Стихотворение "двусмысленная слава" северянин игорь. В. Рожденственский. «Игорь Северянин Двусмысленная слава северянин анализ

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо, —
Не по таланту своему, —

А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.

Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.

Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали «pastilles»!

Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.

Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, —
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. С. Б. Ф. Слава богу! Слава богу! Что я знал беду и тревогу! Слава богу, слава богу — Было круто, а не отлого! Слава богу! Ведь все, что было, Все,...
  2. Слава тебе Аполлон, слава! Сердце мое великой любовью полно Вот я сижу молодой и рокочут дубравы Зреют плоды наливные и день голосит! Жизнь полюбил не страшны мне вино и отравы...
  3. Чудесней сказок и баллад Явленья жизни повседневной — И пусть их за мечтой-царевной Поэты-рыцари спешат! А мне милей волшебных роз Пыльца на придорожной травке, Церквей сияющие главки И вздохи буйные...
  4. Медовухи дали с пеной, угостили калачом… Расскажи, старик степенный, как же стал ты толмачом? От рожденья аль усидки, али мало было дел? Одолел язык персидский и китайский одолел? Вот тебе...
  5. Хотя б прислал письмо ошибкой Из дальней дали кто-нибудь. Хотя бы женщина улыбкой Меня сумела обмануть,- Чтоб снова в смуглом, стройном теле Я видел солнца свет и власть, Чтоб в...
  6. Свободе мы несем дары и благовонья, Победой кормим мы грядущую молву, И мило нам валов огромных бушеванье. Победе — песни, но для пораженья Презрительно мы скупы на слова. Татарский хан...
  7. Когда, скажи, в степи уральской, под черепицей ладных крыш, запахла хлебом и закваской станица с именем — Париж? И все мы спрашивали в детстве, с каких времен, с каких былин...
  8. Я хожу широким шагом, стукну в дверь, так будет слышно, крупным почерком пишу. Приглядел бы ты за мною, как бы там чего не вышло,- я, почти что не краснея, на...
  9. Далеко-далеко от меня Кто-то весело песню поет. И хотел бы провторить ей я, Да разбитая грудь не дает. Тщетно рвется душа до нее, Ищет звуков подобных в груди, Потому что...
  10. Пусть слава подойдет к столу, — За нею гнаться я не буду, В стихах не буду бить посуду, Чтоб прогреметь на всю страну. Пусть слава подойдет к столу, — Хочу...
  11. Вот, слава богу, я опять спокоен: Покинула меня тяжелая хандра; Я снова стал доступен для добра, И верить и любить я снова стал достоин. Охотно руку протяну врагу, Скажу охотно:...
  12. Блестящий призрак, дщерь химеры, Честолюбивых душ кумир! С какой волшебной льешь ты сферы Свои лучи на целый мир? Ты блеском солнце помрачаешь, Пречудные дела рождаешь Волшебным прутом ты своим; Коснешься...
Вы сейчас читаете стих Двусмысленная слава, поэта Северянин Игорь

В начале 20 века Игорь Северянин снискал для себя славу скандального поэта, который презирает все условности и каноны. Действительно, он вел себя не как типичный литератор, чем шокировал своих собратьев по перу. В свою очередь, стихи Северянина эпатировали публику, вызывая самые противоречивые чувства. Начнем с того, что публиковал их поэт за собственный счет, так как ни одно издательство не желало связываться со странным молодым человеком, отрыто называвшим себя гением. Тема гениальность красным пунктиром проходила и через все произведения Игоря Северянина, который был искренне убежден в том, что его время еще не настало. Поэт оказался прав, так как признание к нему пришло лишь в 1913 году, когда литературный мир уже свыкся с идеями футуризма. Тем не менее, поэт еще долго подвергался нападкам различных критиков, которые обвиняли его в коверканье слов и пренебрежении устоявшимися догмами стихосложения.

