Чем лучше склеить гипсовую фигуру. Способы монтажа гипсовой лепнины. Разметка стены для укладки плитки

Такой материал как гипс активно используется в создании строительных материалов. Наиболее распространенным вариантом его использования является создание клея, который обычно используется для оклеивания ГКЛ, панелей на базе гипса и декоративных гипсовых же деталей. В статье будет сделан краткий обзор ведущих фирм-производителей этого продукта, а также рассказано о его достоинствах, недостатках и особенностях.

Особенности

Сегодня существует большое количество различных строительных смесей, которые позволяют склеивать разные материалы. Многие под подобными смесями подразумевают лишь цемент либо специальный клей для плитки, однако количество составов и их видов намного больше. Гипсовый клей заслуживает отдельного внимания.

Наиболее часто он используется в следующих ситуациях:

  • При установке ПГП и ГВЛ, где клей выступает в виде основного связующего материала. Эти плиты имеют большой размер, с их помощью можно достаточно быстро возводить перегородки, поэтому возникает необходимость в клее, который быстро схватывается. В этом случае гипсовый клей является основным конкурентом монтажной пены.
  • Для облицовки стен с помощью гипсовой плитки и искусственного камня. В основном гипсовый клей задействуется для внутренних работ.
  • Когда требуется наклеить на стены либо потолок гипсокартонные/гипсоволокнистые листы в виде черновой отделки, гипсовый клей подойдёт лучшим образом.

Базируясь на сфере применения данного связующего вещества, стоит выделить его основные свойства:

  • затвердевает сравнительно быстро;
  • доступная стоимость;
  • характеризуется хорошей адгезией.

Если сравнивать данный вид клея с другими видами либо цементом, то можно выявить и недостатки:

  • Структура смеси после застывания отличается хрупкостью, поэтому она не годится для использования под напольные покрытия.
  • Клей не характеризуется влагостойкостью и теряет свойства при контакте с водой, поэтому его нельзя задействовать для внешней отделки либо в помещениях с повышенной влажностью.

Изготавливается клей сравнительно просто и быстро. Состоит он из гипса и различных добавок, которые повышают прочность рассматриваемого вещества.

Внешний клей представляет собой белую либо серую смесь в форме порошка.

Задействуют данный вид клея преимущественно при масштабном ремонте. Это обуславливает то, что многие производители упаковывают данный материал в большие мешки по 30 килограмм. Практически невозможно встретить небольшие упаковки, однако и такие встречаются.

Преимущества

Гипсовый монтажный клей характеризуется множеством достоинств:

  • Приготавливается легко и быстро.
  • При замешивании практически не образуются комки.
  • Для монтажа не требуется установка каркаса.
  • Отличается повышенной прочностью.

  • Высыхает сравнительно быстро.
  • Расходуется экономно, поэтому, сравнивая с обычными видами клея, которые отличаются недорогой стоимостью, гипсовый вид окупается достаточно быстро.
  • Наносится тонким слоем, поэтому экономит площадь помещения. Помимо этого, это обуславливает предыдущее достоинство – экономию материала.
  • Долговечность, обусловленная добавлением в состав водоудерживающих добавок.
  • Цементные смеси требуют выполнения оперативной работы, а клеевой состав не нуждается в спешке.
  • Можно создать минимальный по толщине шов между блоками/плитами для облицовки. К примеру, производитель гипсового клея Knauf гарантирует не промерзание стены.

Виды гипсового клея

Преимущественно гипсовый состав выпускается в форме сухого порошка. Представленная разновидность смеси очень удобно в использовании. Чтобы повысить свойства адгезии, к основным компонентам состава добавляются особые вещества, которые помимо увеличения связующих свойств позволяют работать с клеем не спеша.

Если вы задумываетесь над тем, на что клеить гипсовую плитку, то вам стоит присмотреться к ещё одному виду гипсового состава, который предусматривает в составе наличие песка кварца.

Добавляется он с целью удешевления производства материала. Дорогостоящие виды клея либо вовсе не имеет данной песок, либо он присутствует в них в малом количестве.

Важно отметить, что количество добавок влияет на характеристики изготавливаемого продукта.

Главной задачей подобного состава предстаёт создание прочного сцепления с поверхностью. На рынке строительных материалов вы сможете встретить гипсовый клей, в котором содержится большой объем гипса. Это оказывает влияние на сцепляемость связующего вещества с поверхностью. Определить качество данного продукта можно также и по количеству воды, необходимому для приготовления клея. Данное количество обычно можно прочесть на упаковке. К примеру, если указано, что для одного килограмма состава требуется 300 мл воды, это указывает на то, что в составе присутствует малое количество гипса, из-за чего снижаются его адгезионные свойства. Приобретая подобный клеевой материал, вы должны быть готовы к тому, что он может отслоиться в процессе эксплуатации.

Производители

Компаний, которые изготавливают гипсовый монтажный клей, достаточно много. Мы рассмотрим самые известные из них, отличающиеся хорошим качеством продукта:

Knauf

Изготавливает гипсовый клей в упаковке по 30 килограмм. Продукт от данного производителя является самым популярным товаром, поскольку отличается хорошим немецким качеством изготовления.

К недостаткам рассматриваемого товара можно отнести лишь следующие параметры:

  • сравнительно высокая стоимость, что обусловлено тем, что это брендовая продукция, имеющая передовую формулу изготовления.
  • нестабильное качество, которое обусловлено тем, что у компании имеется 10 производств, которые также занимаются гипсовым клеем. Из-за сложности транспортировки, продукт поставляется из ближайшего завода, где качество может быть ниже, чем в центральном. На некоторые товары были получены отрицательные отзывы покупателей.

