Цицерон годы. Трактаты и речи цицерона. Политические взгляды. Теория права

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был старшим современником Лукреция и Катулла.
Выдающийся оратор и широкообразованный человек, автор многочисленных сочинений по философии и ораторскому искусству, он был, вместе с тем, и крупным государственным деятелем. Самым главным делом своей жизни, как все представители античной полисной идеологии, он считал служение государству.

Ведь не для того родила и воспитала нас родина, чтобы не ожидать от нас в дальнейшем никакой помощи и давать каждому из нас, думающему лишь о себе, проводить жизнь в тихом убежище, пользуясь удовольствиями досуга, но для того, чтобы мы приносили ей в дар самое ценное и важное из наших духовных талантов, и только с ее разрешения тратили бы избыток наших душевных сил на частную жизнь и досуг.
(Пер. Н. В. Вулих)

Таково было «кредо» Цицерона, изложенное им в знаменитом трактате «О государстве».
Цицерон родился близ Арпина в Лации, в маленьком «провинциальном городке», отличавшемся патриархальными нравами и старомодными вкусами. Рано попав в Рим, он проявил живой интерес к самым различным сферам знания: философии, ораторскому искусству, юриспруденции и литературе. Он слушал беседы философа Филона, главу «Новой Академии», был знаком с философом Панэтием и вместе с тем увлекался ученой александрийской поэзией и сам писал поэмы и переводил греческие стихотворные произведения. Свою карьеру государственного деятеля он начал рано и достиг в 63 г. до н. э. консулата. Как адвокат Цицерон выступил впервые в 80 г. в защиту Секста Росция, ложно обвиненного в убийстве отца; но вскоре он вынужден был покинуть Рим, так как его речь вызвала неудовольствие могущественного Суллы, любимец которого Хрисоген вел интриги против Росция.
Два года выдающийся оратор провел в Греции, Малой Азии и на Родосе. На Родосе он возобновил знакомство с известным ему уже в Риме ритором Аполлонием Молоном. Ораторское искусство «родосской школы», более сдержанное, чем пышное «азианское» красноречие, которым Цицерон увлекался в Риме, оказало влияние на его собственное искусство речи. Здесь же он углубил, по-видимому, общаясь с философом Панэтием, свои знания в области стоической философии.
Вернувшись в Рим, он становится крупным государственным деятелем (эдил в 69 г., претор в 66 г., консул в 63 г.). В этот пе-

318

риод Цицерон выступает с рядом блестящих речей. Особенно интересными были его речи против наместника Сицилии Верреса (70 г.). Этот жестокий и алчный правитель безжалостно разграбил провинцию, казнил невинных граждан, присвоил себе прекрасные произведения искусства. Обвиняя Верреса, Цицерон выступает против всей римской олигархической верхушки, наживавшейся на грабеже провинций. Оратор не только нарисовал в своих речах мрачную картину римских нравов, но и стремился показать, к каким тяжелым последствиям может привести использование власти в личных корыстных целях. Этические принципы поведения государственного деятеля всегда живо интересовали Цицерона. Веррес вынужден был отправиться в изгнание еще до окончания суда, настолько убедительными и очевидными для всех были факты, приведенные обвинителем.
В 63 г. до н. э., в год консульства Цицерона, в Риме вспыхнуло восстание, во главе которого стоял римский аристократ Катилина. Он объединил вокруг себя обедневших нобилей, деклассированных бедняков и даже представителей зависимых от Рима государств. Консул проявляет энергию в подавлении заговора. Заговорщиков казнят и Цицерон становится на некоторое время главой государства. Как государственный деятель он зачастую бывает нерешителен и пытается примирить сенатскую верхушку с всадниками, выдвигая теорию «всеобщего согласия», утопичную для классового общества, раздираемого противоречиями.
С приходом к власти Цезаря, Помпея и Красса, заключивших в 59 г. до н. э. союз, положение Цицерона ухудшилось, так как он отказался сотрудничать с триумвирами. Враги добились его изгнания в 58 г. до н. э. за то, что он был виновником казни римских граждан, замешанных в заговоре Катилины. Находясь вне Рима, он посылает друзьям письма, полные тревоги, растерянности и отчаяния. Цицерон понимает, что римское государство вступило в тяжелый период своего существования.
Вернувшись в 57 г., он посвящает себя литературным трудам. В это время он написал трактаты: «Об ораторе» (55 г.), «О государстве» (54 г.). В сочинении «О государстве», написанном по образцу сочинений Платона в диалогической форме, излагаются взгляды автора на «идеальное государство».
Римское государство, по мнению Цицерона, является избранным, оно достигло могущества благодаря помощи богов. Рим обладает особой конституцией, приближающей его больше всех остальных к «справедливости» и «разуму». Монархические тенденции сдерживаются здесь сенатом, демагогические - магистрата ми и, таким образом, Рим соединяет в себе лучшие стороны и монархии и демократии. Между сенатом, магистратами и народом должно царить «согласие», для поддержания которого нужен особый, «первый среди равных» государственный деятель, обладающий искусством оратора и обширными знаниями. Хотя сам же Цицерон пишет своему брату Квинту: «Не забывай, что ты в Ри-

