Произведения о силе слова. Тема урока: «Рассказы. Волшебная сила слов и поступков. Примеры из жизни

Слова - это одеяние наших мыслей. Мы можем в любое слово вложить любовь, дружеское, доброжелательное отношение, и это вызовет соответствующее чувство в том, к кому оно было обращено. А можем, наоборот, сказать правильные вроде бы вещи, но унизительным или назидательным тоном, и человек, кроме внутреннего сопротивления в себе, ничего не услышит.

Само «слово» созвучно и ассоциативно связывается со словом «славить», как бы прославлять то, о чём мы говорим. Если мы для себя примем и постараемся как можно чаще учитывать это его, пусть и надуманное, значение, то начнём внимательнее и более ответственно относиться к каждому произнесённому слову. Ведь слова способны перенастроить наше восприятие окружающей действительности. Вот такой простой пример: если вы ведёте машину и поворачиваете руль влево, то она поедет именно в том направлении и никак иначе. Также и слова, которые мы произносим - это руль нашего автомобиля под названием «Жизнь». Не буду приводить здесь слова, которые могут привести, например, к унынию, но с возвышенным чувством произнесённые слова: «любовь», «смех», «праздник», «красота», «великолепие», «счастье», «радость», «добро» и подобные им обязательно пробудят в нас позитивную энергию, радостный настрой и желание сделать что-то на благо другим. Слова, произнесённые вслух, пробуждают дремлющие в нас силы, которые не проявятся, останься они невысказанными мыслями.


2. Сила слова прочитанного и произнесённого

2.1. Преднастройка сознания

Всегда ли одинаково мы видим один и тот же окружающий нас мир? Ведь он воспринимается нашими органами восприятия статичным, и, казалось бы, должен восприниматься всеми одинаково. Но этого не происходит, потому что восприятие окружающего мира индивидуально и зависит от очень многих факторов, начиная от погоды, состояния здоровья или нездоровья, нашего отношения к людям, в данный момент находящимся рядом с нами, или просто отсутствие кого бы то ни было в обозримом пространстве; и продолжать этот список можно бесконечно. Но всё это - внешние атрибуты. Тот же самый окружающий нас мир мы можем воспринимать совершенно по-разному в зависимости от нашего внутреннего состояния. А оно меняется либо само собой, неосознаваемо нами, под воздействием тех или иных причин, либо мы осознанно творим свои миры, окрашивая реальность в те или иные краски. Наши мысли и произносимые слова творят то, что мы называем внутренним состоянием, внутренним миром, они являются его основой, а результатом уже становятся наши решения и действия. То есть наши Выборы - это и есть наше внутреннее состояние (степень его позитивности и гармонии) в каждое мгновение.

Что мысли материальны - это уже знают, пожалуй, все. Но роль слов, по всей вероятности, ещё сильнее. Приведу такой пример. Если человек на вопрос: «Как дела», - отвечает: «Нормально», это звучит: «Никак». Что подразумевается под этой «нормой» - абсолютно не понятно. Если отвечает: «Хорошо», то так и хочется спросить: «А что хорошего?». Слово «хорошо» достаточно безликое и не несёт в себе ярких ассоциаций. Но если в ответ звучит: «Замечательно! Классно! Великолепно! Здорово!» и так далее, а это уже будет совсем другая тональность, то очень хочется сразу порадоваться за этого человека! И не столь важно, действительно ли таково его состояние в данный момент или он воспользовался возможностью дать такой ответ, чтобы утвердиться в том, чего ему очень хочется и каким он выбирает быть. Представьте, что вам на такое восторженное восклицание говорят: «А что у тебя такое случилось?», а вы в ответ: «Да ты знаешь, просто проснулся в прекрасном настроении!». И так каждый день в течение месяца. За это время к вам уже начнут относиться по-другому, и вы настолько привыкнете к этому состоянию, что эта привычка закрепится у вас на довольно продолжительное время, а может, и навсегда! И тогда эта великолепность станет нормой, а не чем-то сверхъестественным. И это не самообман, это - осознанный выбор творить свои миры на уровне мыслей и слов. Если мы хотим, чтобы в дальнейшей жизни, то есть в следующих сценариях (жизненных ситуациях и обстоятельствах) у нас всё было превосходно, восхитительно, прекрасно, то начинать менять своё состояние нужно сейчас.

Здесь мне вспоминаются слова очень уважаемого мной Мирзакарима Санакуловича Норбекова: «А вы на ровном месте, из ничего, искусственно, создайте Радость! Плечи расправляем, спина прямая, на лице - улыбка, на голове - корона и утверждаем, что вы жизнерадостный, счастливый, доброжелательный ко всему и так далее, и так прочее». Именно так и говорит: «и так прочее!». И эти искусственно создаваемые им акценты никого не раздражают, и в первую очередь потому, что все вокруг пребывают в радостно- возвышенных состояниях. Но эти его рекомендации основаны не на пустом месте. Оказывается (и это было научно доказано экспериментами, проводимыми группой учёных, которую он самолично возглавлял)*, в мозге есть эмоциональный центр, состояние которого можно осознанно менять и которым мы можем управлять, а он, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на наш организм на клеточном уровне, то есть мы можем влиять на неосознаваемые нами гормональные процессы. А в результате мы меняем наше внутреннее состояние, наши ощущения, наши мысли, наши фантазии, наши действия и, в конце концов, меняем наше будущее. Значит, мы можем раскрасить жизнь по своему усмотрению, если будем это понимать и практиковать! Используя слова яркой тональности для описания своего состояния, мы даём сигнал на подсознательный уровень, что так оно и есть! И через какое-то время мы начинаем чувствовать это, меняя уровень гормональной активности своего организма.

