Скачать презентацию на тему кислород. Презентация на тему кислород. Нахождение в природе


Антуан Лоран ЛАВУАЗЬЕ () () Исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, пришедшую на смену флогистонной теории. Исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, пришедшую на смену флогистонной теории.


Кислород – самый распространенный элемент на Земле В воздухе 21% (по объему), В воздухе 21% (по объему), в земной коре 49% (по массе), в земной коре 49% (по массе), в гидросфере 89% (по массе), в гидросфере 89% (по массе), в живых организмах до 65% массы. в живых организмах до 65% массы.


Физические свойства Агрегатное состояние - газ при обычных условиях. При очень низких температурах (-183°С) переходит в жидкое агрегатное состояние (голубая жидкость), а при еще более низких температурах (-219°С) становится твёрдым (синие снежные кристаллы). Агрегатное состояние - газ при обычных условиях. При очень низких температурах (-183°С) переходит в жидкое агрегатное состояние (голубая жидкость), а при еще более низких температурах (-219°С) становится твёрдым (синие снежные кристаллы). Цвет – бесцветный. Цвет – бесцветный. Запах - без запаха. Запах - без запаха. Растворимость в воде - плохо растворяется. Растворимость в воде - плохо растворяется. Тяжелее воздуха (М воздуха = 29 г/моль, а М О 2 = 32 г/моль. Тяжелее воздуха (М воздуха = 29 г/моль, а М О 2 = 32 г/моль.




Химические свойства Кислород очень сильный окислитель! Он окисляет многие вещества уже при комнатной температуре (медленное окисление) и тем более при нагревании или при горении вещества (быстрое окисление). Кислород очень сильный окислитель! Он окисляет многие вещества уже при комнатной температуре (медленное окисление) и тем более при нагревании или при горении вещества (быстрое окисление). В реакциях со всеми элементами (кроме фтора) кислород всегда ОКИСЛИТЕЛЬ. В реакциях со всеми элементами (кроме фтора) кислород всегда ОКИСЛИТЕЛЬ.


Реакции с металлами В результате реакции образуется оксид этого металла. Например, алюминий окисляется кислородом согласно уравнению: В результате реакции образуется оксид этого металла. Например, алюминий окисляется кислородом согласно уравнению: t° 4Al + 3O 2 2Al 2 O 3 t° 4Al + 3O 2 2Al 2 O 3 Другой пример. При опускании раскалённой железной проволоки в склянку с кислородом, проволока сгорает, разбрызгивая в стороны снопы искр - раскалённых частичек железной окалины Fe 3 O 4: t° 3Fe + 2O 2 Fe 3 O 4 t° 3Fe + 2O 2 Fe 3 O 4




Другие примеры реакций с неметаллами Горение серы в кислороде с образованием сернистого газа SO 2: t° S + O 2 SO 2 t° S + O 2 SO 2 Горение угля в кислороде с образованием углекислого газа: Горение угля в кислороде с образованием углекислого газа: t° С + О 2 СО 2 t° С + О 2 СО 2


Реакции с некоторыми сложными веществами В этом случае образуются оксиды элементов, из которых состоит молекула сложного вещества. В этом случае образуются оксиды элементов, из которых состоит молекула сложного вещества. Например, при обжиге сульфида меди (II) Например, при обжиге сульфида меди (II) t° 2CuS + 3O 2 2CuO + 2SO 2 t° 2CuS + 3O 2 2CuO + 2SO 2 образуются два оксида оксид меди (II) и оксид серы (IV). образуются два оксида оксид меди (II) и оксид серы (IV). При обжиге сульфидов образуется всегда оксид серы, валентность серы в котором равна IV. При обжиге сульфидов образуется всегда оксид серы, валентность серы в котором равна IV. Другой пример горение метана СН 4. Так как эта молекула состоит из атомов элементов углерода С и водорода Н, значит, образуется два оксида оксид углерода (IV) СО 2 и оксид водорода, то есть вода - Н 2 О: t° СН 4 + 2О 2 СО 2 + 2Н 2 О t° СН 4 + 2О 2 СО 2 + 2Н 2 О


