Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы. Проект "взаимосвязь между детским садом и школой". День добрых дел

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Как нам удается создать единое культурно-образовательное пространстве в нашем городе?

Под преемственностью мы понимаем последовательный переход от одной ступени образования к другой, сохраняя и постепенно изменяя содержание, форму, методы, технологии обучения и воспитания. Считаем, что важно убедить родителей: преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не означает подготовку детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Задача взрослых - обеспечить счастливое детство в едином развивающемся мире дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, помочь им быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А дошкольников знакомят со школой, учебной и общественной жизнью школьников даем возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развиваем интерес к школе, желание учиться.

Преемственность реализуем с помощью определенных форм и методов в союзе администрации и педагогов по созданию условий для подготовки к школьной жизни, эффективного и безболезненного перехода детворы в начальную школу.

Преемственность осуществляем, используя разнообразные формы взаимодействия. В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

Работа с детьми;

Взаимодействие педагогов;

Сотрудничество с родителями.

Видим эффективность работы:

в разнообразных видах деятельности воспитанников и учеников:

    экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков, игрушек;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.), спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности.

Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- класс; круглые столы;

    психологические и коммуникативные тренинги для родителей, педагогов-психологов, медработников.

Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», творческие мастерские;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов, родительские клубы;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    игровые тренинги и практикумы для родителей, деловые игры;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения.

Мы уверены - важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. В школе: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем..

Поэтому основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:

    создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих естественность перехода из детского сада в школу;

    не улучшение подготовки к обучению в школе 6 - летних детей, обеспечение счастливого дошкольного детства;

    не заменять дошкольную жизнь школьной;

    расширение интереса к жизни в школе;

    оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к школьной жизни.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуем на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования приемлемых технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Накопленным опытом работы по вопросам преемственности готовы делиться с коллегами, так как понимаем актуальность темы для современного образования.

Литература:



    Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

    Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.

    Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

Невольник Н.И., методист МК

управления образования администрации

г. Шахтерска.

1. Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением.

Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:

· Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.

· создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

· сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

· естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы - содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научнообоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:



1. школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллектевизма.

2. в школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.

3. в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.

4. в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности

Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.

Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части - содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:

· Посещения д/с, школы

· Участие в пед.советах

· Взаимное консультирование

· Совместное проведение родительского собрания

· Организация конференций

· Изучение программ воспитания и обучения и т.д.

в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных зун.

4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:

1. Информационно-просветительский аспект - взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

2. Методический аспект - взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

3. Практический аспект - выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой - в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.

57.Планирование педагогического процесса в дошкольном учреждении. Педагогические требования к составлению планов работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та ПрогРамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Цельюпланирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определеннымТребованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организацииРаботы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Видыпланирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу-чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.



Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по-сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".



Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании ИУобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей,

педагогические консультации;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Эффективными, стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер - классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.

Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтомуосновными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

Улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

Углубление интереса к жизни в школе;

Оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Сотрудничество со школой

Детский сад на протяжении нескольких лет успешно осуществляет взаимодействие с МОУ ЛООШ и МОУ СОШ, в связи с тем, что все выпускники МДОУ обучаются в данных школах. Деятельность детского сада и школ организуется на основе договора и совместного плана работы на учебный год. Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Цель сотрудничества МДОУ и школ следующая:

Формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить их на единой организационной и методической основе.

Задачи:

· согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования;

· обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

· обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Взаимодействие МДОУ и школ осуществляется согласно совместно разработанному плану по трем направлениям:

I . Методическая работа . На базе школ и МДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: («Преемственность формирования универсальных учебных действий (УУД) в МДОУ и начальной школе», «Преемственность развивающих технологий в МДОУ - начальной школе, как основа реализации стандартов II поколения», «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»). Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах и занятий в подготовительной группе детского сада. На занятиях в МДОУ присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году первые классы.

