Сфинкс аменхотепа 3 из аллеи сфинксов. Биография. Внешняя и внутренняя политика

Родился в Фивах в 1388 году до н.э. Сын Тутмоса IV и его средней жены царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа). Родился в династии Тутмосов, правивших Египтом к этому времени уже 150 лет.

Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул "главной супруги", а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения - "В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)" - царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, "Царского сына Куша". Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-х порогов, от имени царя. Все началось с восстания "презренного враждебного Куша" под руководством некоего вождя Ихени, "хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом". Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-х порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли "высот Хуа" (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких "вод Хора", чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот "первый победоносный поход" Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или Царский сын Куша Меримос.

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название "Дом Ликования", не без основания связывают с празднеством "тридцатилетия царствования" (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые "колоссы Мемнона", каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапу. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам -- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру - изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати - с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому "брату" идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, "жены царя" Тэйе и их дочери, "жены царя" Ситамон (Си-Аманы "Дочери Амона").

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Амона и Джесер-Джесеру в Дейр Эль-Бахри; завоеваны земли до Евфрата на севере и пятого порога Нила на юге. При Эхнатоне (Аменхотепе IV) происходит масштабная религиозная реформа и впервые в мире проявляются признаки монотеистических верований.

В Восемнадцатую династию, которую рассматривает как первую династию Нового Царства, входили такие прославленные в веках исторические личности как Хатшепсут и Тутанхамон, Эхнатон и Нефертити. Даже на фоне столь значимых фигур выделяется Аменхотеп III. В умах современных людей правители ассоциируются в первую очередь с памятниками, а кто может конкурировать с нашумевшей или великолепной колоннадой ? Но здесь Аменхотепу III есть чем похвастаться.

Фараон-строитель

Уроженец Фив Аменхотеп III правил 37 или 38 лет (1388-1351 гг до н. э.). За это время он успел развернуть грандиозное строительство, возведя множество монументальных храмовых комплексов, дворцов и святилищ. Только до нашего времени сохранилось более четверти тысяч статуй фараона, что представляет собой абсолютный рекорд среди древнеегипетских правителей. Он украсил новым пилоном и построил неподалеку храм богине Мут. Зодчие царя возвели на западном берегу Нила огромный дворцовый комплекс с домами для приближенных, жилищами мастеровых и прочими сооружениями. «Дом ликования», как назывался дворец, был возведен к тридцатилетию правления фараона. К северу от комплекса появился удивительный поминальный храм.

К сожалению, от великолепного храма к нашему времени сохранились только , представляющие собой огромные сидячие статуи царя, изготовленные из кварцитного песчаника. Блоки песчаника вырубали в каменоломнях Джебель-эль-Ахмара и волоком тащили почти 700 километров по берегу Нила, так как булыжники были очень тяжелы для транспортировки вверх по течению. Еще в древности северный колосс был сильно поврежден. Их восстановлением в начале новой эры занимались мастера римского императора Септимия Севера.

Считается, что камень для них брали в , оттуда везли в , а потом в Фивы (общее расстояние - чуть больше 300 километров). Высота Колоссов с каменными фундаментами-платформами составляет 18 метров. Вес каждой сидячей фигуры оценивается примерно в 700 тонн. Сам поминальный храм впоследствии был разобран на строительные материалы Мернептахом, любившим пользоваться трудами своих предшественников. Заодно царственный расхититель гробниц и храмов узурпировал массу статуй Аменхотепа III, заменив имя фараона на свое.

Внешняя и внутренняя политика

Почти четыре десятилетия правления Аменхотепа были на удивление мирными, если не считать похода для подавления мятежа в Нубии, в котором сам царь вряд ли принимал участие. У Египта были хорошие отношения с Вавилонским царством, Миттани (страна на территории Северной Месопотамии) и Кипром. Для укрепления международных связей фараон женился на нескольких дочерях и сестре вавилонского царя и двух принцессах Миттани, а Кипр находился в вассальной зависимости от Египта и поставлял в качестве дани медь. В наше время на Эгейских островах нашли около пары десятков артефактов с нанесенными на них именами Тейе и Аменхотепа.

Помимо Кипра, Египет получал ресурсы и товары из других регионов. Сохранились достоверные сведения о торговле с Пунтом, откуда морем везли ценную древесину, благовония, шкуры животных, рабов и другие товары. О богатстве государства свидетельствуют монументальность культовых сооружений фараона, обилие статуй и гробниц сановников и щедрые дары союзникам, которые были уверены, что египетская держава буквально купается в золоте. Экономика находилась на подъеме, торговля процветала, царь вел грамотную налоговую политику. Однако не все было безоблачно. На севере постепенно росли амбиции хеттов, стремившихся навести свои порядки в Месопотамии и Сирии. Хеттское царство в 70-ых годах напало на Миттани и, хоть получило достойный отпор, разгромило пару египетских городов в Сирии. Впоследствии отношения с хеттами наладились, и в начале правления Эхнатона хеттский царь предлагает Аменхотепу IV поддерживать такие же дружеские отношения, как и при его отце.

