Леонардо да винчи интересные факты из жизни. Леонардо да Винчи: интересные факты из жизни Интересные факты из жизни леонардо да винчи

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год – в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год – вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год – так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.


1499 год – после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это - теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год – как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея – аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого – аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо – «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.

Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность - неотъемлемое качество жизни. Окончить - означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий - Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром - одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август – полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В пятницу, 19 декабря, в Нью-Йорке состоится премьерный показ нового биографического фильма "Внутренний мир Леонардо" (Inside the Mind of Leonardo), где в главной роли снялся шотландский актёр Питер Капальди, известный публике по новой версии сериала "Доктор Кто". Главный герой будет читать вслух самые сокровенные и тайные места из дневников гения.

Есть не так уж много людей в истории человечества, которые признаются гениями практически всеми и повсеместно. К таковым несомненно относится и гений Ренессанса, великий художник, подаривший миру "Мону Лизу", и изобретатель, внушавший современникам благоговение вперемежку с ужасом смелыми проектами, намного опередившими своё время, известный нам под именем Леонардо да Винчи.

Казалось бы, его биография изучена вдоль и поперёк, но всё же есть ряд малоизвестных фактов, о которых многим интересно бы было узнать.

Незаконнорожденный ребенок

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, неподалеку от Флоренции, в провинции Тоскана. По многочисленным свидетельствам его отцом был нотариус и землевладелец Мессер Пьеро Фруосино ди Антонио да Винчи, а матерью простая крестьянка по имени Катерина. В то же время, есть неоспоримые свидетельства, которые не предавались огласке, что его мать была просто рабыней у сеньора Пьеро ди Антонио. Его родители никогда не имели официальных брачных отношений между собой.

До 5 лет маленький Леонардо прожил со своей матерью, а затем переехал в дом отца, который, в свою очередь, женился на богатой невесте. Леонардо сохранил образ своей матери и не раз отображал её в своих работах. В то же время, его переписка с нею носила редкий и эпизодический характер. Леонардо не имел фамилии в современном смысле: "да Винчи" означает просто "из городка Винчи".

Без официального образования

В отличие от других великих мастеров Эпохи Возрождения, Леонардо не имел какого-либо официального образования. Формально он был безграмотным и необразованным. Но как же далеко оставил позади всех этих высокомерных и пустых "умников с дипломами". Хотя, конечно, он получал ряд домашних уроков по чтению, письму и математике.

Его детство, проходившего в сельской Тоскане, было наполнено длительными прогулками и наблюдениями за явлениями живой природы. Особенно юного Леонардо интересовали свойства воды и полёты хищных птиц.

Так продолжалось до тех пор, пока он не был отправлен в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.

И потребовалось совсем немного времени, чтобы Леонардо обучился и стал великим мастером. Считается, что два ангела в картине Верроккьо "Крещение Христа" нарисованы учеником Леонардо, что было обычной практикой в то время. Существует слух, что увидев мастерство своего ученика, Веррокьо навсегда забросил живопись и больше не прикасался к кисти.

Многие из его работ так никогда и не были закончены

Леонардо да Винчи был известен как художник, рисующий исключительно медленно, и поэтому многие его работы так и не приобрели законченного вида. В парижском Лувре, наряду с "Моной Лизой" (одной из немногих законченных работ), хранится незавершённая работа "Дева и Дитя со святой Анной", изображающая Христа во младенчестве со своей матерью Девой Марией, а также Святой Анной - матерью Девы Марии.

В музее Ватикана часто выставляется другая знаменитая работа художника, также так и не завершенная, "Святой Иероним", где главный герой изображается в компании со своим питомцем- прирученным львом.

Но всё же, наиболее значимой из подобных работ считается "Поклонение вохвов", где несомненно Леонардо изобразил себя в молодости.

Наряду с недописанными картинами осталось множество так и не доведённых до конца проектов и изобретений. Может потому, что гений понял, что их время ещё не пришло?

Подвергался судебным преследованиям

Художник не любил предавать огласке подробности личной жизни. В возрасте 24 лет Леонардо да Винчи вместе с несколькими своими приятелями был арестован, и им было предъявлено обвинение в содомии. Но случилось так, что никто из свидетелей не пришёл на судебное расследование, и обвинения были сняты. Вскоре, после случившихся событий Леонардо поспешил покинуть Флоренцию и отправился в Милан.

Изобретательность на службе у военных технологий

Лишившись благосклонности своих флорентийских патронов, Леонардо пытался приобрести благосклонность Людовико Сфорца, Герцога Миланского.

