Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, составляющие здорового образа жизни Основные понятия о здоровье человека обж

Здоровье человека, компоненты здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основание, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Если мы принимаем, что среди жизненных ценностей человека здоровье – главное условие человеческого счастья, то необходимо разобраться, что мы понимаем под этим термином.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения информации (сенсорной и структурной).

Что такое сенсорная и структурная информации?

Сенсорная информация – это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне, то есть речь идет о структурной защитной реакции здорового организма при попадании в тело человека инородного агента (вирус оспы) путем выработки специальных антител для разрушения вируса. Чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты – иммунитет.

Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни

Из определения здоровья, можно сделать вывод, что компонентами здоровья являются:

· физический,

· психологический,

· социальный.

Физический компонент – способность тела иметь резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Психологический компонент – определяет состояние психики, или душевного равновесия человека. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальный компонент – отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты, т. е. осознание себя в качестве личности при взаимодействии с окружающими.

Все три компонента взаимосвязаны между собой, показываю на доске схематически, наглядно три основных компонента.

Здоровье индивидуальное и общественное

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека в отдельности.

Общественное здоровье – это здоровье всего общества, представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма.

Здоровье духовное и физическое

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье, как один из компонентов здоровья человека, определяется как отсутствие болезней и физических дефектов тела и во многом зависит от работы сенсорной и структурной информационных систем. На физическое здоровье прежде всего влияют наследственность и окружающая среда

На 20 минуте урока выполнить двигательные упражнения (2 мин).

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Обе эти части – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье.

Что влияет на здоровье?

Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.

Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

· физические (давление, излучение, температура);

· химические (пища, вода, ядовитые вещества);

· биологические (растения, микроорганизмы, животные);

· психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

А что такое взаимоотношения с самим собой? Это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни – деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья!

Основные критерии здоровья

Основным критерием здоровья человека является его способность сохранять психофизиологическую устойчивость в постоянно меняющемся мире.

Другими словами – это быстрая адаптация к новым условиям окружающего мира.

Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Под условиями окружающей среды надо понимать не только изменения природной среды, но и изменения психологической обстановки.
























Презентация на тему: Здоровье человека

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. на главную

№ слайда 4

Описание слайда:

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. на главную

№ слайда 5

Описание слайда:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. на главную

№ слайда 6

Описание слайда:

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. на главную

№ слайда 7

Описание слайда:

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. на главную

№ слайда 8

Описание слайда:

Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни на главную

№ слайда 9

Описание слайда:

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. на главную

№ слайда 10

Описание слайда:

Важно соблюдать следующий распорядок дня: Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! на главную

Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека. Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.

Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Духовное здоровье человека - это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения). Индивидуальное здоровье - это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры - культуры здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.

Оценка здоровья

Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные резервы по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в саниторной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее. Включает совокупность природных и антропогенных факторов. Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья

На конференции ООН в 1972 г. в Стокгольме была принята декларация, в которой говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, дающей ему физическую основу для жизни и возможность интеллектуального, морального, общественного и духовного развития. Таким образом, для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, в том числе права на жизнь, важное значение имеют два аспекта - природная среда и та, которую создал человек. В этом секторе условий жизни в конце XX в. сконцентрированы наиболее опасные для человека тенденции, т.ак как исчерпание природных ресурсов и загрязнение природной среды происходят быстрее, чем люди успевают заменять их искусственными условиями. Наибольшую остроту эти тенденции приобрели в крупных промышленных регионах, городах.

На рис. 19.4 по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину (1994) хорошо просматривается, с какой неотвратимостью сходятся к зданию и к машине с красным крестом потоки вещества, энергии и информации, которые человек своей деятельностью наращивает в окружающей среде и пропускает через себя.

Рис. 19.4. Взаимосвязи факторов среды, образующих комплекс

стрессовых воздействий на человека (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)

Существенным слагаемым этих влияний оказываются социальный стресс, психологическое напряжение, охватившее массы людей, обусловленное ускорением темпа жизни и социальных перемен.

