На вопрос что такое общество ребята дали. Что такое общество? Самостоятельное применение знаний

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений:

Мы вместе сочиним урок!

Меня зовут Лидия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Мы начинаем наш урок. Вместе с нами продолжает учиться семья Анюты и Илюши. Вот какой разговор произошёл у Илюши и папы.

Пап! – сказал Илюша. – Мне тут приятель много интересного про охоту на медведей рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников?»

И не жалко тебе будет зверушек убивать? – спросил папа. Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных запишитесь»

Я что-то совсем запутался в этих обществах. Ты говорил об одном обществе или о разных?

Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный.

- О каких обществах говорили папа и Илюша?

А шла ли речь ещё о каком-то обществе? Послушайте ещё раз повнимательнее.

(На слайде: общество охотников общество защиты животных, над ними: общество)

Какой возникает вопрос?

Что такое общество? (формулируют дети). Это и предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.

Сегодня на уроке мы узнаем … Что такое общество, что объединяет нас с людьми нашего общества

Сегодня на уроке мы научимся… взаимодействовать друг с другом, мыслить, работать в группе, оценивать себя.

Ребята, вы узнали этого героя? Кто это?

Какие слова часто повторял кот Леопольд?

Эти слова мне хотелось бы взять девизом нашего урока, а почему? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации нашего учебника на стр. 28

Что объединяет людей на третьем рисунке? (они болельщики команды «Спартак»)

Можно ли их назвать общество болельщиков команды «Спартак»?

Что объединяет людей на втором рисунке? (они болельщики команды ЦСКА)

Можно ли их назвать обществом болельщиков команды ЦСКА?

Что вы видите на третьем рисунке? (те же люди, что болели за разные команды, вместе болеют за сборную России)

Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за одну команду – российскую)

Они являются представителями российского общества?

Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения «обществом»

Что такое общество? (Дети высказывают свои предположения, на экране под темой урока появляются ключевые слова: интерес, взаимодействие, общение).

Для того, чтобы проверить наши предположения, давайте обратимся к тексту учебника. (текст читают дети вслух)

Подтвердились ли наши предположения?

Что объединяет людей в обществе?

Какой вывод можно сделать? Что такое общество?

(Общество – это группы людей, у которых есть общие интересы.)

Какие у вас могут быть интересы с разными людьми?

Я знаю, что некоторые из вас занимаются в спортивной секции. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кто-то занимается танцами. А здесь, какие интересы объединяют вас?

Некоторые занимаются музыкой. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кот Леопольд предлагает вам стать членами одного из обществ, название которых вы видите на мониторе и определить какие интересы объединяют людей в выбранном вами обществе

1.Спортивное общество «Динамо»

2.Общество охраны природы.

3.Россияне

4.Человечество.

Дети объединяются в группы, каждая группа получает карточку с заданием.

  1. Сохранение памятников мировой культуры.
  2. Защита границ своего государства
  3. Сохранение редких видов птиц, животных
  4. Восстановление чистоты рек, озёр
  5. Сохранение мира на планете
  6. Развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры
  7. Строительство новых спортивных площадок, стадионов
  8. Участие в различных соревнованиях.

Представитель каждого общества зачитывает ответ.

(Если какое-то общество осталось невыбранным: давайте с вами вместе определим, какие интересы могут объединять людей в обществе…)

Молодцы! Вы справились с заданием. А у кота Леопольда возник вопрос. Он утверждает, что ваш класс, как и любой другой обществом назвать нельзя. Верно ли его утверждение?

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание №1 в вашей тетради стр. 15

(задание выполняется детьми самостоятельно, проверка производится самостоятельно, правильный ответ –на экране)

Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно и не сделал ни одной ошибки.

Кто допустил ошибку?

Вы много работали, я предлагаю вам отдохнуть под весёлую песенку кота Леопольда.

А сейчас, внимание на экран: кот Леопольд предлагает вам подумать, в каком значении употреблены слова мир и свет в пословицах

Мир не без добрых людей

Свет не без добрых людей

(Люди подразумевали под этими словами: общество)

Если мы заменим эти слова словом общество, какое предложение тогда получится?