319

ме, а не в идеальном государстве Платона», но выдвигаемая им в трактате теория является идеалистической и утопической для современного оратору Рима. Это не помешало, однако, огромной популярности многих идей, выдвинутых в этом трактате, в эпоху Возрождения и в XVII и XVIII вв.
В 51 г. до н. э. Цицерон был назначен проконсулом Киликии и, вернувшись в Рим в 50 г. до н. э., застал уже гражданскую войну.
Во время диктатуры Цезаря он отходит от активной государственной деятельности и занимается философией. В это время создаются произведения: «О границах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях».
Эти сочинения представляют двоякий интерес: с одной стороны, в них излагаются основные положения современных Цицерону философских школ, пользовавшихся наибольшей популярностью - стоиков, эпикурейцев, «Новой Академии». Подлинные произведения всех этих философов не дошли до нас, и поэтому свидетельства Цицерона представляют большую ценность. С другой стороны, эти трактаты дают богатый материал для характеристики личности самого автора и современной ему римской культуры.
В занятиях философией Цицерон ищет, по собственному признанию, душевного покоя и жизненной мудрости. Он стремится к самосовершенствованию и непрестанно воспитывает себя: слабый и нерешительный, он хочет стать сильным и мужественным, учась переносить печали и боль, воспитывая в себе «презрение к смерти». Обо всем этом он пишет в письмах к друзьям, рассказывая, как после смерти любимой дочери Туллии (45 г. до н. э.) он беседует наедине с философами, бродя по лесам, окружающим его виллу в Тускуле. Римскую «доблесть», проявляющуюся прежде всего в активном служении государству, Цицерон хочет сочетать с мягкостью, человечностью и снисходительностью, которым учат греческие философы. Он часто цитирует слова Теренция: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо».
В своих диалогах он рисует свой идеал гуманного человека, употребляя термин «гуманный», столь распространенный и в наше время, в том высоком значении, которое придаем ему и мы, унаследовавшие его от древних римлян. Гуманный человек в понимании Цицерона - это человек в высоком смысле слова, человек, в котором проявляются лучшие качества человека.
Служение государству, по мнению римлянина, не мешает самостоятельности и развитию многообразных талантов индивидуума.
Эта мысль Цицерона, так же как и его размышления о различных сторонах человеческого характера, вызвала огромный интерес у итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Его роль в формировании европейской культуры была чрезвычайно велика. Многочисленные трактаты Цицерона, богатые многообразными

