Дифференциация Я – основополагающая концепция теории Боуэна. Вертикальная дифференциация продукта Что такое процесс дифференциации

Бирюков П.Б.

Социальная стратификация и социальная мобильность

Вопрос 2. Сущность и причины социального неравенства

Лекция 2. Стратификация и социальная мобильность

Вопрос 1. Понятие социальной структуры и стратификация

Вопрос 2. Критерии социального неравенства

Вопрос 3. Профиль и динамика стратификационной структуры

Вопрос 4. Социальная мобильность

Глоссарий

Литература


Лекция 1. Социальная дифференциация и неравенство

Вопрос 1. Понятие социальной дифференциации и неравенства

Понятие стратификации является одним из центральных в современной теоретической социологии. Его относят к разделу социологической науки, изучающему социальную структуру общества. Содержание понятия «социальная стратификация» и его место в категориальной схеме социологии определяется путем его соотнесения с понятиями «социальное неравенство» и «социальная структура». Для того, чтобы определить основания социальной иерархии, порождающей вертикальные связи, раскрыть ее сущность требуется исследовать феномен социального неравенства.

Понять социальное неравенство можно только на основе рассмотрения дифференциации людей - их различий. Эти различия могут быть как врожденными, так и приобретенными, носить как естественный, так и социальный характер, быть материальными или духовными, физиологическими, психическими и интеллектуальными.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия , порожденные социальными факторами, главные из которых следующие.

Разделение общественного труда , порождающее различные виды занятий и профессий индивидов.

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

Различный уклад и образ жизни .

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид.

Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам. 1

При анализе социального неравенства возникает целый ряд взаимосвязанных вопросов. Сведем их к четырем.

Является ли неравенство всеобщим и могут ли существовать общества без социального неравенства?

Каковы критерии социального неравенства и от чего оно зависит?

Каким образом неравенство поддерживается и передается от поколения к поколению?

Как меняется неравенство, каковы его формы в процессе исторического развития?

Ответы на эти вопросы дают современные теории функционализма, стратификации, классовых конфликтов, социальной мобильности. Здесь сосредоточено немало точек разногласий социологов-теоретиков в проблематике неравенства и стратификации.

Сегодня почти все социологи едины во мнении, что неравенство существует и существовало всегда, во всех обществах и во все эпохи. Это касается даже самых примитивных общинных сообществ. Этнограф Гуннар Ландтман провел исследование общественной жизни папуасов Новой Гвинеи, сами условия жизни которых, казалось бы, способствуют полному социальному равенству. У них нет промышленности, они не занимаются агрикультурой или скотоводством, а кустарное производство минимизировано. Отсутствие сколько-нибудь серьезного производства исключает возникновение излишков продукции, отчего материальное неравенство сводится почти к нулю. Несмотря на видимость всеобщего равенства Ландтман обнаружил, что папуас, который имел возможность принимать в своей хижине больше гостей, чем другие жители поселка, занимал более высокое положение в общине. Исследователь показал, что воины, гарпунеры и колдуны приобретали более высокий социальный статус, чем физически неполноценные, безработные и те, кто не состоял в браке. Кроме этого, женщины считались ниже мужчин. Другие исследователи - археологи, антропологи, этнографы - выявили наличие неравенства во всех дописьменных обществах. При этом статус членов общества определяется присущими конкретному обществу ценностями -красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний и др. характеристиками и их комбинациями. Различия в статусе выражались символически - раскрашивание тела, татуировки, украшения, одежда. 2

Таким образом, обнаружено, что в любых исторических случаях к людям, обладающим качествами, которые ценятся выше, относятся с большим уважением, чем к тем, чьи качества ценятся не так высоко. Уважение членов общества, которое нельзя искусственно регулировать, есть одна из фундаментальных причин социального неравенства. И здесь неизбежно встает вопрос - неужели мыслители прошлого - представители «утопического социализма», классики «марксизма-ленинизма» - и современные социалисты и неомарксисты не понимают или не принимают этого факта? Разумеется это не так. Все дело в том, как понимать само социальное неравенство. Иными словами, какова сущность и причины неравенства в обществе? Это также вопрос о критериях неравенства , рождающего в обществе стратификационную структуру.

Вопрос 2. Сущность и причины социального неравенства.

В социологической теории выделяют две основные парадигмы в понимании природы неравенства - одна излагается в теориях функционализма, другая - в конфликтологических теориях.