Но даже прочитанное (то есть только мысленно произнесённое) слово - это образ, воспоминание, несущее в себе позитивный или негативный заряд энергии, и поэтому оказывающее на нас мощное влияние. Правда, сами мы не всегда это замечаем и понимаем. Приведу два примера исследований, проведённых в нескольких университетах, по изучению влияния слов на состояния людей, так называемой «преднастройки сознания».
В первом случае студентам дали тексты со вставленными нелогичными, то есть не связанными с темой словами, и предлагалось эти слова найти и вычеркнуть. Слова были подобраны определённого ассоциативного смысла. У одной группы это были слова, связанные с медлительностью, неторопливостью, спокойствием, терпением, и выдержкой. У второй группы в тексте такие слова ассоциировались с нетерпением, скоростью, решительностью, дерзостью, быстротой. И в первом и во втором случае преподаватели, видя, что тестовое задание уже выполнено, специально делали вид, что увлечённо разговаривают о чём-то и не замечают, что задание уже выполнено. Причём, заметив это, они засекали время, когда же терпение студентов лопнет, и они прервут их разговор. А студентам, чтобы сдать результаты тестов нужно было проявить некую несдержанность. Так вот первая группа студентов смогла выдержать, чтобы не прервать их разговор, почти полчаса, а вторая всего-навсего около двух минут! То есть слова преднастройки в одном случае замедляли последующие действия студентов, а в другом - убыстряли.

Ещё более интересные результаты исследований учёные получили во втором эксперименте, где студентам в тот же тест вставляли две другие категории слов. В первом случае это были слова, вызывающие ассоциацию с бедностью, одиночеством, болезнями и старостью, а во втором - с молодостью, энергичностью, отменным здоровьем. После окончания теста походку студентов снимали скрытой камерой. Первая группа студентов выходила из аудитории шаркающей, медлительной походкой, спины их были сгорблены и внешне они были похожи на пожилых больных людей. Вторая группа не выходила, а вылетала: походка была пружинистая и энергичная, а осанка была выпрямленной! Вот такую преднастройку произвели слова даже не произнесённые, а только прочитанные, такой в них заложен мощный потенциал.

2.2. Как ложь сделала двоечника академиком

О силе слова приведу ещё пример из жизни всё того же М.С. Норбекова, сыгравшего в моей жизни очень важную позитивную роль. Несмотря на его всемирую известность как тренера, писателя и учёного, в младших классах школы он был штатным двоечником. Когда в пятом классе его новая учительница-классный руководитель спросила: «Кто здесь Норбеков?», он встал и сказал: «Это - не я». Она спросила, где он живёт и Мирза (так звали его друзья) показал свой дом прямо из окна школы, так как жил рядом. Когда он пришёл домой и увидел учительницу у себя дома, то был крайне удивлён тем, что она обыкновенный человек, который может просто разговаривать, что она умеет есть, пить! До этого случая для него учитель был человеком-роботом, говорящим только: «Иди к доске или иди к завучу!». По-другому он учителей просто не воспринимал. Какого же было его удивление, когда эта учительница подошла к нему на следующий день и сказала: «А ты, оказывается, умный мальчик, книги читаешь! Приходи ко мне домой, я с тобой и со своим сыном буду заниматься». Он стал ходить к ней домой и она всегда хвалила его. Ответная реакция была такой, что он заинтересовался предметами, которые она преподавала, и уже в 7-8-ом классах занимал первые места на олимпиадах разных уровней по физике и математике.

Со временем Мирза стал профессором, академиком, но своего спасителя, любимую учительницу не забывал, и при случае всегда навещал её, когда приезжал в родные края. И когда он признался, что стал профессором только благодаря ей, она рассказала ему, как всё было на самом деле, о чём он даже не догадывался. Оказывается, тот класс, в котором учился Мирза, был первым в её трудовой практике. Когда она пришла в школу, завуч сказал ей, что в её классе учится Норбеков, и нужно пойти к его родителям, чтобы получить их согласие на перевод его в интернат для слабоумных детей. Мама Мирзы сказала, что мальчик он хороший, но у него такая черта характера, что когда на него давят, он закрывается и начинает сопротивляться. И помочь тогда может только хитрость, обман.

Вот на эту хитрость и решила пойти его учительница. В конце своего рассказа она призналась, что говоря ему, что он умный и хороший, она просто-напросто лгала ему. НО! Эта ложь сделала из него того, кем он стал. А теперь представьте, что было бы с ним, если бы она только думала, но не произносила тех слов похвалы и поддержки в его адрес. Норбеков вспоминает по этому поводу: их было трое - дежурных хулиганов в школе; один из них до сих пор сидит в тюрьме, выходя из неё иногда на короткое время, другой - после второй отсидки в тюрьме уехал в другую страну. Они всегда и от всех слышали в свой адрес только «правду» и стали пропащими людьми. Поэтому нужно сверх ответственно относиться к каждому произнесённому слову. Человек, поверив нашим словам, может изменить свою судьбу либо в лучшую, либо в худшую сторону.

3. Айфааровские песни - это послания нам будущим

Ваша Жизнь Добром и Радостью будет полна,
Если часто повторяются эти слова!
И не только весной, но всегда, в миг любой:
«Я вас всех люблю!»
Орис О.В.

