Трагическая кончина мсье «Большие усы. Единственный в мире ледокольный газовоз Кто такой был де маржери

Вчера наш Президент принимал доклад с борта танкера-газовоза СПГ "Кристоф Де Маржери" об успешном приходе судна в только что построенный за полярным кругом порт Сабетта .

Под сплойером ссылки на посты блогеров писавших о появлении и строительстве этого порта:
Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Многие СМИ осветили это событие. Я лишь добавлю немного слов и изображений описывающих события, предшествующие торжеству.

Немного обидно за родной атомный ледокольный флот - ни порта, ни газовоза в порту не было бы без помощи атомных ледоколов. Справедливости ради надо сказать, что и строительство новых атомных ледоколов не было бы, не будь этого грандиозного проекта - "Ямал СПГ" .

Итак:27 марта 2017 года в кординатах 73 гр. 3 мин. СШ, 72 гр. 44 мин. ВД, в точно обозначенное время - 22.00 Мск, ледокол "50 лет Победы" начал проводку газовоза "Кристоф Де Маржери" на юг от Карского моря вглубь Обской губы.

2.

Многих удивляет название. Посему объясню - Кристоф Де Маржери был президентом французкского концерна "Total" и трагически погиб в ночь с 20 на 21 октября 2014 в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково», когда самолёт Dassault Falcon столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной.
20% проекта "Ямал СПГ" принадлежит концерну "Total". И во время санкционного бума, "Тоtal" под руководством Кристофа не отвернулся от этого проекта.
Отдавая дань уважения, было принято решение о наречении первого танкера из серии в 15 газовозов именем погибшего.
Про имена следующих танекров этого проекта я писал ранее -

Интересный факт - с появлением этой серии танкеров появилась и новая классификация типоразера - YAMALMAX
Попробую в картинках объяснить происхождение этого типоразмера.
Суда больших размеров строят, делят или приписывают по их габаритам к разным типам.
Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. (см. - Классификация размеров грузовых судов)
Так вот- порт Сабетта расположен на восточном побережье полуострова Ямал, путь к нему лежит по мелководному участку Обской губы, где глубины на фарватере были 9-10 метров.

а)

Газовзы для проекта "Ямал СПГ" имеют в грузу осадку 11,8 м. Для того, чтобы они могли пройти в порт, погрузиться и выйти на просторы океана, был прорыт канал шириной 290 м и длиной 26 морских миль (48 км). Он такой узкий, что на карте мелкого масштаба (а) его и не видно, посему ниже представляю карту рукотворного канала с контуром атомного ледокола, который имеет габариты скромнее газовоза, всего 160 м длиной, 30 м шириной. Но осадка у нас 11 м, поэтому мы тоже можем пересекать это мелководье лишь по каналу.
Этот канал и определил новый типоразмер - Yamalmax.

b)

Уже начало светать и мы, как раз втягиваемся с газовозом на канал.

3.

Ледокол сделал канал во льду, но идет сжатие. Большнство судов, которых мы водим, было бы зажато и остановилось. Но "Кристоф" имеет мощност 60 тыс. л.с и раздвигает разрушенный нами лёд, уверенно следуя за нами.

4.

5.

Последний поворот на строго прямой курс канала. Видно насколько газовоз шире ледокола (мы 30 м - газовоз - 50 м).
Это был первый, экспериментальный проход сложного по навигации и льду участка пути, поэтому был привлечен для подстраховки а/л "Вайгач".
Большие ледоколы типа "Арктика", к которым принадлежит а/л "50 лет Победы", не могут окалывать суда на канале. А у "Вайгача" осадка меньше, и он более вольготно ощущает себя на глубинах окружающих наш путь.
6.

Идем по каналу и тяжелым льдам.
7.

Но, последнее время дули благоприятные ветра, и на середине канал остался лишь молодой лёд, который "по зубам" не только такому гиганту. Посему "Вайгач" пошел на обгон, чтобы бежать на помощь другим нуждающимся в помощи ледокола.
8.

Мы тоже оставляем газовоз самостоятельно следовать в порт назначения. А сами бежим вперед. Но по дороге встречаемся с "Вайгачем" пересаживаем ему людей, передаем запчасти. (К сожалению не заснял этот процесс).
За это время "Кристоф Де Маржери" обогнал нас на счастье фотографу. Вторым помощником фотграфу оказалось Солнце, сделавшее небо голубым и подсвечивающее бока газовоза сквозь тучи.
Прошу прощения за нижепредставленную кучу - не мог удержаться и публикую много фотографий.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

А вот и порт Сабетта. Причал к которому предстоит швартоваться газовозу. Л/к "Москва" уже подготовил подходой канал, которым и мы воспользовались, чтобы полюбопытствовать.
16.