(Общество не без добрых людей)

Вспомним тему нашего урока. (Что такое общество?)

(Это группа людей, у которых есть общие интересы)

А могут ли быть у всех людей одни и те же интересы?- Что происходит, если интересы у людей не совпадают?

Знаете ли вы, как называется такая ситуация, когда желания людей не совпадают?

Кот Леопольд советует вам обратиться к учебнику и там найти ответ на этот вопрос.(Самостоятельное чтение статьи учебника)

Как же называется такая ситуация?

Где могут возникнуть конфликты?

Попробуйте разрешить конфликты, предложенные котом Леопольдом.

(работа в группах) Вы сейчас будете работать в группах, выберите сами того человека в вашей группе, который озвучит конфликтную ситуацию и выход из неё.

  1. Вы сидите на уроке. Одному ученику жарко – он хочет открыть окно, а другой, который сидит у окна – не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Помогите ребятам договориться.
  1. Ребята играют в футбол на спортивной площадке. К ним подходит ещё одна группа ребят, которые говорят, что это их площадка, они на ней играли ещё утром. Помогите ребятам разрешить такой конфликт.

Представьте себе, что вы с друзьями попали на планету, где активно развиваются два общества. Всё больше и больше жителей планеты присоединяются либо к одному, либо к другому. Члены одного общества призывают: «Технику – на службу человеку! Только электронные домашние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей, капризных детей!»

Члены второго общества имеют другое мнение: «Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что даёт нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах». Что бы вы посоветовали членам этих обществ?

Есть разные способы разрешения конфликтов. Они перед вами на экране. Выберите тот способ, который вы считаете наилучшим.

Если возникает конфликт, попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта!

Если возникнет конфликт, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит!

Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда человечество будет успешно развиваться..

Чтобы выйти из конфликтной ситуации говорят: нужно найти компромиссное решение. Кто знает: что такое компромисс?

А знаете ли вы, где можно найти ответ на этот вопрос? (в словаре)

Каком словаре? (толковом). Один из учеников берёт словарь, читает, что обозначает слово компромисс, предложение появляется на экране.

Да, ребята, очень важно помнить, что мы живём в одном человеческом обществе, у нас могут быть разные интересы, необходимо помнить не только свои интересы, но и интересы другого человека или целого общества.

Как вы думаете, почему девизом нашего урока стали слова «Давайте жить дружно!»

(Дружно – значит без конфликтов, не ссориться, уважать не только свои интересы, но и интересы других людей)

Наш урок подходит к концу. У меня для вас есть ещё одно задание: продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал (а), что

Сегодня на уроке я научился (ась), чему

Самым интересным было…

Осталось непонятным…

А для того, чтобы всем стало всё понятно, я предлагаю вам следующее домашнее задание: прочитать текст учебника стр.28 – 31.

А ещё задания по выбору: по желанию нарисуйте эмблему какого-либо общества, а одноклассники на следующем уроке угадают для какого общества вы выполняли «заказ», либо же выполнить одно из заданий вашей рабочей тетради на стр.15-17. Кто уже определился и для себя решил, что он будет рисовать эмблему?

Приближается Новый год. А значит пришло время наряжать ёлку. Не будем и мы с вами нарушать эту традицию. Мы сейчас оценим свою работу на уроке и нарядим ёлочку.

Если на уроке вам было комфортно, если вы довольны собой, у вас всё получалось – выберите оранжевый шарик, если временами вам было непросто, не всё получалось так, как хотелось бы – выберите жёлтый шарик, если на уроке было сложно, многое не получалось – выберите красный шарик. Какая замечательная у нас получилась ёлка. Я, ребята, согласна с вашими оценками.

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Предварительный просмотр:

1.Спортивное общество 2. Общество охраны природы 3. Россияне 4.Человечество

Отметь знаком «+» правильное утверждение Общество состоит из людей, которые имеют общие интересы. Люди, входящие в общество действуют каждый сам по себе, ничем друг с другом не связаны. Общество – это не только общие интересы, но и общие заботы, общие проблемы, которые члены общества решают вместе сообща. Все мы живём в человеческом обществе и должны уважать интересы друг друга. + + +

Мир не без добрых людей Свет не без добрых людей

Общество – это группа людей, у которых есть общие интересы.

Конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество

Если возникнет конфликт… Попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта! Не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит! Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда общество будет успешно развиваться…  

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Давайте жить дружно!!!

Сегодня на уроке я узнал(а) … Сегодня на уроке я научился (ась)… Самым интересным было … Осталось непонятным …

Домашнее задание Стр. 28 – 31 Задания по выбору: нарисовать эмблему какого-либо общества стр. 15 – 17 тетрадь (одно)


МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок

по окружающему миру

«Что такое общество?»

4 класс

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

ВКК

Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

Задачи:

- обучающие

Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

Ход урока.

Деятельность учителя

Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

Что такое внутренний мир человека?

Как узнать внутренний мир человека?

Что такое личность?

Что такое настроение?

А характер? Что это такое?

Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

Молодец!

В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

Назовите из этого определения ключевые слова.

Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

В этом обществе состоят все жители страны?

Какое заметили противоречие?

Почему возникло затруднение?

Определите цель урока.

Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»

Работа с тестом - ИД

Обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

В общении


-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.
- Внутреннее душевное состояние.
- неповторимое сочетание особенностей личности
- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.
Ответы учащихся.

Общество.

Все жители одной страны.

Общество защиты животных.
- Нет.
- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.- Не всё знаем о понятии общество.- Уточнить понятие общество.- Что такое общество.

Что объединяет людей на рисунке? с.28

Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?

Их можно назвать «спортивное общество команды "Спар­так"»?

Что вы видите на след. рисунке?

Что их объединя­ет?

Так что же объединяет людей в общество?

Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

Какие ключевые слова вам помогли?

Что объединяет людейв каждом из этих обществ?- Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

Им нравится команда «Спартак»

- Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.

    обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

    обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

    общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)


-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.Проговаривание по схеме.

Можно ли наш класс назвать обществом?

Докажите.

Общество одноклассников будет только твоим?

Что же тогда получается? Одно и тоже общество эти ребята называют «своим». Разве такое может быть?

Как вы думаете, из чего состоит общество человека?

    Какая самая большая общественная группа для каждого человека?

- Можно ли сказать, что мы принадлежим к одному обществу?

Как вы думаете, а какое нужно нам общество?

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка:

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.

Ребята, в любом обществе, какое оно ни было, возникают конфликты.

Анализ жизненных ситуаций.

1) - Как называется это ситуация?

Что делать, чтобы не произошёл конфликт?

2) Вы очень любите играть в разные игры. Часто в играх происходят конфликты. Почему?

В нашем классе бывают такие ситуации?

А в другом классе может произойти такая ситуация?

Можно ли было в этой ситуации обойтись без ссоры?

Как? Расскажите.

Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

в учебнике, с.30.

Как называется способ, о котором вы прочитали?

(КОМПРОМИСС)

Что значит пойти на компромисс?

Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

- Гипотеза №1

Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

Нет! Оно будет общим для всех!

Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю.

Гипотеза №2

Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать.

Нам интересно заниматься в кружке.

Общество человека состоит из общественных групп.

Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля.

Да! Мы – часть человечества планеты Земля.

Здоровое, крепкое, дружное, сильное, открытое.

Конфликт.

Ответы детей.

Потому что не все соблюдают правила игры. Нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать.

Чтение текста учебника.

Уступить друг другу, уметь договориться.

Приложение

все жители не все жители одной страны одной страны Общество

люди, которых люд и, люди, у которых

объединяет которым есть общая

общая вместе тема для

деятельность интересно общения

Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник А.А. Плешакова

Тема: «Общество»

Тип урока – комбинированный.

Цель: сформировать представления у обучающихся об обществе, познакомить с его структурой.

1. Образовательные (обучающие) –сформировать у обучающихся представления о семье как о части общества, о государстве,о народностях.

2. Развивающие –способствовать развитию познавательных интересов, развивать связную речь

3. Воспитательные –способствовать формированию чувства патриотизма, толерантности.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1. ученики объяснят понятие «общество»;

2.назовут структуру общества;

3.назовут государственные символы Р.Ф.;

4.перечислят этнический состав России.

