Женевские конвенции. Женевская конвенция Содержание женевской конвенции no 1


Всеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года


ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
________________________________________

Женевские конвенции - это ряд международных соглашений, подписанных в Женеве главами ведущих государств Европы. Проводились конвенции с 1864 по 1949 год. Женевские конвенции вместе с дополнениями к ним составляют основу международного гуманитарного права.

12 августа 1949 года были опубликованы протоколы четырех Женевских конвенций. Первые три из них - пересмотренные и дополненные договоры конца XIX века. Они затрагивали вопросы обращения с ранеными солдатами, моряками и военнопленными. Четвертый документ касался темы защиты гражданского населения в военное время.

Критика конвенций

После терактов 11 сентября 2001 года Женевские конвенции были подвергнуты критике. Утверждалось, что такой вид международных соглашений устарел и плохо подходит для современной формы ведения военных действий.

Сегодня в порядке вещей ситуация, когда одна сторона вооруженного конфликта является независимым военизированным подразделением, не имеющим опознавательных знаков и финансируемым в частном порядке. Женевские же конвенции предполагают договоренности государств между собой, а влияние государств на такие частные армии, как правило, не распространяется.

Однако, несмотря на такую расстановку сил, Женевские конвенции остаются жизненно важными для мировой геополитики. Почему это так? Основная задача международного права в целом и Женевских конвенций в частности заключается в том, чтобы остановить агрессию в случае возникновения вооруженного конфликта. Женевские конвенции предполагают, что даже такая неуправляемая ситуация, как война, должна иметь свои рамки. Эти рамки прописаны и закреплены в международных соглашениях.

Войны приносят с собой не только большую убыль населения. Помимо прочего это еще и пытки, жестокое обращение, захват заложников, похищения людей, насилие физическое, психологическое и сексуальное. Все эти действия фактически запрещены Женевскими конвенциями и другими договорами международного права.

Несмотря на подобные запреты, Женевские конвенции плохо работают в условиях глобальной войны с терроризмом.

Международное гуманитарное право применяется только в том случае, если страна сталкивается с вооруженным конфликтом. То, что называется «глобальным терроризмом», может иметь форму вооруженного конфликта, а может и не иметь. Часто терроризм принимает иные формы и требует по отношению к себе иных методов борьбы - действий со стороны полиции, следственных органов и так далее.

Участие гражданского лица в конфликте

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда гражданское население оказывается беззащитным перед угрозой террористических атак. К тому же в современных военных столкновениях граница между мирным населением и агрессором часто бывает размыта. Международным комиссиям бывает сложно ответить на вопрос, является ли человек мирным гражданином или же комбатантом.

Для комиссии ответ на этот вопрос таков: гражданские лица - это те, кто не принадлежит ни к одной из задействованных сторон конфликта. Ни к вооруженным силам государства, ни к организованной военной группе.

Те лица, которые являются солдатами или боевиками, будут постоянно подвергаться ограничительным мерам со стороны международных сил.

Если человек не имеет статуса гражданского лица, он не обеспечивается защитой со стороны международного права.

Здесь важно помнить, что не все формы участия человека в военном конфликте приводят к потере этой защиты. Только в том случае, если его вклад в военные действия напрямую связан с нарушением международных норм.

Допустим, мирные жители предоставляют еду и жилье вооруженным элементам. Это как раз тот случай, когда гражданское лицо участвует в конфликте, но его действия не нарушают международного права и, следовательно, не могут привести к потере защиты.

С другой стороны, если человек, вооружившись, примкнул к одной из воюющих сторон, участвует в боевых операциях, убивает людей или наносит им раны и увечья - это прямое нарушение международного права. Такой человек теряет статус гражданского лица.

Комитет Красного Креста рассматривал также вопрос о поставщиках вооружения: можно считать их мирными гражданами или нет?

Очевидно, что если водитель грузовика подвозит вооружение прямиком на линию фронта и имеет прямую связь с боевиками, то он сам становится законной целью миротворческих миссий.

Пробелы в Женевских конвенциях

Однако, если перевозка оружия, снаряжения и т. д. происходит где-то в тылу, без непосредственного контакта с фактическими боевыми действиями или часто по незнанию, в таком случае водитель не теряет своей защиты.

Как видно, пробелы в Женевских конвенциях постепенно восполняются, что позволяет им не терять актуальности в условиях современной войны. На сегодняшний день международными организациями рассматриваются вопросы возможности задержания людей по соображениям безопасности и новые международные нормы в отношении невоенных вооруженных конфликтов, которых становится все больше в мире. Когда есть международный военный конфликт, тогда мы имеем ситуацию, предусмотренную Женевскими конвенциями. В таком случае на этот конфликт будут распространяться все соответствующие нормы международного права. Если же это невоенный международный конфликт, то он выходит за пределы полномочий Женевских конвенций. Сейчас Международный комитет Красного Креста работает над исправлением этой ситуации.

Женевские конвенции 1949 года - фундаментальные международные договоры в области гуманитарного международного права, определяющие правила защиты людей при вооруженных конфликтах, солдат, раненых и военнопленных, а также гражданских лиц.

Эти соглашения являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, и в конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 годах. Необходимость их принятия была продиктована опытом прошедшей Второй мировой войны, и особенно огромными жертвами среди гражданского населения. Поэтому в 1948 году Швейцарский Федеральный Совет пригласил представителей 70 правительств на международную конференцию с целью трансформировать существовавшие регулирующие механизмы сообразно опыту войны. Приглашение приняли правительства 59 государств, 12 правительств, а также ряд международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, приняли в конференции участие в качестве наблюдателей. Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного креста были приглашены на конференцию в качестве экспертов.