Последние годы правления

Наследник престола, старший сын Аменхотепа III, умер, и тем самым уступил право наследования младшему брату, Аменхотепу IV, впоследствии полностью преобразовавшему религиозную жизнь страны. Часть египтологов полагает, что в последние годы жизни Аменхотепа III будущий Эхнатон был его фактическим соправителем. Другие ученые отрицают даже саму возможность совместного правления. Представители первой группы историков расходятся во мнениях относительно длительности периода совместного управления Египтом двумя фараонами. Называются цифры от двух до двенадцати лет. В 2014 году министерство охраны памятников древности АРЕ подтвердило совместное правление Аменхотепов Третьего и Четвертого. Утверждалось, что по анализу надписей в захоронении чати (верховный управитель, аналог арабского «визирь») Аменхотепа III срок одновременного правления оценивается в восемь лет.

Аменхотеп III – древнеегипетский фараон, при котором государство достигло своего расцвета.

Об этом говорят грандиозные архитектурные сооружения, множество скульптур, предметов роскоши и других произведений искусства, созданные при Аменхотепе и дошедшие до наших дней.

Вместе с тем Аменхотеп был склонен нарушать традиционные устои египетского общества и предвосхитил религиозную реформу, проведённую его сыном Эхнатоном. Это во многом загадочная и противоречивая фигура.

Ранние годы

Родился Аменхотеп в 1388 году до нашей эры в семье Тутмоса IV, принадлежавшего к династии Тутмосов, и его «великой жены» Мунтемуйи.

Из изображений того времени можно понять, что он взошёл на престол очень рано, будучи подростком; это подтверждается и тем, что Тутмос умер слишком рано и не успел оставить наследника зрелого возраста.

Регентшей при новом фараоне была, конечно же, его мать Мутемуйя. Воцарение Аменхотепа прошло мирно и благополучно: никто из высших чиновников и жрецов уволен не был, а Птахмеса – главного жреца Амона, занявшего эту должность ещё при Тутмосе, - Аменхотеп сделал ещё и своим чати (визирем) и градоначальником Фив.

Тейе

Аменхотеп женился очень рано – в первый год после восшествия на престол. Его избранница вызвала некоторое смятение в глазах окружающих. В то время было заведено так, что фараоны женились в основном на своих родственницах, чтобы сохранить чистоту царской крови, или в крайнем случае на девушках из знатных семей.

Тейе (Тия), супруга Аменхотепа, была взята им, так сказать, из самых низов: её родители служили при храме Амона на невысоких должностях (так, отец был заведующим скотного двора), а по происхождению кто-то из них мог и не принадлежать египетскому народу. Таким образом, с самого начала своего правления Аменхотеп проявил себя как нарушитель традиций египетского общества, освящённых религией.

Несмотря на незнатное происхождение, Тейе была женщиной очень умной и энергичной. Вскоре она стала принимать самое активное участие в государственных делах; Аменхотеп постоянно с ней советовался, что также не особо одобрялось некоторыми придворными.

Другие жёны

У Аменхотепа были и другие жёны. Две из них – это Келу-хебе и Таду-хебе, сестра и дочь царя Митанни Тушратты. При этом Тушратта и Аменхотеп обменивались письмами, в которых клялись друг другу в великой дружбе и любви. Номинально Аменхотеп взял в жёны также своих двух дочерей и мать Мутемуйю, всем им присвоив звание «великих». Это было ритуальной традицией и в то же время давало матери и дочерям большие полномочия при дворе.

Аменхотеп также взял в жёны сестру и дочь вавилонского царя Кадашман-Энлиля. Это событие также сопровождалось перепиской, из которой становится ясно, что правители поначалу не очень жаловали друг друга. Впоследствии они помирились, но когда Кадашман-Энлиль захотел взять в жёны дочь фараона, тот ему отказал, написав, что это было бы слишком низко для царской дочери – отдаваться правителю чужой страны. Не согласился он и подарить Кадашману золото в обмен на его дочь. Настолько своенравен и горд был Аменхотеп.

Египетский «король-колнце»

Аменхотеп III развернул грандиозное строительство и предпринял ряд военных походов, закончившихся присоединением к Египту новых областей и получением богатых трофеев. Богатство и слава укрепили царя в мыслях о своей божественности. В результате в Египте установился самый настоящий культ Аменхотепа, которого сравнивали теперь с самим Ра – богом солнца.