Торжественный момент - газовоз подходит к акватории порта.
17.

18.

Ледоколы стоят в сторонке и наблюдают за процессом.
19.

20.

21.

Газовоз медленно, величественно и осторожно проходит "ворота" порта. Это ледозащитные сооружения, защищающие порт от дрейфующих льдов Обской губы, а также и от течения реки.
Встречающие ледоколы грозными и протяжными гудками встречают того, ради которого и строился порт.

22.

Направляется к причалу.
23.

Все ближе
24.

и ближе.
25.

И вот он у причала - швартуется.
26.

Вечерело.
27.

А вот здесь немного видео с нашей

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» , заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа, впервые прибыл в порт Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) по северному морскому пути.

Ледопроходимость и маневренные качества первого и пока единственного танкера-газовоза для завода «Ямал СПГ» полностью подтвердили ледовые испытания, которые проходили с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых, ледокольному газовозу удалось превысить многие проектные показатели. «Кристоф де Маржери» доказал способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла). В прибрежном районе к западу от архипелага Норденшельда «Кристоф де Маржери» успешно преодолел кормой вперед торос высотой надо льдом 4,5 м , глубиной киля 12-15 м, площадью сечения 650 м ² .

Президент России дал старт первой загрузке танкера сжиженным газом завода "Ямал СПГ" >>

В порту Сабетта он завершает свой первый рейс по западной части Северного морского пути. В Сабетте экипаж танкера и портовики отработают процедуру захода в порт и швартовки. В сложных ледовых условиях и небольшой акватории порта это непросто, ведь длина газовоза составляет 300 метров.

Уникальный ледокольный газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» (Christophe de Margerie) ледового класса Arc7 - это первый из пятнадцати танкеров-газовозов «Совкомфлота»* для проекта «Ямал СПГ». Он способен работать при температурах до минус 52 градусов, м ощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. Она включает винторулевые колонки типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения кормой вперед, что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. При этом «Кристоф де Маржери»** стал первым в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».

«Кристоф де Маржери» преодолел Северный морской путь за рекордное время >>

Экипаж составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. Штатный офицерский состав газовоза включает 13 человек , каждый из которых обладает большим опытом арктического судоходства и дополнительно прошел специализированную подготовку в учебно-тренажерном центре «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге.

В ледовых испытаниях приняли участие представители судостроительной верфи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), ключевых поставщиков оборудования (в первую очередь ABB, производителя «Азиподов»), ведущих профильных научно-исследовательских и проектных организаций, как российских (Арктический и антарктический НИИ, Крыловский ГНЦ), так и международных (Aker Arctic Research Centre, Hamburg Ship Model Basin).

Во время первого захода в порт Сабетта газовоз также успешно осуществил тестовый проход по специально созданному морскому каналу - наиболее сложный в навигационном отношении участок Обской губы. Канал был проложен с целью преодоления крупнотоннажными судами бара (песчаной подводной отмели) при впадении Оби в Карское море. Уникальное для арктического бассейна инженерное сооружение планируется эксплуатировать в сложных условиях постоянного дрейфа льдов. Канал имеет глубину 15 м, ширину 295 м, длину 50 км.

Танкер был построен с учетом всех требований Полярного кодекса и отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы (SOx), на 80% оксидов азота (NOx) и на 15% углекислого газа (CO2).

Пятый танкер для завода "Ямал СПГ" >>

Для дальнейшей стоянки танкер будет перемещен на технологический причал, предназначенный для совершения грузовых операций по загрузке танкеров сжиженным природным газом, полученным на заводе по его переработке.

О проекте

Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» - совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%).

Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Стоимость проекта оценивается в 27 млрд долларов. Законтрактован практически весь объем - 96% будущего объема СПГ. Логистическая инфраструктура проекта «Ямал-СПГ» полностью завершена. В полную силу заработали два пункта пропуска - морской в порту Сабетта и воздушный в аэропорту Сабетта.

Ресурсная база

Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».

Новое ледокольное судно снабжения >>

На месторождении выполнен комплекс геологоразведочных работ, включающий сейсморазведочные работы МОГТ 2D, 3D, бурение поисково-оценочных и разведочных скважин, создание геологической и гидродинамической моделей месторождения. По результатам геологического и гидродинамического моделирования выполнена оценка запасов газа и газового конденсата, которая была одобрена Госкомиссией по запасам полезных ископаемых и подтверждена международным аудитором.

Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд м³ газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд м³ в год.

Кроме того, «Газпромом» на Тамбейской группе месторождений проведены комплексные геологоразведочные и сейсмические работы 3D на площади 2650 км ² , пробурены 14 поисково-разведочных скважин, и прирост запасов составил 4,1 трлн м ³ газа. Таким образом, запасы Тамбейского кластера составляют 6,7 трлн м ³ .