Для этого он взялся за воплощение его главной работы в своей карьере художника - статуи гигантского бронзового коня. Проект был заброшен после того как Франция вторглась в Италию на исходе 15-го столетия.

Но помимо бронзового коня, Леонардо готов был предложить множество другого и необычного Герцогу Миланскому, имевшее очевидную военную направленность. Дневники Леонардо сохранили множество эскизов и набросков чертежей сверхмощных пушек, дымовых машин, портативных разводных мостов и даже бронированных танков (в современных понятиях).

Но, подобно его наиболее знаменитой летающей машине, ни один из этих проектов так и не был воплощён в жизнь.

Леонардо да Винчи. С именем этого человека связано много гениальных изобретений, произведений живописи и не менее тайн и загадок, над которыми тщетно ломают головы ученые всего мира вот уже несколько столетий.

Это человек оставил будущим поколениям бесценные шедевры живописи . Он на много веков опередил своё время, сделав неоценимый вклад в развитие медицины, архитектуры, механики, ботаники, гидродинамики, геологии. Познакомимся с наиболее интересными фактами, которые проливают свет на жизнь великого творца.

Происхождение

Был незаконнорождённым сыном землевладельца и нотариуса Пьеро и крестьянской девушки Катерины . Родился 15 апреля 1452 года в итальянском поселении Винчи близ Флоренции. Его полное имя звучит — Leonardo di ser Piero da Vinci и переводится — Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи . С трех лет был отлучен от матери и воспитывался отцом, который так и не смог приобщить мальчика к семейному бизнесу.

Дар божий

Великий талант художника проявился в детстве. Существует легенда о щите с изображением медузы Горгоны, которую Леонардо создал, используя живую натуру: кузнечиков, гусениц, мелких насекомых. Вид горгоны был настолько натуральным и устрашающим, что кровь стыла в жилах. Родной отец был поражен талантом сына. Он продал щит во Флоренции за 100 дукатов и отправил его учится в художественную мастерскую Андреа дель Верроккьо.

Учитель-ученик

Согласно преданию, картина «Крещение Христа» кисти А. Верроккьо была последней в его карьере. После нее он бросил живопись. Причиной тому стали два ангела, которых он поручил написать своему ученику – Леонардо да Винчи. Он превзошел своего учителя в мастерстве. Сейчас картина хранится во Флоренции в галерее Уффици.

Человек-загадка

О личной жизни мастера известно мало. Он не был женат . Не имел детей. Не замечен в романах с женщинами, кроме одной – Цецилии Галлерани – изображенной на картине «Дама с горностаем» . Однако имел много учеников-юношей и друзей. В 24 года его ложно обвинили в содомии, но суд его оправдал. Некоторые ученые считают, что до конца своих дней он оставался девственником.

До наших дней дошли два автопортрета Леонардо да Винчи. Один изображает его старым, а второй – молодым – был обнаружен недавно журналистом Пьеро Анджела. Однако доподлинно утверждать, что именно да Винчи изображен на обоих портретах, ученые не решаются. Долгое время считалось, что художник изобразил себя также на картине «Джоконда».

Загадка Джоконды

Прообразом знаменитой героини стала жена Франческо ди Джокондо – Мона Лиза . Одному зрителю она улыбается, другому – грустит, третьему — насмехается. Что действительно таит в себе её улыбка? Ответить на этот вопрос не удалось ещё никому. Художник добился совершенства ее портрета. С какой стороны к нему не подойдешь – взгляд Джоконды всегда устремлен на человека.

За всю жизнь на «Джоконду» несколько раз покушались: крали, обливали кислотой, били камнем, швыряли в неё чашкой. Сейчас картина хранится в отдельном зале Лувра. Её состояние — плохое. Она потемнела. На полотне образовались микротрещины.

Хорошо готовить мясо – тоже талант

Леонардо увлекался кулинарией и сервировкой. 13 лет он был распорядителем придворных пиров в Милане. Изобрел некоторые поварские принадлежности. Предложил пользоваться салфетками во время еды. Его коронным блюдом было тонко нарезанное тушёное мясо под овощами.

Труды по медицине

Изучал анатомию человека. Практиковал расчленение и вскрытие трупов в научных целях. Составил описание многих внутренних органов человека с рисунками – Виндзорский кодекс . Рукописи включают 234 листа, 600 рисунков. Его труды по анатомии составляют 13 томов . Он определил, что сердце человека четырехкамерное, точно нарисовал позвоночник и сосчитал количество позвонков. Изучил мышечную систему человека. Описал развитие плода в утробе матери. Труды Леонардо да Винчи – прорыв в медицине средневековья.