Функционализм рассматривает неравенство следующим образом.

Одно из первых объяснений неравенства было предложено Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). В работе «О разделении общественного труда» 1893 г. Дюркгейм сформулировал ряд тезисов.

Во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Поэтому все функции общества (закон, религия, семья, труд) образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Поскольку люди в разной мере талантливы, а при обучении эти различия усиливаются, то самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

В 1954 г. Кингсли Дэвис и Уилбер Мур опубликовали книгу «Класс, статус и власть», в которой они изложили «теорию функционализма», развившую идеи Дюркгейма. Указав на справедливость мысли французского классика о том, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые, Дэвис и Мур дополнили ее новыми тезисами.

Во-первых, любое общество должно располагать: а) различными видами вознаграждения, которые используются в качестве стимулов и б) способами распределять эти вознаграждения в зависимости от социальных положений субъектов. Вознаграждения принимают разные формы. В сфере религии основным является социальное уважение (престиж), в сфере управление лица наделяются властью, а в области технологии вознаграждаются главным образом материально. Вознаграждения и распределения - это часть социального устройства и, следовательно, источник стратификации.

Во-вторых, наилучшее вознаграждение получают те социальные положения, которые: а) имеют наибольшее значение для общества и б) требуют больше, чем другие, таланта и обучения. Первый фактор относится к социальным функциям, он определяется относительно. Второй фактор относится к средствам и определяется в зависимости от дефицита.

В-третьих, хотя самые важные виды деятельности различаются в зависимости от особенностей социальной системы, некоторые функции - религия, управление и технология (для сложных обществ) - остаются основными для всех обществ.

Дэвис и Мур выделили 4 группы главных социальных функций.

Религия - осуществляет интеграцию общества в терминах чувств, убеждений, обрядов.

Правительство - организует общество в терминах закона и власти.

Богатство, собственность и труд - обладание основными благами, которое является экономическим источником власти и престижа.

Технические знания - функция нахождения средств для достижения целей.

Дэвис и Мур также проанализировали разные стратификационные системы и классифицировали возможные различия в них. Ими были сформулированы все основные понятия функционализма. 3

Таким образом, функционализм объясняет природу неравенства исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, общностями, классами. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия слоев и классов, их выполняющих. Тем самым неравенство понимается как неотъемлемое свойство любого общества, несущее позитивную функциональную нагрузку. Общество, с такой точки зрения, воспроизводит неравенство, поскольку нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения и развития.

Принципиально не согласны с вышеизложенными представлениями сторонники теорий классовой борьбы и теорий конфликта . По их мнению, функционализм - это всего лишь попытка оправдать «статус-кво» - несправедливое положение вещей. Они утверждают, что функционализм есть всего лишь апологетика 4 социального неравенства. Эти теоретики предложили иное понимание социального неравенства - как неравного отношения между людьми и группами, которое мыслится как несправедливое и порождающее многочисленные негативные социальные явления - нищету, болезни, социальную напряженность, конфликты, классовую борьбу, войны и пр.

Понятие социального класса было сформулировано в трудах французских и английских экономистов конца XVIII - начала XIX вв. (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо), а теория классовой борьбы - в работах французских историков первой половины XIX века (О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо и др.). Отрицательное отношение к феномену социального неравенства сформировалось в теориях утопического социализма, представители которого (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Г. Бабеф, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) предложили принципы построения общества, свободного от социального неравенства. И все же, цельная социологическая концепция, объясняющая социальное неравенство с позиций классовой борьбы, впервые была предложена К. Марксом. В своей теории «исторического материализма» Маркс соединил идеи своих предшественников с философией материализма и экономическим монизмом 5 во взгляде на общество.

К. Маркс (1818-1883) считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества: социальные отношения, складывающиеся между людьми в системе производства, определяют все другие отношения и облик общества в целом. В основе таких, «производственных отношений», лежат отношения собственности на средства производства, которые определяют место индивида или группы в системе разделения труда, отношения власти и управления. Господствующий класс, владеющий средствами производства, осуществляет контроль как на производстве, так и в других сферах. Благодаря своей экономической власти он решает судьбу тех, кто на него работает. Тем самым общество глубоко разделено на классы, принадлежность к которым определяется местом, занимаемым его членами в системе общественного производства, отношением к средствам производства и ролью в общественной организации труда. 6

Сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в эксплуатации вторых первыми, причем форма эксплуатации зависит от способа производства. При капиталистическом способе производства владельцы средств производства покупают труд рабочих. Продукт создается из сырья трудом рабочих и когда он продается, владельцы получают прибыль. В своей центральной работе «Капитал» (1867 г.) К. Маркс доказывал, что прибавочная стоимость создается рабочими. Поэтому то, что она поступает в карманы владельцев производства, несправедливо и является причиной глубокого, неизбежного и непримиримого (антагонистического) конфликта между рабочими и капиталистами.