Ряд месторождений Тамбейской группы содержит так называемый жирный газ , который характеризуется высоким содержанием этана, и глубокая переработка компонентов жирного газа, без сомнения, повысит экономическую эффективность разработки всех запасов Тамбейской группы.

«Газпром» готов рассмотреть возможность создания совместных предприятий. В первую очередь ориентироваться будут на российские компании, которые уже обладают компетенциями в области сжижения газа, которые обладают опытом работы с запасами жирного газа. Скорее всего сотрудничать будут с ПАО «НОВАТЭК», которое недавно подписало рамочное соглашение с TechnipFMC, Linde AG и АО «Научно - исследовательский и проектный институт по переработке газа» (НИПИГАЗ).

Газпром готов начать морскую укладку газопровода «Турецкий поток» >>

Документ закрепляет основные условия сотрудничества по проектированию и дальнейшей реализации проектов СПГ-заводов на бетонном основании гравитационного типа в рамках «Арктик СПГ-2», а также последующих СПГ-проектов «НОВАТЭКа».

Также «НОВАТЭК» подписал лицензионное соглашение с компанией Linde AG на приобретение лицензии на технологию сжижения природного газа для проекта «Арктик СПГ-2».

Таким образом, российское предприятие получило уникальные компетенции при реализации проекта "Ямал СПГ", которые позволит оптимизировать выбор новой технологической концепции для будущих СПГ-проектов. Подписанные соглашения открывают дорогу для принятия решений по следующим арктическим СПГ-проектам и направлены на существенное улучшение их экономики, что позволит обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на любых мировых рынках.

Магистраль «Белкомур» даст возможность реализовать 40 крупных инвестпроектов >>

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения независимо от погодных условий.

Завод СПГ

Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.
В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.

В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.

Про «Шелковый путь» >>

После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация - отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа, предусмотрено строительство четырех резервуаров объемом 160 000 м³ каждый.

Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Поселок Сабетта

Поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является опорным пунктом Проекта «Ямал СПГ». В 80-х годах 20 века в Сабетте располагалась Тамбейская экспедиция разведочного бурения на нефть и газ.

В ходе реализации Проекта «Ямал СПГ» в поселке создана современная инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: склад хранения ГСМ, котельная, столовые, медпункт, баня, спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия. Возводятся дополнительные столовая, прачечная, пожарное депо, теплая стоянка для автомобилей, дополнительное жилье. Пиковое количество работников на стадии строительства Проекта – 15 000 человек.

Многофункциональный порт Сабетта строится в рамках Проекта «Ямал СПГ» на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

Границы морского порта в районе поселка Сабетта установлены распоряжением Правительства РФ № 242-р от 26 февраля 2013 г. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов России.

Порт строится в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап - строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. В настоящее время порт работает в круглогодичном режиме , принимает технологические и строительные грузы.
Основной этап строительства порта включает технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Готовность порта к принятию СПГ-танкеров будет обеспечена в 2017 году. За I квартал 2017 году в морском порту оформлено 17 международных заходов судов по Северному морскому пути, несмотря на то, что начало года считается самым сложным по ледовой обстановке.

В тундре на севере за Полярным кругом построен современный аэропорт, который соответствует всем международным стандартам. В I квартале 2017 года оформлено уже 16 воздушных международных рейсов из Бельгии, Китая, Шотландии и Южной Кореи. Для сравнения, за весь 2016 год было оформлено всего 11 международных рейсов. В начале марта самый северный аэропорт России Сабетта на берегу Карского моря впервые принял крупнейший самолет Ан-124 «Руслан» с грузом из Китая, на его борту были доставлены компоненты, предназначенные для строительства гигантского завода по сжижению газов «Ямал-СПГ», весом 67,67 тонны.

Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» - ООО «Международный аэропорт Сабетта».

«Газпром нефть» начала первый проект по изучению баженовской свиты в ЯНАО >>

* «Совкомфлот» работает в рамках первого субарктического проекта на сахалинском шельфе «Сахалин-1» с 2006 года. В 2008 году компания приступила к перевозкам сырой нефти в рамках арктического проекта «Варандей», который сейчас обслуживают три челночных танкера СКФ – «Василий Динков», «Капитан Готский», «Тимофей Гуженко». На 1 марта 2017 года они безопасно перевезли свыше 51 млн тонн варандейской нефти. В 2010-2011 годах после тщательной проработки вопроса с предприятиями Минтранса России, «Атомфлотом» и заинтересованными фрахтователями «Совкомфлот» организовал экспериментальные грузовые рейсы танкеров «СКФ Балтика» (дедвейт – 117,1 тыс. тонн) и «Владимир Тихонов» (дедвейт – 162,4 тыс. тонн) высокоширотными маршрутами. В период с 2010 по 2014 год судами ПАО «Совкомфлот» выполнено 16 высокоширотных рейсов, благодаря которым была доказана возможность коммерческого использования Севморпути в летнюю навигацию и освоен новый глубоководный маршрут севернее Новосибирских островов.