Химическое взаимодействие вещества с кислородом называется реакцией окисления. Реакции окисления, сопровождающиеся выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Реакции горения веществ это примеры быстрого окисления, а вот гниение, ржавление и т.п. это примеры медленного окисления веществ кислородом Реакции горения веществ это примеры быстрого окисления, а вот гниение, ржавление и т.п. это примеры медленного окисления веществ кислородом


Получение кислорода (лабораторные способы) разложение воды электрическим током разложение воды электрическим током разложение пероксида водорода Н 2 О 2 под действием катализатора MnO 2 разложение пероксида водорода Н 2 О 2 под действием катализатора MnO 2 разложение перманганата калия KMnO 4 при нагревании. разложение перманганата калия KMnO 4 при нагревании.


Получение кислорода (промышленный способ) В промышленности для получения чистого кислорода используют перегонку жидкого воздуха, основанную на разных температурах кипения компонентов воздуха. Воздух охлаждают примерно до -200°С и затем медленно нагревают. При достижении температуры - 183°С из жидкого воздуха улетучивается кислород, остальные компоненты сжиженного воздуха при этой температуре остаются в жидком агрегатном состоянии. В промышленности для получения чистого кислорода используют перегонку жидкого воздуха, основанную на разных температурах кипения компонентов воздуха. Воздух охлаждают примерно до -200°С и затем медленно нагревают. При достижении температуры - 183°С из жидкого воздуха улетучивается кислород, остальные компоненты сжиженного воздуха при этой температуре остаются в жидком агрегатном состоянии.


Применение кислорода в строительстве и машиностроении в строительстве и машиностроении - для кислородно - ацетиленовой газосварки и газорезки металлов - для кислородно - ацетиленовой газосварки и газорезки металлов - для напыления и наплавки металлов в нефтедобыче в нефтедобыче - при закачке в пласт для повышения энергии вытеснения в металлургии и горнодобывающей промышленности в металлургии и горнодобывающей промышленности - при конвективном производстве стали, кислородном дутье в доменных печах, извлечение золота и руд, производстве ферросплавов, выплавке никеля, цинка свинца, циркония и др. цветных металлов - при конвективном производстве стали, кислородном дутье в доменных печах, извлечение золота и руд, производстве ферросплавов, выплавке никеля, цинка свинца, циркония и др. цветных металлов - при прямом восстановлении железа - при прямом восстановлении железа - при огневой зачистке в литейном производстве - при огневой зачистке в литейном производстве - при огневом бурении твердых пород


Применение кислорода в медицине в медицине - в оксибарокамерах - в оксибарокамерах - при заправке кислородных масок, подушек и т.д. - при заправке кислородных масок, подушек и т.д. - в палатах со специальным микроклиматом - в палатах со специальным микроклиматом - для изготовления кислородных коктейлей - для изготовления кислородных коктейлей - при выращивании микроорганизмов - при выращивании микроорганизмов в экологии в экологии - при очистке питьевой воды - при очистке питьевой воды - при вторичной переработке металлов - при вторичной переработке металлов - при продувке сточных вод кислородом - при продувке сточных вод кислородом - при обезвреживании химически активных отходов в очистных установках в мусоросжигательных печах - при обезвреживании химически активных отходов в очистных установках в мусоросжигательных печах


Применение кислорода в химической промышленности в химической промышленности - при производстве ацетилена, целлюлозы, метилового спирта, аммиака, азотной и серной кислоты - при производстве ацетилена, целлюлозы, метилового спирта, аммиака, азотной и серной кислоты - при каталитической конверсии природного газа (при производстве синтетического аммиака) - при каталитической конверсии природного газа (при производстве синтетического аммиака) - при высокотемпературной конверсии метана - при высокотемпературной конверсии метана в энергетике в энергетике - при газификации твердого топлива - при газификации твердого топлива - для обогащения воздуха для бытовых и промышленных котлов - для обогащения воздуха для бытовых и промышленных котлов - для сжатия водно-угольной смеси - для сжатия водно-угольной смеси