В социологическом плане важными тезисами явились прогнозы Маркса относительно развития классового конфликта при капитализме. Маркс доказывал, что по мере развития капитализма будет происходить: 1) относительное ухудшение положения пролетариата (т.е. доходы рабочих будут расти, но доходы капиталистов будут расти быстрее и потому разрыв в уровне жизни между двумя классами будет увеличиваться); 2) абсолютное ухудшение положения пролетариата, когда доходы и уровень жизни рабочих будет снижаться в показателях потребления товаров и услуг; 3) осознание рабочими несправедливой экономической системы и своих интересов, противоположных интересам буржуазии. В результате, как полагал Маркс, буржуазия будет становиться все богаче, а пролетариат все беднее, но сплоченнее. Поэтому революция неизбежна, она станет всемирной, что приведет к повсеместному свержению капитализма и переходу к новым, «социалистическим» социально-экономическим отношениям.

Эти прогнозы К. Маркса полностью провалились. Относительное, а тем более абсолютное, ухудшение положения рабочих не стало тенденцией, а продолжалось лишь короткое время, сменившись ростом доходов и благосостояния рабочих. Осознание пролетариатом своих экономических интересов стимулировало, прежде всего, развитие профсоюзного движения, приведшего к существенному улучшению условий труда и быта трудящихся. Хотя теория Маркса оказала огромное воздействие на политику и весь ход истории, с точки зрения социологической науки она потерпела фиаско. Этот факт стимулировал развитие конфликтологических теорий , авторы которых приняли тезисы о наличии классов и противоречий между ними, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая система является причиной классового конфликта.

Исследуя деятельность профсоюзов и политических партий, немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) доказывал, что причина неравенства таится в олигархии - форме правления, при которой власть принадлежит узкому кругу лиц. Олигархическая власть складывается в любой организации в том случае, если ее численность превышает определенную величину (в интервале от 1 до 10 тысяч человек). Тенденция к концентрации власти обусловлена прежде всего структурой организации, при которой рост числа членов определяет необходимость возложения ответственности на нескольких лидеров, которым доверяет большинство. Власть этих лиц (элиты) возрастает, что неизбежно ведет к противоречиям и конфликтам. Эту закономерность Михельс назвал «железным законом олигархии»; согласно ей неизбежно олигархическое перерождение всех демократических систем, партий и организаций, их превращение в элитаристские. Железный закон олигархии определяет организацию всей социальной жизни, а не только экономики, считал Михельс.

Другой крупный немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929), развивая идеи Михельса и других исследователей политической сферы общества, разработал конфликтологическую теорию общества . Классовый конфликт, по мнению Дарендорфа, определяется характером власти. Он выдвинул следующие тезисы.

В любом обществе существуют отношения власти (социального управления), опирающиеся на принуждение.

Во всех обществах существуют различные социальные позиции, для которых характерны разные распределения собственности и власти. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития для индивидов, групп и сообществ. Социальные различия порождают многообразные и противоречивые интересы людей.

Противоречивые интересы порождают разного рода трения и конфликты.

Тем самым социальное неравенство Дарендорф связывает с властью и интересами. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп. Поэтому в основе социальных конфликтов лежат прежде всего политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Исходной причиной неравенства у Дарендорфа оказывается борьба за дефицитные социальные позиции и узурпация власти определенными людьми и группами.

Р.Дарендорф утверждает, что борьба за дефицитные ресурсы и позиции неизбежна, а потому конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и их невозможно устранить. Разрешить конфликты в смысле их полного устранения невозможно, но можно их регулировать. «Тот, кто пытается навсегда разрешить конфликты, скорее поддается опасному соблазну путем применения силы произвести впечатление, что ему удалось такое "разрешение", которое по природе вещей не может быть успешным», - писал Дарендорф. « «Единство народа» и «бесклассовое общество» - это только два из многих проявлений подавления конфликтов под видом их разрешения». 7


Лекция 2. Стратификация и социальная мобильность

Вопрос 1. Понятие социальной структуры и стратификации.