Чтобы пресечь дальнейшие пересуды и дать ответ сразу все злопыхателям, в 1918 году Игорь Северянин написал стихотворение «Двусмысленная слава». Само название этого произведения говорит о том, что поэт очень четко осознавал свое место в и современной литературе, и в обществе. Он... понимал, что существуют подлинные почитатели его таланта, которых довольно много. Однако подавляющая масса обывателей просто обожает муссировать слухи, которыми личность поэта обрастает не по дням, а по часам. Объясняет Северянин это достаточно просто, утверждая, что есть «явный вызов условностям – в моих стихах». Действительно, творчество этого поэта носит двойственный характер, его можно трактовать по-разному, что и делают читатели. Поэту же доставляет огромное удовольствие наблюдать за этим процессом, видя, как люди навешивают на него всевозможные ярлыки, мерилом для которых является их собственная распущенность.

«Во мне выискивали пошлость», — отмечает Игорь Северянин, подчеркивая при этом, что общается с читателями на их языке, привычном и доступном. Кроме этого, поэт дает отповедь всем тем, кто обвиняет его в смешении стилей, так как именно это и является «изюминкой» его стихов. «Мои двусмысленные темы – двусмысленны по существу», — заявляет поэт. При этом он с легкостью отвергает все законы стихосложения. Так как относится к собственному творчеству без напыщенности и трепета. «Ирония – вот мой канон», — подчеркивает автор, намекая на то, что его стихи можно трактовать как пощечину общественному мнению.

Моя двусмысленная слава…

Сценарий литературно-музыкального вечера

(К 120 летию со дня рождения Игоря Северянина)

В центре зала на рояле портрет известного поэта Серебряного века Игоря Северянина. Подсвечник, цветы расположены у портрета. Стулья расположены максимально близко к роялю, создавая тем самым камерную обстановку. У рояля расположился экран для демонстрации документальных снимков, видеопрезентации, посвященной биографии поэта. Звучит классическая музыка (в записи). Публика и артисты занимают свои места. Выходит пианист. Звучит произведение Шопена «Ноктюрн». Ведущая минуту позже выходит на сцену.

Ведущая (под музыку):

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады нашей новой встрече в литературной гостиной! Россия начала XX века подарила миру Серебряный век и с ним - поэзию эмоций, символов и пророчеств. Много ярких звезд сияло на небосводе Серебряного века. Одна из них — Игорь - Северянин, сам себя провозгласивший гением и признанный поклонниками Королем поэтов. Его перу принадлежат стихи столь разные, что порой кажется, что они не могут быть написаны одним человеком. Лирические сонеты, полные иронии и пародийности "поэзы", исполненные романтичной мечтательности "грёзофарсы"… наверное, любой почитатель поэзии, какими бы ни были его поэтические пристрастия, может найти в стихах Северянина то, что станет отражением его чувств и мыслей. Давайте же откроем нашу встречу стихами поэта.

Чтец исполняет стихотворение Игоря Северянина

Музыкальный номер (танец«Чарльстон»)

Ведущая:

Так, кто же такой был Игорь Северянин? Почему именно он, а не кто-то другой получил почетное звание «Король Поэтов»?

Обратимся к интересным фактам из его жизни. На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. Игорь Васильевич Лотарев, таково настоящее имя поэта, родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А.Фет (1820-1892), а еще нити родства связывали его со знаменитым историком Н.М.Карамзиным. В 1896 г. родители развелись и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец. А после смерти отца, в 1904 г., поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища.

Стихи Северянин начал писать в 8 лет. Но, ни детские, ни юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908, «Интуитивные краски», 1908, «Колье принцессы» 1910, «Электрические стихи», 1910, и др.).

Придумать псевдоним Лотареву помог его учитель и наставник, поэт Константин Фофанов. Впервые псевдоним появился на обложке брошюры 1908 года «Зарницы мысли». Причем интересно, что поэт настаивал на написании псевдонима «Игорь-Северянин » через дефис, так как для него Северянин было вторым именем, а не фамилией. По одной из версий псевдоним Северянин подчеркивает «северное» происхождение поэта. Кроме этого, в юности у Лотарева были и другие псевдонимы - «Мимоза», «Игла» и «Граф Евграф Д" Аксанграф».

Слава к Северянину пришла в сентябре 1909 года. Один журналист прочел Льву Толстому эротический триолет 22-летнего поэта:

«Вонзите штопор в упругость пробки,

И взоры женщин не будут робки!»