Единственное изобретение ученого, внедрённое еще при жизни, — колесцовый замок для пистолета. Принцип работы таков: с помощью вращающегося колесика высекалась искра; она поджигала заряд пороха в пистолете, и он стрелял. Этот механизм применялся для огнестрельного оружия вплоть до XIX века.

Неторопливость

Леонардо да Винчи не любил спешить. Свои картины он писал медленно, по нескольку лет, отвлекаясь на иные занятия. Например, знаменитую «Джоконду» — 4 года , фреску «Тайная вечеря» — 3 года , картину «Мадонна в гроте» — 11 лет . После смерти он оставил много незавершенных работ: «Святой Иероним», «Поклонение Волхвов».

Наследие

Последние годы жизни да Винчи провел во Франции. Он был другом французского короля Франциска I. Находился под его защитой и получал ренту – 1000 экю в год . Король выделил ему замок Кло-Люссе в городке Амбуаз, где сейчас находится его могила. Свои труды, библиотеку, картины он завещал другу Франческо Мельци . До наших дней дошла только третья часть наследства великого художника, мыслителя, естествоиспытателя.

Краткие факты

  • Леонардо умел писать зеркально обеими руками.
  • Да Винчи прекрасно играл на лире.
  • Предложил первую схему телескопа с двумя линзами.
  • Разработал проект аппарата для вертикального взлета и посадки – орнитоптера.
  • Его технические чертежи явились прототипами таких изобретений: парашют, танк, автомобиль, арбалет, прожектор, шариковый подшипник, робот.
  • Разработал и опробовал на практике прибор, действовавший как современный акваланг.
  • Объяснил, почему небо синее и видна Луна.
  • Доказал, что Земля гораздо старше, чем указано в Библии.
  • Создал принцип распознавания возраста слоев почвы.
  • Никогда не подписывал свои картины, но оставлял на них особые шифры-символы. Кто знает, может где-то ещё есть неопознанные картины великого художника?
  • Музей Леонардо да Винчи находится в Риме. Здесь представлено более 50 действующих экспонатов, сконструированных по его чертежам, рукописи и рисунки.
  • В Норвегии есть действующий пешеходный мост, построенный по чертежу да Винчи.
  • При дворе короля Франциска І получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора.
  • Ученые считают, что да Винчи был вегетарианцем. Ему приписывают авторство слов: «Мы живём, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».

Леонардо да Винчи называют гением Возрождения, великим ученым и изобретателем. Его картины хранятся в лучших музеях мира. При этом личность художника овеяна тайнами, а большинство из нас мало что знает о его жизни. Исправим это вместе с книгой .

1. Происхождение фамилии

Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор есть в рукописях и некоторых картинах, например «Даме с горностаем» и «Джоконде».

Леонардо родился в деревне Винчи, но его фамилия не обозначает принадлежность к ней. Появись он на свет во Флоренции, его бы назвали так же.

2. Зеркальный почерк

У Леонардо был зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа. Чаще всего в тетрадях сначала заполнял правую страницу, затем левую. С точки зрения графологов, такая особенность письма говорит о сильном стремлении к власти.

«Нормальный» почерк давался Леонардо не так легко. Он пользовался «общепринятым» методом, если была важна четкость изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца. Свои официальные и личные письма Леонардо тоже старательно выписывал. Рисовал же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника.

3. Занятия керамикой

Бабушка Лючия ди сер Пьеро ди Зосо была для Леонардо как мать, возможно, именно она приобщила ребенка к художественному творчеству. Лючия происходила из семьи нотариусов, но также состояла в родстве с мастерами керамики. Среди семейного имущества были печи для обжига глиняных изделий, в том числе расписной майолики. Они находились неподалеку от Винчи, в местечке Тойе-Баккерето - одном из главных центров производства художественной керамики XIV–XV веков. Есть немало доказательств того, что Леонардо практиковался в ремесле керамики.

Гончарное искусство оставило свой след. На некоторых рисунках Леонардо фигура показана спереди, сбоку и со спины. Взгляд на объект с разных точек зрения при работе со скульптурой и рисунком объясняется в «Трактате о живописи». Леонардо проводит аналогию с созданием керамики: непрерывно вращаясь на гончарном круге, произведение открывается со всех сторон.