Социальная структура - наиболее общее понятие, определяющее всю совокупность разнообразных связей и отношений, существующих в данном обществе. Социальные связи и отношения, связывая воедино разнообразные элементы общества - индивидов, малые и большие группы, организации, социальные общности и институты, - образуют то, что и называется структурой данного общества.

Социальные связи и отношения являются преимущественно горизонтальными, когда взаимодействующие социальные агенты имеют схожее социальное положение - обладают сопоставимыми материальными ресурсами, равными правами и властными полномочиями, пользуются одинаковым уважением в обществе, в равной степени владеют информацией и т.д. Соответственно, они обладают схожими социальными статусами. Примером горизонтальных связей могут служить экономические связи между регионами страны, между предприятиями-изготовителями и торговыми предприятиями, между разными вузами в системе образования, между футбольными командами или клубами и т.д. Это также межгосударственные и межнациональные отношения, отношения между супругами в эгалитарной семье и др.

Другой тип социальных связей и отношений - вертикальные. В этом случае взаимодействующие агенты определенно занимают разное социальное положение в обществе и потому никак не могут взаимодействовать «на равных». Например, социальное взаимодействие преподавателя и студента в вузе, чиновника и просителя в присутственном месте предполагают социальную дистанцию, определяемую иерархическим расположением (т.е. вертикальной последовательностью от низшего уровня снизу до высшего наверху) социальных позиций и соответствующих им статусов. Аналогично в обществе выстраиваются вертикальные связи и отношения - они иерархичны. Примером иерархических связей могут служить командно-административные связи между министерством и предприятиями, между налоговыми органами и контролируемыми ими предприятиями, между футбольной федерацией и клубами. Вертикальные отношения складываются в патриархальных традиционных семьях между мужем и женой, родителями и детьми, в международных отношениях между метрополией и колонией, в межнациональных - между основной (титульной) нацией и малыми нациями, национальными меньшинствами и в др. случаях. Для вертикальных связей обычно характерны властно-правовые механизмы регулирования взаимоотношений их субъектов.

Рассматривая вертикальные и горизонтальные социальные связи, следует иметь в виду два момента. Во-первых, рассмотрение любой социальной связи имеет смысл только в рамках определенных условий, задающих конкретные «правила игры». Вне рамок таких условий связь может прекратиться или принять совсем иной характер. Так, связь между преподавателем и студентом по поводу учебы носит вертикальный характер, однако вне рамок учебного процесса она уже не действует. Более того, в других условиях между теми же агентами могут возникнуть связи противоположной направленности, например в случае, если социальный статус студента (его родителей) значительно выше статуса преподавателя.

Во-вторых, вертикальные связи вовсе не тождественны связям, возникающим в системе социального управления, хотя и те, и другие иерархичны. Если связи управления основаны на управляющем воздействии в определенной форме (приказ, задание, стимул) и осуществляются в рамках организации, то вертикальные связи имеют более широкую основу, а именно - различие в социальных положениях участников связи и не обязательно действуют в рамках организационной структуры.

Среди всех вертикальных связей и отношений, существующих в обществе, центральное место занимают стратификационные связи. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum - слой и facio - делать. Таким образом, дословный перевод может означать «разделение на слои». В основе понятия лежит термин «страта», что значит социальный слой.

Достаточно интересным вопросом является то, что такое дифференциация. Данное слово имеет множество значений. Но универсальным ответом будет такое: это разделение какой-то совокупности явлений по типу. Примером дифференциации может быть разделение всех биологических видов на сложноорганизованных и низкоорганизованных. Ладно, этот пример достаточно сложный. Значительно проще привести такой пример: разделение всех существующих в природе объектов на живые и неживые.

Дифференциация имеет место тогда, когда речь идет о наличии какого-нибудь хаоса. В нашем мозгу постоянно роится куча мыслей. Если мы попытаемся организовать весь поток, который имеется у нас в голове, то мы будем стараться его дифференцировать. Вот что такое дифференциация. Тем не менее следует более детально разобрать определение данного понятия, так как оно является прекрасной возможностью для вас понять саму суть.

