского дипломатического представительства в древней Руси. Именно там собирались средства, книги, предметы церковной утвари, предназначенные для отправки балканским славянам.

Политический курс на покровительство угнетенным балканским народам оставался на Руси неизменным вне зависимости от того, представители какой правящей династии находились у власти.

Борис Годунов был инициатором массового переселения сербских беженцев на Русь (начавшийся-было процесс, однако, не был завершен по причине Смуты).

Михаил Романов оказывал регулярную материальную поддержку косовской патриархии, а его сын Алексей Михайлович принимал у себя братьев Бранковичей – лидеров сербской диаспоры, дислоцировавшейся в Венгрии, обещая им финансовую помощь в основании христианского княжества Иллирия.

Братские народы в борьбе за суверенитет и независимость

Самыми верными помощниками русских в ходе русско-турецких войн были именно южные славяне: их партизанские отряды активно участвовали в военных действиях против турецких войск.

В 1815 году, в ходе второго сербского восстания Сербия добилась независимости, став самостоятельной (пусть даже и вассально подчиненной) страной. Произошло это во многом благодаря давлению России на власть османской империи.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов при поддержке русского оружия Сербия становится самостоятельным государством.

Первая мировая наглядно показала, насколько важны интересы Сербии России. Именно ради нее Николай II начинает военные действия, а год спустя побуждает войска союзников предотвратить окончательный разгром сербской армии, вынужденной при отступлении пересечь албанскую границу.

Англия и Франция сделали это только под угрозой разрыва союза с Антантой и заключения сепаратного мира между Россией и Германией.

В ходе второй мировой войны восстание сербов, вспыхнувшее в фашистском тылу, заставило немецкое командование перебросить часть войск на его подавление, что способствовало ослаблению натиска на Москву. Полмиллиона уничтоженных фашистских солдат на счету сербских воинов.

Осенью 1944 года воины Красной армии и сербские повстанцы вместе освобождали северо-восток Югославии и ее столицу. После войны к власти в Югославии пришла коммунистическая партия, которая сразу взяла курс на сближение с Советским Союзом.

Русские оказали поддержку сербам во время гражданской войны 1992-95 годов, разразившейся в Боснии.

Исторические факты наглядно показывают самую тесную братскую связь между народами.

Отношения между государствами сегодня

В современной Сербии, можно сказать, культ русских (хотя некоторые любят порассуждать над тем, почему русские мало улыбаются). Русские туристы находят здесь самый радушный прием, а любой русский человек в Сербии вызывает неподдельно-живой интерес. Во время беседы сербы забрасывают россиян массой вопросов об образе жизни в России, приглашают в свои дома и считают своим долгом угостить, как самых дорогих гостей.

Подружившись с сербом, русский человек обретает надежного друга на всю свою жизнь. В каждом крупном населенном пункте современной Сербии организованы общества сербско-русской дружбы. Русский язык в Сербии изучают, а книги русских писателей активно переводят на сербский язык.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что Россия – страна, пользующаяся самым высоким интересом среди сербов, а популярность ее президента Путина в разы превышает популярность местных политических лидеров.

Вопрос о том, почему сербы любят русских меня и саму давно интересовал, особенно после знакомства с ними. Поэтому решила навести некоторые справки. Оказывается, причина кроется в нашей общей истории.

Рука помощи, которая всегда помогала сербскому народу

Началось все с того, что после распада Византийской империи Россия и на протяжении двух веков вели активные войны, пытаясь отстоять каждая свои права. И как раз во время этих войн российские войска активно защищали интересы не только свои, но и многих православных народов, в число которых входила и . Одной из основных миссий Москвы было защитить христианский мир от врагов и сохранить права православных.

Сербская знать всегда была в списке желанных гостей в московских царей, а Иван Грозный даже сделал подарок паломникам Хиландарского монастыря, предоставив им жилые апартаменты в центре самой Москвы.

Борис Годунов, Михаил Романов, его сын Алексей своего времени успели сделать большой вклад в помощь жителям этой страны.