В качестве лидера от рассматриваемого производителя стоит выделить монтажный гипсовый клей – PEARLFIX.

ВОЛМА

Отличная волгоградская компания, которая изготавливает качественный гипсовый продукт по уникальной технологии. В среде строителей этот производитель характеризуется превосходной репутацией. Многие строительные компании используют плиты и смеси производства Волма. Как отмечалось ранее, найти гипсовый клей в небольших пакетах крайне сложно, однако рассматриваемый производитель выпускает пакеты по пять и 10 кг. Несмотря на наличие подобной фасовки, найти их на прилавках магазинов проблематично, поскольку строителям подобный объём не требуется, а частники приобретают такой товар достаточно редко. Достоинствами гипсового состава от компании Волма является высокое качество и доступная стоимость.

Гипсополимер

Компания, которая сотрудничает с KNAUF. Немецкая фирма изготавливает для него составляющие компоненты для создания гипсового клея. Следует отметить, что немецкая компания желает внести «Гипсополимер» список дочерних предприятий, однако пермский производитель пока остаётся самостоятельным. Сравнивая с предыдущими видами гипсового клея, важно подметить сравнительно низкую стоимость, при этом, качество продукта от этого не страдает. Именно недорогая цена стала основным критерием для создания конкуренции предыдущим брендам.

Популярна среди покупателей также «Магма».

77555 0

Внутренняя облицовка поверхностей декоративной гипсовой плиткой (гипсовым камнем), имитирующей натуральные материалы (камень, кирпич, древесина), широко распространена в силу целого ряда достоинств этого материала. Гипс (алебастр, селенит) экологичен, безопасен, термостоек и легко поддаётся обработке.

Недостатки этого материала – гигроскопичность (накапливание влаги из окружающей среды), отсутствие влагостойкости и низкая ударопрочность преодолеваются пропиткой плитки специальными гидрофобными составами и применением для отделки помещений, не использующихся как производственные. Но существует ещё одно условие успешной эксплуатации гипсовой облицовки – правильный выбор плиточного клея.


Гипсовая плитка применяется при наружной облицовке и внутренней отделке интерьеров

Рассмотрим виды клеящих смесей, используемых при отделке стен из кирпича, бетона, камня и гипса декоративной алебастровой облицовкой, и способы их применения в зависимости от типа основания.

Виды клеящих составов для плитки из гипса

Все виды готовой к укладке гипсовой плитки имеют одинаковые, кроме геометрических и художественных, характеристики, поэтому выбор клея для монтажа селенита зависит от типа облицовываемого основания и объёма отделочных работ. Клеи для алебастровой облицовки можно разбить на следующие группы:

  1. Специальные смеси на гипсовой основе.
  2. Составы, пригодные для укладки селенитовой плитки.
  3. Подручные материалы, используемые для монтажа гипсового камня.

Рассмотрим эти группы клеящих материалов.

Специальные клеи на гипсовой основе

Чтобы клеить гипсовый камень на наиболее распространённые типы основания (кирпич, бетон, штукатурка, гипсокартон), производителями клеящих составов предлагаются специализированные смеси, объединённые в группу под названием «клеи гипсовые монтажные».

Монтажные клеи

Монтажный гипсовый клей представляет собой сухую смесь строительного алебастра и пластифицирующих добавок, которая затворяется определённым количеством воды и используется для монтажа селенитовой плитки, а также заделки трещин, швов, раковин и сколов на кирпичной, каменной и оштукатуренной поверхности.

Рассмотрим, какой клей лучше, и на что нужно обратить внимание при его покупке.

  • Содержание кварцевого песка

Сухая смесь может содержать белый кварцевый песок, который добавляется производителем для удешевления материала. Наличие этой добавки в клее обязательно указано на упаковке материала, и при выборе состава лучше отдать предпочтение смеси без содержания песка или с минимальным его включением, так как песок ухудшает адгезию.

  • Соотношение веса сухой смеси и необходимого для её затворения количества воды

Степень адгезии клея для гипса зависит от процентного содержания в смеси алебастра. Качество клеящего состава можно оценить, проанализировав необходимое количество воды, указанное на упаковке в инструкции для приготовления клея – на 1 кг сухой смеси должно быть необходимо не менее 300 мл воды.

Если воды требуется менее 300 миллилитров, значит, гипса в клее мало, а удешевляющих добавок много.

  • Время схватывания приготовленного клея

От этого показателя зависит продолжительность фиксирования рукой плитки на поверхности после установки изделия по месту и, соответственно, скорость выполнения отделки. Пригодность раствора в ведре по времени, в зависимости от производителя, составляет от 30 минут до одного часа. При выборе клея следует отдать предпочтение материалу, годность которого как можно ближе к получасу. Это уменьшит порции приготавливаемой смеси, но позволит клеить детали быстрыми темпами.

Приготовление и использование клеев на гипсовой основе

Инструкция по приготовлению смеси для укладки алебастровой плитки имеется на упаковке материала.

Отмеренное количество сухой смеси постепенно вносится при постоянном перемешивании в необходимое количество воды. Если поступить наоборот – влить воду в смесь, то при перемешивании неизбежно образование комков.

После достижения однородной массы клею дают время постоять несколько минут, затем состав перемешивают повторно, после чего раствор готов к применению.


Клей Алебастр на гипсовой основе — специализированная сухая смесь

В зависимости от производителя, способы приготовления могут отличаться количеством воды, необходимой для затворения единицы веса сухой смеси, и временем выдержки замешанного раствора до повторного перемешивания перед использованием.

