Спил капа. Березовый сувель. Материалы для вываривания и сушки

Обработка капа (Г. Федотов)

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами - чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.


Кировская обл. Изделие из капа. Ваза "Волна". Авт. М. Мерцалова

Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигородского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Башкирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Башкирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое- втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым капом, а у корня - капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на круговые, опоясывающие ствол, и боковые, растущие сбоку.

Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.

Очень часто капы путают с другими наростами - с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по "спящим" почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некоторых бугорков могут прорастать тонкие веточки - "проснувшиеся" почки.

На срезе текстурный рисунок капа - это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы заинтересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза - с разрешения кладовщика, конечно.

Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнаружить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плоскость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.

Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ - проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д. Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В результате пропарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттенков - от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.

Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия - некоторые из них показаны на рисунках.

Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки - они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой - сперва крупной, потом мелкой.

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа - это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и шахматы и пудреницы, чернильные приборы и Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.
Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма ответственной операцией является изготовление деревянных шарниров. Этот этап требует точного формирования закругленных шипов и пазов на краях крышки и корпуса изделия. Шарниры должны стыковаться плотно и точно. Еще одной сложной операцией является высверливание отверстий. В деревянных шарнирах это легче всего сделать стальной тонкой проволокой. На следующем этапе в шкатулку врезается замочек. Изделие практически готово. Его следует только прошпаклевать, основательно высушить и покрыть поверхности щелочным лаком. После завершения этих работ шкатулку обрабатывают политурой и протирают спиртом. Полируют изделие до тех пор, пока дерево не приобретет и пока ярко не заиграют все прожилки его удивительной текстуры.

Украшение для трости

Используя кап, можно сделать своими руками великолепный подарок для пожилого человека. Работа может быть выполнена даже новичком. На трубку или металлический стержень следует попеременно надеть полые цилиндрики, которые предварительно вытачивают из березового капокорня. Детали должны быть плотно подогнаны друг к другу, создавая впечатление единого целого. Венчать такую трость может резная или гладкая ручка из березы.

Чаша из капа

Из деревянных наростов могут быть изготовлены различные сувениры. Популярными изделиями из капа являются декоративные чаши. Из немного сырого материала делается грубая заготовка. Далее болванка оставляется на просушку. Если в ней образовываются мелкие трещинки, то они смазываются клеем ПВА. После окончательной просушки изделию придается необходимая форма, оно шлифуется, полируется и покрывается лаком.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Кап

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же "ведьмин веник ") — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, — даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы... Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).


(свиль ) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. "Витая структура",

Это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа ; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

— это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обе гал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

  1. Если нарост является "стволообъемлющим" или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.
  2. Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.
  3. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.

Сушка

Итак, как сушить? Методом "запаривания". Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

  1. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

  2. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  3. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смо лы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  4. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  5. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  6. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  7. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!
  8. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ""ривыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  9. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.
  10. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  11. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет", что называется, проявиться вся его внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

brek-45 14-04-2012 23:03

нашел 2 березы сантиметров 45 в диаметре каждая с каповыми наростами в круг ими покрыты на высоту метров 6-7 и растут с одного комля тоже каповый примерно метра полтора в диаметре не сувель точно покрыты какбы почками один внизу отпилил жаль фотика с собой небыло дабы показать всю картину дома сфотал то что отпилил. вопрос как все првильно распилить поскольку никогда раньше этим не занимался. попробую залить фото может ганза примет

brek-45 15-04-2012 12:00

ну неужели ни кто незнает как правильно распилить? то ли сначала на чурки да и сушить либо эти чурки пополам в длину на сырую можно или просто наросты от ствола отпилить как я с одним поступил а комель просто на части как придется?

Scunc 15-04-2012 12:42

а тут не угадаеш,лотерея это.

Шухер 15-04-2012 01:24

quote: ну неужели ни кто незнает как правильно распилить?

хлеб резал когда-нибудь? Откуда начинаешь резать, с середины? Ну а чо тогда спрашиваешь??

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:06

Скажу по собственному опыту - лично я бы начал с удаления коры. Потому что после её удаления, взгляд на то, как именно стОит начать резать, может ОЧЕНЬ СИЛЬНО измениться.

Шухер 15-04-2012 02:20

Сань её хрен отделишь пока не сваришь. Каструльке ма такой нет...
"дохтор сказал "резать!" значит резать!")))
Вдоль её вдоль! Поперёк!

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:33

quote: Сань её хрен отделишь пока не сваришь.

Володь, всё прекрасно отделяется! Небольшой заточенный ломик, типа зубила или керна, молоток и ножик поувесистей. Тем более, что спилена она в период сокодвижения. Вполне нормально должна сойти.
Да и не надо её прям всю в чистую сдирать. Достаточно понять, где под корой дрова, а где пустоты, этой корой заполненные.

До обдирки коры это выглядело как практически идеальное полушарие

Шухер 15-04-2012 02:40

Сань предлагаю компромисс - нехрен с ней церемониться! Чего это за невидаль такая - кусь дров. Токма проблемы себе создаёте. Ты выкроишь себе лишних пару сантимов и потом сам же их отрежешь или спилишь в изделии.
Совсем другое дело если из этого куся вазу резать - то да можно и заморочиться.

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:45

Шухер 15-04-2012 02:56

Всё равно почки срезать до самого мяса.

brek-45 15-04-2012 08:12

всем спасибо особенно комраду с ником шухер с этим куском понятно,но вопрос больше волнует как с остальным поступить толи также посрезать или лучше на чурки да домой под крышу пусть сохнут или эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить

Dago 15-04-2012 10:50

Спилить и сварить. Предварительно распилив в хаотичном порядке)

Шухер 15-04-2012 12:14

quote: ли эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить



Люди срезают капы.
Потом либо нарезают сразу на заготовки с запасом на усушку либо распускают на куски способные поместиться в сосуд для варки.
Варят.
Сушат.
Это 99% грамотного использования материала.