Перечитывая историю, я постоянно убеждалась в том, насколько сильное влияние имела Россия на Сербию и становление ее независимости. Ведь именно благодаря России и ее оружию в 1877-1878 году наконец стала независимым государством.

Стоит так же вспомнить время Первой Мировой войны. Здесь Россия в очередной раз показала, как важны для нее интересы жителей Сербии, ведь ради них Николай II своего времени согласился начать военные действия.

Таких примеров можно вспоминать еще очень много, но суть здесь остается все равно одна. Россия всегда была для Сербии в роли старшей сестры, которая в проблемные моменты оказывала ей помощь.

Отношения между сербами и русскими сегодня

Так и сейчас, жители этой страны свято верят, что в случаи чего государство России позаботиться о них.

Подтверждением этого могут быть мои недавние разговоры с одним сербом. Оказывается, мы для них по сей день являемся сильным государством, которое отличается своей мощью и независимостью. Кроме этого, Путин вызывает у них намного больше доверия, чем их собственная власть, что и является еще одной причиной, почему сербы любят русских.

Они видят в нас братьев, а поэтому когда мы приезжаем к ним на родину, местные жители всегда принимают нас как самых желанных гостей. Убедиться в этом я успела на собственном примере.

8. ОТНОШЕНИЕ СЕРБОВ К РУССКИМ

Расскажу три эпизода, показывающие отношение сербов к России и русским.

1) На второй день нашего пребывания в Белграде, я проснулся, ни свет, ни заря, и пошёл бродить по улицам. Примерно в 7 часов утра стою на перекрестии улиц Кнеза Михаила и Краля Петра и фотографирую элементы архитектурного декора на каком-то здании. Мимо проходит парень, здоровенный такой бугай. То, что называется «бычара». Увидел меня, тормознулся и, сменив курс, направился ко мне. Вид у него при этом был довольно свирепый. Приближаясь, говорит мне по-английски и очень так враждебно: «Это моя страна! Кто ты такой?! Из какой страны ты сюда приехал?!». Я отвечаю ему на чистом сербском языке : «Русия».

С парня тут же слетает вся враждебность, он начинает пожимать мне руку, причём - интересный жест - совершив рукопожатие, не разжимает пальцы, а подносит мою руку к своему лицу и целует её. Так он делал раза три. Обильно жестикулируя, изливает на меня поток английских слов, из которых я понимаю следующее:

«Россия - наш большой брат . Сербия - маленькая страна, Америка и вся Европа нас ненавидят, они кидали на нас бомбы. Наш президент Николич не любит Россию, он друг Америки, но сербский народ Россию очень любит. Русские и сербы - братья. Россия, Сербия, Православие!».

[Замечу, кстати. Когда Томислав Николич победил на президентских выборах в 2012 г., то в интервью агентству ИТАР-ТАСС говорил, что он - русофил, очень любит Россию, что выучил русский язык, читая русских классиков в оригинале, без ума от Достоевского, что будет в своей политике проводить линию на сближение с Россией. А год спустя слышу от серба, что Николич, оказывается, Россию не любит. И в коллективном письме Путину косовских и метохийских сербов, что гуляет по рунету, Николича называют ставленником НАТО, который предаёт интересы сербского народа, а русским политикам рассказывает сказки о том, как он любит Россию. Забавно получается. В одной газетной заметке о победе Николича на выборах обмолвились, что сербские политологи прогнозировали победу не Николича, а Тадича, однако представители ЕС поздравили Николича с победой ещё до окончания голосования и потом отозвали своё преждевременное поздравление, но вот, дескать, ЕС-овцы оказались прозорливее сербских политологов, - намёк вполне прозрачный.]