320

сведениями, широко использовались при создании моральных систем английского и французского Просвещения. Цицерона внимательно изучали Локк, Юм, Вольтер, Дидро, Мабли и многие другие мыслители XVII-XVIII вв.
После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. деятельность Цицерона на короткий период оживляется. Он выступает с речами против Антония (14 речей), пытаясь отстаивать республиканские идеалы. Цицерон ищет союза с юным Октавианом, начинающим в это время свою политическую карьеру. Однако когда был заключен второй триумвират между Октавианом, Антонием и Лепидом (43 г. до н. э.), то Цицерон был внесен в проскрипционный список. Он бежал на свою виллу и собирался отплыть в Грецию, но не успел и был убит посланцами Антония. Голова его была выставлена на форуме, том самом форуме, на котором он осмелился порицать Антония.
Так окончил свою жизнь один из самых блестящих ораторов и писателей конца республики.
Как государственный деятель Цицерон не отличался твердостью и последовательностью. Он часто метался и искал политических союзов с крупными государственными деятелями эпохи, не брезгуя подчас лестью и делая просчеты. Ему была свойственна и неумеренная тщеславность, побудившая его к написанию недошедших до нас поэм «О своем консульстве» и «О своем времени», в которых возвеличивались государственные заслуги автора. Деятельность же его как оратора и писателя имела большое значение для римской культуры и литературы.
С его именем связан целый период в развитии латинской прозы. Он обогатил и усовершенствовал свой родной язык, придал ему гибкость, выразительность, звучность и красоту.
В своей практической ораторской деятельности Цицерон руководствовался той теорией ораторского искусства, которую изложил в трактате «Об ораторе». Оратор, по мнению Цицерона, должен владеть всей суммой знаний, нужных государственному деятелю; ему необходимо знать философию, право, историю, литературу, он обязан разбираться в психологии людей, чтобы умело воздействовать на своих слушателей. Совершенный оратор, с точки зрения Цицерона,- это человек высоких нравственных качеств, который никогда не воспользуется могучим оружием своего красноречия в корыстных целях.
Задача оратора состоит в том, чтобы уметь поднять любой частный вопрос до уровня общих принципов. Выдвигая свой идеал оратора, Цицерон как бы намекает, что этот идеал уже осуществлен в деятельности самого автора трактата.
Сохранившиеся до нас 58 речей посвящены различным темам, но в них всегда выдвигаются высокие моральные принципы, клеймится невежество, корыстолюбие и жестокость. Оратор стремится в каждом частном вопросе подняться до решения высоких и важных задач. Так, например, выступая в 61 г. до н. э. в защиту гре-

321

ческого поэта Архия, дело которого было с юридической точки зрения весьма легким (Архия хотели незаконно лишить гражданских прав), он составил обширную речь, далеко выходящую за рамки обычной судебной речи. В ней развивалась мысль о том, что поэзия является благородным и высоким искусством, которое должно пользоваться всеобщим уважением, так как оно облагораживает человека, смягчает нравы и доставляет наслаждение. Занятие поэзией необходимо оратору для усовершенствования его мастерства.

Прочие занятия не сопутствуют нам во всякое время, при любом возрасте, во всяком месте, а эти занятия юношество питают, в старости доставляют удовольствие, украшают благоприятные дела, в горе доставляют убежище и утешение, радуют дома, не мешают вне дома, проводят с нами ночь, путешествуют с нами, сопровождают нас в деревню.
(Пер. Н. В. Вулих)

Ломоносов, подхватив эту мысль Цицерона, перефразировал ее в своих стихах:

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Перед каждым оратором, по мнению Цицерона, стоят три задачи: 1) доказать свои положения, 2) доставить слушателям наслаждение, 3) воздействовать на их волю и заставить принять предлагаемое решение. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: доказательству - спокойный, простой; наслаждению - изящный, сдержанный; воздействию на волю - патетический, взволнованный. При этом ораторская речь должна быть богата выразительными средствами, и каждую мысль необходимо развертывать в ней с максимальной полнотой.
Выдвигая требование владения всеми стилями речи, Цицерон отвергал точку зрения ораторов-аттикистов, считавших, что каждый оратор должен иметь единый стиль, отражающий личность говорящего. Аттикисты призывали вернуться к простой и сдержанной манере греческих ораторов аттического периода, типичным представителем которых был Лисий. Цицерон же считал себя последователем Демосфена и постоянно возражал аттикистам, считая это движение слишком «академическим» и оторванным от реальной жизни. И, действительно, это течение очень скоро «сошло со сцены».
Ораторская речь Цицерона строится «периодами». Период - это замкнутый отрезок речи, образующий единое синтаксическое целое. Отдельные части его расположены симметрично и богаты анафорами, внутренними рифмами, ритмическими концовками; например:

322

Если есть у меня какое-нибудь дарование судьи, которое я чувствую весьма незначительно, или, если какая-нибудь опытность в ораторском искусстве, в котором, я не отрицаю, что я немного опытен, или, если какое-нибудь теоретическое знание красноречия было получено мною от занятий изящными искусствами, которыми, утверждаю, я занимался во всяком возрасте,- то плод всего этого, в первую очередь, должен, почти по своему праву, получить от меня вот этот - Авл Лициний.
(Вступление речи «За поэта Архия». Пер. Н. В. Вулих)