А бросить куски в собственном соку сохнуть под крышу (да ещё когда рез в сокодвижении) - расточительство. Материал капризный если задет в срезе.
Кольцевые по стволу капы так можно высушить если оставить с каэждой стороны по 10-15 см ствола. Я так лещину сушил - ствол в лоскуты а сама сувель живая.

brek-45 15-04-2012 14:50

Шухер 15-04-2012 16:12

По заморочкам пусть сведущие товарищи подскажут я тут не спец.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:25

quote: опилки листвиницы подойдут уж очень смолистые

Думаю, подойдут. Я б попробовал.

brek-45 15-04-2012 19:49

обязательно попробую. кстати спасибо за совет по очистке от коры сейчас сходил удалил кору и не только с этого куска а еще был один от корня раз в пять поболе да сувели три штуки килограм по 30-35 каждая правда не так чисто а на грубую топром и сразу стало видно где и как пилить завтра после работы думаю сначала бензо пилой по крупному а потом церкуляркой на бруски в размер 60х60х160мм или нужно крупней или наоборот можно меньше. для себя сделал вывод что сувель да и корнвой кап нужно чистить еще на дереве если высота позволяет после этого пилить ее можно не всю сразу а частями по стыкам если есть так таскать к машине легче да и мусора дома меньше.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:58

На счёт опилок лиственницы погоди. У нас тут с Шухером диспут в личке образовался на эту тему и в ходе оного я демонстрирую явное непонимание сути процесса Так что может и не пойдут они. Ща мы добазаримся с ним до какого-то консенсуса...

Шухер 15-04-2012 20:07

brek-45 15-04-2012 21:28

не вопрос подожду все равно завтра пилить а варить не раньше после завтра время есть. да я в теме по данной ссылке вычитал что добавляют кору лиственницы либо кору ивы при варке для тонировки а у меня чага березовая есть как думаете стоит что нибудь из них в состав для варки добавить или нет?

Romanz 15-04-2012 22:00

кора ивы или тонкие веточки в нарезке - то что надо, запах - обалдеть))) и цвет хорош...

tm105 16-04-2012 11:26

Я варил без опилок, кусками чтоб в ведро влазили, варил 6 часов, кора отвалилась в процессе варки, потом сушил. Пилил после сушки. Ничем не тонировал, после пропитки рукояти льнянкой получился такой янтарный цвет, а прожилки как бы полупрозрачные, мне так больше нравится - без краски.

YoNas_Kaki 16-04-2012 20:24

quote: Originally posted by Шухер:

нужно варить с солью, ветками ивы и можжевельника.
Соль ясно дело для повышения температуры при кипении а ветки ивы и можжевельника для контраста слоёв.
И пусть потом покажет фото готового изделия. И скажет на весь мир состав варева.

Шухер 16-04-2012 21:09

Чё ты меня сдал раньше времени. Нужно было от себя сказать про это знают все и ты тоже знал уверен вероятно просто забыл.
Новый способ простъ до безобразия.
Осталось проверить. Но проверка будет готова через месяц не раньше - до этого времени не высохнет. А ТС хочет щас - то старый метод написан.

Желательно увидеть что получилось у ТС и как играет на контрастах при пропитке светлым маслом.
Потом сравним и мой результат.
И будет выбор.
Аминь.

YoNas_Kaki 16-04-2012 21:38

Я тебя не сдавал! Я лишь написал, что ты занят колдунством. А поскольку ты всегда занят каким-нибудь колдунством, то и ничего нового я не сказал.

А про иву и можжевельник я ВПЕРВЫЕ узнал ВЧЕРА из нашей переписки. Везде, где мне доводилось читать об этом способе, писАлось, что опилки сосны или других хвойных.

brek-45 17-04-2012 05:22

вчера вышел на работу, завод по выпуску керамики, поговорил с технологом,и решил небольшую часть брусков заложить в сушильную камеру в воскресенье будет видно что получилось если высохнет и не порвет займусь поиском химии АНАКРОЛ90 и попытаюсь стабилизировать ну и конечно попробую сварить для себя решил положу кору ивы,соль и опилки листвинницы а в опилках и кора будет присутствовать. еще думаю надо после варки для ускорения процесса через сушилку прогнать если не вареное хорошо и без треска высохнет по мнению технолога должно получиться супер поскольку режимы сушки керамики и дерева схожи влажность и высокая темпаратура. а с можжевельником не знаю но вроде не растет он у нас

brek-45 17-04-2012 20:45

вот успел напилить после работы в основном кап бруски 90х90мм длина чем длинней тем лучше незнаю првильно иль нет. завтра заложу в сушилку в воскресенье увижу порветиль нет.

Шухер 18-04-2012 13:03

отмёчусь шоп маякнуло.
Температурный режим ба поподробней...

brek-45 18-04-2012 18:15

знаю что сушат трое суток про температуру завтра узнаю точно напишу,товарищ зимой сушил 2 заготовки для топорища бруски березовые не порвало и высохли отлично. свои сегодня заложил в воскресенье уиром будет известно что получилось вечером отпишусь.

Шухер 26-04-2012 02:26

А я всё жду...

brek-45 26-04-2012 05:52

не получилось порвало все надо пилить по новой и варить традиционно с солью и опилом но времени пока нет да и решил подождать пока листва распустится