2) Зашли с мамой в маленький тесный магазинчик с товарами домашней выделки на улице Македонской. Рассматриваем, переговариваемся. Рядом с продавщицей стоит старушка, они беседуют и посматривают на нас. Старушка, глядя в нашу сторону, говорит: «Рус». Я киваю и подтверждаю: «Рус, рус!» Старушка в ответ на это произносит по-русски, раздельно и отчётливо, с педантичной интонацией школьной учительницы, диктующей ученикам предложение для записи в тетрадь: «Это очень хорошо».

Вряд ли найдётся в мире ещё одна страна, где вам скажут, что быть русским - это очень хорошо.

3) В центре Белграда, в самом начале улицы Теразие остановились около парня, продающего сувениры: всякие магнитные наклейки, майки, кружки, ложки. Увидев на майках и кружках портреты какого-то политического деятеля в военной пилотке, мама спросила парня: кто это? Тот объяснил по-английски, что это генерал Драже Михайлович, боровшийся с Тито [добавлю: Михайлович был генералом сербской королевской армии и, борясь с фашистами, пытался одновременно не допустить к власти коммунистов, за что и был расстрелян новой властью в 1946-ом]. Мама спрашивает: «А Милошевич на кружках у вас есть?» Парень отвечает (и тут я уже не помню, на каком языке он произнёс эту фразу - по-английски или по-русски): «Нет. И, вообще, я не люблю этих политиков. Я люблю Романова». Я уточняю: «Какого Романова?». Он: «Царя Николая Романова».

Иногда возникает впечатление, что сербы любят Россию больше нас, русских. Если зайти на сербский интернет-форум «Видовдан», там, в разделе «Русија и Србија» можно увидеть такие темы: «Россия, любов моя навсегда» (именно так: «любов», без мягкого знака на конце; заголовок темы писал по-русски кто-то из сербов) или «Када кажем Русија, помислите на...» (т.е. «Когда произношу “Россия”, думаю о…»).

Последняя тема особенно впечатляет выплеском какой-то просто безумной влюблённости в Россию. Автор темы предлагает форумчанам написать все возникающие у них ассоциации при упоминании России либо разместить, вместо описания, какую-нибудь картинку. Сам автор, начиная тему, пишет: «Мој први одговор је Православље, а следећи може...Берёзы» («Мой первый ответ - это Православие, а потом, пожалуй… берёзы»); и далее начинают сыпаться всевозможные ответы, которые растягиваются на целых 34 страницы (на данный момент в этой теме 672 сообщения). В основном, сербы размещают в качестве ответов картинки, и чего там только нет: рублёвская икона Святой Троицы, портреты Достоевского, Пушкина, Цветаевой, Ахматовой, Гагарина, русских царей, спортсменов, актёров, солистов балета, фотография тарелки русского борща, фотографии российской военной техники, иконы русских святых, панорамы русских пейзажей… Сотни ответов, наполненных картинками (по нескольку картинок на ответ), из которых, как из мозаичных частиц, складывается впечатляющий портрет России, отражённой в сербском массовом сознании. И всё это лучится такой любовью к России, какую не сыщешь в российских СМИ и на просторах рунета.

Из письменных ответов процитирую один, наиболее пронзительно-поэтичный. Некий форумчанин под ником srb1389 (цифры в нике, очевидно, означают год Косовской битвы) пишет [в квадратных скобках привожу перевод некоторых фраз, остальные понятны и без перевода]:

«Када кажем Русија, помислите на... [Когда произношу “Россия”, думаю о...]

На Јесењина.

На Царство.

На Душу.

На брезе. [О берёзе]

На пространства.

На васељену. [О вселенной]

На "пети део света". [О “пятой части мира”]

На прву петину. [О первой пятой]

На класичну музику.

На транссибирску железницу.

На Северни Ледени океан.

На Тихи океан.

На минус 50.

На империју.

На грациозност.

На лепоту.

На идеале.

На патриотизам.

На жртве за слободу.

На понос. [О славе]

На достојанственост.

На снагу. [О силе]

На Православље.

На Србију.

На Велику Русију.

На Велику Србију.

На...» .