Здоровье человека.

Учитель: Наше путешествие в страну Безопасности продолжается. Наши помощники: Мудрая Сова (она всегда и обо всем знает), Дед-Рифмоед (он всегда и про все сочиняет) и Зайка-Спрошайка (просто очень любопытный) уже здесь и готовы нам помочь. Сегодня, мы будем говорить о здоровье человека.

Мудрая Сова: Самая большая и главная ценность человека - это его здоровье. Поэтому его нужно сохранять и укреплять. Для этого необходимо всегда:1, 2 и т.д. читать как первое, второе и т.д. 1. Соблюдать распорядок дня; 2. Правильно питаться. 3. Принимать душ после сна - утром, и перед сном - вечером. 4. Не реже одного раза в неделю мыться с мылом и мочалкой. 5. Подстригать ногти и волосы. 6. Следить за чистотой своей одежды и обуви. 7. Не забывайте делать уборку дома и в классе.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика и занятия физической культурой, закаливание помогут вам укрепить ваше здоровье.

Дед-Рифмовед: Пусть зима улыбается в окно, Но в классе светло и тепло! Здоровье своё бережём с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед!

Учитель: - Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота - залог здоровья! Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.

Дед-Рифмовед: Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает». Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло, Хорошо бы это было! Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все свои места - Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай, гуляй, да отдыхай! Тут и мама б перестала, Говорить, что я лентяй!

Мудрая Сова: Запомните: Чистота - лучшая красота. Кто аккуратен - тот людям приятен.

Зайка-Спрошайка: А что означает правильно питаться? Это много и вкусно? Мудрая Сова: Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Учитель: Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? - Что вы посоветуете ей? (Ответы учащихся). - Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?

Дед-Рифмовед:

Фрукты, овощи на завтрак Очень детям нравятся. От здорового питания Щёчки аж румянятся

Надо кушать много каши, Пить кефир и простоквашу, И не забывай про супчик, Будешь ты здоров, голубчик!

Мудрая Сова: Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Чтобы при этом

В результате освоения и изучения дисциплины

«Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

студент должен:

знать:

· общие закономерности воздействия физических факторов на человека;

· основные профессиональные и региональные болезни;

· задачи и принципы гигиенического нормирования опасных и вредных факторов среды обитания.

уметь оценивать и объяснять :

· основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;

· комбинированное действие нескольких вредных веществ;

· сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.д.);

приобрести навыки :

- использования норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.


Курс лекций по дисциплине «Медико-биологические основы

Безопасности жизнедеятельности»

Безопасность – это приемлемый риск.

БЖД – это область научных знаний, изучающая общие опасности , угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.

Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи).Здоровье человека – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких - либо болезненных изменений.

Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека.

Здоровье - относительное понятие, соответствующее оптимальному состоянию организма. ВОЗ определяет его, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Согласно этому определению быть здоровым – это не только не болеть, но и располагать позитивным физическим, душевным и социальным благополучием, причем эти аспекты взаимосвязаны между собой.

Основными показателями интегрального здоровья населения являются:

Уровень и гармоничность физического развития

Уровень функционального состояния основных систем организма и степень напряжения регуляторных механизмов, свидетельствующих о его резервных возможностях,

Резистентность организма к различным неблагоприятным факторам.

Состояние здоровья является показателем конечного воздействия факторов ОС на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные взаимодействия.


ВОЗ отмечает, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50% занимает образ жизни, 20% -среда обитания, 20% наследственность, 10% -качество медико-санитарной помощи. Но по прогнозам ученых в ближайшие 30-40 лет при сохранении существующих тенденций развития индустрии на 50-70% здоровье населения России будет зависеть от качества среды обитания.

В настоящее время во внешней среде зарегистрировано 4 млн. токсических веществ, и ежегодно их число возрастает на 7 тыс., в организм человека попадает около 100 тыс ксенобиотиков, более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением.