Сами по себе слова - это просто слова. Каждый из нас одно и то же слово воспринимает по-своему, потому что вкладывает в него своё понимание, своё отношение к данному понятию, свои образные представления, свои чувства, эмоции. Когда мы произносим слова, стараясь глубоко прочувствовать их смысл, то слова творят ещё сильнее. Мне в жизни посчастливилось узнать об Айфааровских песнях, тексты к которым написал О.В. Орис, и благодаря этим песням мне самой довелось испытать всю силу и мощь слов произнесённых, поскольку во время их пропевания активизировались уровни самосознания, которые не активны в нашей повседневной деятельности. Проговаривая или пропевая стихи и песни, мы стараемся понять, какой смысл вложил в них автор, прочувствовать всё это, представить, ощутить, и если это вызывает мощный резонанс с нашим миропониманием и мироощущением, то впечатление на нас они оказывают неизгладимое.

Первое, что я поняла, услышав эти песни, что это - как бы услышанные «мои» мысли и чувства, потому что я впервые в жизни так мощно срезонировала именно на содержание стихов - текстов этих песен; видимо, Душа давно уже ждала и вот, наконец, это произошло: «К Свету, что искрится, Сердцем прикоснись, С Этим Светом на Земле мы родились! И за Жизнь земную надо нам успеть Свет усилить, чтобы Землю обогреть! Чтобы воссиял над миром Нетварный Свет! Сердечный Свет! На много лет!» . Эти слова пробуждали Звёздную память и звучали как бы оттуда, из Будущего! Раньше меня больше трогала мелодия, а также вокальное и актёрское мастерство исполнителей песен. А тут во всю мощь как набатом зазвучали слова (на мотив песни «Бухенвальский набат»): «Силы Света, Силу Духа дайте! Дайте! К Вам идём, к Вам идём мы Одной Семьёй! Нам в Любви и в Духе помогайте Справиться с бедой и шар спасти земной! Чтоб освободились вновь из плена Доброта, Надежда и Любовь, Чтобы, возродясь из жизни тленной, Собрались мы вновь и создали вновь Мир наш чистый и лучистый, Как Сама Любовь!» .

Эти песни, помню, захватили меня всю, я не могла их наслушаться, а если не было аудио записей, то читала или напевала песни сама, так как мелодии к ним были знакомые и любимые с юности - это шлягеры прошлого века. Вот, например (на мотив песни «Маленькая страна»): «Нашу Судьбу творим мы сами, За всё, чем она полна, - Мыслями, чувствами и делами, - Жизнь воздаёт сполна! И если горе вдруг случится, В Сердце ищи ответ: Может, оно уже не искрится И не дарует Свет!» . Тут я в полной мере ощутила на себе силу слова. Произошло как бы второе моё рождение - я увидела, какой мне хочется быть, какими мне хочется видеть людей, окружающих меня в жизни, к чему мне нужно стремиться, как себя менять, чтобы соответствовать этим представлениям: «И если в Жизнь идти дорогою Добра, Всё в мире просветляя Любовью одной, То завтра всегда будет лучше, чем вчера, И станет мир одной, заветною Мечтой! Наша Жизнь устроена нами, Согласуясь с Всевышней Судьбой! Если хочешь сродниться с Мечтами, Жизнь свою принимай всей Душой!».

Слова эти - проникновенные, добрые, любящие, светлые и радостные - в различных жизненных ситуациях стали помогать мне находить правильное, более качественное решение, давали необходимые мне советы и рекомендации. В нужный момент те или иные строчки автоматически всплывали в памяти: «Очень часто нам Жизни изнанка В суете-маете не видна, И когда Жизнь поднимет нам планку, Мы летим, кувыркаясь, до дна! Ты живи, Сердцу больше внимая, И мгновения счастья лови, Постоянно в Душе умножая Свет и Радость сердечной Любви!» .

Эти песни привнесли в мою жизнь такие радостно-возвышенные состояния, которые я раньше не испытывала. В полной мере я прочувствовала сильнейшую вибрационную мощь этих песен, когда оказалась в кругу единомышленников, где мы все вместе пели эти песни у костра: «В тех Краях так много Света, что весь Мир растворяется в Нём! В тех Краях, что рядом где-то, мы Единой Семьёю живём» .

Моя «физика» довольно продолжительное время, более года, постепенно адаптировалась к высоким вибрациям этих песен. Слёзы во время пропевания песен лились рекой и я ничего не могла с этим поделать. Да и после песен ещё некоторое время ощущалась вибрация всего тела и отрешённое состояние ума. Мне трудно было возвращаться в эту реальность, я какое-то время всё ещё ощущала себя как бы в другом измерении: «Там, где все мои Мечты воссияют, словно солнце! Где в сияньи Красоты наши Души и прекрасны, и чисты!» .

4. Звуковые Космические Коды - Ключ к познанию структуры мироздания и человека

Благодаря песням я узнала и об их авторе, Орисе, и о том Знании, которое он своим самоотверженным трудом несёт человечеству. Ииссиидиология, так назвал Орис свой фундаментальный труд, удивила меня своей глобальностью, и в то же время глубочайшей доскональностью описываемых процессов, происходящих как в мироздании, так и в человеке. Изучая это Знание, ко мне постоянно приходит понимание многих вещей, которые раньше я не могла сама себе объяснить. Самым главным для меня стало осознание того, что же является изначальной основой ВСЕГО.

Всё есть Информация. Это - главный постулат ииссиидиологии. Всё Сущее проявлено благодаря двум составляющим: информации и энергии, вернее сказать энерго-информации, поскольку по отдельности они просто не существуют. А слова являются инструментом восприятия и передачи определённой части этой информации, языком нашего общения, то есть слова - это тоже информация и заложенная в ней энергия. Может возникнуть вопрос, если в словах уже заложена определённая энергия, то почему мы все по-разному воспринимаем одни и те же слова? Ответ простой - потому что каждый из людей берёт из этой информации ровно столько, сколько может взять в соответствии с активностью уровней конфигурации своего самосознания. Я не буду на этом сейчас останавливаться, потому что самое лучшее, что можно сделать, чтобы подробнее узнать об этом - это обратиться к первоисточнику, к книгам по ииссиидиологии.