Применение кислорода в военной технике в военной технике - в барокамерах - в барокамерах - для работы дизельных двигателей под водой - для работы дизельных двигателей под водой - в качестве окислителя топлива для ракетных двигателей - в качестве окислителя топлива для ракетных двигателей в сельском хозяйстве в сельском хозяйстве - для обогащения кислородом водной среды в рыболовстве - для обогащения кислородом водной среды в рыболовстве - при изготовлении кислородных коктейлей - при изготовлении кислородных коктейлей - для прибавки животных в весе - для прибавки животных в весе


ОЗОН Аллотропная модификация кислорода Озон О 3 - газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо. Озон О 3 - газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо. В природе озон образуется под действием ультрафиолетового излучения Солнца, а также получается при электрических разрядах в атмосфере: В природе озон образуется под действием ультрафиолетового излучения Солнца, а также получается при электрических разрядах в атмосфере:


Озон - очень сильный окислитель, поэтому его используют при обеззараживании питьевой воды. При контакте с большинством способных окисляться веществ происходит взрыв. Озон образуется в атмосфере Земли на высоте 25 км под действием солнечной радиации, он поглощает опасное излучение Солнца. Однако в озоновом "зонтике" Земли, толщиной всего около 30 метров, то и дело возникают "дыры". В воздух попадает все больше "вредных" для озона газов, вроде монооксида азота NO или тех веществ, которые используются для наполнения холодильных установок и аэрозольных баллончиков. Даже частичное исчезновение озонового слоя над Землей грозит всему живому гибелью... Однако в озоновом "зонтике" Земли, толщиной всего около 30 метров, то и дело возникают "дыры". В воздух попадает все больше "вредных" для озона газов, вроде монооксида азота NO или тех веществ, которые используются для наполнения холодильных установок и аэрозольных баллончиков. Даже частичное исчезновение озонового слоя над Землей грозит всему живому гибелью...



Кислород. Кислород, и его свойства. Тема: «Кислород». Объём воздуха в комнате. Способы получения кислорода. Активные формы кислорода. Презентация на тему: кислород. Применение кислорода. Этот Воздух Невидимка. Аллотропия кислорода. Применение полимерных материалов. Кислород в жизни человека. Кислород и его влияние на организм.

Чистый воздух-залог здоровья. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Применение Биогазовых установок. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Применение теплоаккумуляторов. Тема урока «Химические свойства кислорода. В формате тренировочных комнат. Кислород друг или враг. Детская комната - территория счастья.

Термитная и пропано-кислородная сварка. Получение кислорода, понятие о катализаторах. Это вещество является вторым после кислорода по значимости для жизнедеятельности человека. Кислород 7 класс. Химия 7 класс кислород. Готовая двигательная терапия. Химические свойства кислорода. Применение кислорода его биологическая роль.

Ресурсы для кислородной и комплексной реанимации. Кислород. Озон – аллотропная модификация кислорода. Основные технологические требования при облицовке гкл гвл. Как больше и дешевле получать кислород в школьной лаборатории.

Откуда взялся кислород?

Природу этого химического элемента открывали 3 раза, Последним был известный французский химик Антуан Лоран Лавуазье, изучавший кислород, как компонент при горении.

Более 2 лет он изучал все реакции взаимодействия между различными элементами, что дало ему возможность утверждать о «жизненном газе», выделенном при горении азота, и тем он открыл новый элемент - кислород.

Сейчас каждый знает, что этот элемент жизненно необходим всему живому, его химическая структура тесно связана практически с каждым элементом известным на сегодня (исключение составляют инертные газы).

В составе атмосферы нашей планеты кислород прибывает в свободном (не связанном) состоянии.

Предположительно, по мнению ученых, на молодой, только созданной планете Земля кислорода практически не было. Он начал создаваться путем развития жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов.

Основную часть поверхности составляли газы, которые сейчас можно встретить при вулканическом взрыве (пары воды, монооксид углерода, сероводород и пр.).