При проведении анализа различных аспектов влияния ОС на здоровье человека приоритетное значение придается факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний.

С момента рождения организм попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В ходе индивидуального развития, факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к климато-географическим, производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление.

Подадаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровне. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реакциях принадлежит ВНД.

Теория функциональных систем, сформулированная П.К.Анохиным, способствовала пониманию закономерностей развития реакций целого организма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции и каким образом они осуществляются в нормальных и экстремальных условиях.

Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» - всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных функциональных систем, восстанавливающий этот жизненно важный приспособительный результат.

Такими полезными для организма полезными приспособительными результатами являются: 1/показатели внутренней среды - уровень кислорода, питательных веществ, температура кровяное давление и др.

2/ результаты поведенческой деятельности – пищевые, питьевые, половые и др.

3/результаты социальной деятельности – общественный и индивидуальный опыт, положение в обществе и др.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержания постоянства внутренней среды- гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма (терморегуляции, кровообращения, газообмена и др.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Внешние раздражители – факторы окружающей среды, контактирующие с организмом человека –физические, химические, психогенный.

Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление жидкостей и др.) поддерживаются механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, невелик. При отклонении параметров от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.

Итак, адаптация - процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды, т.е. природным, производственным и социальным условиям.

Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность организма. Если уровни воздействия факторов выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие прогрессированию патологического процесса.

Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма.

Обладая высокой эффективностью, они могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго для развития устойчивых форм адаптационного процесса.

Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных особенностей, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора.

Стресс-синдром при чрезвычайно сильных воздействиях может трансформироваться в патогенетический и стать причиной развития болезней.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Общественное здоровье – характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.

Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:

Доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;

Доступность первичной медико-санитарной помощи;

Охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;

Доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;

Уровень детской смертности, состояние питания детей;

Средняя продолжительность жизни.

Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% - от влияния окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10% - от качества медицинского обслуживания.

Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Основные критерии здоровья:

Особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);

Физическое развитие;

Нервно-психическое развитие;

Уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;

Уровень функционального состояния организма;

Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.

1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.

2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения, отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.

2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).



2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.

3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

4 группа - дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.

5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.

Выделяют различные состояния здоровья:

Состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);

Состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);

Состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);

Состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).

Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.

Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.

Классификация причин болезни:

Механические (удар, сдавление, разрыв и др.)

Физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);

Химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);

Биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);

Социальные факторы.

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.

В развитии ряда болезней можно выделить:

1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.

2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;

3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;

4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.

Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.

Потребность – нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.

Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Общее понятие о здоровье .

Цели: а) образовательная: Усвоить новые понятия.

б) воспитательная, развивающая: Развить воображение, сообразительность, познавательный интерес. Воспитать логическое мышление, внимание, словесно-логическую память.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: Интерактивная доска, портативный компьютер, чертёжные принадлежности, конспект, книги.

ХОД УРОКА

1)Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2) Сообщение темы урока, постановка цели и задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

3) Изложение нового материала. Методика:

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии . Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье - такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье - это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми.

4) Закрепление изученного материала. Методика:

Современные определения здоровья

5) Подведение итогов урока: Вывод о достижении цели занятия.

6) Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

Л4, Глава 1, §1-4.

Центральными понятиями валеологии и медицины являются «здоровье» (от лат. valetudo , sanitas ) и «болезнь» (от лат. morbus , греч. pathos ), взаимодействие между которыми может быть обозначено как «единство и борьба противоположностей». Это чрезвычайно сложные, разноуровневые и многоаспектные понятия. Именно с этим обстоятельством, по-видимому, связано отсутствие до настоящего времени вполне удовлетворяющих нас совершенных определений этих терминов. Более того, можно даже прийти к внешне противоположным трактовкам, если рассматривать их на разном уровне. В частности, с точки зрения философов, «болезнь» на уровне индивидуума может быть определена как нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, на более высоком, популяционном уровне можно говорить, что «болезнь» - это адаптация, приспособление к новым условиям окружающей среды.