Конфигурация нашего Самосознания, структурированная целыми конгломератами разнокачественных энергоинформационных фрагментов, ежемгновенно пополняется ими по принципу резонанса. Мы, как правило, слышим и видим только то, что нам интересно, или, наоборот, то, с чем мы никак пока не можем согласиться или понять, а на остальное мы просто не обращаем внимание, то есть не резонируем, там нет фокуса нашего внимания. И та информация, которая нам так необходима для нашего развития, всегда приходит, как нам порой кажется, именно в тот момент, когда она нам очень нужна. На самом же деле, она всегда была, есть и будет, а мы осознаём ту её часть, которую уже готовы распаковать (расшифровать, декодировать) своими системами восприятия и срезонировать на неё.

Новые слова влияют на развитие нашего интеллекта, расширяют наш кругозор, мировосприятие. В ииссиидиологии введено очень много новых понятий, терминов, Космических Звуковых Кодов. И это оказывает огромное положительное влияние на развитие наших способностей, мы начинаем тоньше чувствовать себя и окружающий мир, у нас начинает пробуждаться, развиваться и быстрее активизироваться шестое чувство - интуиция. В будущем, когда мы сможем медитировать на Космические коды, нам откроется информация, заложенная в них. Космические Коды - это ключ к глубокому познанию структуры мироздания, а также язык межгалактического общения.

С помощью ииссиидиологии можно осознать всю мощь того влияния, которое оказывают на нас наши мысли и слова, то есть образы, с помощью которых мы творим свою реальность. Многомирие, многовариантность нашего существования позволяют нам, если мы уже способны делать это осознанно, выбирать сценарии своей жизни, многократно ускорять свой индивидуальный процесс эволюционирования.

5. Слова творят окружающую нас действительность

Смысл, который мы вкладываем в каждую озвученную мысль, определяет тональность, качество и силу воздействия произнесённого слова. В словах, сказанных вслух, есть особая сила, гораздо большая, чем в словах написанных. Но даже и слово, прочтённое «про себя», оказывает на нас огромное влияние, наполняя нас соответствующими чувствами и эмоциями.

Если мы энергично повторяем вслух какое-либо твёрдое решение, то мы с гораздо большей вероятностью претворим его в жизнь, нежели просто подумаем об этом. Произнесённое слово - это не только колебание молекул воздуха, и не просто набор букв, это - великая сила, как созидательная, так и разрушительная. Поэтому необходимо со всей полнотой ответственности относиться к каждому произнесённому, а также и к написанному слову. Всегда помнить о том, какое влияние это может оказать как на нас самих, так и на всех остальных людей.

Слова, которые мы произносим и при помощи которых мы думаем, формируют нашу судьбу. Честность с самим собой подразумевает нашу оценку себя в данный момент времени, и если принимается осознанное решение изменить своё внутреннее состояние, чтобы осознавать себя в будущем в более качественных мирах, тогда надо начинать не только думать, но и говорить по-новому, чтобы раскрасить свою жизнь новыми яркими красками и привнести в неё самые качественные сценарии, возможные для нас в данный момент.
В ближайшем будущем у нас уже не будет необходимости общаться друг с другом при помощи слов. На смену им придут телепотемы, мысле-образы, но это уже будет другой этап нашей эволюции как людей. На нынешнем же этапе для нас слова пока ещё имеют очень большое значение, ведь именно они придают силу нашим мыслям и создают ту реальность, в которой мы себя осознаём.

Поэтому, не стоит забывать, что у каждого из нас есть волшебная палочка под названием «Слово»! Так давайте же творить этот Мир своими мыслями, словами и делами, как поётся ещё в одной Айфааровской песне: «Сейте Свет и здесь, и там, Не жалея ласковых слов, И пусть к иным мирам Направляет вас Любовь! Пусть цветёт Любви Весна, Пусть рука коснётся руки! И будет Жизнь легка Если все Сердца близки!» .

Урок чтения

Тема урока: «Рассказы.

Волшебная сила слов и поступков»

Цели: отрабатывать правильное произношение и чтение слов;

вырабатывать внимание к слову и его частям;

Учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;

Развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;

Развивать скорость чтения вслух и про себя;

Расширять словарный запас детей;

Расширять кругозор учащихся;

Воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;

Воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности ;

Сохранять здоровье учащихся

Технологии обучения :

личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,

Информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование урока:

· Подставки для книг

· Интерактивная доска

· Магнитофон

· Презентация урока

· Мультимедийный проектор

· Экран

Подготовка к уроку : проветривание классной комнаты – 10 мин.;

динамическая перемена - игры

Ход урока:

1. Организационный момент . (дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивок головы)

У: - Дети, нам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит, можно вам садиться.(дети садятся)

Минутка здоровья:

У : - Ребята, я рада видеть вас красивыми, стройными, здоровыми. Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

У : - Скажите мне, пожалуйста, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко над партой?

Слайд 1 font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black">Д : - Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко было дышать.

У : - Правильно. Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее!

У : - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?

А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?

Вы готовы показать, чему вы уже научились в первом классе?

2. Артикуляционная гимнастика:

У: - Начнём урок с речевой разминки.

