Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков, и букв Ии и Ыы в слогах. Дифференциация гласных звуков ы и Мы ладонь к глазам приставим

Конспект занятия

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [и], [ы] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах, фразах);
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Образовывать множественное число существительных с окончаниями
  • Обогащать и активизировать словарный запас;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование:

  • Настольные зеркала;
  • Предметные картинки на различаемые звуки;
  • Комплект предметных картинок (существительные в ед. и множ. числе).
  • Пособие для обучения чтению-«домики»;
  • Картинки- схемы слов;
  • Буквы И, Ы;
  • Пособие «Часы»;
  • Картинки, выполненные пунктиром.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети сидят на ковре полукругом.

Логопед Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, к нам придут гости, будем выполнять много разных заданий.

Выходят дети. Мальчик одет в костюм мишки Миши. У девочки костюм мышки Мыши.

Логопед:

Как-то рано поутру

Мышка Мыша шла в нору.

Мышка пела еле слышно

Песню тихую свою.

Мышка Мыша:

Я маленькая мышка

Люблю я сыр и пышки.

А кошки и коты

Желают нам беды.

Логопед:

А на встречу ей медведь:

Мишка Миша:

— Мышка, хватит грустно петь.

Я Мишка Миша, вот дела,

Сорока вести принесла:

У деток в садике урок,

Пойдем-ка вместе,

Будет впрок.

Посмотрим на занятие

И всем дадим задание.

Логопед:

Мишка с Мишей к нам пришли

И задания принесли.

Мишка Миша:

-Кто подскажет нам, друзья,

Что за звук услышал я?

Логопед:

Внимательно послушайте слова и назовите, гласный звук в середине слова:

кит, сын, мир, сыр, пыль, мил, выл.

Какие гласные звуки вы услышали? ([ы,и])

Мышка Мыша:

Вот ребята, молодцы,

Справились с заданием.

Но совсем мы не хотим

Сказать вам: « До свидания!»

На уроке посидим,

На ребяток поглядим.

Дети садятся на места. Мишка Миша и Мышка Мыша садятся с детьми за столы.

II. Постановка цели занятия.

Сегодня мы будем повторять звуки[ ы-и], учиться их различать. Уточняется характеристика этих звуков (гласные).

1. Сравнение и правильное произнесение звуков [и] и [ы].

Произнесём все вместе звук[ и]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы?

Язык у нижних зубов, губки улыбаются

А теперь произнесём звук[ ы]. В каком положении находятся язык и губы?

Язык оттягивается от зубов, губки округляются.

2. Угадывание звуков[ ы-и] по беззвучной артикуляции.

Я буду показывать артикуляцию разных звуков. Если вы увидите артикуляцию звука [и ]– хлопните в ладоши, а звука [ы] – топните ногой.

3.Упражнение «Просмотри и назови»

Дифференциация звуков по схеме артикуляции.

На доске вывешена схема чередования звуков[ и-ы]

Логопед указывает на смайл, а дети произносят нужный звук.

4. Игра «Эхо». Произнесение слогов со звуками [и] и [ы] .

В игре участвуют две команды. Команда Мыши произносит слоги со звуком [ы], например пы, другая команда Миши отзывается, произнося слоги со звуком [и ] — пи.

Пы-пи мы-ми ты-ти кы-ки хы-хи

Задание усложняется. Вы должны заменить звук в середине слова.

Мыл-мил пыл-пил был-бил выл-вил ныл-Нил

5. Произнесение слов со звуками[ ы], [и].

Назовите картинки на доске. Выберите слова со звуком [и] –подарите их Мише, выберите картинки со звуком[ ы ]–подарите их Мыше.

Картинный материал: лимон, тыква, игла, весы, мыло.

III. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и, -ы.

У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.

У меня на картинке один предмет, у вас- много. Я показываю картинку, называю предмет — кот. Отзывается тот, у кого много предметов.

Дети (показывая картинку) — коты

Назовите последний гласный в слове коты

Кот- коты жук- жуки

Бык- быки пингвин- пингвины

Дельфин- дельфины дыня- дыни

Банан- бананы ива- ивы

Мак- маки кит- киты

Хата- хаты муха- мухи

Конь- кони самолёт- самолёты

IV. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Пляшут Мышки-шалунишки,

Кто на вилке, кто на крышке.

Тише мышки, тиши мышки,

Не будите злого Мишку.

V.Звуковой анализ слов. Определение местоположения звуков[ ы],[ и] в словах по картинкам.

На столе карточки с картинками и схемой слова.

Назови картинку, определи, где в слове звучит[ и ]или [ы]. Положи нужную букву на схему слова (начало, середина, конец слова.)

И

Картинки: лимон, рыба, осы, бусы, коньки, тыква, липа, очки, санки, весы, гуси, плита, дубы, дым, тапки.

Звук [и ]может стоять в начале, середине, конце слова.

Звук [ы] только в середине или конце слова.

VI. Активизация словаря.

Логопед загадывает загадку:

Нет ног, а хожу.

Нет рта, а скажу.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Ребята, часы бывают разные (на доску вывешиваются картинки)

Если они висят на стене- это настенные часы.

Если они висят на башне- это башенные часы.

Если стоят на столе, это какие часы?

Настольные часы

Если их носят на руке?

Наручные часы

Есть часы, на которых время измеряют по солнцу – это солнечные часы

А есть часы, в которых время отсчитывает песок- это песочные часы.

VII. Чтение прямых и обратных слогов. Составление слов.

На доске картинки: маки, хаты, утки, коты, киты и слоги

Ребята, посмотрите, у нас на доске живут слоги. У каждого слога свой домик. Давайте их прочитаем. Но нашим слогам очень скучно жить одним в домике,

они хотят дружить с другими домами.

ма

ки

Слог ма дружит со слогом ки , посмотрите, какое слово получилось?

Слово маки

Правильно, это слово маки (слоги крепятся под картинку)

Сколько слогов в слове маки?

Два. Первый слог МА, второй слог КИ.

А что мы знаем про слог?

В каждом слоге есть гласный звук, он образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Аналогично дети составляют другие слова.

VIII. Подведение итога занятия.

На столе у детей картинки, выполненные пунктиром.

Что изображено у вас на картинках?

Дети

Ры ба, бы к, вафли , конфеты , ки т, ягоды , сы р, и ва.

Логопед

Определите позицию звука [и] или [ы] в слове. Дети определяют.

А теперь обведите их и подарите картинки со звуком [и ]–Мише, а со звуком [ы]- Мыше.

This entry was posted in . Bookmark the .

Прозвенел долгожданный звонок

Все мы сядем красиво за парту

Стул подвинем к себе и выпрямим осанку.

На нашем занятии я и звуки с вами любят играть, и очень много посмеяться.

Ну что готовы сегодня играть на нашем занятии со звуками?

Тогда ушки на макушки, сейчас я произнесу звуки, а вы слушаете внимательно, считаете про себя, и подняв руку говорите сколько же звуков услышали

Ау, оау, уюа, юа, уаю

Какие звуки я вам назвала?

Почему они гласные?

Послушайте стихотворение

Что глядишь корова,

Строго и сурово?

Мишка- лодырь через а,

Написал карова,

Напишите вы

Мишку через ы

Проучите Мишку-

Превратите в Мышку,

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать.

О чём стихотворение?

О том как Мишка написал неправильно слово корова.

И корова разозлилась и тоже предложила в его имени сделать ошибку.

Давайте с вами, сравним слова: мишка и мышка

Чем они отличаются?

(звуками ы, и)

Вывешиваю слова мишка и мышка

А теперь чем отличаются?

Буквами ы и

Может кто - то из вас догадался, с какими звуками и буквами будем играть на сегодняшнем занятии?

Со звуками и буквами ы, и

А чему вас учат игры со звуками?

Не путать их в написании.

Учиться различать на слух звуки у букв ы – и,

Правильно, сегодня мы будем с вами учиться не путать звуки и ы у букв Ы И

Таблички

Почему на первой табличке нет заглавной буквы Ы?

Дети отвечают:

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни ты,ни мы, ни вы,

Не обходимся без ы.

Вам звуки приготовили много игр:

Вот сейчас мы и сыграем в игру: «я слышу, вижу, ощущаю»

Профиль звука и и ы

Поставьте перед собой зеркала и произнесите сначала [ы] , а потом [и].

Давайте же их сравним, чем же они отличаются?

Произнесите звук[и], проверь себя: что слышишь, что видишь, что ощущаешь, что осязаешь?

(имя) я слышу: звук [и]

(имя) я вижу: губы разомкнуты и несколько растянуты в улыбке, зубы сближены

(имя) я ощущаю: губы напряжены и растянуты в улыбке, широкий язык упирается за нижние резцы, Спинка языка напряжена, выгнута.

(имя) я осязаю вибрацию в гортани, струя плавная и тёплая.

Запомним:

1.Губы разомкнуты и растянуты в улыбке

2.Зубы сближены

3Кончик языка внизу

4 г.с сомкнуты и вибрируют

5.струя выдыхаемого воздуха – плавная теплая.

А теперь произнесём звук ы: проверьте себя, что слышите, что видите, что ощущаете и осязаете.

(Имя) я слышу звук [и];

(имя) я вижу губы разомкнуты, зубы сближены

(имя) я ощущаю: кончик языка опущен вниз и отодвинут в глубь, спинка языка вынута

(имя) я осязаю вибрацию, воздушная струя плавная тёплая

Запомним

    Губы разомкнуты

    Зубы сближены

    Кончик языка внизу

    Г.с сомкнуты и вибрируют

    Струя выдыхаемого воздуха –плавная тёплая

Чем же отличаются наши звуки?

При произнесении звука [ и] губы в улыбке

При произнесении звука [ы] губы не напряжены

При произнесении звука [и] язык упирается в нижние зубы

При произнесении звука[ы] кончик языка отодвинут от нижних зубов

Что общего между этими звуками?

Оба гласные.

У вас на столах есть карточки, возьмите карточку под номером один

Что там видите?

Как они написаны?

Слоги написаны в 2 строчки

Прочитайте слоги первой строчки

Прочитайте слоги второй строчки

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

ПИ, ТИ,МИ, СИ,РИ, ДИ, БИ, КИ

Как произносятся согласные в первой строчке? (твёрдо)

Как произносятся согласные во второй строчке? (мягко)

Назовите гласный, перед которым согласный звук звучит твёрдо – ы, а мягко - и.

Сейчас посмотрим, как вы со звуками подружились.

Я называю вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким согласным звуком.

Пы- пи, ры – ри, кы –ки, ны –ни, а теперь поменяемся гласными.

А теперь мы отдохнём, пальчики наши разомнём:

Физ. Минутка

Возьмите карточку номер

№2 пы, ты, пи, мы, ти, ми, ры, ды, ри, ди

Детки- эти слоги вам надо будет записать, в тетрадку, в первую строчку слоги со звуком ы, во вторую строчку со звуком и

Открываем тетрадки, под наклоном их кладём,

Сядем красиво, спинки выпрямим, проверим правильно ли взяли ручки в руки, проверьте друг у друга

Записываем число, и начинаем выполнять задание.

Чем мы сейчас занимались?

Различали буквы и-ы в слогах

У вас на партах есть геометрические фигурки.

Какие у вас фигурки?

Треугольник и квадрат

Треугольник, это и, а квадрат это ы

Сейчас я вам буду говорить слова с нашими звуками и и ы, а вы с помощью фигурок выложите в ряд узор.

Кто-то работает у доски.

Мышь, лиса, рысь, тигр, сыч

Проверяем

У всех получился такой узор?

Кто вспомнит, какое слово назвала 1,

Вывешиваю картинки.

Кто внимателен и скажет, какая картинка лишняя?

Сыч, почему?

Какие вы смекалистые, умные, и очень быстро отвечаете на вопросы

У вас есть карточка под номером 3 , прочитайте задание.

Вставьте пропущенные буквы ы, и

Скворц.., ласточк.. грач.. синиц…, снегир.. аист.., кукушк.., клест.. стриж.., свиристел…, дрозд.., сов…, щегл…

Как можно одним словом назвать все слова?

На какие две группы можно разделить этих птиц?

Перелётные и неперелётные

Почему их так называют?

Каких зимующих/ перелётных птиц вы знаете?

Запишите любых 2 слова, где в названии птиц есть звук ы, и 2 слова где есть звук и.

Какие выписала слова со звуком ы (имя)

Какие слова выписала со звуком и (имя)

Детки, кто скажет, где мы сейчас учились не путать буквы и звуки?

В словах.

А теперь поиграем в нашу игру почемучек.

Почему мы звуки ы и и называем гласными?

Почему слог ты звучит твёрдо, а пи мягко?

Потому что звук ы- придает твёрдость согласным, а и придаёт мягкость согласным.

Кто скажет, с какими звуками играли весь урок?

Мы играли со звуками ы, и

А теперь сыграем в любимую игру секретки, поделимся друг другу.

Маша, какие задания тебе было легко выполнить?

Поднимите руки, кому тоже было легко выполнить эти задания?

Кто поделится, у кого возникали сложности в играх?

А кто мне скажет, чему научили игры, которые приготовили звуки ы и?

Наше занятие подошло концу. Оценка детей.

Цели и задачи:

Оборудование:

  1. Ход занятия.
  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

И Ы

Игра "Определи на ощупь".

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

  1. Итог урока.
  1. Домашнее задание.

Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:

  1. Дифференциация звуков ы – и в слогах, словах, предложениях.

Цели и задачи:

  1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.
  2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
  3. Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.
  4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.
  6. Развивать зрительное восприятие.
  7. Развивать общую и мелкую моторику.
  8. Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала.

  1. Ход занятия.
  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)

подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)

Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:

И Ы

Как вы догадались, тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и.

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите.

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

1. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

6.Дифференциация Ы-И в предложениях.

Индивидуальная работа по карточкам.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

– После выполнения задания выполните взаимопроверку.

  1. Итог урока.

– Вам было интересно на уроке?

– Что показалось вам наиболее трудным?

  1. Домашнее задание.

Спасибо за урок.


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» «Белоснежка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области « Познание»

в группе общеразвивающей направленности

для детей 6 – 7 лет

Тема: «Дифференциация звуков [Ы] и [И]»

Воспитатель: Банщикова Ю.С. 2012 год

Программное содержание:

Учить детей давать аккустико-артикуляционную характеристику звуков [ ы] и [и];

Закреплять умения выполнять звуко- буквенный анализ и синтез;

Закрепить умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

Дифференциация звуков[ ы ]и [и];

Развивать фонематический слух;

Развивать коммуникативные навыки - умение работать в коллективе, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

Оборудование:

Предметные картинки по количеству детей, карточки-схемы для определения звука в начале, середине или конце слова, картинки для определения количества слогов, буквы по количеству детей для штриховки.

Ход занятия:

Организационный момент (приход жадины)

Воспитатель: ребята давайте подойдем к мольберту, посмотрите к нам в гости сегодня пришла «Жадина». Она говорит что хочет всего много(воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети должны произнести его во множественном), я ей говорю моя муха, а она мне отвечает мои мухи

Жук-жуки лиса-лисы

Утка-утки пчела-пчелы

Медведь-медведи дятел-дятлы

Олень-олени заяц-зайцы

Волк-волки оса-осы

Ворона-вороны

Воспитатель: Какие звуки мы произносили в конце каждого слова?

Дети: мы произносили звуки [Ы] и [ И].

Воспитатель : Ребята вы молодцы, давайте с вами попрощаемся с «Жадиной», и пройдем за столы.(рядом со стулом воспитателя сидит Незнайка) Ой, ребята посмотрите кто это к нам в гости пожаловал.

Дети: отвечают что это незнайка

Воспитатель: Ребята Незнайка говорит, что никак неможет отличить согласные и гласные звуки. А давайте мы с вами поможем Незнайке, вообразим что у нас в руках ниточка и будем её тянуть (дети делают вид будто-бы натягивают ниточку разводя потихоньку руки в стороны при этом произнося звуки [ Ы] и [ И].

Воспитатель: Порвалась у нас ниточка?

Дети: Нет

Воспитатель: А когда мы с вами произносили звуки, воздух преграду встречал?

Дети: Нет

Воспитатель: Так если ниточка не порвалась и воздух не встречал преграды то какие зто звуки гласные или согласные?

Дети: Гласные (дети должны пояснить ответ)

Воспитатель: Кто скажет, каким цветом обозначают гласные звуки?

Дети: (выслушать ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто догадается чем отличаются произношение этих звуков (воспитатель показывает губами поочереди звуки [Ы ] и[ И] дети пытаются догадаться),звук [И]-улыбка, а звук[ Ы]- окошко(губы широко открыты).

Воспитатель: Ну что Незнайка помогли мы тебе разобраться, как отличить гласные и согласные звуки?

Незнайка: да - большое вам спасибо. Но вот тут у меня конверт, который я подобрал по дороге к вам с какими-то карточками и картинками я никак не могу разобраться для чего они.

Воспитатель: Давай Незнайка свой конверт мы с ребятами поможем тебе. Так ребята посмотрите, тут есть схемы и картинки. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: (выслушать ответы)

Воспитатель: Верно нужно определить где находится звук [ И] или [ Ы] – в начале, середине или в конце слова.(разобрать одну картинку вместе с детьми затем дети выполняют самостоятельно).После того как дети выполнят задание предложить им обменяться с соседом схемами и картинками и проверить друг друга. Предварительно проговорив с детьми, что если звук находится в начале слова, мы закрываем первый квадрат, если в конце слова закрываем последний квадрат, а если звук второй, третий, то закрываем средний квадрат.

Воспитатель: Ребята, а чём мы с вами говорили о буквах или о звуках? Давайте вспомним буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим и всё же о чём мы с вами говорили, конечно о звуках. (перевернуть буквы И и Ы на доске). Какие это буквы, как они называются, на что они похожи? (выслушать полные ответы детей).

Незнайка: благодарит детей и предлагает с ним поиграть.

Воспитатель: Ребята давайте пройдем на коврик и попробуем прорисовать наши буквы в воздухе. Воспитатель встаёт спиной к детям показывает дети повторяют (сначала правой рукой, затем левой, левой ногой, правой ногой, глазами). Попросить детей встать парами: « Написать букву на спине у товарища», поменяться местами.

Воспитатель: Теперь ребята становитесь паровозиком: « Отгадай букву». Я пишу на спине последнего ребенка букву, он по цепочке передаёт следующему и так до конца, последний ребенок должен угадать какая буква была. Молодцы вы отлично справились с заданием, и Незнайке тоже очень понравилось с вами играть.

Воспитатель: Обратить внимание на мольберт, на котором прикрепленены 3 картинки, в которых есть один, два и три слога. Ну, вот ребята Незнайка как всегда всё перепутал, когда к нам спешил. Он говорит, что в слове кит два слога, а в слове цыплёнок один слог, часы три слога. Как проверить, сколько слогов в каждом слове?

Дети: Выслушать ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, а какое слово самое длинное, почему? Какое самое короткое, почему?

Дети: выслушать полные ответы детей.

Воспитатель: Ребята Незнайка говорит что он всё понял, но всё еще расстроен потому-что он приготовил для своих друзей сюрприз, но опять всё перепутал. Пригласить детей к столу.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на столе стоит две корзины к ним прикрепленены карточки со звуками[ Ы] и [И] на столе разложены картинки со звуками [Ы] и[ И] и(несколько неверных картинок). Ваша задача взять по одной картинке и положить в корзину с нужным звуком, Незнайка пытается тоже взять картинку и положить её в корзину, дети исправляют.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, а тебе Незнайка понравилось, всё запомнил? А давайте ребята сделаем Незнайке подарок, проходите на свои места. Детям предлагается заштриховать буквы Ы и И.


Конспект занятия для детей 1 – 3 классов:дифференциация гласных звуков Ы И. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений , навыков анализа и синтеза.

Цель: учить детей различать гласные Ы И устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Вывешивается на доску таблица с гласными I и II ряда.

Логопед. Вспомните и скажите, как образовались гласные I ряда. (Ученики по очереди называют). Как образовались гласные II ряда?

2. Повторение пройденного материала.