Облицовываемая поверхность (кирпич, бетон, штукатурка) предварительно должна быть загрунтована гидрофобной грунтовкой для сохранения влаги в клее при контакте с ними, а швы кирпичной кладки – затёрты выравнивающим составом.

Для укладки гипсовой плитки клей плоским шпателем наносится на основание и тыльную сторону изделия, после чего его излишки удаляются шпателем-гребёнкой. Инструмент, чтобы на нём не образовывались комки затвердевшего состава, необходимо чаще промывать в воде. Суммарная толщина слоёв клеящей смеси после прижатия изделия по месту установки не должна превышать полутора сантиметров.

Полная прочность достигается смесью, как правило, через сутки после монтажа плитки. Время окончательного высыхания состава, в зависимости от производителя и влажности воздуха в помещении, может варьироваться от четырёх до семи суток.

Клеящие составы, пригодные для укладки селенитовой плитки

Альтернативой специальным монтажным смесям на основе гипса являются следующие материалы:

  • клеи для керамической плитки;
  • «жидкие гвозди».

Жидкие гвозди для ремонтных работ

Рассмотрим способы и целесообразность применения этих средств при облицовке поверхностей алебастром.

Так как гипсовая облицовка не используется для отделки помещений со сложными условиями эксплуатации, клеить алебастровые детали можно практически на все виды клея для укладки керамики. Технология использования плиточных клеев для наклейки алебастровой плитки не отличается от способов их применения при облицовке керамикой. Если поверхность подготовлена правильно, гипсовую плитку можно класть даже на готовые полимерные клеящие смеси.

Следует отметить, что смеси для укладки кафеля имеют более высокие физические характеристики, чем составы на селенитовой основе. Но в случае облицовки алебастровой плиткой эти материалы не имеют преимуществ перед гипсовым клеем, их применение допустимо, но не целесообразно по следующим причинам:

  • при использовании клея для керамики селенитовая облицовка должна быть обязательно загрунтована, так как гипс в силу своей гигроскопичности вытянет из клея необходимую для отверждения влагу;
  • у плиточного клея срок полного высыхания больше, чем у гипсовой смеси;
  • из-за высоких характеристик цена клеящих составов для керамики выше, а их достоинства остаются не востребованными.

Клеи для укладки керамической плитки

Если использовать двухкомпонентную смесь на эпоксидной основе, то гипсовую плитку можно приклеить даже на металлическое или пластмассовое основание, но для этого придётся армировать тыльную поверхность алебастровых изделий, что значительно усложнит работу. К тому же высокая стоимость прочных и долговечных реактивных составов не располагает к их использованию при укладке гипсовой плитки, долго эксплуатировать которую обычно не планируют.

Монтаж алебастра на «жидкие гвозди»

Такой способ укладки алебастровых изделий вполне приемлем при отделке небольших участков поверхности и производстве точечного ремонта гипсовой облицовки. Клей наносится точечно или в виде полос на тыльную сторону плитки, после чего деталь выдерживается в течение 10-15 минут для подсушки нанесённого состава. Затем алебастровое изделие прикладывается к облицовываемому основанию в проектном месте и равномерно прижимается до необходимого уровня.

Крепление селенитовой отделки на кирпич без предварительной затирки швов кладки нецелесообразно из-за высокого расхода клея.

«Жидкие гвозди» обеспечивают прочное крепление плитки, при этом не требуется наличие профессиональных навыков. Кроме того, «жидкие гвозди» — полностью готовый к применению клей, не требующий для использования никакого инструмента, кроме монтажного шприца. Клеить детали на «жидкие гвозди» удобно ещё и тем, что в процессе почти не создаётся сопутствующих работе загрязнений отделки и помещения.

Прочность жидких гвоздей довольно значительная

«Жидкие гвозди» — безопасный и экологичный материал, но стоимость его применения в перерасчёте на квадратуру отделки высока для средних и больших объёмов работ, поэтому этот клей для облицовки применяется не часто.

Использование для гипсовой отделки подручных средств

Алебастровую облицовку можно также клеить, используя нетрадиционные, не предназначенные для наклеивания строительные материалы.

Строительный алебастр, затворённый в нужной пропорции водой, успешно закрепит плитку на кирпич, бетон и штукатурку. Отделываемая поверхность должна быть предварительно загрунтована водным раствором латекса пропорции 1:4. Белый цвет смеси удобен для укладки плитки, изготовленной самостоятельно и не имеющей художественной окраски. Чтобы увеличить время отверждения алебастра, в него можно добавить замедлители твердения, также приготовленные своими руками, например, раствор клея или мыла.

Малярной шпаклёвкой, как выравнивающей, так и финишной, также можно клеить гипсовый камень на гипсокартон, кирпич, бетон и штукатурку. Замешивается она согласно инструкции, рассчитанной на выравнивание поверхности, а затем с помощью шпателей успешно применяется для монтажа плитки. Смесь сплошным слоем толщиной до 10 мм наносится на тыльную сторону изделия и выравнивается, после чего деталь облицовки можно надёжно приклеить к проектному месту на основании.

Заключение

Стоимость большинства специальных клеев на основе гипса невысока, поэтому выбирать из них самую дешёвую неразумно – низкое качество клеящей смеси повлечёт периодические падения и разрушение элементов отделки, которых в продаже для производства точечного ремонта может и не оказаться.