Античная ораторская речь - это своеобразное, ритмически организованное произведение, требующее своего рода актерского исполнения; оратор как бы играет перед зрителями, принимает различные позы, оживленно жестикулирует, лицо его постоянно меняет выражение.
Защищая римского гражданина, оратор может сорвать с него одежды, чтобы показать раны, полученные в сражениях, или вывести перед аудиторией малолетних детей осужденного, чтобы разжалобить судей и слушателей.
Самым главным и ответственным для оратора, как писал Цицерон, является само произнесение подготовленной речи перед народом.
В римской риторической школе после гибели Цицерона обучение велось по его руководствам, а речи его внимательно изучались. В эпоху Возрождения сочинения Цицерона стали предметом пристального интереса. Язык и стиль Цицерона были образцами для новолатинской гуманистической прозы. «Периодическая речь» долго господствовала в литературных произведениях нового времени.
Страстное, патетическое красноречие эпохи Великой Французской революции испытало на себе влияние римского оратора. Речами Цицерона зачитывались Мирабо и Робеспьер. Деятели Великой Французской революции считали Цицерона последним представителем республиканского Рима, борцом за свободу против деспотизма. Для Радищева и русских декабристов Цицерон был символом «духа вольности».
Цицерон был, несомненно, одним из последних представителей полисной идеологии в Риме: государственная деятельность представлялась ему главным делом жизни; но вместе с тем этот римский консул, этот оратор, произносивший свои речи на знаменитых рострах римского форума при огромном стечении народа, был уже человеком «нового типа». Высокообразованный, знаток и ценитель литературы и искусства, с лицом утонченного интеллектуального человека (сохранились бюсты), он не походил на политических деятелей старой республики типа Аппия Клавдия и Катона.
Цицерон был как бы предвестником того поколения поэтов и писателей, которое развернет свою деятельность уже в так называемый «век Августа».

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.

Так называемое азианское направление, возникшее в начале III в. до н. э. и получившее свое название от того, что преимущественно было распространено в Малой Азии, во времена Цицерона, по его свидетельству ("Брут", 95, 325), в свою очередь распалось на два течения: одно культивировало "рубленый стиль", короткие, звонкие фразы с однотипными, даже иногда рифмованными концовками; другое, напротив, стремилось к максимально патетическому, нередко темному и запутанному выражению мыслей, многословному и образному способу речи. Следы таких тенденций навсегда сохранились в речах самого Цицерона, который, однако, избрал для себя несколько эклектический, но более умеренный, стиль речи; этот стиль носил название "родосского", от известного ритора Аполлония, или Молона, открывшего на Родосе большую школу красноречия, слушателями которой были и Цицерон и Цезарь.
От многочисленных речей азианиста Гортензия до нас не дошло ничего. Цицерон характеризует его как человека, обладавшего исключительной памятью, и блестящего оратора, имевшего, однако, успех больше у молодежи и пока он сам был молод ("Брут", 92-97, 317-332).
К азианистам причисляют и Марка Антония (триумвира), от речей которого, впрочем, до нас ничего не дошло.
Направление аттикизма было диаметрально противоположно азианскому: его целью была только полная ясность речи и точность выражения мысли; своим образцом аттикисты избрали Лисия.
В "бескровности" и даже сухости Цицерон упрекает аттикиста Лициния Кальва (поэта, друга Катулла), признавая за ним "изысканность речи": "он разрабатывал тему научно и изящно, но он слишком вдумывался сам в себя, все время смотрел на себя со стороны и, боясь сказать что-либо грубое, становился совершенно бескровным" ("Брут", 82, 283). Его ценили любители, по на форуме он успеха не имел. Его принадлежность к неотерическому направлению в поэзии, культивировавшему изящество и изысканность тематики и формы, дает возможность думать, что характеристика Кальва у Цицерона верна.
Наиболее крупный из ораторов-аттикистов - Марк Юний Брут - Цицероном не охарактеризован. От речей Брута не сохранилось ничего. Интересное сведение мы находим у Квинтилиана (III, 6, 93): после убийства Клодия Брут, как и Цицерон, написал речь в защиту Мил она; но в то время как Цицерон оправдывал Милона необходимостью самозащиты, Брут требовал одобрения его поступка как патриотического подвига, выявляя этим крайний консерватизм своих убеждений.
Формальное понимание терминов "республика" и "диктатура" сделало в эпоху французской буржуазной революции из этого ярко выраженного аристократа-консерватора борца за свободу. Только советским историкам удалось раскрыть реакционную сущность римской "республиканской" доктрины эпохи Цицерона и Цезаря.
После краткой вспышки ораторских "битв" между Марком Антонием и Цицероном в 44 и 43 гг. ораторское искусство как политическая сила закончило свою жизнь. При новом всемогущем принцепсе ему осталось только узкое поле действия: это были залы риторических школ; о том, какие темы обсуждались там и в каких формах, дают представление "Контроверсии" Сенеки-отца.