Пожалуй, процитирую ещё один ответ, от форумчанки под ником semele : «Помислим и на књигу руских бајки коју сам имала као девојчица и на суви снег који бљешти на сунцу и пршти под мојим ногама као никада и нигде пре, док корачам према Успенском сабору у граду Владимиру» . («Думаю и о книге русских сказок, которую я имела, будучи девочкой, и о сухом снеге, который блестел на солнце и хрустел под моими ногами, как никогда и нигде прежде, пока я шла к Успенскому собору в городе Владимире».)

За одиннадцать дней мне встретились в Белграде пять сербов, говорящих по-русски, с которыми удалось поговорить (не считая директора турагентства «Респект» Радуле Чолаковича, с которым я связался ещё из России): официант в кафане «?»; продавец в обувном магазине «Ecco» на ул. Краля Петра; художник Деян Рашич, продававший свои акварельные работы на ул. Кнеза Михаила (кстати, очень хороший художник, в отличие от других, там же продававших свой малохудожественный кич); продавец в церковном магазине на ул. Теразие; и продавщица в церковном магазине в Земуне.

Последняя спрашивала меня про Путина: «Как в России относятся к Путину? Что он для вас?». Сербы, похоже, на Путина чуть ли не молятся. Я ей тогда ответил, что отношение двойственное: с одной стороны, приятно, что мы, наконец, перестали унижаться перед Америкой, как было при Ельцине, приятно и то, что гомосексуалистам хоть чуть-чуть перекрыли кислород; а с другой стороны, коррупция при Путине страшная, и никто с ней по-настоящему не борется.

Эта же продавщица завела ещё разговор и про Сталина, сказала (передаю буквально): «Сталин - великая энигма». Ну да, энигма - не без этого…

А продавец из «Ecco» сказал, что он жил какое-то время в России, в городе-герое Волгограде. Слово «герой» выделил интонацией, видно было, что для него понятие «город-герой» священное. Мама говорит ему: «Мы тоже из города-героя, из Новороссийска». Продавец: «Вообще, я очень люблю героическую военную историю».

Был ещё со мной такой забавный случай. Выхожу на улицу из храма после Литургии, и тут ко мне подходят две женщины в возрасте и заговаривают со мной по-английски. Прилично одетые, косметика на лице. Думаю: западные туристки… видимо, приняли меня за местного и хотят что-то узнать… (Ко мне в Белграде уже обращались на улице какие-то туристы, спрашивали дорогу.) Никак не могу понять, что этим дамам надо. И вдруг до меня доходит: да это же белградские нищенки, просят милостыню. Даю им какую-то мелочь и что-то произношу по-русски. Одна из них, услышав русскую речь, говорит по-русски: «А, так вы - русский! Спасибо! Спасибо!».

Для необходимого туристу минимума общения достаточно выучить несколько сербских слов и выражений:

До бро ю тро (доброе утро);

До бар дан (добрый день);

До бро ве че (добрый вечер);

До видже нья (до свиданья);

Хва ла (спасибо);

Ра чун (счёт) - в смысле, счёт, который должен принести официант в ресторане;

Ка ртица (карточка) - в смысле, банковская карточка, если она у вас есть, и вы собираетесь по ней расплачиваться.

Неплохо, конечно, знать числительные, чтобы понимать цену, которую просят с вас за ту или иную покупку, но, если вы так и не поняли, какую цену называет продавец, то не беда - он напишет вам сумму на бумажке. Продавцы в магазинах, как правило, более-менее говорят по-английски.

Некоторые сербские слова в точности как русские за исключением только ударения. Так цена по-сербски будет «це на», вода - «во да». Слышал, кстати, историю о том, как один русский турист просил воды и никто из сербов не мог его понять, потому что он произносил это слово с ударением на «а», а у них-то ударение на «о».

