Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские. Презентация на тему "И.С. Тургенев «Бежин луг»" Презентация на тему бежин луг рассказы мальчиков

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по литературе на тему: «И. С. Тургенев и его произведение «Бежин луг» Выполнила: учитель МБОУ «Лицея города Климовска» Бычкова Юлия Фёдоровна

2 слайд

Описание слайда:

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков мировой литературы.

3 слайд

Описание слайда:

На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты. Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт.

4 слайд

Описание слайда:

В 1880 году писатель принимает участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности.

5 слайд

Описание слайда:

«Бежин луг» В «Записки охотника» И.С.Тургенева входит рассказ «Бежин луг». Рассказ ведется от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

6 слайд

Описание слайда:

Тема эта очень важна для всего сборника в целом. В замысле его народное и детское объединяются, как два особых отношения к жизни. И чудесные истории, которые рассказывают мальчики в ночном, содержат в себе приметы реальной крестьянской жизни и поэтический вымысел маленьких художников слова. Новаторской чертой Тургенева было постепенное, неторопливое вхождение в мир природы и в мир человека.

7 слайд

Описание слайда:

Тургенев видит в природе простоту и величие: она «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает» и «добродушна в своих прихотях». Но она и неиссякаемый источник поэтической, творческой силы именно потому, что не раскрывает себя до конца. На этом строится и «Бежин луг», и «Записки охотника» в целом. И это останется во всей дальнейшей работе Тургенева-реалиста. В «Бежин луге» еще и детская чистота и свобода воображения, пронзительность детского взгляда на мир.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев стремился к наибольшей выразительности и сюжетной завершенности образа Павла. Он добивался глубокого, художественно острого проникновения во взаимоотношениях природы и человека, используя при этом элементы фантастики и раскрывая тему «природа и герой» в соответствии с народным поэтическим миропониманием.

9 слайд

Описание слайда:

Вот как автор описывает мальчиков из рассказа: ПАВЛУША Смелый, храбрый (один в ночи скачет на волка, не боится ночных звуков), трудолюбивый и заботливый (готовит ужин для всех мальчиков), ответственный (бесстрашно сторожит табун лошадей в ночи, это его обязанность), скромный (не хвастается своей смелостью, не выставляет её напоказ), скептически слушает других (не верит в правдивость услышанных им страшных историй, поверий), внимателен к природе (знает, как кричат цапли, квакают лягушки, куда летят куличики), имеет авторитет среди других детей (его внимательно слушают, ему доверяют, верят.) Симпатии И.С.Тургеньева на его стороне.

10 слайд

Описание слайда:

Федя Самый старший из детей. Мало говорит, он тоже не верит в реальность рассказов мальчиков, потому что старше, потому что больше знает, может быть, лучше образован. Он важничает, сам не рассказывает ничего, а только «распоряжается», «разрешая» кому-то говорить. Внешне выделяется, заметно, что он из зажиточной крестьянской семьи (недаром автор замечает, что в ночное он отправился ради забавы).

11 слайд

Описание слайда:

Илюша Мальчик с богатым воображением, очень впечатлительный, поэтому искренне верит в то, что рассказывает. Мастерски рассказывает «страшные» истории, с увлечением. Знает их много, почти все рассказывает он: и про русалку, и про оборотня, и про домового, и про покойника…

12 слайд

Описание слайда:

Костя Ранимый, впечатлительный, тихий мальчик; внимательно слушает рассказы товарищей: пугливый, робкий, немногословный.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Портреты мальчиков из произведения И.С. Тургенева “Бежин луг” Презентацию выполнила ученица 6 класса Максаева Ольга Педагог: Прохорова Л.И.

2 слайд

Описание слайда:

История создания “записок охотника ” В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника » . Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

3 слайд

Описание слайда:

Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы» . Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой. Старший из парней – Федя. Этот парень из богатой семьи. Во время разговора он рассказал, что приехал в Бежин луг ради забавы ночью. Во время монолога с парнями он вел себя деловито. Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит» . Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном» , которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей. Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Федя. Самый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.

6 слайд

Описание слайда:

Павлуша. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

7 слайд

Описание слайда:

Илюша. Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками. Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

8 слайд

Описание слайда:

Костя. В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.