Процесс создания атмосферы начался с момента развития прокариот, которые под действием солнечных лучей усваивали кислород из углекислого газа, а взамен они выпускали - кислород, как побочный продукт реакции.

Так как прокариоты не нуждались в постоянном свободном кислороде для дыхания, а использовали анаэробное, то кислород накапливался в самой атмосфере и вступал во взаимные реакции с элементами на поверхности еще молодой планеты.

Практическое значение кислорода

До 65% массы тела человека занимает кислород. Это приблизительно 40 кг у взрослого человека. Он является самым распространенным окислителем на планете.

Кислород содержится в:

● составе пород земной коры

● мировом океане (в составе самой молекулы воды и растворенный в газовой форме)

● Атмосфера (свободный вид и в составе других газов)

Для человеческого организма он важен как элемент окислительно-восстановительных процессов.

Благодаря наличию в нашем организме кислорода мы можем перерабатывать жиры, углеводы, белки с извлечением необходимой полезной энергии для нужд человека.

Широко применение кислорода в медицине, как источник чистого вещества при реанимации тяжелобольных пациентов. Его вводят посредством специального кислородного аппарата и маски.

Также использование кислорода развито в:

● автомобилестроение для плазменной порезке как дополнительный газ;

● химическая промышленность, как главный окислитель многих процессов;

● стекольная промышленность для повышения качества горения;

● область металлургии для обогащения воздуха или его замены;

Как видно из списка кислород является неотъемлемой составляющей нормального функционирования всего живого на планете.

Достоин тот газ удивленья – Его применяют сейчас Для резки металлов, в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берёт его лётчик в высотные дали. Подводник с собою берёт. Вы, верно, уже угадали, Что этот газ – …

Кислород



Тема урока: Кислород. Получение. Свойства.

Цель урока: Изучить историю открытия, основные способы получения и свойства кислорода.

План урока:

  • Значение кислорода. Биологическая роль.

2. Распространённость в природе.

3. История открытия.

4. Положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

5. Физические свойства.

6. Получение кислорода

7. Химические свойства.

8. Применение кислорода.




Джозеф Пристли

(1743 – 1794)

Карл Шееле

(1742 – 1786)

Антуан Лавуазье

(1743 – 1794)



t = – 1 83 °C

t = –219 °C

Жидкость бледно-синего цвета

Газ, без цвета, запаха, вкуса, малорастворим в воде

Кристаллы синего цвета

Тяжелее воздуха.


Свет, хлорофилл

6СО 2 + 6Н 2 О

С 6 Н 12 О 6 + 6О 2


Сжижение воздуха под давлением при t = 1 83 °C


Вытеснением в оздуха

Вытеснением воды


Разложение воды

H 2 O H 2 + O 2

Разложение перекиси водорода

H 2 O 2 H 2 O + O 2

Разложение перманганата калия

KMnO 4 K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

перманганат калия

манганат калия

Разложение бертолетовой соли (хлората калия)

KClO 3 KCl + O 2

Кислород в лаборатории получают разложением кислородсодержащих соединений


С простыми веществами:

С неметаллами:

S + O 2 SO 2

P + O 2 P 2 O 5

С металлами:

Mg + O 2 MgO

Fe + O 2 Fe 3 O 4 (FeO Fe 2 O 3 )

При взаимодействии простых веществ с кислородом образуются – оксиды


Подумай и ответь

а

1

б

2

в

3

г

4

д

5


Подумай и ответь

  • Ученые, занимавшиеся получением и изучением кислорода:

а) Дмитрий Иванович Менделеев;

б) Джозеф Пристли;

в) Антуан Лоран Лавуазье;

г) Карл Шееле;

д) Михаил Васильевич Ломоносов


Подумай и ответь

2. В трех разных колбах находятся воздух, углекислый газ, кислород. Распознать каждый из газов можно:

а) сравнив массы колб, заполненных газами

б) при помощи тлеющей лучинки

в) по растворимости газов в воде

г) по запаху

д) при помощи других веществ


Подумай и ответь

3. В лаборатории кислород получают:

а) сжижением воздуха

б) разложением воды

в) разложением перманганата калия

г) из перекиси водорода

д) окислением веществ


Подумай и ответь

4. Кислород можно собрать путем вытеснения воды, так как он:

а) легче воздуха

б) хорошо растворим в воде

в) тяжелее воздуха

г) плохо растворим в воде

д ) не имеет цвета, запаха, вкуса


Подумай и ответь

5. Речь идет о кислороде как о простом веществе:

а) кислород входит в состав воды;

б) кислород плохо растворим в воде;

в) кислород поддерживает дыхание и горение;

г) является составным компонентом воздуха;

д) входит в состав углекислого газа.


а

1

2

б

в

3

г

4

д

5


Ar(O)=16 неметалл В= II

t = – 1 83 °C

Жидкость бледно-синего цвета

Ме Неме

t = –219 °C

в пром-ти: охлаждение воздуха до -183 °C

окисление

Э х О у

Кристаллы синего цвета

в лаборатории:

Н 2 О  Н 2 О 2  KMnO 4  KClO 3 

Методы собирания:

Вытеснение воздуха

Вытеснение воды


Домашнее задание

§3 2–34

«3» - с. 111 вопросы 1,2

«4» - с. 111 вопросы 3,4

«5» - с. 111 вопросы 5,6

Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите сколько кислорода содержится в вашем организме.

Творческое задание:

Составить кроссворд, ребус, ЛОС по теме «Кислород»



Кислород

путешествие






Лавуазье Антуан Лоран

Французский химик. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количественные методы исследования. Положил начало опровержению теории флогистона. Получил кислород. Доказал сложный состав атмосферного воздуха, содержащего кислород и «удушливый воздух» (азот). Доказал сложный состав воды, установив, что она состоит из кислорода и водорода.


«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия».

(Я.Берцелиус)

« Живые организмы пьют воздух для того,

чтобы напитаться кислородом».

(Д. И. Менделеев)

« Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым - очистить вокруг себя воздух».

(Р.Ролан)


Что вы знаете о кислороде?

И что вы хотите узнать о нем?


Цель урока:

Какие ученые

работали

с кислородом?

Кислород

А что такое

катализатор?

История открытия

Способы получения

кислорода

Нахождение

в природе

Физические свойства


Цель урока:

  • узнать значение кислорода
  • узнать историю открытия кислорода
  • узнать физические свойства кислорода
  • научиться давать характеристику

кислороду как химическому элементу и

как простому веществу

  • узнать о нахождении в природе
  • узнать о получении кислорода.

«Историко-информационная»









  • Он повсюду и везде: В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне.






Общая характеристика

Химический знак - О

Порядковый номер - 8

Химическая формула - О 2

Молярная масса M (O 2) = 32г/моль

Валентность - II

Группа - 6 А

Период - 2


  • Кислород – восьмой по счету, Если вес за меру взять. Если ж мера – место в жизни, Номер надо поменять.


  • Газ без цвета, вкуса, запаха.
  • Тяжелее воздуха: 1 литр при н. у. весит 1,43 г, а 1 л воздуха – 1,29 г.
  • Плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при температуре 0 градусов).
  • t кипения = – 182,9 градусов.
  • t плавления = – 218,8 градусов.


  • 2 HgO = 2 Hg + O 2
  • 2 H 2 O 2 = 2 H 2 O + O 2 (кат. MnO 2)
  • 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 (кат. MnO 2)
  • 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2
  • 2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2


Катализаторы – это вещества,

которые ускоряют химические реакции, но сами при этом

не расходуются.


  • Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных верблюдов. Перед смертью он объявил сыновьям свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить половину стада верблюдов, среднему я оставляю треть, а младшему – девятую часть стада». Сказал так и умер…

  • Братья, похоронив отца, стали делить наследство. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.
  • Помог им мудрец, подарив братьям своего верблюда. У них оказалось 18 животных.
  • 18: 2 = 9,
  • 18: 3 = 6,
  • 18: 9 = 2.
  • 9+6+2 = 17!
  • Верблюд, подаренный ученым, сыграл роль катализатора.