1.личностные-формирование чувства патриотизма, выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей.

2.регулятивные-управление познавательной и учебной деятельности на основе поставленной цели.

3.познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь слышать и слушать.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Оборудование (средства обучения): карта мира и Российской Федерации; изображение государственных символов, глав государства, карточки индивидуальной работы.

Ход урока.

Деятельность обучающихся

I .Оргмомент.

II . А.О.З.

III . Ф.Н.З.

1.Что такое общество?

Целеполагание.

2.Семья-часть общества.

3.Народ. Этнический состав государства.

3.Объясняет понятие «народ», его отношение к понятию «общество»:

Объясняет понятия «страна» и «государство»:

4.Страны или государства

Работа в парах.

5.Государственные символы

IV . Итог.

V . Д/з

Приветствие. Объявление темы урока.

Предлагает карточки индивидуальных заданий(приложение №1).

Организует фронтальный опрос по вопросам:

1)Как доказать, что человек часть живой природы?

2)Чем человек отличается от животных?

3) Где у человека «помещается» разум?
4)Из чего складывается внутренний мир человека?

в интерактивном приложении задание.

Ребята, тема нашего урока сегодня- ОБЩЕСТВО.

Кто слышал это слово?

Как вы думаете, у него одно значение или несколько?

Возьмите лист с печатным заданием, попробуем ответить на первый вопрос.

Как вы думаете, кто из детей верно дал определение понятия общество?

Как вы думаете, о каком значении слова «общество» пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? Отметьте или закрасьте кружок.

Итак, какую цель мы поставим перед собой на уроке? Что мы должны узнать?

1.Объясняет значение понятия «общество»: ОБЩЕСТВО- от слова ОБЩИЙ (совместный, коллективный

ОБЩЕСТВО- СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЕНЫ

СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле.

Общество существует около 40 тысяч лет.

Оно возникло, когда древние люди стали объединяться и действовать сообща.

Как ты думаешь, в связи с чем они это делали?

Люди стали объединяться в родовые общины,

чтобы совместно защищаться от врагов,

решать общие проблемы, преодолевать трудности.

В современном обществе много форм объединения. Рассмотрим некоторые из них.

Положите перед собой схему. Посередине прямоугольник, впишите туда своё имя. В овалы разного размера мы будем писать название обществ, частью которых мы являемся, а на дополнительных линиях-качества, которыми надо обладать, будучи частью общества.

«Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире»

Самая маленькая часть общества- семья. семья- очень важная часть общества.

Семья объединяет самых близких друг другу людей.

Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство,

Заботятся друг о друге. Давайте заполним план рассказа о том, какой частью общества являемся мы с вами. самый маленький овал- это наша СЕМЬЯ, часть общества.

Сейчас я покажу вам ролик, что дети говорят о своей семье, а вы подумайте, какими качествами должны обладать вы, чтобы ваша семья была счастливой.

Кто из вас сегодня принёс фото своей семьи? Подготовил рассказ?

«Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.» Прочитайте первый абзац на стр. 19.

Заполним нашу схему. В овал побольше напишем, что мы являемся частью общества- народ.

Какими качествами мы должны обладать? Наша страна многонациональная, в ней живёт много народов. Это русские, аварцы, армяне, чукчи, ненцы, азербайджанцы, украинцы, белорусы. В России более 160 народов. Какими мы должны быть, чтобы всем жилось хорошо? У нас у всех свои традиции, может быть, разная вера.

ФИЗМИНУТКАААААААААА

«Каждый человек живет в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств.

Какие государства вы знаете?

откройте стр. 20.

Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык(иногда их даже несколько). В нашей стране государственный язык русский. В любой стране есть глава государства. В одних странах-глава государства президент, которого избирает народ. В других-главой государства является монарх, чаще всего это король или королева. Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх, а сейчас президент.

С помощью таблицы определите, кто является главой государства в разных странах. стр. 21.

В каких странах главой является президент?

Король или королева?

Император?

Князь?

Великий князь?

Султан?

В каком государстве главой является Папа Римский?

«Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. Посмотрите на стр. 20. герб и флаг РФ.

Включаю гимн.