В 2014 году «Совкомфлот» начал перевозить сырую нефть с Приразломного месторождения (Печорское море), для обслуживания которого на петербургских «Адмиралтейских верфях» были построены два арктических челночных танкера СКФ – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». На конец марта этого года они перевезли 4 млн тонн арктической нефти.

Нефть Арктики >>

В конце осени 2016 года «Совкомфлот» приступил к перевозке нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для его обслуживания была специально разработана и построена серия из уникальных арктических челночных танкеров – «Штурман Альбанов», «Штурман Малыгин », «Штурман Овцын» высокого ледового класса Arc7, позволяющего преодолевать лед толщиной до 1,8 метров. Танкеры оснащены мощной пропульсивной установкой, состоящей из двух винторулевых колонок Azipod совокупной мощностью 22 МВт. К марту 2017 года танкеры перевезли 1,3 млн тонн новопортовской нефти.

** Состав флота СКФ пополнил уникальный ледокольный газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» ледового класса Arc7, построенный для проекта «Ямал СПГ» (Карское море). Это первый газовоз класса «Ямалмакс», аналогов которому не существует в мире. Судно было построено на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) (Южная Корея). Его спустили на воду в октябре 2016 г. Церемония имянаречения танкера ледового класса «Кристоф де Маржери», названного в честь погибшего главы французской компании Total, пройдет в июне в Санкт-Петербурге, сообщил глава Total Патрик Пуянне. Ориентировочная стоимость газовоза составляет порядка 290 млн долл.

Особенностью данного судна является его ледовый класс Arc7, применение 3-х ВРК типа Azipod, а также применение так называемой DAS концепции (Aker Arctic Technologies Inc.), в соответствии c которой судно может двигаться носом вперед по открытой воде и кормой вперед в ледовых условиях, тем самым осуществляя движение во льдах без помощи ледоколов. Судно имеет две полноценные ходовые рубки – для движения кормой и движения носом.

Дан старт "Турецкому потоку" >>

Оба ходовых мостика оборудованы навигационной системой ТРАНЗАС MFD , состоящей из 12 многофункциональных рабочих станций с полным комплектом основных приложений, включая картографическую навигационную информационную систему ЭКНИС, радиолокационную станцию Navi-Radar 4000, систему отображения навигационной информации Navi-Conning 4000, систему сигнального оповещения и отслеживания тревог BAMS, а также станцию планирования маршрута Navi-Planner 4000, позволяющую при минимальном участии судоводителя провести судно по заранее выбранному маршруту.

Оснащение судна выполнено в полном соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства (РМРС) и международного классификационного сообщества BV. Все оборудование разработано и протестировано на возможность эксплуатации круглогодично в суровых климатических условиях при температурах до -52° С.

Уникальность установленного Транзасом оборудования заключается в том, что все рабочие станции, расположенные как в носовом, так и в кормовом мостиках, интегрированы в единую комплексную систему с возможностью дублирования основных функций операционной деятельности судна для повышения безопасности судоходства. Это особенно важно в ходе эффективной реализации масштабного проекта «Ямал СПГ», для которого и предназначен танкер-газовоз СПГ «Кристоф де Маржери».

Арктические базы России Уникальное видео Арктики Высадка в Арктике мотострелков Земля Франца-Иосифа

«Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), успешно совершил первую швартовку к газовому терминалу в порту Сабетта (ЯНАО). Танкер ПАО «Совкомфлот» предназначен для обслуживания проекта «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы

30 марта в ходе прямого телемоста Архангельск - Сабетта Президент РФ Владимир Путин принял доклад капитана судна Сергея Зыбко об успешном завершении ледовых испытаний и первой швартовке к терминалу «Ямал СПГ» в порту Сабетта. Участие в торжественном мероприятии приняли Министр транспорта РФ Максим Соколов, Первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, президент концерна Total Патрик Пуянне, заместитель руководителя Государственного энергетического управления Китайской народной республики Ли Фаньжун, генеральный директор и председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.

«Хочу вас всех поздравить с сегодняшним событием – и российских участников, и наших иностранных партнеров. Заход танкера нового ледового класса – это большое событие в освоении Арктики. Так же, собственно говоря, как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер сегодня зашел, – порта, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля», – сказал в своем приветственном слове Владимир Путин.