Упражнения на постановку дыхания:

(один ученик у доски показывает упражнения, все повторяют)

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох носом, выдох по порциям;

- вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот;

У : - Самолеты взлетают: - у - у - у

Машины едут: - ж - ж - ж

Ползёт змея: - ш - ш - ш

Летит комар и звенит: - з - з - з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! - з - з – з

У : - Работаем с чистоговоркой. Отчётливо произносите звуки и слоги:

Слайд 2. ша – ша – ша - Наша школа … (хороша)

шо – шо – шо - Учиться будем … (хорошо)

Шу – шу – шу - На уроке я … (пишу)

са – са – са - В лесу бегает … (лиса)

Line-height:150%;font-family:" arial black normal>ос – ос – ос - На поляне много … (ос)

Line-height:150%;font-family:" arial black font-weight:normal> су – су – су - Было холодно в … (лесу)

У : - Читаем шёпотом, медленно:

Слайд 3. мыш - шаш-

Миш - шап-

Мош - шуб-

Кош - пуш-

У : - Читаем тихо, умеренно. Какой слог пропал?

Слайд 4. мышка шашка

Мишка шапка

Мошка шубка

Кашка пушка

Кошка

Проверьте себя. Читайте быстро, не ошибаясь.

Какое новое слово появилось? (кашка)

Читаем ещё быстрее, в темпе скороговорки.

Спасибо за работу. Вы очень чётко старались произносить звуки, слоги и хорошо поработали над скоростью чтения. (отметить особо старающихся учащихся)

3. Работа над новым материалом.

а) Регуляция психического состояния учащихся.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов.

Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

б) Поэтическая минутка.

Чтение стихотворения ученицей: картина – восход солнца (на экране)

«Я и солнышко» В. Коркина Слайд 5.

Солнышко ясное встало,

Доброе утро! – сказало.

Доброе утро! –

кричу я прохожим.

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься –

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Друзья, всё равно…

Придумано мудро: - Доброе утро!

У: - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?

Чем понравилось? (ответы учащихся)

в) Беседа, работа с пословицами.

У : - Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте,

доброе утро . Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, какую силу имеют произнесённые вами слова и совершённые поступки. Давайте прочитаем тему нашего урока.

Слайд 6 . line-height:150%;font-weight:normal"> Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на целый день. Наверно, каждый бы из вас хотел стать волшебником. Но этому научиться нетрудно. Нужно иметь только большое желание, и вы научитесь волшебным словам и поступкам. Ведь волшебные слова – это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Больно ранят обидные прозвища, клички.

Народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях . Давайте с ними познакомимся.

Слайд 7.

line-height:150%"> У: - Послушайте, какие пословицы о роли слова приготовили дети.

Д: - Ласковое слово – что весенний день.

Бритва скребёт, а слово ранит.

Будь своему слову хозяин.

У: - Как понимаете смысл этих слов?

Запомните эти мысли, пожалуйста.

Ведь пройдет время, и кем бы не были, прежде всего вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми – добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершённые вами поступки.

А как вы умеете пользоваться вежливыми словами, мы сейчас проверим, дополнив данные выражения:

Учащиеся переводятся из положения сидя в положение свободного стояния.

Слайд 8.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…

Зазеленеет снова старый пень, когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы

Когда бранят за шалости, говорим: « Прости, …»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: -

У: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете волшебные слова.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

Когда повсюду говорят:

Слайд 9.

У: - Запомните эти слова и почаще ими пользуйтесь в жизни!

Физминутка:

У: - А теперь давайте отдохнём, проведём физминутку «Не ошибись, пожалуйста!» Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Не ошибитесь, пожалуйста!

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки!

- Будьте добры, похлопайте!

- Потопайте!

- Присядьте, пожалуйста!

- Будьте добры, встаньте!

- Тихо сядьте!

- Тихо сядьте, пожалуйста!

Гимнастика для глаз: (слайды 10,11, 12 )

На экране появляется солнышко. Учащиеся вращают глазами по часовой стрелке, а затем в обратную сторону. Учитель ведёт по экрану указкой, дети повторяют движение необходимое количество раз.

На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед, смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок.

На экране появляется снежинка , которую рисует шарик. Учащиеся следят за движением шарика.

г) работа над текстом:

У: - На уроках внеклассного чтения мы прочитали много поучительных рассказов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вспомните, какие рассказы вам запомнились особенно?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Толстого.

Слайд 13. Портрет Л. Толстого

Давайте рассмотрим иллюстрацию на экране. Слайд 14 .

font-size:9.5pt;line-height:150%;font-family:Arial;color:#110EA7">

Это крестьянская изба. Так раньше называли деревянный дом в деревне. Главное место в избе занимала большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым отверстием, которая служила не только для отопления и приготовления пищи, но была и лежанкой, на которой можно было спать.

Чтение текста хорошо читающим учеником:

ученик в роли учителя - стр. 77 «Азбука»

Что особенно взволновало вас в рассказе? (обмен впечатлениями)

Хотелось бы вам дружить с героем этого рассказа?

Чтение текста по предложениям (чтение «цепочкой»):

Нравится вам отношение внука к дедушке?

Как бы поступили вы?

Прочитайте предложение: « Не то дурно,…». Как понимаете?

В этом предложении выражена главная мысль.

Релаксационная пауза

Предлагаю детям немного отдохнуть, положив голову на парту, закрыть глаза и вспомнить, когда им было особенно весело (минута радости )

Что вы почувствовали?

Чтение второго текста учителем – стр. 77

Какие слова были непонятны?

Словарная работа: слайд 15. веретено - приспособление для прядения

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black"> (утолщенный стержень для навивания нити)

ткать – изготовлять материал путём плотного соединения накрест переплетенных нитей

Обмен мнениями о прочитанном.