Что такое определение

Перед тем как более детально разбираться, что такое дифференциация, определение составлять необходимо. Но нужно разбираться в том хотя бы, что значит данное слово. Определение - это предложение, которое стремится раскрыть суть рассматриваемого явления в одном или нескольких словах, пытаясь одновременно охватить все возможные признаки, касающиеся данного слова. Составление определения является очень интересной задачей, так как попытка ужать в одно предложение всю известную человеку информацию о рассматриваемом явлении - задача очень занятная.

Определение данного понятия

Следует нам разобраться в системном виде, что такое дифференциация. В начале статьи мы уже затрагивали ответ на данный вопрос. Но он достаточно неточный. Просто когда человек читает определение, он уже должен быть подготовленным. В ином случае понять будет достаточно трудно. Итак, дифференциация - это отделение от общей массы одного конкретного элемента со всей совокупностью его свойств, признаков и особенностей. Разобрать данное понятие достаточно просто. Когда мы отделяем одно от другого, то получившаяся часть целого обретает идентичность, то есть уникальность. Достаточно тяжело это понять в абстракции, поэтому давайте разберем данное явление на примерах.

Данное слово активно используется в огромном количестве научных дисциплин. Но есть и общеизвестное значение данного термина. Дело в том, что в самом начале наших времен из всех существующих сейчас наук были только философия и медицина. Они заправляли бал на тогдашнем, еще не продвинутом, научном пространстве. И они существовали очень долго.

Дальше пошел тот процесс, который сейчас принято называть дифференциацией наук. Из философии вышло огомное количество научных дисциплин: биология, психология, физика, экономика, социология и много чего еще. Даже математики в те времена, как таковой, не было. Существовала только философия. А вот процесс отделения наук с собственным методологическим аппаратом и называется дифференциацией наук.

А как же дела обстоят с человеческими потребностями?

Потребность - это внутренняя нехватка чего-либо. Это очень простое определение, но его будет достаточно. Кажется, что все потребности человека хаотичны, и их никоим образом не получится ни систематизировать, ни классифицировать. Но оказывается, что это давно сделано. Потребности дифференцируются не только учеными, но и самим человеком. Чем старше он становится, тем более актуальными для него становятся определенные потребности.

Очень хорошую классификацию потребностей предложил известный психолог Абрахам Маслоу. Он разделил все потребности человека на три группы: базовые, социальные и личные. Базовые потребности свойственны маленьким людям, которым достаточно только чувствовать себя в безопасности и кушать вовремя. Когда человек взрослеет, ему с самого начала нужно налаживать контакты с людьми и адаптироваться к этому обществу. Данный процесс называется социализацией.

Каждому человеку важно чувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе. Желательно, чтобы она была достаточно статусная, так как это определяет непосредственно статус самого человека. После того как он взрослеет дальше, у него появляется новая группа потребностей - личные.

Они направлены на самосовершенствование. Важно понимать, что данная классификация является достаточно неполной. Всего у Маслоу внутри данных трех потребностей есть семь типов того, что нужно человеку. Все они образовали знаменитую пирамиду Маслоу, которая пользуется популярностью по всему миру. Мы разобрались, что такое дифференциация потребностей.

Дифференциация звуков

Данный термин относится к сфере деятельности логопеда. Что такое дифференциация звуков? Это не простая классификация звуков, а разграничение подобно звучащих звуков у людей, имеющих определенные проблемы с речью. Знаменитым примером, требующим дифференциации звуков, являются картавые люди, которые не просто не выговаривают звук "р", но еще звук "л" произносят с ошибкой. Те казусы словесные, которые сопровождают данную проблему, мы все знаем.

Правда, чаще всего такой тип картавости наблюдается у маленьких детей. Тем не менее есть еще куча дефектов, которые требуют дифференциации звуков. Например, достаточно часто дети путают звуки "Ш" и "Ж". И действительно, они очень похожи. Тем не менее для оптимального развития речи данные звуки следует отделить друг от друга.

Дифференциация продукта

Данный термин касается такой сферы человеческой деятельности, как экономика. Что такое дифференциация продукта? Это наделение какого-то товара специфическими характеристиками, которые могут существенно нарушить конкуренцию. Естественно, оно вместе с этим является движущей силой конкуренции, так как каждый производитель хочет выделить свой товар чем-то на фоне других. Например, на рынке мобильных телефонов лучше всего это получается у одного известного производителя смартфонов, который выпустил просто максимально качественную продукцию, за которой выстраиваются колоссальные очереди.