Наш дом
Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда непременно нужно, что-то склеить. А клея под рукой нет. Или бывают такие люди, которые все хотят сделать своими руками. Вообще для всех, кто хочет что то склеить, мы выкладываем обширный материал о клее и его видах

1. КЛЕЙСТЕР
2. СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ
3. ГУММИАРАБИК
4. КАЗЕИНОВЫЙ КЛЕЙ
5. ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ КЛЕЙ
6. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СТЕКЛА (ПЛЕКСИГЛАСА)
7. РЕЗИНОВЫЙ КЛЕЙ
8. КЛЕЙ ДЛЯ НАКЛЕЙКИ СУКНА ИЛИ КОЖИ НА СТОЛЫ
9. КЛЕЙ ДЛЯ ПАПИРОСНОЙ БУМАГИ
10. КЛЕЙ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА, ФАРФОРА И ФАЯНСА
11. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ЯНТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
12. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ
13. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ КОЖИ
14. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МРАМОРА
15. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ГИПСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
16. КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕЙКИ СЛОМАННЫХ ОСКОЛКОВ
17. ПРИКЛЕЙКА ФОРТЕПИАННЫХ КЛАВИШ
18. СКЛЕЙКА СЛЮДЫ
19. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦЕМЕНТ
20. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЕЙ БФ-2
21. КЛЕЙ БФ-6
22. САМОДЕЛЬНАЯ КЛЕЕВАРКА
23. КАК НАНЕСТИ КЛЕЙ РОВНЫМ СЛОЕМ

КЛЕЙСТЕР

Крахмальный: Картофельную муку (крахмал) заливают небольшим количеством воды и тщательно размешивают до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струёй вливают крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтобы не было комков. Как только клейстер станет прозрачным и студенистым,им можно пользоваться. Мучной: Просеянную пшеницу или ржаную муку засыпают в кипящую воду, а потом, помешивая, подогревают на слабом огне,пока мука не заварится.

Декстриновый клей. Сухой картофельный крахмал подогревают на железном листе до 400~. Полученные коричневые полупрозрачные комки разламывают в порошок.Приготовления клея: 10 граммов этого порошка тщательно разводят в 2О -25 кубических сантиметров холодной воды. Можно ещё добавить 2 грамма сахара.Клей употребляют в основном для склеивания бумаги.

СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ

Плитку столярного клея разбивают на кусочки, опускают их в клееварку и заливают холодной водой так,чтобы она слегка покрывала клей. Когда клей набухнет (через 10-12 часов), клееварку ставят на небольшой огонь, где держат до тех пор, пока клей не растворится. Пользоваться им следует, пока он горячий.

Клеевая паста. Для склеивания с металлом,стеклом,камнем и т.п. В горячий столярный клей добавляют мелко просеянной древесной золы, чтобы получилась густая паста.

Переплётный клей. К растопленному столярному клею добавляют глицерин (1 весовая часть глицерина на 20 весовых частей клея).

Синдетикон. Состав этого клея: сахара 120 граммов, гашеной извести 30 граммов, столярного клея 120 граммов и воды 400 кубических сантиметров. Сначала растворяют сахар, потом примешивают известь и нагревают, помешивая, в течение часа. Прозрачный раствор сливают и добавляют в него кусочки столярного клея. Когда клей набухнет, его варят как обычно, пока клей полностью не растворится. Синдетикон - универсальный клей.

Водоупорный клей. В горячий столярный клей добавляют натуральную олифу или льняное масло (1 часть олифы или масла на 4 части клея).

ГУММИАРАБИК

Гуммиарабик делают из камеди(смолы),которую выделяают некоторые растения. Однако вполне удовлетворительный клей можно получить, используя смолу вишнёвых, сливовых, абрикосовых деревьев, а также смолу, выделяемую белой акацией. Кусочки этой смолы очищают от коры и грязи, высушивают и размалывают в порошок, который хранят в закрытом флаконе.По мере надобности нужное количество порошка растворяют в тёплой воде, и клей готов к употреблению. Гуммиарабик - лучший клей для бумаги.

КАЗЕИНОВЫЙ КЛЕЙ

Казеиновый клей употребляют для склеивания различных материалов, в том числе фаянса, пластмассы и др. Казеиновый клей отличается большей влагоустойчивостью, чем столярный клей. Казеин обычно продаётся в виде порошка, но его легко можно приготовить самим. Получение чистого казеина:Обезжиренное молоко ставят в тёплое место, чтобы оно закисло. Затем его фильтруют через промакательную бумагу. Казеин (белковое вещество молока) остаётся на бумаге. Его промывают в мягкой воде, потом, завязав в тряпочку, кипятят в воде, чтобы удалить жир. После этого казеин раскладывают на промакательной бумаге и сушат при комнатной температуре. Приготовление клея. Десять частей казеина и одну часть буры замешивают в двух частях воды до получения теста, затем прибавляют ещё две части воды. Полученный клей годен к употреблению в течение двух -трёх часов, после чего затвердевает. Казеиновый клей можно приготовить, добавляя к творогу по каплям нашатырный спирт, пока не получится студенистая прозрачная масса. Этой массой и смазывают склеиваемые детали. Для большей прочности смазанным клеем поверхностям дают просохнуть, потом покрывают тонким слоем известкового теста и уже после этого соединяют склеиваемые детали.

В готовый казеиновый клей добавляют несколько капель формалина или раствора алюминиевых квасцов для получения водоупорного клея.

ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ КЛЕЙ

Целлулоидным клеем можно склеивать самые разнообразные материалы - дерево, кожу, ткани, пластмассу и т.д. Клей быстро сохнет и совершенно не боится влаги. Для приготовления клея используют негодную киноплёнку. Её отмывают в горячей воде от эмульсии и режут на мелкие кусочки. Эти кусочки помещают в пузырёк и заливают ацетоном или амилацетатом (грушевая эссенция). На одну часть целлулоида берут 2-3 части ацетона. Пузырёк время от времени взбалтывают. Когда плёнка полностью растворится, клей готов к употреблению.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СТЕКЛА (ПЛЕКСИГЛАСА)

Мелкие опилки органического стекла помещают в пузырёк и заливают растворителем, составленным из равных частей ацетона и амилацетата. После заливки растворителя пузырёк ставят на несколько дней в тёплое место. Когда органическое стекло растворится,клей готов к употреблению. В качестве растворителя можно использовать и один ацетон или грушевую эссенцию, при этом органическое стекло растворится не полностью, но полученным раствором всё же можно клеить. Органическое стекло перед склеиванием нагревают до 20~.

РЕЗИНОВЫЙ КЛЕЙ

Клей для резиновых изделий можно изготовить следующим способом. Кусок хорошей мягкой резины крошат на мелкие кусочки, которые настаивают в течение нескольких суток на чистом, лёгком так называемом авиационном бензине. В результате получается раствор резины, который осторожно сливают, фильтруют и оставляют открытым на тёплом месте до получения густой массы. Её и используют для склеивания. Соединяемые поверхности должны быть очищены от всякой грязи и жира.

Ещё один рецепт клея для галош: В 100 частях сероуглерода растворяют 13 частей гуттаперчи и 25 частей каучука. К полученному раствору добавляют 7-8 частей бычьего клея и перемешивают. Если склеиваемые поверхности зачищены (ножом или наждачно бумагой), то достаточно положить тонкий слой этого клея, чтобы соединение было очень прочным. Клей затвердевает вполне через 1-2суток.

КЛЕЙ ДЛЯ НАКЛЕЙКИ СУКНА ИЛИ КОЖИ НА СТОЛЫ

Состав клея: Пшеничная мука - 10 частей, квасцы - 0.2 части, вода - 410 частей. пшеничную муку замешивают в холодной воде до образования кашицы без комков. Остальную воду нагревают до кипения и в ней растворяют квасцы. Кашицу добавляют в раствор квасцов, помешивают и кипятят смесь до образования полупрозрачной массы.

КЛЕЙ ДЛЯ ПАПИРОСНОЙ БУМАГИ

Декстрин размешивают с небольшим количеством воды и добавляют такое количество денатурированного спирта, чтобы получилось сиропообразная жидкость. Этот клей не просачивается через бумагу.

КЛЕЙ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА, ФАРФОРА И ФАЯНСА

Чтобы получить массу для склеивания стекла, нужно растопить на медленном огне 50 граммов светлого шеллака с 25 граммами скипидара. Смесь немного охлаждают и разделяют на небольшие плитки. При употреблении массу согревают и аккуратно соединяют их. Излишек массы осторожно удаляют. При склейке стекла пользуются также желатином, к которому прибавляют небольшое количество водного раствора двуххромокислого калия. Этот клей под воздействием света становится совершенно не растворимым даже в горячей воде.

Казеин, растворённый в жидком стекле, также пригоден для это цели. Фарфор можно склеивать теми же составами, что и стекло. Для починки посуды особенно хорош цемент из гипса, замешанный на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним надо очень осторожно. Можно получить клей для фарфора и фаянса и следующим способом: Сбить в пену яичные белки и поставить их в прохладном месте на сутки. После этого следует отделить отстоявшийся белок и тщательно растереть с порошком негашёной извести, прибавляя её постепенно в таком количестве, чтобы получилась тестообразная масса. Этот клей накладывается на склеиваемые части тонким слоем. Процесс склеивания нужно производить как можно скорее, чтобы клей не успел подсохнуть. Для склеивания частей фарфоровых и стеклянных предметов можно применить следующую смазку: взять промытой стеклянной муки (измельчённого стекла) -1 часть, добавить речного песку (сеянного) -2 части и жидкого стекла -6 частей. Эта замазка очень прочно цементирует склеиваемые части. По структуре она несколько грубовата, так что применяется для склеивания крупных предметов.

Вот другая замазка , отличающаяся от предыдущих более мелкой структурой, применяется также для склеивания крупных предметов. Берут жжёной извести (негашёной) -1 часть, мела (молотого)- 10 частей и жидкого стекла 2.5 части. По обоим рецептам замазка приготовляется перед употреблением, так как быстро твердеет. Есть особо твёрдая замазка для склейки некрупных предметов из стекла и фарфора. Готовить её можно так: берётся жжёный скульптурный или медицинский гипс и кладётся на один день в насыщенный раствор квасцов. Затем его высушивают и снова прокаливают и измельчают. Обработанный таким образом гипс в соединении с водой превращается в очень твёрдую массу.Соотношение гипса и воды должно быть таким,чтобы получилась жидкая масса консистенции сливок.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ЯНТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Янтарные изделия можно склеивать следующим образом. Соединяемые поверхности обмываются водным раствором едкого калия, слегка подогреваются и крепко сжимаются. Склеиваемые части можно также смазать тонким слоем варёного льняного масла после чего шов следует осторожно подогреть над пламенем древесного угля. При этом соединяемые детали должны быть сильно сжаты при помощи струбцины или обвязаны проволокой. Рекомендуется также клей, состоящий из раствора твёрдого копала в эфире.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ

Слоновая кость склеивается при помощи пасты из гашёно извести и сырого яичного белка. Для этой цели можно пользоваться также раствором альбумина в воде. Склеиваемые части должны быть крепко сжаты и оставлены для просыхания в прохладном месте по крайней мере на сутки. Мелкие изделия из слоновой кости склеиваются сплавом из равных частей воска, канифоли и скипидара. Этот состав не отличается особой прочностью, но зато очень удобен в применении.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ КОЖИ

Кожу склеивают раствором чистого каучука в сероуглероде.Склеиваемые части слегка подогреть и клей старательно растереть на месте будущего шва. Рекомендуется прибавлять к полученному раствору небольшое количество скипидара. Клей для кожи можно приготовить ещё так: хороший светлый столярный клей размачивают в воде в течение суток и затем медленно расплавляют на огне с небольшим количеством воды. После этого в жидкую массу прибавляют таннин, отчего она приобретает вид липких нитей.Склейка производится этой липкой массой, причём кожа должна быть предварительно вычищена (вымыта бензином) и сделана шероховатой при помощи стеклянной бумаги (шкурки).