Самостоятельное чтение текста учениками в парах :

(один читает – другой проверят, и наоборот)

Индивидуальная работа учителя со слабочитающими учениками.

У : - Ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда? Об этом убедительно говорится в маленькой сказке Л. Толстого «Белка и волк», которую вы прочитаете дома.

Запись домашнего задания: стр. 78 – читать

4. Рефлексия урока:

У : - Хочу предложить задачу не на вычитание и сложение, а на уважение. Мы сегодня много говорили о волшебной силе слов и поступков людей. В 1-а классе учится 34 мальчика и девочек. Скажите, сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего дня никогда не совершать плохих поступков, а всегда пользоваться волшебными словами и совершать хорошие дела?

Молодцы! Давайте составим девиз нашей жизни. Прочитайте слова (на экране: делать, дела, спешите, добрые ) Расставьте их в таком порядке, чтобы получилась пословица. Слайд 16.

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black">У: - Наш урок подошёл к концу. Что вы можете о нем сказать?

Кому удалось сегодня понять что-то новое для себя?

Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

А я хочу закончить урок такими словами:

Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!

Да здравствуют вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

- Спасибо за урок. Берегите свое здоровье!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Евангелие от Иоанна

«Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
с ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить».

В. Шефнер.

«Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна».

А. Твардовский.

Вся наша жизнь складывается из общения людей, из взаимодействия между людьми. С самого раннего детства и до глубокой старости человек использует в своей жизни Слово. Большинство людей не задумываются о силе и качестве сказанных слов , которые они употребляют. А между тем, каждое Слово, обладая определённой смысловой нагрузкой, имеет свою энергию. Если слова светлые, благотворные, целительные и позитивные, энергия у слов будет созидательная. Если же человек в раздражении произносит негативные слова и выражения, энергия будет разрушающе действовать на окружающих людей.

Каждое слово, произносимое человеком, обладает различной силой, в зависимости от того, какие эмоции и образы преобладают в человеке. В общении двух людей есть всегда говорящий и слушающий, и слова говорящего воздействуют на слушающего своей энергией: либо положительной, либо отрицательной.

Слово, заряженное определённым видом энергии, влияет не только на окружающих людей, но и на самого говорящего, а также на окружающий мир. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. А сколько мы знаем примеров, когда спасительное слово поддержки, любви, заботы, доброты, придавало сил больным и вело к выздоровлению. От таких слов появляются неведомые силы и восстанавливающая энергия.

А какова сила сказанного слова в молитве? Колоссальная, жизнеутверждающая, благотворная, исцеляющая, благословляющая.

Сила сказанного слова по отношению к растительному миру также велика. Сколько уже писалось в литературе о необычных экспериментах, когда над растениями говорили слова, несущие позитивную энергию: «Я тебя люблю», «Благодарю тебя», «Ты радуешь нас своей красотой и великолепием». Такие растения вырастали быстро и легко. Если же меняли энергетику на противоположную, то все растения проявляли деформацию, прекращая активный рост.

То же самое касается и воды, которая под воздействием определённых слов, меняет свою структуру. Под воздействием слов благодарности или благословения структура воды приобретает гармоничную форму. Если же задействовать негативные эмоции – структура воды становится безобразной и деформированной.

Научно доказано, что сила сказанного слова поистине велика. С помощью нескольких убедительных слов и фраз можно убедить человека, воодушевить его и вдохновить, помочь поверить в невозможное, создать надежды на будущее. Помочь человеку поверить в счастливую жизнь, в его собственные безграничные силы и возможности.

Если же слово злое, то оно может сильно повлиять на человека, лишить его энергии, рассеять его планы, нанести психологическую травму. Поэтому в нашей повседневной жизни при общении с людьми важно помнить об этой великой силе сказанного слова . Если мы хотим быть здоровыми, радостными и счастливыми, в нас должны преобладать созидательные мысли и образы. А свою речь необходимо наполнять красивыми, правильными и гармоничными словами. Пусть они несут окружающим нас людям созидательную, животворящую энергию.

Как я уже говорила, все произносимые слова обладают различной силой. Всё зависит от того, какие мысли и образы находятся в самом человеке. Вы, дорогие друзья, наверно, замечали неоднократно, что слова одних людей имеют большую силу, значение и вес, а к словам других мы относимся как к пустому звуку. Отчего так происходит, как вы думаете? Возраст человека в данном случае не имеет решающего значения. Всё дело в вере самого человека в то, что он говорит, в его убеждении. И эта сила и вера проявляется через наши мысли, слова и действия.

В связи с этим очень часто приходится выслушивать от людей, что позитивные утверждения (аффирмации), которые они произносят, не изменяют их жизнь, не приносят желаемого результата. Приходится постоянно говорить о том, что частое повторение слов и выражений, конечно, ничего не изменит. Нужно верить в то, что вы говорите.

На самом деле человек обладает колоссальной силой и могущественной энергией. Сила каждого сказанного слова заключается в том, какие чувства и образы находятся на уровне подсознания. Очень важно ощущать сильные, яркие, позитивные чувства. Если постоянно вызывать у себя подобные чувства, тогда и слова ваши будут иметь силу, а жизнь будет яркой, радостной, счастливой и созидательной. Об этом же рассказывается в притче” Сила слова”.

” Весь зал уже был заполнен людьми. Сегодня выступал Мастер – человек заслуженный и уважаемый. Народ притих в ожидании чего-то интересного.

Наконец, Мастер вышел на сцену. Это был немолодой уже человек. Он трогательно щурился, пытаясь охватить взглядом весь зал.