9 слайд

Описание слайда:

Ваня. Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками"

10 слайд

Описание слайда:

Вывод: В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвёл в Москве огромный эффект на публику»; отмечалась «бездна удивительных подробностей» , «которых нет даже у Гоголя».О. Миллер обращал внимание на детский крестьянский мир в «Бежином луге» не только со всей налёгшей на него с колыбели неприглядной тьмой суеверий, но и со всей бодростью и находчивостью существ, тоже почти с колыбели выведенных на открытое поле жизни и предоставленных почти совершенно самим себе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Варвара Петровна Сергей Николаевич Родители Тургенева

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет. И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Кто он – рассказчик?

«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Композиция очерка 2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) … Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята.

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Композиция очерка 4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Павлуша Ильюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. Какие истории он рассказывает? 2. Какие истории он рассказывает? 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? 4. Как относится он к своим рассказам? 4. Как относится он к своим рассказам? 5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам? 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка


«Цикл Тургенева «Записки охотника»» - Анализ экспозиции. У России есть будущее. Калиныч стоял ближе к природе. Предположительный ответ. Семейный архив. Я возвратился к литературе. Проблемный вопрос. Бежин луг. Хорь на фоне помещика Полутыкина. Эпиграф к уроку. Человек должен увидеть в другом человеке отражение Христа. Воспитание чувства осознанного патриотизма.

«Книга «Бежин луг» Тургенев» - Экспозиция. Тургенев в описании природы. Художественные изобразительные средства. Литературоведческий словарь. Взаимосвязь человека и природы. Стояла ночь. Июльский день. Запах русской летней ночи. Сладко стеснялась грудь. Проблемный вопрос. Прекрасный июльский день. И. С. Тургенев «Бежин луг». Отдохнувший табун.

«Повесть Ася» - История любви Аси и господина Н.Н. Вопросы на которые нужно ответить: Почему герои расстаются? Что лежит в основе повести? В основе повести – любовь. Какова любовь господина Н.Н.? Почему, господин Н.Н.боится признаться Асе в своих чувствах? Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств.

«Книга «Бежин луг»» - Художник Е. Бем. Поле. Лицо. «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг». Луг. Тургенев на охоте с Дианкой. Летний вечер. Бежин луг. Рассказ. Герои «Бежина луга». Рассказ о Тришке. Способность воспринимать прекрасное. Охотничье снаряжение Тургенева. Великий мастер пейзажа. Сила. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и.

«Викторина «Отцы и дети»» - Бюро литературных находок. Подведение итогов. Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Вопросы, связанные со знанием философской, нравственной и эстетической позиции И.С.Тургенева. Обобщение и систематизация знаний. Интеллектуальная игра. Участники-теоритики. Геройный мир романа. Из жизни И.С.Тургенева.

«Урок Тургенев Муму» - Имя. Средства создания литературного героя. Герасим и Муму. В самом деле – немного? Беседа по вопросам: Вспомним основных героев рассказа. Сообщение ученика. Слово учителя. Одежда. Слово учителя об истории создания рассказа. Попробуем сформулировать тему урока. Задачи: Имел ли право Герасим уйти от барыни?

Всего в теме 43 презентации

«Базаров Отцы и дети» - Критики о романе. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Урок-Семинар. А.П. Чехов. И.С. Тургенев. Что за роскошь «Отцы и дети»! -В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем. П.П. Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Боже мой! по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

«Роман Отцы и дети» - Марьино. Портретная характеристика. Один день в Марьино. Начало третьего сочинения. Мастерство Тургенева в создании образов романа. И.Левитан «Берёзовая роща». Итоги изучения романа. Консультация третья. Начало второго сочинения. Задание 1. Неотправленное письмо Базарова. Страница дневника Базарова.

«Герои Бежин луг» - В.А.Маковский.1879. Ночное. Ильюшу отличает умение увлекательно рассказывать страшные истории. Средства художественной выразительности. - Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся! Павлуша. И.С. Тургенев. Герои рассказа. Что сближает Костю с другими ребятами?

«Тургенев Бежин луг» - Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка». «Бежин луг» - самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника».

«Тургенев Отцы и дети» - МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Аркадий, Кукшина и Ситников. Ю.В. Лебедев. Аркадий Кирсанов. 5 группа. Николай Петрович Кирсанов. 4 группа. А. Панаева. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Одинцова Кукшина и Ситников.

«Тургенев писатель» - ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 г. Творчество И.С.Тургенева. Творчество писателя. Биография писателя. И снова работа. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Связь с русскими революционерами. П.Л.Лавров. Цели урока: Произведения писателя. Урок по литературе в 10 классе. Последние годы жизни.

Всего в теме 43 презентации