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МРАМОРА

Склеивать мрамор можно следующим составом:четыре части гипса и одну часть гуммиарабика в порошке тщательно перемешивают. Затем прибавляют крепкого раствора буры в холодной воде до получения теста. Соединяемые части намазываются этой замазкой, крепко сжимаются и оставляются для просушки в прохладном сухом месте 5-6 дней. Ещё один способ склейки мрамора: смешивают две части воска и одну часть каучука с двумя частями истолчённого в мелкий порошок мрамора и подогревают на огне. Мрамор при склеивании должен быть совершенно сухим. Наружные щели замазываются дополнительно алебастром, растёртым в кашицу с клеевой водой. Если мрамор серый, то вместо алебастра берут шифер, красный и тёмный мрамор подмазывают охрой. Окончательно всю поверхность полируют очень мелкой пемзой или трепелом.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ГИПСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Склейку гипсовых изделий следует производить при помощи синдетикона или густого столярного клея. И в том, и в другом случае нужно следить, чтобы клей не выдавился из шва наружу, так как при этом получается чёрная линия, портящая вид вещи.Шов следует замазать снаружи гипсом.

КЛЕЙ ДЛЯ СКЛЕЙКИ СЛОМАННЫХ ОСКОЛКОВ

Разбитый осколок можно склеить, даже если он раскололся на мелкие куски. Прежде всего необходимо тщательно вычистить и удалить с мест излома все частицы масла, нагревая куски на раскалённой плите. После этого все частицы, которые должны соприкасаться, тщательно посыпают шеллаком и снова нагревают до тех пор, пока шеллак не расплавиться и не заполнит поры. Нагревание должно производиться на гладкой металлической доске,а пламя не должно касаться кусков, иначе они могут треснуть в другом месте. По этой причине не следует их слишком нагревать. Когда шеллак расплавиться, куски складывают вместе, прижимают один к другому и оставляют в струбцинке, пока они не остынут.Соединённые таким образом куски настолько прочно склеены, что не уступят цельному камню.

ПРИКЛЕЙКА ФОРТЕПИАННЫХ КЛАВИШ

Отставшие от клавиш костяные пластинки приклеивают следующим образом. Смешивают белую окись цинка с обыкновенном столярным клеем, затем обработав напильником или наждачной бумагой поверхности как деревянной клавиши, так и костяной пластинки, смазывают клавишу указанной смесью и оставляют её на 5-10 минут. После этого накладывают на клавишу пластинку и привязывают её шнурком. Через 3-4 часа клей просохнет и выступивший по краям избыток можно удалить напильником или наждачной бумагой.

СКЛЕЙКА СЛЮДЫ

Слюду склеивают жидким раствором желатина. Если склейка должна отличаться особой прочностью, то к желатину прибавляют хромовые квасцы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦЕМЕНТ

Универсальный цемент (китайский) получают следующим образом: приготовляют смесь из 54 частей порошка гашеной извести, 5 частей тонко измельчённых квасцов и 40 частей свежей, хорошо взбитой бычьей крови. Все вышеуказанные вещества должны быть смешаны как можно тщательнее, чтобы получилась однородная масса желаемой густоты, смотря по назначению. В густом виде этим цементом можно пользоваться для склеивания камня, фаянса, фарфора, и т. д. В более густом виде он употребляется для покрытия различного рода предметов, чтобы сделать их водонепроницаемыми.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЕЙ БФ-2

Это густая прозрачная жидкость светло-желтого цвета, которую применяют для склеивания ваз, статуэток, барельефов, антикварных изделий из фаянса, стекла, пластмассы, дерева и металлов, а также для ремонта металлических изделий: вёдер, баков и др. Не рекомендуется для склеивания посуды, в которой готовят пищу. При склеивании надо следить за тем, чтобы в клей нет попадала вода. Поверхности склеиваемых изделий тщательно очищаются от грязи, пыли, ржавчины и следов жира. Металлические предметы обрабатывают шкуркой и промывают бензином или другими средствами, неметаллические - моют горячей водой с содой или бензином. Места, подлежащие склейке, после их очистки тщательно просушивают. В зависимости от типа повреждения ремонт производят следующим образом: края изделия для склеивания встык смазывают тонким слоем клея с помощью деревянной палочки или кисточки и высушивают на воздухе до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем наносят второй толстый слой клея и слегка подсушивают. Склеиваемые части плотно соединяют, связав верёвкой или бинтом. Склеенные мелкие изделия помещают в кастрюлю или металлическую банку, заливают водой и ставят на огонь. Воду доводят до кипения, которое должно продолжаться не менее трёх часов, после чего кастрюлю снимают с огня, охлаждают на воздухе и извлекают изделия. Можно также изделия прогревать в духовках или печах при температуре 120-150~ в течение 1 часа, или над электрической плиткой.Отверстия в изделиях, например в металлических, заделываются следующим образом: из подходящего материала (тонкой жести, алюминия, меди и т.д.) вырезают заплату, размеры которой должны быть больше отверстия на 0,5-1 сантиметр. Накладывают заплату на отверстие и склеивают изделие (см. выше). Затем внутрь посуды наливают воду так, чтобы она доходила до нижнего края заплаты и не касалась её. Поставив изделие на электрическую, газовую плитку или керосинку, воду кипятят не менее двух часов, потом снимают с огня и охлаждают на воздухе. Если заплату накладывают на днище ведра, таза и пр., их прогревают над огнём в течение одного-двух часов. При склеивании статуэток, пепельниц, антикварных изделий, больших ваз и др., где не требуется высокой прочности склейки,можно ограничиться выдержкой при комнатной температуре в течение четырёх суток.