Существует множество определений понятия «здоровье», и каждый специалист трактует его со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки. Так, гигиенисты считают, что здоровье - это оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой; физиологи полагают, что здоровье - это способность поддерживать гомеостаз, т.е. относительное постоянство внутренней среды организма; философы и социологи дают такое определение: здоровье - это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции; или здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. И каждое из определений является правомерным, так как при нарушении здоровья имеет место и то, и другое, и третье. Здоровье - это и медицинская, и социальная категория одновременно, оно является также категорией психологической, философской, экономической и др.

Общепринятое определение здоровья приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». К сожалению, данная трактовка не направлена на количественную оценку здоровья, она противоречит наблюдающейся в настоящее время тенденции изменения здоровья населения, будучи рассчитанной на идеальный вариант здоровья, и, наконец, рассматривает здоровье лишь в статике, хотя это и динамический процесс формирования растущего организма и личности, изменяющейся в течение всей последующей жизни. Однако именно этому определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Становится понятным, что собственно «здоровье» может иметь различные аспекты, или составляющие.

Физическое здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического развития (и гармоничность его), физической подготовленности и функционального состояния организма.

Согласно определению ВОЗ психическое (душевное, ментальное) здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критериями психического здоровья по определению ВОЗ являются:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживании в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Также принято выделять духовное, нравственное и социальное здоровье.

Духовное здоровье - это система мышления человека, его ценности, убеждения и отношение к окружающему миру.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни реоснка, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих здоровому образу жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», - констатируется в докладе.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты :

  • во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
  • во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с ними - в другой. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В большинстве случаев нервно-психические нарушения не возникают внезапно, а имеют длительную историю своего развития, проявляясь определенными проблемами возрастного психического развития и шире - проблемами формирования личности. Вовремя распознать эти проблемы - значит предупредить не только развитие нервности, но и проявления нежелательных отклонении в поведении и развитии.

Необходимо отметить, что понятия нормы и здоровья не совпадают вследствие того, что повреждение, возникшее на низших уровнях интеграции организма, может компенсироваться регуляторными механизмами более высоких уровней, что обеспечивает здоровье на уровне целостного организма.

Различают следующие уровни интеграции, или структурной организации.

  • 1. Наиболее простой микросистемой, объединяющей молекулярный, субклеточный и клеточный уровни, является тканевый функциональный элемент.
  • 2. Орган как единое целое является действующим комплексом простых функциональных элементов.
  • 3. Далее следуют специфические анатомо-физиологические системы (органы и транспортно-коммуникационные пути между ними).
  • 4. Обобщенные функциональные системы - объединение специфических анатомо-физиологических систем, направленное на выполнение какой-либо функции, достижение полезного результата (теория функциональных систем физиолога II. К. Анохина).
  • 5. Целостный организм объединяет все предыдущие уровни; именно с этим, наиболее высоким, уровнем интеграции связаны состояния здоровья или болезни у человека, являющиеся результатом взаимодействия внешних факторов (экологических, социальных и др.) и внутренних (состояние различных уровней интеграции).

Понятие «болезнь» не менее сложное, чем понятие «здоровье». Анализ литературы, в частности Большой медицинской энциклопедии, показывает, что попытки дать определение этой сложной категории до сих пор также оказываются неудачными. Приведенные формулировки либо слишком громоздки, тогда перестают быть определением, либо очень кратки, при этом односторонность, привносимая специалистом, неизбежна.

Термин «болезнь» используется в нескольких значениях:

  • в узком смысле для обозначения заболевания отдельного человека (совпадает с термином «заболевание»);
  • для обозначения понятия «болезнь» как нозологической формы;
  • в более широком смысле для обозначения обобщающего понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

В основу определений этого понятия исследователями берутся различные критерии. Так, в определении Р. Декарта (в последующем цитируемом К. Марксом): «Болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь» - подчеркивается факт нарушения жизнедеятельности. Некоторые авторы используют еще более узкий критерий - нарушение трудоспособности или самочувствия, что не всегда имеет место при заболевании; другие - выделяют нарушение гомеостаза, нарушение структуры и функции на уровне целостного организма или нарушение равновесия организма с окружающей средой. В частности, С. П. Боткин считал: «Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспосабливающейся способностью организма, представляется нам в форме болезни».