В любой стране действуют определенные законы, работает экономика(т.е. хозяйство),образование, наука, культура. Все это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами-граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них часть человеческого общества.

На нашей схеме заполним следующий овал- страна(государство)

Какими качествами должен обладать гражданин РФ?


Назовите страны, в которых живут эти народы: итальянцы, французы, грузины, бразильцы, китайцы, немцы?

Рассказывает: «Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира- многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а немцы-не только в Германии., русские- и в Украине, и в США, и других странах»

2)Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Как же назвать всех-всех людей, живущих на Земле?

(если не смогут, найти ответ на стр. 18.)

Итак, самое многочисленное общество, к которому мы относимся- это человечество. Давайте запишем. В самый большой овал. Какими качествами должно обладать человечество?

Повторим знания, полученные на уроке. Посмотрим видео в электронном приложении к учебнику.

Проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока. Задание 2 на листе. Внимательно прочитай приведённый ниже список. Подчеркни линиями разного цвета в соответствии с условиями.

Задает вопросы:
1)Сколько народов живет на Земле?

2)Сколько государств на Земле?

3)Перечисли, что имеет любое государство?

стр. 18-23, пересказ, задание на листе.

Домашнее задание: с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение об одном из народов мира по своему выбору.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

2 ученика выполняют задание по карточкам.

Отвечают на вопросы.

(предполагаемые ответы детей:
1)Человек-часть живой природы, ее живого мира. Как и другие существа, он дышит, развивается, питается, растет, у него рождаются дети. Поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло.

2)Человек отличается от животного тем, что он разумное существо. Да, среди животных не мало сообразительных, но только человек обладает настоящим разумом.
3)Разум у человека помещается в головном мозге.
4)Внутренний мир человека складывается из мышления, воображения, восприятия, памяти и т.д.)

несколько

Они все по-своему правы. Обществом допустимо назвать и компанию друзей, и организацию по охране природы, и всех людей в целом.

Что такое общество. Признаки общества.

Какие бывают общества.

Какой составной частью общества является каждый из нас. Какими качествами мы должны обладать, чтобы принадлежать к тому или иному обществу.

Слайд формы общества.

заботится друг о друге

помогать

любить

Рассказывают заранее подготовленный материал о своих семьях, демонстрируют семейные фотографии.

Слушают

дружить

уважать других

быть

доброжелательными

быть терпимыми

толерантными

(толер-ть- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира)

работа по карте.

Слушают

Смотрят, слушают

защищать свою страну

соблюдать законы

быть патриотом (любить свою родину и заботиться о ней)

человечество

Отвечают на вопрос
(предположительный ответ детей: «Когда хотят сказать обо всех людях Земли, обычно говорят человеческое общество или человечество. Так проще представить всех жителей Земли.»

беречь планету, для потомков

жить в мире

(не допускать войн)

Отвечают

(предполагаемые ответы детей:
1)На Земле живет предположительно около 5 тысяч различных народов.
2)На Земле около 200 государств.
3)каждое государство имеет: свою территорию, государственные границы, столицу, государственные символы.)

Окружающий мир 10.11.2016

Урок 9.

Т ема: ЧТО ТАКОЕ «МОЁ ОБЩЕСТВО»?

Цели:

Линия 1.Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Линия 2. Чувственное отношение к миру: учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Сообщение темы урока и актуализация знаний.

Тема нашего урока «Моё общество». И я предлагаю Вам поработать в карточках.

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

………………………….

………………………….

………………………....

…………………………

………………………….

………………………….

………………………….

…………………………..

…………………………..

………………………….

…………………………..

…………………………..

…………………………..

………………………….

…………………………..

…………………………..

………………………….

………………………….

…………………………

…………………………

…………………………..

Какую колонку таблицы мы можем заполнить?

Что называется обществом?
(Обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.)

Постановка учебной проблемы.

- Мне было интересно узнать, как вы понимаете слова «моё общество», и я попросила Влада и Яну изобразить их общество. Яна вот так изобразила своё общество.

Яна: Моё общество – это братик Серёжа, мама, папа, бабушки и дедушки. А ещё я общаюсь с подружками, одноклассниками, иногда – с соседями, мамиными и папиными знакомыми. Поэтому моё общество-это «моя семья», «друзья», «знакомые».