Аменхотеп 3 фото

В большей степени культ затронул завоёванную Нубию, где таким же образом почиталась и Тейе, однако и в Фивах был установлен идол фараона, перед которым совершались молебны. В Нубии Тейе инициировала строительство огромного храма, посвящённого себе, и сама руководила строительными работами.

В этот период в египетском пантеоне возвышается фигура Атона – обожествлённого солнечного диска, с которым и сравнивался фараон. Атон был известен и прежде, но был малозначимым богом. Впрочем Аменхотеп не отказывался и от других богов. Известно, что он особенно чтил Маат – богиню правды, имя которой входило в три из пяти его официальных имён.

Волнения

Несмотря на внешний блеск и величие, эпоха Аменхотепа не была абсолютно мирной и спокойной. Как в самой метрополии, так и в азиатских владениях Египта вспыхивали волнения.

  • В Двуречье возникло самопровозглашённое государство Амурру, населённое хапиру – «изгоями». Это были кочевые племена различного происхождения, подобные средневековым русским казакам или разбойникам. Хапиру сражались против царской власти вообще и египетской в частности.
  • О своих территориальных претензиях заявило Хеттское царство, которое вторглось в пределы Митанни, дружественной Египту.
  • Внутри Египта нарастало противостояние старой знати и новых служилых социальных слоёв, возвысившихся при Аменхотепе. «Предводительницей» этой новой знати фактически была Тейе – царица незнатного происхождения.

Последние годы

Умер Аменхотеп, по-видимому, в возрасте 40 или 50 лет. В последние годы он страдал какой-то болезнью и изрядно потолстел. Для излечения фараона его митаннийский «брат» прислал ему статуэтку Иштар, попросив после использования возвратить её обратно.

Аменхотеп III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).

Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Свидетельства тому — грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой, во многом, загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.

Аменхотеп III родился в Фивах . Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя , естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения — «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» — царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом».

Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев.

После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Таду-хебе (Тадухеппа).

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело.

Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам —- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он — видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором - «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру — изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати — с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

- фараон XVIII династии Древнего Египта, правивший около 1388 - 1351 гг. до н. э. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа). Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времен правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца, а взошёл на престол в очень юном возрасте, когда ему не было ещё и десяти лет. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года правления Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя, скорее всего, прошли под властью регента - его матери царицы Мутемуйи. Судя по всему, приход Аменхотепа III на престол прошел безболезненно, потому что никаких кадровых перемен среди вельмож двора в связи со сменой фараона не было. Например, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на трон Аменхотепа III стал ещё и градоначальником Фив и визирем.

Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, а также многие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира.

С момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, возможно, имела значительную примесь нубийской крови. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул "главной супруги", а их сыновья наследовали престол. Аменхотеп III пренебрег этим обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами. Тэйе, как утверждают источники, была очень умна и энергична, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга, а сам Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах.

В начале правления Аменхотепа III Египет находился на вершине своего могущества. Его владычество в Азии С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Большую популярность прибретают дипломатические браки: Аменхотеп III был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп III был дважды женат на митаннийских принцессах: на 10-м году своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а на 36-ом - на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты - Таду-хебе (Тадухеппа).

Правление Аменхотепа III было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке Аменхотеп III возвёл ещё один пилон, построил по соседству около подковообразного озера храм супруге Амона - богине Мут. На юге Фив Аменхотепом III был построен Луксорский храм (Ипут-Ресит) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих, к которому вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами).

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа III. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название "Дом Ликования", не без основания связывают с празднеством "тридцатилетия царствования" (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа III. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Около этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые "колоссы Мемнона ", каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапу. Он же из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке, одно из которых имело высоту 24 м. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапу, скончавшемуся, как считается, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Спустя века он был причислен к пантеону египетских богов, а греки ввели его в сонм своих мудрецов.

В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил соправителем своего сына Аменхотепа IV . Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Царица Тейе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях.

Аменхотеп III был отцом двух сыновей от главной жены Тейе: первый сын - наследный принц Тутмос, который скончался раньше отца, второй сын - Аменхотеп IV (Эхнатон) наследовал трон.

У Аменхотепа III и Тейе также было четыре дочери: Ситамон, Хенуттанеб, Исис или Исет, Небетах. Их имена, за исключением Небетах, часто появляются на статуях и рельефе во время господства их отца. Небетах засвидетельствована только однажды в известных хронологических записях на колоссальной группе статуй из известняка в Мединет-Абу.

Аменхотеп III царствовал 38 лет и несколько месяцев.