Цицерон, Марк Туллий – знаменитый римский государственный деятель и оратор, родился 3 января 106 г. до Р. X. в Арпине в семье всадника, умер 7 декабря 43 г. в имении близ Формий.

Получив первоначальное образование в Риме, молодой Цицерон посвятил себя изучению риторики и философии. Оратором он выступил сначала в гражданских процессах; наиболее ранняя из сохранившихся речей его – за П. Квинкция (81). Начало известности Цицерона положила произнесенная в одном уголовном процессе речь в пользу С. Росция из Америй (Америйского), с которой он выступил против одного протеже Суллы . Для укрепления здоровья и продолжения философского и риторического образования Цицерон предпринял в 79 г. двухлетнее путешествие в Грецию и Азию. Вернувшись в Рим, он был в 75 г. квестором в Лилибее на Сицилии и приобретал в Риме все большую и большую славу, благодаря своему ораторскому таланту. Со времени процесса против бывшего претора в Сицилии Верреса (70 г.) он стал считаться первым оратором. В 69 г. Цицерон занимал должность курульного эдила, а в 66 году, в должности претора, содействовал первой своей политической речью (в пользу закона Манилия) вручению Помпею главного начальства в третьей войне против Митридата .

Марк Туллий Цицерон

От жены своей Теренции, с которой он развелся после 38-летнего брака в 46 г., Цицерон имел двух детей: дочь Туллию, которая, к величайшему горю отца, умерла в 45 г. в третьем несчастливом браке, и сына Марка. Этот Марк вначале участвовал в гражданской войне против второго триумвирата, но затем перешёл на сторону Октавиана и получил от него должность консула.

Марк Туллий Цицерон (рожд. 3 января 106 год до н. э. - смерть 7 декабря 43 год до н. э.) - древнеримский политический деятель, оратор, философ, консул.

Детство и юность

Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.

Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию - красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.

В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.

Обучение

К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.

Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот. Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.

Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.

Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.


Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.

Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.

Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».

Начало политической карьеры

Тем временем умер Сулла. Цицерон вернулся в Рим и начал заниматься адвокатской деятельностью, пока не достиг столь желанного 31 года, возраста, когда он, по римским законам, получил право добиваться звания квестора, самой низшей государственной должности. Для того, чтобы народ мог ознакомиться с кандидатами, эти кандидаты на протяжении какого-то времени расхаживали среди народа, приветствовали каждого гражданина его именем (при этом пользовались услугами рабов, которые знали в лицо всех граждан) и дружеским пожатием руки просили подать за них голос в день выборов. Они ходили в белой тоге, которая называлась «тога кандида», отсюда и название «кандидат», дожившее доныне.

Цицерона, которого уже давно полюбили за его речи, был выбран огромным большинством голосов на одну из 20-ти квесторских должностей, которые раздавались каждый год. Каждый проконсул и каждый претор получали к себе в провинцию такого квестора, и Цицерону по жребию выпала Сицилия (в 76 г. до Р. X.). Своим бескорыстием, справедливостью и обходительным обращением Цицерон заслужил там такое всеобщее расположение, что при отъезде города Сицилии избрали его своим патроном (покровителем) в Риме.