И нет разницы, что данный товар настолько дорогой. Люди его все равно покупают, так как продукция данного производителя уже давно является синонимом качества и плавности интерфейса. И как бы ни старались другие производители смартфонов затмить успех данного телефона, это не получается сделать уже в течение восьми лет.

Тем временем вышла еще одна революционная модификация данной модели осенью этого года, которая имеет еще одно большое преимущество на фоне других производителей. И опять будут ей подражать, а данная компания опять стала пионером. Вот это замечательная дифференциация продукта. А вы уже угадайте, о какой компании шла речь.

Опять данный термин имеет свои специфические характеристики. Сейчас нужно разобраться, какое отношение имеет данный экономический термин к слову "дифференциация". Обычно когда речь идет о применении данного слова к населению, то, как правило, имеется в виду полное название даного понятия "дифференциация доходов населения". Что это означает?

Здесь все очень просто. Одни люди зарабатывают больше, а другие - меньше. В этом и заключается дифференциация доходов. В то время как одни питаются каждый день красной икрой и лососем на золотых тарелках, другие используют деревяные миски и однокомнатную квартиру и довольны. В этом и заключается дифференциация доходов. И от этого неравенства, как ты ни крути, никуда убежать не получится. Можно стараться зарабатывать деньги и возводиться на пьедестал. Но для этого нужно много работать. Увы, но многие люди не испытывают потребности в том, чтобы заниматься делом вместо того, чтобы страдать по поводу своей бедности.

Дифференциация клеток

А теперь немного поговорим о биологии. Многие люди познакомились с этим термином именно благодаря этой науке. Что такое дифференциация клеток? Человек не может родиться, если он не был зачатым до этого. Когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются в одно целое, то появляется зигота, которая делится. Через какое-то время начинает образовываться такая вещь, как гаструла, в которой происходит эта самая дифференциация клеток.

Это очень обобщенно. Но обычному человеку нужно знать только то, что дифференциация клеток - это процесс образования разных типов тканей из одного типа стволовых клеток. Именно благодаря им образуются разные типы клеток, а этот процесс как раз называется дифференциацией.

Другие значения дифференциации

Слово "дифференциация" может использоваться еще в огромном количестве значений. При этом каждый человек его может употреблять так, как ему хочется. Например, можно сказать фразу "мне нужно сегодня дифференцировать свой график". Она будет означать, что следует отделить все важные дела от второстепенных. А среди важных следует также расставить приоритеты и сгруппировать. То же самое можно сказать относительно личных доходов.

Те значения, которые были приведены в этой статье, не являются единственными возможными. Такое слово, как дифференциация, например, существует в математике. Оно противоположно другому термину "интеграция". В общем, вы поняли, что такое дифференциация, и теперь можете сами использовать это умное слово в своем лексиконе.

Выводы

А теперь давайте подведем итоги. Мы разобрались, что такое дифференциация, и с тем, где можно использовать это слово в качестве научного термина. При этом вы можете использовать его в повседневной речи, ведь оно может стать вашей фишкой. Если вы хотите казаться умным, то почему бы не использовать его? Впрочем, дело ваше. Но багаж знаний в любом случае пополнился. А из него вы сможете сделать выводы, чем интересоваться и что изучать в дальнейшем. Все науки, которые были затронуты в данном тексте, являются очень интересными, и в любой из них можно проявить себя с хорошей стороны.

Лекция №4

Тема: «Возобновление леса и взаимоотношение деревьев при совместном произростании»

Способы возобновления леса

Лес как своеобразная группировка древесных и других растений способен к самовозобновлению. Старое поколение отмирает, оставляя вместо себя молодое. Изменение старого поколения леса новым называется возобновлениям леса.

Различают:

· естественное возобновление, которое происходит стихийно, но регулируется разными лесохозяйственными мероприятиями.

· искусственное возобновление, которое осуществляется севом семян или высаживанием молодых растений

Естественное возобновление имеет ряд преимуществ:

· Оно может сокращать срок лесовыращивания, если возникает под пологом материнского древостоя. Такое возобновление называют предыдущим.

· При естественном семенном возобновлении леса молодое поколение генетически и экологически лучше отвечает конкретным условиям выращивания: климату, почве. При благоприятных условиях успешное естественное возобновление требует меньших усилий и расходов средств.

Естественное возобновление лесов происходит двумя способами:

· семенным

· вегетативным.