Логопед. Ребята, вспомните и расскажите, как образуется гласная II ряда Ё. (Ученики отвечают.) Назовите слова, в которых Ё стоит после согласных. Как произносятся согласные в этих словах? Почему?

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, произнесите звук Ы, а затем звук И, глядя в зеркало. Что заметили в произношении этих звуков? Что происходит с артикуляторными органами при произнесении звука И?

Логопед поясняет:

Когда мы произносим звук И, то:

— губки – «в улыбке»;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышко) .

Логопед. Что происходит с органами артикуляции при произнесении звука Ы?

Логопед поясняет:

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает»;

— Какой можете сделать вывод? (Эти два звука сходны в произношении).

Логопед. Мы сравнили пару гласных И Ы, что выяснили?

Ученики: гласные Ы И сходны в артикуляции, но различаются в написании.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Ученики выполняют задания дидактического материала, по очереди читают задания, если возникают трудности, логопед помогает, уточняет, разъясняет.

В задании 1 вам следует обозначить символами слоги:

— твердый звонкий согласный – т;

— мягкий звонкий согласный – з;

— глухой твердый согласный – Т;

— глухой мягкий согласный – З.

Гласные на письме обозначить традиционно кружком:

— гласные I ряда – пустой кружок.

— гласные II ряда – закрашенный кружок.

Задание 1.

Прочти слоги и обозначь их символами.

Пы, ти, ли, мы, вы, би, ви, фы, зы, си.

— В каких слогах спрятались слова? Запиши.

Задание 2.

«Путаница» (разберись и попиши предметы и действия).

Образец: пыл – пил.

Задание 3.

Игра «Один и много».

Впиши в лепестки ромашки недостающие слова так, чтобы получились пары.

Образец: слон – слоны.

Обозначь твердые и мягкие согласные перед Ы И.

Задание 4.

Рассели слова в домики по образцу, запиши недостающие для создания пар слова.

Образец: сады – садики.

Слова: цветы, винтики, руки, телефоны, машинки, мосты, часы, котики.

Задание 5.

Исправь ошибки в словосочетаниях.

Белие снежынки легкые пушинкы

Дружние деты любымые цветочкы

Сладкые конфети весёлие малышы

Задание 6.

Рассмотри картинки и, распределив их в три столбика, обозначь звуки перед буквами И Ы.

и ы и – ы

Задание 7.

Прочти предложение. Выпиши сначала слова с буквой Ы, а затем с буквой И.

У папы мыло. В саду растёт слива. В лесу было сыро. У Миши карандаши. Куры клюют зерно. Ночью в лесу выл волк.

Задание 8.

Спиши, вставляя буквы Ы И.

З труб.. ..дёт густой д..м.

У маш..ны нов..е ш..н.. .

З..мой р..ба ушла на дно рек.. .

М..ша и В..тя – мал..ш.. .

Н..на сама собрала в лесу р..ж..к.. .

Задание 9.

Спиши текст, вставь буквы И Ы.

В огороде

На грядках поспел.. овощ..: огурц.., пом..дор.., лук. Н..на собрала пом..доры в ящ..к. М..ша соб..рал огурц.. в корз..ну. Дет.. отнесли овощ.. в подвал.

Задание 10.

Состав рассказ-описание по предметной картинке.

5. Итог занятия.

ОБОБЩЕНИЕ

Логопед. Над чем мы сегодня работали, ребята? Что узнали?

Ученики. Работали над различением гласных Ы И устно и на письме.

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Снежно-звуковой ком» (на развитие слухового внимания и восприятия).

Логопед. Так же, как снежный ком, можно почти такой же ком «слепить» из звуков и назвать его «снежно-звуковым». Для этого после предваряющего игру договора – из каких звуков, например, только гласных, или только согласных, или любых, будет составлен снежно-звуковой ком – первый ученик называет звук. Наша тема – гласные Iи II ряда, поэтому мы и воспользуемся только этими гласными.

Первый ученик произносит звук А, второй ученик повторяет звук, который назвал первый ученик, и добавляет свой – Й, А. Третий ученик повторяет два первых звука А, Й, А и называет свой – Й, У и т. д.

Выигрывает тот ученик, которому удается «слепить» самый большой ком, то есть правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку слогов.