- Докажи, Яна, что это общество.

Яна: «С членами моей семьи у меня есть общие интересы: помогать друг другу, заботиться друг о друге, любить друг друга, создавать уют в доме. Мои друзья -это ребята из нашего класса. У нас общие интересы: получить хорошее образование, с пользой проводить свободное время. Со знакомыми у нас тоже есть общие интересы. Значит это моё общество».

– Можно ли согласиться с Яной, что на рисунке изображено её общество? (Все эти люди общаются с Яной, и у них есть к ней интерес. Яна вполне может назвать их «Моё общество». )

На доске над Яниным рисунком появляется запись:

Моё общество – это те, с кем я общаюсь.

– Владик выполнял такое же задание. Он нарисовал вот такой рисунок (на доску вывешивается рисунок Влада: земной шар, на нём контур России. Вокруг земного шара Влад нарисовал фигурки людей ). При этом как, Влад, ты рассуждал?

Влад: «Общие интересы с друзьями, одноклассниками – это понятно! А вот ещё есть общие интересы со всеми жителями моей страны: развивать промышленность, науку и медицину, спорт и образование. Со всеми людьми Земли тоже есть общие интересы: обеспечение мира, предотвращение экологических катастроф, сохранение природных ресурсов, искоренение бедности. Вот это моё общество!»

– Можно ли согласиться с Владом, что на рисунке изображено его общество? (У Влада есть общие интересы с жителями своей страны, всей планеты. Влад вполне может назвать рисунок «Моё общество»).

На доске над рисунком Влада появляется запись:

Моё общество – это все люди планеты

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Название у рисунков одинаковое, а содержание рисунков получилось разное.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кого человек считает «своим» обществом?

Запишите во второй колонке карточки

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Версии детей, актуализация знаний.

– Яна считает, что ее общество – это те, с кем она общается. А Влад считает, что его общество – это те, с кем у Влада есть общие интересы. С кем бы вы согласились, с Яной или Владом, кто из них прав?

Ученики высказывают свои мнения, пытаются объяснить, как они понимают выражение «моё общество». В ходе обсуждения могут возникнуть версии:

права Яна;

прав Влад;

оба правы.

Раз вы выдвинули три гипотезы, то нам их надо подтвердить или опровергнуть.

Совместное открытие знаний.

1. Общественные группы непосредственного (узкого) круга общения человека.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике на с. 36-ой. Кто на ней изображён? (Это родители, друзья, знакомые Илюши и Анюты.)

– Что очерчивают линии на заставке? (Линии очерчивают тех, с кем общаются Илюша и Анюта.)

– То, что у брата и сестры есть разные друзья, мы уже знаем. Давайте выясним, кто изображён там, где пересекаются эти линии? (Там нарисованы родители Илюши и Анюты и ещё какие-то дети. Может быть, это двоюродные братья и сёстры, а может быть, ещё какие-то друзья.)

– Прочитайте материал учебника на с. 37 учебника и поработайте с предложенным планом.

План.
1. Найдите определение понятия круга общения в тексте учебника.
2.Запишите, кто может входить в круг общения человека?

………………………………………………………………………………
3. Как вы думаете, круг общения может меняться в течение жизни?

4. От чего зависит судьба твоего общества?

Так что же такое круг общения? (Так можно назвать всех людей, с которыми человек встречается, разговаривает на протяжении всей своей жизни.)

На доске под рисунком Яны подписать: «круг общения».

– Круг нашего общения состоит из нескольких групп.

Какие группы записали вы?

Какие группы выделила Яна в своём кругу общения? (Семья, друзья, знакомые) Проверьте Яну, все ли группы своего круга общения она записала?

Проверка осуществляется по тексту фрагмента « Общество, где ты всех знаешь », ориентируясь на выделенные слова, дети называют те же самые группы.

– Вы в своём кругу общения тоже можете выделить такие группы? (Да. ) Назовите людей, входящие в каждую из них. (Несколько детей называют членов своей семьи, друзей, знакомых.)

Получается, что круг общения у всех разный или одинаковый?