Перед поездкой я читал, что в Сербии, входя в любой магазин или ресторан, принято здороваться с продавцом или официантом, а уходя - прощаться. На практике всё это выглядело очень приятно. Куда ни заходишь - говоришь «добар дан!», или местный работник, опережая, говорит тебе это, а ты отвечаешь взаимным приветствием. А перед уходом обмениваемся взаимным «до видженья!». И всё это у сербов делается легко и непринуждённо, без натужной искусственной вежливости, от души, с искренними улыбками.

В сербских «добар дан» и «до видженья» куда больше тёплых человеческих чувств, чем в русских «добрый день» и «до свиданья» (и не благодаря самому языку - благодаря его носителям). Теперь, после Белграда, эта самая теплота чувств, озаряющая случайно встретившихся незнакомых людей, у меня прочно ассоциируется именно со звуками сербской, а не русской речи.

«До свиданья» - нет, это слишком сухо и аморфно, это тебе и сквозь зубы могут процедить таким тоном, который подразумевает «проходи, не задерживай» или, вообще, «пшёл вон»; «до видженья» - вот где действительно живое и тёплое человеческое чувство, которое не выдавишь из себя нарочно, если внутри его нет.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Кто-то налепил наклейку «Я русский» на табличке, указывающей путь к кафане «?»:

В парке Калемегдана:

Увидел в книжном на ул. Сремской сербское издание «Мастера и Маргариты»:

Листаю... Однако, приличного уровня иллюстрации:

«Вы - русские? Можно, я рядом с вами посижу?» Человеку, который более 30 лет прожил в Латвии, в стране, граничащей с Россией, сложно представить такую ситуацию. Еще сложнее представить, что где-то за тысячи километров от России к тебе относятся заведомо хорошо, потому что ты - русский.

«В Сербии хорошо, там русских любят», - говорили мне перед отъездом. Представлялось, что «любят» - это когда ты не стесняешься и не боишься говорить о том, что ты русский. На деле же сербская братская любовь к России встретила меня с таким размахом, что порой происходящее походило на сюрреалистичное кино.

Первые полчаса в Сербии (аэропорт, пограничный контроль, багаж, автобус) сталкивают тебя с людьми, и ты думаешь, почему они такие отзывчивые, чего от тебя хотят, в чем подвох? Потом понимаешь - нет, они действительно такие, простые и открытые. Мы по инерции продолжаем ожидать, что если человек предлагает помочь тебе донести сумку, то он покушается на ее содержимое. Становится не по себе от мысли, насколько мы закостенели.

Братская любовь

Русских распознают сразу же и действительно радуются. Едем в автобусе, мой коллега уступает место женщине. Она говорит другой даме (по-сербски): «Смотри, какая у нас молодежь воспитанная!». Та ей отвечает с гордостью: «Это не наша молодежь, а российская!». В этот момент у одного из пассажиров звонит телефон. Рингтон - голос Левитана, «говорит Москва». Недоумеваем, но дальше - больше.

По долгу службы пришлось бывать на телевидении. Звонок в прямой эфир. С сильным акцентом, явно прилагая усилия, мужской голос говорит по-русски: «Спасибо вам за возможность услышать русскую речь». И кажется, что вот-вот заплачет. Это было основное его послание: он позвонил в эфир только чтобы сказать «спасибо».

Мы начинаем привыкать к тому, что можно смело говорить, что ты русский, и не бояться, что с тебя начнут спрашивать за «исторические ошибки» твоей этнической родины. К тому, что ты не просто можешь, ты должен общаться со всеми на своем языке.

«Я прекрасно знаю английский. Но зачем мы, братья, будем с вами на их язык переходить? Мы же и так друг друга можем понять?» - говорит сербский журналист. Говорит по-сербски, и действительно, все понятно и так. Здесь, конечно, любовь к русскому соединяется с нелюбовью к английскому.

«Вы русские?» - спрашивает продавец антиквариата на блошином рынке. - «Да». - «А можно вас на кофе пригласить? Я угощу!».