Педагоги школы и детского сада имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность: побеседовать о творческом развитии каждого ребенка, о том, как найти «ключик» к каждому, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

II . Следующим важным направлением работы является работа с родителями . Родители получают консультации учителей будущих первых классов, психолога, присутствуют на родительских собраниях, посвященных вопросам готовности ребенка к школе и ознакомлению с программами и пособиями, по которым работает каждый учитель, посещают совместно с детьми «Дни открытых дверей» в школах и «Школу будущих первоклассников». Таким образом, каждый родитель знаком с учителями будущих первых классов, имеет представление о школе и образовательных школьных программах, т.е. может определиться с выбором.

III . Работа с детьми . Дети МДОУ знакомятся с учителями, ходят на экскурсии и посещают праздники и досуги в школе, занимаются в «Школе будущих первоклассников». Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. При выпуске детей из МДОУ заполняются индивидуальные карты, в которых отражаются параметры физического и психического развития ребенка, его интересы и склонности, предлагаются рекомендации специалистов.

Совместная работа по формированию у детей предпосылок к учебной деятельности способствует:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья; формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в МДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

План совместной работы МДОУ № 5 со школами

Мероприятия

Дата

Ответственный

I

Методическая работа

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы.

Сентябрь

Руководители МО школ, заведующий МДОУ.

Оформление стенда и странички на сайте МДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Ноябрь

Педагог-психолог

Дни методического взаимодействия МДОУ - начальная школа

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников».

Цель:

· выявить проблемы адаптации первоклассников;

· скорректировать деятельность по сотрудничеству с МДОУ;

· познакомить с внедрением ФГОС в начальной школе.

Проблема: «Создание условий для перехода от игровой деятельности к учебной. Формирование универсальных учебных действий» (внедрение ФГОС в НОО).

Декабрь

Руководитель МО начальных классов МОУ Любимской СОШ

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников. Переход от игровой деятельности к учебной. Формирование УУД» (внедрение ФГОС в НОО).

План:

· «Создание проблемного поля» - установка на работу, обсуждение позиций анализа урока. Смирнова Е.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ЛООШ;

· посещение уроков в 1 и 4 классах;

· Круглый стол. Самоанализ и анализ уроков. «Моделирование» учебной (методической) ситуации. Выступление из опыта работы МОУ ЛООШ по адаптации первоклассников.

Январь

Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Любимской ООШ, учителя начальных классов.

Семинар-практикум «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Цель: познакомить учителей начальных классов с целями, задачами, принципами и целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

План:

· просмотр НОД в подготовительной группе;

· круглый стол «ФГОС ДО»

Февраль

Заведующий МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учитель-логопед.

Взаимопосещение воспитателями МДОУ уроков в 1-м классе начальной школы и учителями начальных классов занятий в МДОУ

Март-апрель

Администрация школ и МДОУ

Оформление индивидуальных характеристик выпускников ДОУ

Май

Специалисты, воспитатели групп, Администрация ДОУ

II

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях в школе и МДОУ, встречи в «Школе заботливых родителей» в МДОУ

В течение учебного года

Администрация школ и МДОУ, воспитатели, педагог-психолог

Анкетирование и тестирование самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

Ноябрь

Педагог-психолог

Индивидуальные и групповые консультации для родителей («Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет», «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе», «Готовим руку к письму», «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе», «Как правильно организовать свободное время ребёнка»)

В течение учебного года

Размещение информации в родительском уголке на тему «Для вас родители, первоклассников»

В течение учебного года

Воспитатели, специалисты

В течение учебного года

Воспитатели групп, специалисты

День открытых дверей в школе для детей и родителей.

Май

Администрация школ, руководители МО МОУ Любимской СОШ и МОУ Любимской ООШ

III

Работа с детьми

Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы:

· День знаний;

· Праздник букваря;

· Театрализованные представления;

· День открытых дверей;

· Школа будущего первоклассника;

· Последний звонок;

· «Дорога в школу»;

· Ознакомление с помещением школы, кабинетами, библиотекой, спортивным залом.