А как он меняется в течение жизни?

От чего зависит судьба твоего общества?
-Какое золотое правило надо соблюдать при общении с людьми?

– Права ли Яна, называя всех этих людей «моё общество»? (Права, только правильнее было бы сказать, что это её круг общения, где она всех знает и все знают её).

На доске около рисунка Яны ставим знак «+».

Физминутка.

«Что нас объединяет?» (игра-шутка)

Кто любит танцевать, танцуем. (Звучит музыка)

Те, кто любит сладкое, должны попрыгать на одной ноге 5 раз.

Любители футбола должны вскинуть руки вверх и закричать: «Го-ол!»

Любители петь могут спеть 1 куплет песни «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шёл медведь к себе домой…»

Кто любит компьютерные игры, наклоны туловища в каждую сторону по 5 раз.

Кто любит учиться, дружно хлопаем в ладоши.

Кто готов продолжать урок, спокойно садимся на места.

Как вы думаете, почему вы не ссоритесь, комфортно ощущаете себя в классе?(Потому что много общих интересов)

2. Общественные группы опосредованного (широкого) круга общения .

– Как вы понимаете слово «общение»? Что значит «общаться»?

Ученики высказывают предположения, проверку которых осуществляем по словарю в конце учебника на с 122-ой: общение – так можно назвать все контакты, все связи между людьми, которые возникают для того, чтобы обменяться сведениями, договориться об общих действиях, понять другого человека.

– Когда вы видите на магазине объявление «Сегодня магазин работает до 16 часов», вы знаете, кто написал его? (Нет.)

А тот, кто написал, знал, что именно вы прочитаете это объявление? (Нет.)

Вы незнакомы, но можно ли сказать, что вы пообщались с тем, кто написал объявление? (Да, потому что мы получили сведения.)

Когда писатель создаёт произведение, он знает, для кого он пишет? (Нет.) -А когда вы читаете, всегда ли вы знакомы с писателем? (Нет).

- Можно ли сказать, что вы общаетесь с ним через его произведения? (Да, потому что возникает связь, интерес, попытка понять друг друга.)

- С кем ещё можно пообщаться не лично, а через сообщение, произведение и т.д.?

-Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты. (Дети могут назвать журналистов, дикторов телевидения, ведущих теле- и радиопрограмм, всех тех, кто пользуется телефонами и Интернетом, смотрит телевизор и слушает радио. Ученики должны прийти к выводу, что все люди планеты связаны между собой общением, даже если они незнакомы друг с другом лично.)

– Прав ли Влад, называя всех людей на планете «моё общество»? (Прав, это тоже круг общения, только более широкий, чем у Анюты. С большей частью людей этого круга Влад незнаком, но имеет общие интересы.)

На доске около рисунка Влада ставим знак «+».

– Какие группы своего общества (своего круга общения) выделила Яна? (Семья, друзья, знакомые.) Как вы думаете, в обществе, которое нарисовал Влад, тоже можно выделить группы? (Можно, но, скорее всего, дети их не назовут .)

Янину работу мы назвали круг общения. А как назовём работу Влада?(Общественные группы)

– Давайте обратимся к схеме на с. 38-ой. Какие общественные группы входят в тот круг общения, где мы знаем не всех? (Земляки, соотечественники, человечество.) – Как вы понимаете каждое из этих слов?

Уточним ваши представления, прочитав материал в учебнике на с.39-ой.

Самостоятельное применение знаний.

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Кого человек считает «своим» обществом?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?(Для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения)

Давайте сравним свой вывод с выводом в учебнике.

Запишите вывод в третьей колонке.

Как вы думаете, какой круг общения будет узким? (У Яны)

В науке его называют непосредственный.

А широким? (У Влада)

В науке его называют опосредованный.

Работа в учебнике.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 2-5 после текста.

Домашнее задание.

Параграф 8, отвечать на вопросы

Итог урока. «6 шляп»

Какие эмоции вы переживали на уроке?

Какие видите недостатки в уроке?

Что положительного было в уроке?

Что можно изменить в уроке?

О чём стоит подумать, изучив тему урока?

Что нового вы взяли для себя с урока?