Нас трое, мы не говорим по-сербски, он не говорит по-английски (как и многие здесь, принципиально), и у него нет тайной мысли что-то нам продать. Он просто «хочет пообщаться с русскими». Это очень трогательно, но в конце концов накладывает ответственность. Когда в одном магазине на вопрос «сколько с нас?» ответили «с братьев денег не берем!», стало не по себе.

Коллеги позвали в небольшой город Прокупле (южная Сербия, население 27 тысяч человек). Приезжаем. Нас сразу же ведут в ресторан. У входа дети в сербских национальных костюмах выносят каравай и соль, словно это свадебное торжество.

Скромно садимся в уголок. Начинают приходить люди. Слышу: «А русские, где русские?!». Подходит женщина: «Вы русские? Можно я рядом с вами посижу?». Я рассказываю, что из Риги. Женщина: «Рига! У меня там подруга была, мы познакомились, когда были пионерами. У вас сейчас есть пионеры? Нет? Как жаль, как жаль».

Ностальгирующая по пионерам дама не выдерживает и встает тоже. И начинает: «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была». Здесь я представляю, как Татьяна встречается с Евгением не 6, а 46 лет спустя. Недоумеваю.

Начинают произносить тосты. Каждый звучит как псалом. «Хвала вам, что храните вашу землю, хвала вам, что помните наше общее прошлое». Выпиваем. Некий серб зачитывает гигантский отрывок из прозы местного автора. Из того, что могу разобрать, - «Русь-матушка».

Тут появляется аккордеон. Харизматичные сербские мужчины исполняют «Катюшу», «Подмосковные вечера» и военные песни, советские. В этот момент нам кажется, что мы в фильме Кустурицы.

Сербия молодая

Предполагаю, что любовь к России связана у многих с ностальгией по своей коммунистической юности. Новое поколение выросло в этих семьях на этих же идеалах. Молодежь почти не говорит по-русски, но прекрасно понимает. И язык, и культуру.

Были с визитом в средней школе. Во время перемены по коридору шел мальчик, лет 13, напевал под нос «Не для меня придет весна» - как ни в чем не бывало. Ну, думаю, может, они на уроке музыки поют казачьи песни.

Прихожу в кафе.

Русская?- спрашивает бармен, молодой человек, и сразу переходит на смесь русского с общеславянским.
- Да.
- Санкт-Петербург? Нижний Новгород? Волгоград?
- Откуда знаете столько городов в России? И почему не очевидное "Москва"?
- У нас в школе хорошая география. А у вас на рюкзаке написано "Baltica".
- Рюкзак из Калининграда. А я из Риги.
- Ох, непростая история у Калининграда… Кстати, а почему люди из Эстонии такие медленные? Из-за погоды?

Кажется, в Сербии действительно хорошее образование. Бармен рассказал, что еще не успел посмотреть последний фильм Михалкова, но «Сталинград» Бондарчука ему понравился. Хотя, конечно, лучше «Андрея Рублева» Тарковского он ничего не видел.

В другой день и в другом месте спрашиваю, где ближайший магазин. Юноша отвечает: пойдемте, я вас провожу. Идем. Разговор по-английски.

Вы откуда?
- Я русская.
- Это я понял, я спрашиваю - откуда?
- Ой, вы знаете, я из Риги, это столица Латвии, но там живут русские…
- Да не надо мне объяснять, я хорошо помню историю, - этой фразой он мне делает выговор. - А здесь какими судьбами? Туризм?
- Нет, работаю на кинофестивале…
- О, российские фильмы! Это правильно. Привозите больше. А то нам кроме Голливуда ничего не показывают, надоела эта пропаганда. Мы же не дураки. Мы хотим и другую сторону жизни видеть.

Молодому человеку на вид не более двадцати лет, работает официантом. Чтобы не было иллюзий на счет образования, добавлю: по данным на 2013 года, высшее образование в Сербии получили только 10,59% населения. Поэтому познания в географии, истории, культуре, владение иностранными языками и хорошими манерами - заслуга основной школы.