КЛЕЙ БФ-6

Этот клей применяется для ремонта одежды, белья, ковров и т.д. Он представляет собой густую прозрачную жидкость жёлтого или красного цвета. Подлежащие склеиванию места изделий предварительно очищают от пыли щёткой, смачивают тёплой водой и хорошо отжимают. Выпрямив края смоченных мест ткани, наносят на них два слоя клея и сушат на воздухе после нанесения каждого слоя до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем соединяют склеиваемые предметы и надавливают на них горячим утюгом (осторожно). Утюг прижимают через увлажнённую ткань в течение 2-3 секунд с промежутком в 10-15 секунд до тех пор, пока склеиваемая поверхность не высохнет. После охлаждения до комнатной температуры изделие готово к употреблению.

САМОДЕЛЬНАЯ КЛЕЕВАРКА

Варить столярный клей непосредственно на огне нельзя, так как он может пригореть.Поэтому его варят в специальных клееварках. Клееварку можно сделать и самим из консервной банок. Берут одну банку побольше, а другую поменьше. У большой банки вверху делают несколько отверстий диаметром 5-6 миллиметров. К маленькой банке припаивают железные скобы, с помощью которых она укрепляется на большой банке. Сухой клей замачивают и кладут в маленькую банку, а большую наливают воду и подогревают её. Когда вода закипит, клей растопится и им можно будет пользоваться.

КАК НАНЕСТИ КЛЕЙ РОВНЫМ СЛОЕМ

Нужно клей налить на поверхность, а потом разровнять его тонкой палочкой.

С необходимостью косметического ремонта жилья сталкивается почти каждый человек. В такие моменты встает основной выбор: доверить работу профессионалам или выполнить ее самостоятельно. Для тех, кто выбрал второй вариант, очень важно будет узнать, как подобрать клей для плитки из гипса. Также потребуется информация о том, как подготовить поверхность и непосредственно выполнить укладку.

Критерии выбора

Определяться со средством, которое поможет надежно прикрепить материал к поверхности, стоит с учетом целого ряда факторов. Возможно, обрабатываемую поверхность и плитку понадобится предварительно загрунтовать пропиткой, например, на основе акрила. Также может подойти специальная смесь клея ПВА с гипсом, всевозможные полимерные смеси, пена и шпатлевки различного состава.

Чтобы гарантированно обеспечить высокую прочность склеивания плитки с поверхностью, нужно подобрать клеящий состав, учитывая следующие моменты:

  • какой именно вид работы необходимо выполнить;
  • тип обрабатываемой поверхности, в том числе – степень ее пористости;
  • состав самой плитки;
  • вид требуемой кладки.

Технические характеристики

В современных магазинах встречаются цементные смеси или их аналоги на основе гипса. Непосредственно перед работой их нужно развести, следуя инструкции на упаковке. Реактивные смеси в основном не нужно смешивать.

Сухая смесь используется на тех поверхностях, которые имеют стяжку или минеральное основание. Реактивные смеси просто незаменимы, если необходимо выполнить работу максимально быстро.

Сухие смеси для склеивания

Выбирая между смесью на гипсовой и цементной основе, лучше отдать предпочтение первому варианту. Плитка – это пористый материал, быстро впитывающий любую влагу, из-за этого цементная смесь будет сохнуть намного дольше.

Для работы налейте в емкость теплой воды и высыпьте туда выбранный сухой состав. Для более качественного смешивания лучше всего выбрать строительный миксер. Полученная в итоге масса очень быстро твердеет, поэтому процесс приклеивания необходимо проводить сразу же.

Если клеить плитку необходимо на теплое напольное покрытие, дополнительно подмешайте Latexcol на основе латекса.

  • Plusfix. Порошкообразная смесь, в основе которой – строительный цемент и песок из кварца. Также в состав входит целлюлоза. Применяют Plusfix для того, чтобы приклеивать кафель небольшого размера (максимальные габариты – 25х25 сантиметров). Основой для укладки плитки на такой клей могут послужить поверхности из цемента, бетона и кирпича.
  • Litokol К по своим основным характеристикам очень похож на Plusfix.
  • Можно также купить Litokol X11. Смесь содержит в составе портландцемент, а также песок в виде гранул. Подходит для приклеивания кафеля большого размера.

  • Perlfix – это смесь, которая производится из гипса и строительных полимерных добавок. Perlfix имеет минимальный расход на 1 квадратный метр. Также среди преимуществ можно отметить его экологичность.
  • Satyn PKG-28 – это смесь на основе гипса, а также минеральных наполнителей. В состав также входят добавки, благодаря которым состав очень пластичен и прекрасно ложится на любую поверхность.