Ярость графа была безгранична: «Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке». Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. С тех пор и до настоящего времени стало хорошим тоном для критики ругать Игоря Северянина . А читатели знали и знают: раз ругают, значит, надо читать. Не прошло и полугода после стиха, взволновавшего Льва Толстого и возбудившего всю страну, как появился новый шедевр:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Стоит ли удивляться, что в стане противников тут же нашлись талантливые подражатели. Невозможно удержаться, чтобы не прочитать замечательную пародию современника И.Северянина поэта А.Ширяевца, абсолютно точно передающую ритм и интонацию северянинского стиха:

Это было у сквера, где едят простоквашу,

Где фруктовые воды, это было вчера.

Там мне молвила Глаша: "О, клянусь, буду ваша!

И клянусь, что мамаша моя очень добра!"

Но причем здесь мамаша? - Я промолвил бледнея.

Ах, нельзя ль без мамаши - я поэт и эстет!

Но ответила Глаша: "Без мамаши не смею.

Буду ваша с мамашей, без мамаши же - нет!"

И ушла не простившись, не доев простокваши,

И меня до рассвета угнетала хандра.

Я хотел по декрету, без попов, без мамаши.

Так расстался я с Глашей. Это было вчера.

Музыкальный номер (танец «Матчиш»)

Ведущая:

Хотя поэт дожил в эмиграции до 1941 года, его поэтический Серебряный век умещается всего в 9 лет - с 1909-го до начала 1918-го. В 1911 году, чтобы закрепить успех, а, возможно, и с целью создать теоретическую базу своему поэтическому творчеству, идейной и содержательной основой которого являлось самое обычное противопоставление поэта толпе, Северянин основывает в Петербурге кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

А чуть позже, в январе 1912 года, в Петербурге создается «Академия эгопоэзии», под крышей которой вокруг своего лидера И.Северянина объединяются еще не имевшие литературного опыта Г.Иванов, К.Олимпов и Грааль-Арельский. Ими был выпущен манифест Вселенского эгофутуризма под громким названием «Скрижали эгопоэзии». Впрочем, течение просуществовало совсем недолго. Между «Прологом эгофутуризма» и его «Эпилогом» прошел всего лишь год. После ожесточенной полемики отцы-основатели Олимпов и Северянин, наговорив друг другу множество неприятных слов, разошлись; затем публично отреклись от «Академии» Грааль-Арельский и Г.Иванов…Справедливости ради надо сказать, что кроме Игоря Северянина это течение не дало ни одного сколько-нибудь яркого поэта.

В эти годы слава Северянина воистину граничила с идолопоклонством. Поэтические вечера ломились от восторженно публики, сборники стихов выпускались огромными тиражами и расхватывались, как горячие пирожки. Особый успех принесли Северянину его «поэзоконцерты», с которыми он объездил чуть ли не всю Россию, а после эмиграции выступал в Европе. Сборник его стихов «Громокипящий кубок», который сопроводил восторженным предисловием Федор Сологуб, завоевал небывалое признание читателей и выдержал с 1913 по 1915 год девять изданий!

На некоторое время Северянин объединился с кубофутуристами (Маяковским, Д.Бурлюком и Каменским), к которым присоединился во время их турне по городам юга России в 1914 г. и принимал участие в их выступлениях в Крыму. Но Северянин и Маяковский - воистину лед и пламя, стоит ли удивляться, что союз был весьма и весьма недолгим! Последней каплей в отношениях двух поэтов стала дата 27 февраля 1918 года. На выборах короля поэтов в Москве, в Политехническом, первое место получил Северянин. Вторым был Маяковский, третье досталось К.Бальмонту. И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля".

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Я так велик и так уверен

В себе - настолько убежден,

Что всех прощу и каждой вере

Отдам почтительно поклон...

...Я избран королем поэтов, -

Да будет подданным светло!

1918

Музыкальный номер. О. Подворчан «Мне нравится» (М.Цветаева, М.Таривердиев)

Ведущая:

В начале 1918 года вместе с больной матерью Игорь Северянин выезжает из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла. В феврале 1920 года Эстония объявляет себя самостоятельной республикой. Поэт оказался по ту сторону российской границы. Долгие годы его не оставляет тоска по родине. "Я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник", - говорил о себе И.Северянин.