– Здравствуйте, мои друзья. Сегодня мы с вами поговорим о великой силе обыкновенных слов. Эти слова, которыми мы с вами разговариваем, формируют наше с вами настоящее и будущее. Более того, сегодня с вами происходит то, о чем вы думали вчера и позавчера. Думали пылко, страстно…

Тут с последних рядов поднялся молодой человек и, перебивая Мастера, громко сказал:

– Какая чепуха. От того, что я сегодня целый день буду твердить «Бог», я завтра святым не стану. Что вы ерунду здесь городите.

Вдруг Мастер махнул рукой и резко сказал:

– Вы недоумок и невежа!

Не ожидавший от Мастера подобных слов, молодой человек на минутку ошарашено замолчал, а потом разразился бранью. Поток его слов был таким грубым, что сидевшие рядом люди стали просить его успокоится. Некоторые просто опускали от стыда глаза.

Мастер вдруг озорно улыбнулся и сказал:

– Извините, пожалуйста, я погорячился. Простите меня, если можно.

Молодой человек опять застыл в замешательстве. Потом, будто опомнившись, обвел взглядом сидевших вокруг людей. И покраснел. Ему уже было очень неудобно от своей несдержанности, от своих злых и грубых слов.

Он опустился в кресло, а через секунду поднялся и хриплым голосом сказал:

– И вы простите меня. Что-то меня понесло.

Мастер мягко улыбнулся и сказал:

– А вы говорите, что слова не имеют силы. От одних моих слов, вы готовы были меня разорвать на куски, а от других моих слов вы почувствовали стыд. Вот вам и гипнотическая сила слова. Извините меня, молодой человек, еще раз. Ну что, продолжим?”

Я думаю, что каждый из нас может привести соответствующие примеры из своей жизни о силе воздействия наших слов. Помните, пожалуйста, дорогие друзья о том, что мы ответственны за тот мир, который мы создаём своими словами.

Для того, чтобы создаваемый нами мир, был радостным и прекрасным, давайте будем следить за тем, чтобы каждое произносимое нами слово, было добрым, наполненным любовью и благословением для мира и людей.

10 комментариев читателей статьи "Сила сказанного Слова"

    Поучительная притча! Мне вспоминается свой ученический опыт (школа, институт) – насколько разная сила слова у разных людей. В идеале, конечно, каждый человек должен быть на своем месте – и преподавать должны именно те, кто вверит в то, что изучает и чему обучает. Именно такие преподаватели оказывают мощное влияние на учеников, именно они формируют не только наши познания, но и личность, за ними хочется идти.
    Но первый шаг для каждого – это осознанно относиться к тому, что произносишь. Контролировать мысли – это уже для сильно “продвинутых”. Впрочем, есть, к чему стремиться

    Очень выразительный пример в притче! Есть еще такое высказывание: “Бранящийся глупец разит себя секирой, которую каждый из нас носит во рту с рождения”.

    Ирина!Ваша статья очень поучительная.Я часто не контролирую свои мысли и слова.После очень расстраиваюсь ….Но слово не воробей…..Я знаю людей, которые могут долго находиться в состоянии покоя без мыслей.Помогите разобраться в этом.От чего это зависит? С уважением, Светлана.

    Уважаемая Светлана! Очень хорошо, что Вы уже начали задумываться о том, как контролировать свои мысли и слова!
    Если Вы приняли решение контролировать свои мысли и слова, то наберитесь терпения. Полный контроль за мыслями и словами произойдёт не так быстро.
    Существует целая система, чтобы овладеть этим мастерством.
    Если Вы, действительно, знакомы с людьми, которые могут долго находиться в состоянии покоя без мыслей, Вам очень повезло. Таких людей- единицы. Даже простое нахождение рядом с такими людьми -благотворное. Учитесь у них состоянию безмыслия!
    В любом случае, если Вы готовы и намерены работать над собой в этой области, милости прошу, добавляйтесь ко мне в скайп, будем работать. Мой скайп: irinaatma44
    Желаю удачи!

    Вконец признавши слабость слога,
    Объединились слоги в Слово,
    Способное свести в могилу…
    Своим Крылом коснуться Бога!

    Однажды раннею весной
    Сидел на паперти слепой.
    Над обнажённой головой
    Плакат был с надписью такой:

    «СЛЕПОМУ С ДЕТСТВА – ПОМОГИТЕ!»

    Но сам слепой того не видит,
    Что в шапке у него монета.
    (С утра была лишь милость эта…)

    Прохожий, бросив горсть монет,
    Переписал его плакат.
    Услышав звон, слепой был рад,
    Как мог, благодарил в ответ!

    Был к вечеру усилен звон.
    Слепой не ожидал никак.
    И вдруг — знакомый рядом шаг,
    Что поутру запомнил он.

    «Спасибо, добрый человек!
    С утра слепому ты помог.
    Мне не забыть тебя вовек.
    Да вознаградит Вас Бог!

    Полна вся шапка, как во сне!
    В монетах Ваших, знать, секрет,
    Их от души отдали мне…
    Иного объясненья нет!»

    Нежданно вдруг ответ такой
    Услышал радостный слепой:

    «Да нет секрета в тех монетах!
    Но понял я, что правда это,
    Коль говорят о силе СЛОВА.
    Пусть будет для тебя не ново —

    Плакат был переписан твой
    Моею лёгкою рукой,
    Чтоб всяк прочёл, лишь подойдёт поближе:

    «СЕЙЧАС ВЕСНА, НО Я ЕЁ НЕ ВИЖУ!»

    КТО ТЫ
    притча Владимира Шебзухова

    Путь долгий, что пришёл к концу, уж, благо, завершён…
    С тем обратился к мудрецу, кто к старцу долго шёл.