«Мадонна Бенуа». Фигуры повернуты в три четверти, проработка объема заставляет поверить в трехмерность

4. Первые шаги

Итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари утверждает: «Сер Пьеро однажды взял несколько рисунков [Леонардо] и отнес их своему другу Андреа дель Верроккьо. Андреа был удивлен столь многообещающими начинаниями. Именно так, Леонардо появился в мастерской Верроккьо. Здесь он не знал ограничений одной специальности, а отдавал себя всем возможным видам изобразительного искусства, хотя, судя по всему, его призванием была живопись».

5. Страсть к полетам

Миф об Икаре завораживал Леонардо. Заметки о технологиях полетов есть по меньшей мере в девяти сборниках его рукописей. Он интересовался попытками поднять в воздух предметы и человека. Был намерен воспарить над ломбардскими озерами. А чтобы уменьшить риск при падении, разработал парашют, пропорции которого не так уж далеки от верных.

Полет представлялся высочайшей мечтой изобретателя, фантазией бога-инженера, создающего неземное чудо. А еще в этой идее выражено желание насладиться полной свободой, преодолеть границы человеческого существования.

6. Сомнительные автопортреты

Автопортреты Леонардо часто становились предметом обсуждений и споров.

Как ни странно, в 1980 году искусствовед Ханс Остом объявил автопортрет из Королевской библиотеки Турина подделкой. По его версии, он был написан в 1810 году Джузеппе Босси, автором другого портрета Леонардо, где тот предстает в образе Демокрита Бернардино Луини. Существует версия, что это рисунок руки самого мастера, но он сделал его, будучи молодым и лишь представляя себя стариком. Однако поздняя датировка подтверждается: он написан около 1515 года.


Автопортрет, 1490 г. или 1515–1516 гг.

7. Против тирании моды

«[Леонардо] был очень привлекательным, хорошо сложенным, стройным, с красивыми чертами лица. По тогдашней моде все носили длинные одежды, а он ходил в короткой розовой тунике до колен. У него были красивые, тщательно причесанные вьющиеся волосы, доходившие до середины груди», - утверждал «аноним Гаддиано» спустя несколько лет после смерти да Винчи.

Художник не жалел сарказма в отношении излишеств и капризов моды, постоянно меняющейся и истязающей тех, кто хочет выглядеть красиво.

8. Увлеченность числами

Леонардо нравилось делать расчеты: иногда он занимался ими в надежде получить фантастическую прибыль от механических изобретений или речных проектов, иногда фантазировал о «бесконечном» количестве сторон многоугольника, чтобы решить задачу о квадратуре круга. Он разрабатывал системы измерения расстояний на суше и на море. Приблизительно рассчитал диаметр Земли. А еще учился у Луки Пачоли и дружил с ним.

Однажды монах Пьетро да Новеллара написал в письме, что математические опыты Леонардо отвлекают его от живописи, он больше не берется за кисть.

9. Самообразование

Леонардо называл себя необразованным человеком, который черпает знания из опыта и практики искусства. Он спорил с высокомерными обладателями ученых степеней, которые, «уличив» мастера в самообразовании, слепо осуждали его работы. В записях того времени Леонардо жестко и решительно заявлял: он гордится тем, что получил знания не из книг и не от преподавателей-риториков, он верит в общечеловеческую ценность искусства, его «обучает» и вдохновляет сама природа.

Да Винчи выступает как человек, который создал себя сам. Он не приемлет иерархию в культуре, считает невозможным главенство свободы или техники в создании произведения. С точки зрения Леонардо, искусство ни в коем случае не должно обслуживать чьи-то интересы. По мнению мастера, опыт не менее ценен, чем академическая образованность. При этом он признает, что научное знание, как компас, указывает направление практике: «Наука - это полководец, практика - солдат».

10. Занятие географией

«Карта Имолы» и «Физическая карта Тосканы, Эмилии и Романьи» - значимые документальные работы Леонардо и примеры взаимодействия искусства и «науки о территориях». Здесь объединились результаты исследований местности, опыт, накопленный в картографии, знания по геометрии, космологии, анатомии и эстетике.


Одна из географических карт

В первой работе в композиции концентрируется энергия, изображение транспортных и фортификационных линий города напоминает работу организма, внутри которого кипит жизнь. Вторая похожа на разветвленную кровеносную систему с артериями, венами и капиллярами. В этой «Физический карте» отразилось особенное видение Леонардо: он «поэтизирует» топографию и привносит в нее символику универсума.

Алессандро Веццози, крупнейший знаток творчества Леонардо, приводит в книге много фактов, цитат, рисунков, документов. Рассказывает об этапах жизни мастера. Но главное - помогает читателю по-новому открыть для себя знаменитого художника.

По материалам книги «Леонардо да Винчи и его Вселенная»
В материале использованы иллюстрации из книги