Приведем одно из самых распространенных в литературе определений понятия «болезнь»: это состояние и процесс взаимодействия структурно-функциональных нарушений и защитноприспособительных реакций целостного организма, которые возникают под влиянием внешних и (или) внутренних причин, и, как правило, приводят к нарушению жизнедеятельности. При этом травма (повреждение) - это частный случай болезни, возникающей под влиянием внешних факторов.

В настоящем определении отмечается, что каждая болезнь является страданием целостного организма, так как на нее реагирует весь организм, хотя иногда создается впечатление, что преобладают местные изменения (травма, фурункул).

Здоровье и болезнь как состояние организма качественно различны, но при этом находятся в диалектическом единстве. Четкой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает.

Существуют так называемые пограничные или переходные состояния от здоровья к болезни, изучение которых является очень важной, но малоисследованной областью. Иначе эти состояния называются препатологическими, донозологическими, или преморбидными, т.е. предболезненными.

«Предболезнь начинается нарушением оптимального взаимодействия организма с внешней средой. Появляются отклонения в некоторых показателях (нарушается гомеостаз), хотя на уровне целостного организма сохраняется здоровье благодаря компенсаторным механизмам. Переход от здоровья к болезни характеризуется рядом особенностей, общих и специфических, характерных для каждого больного и заболевания. Начало заболевания связано с недостаточностью механизмов надежности, удерживающих состояние здоровья, в связи с чем включаются новые механизмы жизнедеятельности, характеризующие уже патологию» (А. М. Чернух, 1981). Имеются значительные трудности как в изучении препатологических состояний в эксперименте на животных, так и в распознавании их у человека - при этом важная роль принадлежит разработке новых информативных методов оценки функционального состояния организма. Сейчас уже создан ряд комплексных методик для диагностики состояний предболезни в условиях перетренировки у спортсменов, в условиях трудовой деятельности, наблюдения за состоянием здоровья космонавтов по степени напряженности регуляции сердечного ритма (методика вариационной пульсометрии Р. М. Баевского) и др.

По мнению И. И. Брехмана, большинство людей находится именно в этом, третьем, промежуточном между здоровьем и болезнью, состоянии.

Все три понятия (здоровье, болезнь и предболезнь) могут быть объединены термином «состояние здоровья», включающим элементы каждого из них.

Общая характеристика показателей состояния здоровья

На состояние здоровья населения влияют следующие условия и факторы: биопсихические факторы, условия труда и отдыха, бытовые условия, экологическая ситуация и природные условия в месте проживания, система здравоохранения, социально-экономические и политические условия (рис. 11.1).

Рис. 11.1.

Критерии состояния здоровья - эго такие показатели, по которым мы можем оценивать его. Различают следующие критериальные показатели: а) состояния здоровья населения, или общественного здоровья (демографические и медико-статистические);

б) показатели состояния здоровья индивидуума (медико-гигиенические).

Общественное здоровье как характеристика членов общества в целом не является только медицинским понятием, оно представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики; оно нуждается в измерении, точной количественной оценке.

О здоровье общества мы можем судить но таким демографическим показателям, как коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни, а также медико-статистическим показателям: заболеваемости - общей, инфекционной (эпидемической), неэпидемической, с временной утратой трудоспособности и некоторым другим, которые изучаются наукой, называемой социальная гигиена. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества долго живут и редко болеют, можно говорить, что общество относительно здорово.

Основные демографические показатели исчисляются обычно на 1000 человек населения.