    «Одну лишь истину узнать у мудреца,
    Что мучает вопросом без конца -
    Проделан путь, дабы найти ответ.
    Хочу услышать я в твоём ответе -
    Чего же отвратительнее нет,
    На этом, нашем, не безгрешном, свете?»

    Из уст само вдруг полилось невольно,
    Уверенно и… далеко не робко,
    Едва услышал на вопрос паломник,
    Нежданное от старца, кратко: «Кто ты?»

    «Дорон я… знаменитый счетовод!»
    «Подумай, прежде, чем откроешь рот.
    Дорон - «подарок» - говорит иврит!
    Мне имя, ни о чём не говорит.
    И до профессии твоей мне дела нет,
    Скажи лишь, кто ты, будет и ответ!»

    Задумался, однако, счетовод:
    «Мне не понять, пожалуй, мудрецов.
    Пошто разносит слух о них народ?!»
    Воскликнул: «Человек, в конце концов!»

    «На слух, биологический твой вид,
    Всё также, ни о чём не говорит!»

    «Хоть не был дан прямой ответ,
    Но понял я секрет в ответе!
    Что отвратительнее нет,
    На этом, не безгрешном свете,
    Когда не знаешь, кто ты есть?
    Хвала тебе, мудрец, и Честь!

    Но на прощание скажи,
    Мои, пусть знают, дети,
    Коль мудро эту жизнь прожил
    И бескорыстно всем служил,
    Кто ты, на этом свете?»

    Молчать в ответ седым усам
    И бороде, негоже,
    А посему мудрец сказал:
    «Я, милостью, раб Божий!»

Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.

В древнерусскую литературу широко вошли представления о силе слова, разработанные в христианском учении. Они были заложены в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово; и Слово было у Бога. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без него ничто начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Эти евангельские слова могут быть истолкованы так: Слово — это сам Бог, воплощение его творческой силы и могущества. С помощью Слова Бог сотворил мир и все сущее в мире. Он сказал: «Да будет свет, и стал свет». Слово — это животворящее божественное начало всего сущего, оно является началом жизни, светом истины для людей. 1

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н.В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет». Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.

Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания». Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг»).

Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.

Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях». Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог». Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV-XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.

Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.

Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды). История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции). Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру).

В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

«Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских» 2 .

Главным достоинством произведений древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература по-прежнему ценна и актуальна и в наши дни. Она поддерживала национальный дух в годы испытаний, обличала раздоры князей, призывала к единству, выполняя высокую нравственную миссию. Ее традиции не могут забыться, их невозможно не ценить.

Без произведений древнерусской литературы невозможны художественные открытия русской литературы последующих эпох.

Произведения древнерусской письменности разделялись на мирские (светского содержания) и духовные (церковные). Средневековая литература развивалась в совершенно особых условиях, обладала иными, сравнительно с литературами нового времени, функциями и ставила перед собой иные задачи.

Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие»:

  • Древнерусская литература. Литература и русская история
  • Древняя литература о пользе книг, о силе слова

Цена слова в жизни людей

Люди не всегда ответственно относятся к своим словам. Они считают: подумаешь, что-то не так сказал. Слово не матери­ально, и следа оно оставить не может.

В связи с вышесказанным проблему текста можно обозна­чить следующим образом. Не правы те, кто так думает. Ведь неосторожно сказанное слово оставляет в восприятии людей такой глубокий след, который невозможно исправить, который может навсегда остаться в их памяти, «отравить» им жизнь.

Комментируя проблему, следует отметить, что человек на­долго запоминает всё, что о нём говорят: и хорошее, и плохое. При этом все мы помним то, что сказали об окружающих. И мнение о каждом из нас складывается не только с учётом на­ших дел, но и исходя из того, что и как мы говорим.

Позиция автора такова. Необдуманное, поверхностное, неосторожное отношение к слову может иметь самые серьёзные последствия для того человека, которому это слово сказано. До­брые слова его обрадуют, укрепят веру в свои силы. А резкий тон противника, его грубость и сказанные им оскорбительные слова глубоко ранят человека, заставляя переживать горечь обиды и незаслуженного унижения. Поэтому пословица: «Семь раз от­мерь, один раз отрежь» - применима и к слову. Стоит семь раз подумать, прежде чем один раз сказать.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её правиль­ность следующим первым аргументом. Евгений Базаров из ро­мана И.С. Тургенева «Отцы и дети» позволяет себе принижать достоинство встретившихся на его жизненном пути людей. Он даёт им оценки более низкие в сравнении с тем, как они хотели бы сами заявить о себе. «Дрянь, аристократишка», - так он ха­рактеризует Павла Петровича. А Николая Петровича обижают слова Базарова о том, что он «человек отставной» и его «песенка спета». Остаётся лишь удивляться несдержанности тургенев­ского героя, хотя критик Писарев утверждал: грубость чувств нигилиста оправдана тем, что его «жизнь так складывалась».

Второй аргумент, подтверждающий правильность позиции автора, таков. Отдельные российские политики, общественные деятели могут плохо отзываться о некоторых известных людях, «вип-личностях», или о своём «электорате» - о тех, кто их вы­брал на высокие посты, благодаря кому они получили высокие должности. Часто уверенные в своей избранности и удачливо­сти, скандально ведут себя артисты или спортсмены, стремясь завоевать сомнительную славу. Эти «герои» в выражениях не стесняются и порой говорят такие вещи, за которые им дорого приходится расплачиваться впоследствии.

Вывод. Каждый из нас должен помнить о том, что «слово - серебро, а молчание - золото». Слово должно иметь вес и цену, а иначе… пусть оно останется невысказанным.