В результате проходивших в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года заседаний конференция выработала четыре соглашения о защите жертв войны:

  • 1) «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs et des malades dans les forces armйes en campagne);
  • 2) «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs, des malades et des naufragйs des forces armйes sur mer);
  • 3) «Об обращении с военнопленными» (La Convention de Genиve relative au traitement des prisonniers de guerre);
  • 4) «О защите гражданского населения во время войны» (La Convention de Genиve relative а la protection des personnes civiles en temps de guerre).

Женевские конвенции закрепили основополагающий принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия и насилие против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещаются. Эти соглашения требуют от конфликтующих сторон проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий с целью обеспечения защиты гражданского населения и запрещают нападения на гражданское население. Нападения при конфликтах могут быть направлены только против военных объектов, но в то же время запрещено применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания, а также серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Военнопленные и интернированные имеют право на сохранение жизни и здоровья и на защиту от любых насильственных действий. Должно соблюдаться уважение их достоинства, личных прав, политических и религиозных убеждений, гарантироваться право на переписку с семьями и получение помощи, а также должны предоставляться основные судебные гарантии. Запрещается принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников. Раненым и больным необходимо оказывать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Для этого должна быть обеспечена защита медицинского персонала и медицинских учреждений, их транспорта и оборудования. Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эти эмблемы, не могут подвергаться нападению.

Женевские соглашения применяются в случае любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признаёт состояния войны, а также в случае оккупации территории. Страны-участники конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная, не подписавшая их сторона, в своих действиях также будет их соблюдать. Подписавшие конвенции страны обязаны разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающие положения этих соглашений. Такие лица должны либо предаваться суду страны, на территории которой они совершили преступления, либо суду любой страны-участницы конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Женевские конвенции были подписаны 12 августа 1949 года и вступили в силу 21 октября 1950 года. Первой страной, ратифицировавшей эти соглашения, была Швейцария (31 марта 1950); Советский Союз ратифицировал их 17 апреля 1951 года.

Последующие во второй половине 20 века вооруженные конфликты выявили необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие 8 июня 1977 года двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям, которые распространили их положения на участников внутренних конфликтов, а 8 декабря 2005 года был принят третий Дополнительный Протокол, позволяющий национальным Обществам помощи раненым, не желающим принимать в качестве символа красный крест или красный полумесяц, использовать новый отличительный знак - красный кристалл на белом фоне.

На сегодняшний день к Женевским конвенциям 1949 года присоединялись 194 страны, Дополнительные Протоколы I и II 1977 года ратифицировали 170 и 165 государств соответственно, к третьему Дополнительному протоколу 2005 года присоединились 53 страны. Единственным определенно названным в Женевских соглашениях контрольным органом их исполнения является Международный комитет Красного Креста, штаб-квартира которого располагается в Женеве.

участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(…) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (…)

Ст. 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (…)

Ст. 17. (…) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которым они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом, и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 24. Санитарный личный состав (…), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (извлечение)

Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. (…)

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения. (…)

Ст. 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством(…).

Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Раздел II. Постановления общего характера о защите военнопленных

Ст. 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. (…)

Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. (…)

Раздел III. Плен

Часть I. Начало плена

Ст. 17. (…) Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. (…)

Часть II. Интернирование военнопленных

Глава II. Помещение, питание и одежда военнопленных

Ст. 22. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. (…)

Ст. 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания (…).

Ст. 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве(…).

Ст. 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться (…).

Часть III. О работе военнопленных

Ст. 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. (…)

Раздел VI. Выполнение конвенции

Ст. 129. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 130. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной конвенцией.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (извлечение)

Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними

Ст. 27. Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские лица - ред.) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 31. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.

Ст. 33. Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора, запрещены. Ограбление воспрещается. Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.

Ст. 34. Взятие заложников запрещается.

Ст. 49. Воспрещаются (…) угон, также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства. (…)

Ст. 51. Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. (…)

Раздел IV. Выполнение конвенции

Ст. 146. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции. (…).

Ст. 147. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевская конвенция - Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.

Статья про слово "Женевская конвенция " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2312 раз

Женевская конвенция

Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Женевская конвенция" в других словарях:

    Последовавшее в 1864 г. между европейскими державами соглашение об облегчении участи раненых на войне. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 ... Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

    Женевская конвенция - ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦІЯ, международно правовой договоръ, к рымъ нормируются охрана и облегченіе участи больн. и ран. воиновъ на войнѣ. Начиная съ XVI ст., между отдѣльн. гост вами неоднократно б. заключаемы договоры объ обезпеченіи и облегченіи… … Военная энциклопедия

    ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ - – многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 и 1931 и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Основная цель Ж. к. – унификация вексельных и чековых законов и устранение… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Женевская конвенция "О статусе беженцев" (1951) - Конвенция была принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. В середине ХХ века международная помощь требовалась… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Женевская конвенция об авторском праве - см. Всемирная (Женевская) конвенция об авт. праве … Издательский словарь-справочник

    Страны мира: подписавшие только Конвенцию 1951 года подписавшие только Протокол 1967 года … Википедия

    Женевские конвенции от 12 августа 1949 года международно правовые соглашения о защите жертв войны. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференцим и вступили в силу 21 октября 1950. Конвенция (I) об улучшении участи раненых… … Википедия

Книги

  • Женевская конвенция 10 августа 1864 г. и право войны. , Ивановский И.А. , Книга представляет собой репринтное издание 1891 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Женевская конвенция 10 (22) августа 1864 г. и право войны , И.А. Ивановский , Речь, Произнесенная На Акте В Императорском Новороссском. 1889 г. И. А. Ивановским Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1891 года (издательство`Odessa: Tip. okr. sht.… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс , Производитель: