Искусство быть здоровым. Естественные универсальные средства профилактики заболеваний и оздоровления организма. Путь к здоровью

Введение

2. Стресс и его преодоление

4. Закаливание

Список литературы


Введение

Здоровье человека основывается на суме генетических факторов, образе жизни и экологических условиях. Однако в известной мере оно зависит также от сознательного отношения человека к себе и окружающей среде. Здоровье человека - состояние полного социально-биологического комфорта, когда функции всех органов и систем организма взвешены с природной и социальной средой, отсутствующие любые волнения, болезненные состояния и физические дефекты. Критерий здоровья определяется комплексом показателей. Однако за самыми общими чертами здоровья индивидуума можно определить как природное состояние организма, что хактеризується полной уравновешенностью любых выраженных болезненных изменений. Следует помнить, что здоровье зависит от многих факторов которые объединяются в одно интегральное понятие - здоровий образ жизни. Его целью является научить человека разумно относиться к своему здоровью, физической и психической культуре, закалять свой организм, умело организовывать труд и отдых.


1. Основные составляющие здорового способа жизни

1. Образ жизни. Имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:

Экономической (уровень жизни)

Социологический (качество жизни)

Социально-психологической (стиль жизни)

Социально-экономической (уклад жизни)

2. Уровень культуры. Следует помнить, что человек - субъект и одновременно - главный результат своей деятельности. Культура с этой точки зрения - это самосознательное отношение к самому себе. Однако люди очень часто пренебрегают своим здоровьем, ведут неправильный образ жизни, не придерживаются режима, переедают, курят. Поэтому для здоровья нужные знания, которые вошли бы в повседневную привычку человека, то есть каждый должен научится искусству быть здоровым.

3. Здоровье в иерархии потребностей. Не всегда в жизни человека здоровье занимает первое место сравнительно с вещами и другими материальными благами. В итоге это приводит к вреду не только своему здоровью, но и здоровью будущих поколений. Следовательно, здоровье должно занимать первое место в иерархии потребностей человека.

4. Мотивирование. К большому сожалению, цену здоровья большинство людей осознает лишь тогда, когда оно уже значительно потеряно. Только тогда возникает стремление вылечить заболевание, стать здоровым. А овладев способами здорового образа жизни человек сможет уделять своему здоровью куда больше времени, и сможет предупредить заболевания.

5. Обратные связки - неумное и длинное испытание стойкости своего организма нездоровым образом жизни (алкоголь, никотин). Только через определенное время срабатывают обратные связки человека, когда она бросает вредные привычки, однако это уже часто поздно.

6. Учреждение на долгую здоровую жизнь. В повседневной жизни человек должен умело мобилизировать резервы своего организма на преодоление неудач жизненного характера, на уменьшение риска заболеваний, что способствует долголетию

7. Обучение здоровому образу жизни. Источником навыков по этому вопросу является прежде всего пример отцов, помогает также и санитарное образование Важным фактором, что определяет реакцию человека на экстремальную ситуацию, являются его психофизические качества и общее состояние. Они проявляются через чувствительность человека к выявлению сигналов опасности, перед реакцией на эти сигналы. Показатели, которые предопределяют возможности человека выявить опасную ситуацию и адекватно отреагировать на нее, зависят от и, индивидуальных особенностей, в частности от его нервной системы. На поведение человека в опасной ситуации влияет и его психическое и физическое состояние.

8. Психическое состояние. Современный человек встречается со многими факторами риска, что негативно влияют на состояние и нервной и сердечно-сосудистой систем, снижает сопротивляемость организма. При этом возникает стрессовая реакция организма. Так, например, психическая травма, полученная в результате конфликта, выводит человека из нормального психического состояния, что может привести к существенным изменениям в выполнении профессиональных функций и общего функционального состояния.

2. Стресс и его преодоление

В переводе «стресс» означает «напряжение», то есть ответ организма на поставленную перед ним проблему.

Стресс - это совокупность общих неспецифических биохимических, физиологичных и психологических реакций организма в результате действия чрезвычайных раздражителей разной природы и характера, которые вызывают нарушение функций органов.

Полное освобождение от стресса означает смерть, поэтому слабый стрес есть нормальным явлением в жизни и нужным для реализации человеческой полноценности. Однако если он интенсивный и долговременный, то может стать основой развития заболеваний или обусловить смерть.

Медицинские и социологические исследования среди разных категорий населения показывают, что люди по-разному реагируют на чрезвычайные ситуации. Есть люди, стойкие к стресу и бытовым неурядицам, но очень стресореактивные к семейным проблемам и неудачам в любви, другие больно воспринимают неудачи на работе, еще другие - потерю социального статуса.

Известно, что у лиц до 30 лет жизненные потребности значительно больше, чем у людей старшего возраста, а следовательно стрессовые состояния у них преобладают.

Большое значение для развития стрессового состояния имеет поведение в экстремальных условиях (авария, криминальная ситуация, стихийное бедствие). Неправильное поведение в таких ситуациях чаще всего является причиной вредных последствий стресса. Она предопределяет результат стресса больше, чем факторы внешней среды. В этих случаях стресс может оказаться в виде паники, суеты, истерики.

Стойкость организма к разнообразным стрессовым состояниям является очень индивидуальной. Некоторые люди без всяческих последствий переносят чрезвычайно сложные экстремальные ситуации, никогда не теряют управление, не теряют силы воли, психологического равновесия. Другие уже при незначительных экстремальных ситуациях теряют выдержку и веру в себя. От чего это зависит?

Во-первых, индивидуальная чувствительность к экстремальным ситуациям обусловлена типом высшей нервной деятельности. Четыре типа темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - характеризуется скоростью действий, сильными чувствами и страстями, что быстро возникают. Это ярко выражается в языке, жестах, мимике. Холерик всегда считает себя правым, тяжело признает свои ошибки.

Сангвиник - характеризуется резвостью, быстрой возбудимостью и легким изменением эмоций. Сангвиник товарищеский, но не является постоянным, на него нельзя возлагаться в затруднительную минуту.

Флегматик - характеризуется умеренностью, не спешит в решении проблем, надежный, не раздражительный, не жалуется, однако безразличный к другим.

Меланхолик - характеризуется склонностью к депрессии, подавленности. Предается отчаянию в чрезвычайных экстремальных ситуациях, становится неспособным преодолеть трудности. Принадлежность к тому или другому типу зависит от умения владеть собой, своей волей, чувствами и страстями в экстремальных условиях.

Для закаленности психического состояния человеку нужно использовать физический труд, занятие спортом, прогулки на свежем воздухе и другие природные факторы.

Во-вторых, умение владеть собой, руководить эмоциями, психоэмоциональным напряжением. Это значит постоянно контролировать свои действия, поступки, оставаться уравновешенным даже в наиболее напряженных обстоятельствах

Следует отметить, что существуют разнообразные психологические средства снятия нервного напряжения для возобновления работоспособности, к которым принадлежат: психотерапия, психопрофилактика, психогигиена.

Психотерапия - это терапевтическое использование гипноза, когда он является лечебным, не поддавая больного никакому риску. Психотерапию можно использовать при невротичных расстройствах, которые произошли в результате чрезвычайных ситуаций, для послабления страха и тревоги.

Психопрофилактика - аутогенная психомускульная тренировка, которая имеет целью научить человека сознательно коректировать некоторые процессы в организме, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и «настроить» ее на преодоление трудностей и стрессовых состояний. Его можно применять для возобновления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня.

Для снятия чувства тревоги, страху имеются определенные тесты, формулы. Для более быстрого возобновления сил после усталости рекомендуется использовать навеиваемый сон, то есть научиться вводить себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность навеиваемого сна 30 - 40минут.

Психогигиена - включает искусство взаимоотношений между людьми, гармонию человека и природы, комфортные условия быта, разные виды отдыха.

3. Профилактика нормального физического состояния человека

Важнее всего для человека является его физическое состояние здоровья, которое зависит как от биологических факторов (наследственности), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климатогеографических и других условий окружающей среды.

Под воздействием неблагоприятных факторов уровень физического состояния здоровья снижается, а улучшение условий способствует его повышению.

Выходя из концепции физического здоровья, основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от аккумуляции и мобилизации энергии для обеспечения физических функций. Исходя из этого, состояние физического развития человека характеризуется его антропометрическими данными: - рост - это процесс увеличения количества и размеров клеток и тканей организма. Рост человека в основном завершается до 23 годов, у девушек - до 18, у юношей - до 20. Самый простой метод определения оптимальной массы тела заключается в том, что идеальная масса в килограммах равняется росту в сантиметрах минус 100; - другие данные: форма грудной клетки, мускулатура.

Здоровье человека, сопротивляемость его организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, работоспособность в значительной мере зависят от питания. Правильное и рациональное питание является важным фактором обеспечения жизнедеятельности человека, роста и развития организма, предотвращение и лечения болезней, в том числе и тех, которые произошли в результате чрезвычайных ситуаций.

4. Закаливание

Важным фактором физического здоровья является закаливание организма.

Закаливание - это повышение стойкости организма к неблагоприятным условиям некоторых факторов окружающей среды (например низкой и высокой температур) путем систематического дозированного влияния этих факторов на организм.

В основе закаливание лежит свойство организма человека приспосабливаться к изменению условий окружающей среды. У человека происходит процесс приспособления организма к новым условиям существования - возникает адаптация.

Закаливание холодом является практически важнее всего, поскольку переохлаждение организма способствует возникновению респираторных вирусных заболеваний. В организме, стойком к низким температурам, тепло образуется интенсивнее, что способствует лучшему кровообращению и уменьшает возможность возникновения инфекционных заболеваний и обмораживаний.

Другие средства укрепления здоровья - утренняя гигиеническая гимнастика, пребывание на природе - в лесу, парке, у моря, в горах и др.


Большинство людей в наше время даже не задумываются о своём здоровье. Так, продолжается до тех пор пока челок не заболеет. Лишь тогда мы задумываемся о своём организме, но обычно уже поздно. А о своем здоровье нужно думать регулярно, ведь это самое ценное, что есть у человека. Именно поэтому каждый человек должен не только знать про здоровий способ жизни, но и строить свою жизнь согласно его принципам.

Овладение искусством оставаться здоровым и способами здорового образа жизни в наше время должно стать важным элементом жизни каждого отдельного человека. Эти знания должны прививаться с самого детства различными способами. Это и разъяснение, и пример, и поощрение. При этом нужно помнить как про физическое так и психическое здоровье, которые есть неразделимыми компонентами. И только так мы сможем обеспечить нужный образ жизни для большей части подрастающего поколения.


Литература

1. Лагін В. М. Безпека життєдіяльності людини – К., 2001

2. Кудин С. Ф. Психовалеология – Чернишов, 2003

3. Петрик О. І., Основи здорового способу життя - Львів, 1993

Елена Егорова


Вместо предисловия. Эта книга появилась не случайно

Это было давно, в 80-е годы прошлого века. У меня серьезно заболела маленькая дочка. А я в то время работала в радиохимической лаборатории Ленинградского института радиационной гигиены (ЛенНИИРГ) (я окончила ЛГУ, химический факультет). В дружественной лаборатории контроля и прогноза трудился Сергей Васильевич Шестопалов, тоже выпускник ЛГУ, окончивший даже два факультета: математико-механический и биологический. Он увлекался астрологией и в свободное время серьезно изучал все, что с нею связано, что тогда не приветствовалось сверху и далеко не всеми принималось снизу – во всяком случае, в институте, помимо меня, было еще лишь несколько человек, относившихся с интересом к его астрологическим изысканиям.

Однако постепенно менялись и времена, и общественное сознание. В начале 1980-х Сергей Шестопалов перешел работать в Ленинградский политехнический институт, в лабораторию легендарного экстрасенса Вадима Борисовича Полякова, занимавшуюся изучением экстрасенсорики. Однажды Сергей пришел «навестить» ЛенНИИРГ и стал рассказывать мне, как у него все хорошо: наконец-то есть интересная и любимая работа, и в семье полный порядок. «А у тебя как дела?» – спросил он. Ну я и рассказала, что у меня дочка болеет, что медицинские прогнозы – не лучшие, и попросила его подыскать сильного экстрасенса (раз уж в лаборатории, где он работает, экстрасенсов изучают), который смог бы помочь вылечить мою дочь. И Сергей сразу же порекомендовал Бориса Голдовского, предупредив: «Если с ним не заладится, звони – подберем кого-нибудь другого». Но с Борисом Иосифовичем все сложилось: в течение нескольких месяцев я периодически привозила дочку к нему на лечение – и болезнь отступила, в школу девочка пошла уже здоровой. Когда же мы в первый раз пришли к Борису Иосифовичу, он сказал: «А эта встреча не случайна!»

Вообще говорят, что большинство наших встреч в этой жизни неслучайные. Главное, что он вылечил мою дочь, – значит, Богу это было угодно.

Однако у этой встречи было продолжение. А произошло это так. В период перестройки я ушла из института и занялась редактированием книг по оздоровительной тематике, а затем стала журналистом в этой области. Тогда-то я и обратилась еще раз к Б. И. Голдовскому, на этот раз в качестве журналиста, с просьбой дать интервью на тему укрепления здоровья для журнала «Народный лекарь».

Редактору журнала материал очень понравился – и дальше понеслось: был опубликован ряд интервью и психологических тренингов с Борисом Голдовским в «Народном лекаре», несколько интервью – в газете «Лечебник», ряд статей – в издававшейся тогда газете «Целитель плюс». На основе всех этих материалов и появилась эта книга – как результат моих многочисленных бесед с Б. И. Голдовским, как итог собирания, обдумывания, применения на практике его мудрых советов относительно того, как заботиться о здоровье, о способах его восстановления и сохранения.

Елена Егорова

Глава 1. Здоровье – это состояние души

Путь к здоровью

Борис Иосифович, хотелось бы узнать, насколько, по вашему мнению, коэффициент полезного действия жизни человека зависит от культуры его психической деятельности?

Зависит целиком, полностью, исключительно. Именно психической деятельностью мы и отличаемся от всех других форм жизни. Психология, а не математика, – истинная королева наук, ведь математика является хоть и великолепным, драгоценным, но все-таки инструментом, а инструмент – лишь слуга в руках мастера.

Мы, жители больших городов, страдаем из-за неблагоприятной экологической обстановки. Может ли культура психической деятельности помочь нам сохранить здоровье в условиях большого города? Если может, то как?

С одной стороны, безусловно, важно следить за экологической средой, а с другой стороны, чрезвычайно важен правильный психологический настрой. Например, даже загрязненная вода, употребленная при правильном настрое, не причинит вам вреда и принесет пользу. Все знают, что соленая морская вода непригодна для питья, тем не менее известно много случаев, когда люди во время долгого вынужденного плавания по морю выживали только благодаря соленой воде. Нередко люди погибают из-за того, что психологически приговаривают себя к смерти там, где сильные духом выживают. Сила духа – это психологическое приятие того, что есть.

Как отыскать путь к здоровью? Какой совет вы можете дать читателям?

Никто не сомневается в существовании ангела-хранителя, а почему же на Земле столько нелепых болезней и смертей? Это связано с тем, что человек перестает слушать и слышать своего ангела-хранителя. Советую каждому из вас найти время для глубокого раздумья в спокойной обстановке над четко поставленным вопросом, важным для вас. Например, у вас плохо со здоровьем. Сосредоточьтесь на своей проблеме, выключите телевизор, радио, сядьте удобно, расслабьтесь. Пусть вам не мешают звуки, вы можете надеть на уши беруши. (Сделать беруши очень просто: сшейте две подушечки размером 10 × 10 см, набейте их поролоном, ватой или шерстью, затем скрепите их проволочкой или удерживающей резинкой.) Подумайте, отчего у вас возникло это заболевание? Может быть, вам в голову придет интересный метод излечения или вы поймете, что нарушили какие-то психологические правила, обидели кого-то. Возможно, вам следует попросить прощения.

Конечно, этого может оказаться недостаточно, но это верный путь. Подумайте, правильно ли вы питаетесь, работаете, какой у вас распорядок дня. Часто люди устают не из-за того, что слишком много работают, а из-за того, что неправильно работают или занимаются не тем, к чему лежит душа (изменяют себе). Нередко люди занимаются работой не в то время, когда надо (не учитывают свои биоритмы), бывает, находятся во власти неверных психологических установок, говоря себе: «Надо сделать это во что бы то ни стало», – не задумываясь над тем, а действительно ли надо.

Подсознательное понимание ненужности своей работы ведет к болезни, ведь самый страшный конфликт – это конфликт с самим собой.

Подумайте и попытайтесь сформулировать для себя идеальный результат, к которому вы стремитесь (часто люди не умеют этого делать). Затем посмотрите, что мешает воплощению этого результата, разработайте стратегию дальнейших действий: можно попытаться убрать мешающие факторы, можно обратить вред в пользу, а можно заранее «подстелить соломку».

Расскажите, пожалуйста, о культуре питания. Сейчас существует много теорий правильного питания: одни люди являются сыроедами, другие – вегетарианцами, третьи – придерживаются системы раздельного питания.

Культура питания – наиболее древняя культура человечества. А что касается различных методов питания, то в определенный момент важен, целесообразен тот или иной метод лечения питанием. Истина всегда исключительно конкретна. Например, раздельное питание на определенном этапе может дать хорошие результаты, но сказать, что это панацея, было бы шарлатанством.

Я, например, семь лет вегетарианствовал, благодаря чему достиг определенных успехов в психологической практике, а затем отошел от вегетарианства. Сейчас питаюсь так, чтобы на это уходило как можно меньше времени. Вообще к питанию, как и ко всему прочему, надо относиться с умом и без фанатизма.

В Индии, например, издавна все продукты питания делят на три большие группы:


тамас – мертвая пища, бедная информацией;

сатва – живая, чистая, богатая биологической информацией пища, способная породить жизнь (скажем, зерно можно съесть, а можно прорастить);

раджас – возбуждающая пища, например, многие пряности (горчица, перец, хрен, имбирь и т. д.).


В зависимости от обстоятельств внешней среды тамас может оказаться сатвой и наоборот. Например, если человек сильно замерз, то его необходимо разогреть, дать ему выпить водки (водка – мертвый «тамасический» продукт), в этом случае она станет «сатвической» пищей, а зерно в данном случае не поможет.

В питании, как, впрочем, и во всем другом, очень важен психологический настрой: лучше съесть менее полезную пищу, но с удовольствием, чем с отвращением поглощать более полезную (лучше с удовольствием в сопровождении хороших тостов выпить немного водки, чем с ненавистью есть кашу).

Сейчас в продаже много импортных овощей и фруктов. Полезны ли они для нас?

Человеку лучше питаться и лечиться продуктами, произрастающими на его малой родине.

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

  1. Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является разговор по душам с близким другом. Как верно гласит известная латинская пословица: «Сказал и тем облегчил душу».
  1. Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов, драм и романов.

Болящий друг врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит исступленье
И усмирит бушующую страсть.

А. Баратынский

  1. Для многих людей естественным и привычным является форма снятия напряжения через слезы. «Слеза всегда смывает что-то, и утешение несет»,-писал В.Гюго
  1. Хорошей профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности на отрезки жизненного пути.
  1. Очень полезны физические упражнения (дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ, питание и т.д). Танцуйте, пойте, гуляйте по городу, слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

«Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое «радуйся», истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».
Н.А. Рерих

«Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели – один из самых сильных стрессов, вызывающих болезни организма».
Г. Селье

Симптомы, как способ движения к жизни

По материалу книги Луиза Л. Хей
«Исцели свою жизнь свое тело».


ПРОБЛЕМА

ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА

НОВЫЙ ПОДХОД

Аллергия

Кого вы не выносите? Отрицание собственной силы.

Мир не опасен, он – друг. Мне не грозит никакая опасность. У меня нет разногласий с жизнью.

Вы сдерживаетесь от грубых слов. Чувствуете неспособность выразить себя.

Я отбрасываю все ограничения и обретаю свободу быть собой.

Сопротивление чувствам. Подавление эмоций. Страх

Чувствовать – безопасно. Я иду навстречу жизни. Я стремлюсь пройти через испытания жизнью.

Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий.

Теперь можно спокойно брать свою жизнь в собственные руки. Я выбираю свободу.

Бессонница

Страх. Недоверие к жизненному процессу. Чувство вины.

С любовью оставляю я этот день и отдаюсь мирному сну, зная, что завтрашний день позаботится сам о себе.

Бородавки

Мелкое выражение ненависти. Вера в уродство.

Я – это любовь и красота жизни в ее полном проявлении.

Нервозная атмосфера в семь. Споры и крики. Редкое затишье.

Я объявляю о мире и гармонии во мне и вокруг меня. Все идет хорошо.

Символизируют способность ясно видеть прошлое, настоящее, будущее.

Я смотрю с любовью и радостью.

Головокружение

Мимолетные, бессвязные мысли. Нежелание видеть.

В жизни я человек спокойный и целеустремленный. Я могу совершенно спокойно жить и радоваться.

Головные боли

Недооценка себя. Самокритичность. Страх.

Я люблю и одобряю себя. Я в полной безопасности.

Горло: ангина

Канал экспрессивности и творчества.
Неспособность постоять за себя.

Я открываю сердце и пою о радости любви. Мое самовыражение свободно и

Проглоченный гнев. Нежелание меняться.

радостно. Я легко могу постоять за себя.

Депрессия

Гнев, который вы, по вашему мнению, не имеете права чувствовать. Безнадежность.

Я выхожу за пределы страхов и ограниченности, свойственных другим людям. Я создаю собственную жизнь.

Излишек веса

Страх. Потребность в защите. Нежелание чувствовать. Беззащитность, отрицание себя.
Подавленное стремление достичь желаемого.

У меня нет противоборства чувств. Там, где я нахожусь, быть безопасно. Я сама создаю себе безопасность.

Желание рявкнуть на весь мир: «Посмотрите на меня! Послушайте меня!»

Меня замечают и высоко ценят. Меня любят.

Защищает нашу индивидуальность. Орган чувств.

Оставаясь собой, чувствую себя спокойно.

Ком в горле

Страх. Избегание кого-то или чего-то.

Мы окружаем себя защитой и любовью

Легкие. Легочные
заболевания

Символизируют способность вдыхать жизнь. Депрессия. Печаль. Боязнь воспринимать жизнь.

Я вдыхаю жизнь равномерно и свободно. Я воспринимаю жизнь с любовью и до конца.

Ненависть к принуждению. Сопротивление ходу жизни. Сексуальные страхи.

Я расслабляюсь и следую за ходом жизни, и пусть жизнь обеспечивает меня всем необходимым.

Просьба о помощи. Внутренний плач.

Я люблю и утешаю себя так, как мне приятно.

Нервный срыв

Эгоцентричность. «Засорение» каналов общения.

Я открываю душу и в общении излучаю любовь. У меня хорошее самочувствие.

Нервозность

Страх, беспокойство, борьба, суета. Недоверие к жизненному процессу.

Я путешествую по бесконечным просторам вечности, и у меня масса времени.

Нос заложенный

Непризнание собственной ценности.

Я люблю и ценю себя.

Пищевое
отравление

Позволяет другим брать контроль в свои руки.

У меня есть силы, власть и умение усваивать все, что попадает ко мне.

Слезы – это река жизни, они текут от радости, а также от горя и страха.

Я в ладу со своими эмоциями. Я люблю себя и одобряю.

Боязнь, что тебя обидят. Потеря самоощущения. Отказ принимать на себя ответственность за собственные чувства.

Я открыт всем радостям жизни. Я заслуживаю и воспринимаю все самое лучшее в жизни.

Глубокая рана. Старинная обида. Великая тайна или горе не дают покоя, пожирают. Сохранение чувства ненависти.

Я люблю, прощаю и предаю забвению все прошлое. Отныне я заполняю радостью мой собственный мир.

Символизирует центр любви и безопасности.

Мое сердце стучит в ритме любви.

Хронические
болезни

Нежелание перемен. Страх перед будущим. Чувство опасности.

Я хочу изменяться и расти. Я создаю новое и безопасное будущее.

Щитовидная
железа

Самая главная железа иммунной системы.
Чувство, что вас атаковала жизнь.

Мои добрые мысли укрепляют силу моей иммунной системы. У меня надежная защита изнутри и снаружи.

Как быть здоровым?

Если вы хотите быть здоровым, а это значит беспрестанно, каждую минуту наслаждаться радостью человеческого существования, то прежде всего ВЫ должны со всей силой страсти полюбить самого себя как самую драгоценную для вас вещь на земле. Хотя кругом нас можно часто услышать обвинения людей в адрес друг друга в эгоизме, но на каждом шагу мы встречаем тех, кто не любит самих себя.

  • Имейте большую жизненную цель, ради достижения которой вам обязательно надо быть здоровым.
  • Ваш ежедневный рацион должен включать в себя все необходимые продукты питания (многие продукты улучшают самочувствие мгновенно, заряжая вас своими витаминами и энергией на день).
  • Помните, что самый лучший лекарь – это ваш собственный организм, который может вылечить себя сам, если вы дадите ему такую возможность и немножко поможете ему в этом.

Природа создала человека для счастливой и радостной жизни. И если он мучается от отрицательных эмоций, то часто это происходит от того, что живет он несправедливо. Оказывается, что нормы нравственности напрямую работают на здоровье. Их неукоснительное соблюдение сохраняет и очищает организм, дарует счастье и здоровье.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ!

Вы будете смеяться хотя бы 10 минут в день,

Вы съедаете всего–навсего 30 граммов рыбы каждый день,

Ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным. Как считают английские психологи риск инфаркта снижается у вас по крайней мере на50% процентов.

Рыба снижает уровень холестерина в крови. Поэтому эскимосы и японцы, ежедневно употребляющие в день около 100 граммов рыбы, меньше всех людей других национальностей страдают заболеваниями сердца и кровеносных сосудов.

Вы спокойны и невозмутимы как англичанин и добиваетесь этого за счет подавления ваших негативных эмоций,

Риск заболеть неврозам или какой-либо соматической болезнью у вас больше, чем у экспансивных личностей, не лезущих в карман за словом. Статистика говорит о том, что жители туманного Альбиона болеют гораздо чаще, чем итальянцы, исландцы и французы, причем самые популярные лекарства в Англии – успокоительные.

Вы любите ездить на автомобиле даже в магазин за покупками,

Риск заболеть гипертонией или диабетом у вас в 2-2,5 раза выше, чем у любителя ходить пешком.

Вы любите петь и делаете это почти каждый день,

Это может значительно продлить вашу жизнь; исследования показывают, что пение не только развивает грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу.

Вы любите говорить длинными предложениями, которые насчитывают более 13 слов, и если цепочка произношения этих слов длится более 6 секунд,

Существует большая опасность, что Вы останетесь непонятными вашими слушателями. Как полагают немецкие психологи, учителям следует говорить со скоростью не более двух слов в секунду и строить фразы по возможности короче.

Помните:

  • И в радости и в горе будь сдержан. Благоразумие говорит о большом сердце, большое сердце – о великой душе.
  • Чего в другом не любишь, того сам не делай.
  • Каждый человек состоит не только из достоинств, но и недостатков. Будь терпелив в общении, умей найти ключик к каждому.
  • Будь учтив к друзьям и к врагам. И те и другие это оценят, и возможно, друзей у тебя станет больше. Не засоряй себя пустяками, не придирайся по мелочам, особенно к близким людям.
  • Не пытайся в гневе решать большие вопросы. Умей вовремя останавливаться, только глупцы в бурю садятся на корабль.
  • Не будь высокого мнения о себе – это верный путь к невежеству. Но и не теряй гордости, иначе затопчут.
  • У кого нет культуры – от того веет грубостью и пороками. Посеешь характер – пожнешь судьбу.
  • Не живи, как хочется, а живи как надо. Люди должны жить по законам добра и гуманности.
  • Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не завидуй ближнему и не желай чужого добра. Может, тебе посчастливится познать истину при жизни!

Самое ценное у человека – это жизнь,
Самое ценное в жизни – здоровье!!!

(русская пословица)

Медики, физиологи утверждают, что человек может жить до 150 лет и более.
Здоровье есть сама жизнь с её радостями, тревогами, творческим взлётом.
Ни один человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми, но бездумно растрачивая своё здоровье, считают, что оно неисчерпаемо. Такие люди напоминают легкомысленное дитя, которое получило в наследство сундук с драгоценностями и пригоршнями разбрасывает их направо и налево. Но время идёт и вот…рука его скребёт пустое дно…
Классик античной медицины Клавдий Гален давал такое определение здоровья: «…состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…»
Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли или недовольным лицом. Навыки здоровой жизни должны стать для Вас столь же необходимым, как воздух, вода, пища.
В Древней Греции на высокой скале были выбиты слова: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Исследования, которые проводятся во многих странах, убедительно доказывают, что бег очень сильное противоядие против тревоги, депрессивного состояния. Бегающие люди всегда бодры, активны, уверены в себе.

Это было давно, в 80-е годы прошлого века. У меня серьезно заболела маленькая дочка. А я в то время работала в радиохимической лаборатории Ленинградского института радиационной гигиены (ЛенНИИРГ) (я окончила ЛГУ, химический факультет). В дружественной лаборатории контроля и прогноза трудился Сергей Васильевич Шестопалов, тоже выпускник ЛГУ, окончивший даже два факультета: математико-механический и биологический. Он увлекался астрологией и в свободное время серьезно изучал все, что с нею связано, что тогда не приветствовалось сверху и далеко не всеми принималось снизу – во всяком случае, в институте, помимо меня, было еще лишь несколько человек, относившихся с интересом к его астрологическим изысканиям.

Однако постепенно менялись и времена, и общественное сознание. В начале 1980-х Сергей Шестопалов перешел работать в Ленинградский политехнический институт, в лабораторию легендарного экстрасенса Вадима Борисовича Полякова, занимавшуюся изучением экстрасенсорики. Однажды Сергей пришел «навестить» ЛенНИИРГ и стал рассказывать мне, как у него все хорошо: наконец-то есть интересная и любимая работа, и в семье полный порядок. «А у тебя как дела?» – спросил он. Ну я и рассказала, что у меня дочка болеет, что медицинские прогнозы – не лучшие, и попросила его подыскать сильного экстрасенса (раз уж в лаборатории, где он работает, экстрасенсов изучают), который смог бы помочь вылечить мою дочь. И Сергей сразу же порекомендовал Бориса Голдовского, предупредив: «Если с ним не заладится, звони – подберем кого-нибудь другого». Но с Борисом Иосифовичем все сложилось: в течение нескольких месяцев я периодически привозила дочку к нему на лечение – и болезнь отступила, в школу девочка пошла уже здоровой. Когда же мы в первый раз пришли к Борису Иосифовичу, он сказал: «А эта встреча не случайна!»

Вообще говорят, что большинство наших встреч в этой жизни неслучайные. Главное, что он вылечил мою дочь, – значит, Богу это было угодно.

Однако у этой встречи было продолжение. А произошло это так. В период перестройки я ушла из института и занялась редактированием книг по оздоровительной тематике, а затем стала журналистом в этой области. Тогда-то я и обратилась еще раз к Б. И. Голдовскому, на этот раз в качестве журналиста, с просьбой дать интервью на тему укрепления здоровья для журнала «Народный лекарь».

Редактору журнала материал очень понравился – и дальше понеслось: был опубликован ряд интервью и психологических тренингов с Борисом Голдовским в «Народном лекаре», несколько интервью – в газете «Лечебник», ряд статей – в издававшейся тогда газете «Целитель плюс». На основе всех этих материалов и появилась эта книга – как результат моих многочисленных бесед с Б. И. Голдовским, как итог собирания, обдумывания, применения на практике его мудрых советов относительно того, как заботиться о здоровье, о способах его восстановления и сохранения.

Елена Егорова

Глава 1. Здоровье – это состояние души

Путь к здоровью

Борис Иосифович, хотелось бы узнать, насколько, по вашему мнению, коэффициент полезного действия жизни человека зависит от культуры его психической деятельности?

Зависит целиком, полностью, исключительно. Именно психической деятельностью мы и отличаемся от всех других форм жизни. Психология, а не математика, – истинная королева наук, ведь математика является хоть и великолепным, драгоценным, но все-таки инструментом, а инструмент – лишь слуга в руках мастера.

Мы, жители больших городов, страдаем из-за неблагоприятной экологической обстановки. Может ли культура психической деятельности помочь нам сохранить здоровье в условиях большого города? Если может, то как?

С одной стороны, безусловно, важно следить за экологической средой, а с другой стороны, чрезвычайно важен правильный психологический настрой. Например, даже загрязненная вода, употребленная при правильном настрое, не причинит вам вреда и принесет пользу. Все знают, что соленая морская вода непригодна для питья, тем не менее известно много случаев, когда люди во время долгого вынужденного плавания по морю выживали только благодаря соленой воде. Нередко люди погибают из-за того, что психологически приговаривают себя к смерти там, где сильные духом выживают. Сила духа – это психологическое приятие того, что есть.

Как отыскать путь к здоровью? Какой совет вы можете дать читателям?

Никто не сомневается в существовании ангела-хранителя, а почему же на Земле столько нелепых болезней и смертей? Это связано с тем, что человек перестает слушать и слышать своего ангела-хранителя. Советую каждому из вас найти время для глубокого раздумья в спокойной обстановке над четко поставленным вопросом, важным для вас. Например, у вас плохо со здоровьем. Сосредоточьтесь на своей проблеме, выключите телевизор, радио, сядьте удобно, расслабьтесь. Пусть вам не мешают звуки, вы можете надеть на уши беруши. (Сделать беруши очень просто: сшейте две подушечки размером 10 × 10 см, набейте их поролоном, ватой или шерстью, затем скрепите их проволочкой или удерживающей резинкой.) Подумайте, отчего у вас возникло это заболевание? Может быть, вам в голову придет интересный метод излечения или вы поймете, что нарушили какие-то психологические правила, обидели кого-то. Возможно, вам следует попросить прощения.

Конечно, этого может оказаться недостаточно, но это верный путь. Подумайте, правильно ли вы питаетесь, работаете, какой у вас распорядок дня. Часто люди устают не из-за того, что слишком много работают, а из-за того, что неправильно работают или занимаются не тем, к чему лежит душа (изменяют себе). Нередко люди занимаются работой не в то время, когда надо (не учитывают свои биоритмы), бывает, находятся во власти неверных психологических установок, говоря себе: «Надо сделать это во что бы то ни стало», – не задумываясь над тем, а действительно ли надо.

Подсознательное понимание ненужности своей работы ведет к болезни, ведь самый страшный конфликт – это конфликт с самим собой.

Подумайте и попытайтесь сформулировать для себя идеальный результат, к которому вы стремитесь (часто люди не умеют этого делать). Затем посмотрите, что мешает воплощению этого результата, разработайте стратегию дальнейших действий: можно попытаться убрать мешающие факторы, можно обратить вред в пользу, а можно заранее «подстелить соломку».

Расскажите, пожалуйста, о культуре питания. Сейчас существует много теорий правильного питания: одни люди являются сыроедами, другие – вегетарианцами, третьи – придерживаются системы раздельного питания.