Коэффициент, или годовой показатель, рождаемости определяется числом родившихся живыми за год, отнесенным к среднегодовой численности населения на конкретной территории, и умноженным на 1000.

Среднегодовая численность населения - это численность населения на 1 января данного года плюс численность населения на 1 января следующего года, деленное на два. Чаще всего и наиболее просто средняя численность населения определяется как полусумма численности населения на начато и конец года.

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент, или годовой показатель, смертности, однако в числителе указывается число умерших за год.

Коэффициент, или показатель, естественного прироста населения определяется как разность коэффициентов рождаемости и смертности или в абсолютных числах - как отношение разности абсолютных чисел родившихся и умерших к среднегодовой численности населения.

Аналитическую оценку показателя естественного прироста населения нельзя производить без учета показателей рождаемости и смертности, из которых он был получен, так как одинаковый прирост может наблюдаться и при высоких, и при низких показателях рождаемости и смертности. С этой целью можно использовать табл. 11.1.

Таблица 11.1

Ориентировочные показатели естественного движения

населения

Высокий естественный прирост может оцениваться как благоприятное явление только при низкой смертности. Низкий прирост при высокой смертности является неблагоприятным показателем. Низкий прирост при низкой смертности свидетельствует о низкой рождаемости, и его также нельзя рассматривать как положительное явление.

Отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о неблагополучии в демографических процессах, что наблюдается в последнее время в нашей стране.

Большое значение при анализе демографических процессов имеет дифференцированное изучение естественного движения населения по отдельным его группам, т.е. наряду с общими вычисляются частные коэффициенты, среди которых наибольшее значение имеют повозрастные, учитывающие существенное влияние возраста на показатели рождаемости и смертности.

Так, наиболее высокая смертность наблюдается на первом году жизни, особенно в период новорожденное™ (первые четыре недели) и соответственно рассчитываются частные показатели младенческой и неонатальной смертности. Коэффициент рождаемости обусловлен наличием среди населения большего или меньшего числа женщин репродуктивного (детородного) возраста (15-49 лет), поэтому вычисляется специальный коэффициент рождаемости - коэффициент плодовитости (общий и по отдельным возрастным группам женщин) и т.д.

Средняя продолжительность жизни - это комплексный показатель состояния здоровья, который является величиной, аккумулирующей повозрастные показатели смертности, вследствие чего это более надежный показатель общественного здоровья, чем показатели общей смертности.

В настоящее время в России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59 лет, у женщин - 74 года.

Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

Известный специалист по гигиене детей и подростков профессор С. М. Тромбах (1981) предложил следующие медико-гигиенические критерии здоровья индивидуума:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • функциональное состояние органов и систем;
  • уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
  • неспецифическая резистентность (сопротивляемость) организма.

Индивидуальная комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и подростка завершается определением так называемых групп здоровья, которые также можно использовать и для молодежи.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья, выделяются и факторы риска развития заболеваний и потери здоровья. Причем наиболее значимым фактором риска является образ жизни индивида (употребление психоактивных веществ, несбалансированное питание, вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, одиночество и социальная изоляция, низкий культурный уровень); следующим по значимости риском является наследственный фактор (предрасположенность к определенным наследственным заболеваниям). Экологическое состояние среды обитания занимает третье по значимости место в группе рисков, а четвертое место занимает структура здравоохранения (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Факторы риска заболеваний и потери здоровья

  • 1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  • 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям.
  • 3. Больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
  • 4. Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
  • 5. Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не в состоянии посещать детские образовательные учреждения общего профиля.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прежние болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность обострения, стадия выздоровления, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Здоровье населения - важная составляющая, как для каждого государства, так и планеты в целом. Современная система здравоохранения способна поддержать человека и вывести из состояния болезни даже при сложных заболеваниях. Однако здоровье населения зависит не только от экономических, социальных и медицинских показателей, уровня развития медицинского обслуживания в стране и регионе. Важный вклад в здоровье нации делает каждый человек понимающим ответственность и создающим условия для развития, формирования и поддержания здорового образа жизни.