«Хотел бы обратить внимание на то, что мы при освоении огромных богатств Арктики, конечно, исходим из главного принципа – не навредить – и из того, что экосистема этого региона очень чувствительна к любым вмешательствам человека. Но знаю, знаю наверняка, потому что знаком с вашей работой детально, знаю, что сам порт Сабетта, суда (первый из которых сегодня пришёл в этот порт, а всего их должно быть построено 15, в том числе с привлечением российских судостроителей) и сам способ добычи, затем транспортировки – все это построено на самых высоких технических, технологических и экологических стандартах», – подчеркнул Владимир Путин.

«Мне очень приятно отметить, что новое судно ледового класса, которое, по сути, аналогов в мире не имеет, названо в честь трагически ушедшего из жизни нашего большого друга, французского предпринимателя и бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери», – сказал в завершение своей речи Президент РФ.

По своим характеристикам ледокольный газовоз «Кристоф де Маржери» не имеет мировых аналогов. Ему присвоен ледовый класс Arc7 – самый высокий среди существующих транспортных судов. Газовоз способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра.«Кристоф де Маржери» может круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном. Ранее период летней навигации в акватории Севморпути ограничивался четырьмя месяцами и только при наличии ледокольного сопровождения.

Мощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. Это в полтора раза превышает мощность первого в мире атомного ледокола «Ленин» (32,4 МВт).

За один рейс судно способно перевезти 172 600 куб. метров СПГ – этого объема достаточно, чтобы на четыре недели полностью обеспечить газом такую страну как Швеция. Длина судна достигает 299 метров (высота Эйфелевой башни – 300 метров). Высота судна от киля до клотика – 60 метров (сравнимо с высотой 22-этажного дома).

Экипаж составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. Штатный офицерский состав газовоза включает 13 человек, каждый из которых обладает значительным опытом арктического судоходства и дополнительно прошел специализированную подготовку в учебно-тренажерном центре «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге.

«Строительство порта Сабетта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства и по своим масштабам является сегодня крупнейшим инфраструктурным проектом в мире, реализованным в арктических широтах. Общий объем инвестиций составляет 108 млрд руб., из которых 72 млрд руб. – это средства федерального бюджета, а треть – это частные инвестиции. Сейчас порт уже фактически работает в штатном режиме. <…> Реализация этого проекта в полном масштабе позволила не только осуществить строительство завода СПГ, но и упрочила позиции РФ в Арктике, послужила развитию Северного морского пути», – отметил Максим Соколов.

«Данный регион является богатейшим местом по своим запасам. Здесь возможно производить более 70 млн тонн СПГ. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15% по стоимости. Созданная инфраструктура поможет это осуществить в кратчайшие сроки», – подчеркнул Леонид Михельсон.

«Сегодняшнее события – результат кропотливой совместной работы компании «Совкомфлот», «НОВАТЭКа» и «Ямал СПГ», которая заняла около десяти лет. Проект такого масштаба и сложности потребовал глубокой проработки всех деталей. Это оправдано: Арктика не прощает спешки и непрофессионализма. Отправной точкой стали успешные проекты «Совкомфлота» в Баренцевом и Печорском морях, а также экспериментальные транзитные рейсы по Севморпути, которые «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» совместно провелив 2010-2011 годах при поддержке Минтранса РФ и «Атомфлота». Мы доказали, что использовать высокоширотные трассы в качестве транспортного коридора для крупнотоннажных судов не только технически возможно, но и экономически целесообразно. Эти результаты заложили основу для успешной реализации проекта «Ямал СПГ», которая была бы невозможна без эффективной и безопасной логистической схемы по морской транспортировке СПГ», – сказал Сергей Франк.

«Кристоф де Маржери» является пилотным судном серии из 15 газовозов, которые предполагается построить для обслуживания проекта «Ямал СПГ». Появление этого газовоза ознаменовало появление на рынке нового класса судов – «Ямалмакс».

Пропульсивная установка «Кристофа де Маржери» включает винторулевые колонки типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения кормой вперед (функция Double Acting Tanker, DAT), что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. При этом «Кристоф де Маржери» стал первым в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».

Ледопроходимость и маневренные качества нового судна полностью подтвердили ледовые испытания, которое состоялись с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых. В ходе испытаний судну удалось превысить целый ряд показателей:

Судно доказало способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла);

Радиус разворота судна во льду толщиной 1,7 метра составил 1760 метров при запланированных 3000 метрах.

В ледовых испытаниях приняли участие представители судостроительной верфи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), ключевых поставщиков оборудования (в первую очередь ABB, производителя «Азиподов»), ведущих профильных научно-исследовательских и проектных организаций, как российских (Арктический и антарктический НИИ, Крыловский ГНЦ), так и международных (Aker Arctic Research Centre, Hamburg Ship Model Basin).