Только по достижении 36-ти летнего возраста возможно было получить следующую государственную должность - звание эдила. До этого времени Цицерон занимался ведением судебных дел. Из них самым знаменитым было дело против Верреса. Этот Веррес в качестве претора на протяжении 3-х лет по-разбойничьи грабил Сицилию: вывозил статуи из храмов, дорогие картины и ковры из домов частных лиц, брал взятки при всяком удобном случае. Жители Сицилии обратились к Цицерону, как к своему патрону, с жалобой на Верреса. Цицерон произнес в суде пламенную и убедительную речь, и Веррес, несмотря на то, что его адвокатом был сам Гортензий, вынужден был удалиться в изгнание.

В 69 году Цицерона избрали эдилом. Те кто состоял в этой должности обязаны были наблюдать за зданиями, улицами, рынками, общественными играми. Надзор за играми составлял довольно дорогостоящую обязанность. Кроме государственных затрат на представления, эдилы должны были расходовать и свои средства. Этим обстоятельством эдилы пользовались для приобретения себе популярности. Народ принимал это в соображение, и впоследствии эдилы вознаграждались или назначением на высшие должности, или предоставлением в управление богатых наместничеств. При этих расходах Цицерон придерживался середины между расточительностью и скупостью и на протяжении годичного исправления эдильской должности смог заслужить любовь и уважение сограждан.

Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате

Потом Цицерону довелось вновь выжидать еще 2 года, прежде чем получить право добиваться следующей должности - претора. В то время было 8 преторов, они были председателями судов и по своему сану занимали первое место после консулов. В этой судебной должности Цицерон имел возможность показать в лучшем свете как свою справедливость, так и свое знание законов. Всеобщее одобрение, заслуженное им в этой должности, увеличило его славу и облегчило его путь к консульству. Все свои свободные часы он посвящал защите своих друзей, когда их обвиняли в судах других преторов, каждодневными упражнениям в красноречии, ведению обширной переписки и слушанию знаменитых греческих ораторов, которые периодически посещали Рим и читали здесь свои лекции.

Наконец Марк Туллий Цицерон достиг 43-х летнего возраста, раньше которого никто не мог быть консулом. Уже за год до этого Цицерон в белой тоге начал неутомимо вращаться среди граждан, постарался снискать расположение наиболее влиятельных из них, а главным образом смог привлечь на свою сторону Красса, Помпея и Цезаря, этих трех могущественных лиц той эпохи.

В день выборов счастье благоприятствовало Цицерону, и он был выбран при первом же голосовании это был 63 год до н.э.

– В то же время, он раскрыл заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики при помощи иностранного войска под руководством Луция Сергея Катилины. Цицерон добивается – объявления о введении военного положения, и выгнал Катилину из города четырьмя страстными речами, которые и сейчас являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина сбежал и стал призывы к государственному перевороту, но Цицерон смог заставить его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщики были казнены без всякого суда, и это на протяжении долгих лет будет терзать Цицерона.

Конец политической карьеры Цицерона

60 год до н.э. – Цицерон отверг предложение войти в состав Первого триумвирата, в котором в то время находились Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, потому как оратор был уверен, что Триумвират подорвет устои Республики.

58 год до н.э. – Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издал закон, который грозил изгнанием любому кто бы убил римского жителя без суда. Потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику. Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из ссылки.

57 год до н.э. – оратор вернулся в Италию. Заниматься политической деятельностью Цицерону более не разрешается, потому он принялся за философию.

Между 55 и 51 гг. до н.э. он написал трактаты «О ораторское искусство», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират распался, и в 49 году до н.э. Цезарь со своим войском перешел реку Рубикон, вторгся в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддержал . Как на беду, в 48 году до н.э. войска Цезаря одержали победу, и тот стал первым римским императором. Цицерону он даровал помилование, но к политической жизни не допускал и близко.

Смерть Цицерона

44 год до н.э. – в мартовские иды, в результате заговора группы сенаторов, . И вновь началась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан.

Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие свое название от имени греческого оратора Демосфена, которые призывали жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждали Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония. Но Марк Антоний, Лепид и Октавиан пришли к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных противников.

Цицерон попытался бежать в Италию – но, к сожалению, слишком поздно.

Марк Туллий Цицерон был убит 7 декабря 43 года до н. э. по приказу Марка Антония, при попытке побега в Италию.

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху , его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.