Получение кислорода в промышленности

  • Температура кипения азота -196ºС
  • Температура кипения кислорода -183ºС
  • Воздух
  • Охлаждение до
  • Жидкий кислород и газообразный азот
  • Каким способом можно разделить смесь кислорода и азота?


Кислород

1 вариант.

  • Химический знак кислорода: а) Н б) О в) К
  • Относительная молекулярная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
  • а) легче воздуха; б) плохо растворим в воде;

в) не поддерживает горение.

4. Название «Оxygenium» предложил:

5. Какие вещества образует химический элемент кислород? а) только простые вещества;

б) простые и сложные вещества;

в) только сложные вещества.

Ответы: 1 вариант – б, б, б, б, б.


Кислород

2 вариант.

  • Формула молекулы кислорода: а) О 2 б) О в) О 3
  • Относительная атомная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
  • Кислород обладает следующими свойствами: а) тяжелее воздуха; б) хорошо растворим в воде; в) не поддерживает дыхание.
  • Кислород в воде: а) малорастворим; б) хорошо растворим;

в) вообще не растворяется.

5. В 1774 году один учёный после проведённого эксперимента

написал: «Но что поразило меня больше всего – это то, что

свеча горела в этом воздухе удивительно блестящим

пламенем…» Это был: а) Пристли б) Лавуазье в) Шееле.

Ответы: 2 вариант – а, а, а, а, а.


  • Ежегодно в результате фотосинтеза в атмосферу Земли поступает 3000 млрд. тонн кислорода.
  • Основные поставщики кислорода – тропические леса и фитопланктон океана.
  • Человек в сутки вдыхает примерно 750 литров кислорода.
  • Полное прохождение атмосферного кислорода через систему биологического круговорота составляет 2000 лет!

Домашнее задание

§18, 19, 20 (физические свойства),

упр.1 - 3 (стр. 59).

  • Напишите сказку о приключениях кислорода или сочинение "Чтобы я сделал для сохранения чистого воздуха на планете Земля?"

Урок №2

Кислород

путешествие

в «Мир удивительного вещества».


  • «Опытно-экспериментальная».

Химические свойства кислорода.

I. Взаимодействие с неметаллами:

  • М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.

сера горит в кислороде.


II. Взаимодействие с металлами.

Горение железа в кислороде.

Горение кальция в кислороде.

3Fе + 2О 2 = Fе 3 О 4

2Ca + O 2 = 2CaO


  • Что такое горение?
  • Что общего выделялось в результате реакций горения?


  • Что образуется в результате всех реакций?
  • Оксиды.

Оксиды бывают разные Твердые, жидкие, газообразные. По-разному называются И свойствами отличаются. Но в одном они едины Их вместе называют - оксиды.


SO 2

Na 2 O

N 2 O 5

Fe 2 O 3



«Третий лишний».

Определите лишнее вещество. Ответ мотивируйте.

  • СаО, СН 4 , N 2 О
  • SiО 2 , О 2 , Н 2 О
  • КОН, РвО, СО
  • Al 2 О 3 , ZnО, HCl

«Найди соответствие».

  • Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
  • 1) SО 3 а. оксид азота (IV)
  • 2) ZnО b. оксид натрия
  • 3) NО 2 с. оксид серы (VI)
  • 4) SО 2 d. оксид цинка
  • 5) Nа 2 О е. оксид серы (IV)

Правильно ли ты сделал?

  • 1) 3 с. оксид серы (VI)
  • 2) ZnО d. оксид цинка
  • 3) 2 а. оксид азота (IV)
  • 4) 2 е. оксид серы (IV) 5) 2 О b. оксид натрия

Домашнее задание

§ 20 - 21, № 4 - 12, зад. № 1 - 3 (стр. 60);

подготовиться к практической

работе № 3, стр. 70.