Во время первого захода в порт Сабетта газовоз также успешно осуществил тестовый проход по специально созданному морскому каналу. Это наиболее сложный в навигационном отношении участок Обской губы. Канал был проложен с целью преодоления крупнотоннажными судами бара (песчаной подводной отмели) при впадении Оби в Карское море. Уникальное для арктического бассейна инженерное сооружение планируется эксплуатировать в сложных условиях постоянного дрейфа льдов. Канал имеет глубину 15 метров, ширину 295 метров, длину 50 км.

Танкер был построен с учетом всех требований Полярного кодекса и отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы (SOx), на 80% оксидов азота (NOx) и на 15% углекислого газа (CO 2).

Накладки и нестыковки. Официальные источники и версии.

В ночь на вторник в аэропорту «Внуково» при взлете разбился небольшой частный самолет Falcon-50, направлявшийся в Париж. По словам сотрудников воздушной гавани, пилоты не заметили снегоуборочную машину, «что привело к резкому снижению скорости и падению». Погибли все, кто был на борту - два пилота, стюардесса и единственный пассажир, глава крупнейшей французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

Источники в Следственном комитете сообщают , что сейчас отрабатываются четыре основные версии: ошибка пилотов, ошибка диспетчеров, неправильные действия водителя снегоуборочной машины, которая работала на взлетно-посадочной полосе и погодные условия - в эту ночь некоторые районы Московской области окутал туман.

Следствие сделало заявление о том, что водитель снегоуборочной машины Мартыненко В.П., по предварительному заключению, находился в состоянии алкогольного опьянения. Авиакатастрофа во "Внуково" произошла из-за столкновения крыла частного самолета Falcon-50 со снегоуборщиком, который по данным СМИ "оказался на пересечении двух полос, куда доступ был запрещен". "Капитан воздушного судна принял решение попытаться успеть взлететь. Однако для взлета не хватило скорости. Бизнес-джет передней стойкой шасси зацепился за снегоуборочную машину, после чего произошла катастрофа", - отмечают источники различных СМИ, знакомые с подробностями авиакатастрофы.


Но, по сообщению адвокатов и служб аэропорта, водитель Мартыненко, имел большой опыт и стаж работы, а также был абсолютно трезв. Также, согласно обязательной инструкции, перед рабочей сменой он прошел медосмотр, что зафиксировано врачом в журнале, на основании чего получил у механика путевой журнал и приступил к работе.

Однако, вскоре СК РФ опубликовал на своем сайте видеозапись с места авиакатастрофы и заявил "очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта".

Речевой и параметрический бортовые самописцы «Фалькона» изъяты и ожидают прилета в Москву французских следователей, которые также будут работать совместно со Следственным комитетом.

Крушение во Внуково частного самолета бизнес-класса Falcon с главой компании Total на борту, сейчас активно обсуждают на авиационных форумах, где анонимно общаются действующие сотрудники аэропортов и авиакомпаний. «Фалкон» зацепил стойкой шасси именно уже после отрыва от земли, - пишет пользователь сайта forumavia.ru под ником Warpik. - По внутренней связи сообщили взлет борта и через примерно 5-10 минут дали отмену в связи с катастрофой. Очевидец, работающий в этот момент на перроне, сначала услышал сильный хлопок, обернувшись, увидел падение и очень сильное пламя. Пожарные приехали минут через 5. Взрыв был достаточно сильный. Во всяком случае, в старом терминале слышно было очень хорошо, тряхануло прилично».

«На посадку в этот момент практически никто не заходил. Но из тех, кто заходил - ни одного бизнеса», - уточнил FAVT. Еще один анонимный специалист Seattle, задается вопросом: «Сюрреализм какой-то. Аэропорт, туман ночь, одинокая машина чистит какой-то снег, впп чистая… Это что, с любым ВС возможно?".

В итоге одна нестыковка наслаивается на другую. Странная катастрофа, случившаяся именно с «Фалконом» президента нефтяной компании Total Кристофом де Маржери, вызывает слишком много вопросов, на которые нет ответов. Пока нет.

Для справки : Total - четвертая в мире нефтегазовая компания. Работает в 130 странах. Выручка в 2013 году - 189,5 млрд евро, чистая прибыль - 10,7 млрд евро. Ежедневная добыча нефти и газа - 2,3 млн баррелей. .Капитализация - 168,7 млрд долл. В России с 1991 года. Добыча в России - 207 тысяч баррелей в сутки.

Что заявлял и делал Кристоф Де Марджери

Де Маржери был, наверное, едва ли не самым последовательным сторонником сохранения отношений с Россией и противником введения против нее санкций. В частности, когда в мае многие компании не приехали на Петербургский экономический форум, он демонстративно приехал, заявив, что отказ от визита был бы антироссийским поступком.

Как только против России стали вводить санкции, де Маржери выступил с осуждением этой политики. По его мнению, Европе не надо следовать в фарватере решений США, потому что отношения ЕС и России куда более прочные, чем России и США. Он публично заявлял: «Я верю в мудрость и ответственность людей. В глобальной экономике нельзя просто сказать: я прекращаю работать в России, в Ираке или где-то еще. Россия не окажется в изоляции, даже если не останется никаких связей с Европой. Люди должны понимать, что эмбарго не работает ».


Также Де Маржери был против ограничений поставок российского газа в Европу. Напомним , что на волне антироссийской истерии среди политиков ЕС звучали и такие требования. Утверждалось, что уровень европейских технологий вполне позволяет поставки существенно ограничить. «Если поставки газа из России на европейский рынок прекратятся, то Европе придется дороже платить за газ, покупая его в более отдаленных регионах и с более сложной доставкой, - говорил он, - Совершенно очевидно, что зимой, как только похолодает, у нас возникнут проблемы, если поставки будут сокращены. Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ «нет». Надо ли стремиться выживать без него? Ответ тоже «нет ».

И этим летом де Маржери сделал самое крамольное, по мнению США, заявление. Он выступил против доминирования долларов в международных расчетах . Тема, которая на руку России - в нашей стране есть пока еще не реализованные планы заставить покупателей наших ресурсов платить за них в рублях, чтобы укрепить рубль. «Нет причины, по которой платить за нефть необходимо именно долларами, -говорил тогда де Маржери, - Совсем отказаться от американской валюты не получится, однако было бы замечательно, если бы евро использовалось чаще. Доллар занимает слишком значительную нишу в международных нефтегазовых расчётах. То, что цена на основные мировые марки нефти устанавливается в долларах за баррель, не является поводом проводить расчёты именно в этой валюте. Не существует никаких причин рассчитываться за углеводородное сырьё в национальной валюте Соединённых Штатов ».

Маржери искренне считал и неоднократно заявлял о том, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. А в последние месяцы Кристоф де Маржери активно лоббировал поставку в Россию «Мистралей» .

А это последняя фраза в жизни, которую произнес публично глава компании Total Кристоф-Габриэль-Жан-Мария Жакин де Маржери: «У России много друзей и партнеров на Западе. Мы не считаем, что Россию можно изолировать от основных глобальных экономических и политических процессов. Я совершенно уверен, что политика открытости, которая в прошлом помогла нам преодолеть столько препятствий, должна продолжаться ».

Так кому же мешал президент Total ?

Помните знаменитую и безотказно работающую формулировку «кому выгодно?». Она не срабатывает только при варианте роковой случайности, но в трагедии с гибелью Марджери слишком уж странных много совпадений, выстраивающихся в единый ряд и по сути отодвигающие на второй план процент случайности.

Вот такие совпадения: Это, в первую очередь, заявления и активные действия главы Total Марджери, шедшие в полный разрез с основополагающей линией США, как в отношении антироссийских санкций, так и (самое главное!) утверждение о «необязательности платить за нефть именно долларами». Это и место катастрофы - Москва, являющаяся столицей «империи зла», находящейся где-то между лихорадкой Эбола и исламскими террористами. Это и «отличное» время - как раз в день встречи Марджери с российским премьером Дмитрием Медведевым, где глава Total заявил «Я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии ». Это и некая схожесть произошедшего с символическим намеком всем остальным мировым лидерами бизнеса (и не только бизнеса), поддерживающим Россию. Намеком на то, что не стоит спать спокойно при таком мировоззрении, идущим в разрез с действиями и принципами «Великой Державы США». Могут же и несчастные случаи произойти. По совершенно случайному стечению обстоятельств.

Я не берусь утверждать, что версия умышленного убийства Кристофа де Марджери, совершенного в интересах США, имеет сейчас какие-либо прямые доказательства. И это даже не версия, а просто ряд очевидных событий и фактов, которые выстраиваются в вполне логичную цепь и исключают нагромождение якобы случайных совпадений.

А как такое можно было осуществить? С многолетним опытом американских спецслужб возможно провести мероприятие и посерьезней, чем уничтожение главы крупной компании в третьей стране. И вариантов имеется достаточно - от подкупа или шантажа через массу посредников любого участника событий, до внедрения во всевозможные сети и сигналы внутренней связи, включая, как человеческий фактор, так и технические новшества, о которых остальной мир пока еще не знает или только догадывается. Но похоже, что настоящего ответа на вопрос «Кто убил де Марджери?» мы, скорее всего, не узнаем. Никогда.

    1. Исполнительный директор нефтегазовой компании Total с годовой выручкой 170 миллиардов евро и чистой прибылью 8 миллиардов. Работал в компании на разных должностях с 1974 года. Годовой доход самого Кристофа де Маржери составлял 3 миллиона евро (согласно Forbes, 2012 год).