Конкуренция, естественная дифференциация и отпад деревьев в лесу

Конкуренция приводит к дифференциации древостоя на господствующие деревья (с увеличивающимся приростом размеров), угнетенные (с уменьшающимся приро- стом) и индетерминантные (с неопределившейся тенденцией прироста). Угнетенные деревья элиминируются из древостоя.

Индетерминантные со временем определяются с тенденцией изменения прироста и переходят либо в класс господствующих, либо – угнетенных.

Конкуренция является биологически целесообразной. Если бы она отсутствовала, то при дефиците ресурсов среды и увеличении размеров деревьев и соответственно потребностей древостой неизбежно разрушался бы задолго до биологического старения деревьев. Господствующие деревья относительно независимы от окружающих деревьев, их ход роста определяется в основном средой. Ключевые слова: растительное сообщество, лес, древостой, конкуренция, дифференциая.Естественный отпад и дифференциация деревьев в лесу Совместное произрастание в лесу деревьев одного вида обусловливает и устойчивость в отношении сохранения занятой ими площади и во взаимодействии с неблагоприятными природными факторами, а также содействует сохранению вида. Межвидовые отношения могут содействовать продуктивности леса.

Но при межвидовых отношениях может происходить и процветание одного вида за счет другого, его исчезновение. В этом отношении хорошим примером является нежелательная смена ценных насаждений малоценными. Управление этими закономерностями является основной задачей при решении вопросов состава, густоты, роста, продуктивности насаждений, их свойств, полезных для хозяйства, с учетом природных и экономических условий.


Дифференциация деревьев в лесу давно отмечена лесоводами. Основываясь на этом свойстве леса, они расчленяли деревья на классы или группы (категории). Наиболее распространенной была классификация, предложенная в 80-х годах прошлого столетия немецким лесоводом Крафтом, разделявшим деревья в чистых по составу лесах на пять классов по «господству и угнетению». Теоретические основы классификации Крафта ошибочны, так как они социологизированы с учением развития человеческого общества, что недопустимо.

В 1949 г. В. Г. Нестеров предложил разделять деревья в лесу по росту на пять классов (категорий) с учетом практического -их значения:

I класс – деревья наиболее крупные по высоте и диаметру,с мощной кроной, выходящей вверх за общий полог древостоя.

II класс – деревья, несколько уступающие в росте, особенно в высоту. Крона этих деревьев развита, но уступает по величине кронам деревьев I класса.

III класс –деревья, отставшие в росте по сравнению с деревьями первых двух классов. Крона у этих деревьев хотя и развита, но сужена, сдавлена с боков, сквозистая, нередко имеет неправильное очертание. Стволы деревьев III класса роста более полнодревесны, чем деревья I и II классов.

V класс – деревья заглушенные, целиком вытесненные под главный лесной полог. Класс делится на два подкласса: Va – деревья с живой, но редкой однобокой кроной в виде флажка; Vб – деревья отмершие.

IV класс – деревья, сильно отстающие в росте. Они имеют сдавленную, неравномерно развитую крону. Класс делится на два подкласса: IVa – деревья, у которых кроны все еще входят в живую часть древесного полога; IV – деревья, кроны которых однобоки и только верхушка их входит в древесный полог; стволы этих деревьев тонкомерные.

Эта классификация простая и удобная. Однако она имеет ряд существенных недостатков, особенно в том отношении, что создана для чистых по составу насаждений и применяется в этих насаждениях, когда деревья отдифференцируются в порядке естественного отбора. Это происходит в хвойных насаждениях в возрасте старше 20 лет. Такая классификация основана на морфологических, внешних признаках и отмечает состояние деревьев в лесу по степени роста в определенный период времени и совершенно не оценивает степень их развития.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

Контрольная работа по «________________»

За _________курс

Студент: Ф.И.О. Адрес_____________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

Ростов-на-Дону

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

  1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

    Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

    Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид. Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

    Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.

Исторические типы социального неравенства.

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип - рабство - экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства - патриархальную (примитивную) и классическую (античную). При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации - кастовый. Классический пример кастового общества - Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста - это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом - национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута - выйти из нее нельзя, эндогамна - разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Классический образец сословного деления общества - средневековая Европа, Россия - со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример - судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример - баронесса М. Тэтчер).

Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.

Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.

Классы понимают в широком смысле слова и узком. В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

1. Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

2. Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид.
Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

3. Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.


Похожая информация.