В течение учебного года

Администрация школы и МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов

Беседы о школе «Зачем учиться в школе»,

чтение художественной литературы

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Выставка рисунков «Школа, в которой я хочу учиться»

Апрель

Воспитатели МДОУ

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Май

Воспитатели МДОУ

«Школа будущего первоклассника»

Февраль - май

Учителя начальных классов

Тема: «Скоро в школу я пойду»

Выполнила: Гусева Н.Е

воспитатель МБДОУ № 36

г. Елабуга


Возраст детей: Подготовительный к школе возраст 6-7 лет

Тип проекта: Информационно – ориентированный,

Исполнители:

Воспитатель подготовительной группы;

Учителя начальных классов;

Музыкальный руководитель;

Педагог-психолог;

Родители;

Дети.

Продолжительность проектной деятельности: Среднесрочный проект – 2 месяца,

Цель: Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.

Задачи:

    Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;

    Формировать у детей и родителей положительное отношение к школе включая в целостный пед.процесс, разносторонние формы совместной деятельности;

    Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";

    Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой, знакомство со школой и профессией учитель;

    Повышать уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей в этом направлении.

    Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой.

Проблема.

Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. С внедрением ФГОС в дошкольное образование целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершение ими дошкольного образования: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.

Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования.

С внедрением ФГОС особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса


Актуальность:

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятие им «позиции школьника

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Значит, возникает потребность в организации мероприятий, подготавливающих детей к школе.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
Сбор информации по данной теме.
Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
Подбор материала (игрового и методического).

    Провести опрос детей.

    Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по подготовки детей к обучению в школе

Основной этап:

Содержание работы построено по блокам педагогического процесса:
1.блок – непосредственная образовательная деятельность.
2.блок – совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы, игры).
3. блок – свободная самостоятельная деятельность.
4. блок – взаимодействие с родителями (анкетирование, беседы, индивидуальные консультации и т.д)

Заключительный этап:

    Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов

    Экскурсия в школу.

    Выставка работ «Я ученик» (с участием детей, родителей, педагогов)


Совместная деятельность

воспитателя и детей:

    Беседа «Чем я буду заниматься в школе», «О школе, чему там учат»

«Мы – будущие первоклассники», «Профессия-учитель»

«Кем я стану, когда закончу школу» и другие.

    Чтение произведений на тему «Школа»

    Д/игра «Приключения портфеля»

    Рисование «Я и школа»

    Развлечение совместно с учениками 1 «А» класса

    Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

    Вечер загадок «Скоро в школу».

    Слушание и разучивание песен и стихов о школе

    Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)

    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

    Беседа о школьной библиотеке.

    Выставка детских работ «Я рисую школу

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

    Экскурсия в школу

    Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Семья»; «Библиотека».

    Дидактические игры «Собери портфель» и другие.

    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на тему школа..

    Чтение стихотворений о школе

    Составление икебан, букетов из природного материала для подарка школе.

    Рисование « Я рисую школу», «Мой портфель».

    Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.

Взаимодействие с родителями:

    Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

    Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Советы родителям будущих первоклассников»;

- «Готовим руку к письму»;

- «Как подготовить ребенка к школе»;

- «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

-«Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

    Совместные праздники с участием родителей

    Папка-передвижка «Психологическая готовность к школе»

    Консультации: «Роль семьи в воспитании будущего школьника», «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника».

    Беседы родителей с учителями начальных классов по пред школьной подготовке.

    Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

    Презентация «Психологическая готовность к школе»

    Круглый стол: «В семье первоклассник».

    Изготовление макетов для игр детей, атрибутов для сюжетно-ролевых игр

    Изготовление с детьми книжек- малышек на тему школа



Ожидаемый результат:

Предполагаем, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми, их родителями приведет к положительной динамике следующих показателей:

    Повысится уровень психологической подготовки детей 7-летнего возраста к школе, сформируется личностно-мотивационная готовность к школе;

    Повысится уровень сформированности личностных качеств дошкольников (любознательности, инициативности, произвольности и т.д.) . Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

    Повысится уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень активного участия родителей в образовательном процессе;

    Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу и переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.

Всё выше изложенное приведёт к успешному обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значить уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значить быть готовым всему этому научить»

(Венгер Л.А,)