    2. Внук Пьера Теттенже, основателя знаменитого дома шампанского Taittinger. При этом сам к шампанскому был равнодушен, зато, по данным журналистов Forbes, любил водку и виски.

    3. Имел прозвище Mr Moustache (мистер Усы).

    4. В 2006-м был задержан по подозрению в подкупе иракских чиновников. По мнению французской полиции, компания Total пыталась работать с иракскими месторождениями в обход международного эмбарго.

    5. В 2007 году был вновь задержан. Ему предъявили обвинения в «подкупе иностранных официальных лиц» и «злоупотреблении активами компании». По мнению следствия, де Маржери подкупал чиновников Ирана, пытаясь получить доступ к месторождению Южный Парс.

    6. Третий раз попал в полицию в 2013 году. Компанию Total и лично Маржери обвинили в сознательной покупке иракской нефти, которую режим Хуссейна продавал заинтересованным лицам в обмен на их влияние на французское правительство.

    7. Осудил санкции Евросоюза против России. «Я как предприниматель выступаю за то, чтобы санкции не пошли по нарастающей с обеих сторон, за то, чтобы экономика оставалась в стороне от политики», — заявил де Маржери на встрече с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным.

    8. За месяц до гибели де Маржери его компания приостановила сотрудничество с «Лукойлом» по разработке месторождений в Западной Сибири из-за антироссийских санкций. Соглашение о сотрудничестве было подписано в мае этого года. Тогда «Лукойл» и Total поделили долю: 51 процент российской компании и 49 процентов французской. Второй крупный проект Total в России — «Ямал СПГ», который стоит 27 миллиардов долларов, — остался в силе. «Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ — нет. Есть ли причины жить без него?— Я думаю, тоже нет».

    9. Маржери искренне считал, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. В последние месяцы Кристоф де Маржери лоббировал поставку в Россию «Мистралей».

    10. В день смерти он возвращался с заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ. Там он встречался с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем. На заседании он произнес следующую речь: «Мы в принципе против санкций. Я говорю это снова и снова. Вам это известно. И это не добавляет мне популярности в собственной стране: меня часто обвиняют, что мы преследуем узкие корыстные интересы. На самом деле я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Напротив, мы считаем, что политические противоречия требуют политических решений. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии». (Полный текст выступления опубликован в «Ведомостях » )

    , нефтегазовый аналитик, глава компании Premium Engineering:

    Кристоф де Маржери последовательно выступал за сотрудничество с Россией, благодаря чему Total участвует во многих знаковых для России проектах, например, разработка баженовской свиты. Когда геополитическая ситуация в мире осложнилась и Европа и США стали давить на Россию санкциями, позиция Кристофа не изменилась: Total продолжил сотрудничество с Россией, понимая, что это важный источник наращивания запасов. Сейчас сложно говорить о том, как изменится внутренняя политика Total, но Франция очень аккуратно и настороженно относится к санкциям, поэтому можно надеяться, что общая стратегия концерна сохранится и с появлением нового руководителя.

    Михаил Крутихин, главный редактор еженедельника The Russian Energy:

    Пример последовательного сотрудничества Маржери с Россией очень красноречив. В свое время один из депутатов германского парламента на конференции в Вашингтоне говорил: «Если вы хотите иметь крупный проект в России, вам необходимо, чтобы совпали два условия: вы должны быть такими же большими, как концерн Volkswagen, и еще вы должны быть другом Владимира Путина.» Эти два условия - и личность Кристофа де Маржери, и размер концерна Total - сыграли свою большую роль в том, что проекты французской компании продвигаются в России.

    Вся работа Total в России стала следствием энтузиазма Кристофа де Маржери в его отношениях и с российской властью, и с российским инвестиционным климатом. Во французских компаниях роль президента и председателя правления не меньше, чем у совета директоров, на которых лежит функция принятия стратегических решений. Сейчас есть риск того, что стратегия Марджери не сохранится: все будет зависеть от того, кого совет директоров назначит новым руководителем.

    , нефтегазовый аналитик, партнер компании «Greenwich Capital»:

    Кристоф де Маржери внес огромный вклад в развитие отношений Total и российских энергетических компаний. Его стратегия сотрудничества началась задолго до политики санкций, но даже в этих условиях Total не ушел из России. Европейские компании более расположены работать в России, чем американские, поэтому Total продолжит сотрудничество с изменением руководства концерна. Отношения крупнейших компаний строятся далеко не на позиции одного единственного руководителя, за главой концерна стоит сложный аппарат, который уже не первый год занят налаживанием системы взаимодействия с Россией. Поэтому Total сохранит свою стратегию сотрудничества.