«Мой сын, ему 13 лет, он страшный русофил», - рассказывает нам сербский знакомый. В этот момент я ловлю себя на мысли, что совершенно отчетливо ожидала услышать после «русо-…» привычное «…-фоб».

Задумалась: а как часто мне доводилось слышать слово «русофил»? Уж не впервые ли? Спросила у местных журналистов, есть ли в Сербии русофобы. Нет, говорят, что вы, конечно, нет. Есть просто фанатично любящие Россию и русских, а есть те, которым все равно.

Понимаю, что я впервые сталкиваюсь с этим явлением - «любовь к русским». И вместе с адаптацией (потому что это действительно непривычно) приходит вопрос: откуда это, почему, как и чем мы это заслужили?

«Не знаю, как объяснить, но мне это чувство очень нравится, - уверяет меня Зорица, учительница русского языка в школе города Прокупле. - Я русских очень люблю и считаю Россию своей второй Родиной.

Сначала люблю Сербию и свой сербский народ, а потом - Россию, русский народ и все русское. Это, наверное, на генном уровне. Столько общего между нашими народами! Связывает вера, внешность, история, культура, языки. Да мало ли еще что!..».

Русский - «невыгодный», но любимый язык

Русский язык в Сербии изучали как второй иностранный во всех школах, начиная с 1945 года. Сейчас ситуация сильно изменилась, русский конкурирует с французским и немецким языками в роли второго иностранного и заметно проигрывает.

Интересно, что изучение русского языка в Сербии более характерно для малых городов. Так, в городе Ниш (третий по величине город в стране, «южная столица») нет ни одной общеобразовательной школы, где преподают русский. А в ближайших малых городах Прокупле и Алексинац половина учеников выбирают русский.

В гимназии города Алексинац (население 17 тысяч) из 380 учеников русский изучают 105. В прошлом году был создан билингвальный русско-сербский класс с математическим уклоном: все предметы преподают на двух языках. Такого класса нет нигде в Сербии, более «русский» класс можно найти только в Белграде в русской школе при посольстве РФ.

В этом году благодаря программе ISEC в гимназии проходит педагогическую практику российская студентка. Несмотря на то, что это небольшой город, среди учеников гимназии есть и жители крупного Ниша.

«Число желающих учить русский сокращается, но у нас в городе, слава Богу, эта традиция сохранилась», - говорит Зорица. В школе города Прокупле, где она работает, обучается всего 500 человек, из которых половина с 5-го класса выбирает русский как второй иностранный.

«Почему выбирают? Потому что родители когда-то в школе тоже изучали русский, и у них хорошие воспоминания о русском языке, русской культуре, и они передают это своим детям, - продолжает Зорица. - Без политики нет ничего. В последние годы политика сильно повлияла на выбор родителями второго иностранного языка детей.

На протяжении долгих лет здесь идет пропаганда против русского языка. Политика у нас проевропейская, мы стремимся войти в этот Евросоюз, и нам все время говорят: да зачем вам русский, да с кем вы будете общаться на русском?

В СМИ почти никогда или очень редко передают русскую музыку или русские фильмы. Газет на русском не существует, насколько мне известно. И мы все время очень скучаем по русскому языку! Нам хочется быть ближе! Но как-то не получается: политика в этом сильно мешает».

Помимо политики, русский язык в Сербии объективно менее выгоден: найти работу с немецким, французским, итальянским куда проще.

«Да, появились некоторые русские деньги и русский бизнес. Так что это движется в лучшую сторону, но очень мелкими шагами, - делится Зорица. - Российские власти тоже должны что-то делать, вести свою пропаганду на русском языке, поддерживать русский язык».

Русский бизнес в Сербии оказывает незначительную поддержку русскому языку: так, «Газпром» оборудовал компьютерный класс в гимназии города Алексинац, где проводятся занятия по русскому, а «РЖД» организует ежегодный конкурс эссе на русском языке.

«Я учил русский в школе, и последний раз говорил по-русски 20 лет назад, можно мне пообщаться с вами?» - спрашивает Синиша, библиотекарь.