В 1921 году в Тойла Северянин женится на дочери местного плотника Фелисе Круут - статной, сероглазой девушке. Хорошо начитанная, она сама писала стихи и помогала поэту с переводами с эстонского языка. Женитьба окончательно связывает Северянина с Тойла. Поэт полюбил залитые солнцем окрестные луга, высокие сосны, берег, с которого открывается прекрасный вид на море. Истинный рыболов, он часами удил на реке и на озерах.

С Фелиссой они прожили вместе 15 лет. Ей он посвятил свои лучшие любовные стихи.

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья
Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижешь в жертву моде.

Но в 1935 году Северянин расстается со своей возлюбленной и уезжает из Тойла. У него новая спутница жизни - Вера Борисовна Коренди, молодая учительница гимназии. Увлечение длилось недолго. Понимая, какую ошибку он совершил, поэт пытается вернуться к жене, пишет ей: «Смертельно тоскую по тебе… Не отвергай, Фелисса: все в твоих руках — и мое творчество, и мой покой, и моя безоблачная радость». Однако, Фелисса не простила его.

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. ». Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.

Он как-то приезжал в Париж. Ему устроили вечер, где он читал простые и грустные стихи: «У меня голубая лодка, у меня поэтесса жена. Последнее кончалось словами: «Так каково быть поэтом На вашей жестокой земле…»

Для поэта наступили трудные годы. Он много выстрадал за пределами Родины. В письмах той поры Северянин постоянно жалуется на отсутствие денег, на долги, на полное одиночество. Он умер 20 декабря 1941 года в оккупированном немцами Таллине, в нищете и безвестности, вдали от родины. Ему шел только 55-й год.

Остались стихи, будто эпитафия:

Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых,
И похоронят (..как Суворова..)
Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади
Век даст мотор для катафалка.
На гроб букеты вы положите:
Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины,
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно,
Осветит лица милосердье,
И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!

Музыкальный номер (романс «Белой акации гроздья душистые»)

Ведущий :

Кокетливый и нежный эгофутурист, певец куртизанок, он остался, как здания в стиле ар-нуво, чудом сохранившиеся до сих пор. Россия не ошиблась, выбрав его королем поэтов. Маяковский - трибун, Блок - пророк, а Северянин - просто король. Читая его стихи, люди, пусть ненадолго, всего-то лет на девять, почувствовали себя не подданными, а королями.

Музыкальный номер (танец «Танго»)

По окончании вечера все участники выходят на сцену. Представление участников.

В разделе на вопрос Бывает ли слава двусмысленной? заданный автором Владимир Поболь лучший ответ это Он же объяснил в начале стихотворения, какую двусмысленность имел в виду:
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо, -
Не по таланту своему, -
А потому, что явный вызов
Условностям - в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
Он имеет в виду двусмысленность своей славы "короля поэтов" , короля эпатажа. Эгофутуризм далеко не все понимали и признавали, как и эпатаж. Стихотворение "Я, гений Игорь Северянин... " наделало шума. Как только его не обзывали! И самозванцем, и выскочкой, и "обывателем в фуражке". Говорили, что его стихи не понять русскому человеку. Понять- не понять, а после его концертов люди шли и повторяли непонятные, но красивые строки: "Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! " И распевали их, и были счастливы. Значит, был у него "недвусмысленный " талант, Гумилёв не зря называл его поэтом милостью Божьей. А вот Бальмонт и Маяковский проиграли конкурс на короля поэтов, потому и злобствовали.
Его слава и впрямь двусмысленна: с одной стороны - любимец, кумир салонов, с другой стороны - известный скандалами эпатирующий эгофутурист:
Каждая строчка- пощёчина.
Голос мой-сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
на мировой резонанс.
Почти Маяковский.
Но есть и элегия "Классические розы", сборник "Громокипящий кубок".
Есть красивая жизнь, а есть пародия на красивую жизнь. И всё это- Северянин. Действительно двусмысленная слава.