  • Сухой белый состав, который имеет гипсовую основу – это «Гипсолит». Он достаточно быстро схватывается и имеет хорошее сцепление. Излишки можно легко и быстро удалить – для этого подойдет смоченная простой водой тряпка.
  • Клеящий состав «Монте алба» желательно применять при внутренних работах.

Такой клей прекрасно подходит для облицовки декоративной плиткой на гипсовой основе.

Жидкие гвозди и дисперсионные составы

Такая продукция подходит для качественной укладки плитки на гипсокартон, также ее можно использовать, если стена была предварительно загрунтована. Такие составы стоят довольно дорого, зато их вполне оправданно можно назвать универсальными.

Большим спросом сегодня пользуются составы в готовом виде такой торговой марки, как «ЛИТОКОЛ».

Использовать смесь необходимо в течении восьми часов с момента вскрытия упаковки, поскольку она очень быстро затвердевает.

Среди разновидновидностей смеси можно выделить:

  • LITOACRIL PLUS – это смесь в виде пасты. Ее основу составляет акрил. Данный состав считается универсальным, имеет повышенную влагостойкость. Даже если применять его на вертикальной поверхности, он не будет стекать. Быстро высыхает, что значительно ускоряет работу по приклеиванию.
  • LITOFLOOR K66 – это клей, который используется как при внутренних, так и при наружных работах. Состав достаточно устойчив к воздействию низких температур, а также повышенной влажности. Даже если поверхность имеет много неровностей, LITOFLOOR K66 сможет обеспечить хорошее сцепление.
  • Casco EXTREMFIX можно купить в виде жидкой эмульсии. Очень быстро затвердевает. Результат виден уже через два часа. Достаточно удобен, если применять его в труднодоступных местах.

Реактивный клей для кафеля из гипса

Самыми удобными для использования считаются реактивные средства – они превосходно зарекомендовали себя благодаря своей универсальности. Их можно использовать для плитки практически любого типа. Также разной может быть поверхность для укладки.

Работая с гипсовым материалом, желательно применять реактивный клей. В своем составе такой клей имеет только два компонента: основной – клеевую основу, и дополнительный – отвердитель.

Работать с ним желательно предельно быстро – смесь быстро твердеет. При этом она отличается превосходной эластичностью – даже если поверхность имеет много неровностей, можно применять реактивный клей.

Наиболее популярны следующие модели реактивного клея:

  • Состав, который имеет качественное эпоксидно-полиуретановое основание – это «Литоэластик» . С его помощью можно приклеить кафель на различные виды поверхности, например, на бетонную (включая натуральный камень) и цементную, удобно работать с ним также на фанере и по гипсокартону. Не возникает усадки после затвердения. Также не возникает трещин. Подходит для вертикальных, а также горизонтальных поверхностей. Устойчив к резким переходам температурных показателей. Имеет хорошее сцепление с любой поверхностью. С его помощью можно проводить работы даже на улице.
  • Универсальным средством является Литокол Epoxystuk , однако он боится воздействия химических составов с достаточно агрессивным действием. Зато такое решение отличается исключительной термостойкостью.

  • Для внутренних, а также всевозможных наружных работ подходит LITOCHROM STARLIKE . Состав не подвержен распространению плесени, термоустойчив, химические соотавы с агрессивной средой ему не страшны. Не разрушается под действием ультрафиолетового излучения.
  • Можно купить смесь высокого качества от итальянской компании Epoxy Есо . Она имеет широкий диапазон применения при различных температурах, однако наносить ее нужно только на предварительно прогрунтованную поверхность.
  • KERAPOXY MAPEI устойчив к воздействию кислоты. Им можно также затирать швы между кафелем. Имеет небольшое водопоглощение. Даже если смесь застыла, ее можно легко размочить обычной теплой водой.

Как наносить клей

Красивый внешний вид, а также долгий срок службы кафеля зависит не только от материалов, которые вы выбрали – стоит обратить пристальное внимание и на сам процесс работы. Отделочные работы нужно проводить в зависимости от формы укладки.

Для начала готовим необходимый рабочий инвентарь. Прежде всего купите:

  • строительную рулетку;
  • уровень;
  • ручную пилу;
  • простой карандаш;
  • небольшую линейку, достаточно будет длины в 1 метр;
  • кисточку для нанесения клея;
  • впитывающую губку;
  • гибкий шпатель.

  • очистить всю поверхность под кафель – удалить всю штукатурку, побелку, краску, обои и другую старую отделку;
  • выровнять стену;
  • разбить всю поверхность на горизонтальные зоны, которые имеют высоту около 40 сантиметров;
  • нанести необходимую разметку на поверхность стены;
  • загрунтовать грунтовкой поверхность и тщательно ее просушить.

Перед непосредственным нанесением смеси непременно убедитесь, что поверхность совершенно сухая.

Облицовку кафелем следует начинать с углов – это поможет откорректировать все различия между рядами. При тщательном соблюдении инструкции сползания смеси быть не должно.

О том, как и чем клеить гипсовую плитку, смотрите в следующем видео.

Очистка гипсовой скульптуры

Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.

Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.

Пленочный способ очистки гипса

Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.

Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.

Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.

Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).


32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.

Склейка гипса

Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.

Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.

Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).

33 34
33—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт.
33. До реставрации.
34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.

Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.

После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.

Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе

Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.

Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).

35 36
35-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ.
35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми.
36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).

Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».

Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.

Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.

Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.

Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).

Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.

Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.

Приготовление левкаса

Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.

В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.

Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.

Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.

При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.

Тонировка гипса

Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.

Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:

1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;

2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;

3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).

Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.

Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.

Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).

Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.

Гидрофобизация гипса

Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).

По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.

Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.

Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)

Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:

1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;

2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;

3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.

Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.