На прощание он мне говорит: «Если хочешь узнать мир, учи английский, если хочешь познать душу - учи русский».

Не знаю, это его личные соображения или народная мудрость, но из пословиц поразила другая, которую услышала от Зорицы: «На небе Бог, а на земле Россия, такая у нас есть пословица. Когда ребенок рождается, его поворачивают в сторону Востока, ведь там восходит Солнце, там - Россия. Но Россия - далеко, где-то там далеко. И мы все время скучаем по ней».

Зорица поделилась впечатлением других учителей: «У нас в школе учат и французский, и английский, и русский языки. И учителя заметили, что классы, которые изучают русский язык, куда прилежнее, коммуникабельнее и мягче, они всегда слушаются, там нет агрессии.

Мы думаем, что это заслуга именно русского языка, теплого и спокойного. Романские и англо-саксонские гены неблагоприятно действуют на наш славянский ген - разоряют и уничтожают. Таков опыт учителей, которые каждый день работают с детьми».

«Маниловщина»

«Не обольщайтесь, - сказал мне русский знакомый, давно проживающий в Белграде. - Эта «братская любовь» - сплошная маниловщина. Они к тебе тепло относятся, покуда ничего не надо делать».

Говорят, любовь к России свойственна в первую очередь патриотично настроенным сербам, а их большинство. Любят ли еще кого-то в Сербии, какие-то другие страны, национальности? Нет, по словам местных, только Сербию и Россию. Есть страны и нации, к которым относятся без пиетета? О, да.

Балканская история непростая, и отголоски былых (и существующих) конфликтов легко проявляются даже в быту. Например, сербы (а они известные кофеманы) варят традиционно кофе в турке, который в Белграде в меню будет значиться как «кофе по-турецки».


Но чем южнее, чем ближе к Турции, тем чаще «кофе по-турецки» превращается в «кофе по-домашнему». В городе Ниш (который был частью Османской империи) в одном из заведений на просьбу принести турецкий кофе официант с вызовом ответил, что по-турецки он мне ничего не принесет, но кофе по-домашнему с удовольствием сварит.

Разговаривая о сербском языке, одна дама мне заметила: «Черногория украла у нас язык! Они просто добавили две лишние буквы и объявили язык черногорским. Это плагиат». Создалось впечатление, что к ближайшим соседям, с которыми совсем тесные узы, тоже нет особенной любви.

Отдельно стоит отметить смешанные чувства по отношению к США. «Смешанные» - потому что ни с агрессией, ни с какими-либо прямыми обидами по отношению к Америке я не сталкивалась. Но и с почтением - тоже.

Память о недавней войне. © Фото автора.

Зато слышала воспоминания о войне. От молодых ребят («когда мой отец воевал» или «а мой не воевал»). От взрослых («…и вечером стали бомбить»). От жителей города, которые демонстрировали следы от осколков и пуль в стенах: в рамках каждой экскурсии по городу рассказывалось о потерях. «Эти дома называют «натовки», - показывал нам водитель новостройки. - Здесь все разбомбили в 99-м, и потом построили новый комплекс. В «натовках» хорошие квартиры».

«О-о, но это не любовь…»

В России мне часто задают вопрос: «Это правда, что у вас в Латвии русских не любят?». Я, естественно, смеюсь в ответ. Ну, что значит, любят-не любят. Все нормальные люди, все вполне дружно живут.

Однако мне не пришло бы в голову, зайдя в магазин и заговаривая по-русски, ожидать бурную радость. Наоборот, кажется, все стараются не педалировать национальные и языковые вопросы, обходить их: это темы неспокойные, деликатные.

После визита в Сербию представления о «любви» поменялись. Я не знаю, как и за что можно любить одну нацию, мне неловко, что кто-то мне рад только потому, что у меня родной язык - русский. Но думаю, что на фоне Сербии все же в Латвии русских не любят. Закрадывается: возможно, русских не любят и в России.

Русских любят, кажется, только в Сербии.