Культура питания – наиболее древняя культура человечества. А что касается различных методов питания, то в определенный момент важен, целесообразен тот или иной метод лечения питанием. Истина всегда исключительно конкретна. Например, раздельное питание на определенном этапе может дать хорошие результаты, но сказать, что это панацея, было бы шарлатанством.

Я, например, семь лет вегетарианствовал, благодаря чему достиг определенных успехов в психологической практике, а затем отошел от вегетарианства. Сейчас питаюсь так, чтобы на это уходило как можно меньше времени. Вообще к питанию, как и ко всему прочему, надо относиться с умом и без фанатизма.

Общеобразовательная средняя школа

18 им. М.Сатыбалдиева

Провела

Насырова З.Р

Кульсары -2014г.

Искусство быть здоровым.

Цель: расширить представления учащихся о ценности здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья.

Задачи:

Раскрытие сущности взаимосвязи духовного и физического здоровья;

Развитие понимания здорового образа жизни;

Воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья.

Ход урока

Круг радости . Учащи e ся становятся в круг.

Встречает солнце (руками описать круг)

Встречает ветер (руки поднять вверх)

Встречает школа (руки вытянуть веред)

Встречает друг (пожать руку соседу справа)

Летит мечта моя(имитировать полет птицы)

Словно птица.

Со мной спешит она (обнять за плечи соседа справа и слева)

В широкий круг.

Я читаю стихотворение.

- Определите тему урока.

Ни мороз мне не страшен, ни жара

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потом что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

Беседа:

    Почему здоровье считают богатством человека?

    Каким образом вы заботитесь о своем здоровье?

    Какие правила здорового образа жизни вы знаете?

    Какая связь существует между здоровьем человека и его внешней красотой?

Работа в тетрадях .

Перед вами перечень ценностей человека. Расположите их в порядке значимости для вас и обоснуйте этот порядок.

(Природа, дружба,здоровье,духовность,истина,мудрость,труд,знание,красота, мудрость,совершенство,творчество)

Ребята, я расскажу вам одну легенду:

«Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить на планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: - «Человек должен быть сильным», другой сказал: « Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, то он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, куда бы его спрятать? Одни предполагали спрятать его глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних пор человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.

Значит здоровье спрятано и во мне, и в тебе…. и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?

Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма.

Цитата урока:

Поддержка здоровья есть долг. Немногие, по видимому, сознают еще, что есть нечто такое, что можно назвать физическое нравственностью…

Герберт Спенсер

    Как вы понимаете смысл выражения «физическая нравственность»?

Задание:

Рассмотрите изображение скульптуры древнегреческого мастера Мирона, которая называется Дискобол.

Скульптура доносит до нас образ прекрасно сложенного тренированного атлета. Ответьте на вопросы:

    Как мастеру удалось подчеркнуть красоту и грацию своего героя?

    Можно ли сказать, что в скульптуре воплощено представление художника о гармонии тела и души?

Чтение

Откройте учебники на стр.110.

Что является главным в человеке?

Как бы вы ответили на вопрос М.Шаханова.

Какие правила должен соблюдать каждый из нас,чтобы быть здоровым?

Работа в группах .

1 гр.- сценка о здоровье.

2 гр. составление коллажа о здоровом образе жизни.

3 гр.- Сценка «Режим дня».

Сценка «Режим дня».

1.-Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять.

И завтрак съесть.

А потом за парту сесть!

2.-Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин.

Их коварных черных шин.

3.-На занятиях сиди

И всё тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай,

Но только не валяйся.

Дома маме помогай.

Гуляй, закаляйся!

4.- Пообедав, можешь сесть

Выполнять задания.

Всё в порядке, если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

В час положенный ложимся,

В час положенный встаём.

Нам болезни нипочём!

Группы проводят презентации своих работ.

Разминка «Совершенно верно» :

зачитываются четверостишия о продуктах, если в них говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят «Правильно, правильно совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок. +

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, стройным стань как кипарис. -

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: ешьте фрукты кашу с маслом, рыбу мед и виноград. +

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. +

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти. -

6. Если хочешь быть здоровым правильно питайся. Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.+

Размышляем над ситуациями

Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию журнала «Здоровье». Проанализируйте ситуацию и напишите ответ автору письма.

Мне кажется, что поговорка «Сила есть, ума не надо» - про нашего соседа.

Игра «Ромашка».

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы - продолжить…

В здоровом теле, (здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал (отдохни)

Любящий чистоту – (будет здоровым)

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности. А знаете ли вы что афоризм «В здоровом теле, здоровый дух» был придуман в Древнем Риме. Стремясь к физическому здоровью, нужно помнить о своем духовном росте. Не может быть здоровым тот, кто равнодушен к окружающим, завистлив, недоброжелателен. Истинное здоровье человека заключается в гармонии тела и духа.

Рефлексия :

занятие наше подходит к концу и мне бы хотелось узнать у вас, понравилось ли оно вам. А для этого я порошу вас выбрать себе шары. Если вам очень понравилось, то выберите, красный шарик, если не очень или что-то не понравилось, то выберите синий шар.

Похвалить всех детей за активное участие.

Круг «От сердца к сердцу».

Учащиеся встают в круг и исполняют песню «Если хочешь быть здоров», далее я раздаю учащимся памятки о соблюдении здорового образа жизни