Занятия по развитию речи для дошкольников. Конспекты занятий по развитию речи дошкольника план-конспект занятия по развитию речи на тему Занятия для дошкольников по развитию речи

татьяна викторовна петрова
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время»

Ход НОД.

Загадываю детям загадку :

Оно весь век бежит вперёд

И никогда не устаёт. (Время )

Правильно отгадали, это время . Оно постоянно бежит вперёд из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

Ребята, а как вы понимаете, что такое настоящее? Прошлое? Будущее? (это то, что происходит сейчас; это то, что было; это то, что будет)

Только что вы завтракали, но это уже в прошлом, А скоро вы пойдете на прогулку. Это будет в будущем. А в настоящем-вы на занятии по развитию речи и мы с вами говорим о времени .

Ребята, вспомните, пожалуйста, что с вами было в прошлом. Расскажите что-нибудь интересное, что произошло когда- то с вами. (Рассказы детей)

А теперь давайте помечтаем. Как вы думаете, что с вами будет в будущем? (Рассказы детей)

Сейчас я вам назову слова, которые помогают нам ориентироваться во времени , а вы должны мне будете назвать их в правильной последовательности :

завтра, вчера, сегодня, позавчера, послезавтра.

Да, время бежит без остановки . А что люди изобрели, чтобы было легче ориентироваться во времени ? (Часы)

Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек. «Идёт» по небу солнышко- «идёт» по площадке и тень от колышка. Она, как часовая стрелка, показывает время . Но, к сожалению, такие часы «работали» только днём и только в солнечную погоду.

(Предлагаю детям в солнечный день сделать такие часы на участке во время прогулки )

Потом пришлось людям изобрести другие часы. Так появились водяные, песочные и даже часы из свечки (показываю)

Физминутка.

А какие часы есть сейчас? (игра с мячом) Электронные, механические, атомные, настенные, наручные, напольные, карманные, башенные и т. д.

Кто хочет рассказать, как устроены часы?

Примерный рассказ ребёнка : обычно у часов три стрелки : часовая, минутная и секундная. Часовая - толстая и короткая, она движется незаметно. Минутная - длинная и тонкая, она движется намного быстрее часовой. Секундная стрелка самая быстрая, она показывает самый короткий промежуток времени - секунду . Скажешь «раз» , и секунда прошла. Она обычно окрашена в другой цвет.

Я надеюсь, что вы хорошо запомнили устройство часов и скоро будете сами определять время по часам .

Ребята, а сегодня к нам в гости пришёл гном Тик-Так. Он пришёл не просто так, а посмотрите, какие необычные часы он нам принёс. Ведь он на свете живёт уже 300 лет и очень хорошо разбирается во времени . У него в коллекции много разных часов и сегодня с одними из них познакомит. Это «часы суток»

Вы знаете, что такое сутки?

На сколько частей разделены суточные часы гнома Тик-Так?

Из каких частей состоят сутки?

Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени ?

Как вы думаете, что обозначает жёлтая (розовая, синяя, чёрная) часть на этих часах, какое время суток ? Почему?

Жёлтая - день, потому что днём солнце яркое, жёлтое.

Синяя - вечер, потому что солнце легло спать, уже не освещает землю, окружающие предметы хуже видно. Это время суток называют «сумерки» .

Чёрная - ночь, потому что небо чёрное, вокруг темно, ничего не видно.

Как, по- вашему мнению, эти часы помогают гному Тик-Так?

Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором говорится, чем занимается гном в различное время суток :

Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал. (Утром.)

Когда это было?

А чем вы занимаетесь по утрам?

Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчёлкам помогал,

Им цветочки наклонял. (Днём.)

А чем вы заняты днём ?

Гном устал, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает. (Вечером.)

Что вы делаете по вечерам?

Гномик спит

И снятся сказки

Интересные ему. (Ночью.)

А вы ночью чем занимаетесь?

Снятся ли вам волшебные сны? Какие?

(Рассказы детей.)

Ребята, гному Тик-Так интересно, запомнили ли вы, какова последовательность смены частей суток? Что за чем следует? Что сначала, а что потом?

(ответы детей.)

Молодцы, гномик доволен вами, вы всё хорошо запомнили, а значит, он приходил не зря.

Гномик мне сказал, что он хотел бы познакомить вас с часами недели, месяца, года.

Давайте его пригласим на следующее занятие .

(Дети прощаются с гномом.)

Публикации по теме:

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

Использование принципа событийности при организации работы по развитию речи старших дошкольников Характерные проблемы развития речи дошкольников: Односложная речь,. Скудость речи. Маленький словарный запас. Речь, в которой избыток сленговых.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; Работать над лексическим значение.

Конспект занятия по развитию речи «Время» Программа содержания: Формировать у детей познавательную активность и любознательность, интерес к самому занятию. Расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи «Делу время потехе час» Тема: «Делу время, потехе-час» Цель: Расширение активного словаря детей по теме «Как мы проводим свободное время»; определение значений.

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Цель: - вспомнить русские народные сказки; - закреплять умение отвечать на.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников Цель: развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников. Задачи: Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей

Цель : обучение детей описательным рассказам (игрушки) по схеме (технология Т.Н.Ткаченко).

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;
  • упражнять в образовании притяжательных и относительных прилагательных;
  • познакомить с кратким описанием предмета;
  • дать детям представление о диалогическом взаимодействии со взрослым;
  • Развивающие:

    • развивать интерес детей к активному участию в играх, в беседах;
    • развивать воображение;
    • развивать общее внимание и понимание речи;
    • развивать словесно-логическое мышление;
    • развивать самостоятельность, инициативу детей при выполнении некоторых заданий;
    • развивать выразительность речи.

    Воспитательные:

    • формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг другу;
    • стремиться к совершенствованию взаимоотношений детей к совместной с педагогом деятельности.

    Методы и приемы:

    • показ способа действия в сочетании с объяснением;
    • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
    • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
    • вопросы к детям.
    • включение сюрпризных моментов, игровых упражнений;
    • организация работы с дидактическим и наглядным материалами;
    • выполнение нетрадиционных заданий;
    • решение проблемных ситуаций.

    Материалы и оборудование.

    Дидактический материал: “Лесные ягоды”, “Дикие животные”, “Домашние животные”; предметы и игрушки из различных материалов (металлические, стеклянные, деревянные, пластмассовые, бумажные, тканевые) по количеству детей; игрушка – медведь, имитация лесной поляны, звёздочки светлячки.

    Предварительная работа.

    • Рассматривание дидактического материала и беседы на темы: “Ягоды в нашем лесу”, “Домашние и дикие животные”.
    • Экскурсия по группе: “Игрушки нашей группы”. Из чего они сделаны и для чего?

    Ход занятия

    Организационный момент. Педагог вместе с детьми входит в группу и обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются с гостями и по указанию педагога поворачиваются к нему, чтобы выслушать его.

    Ребята, сегодня вы должны очень внимательно слушать меня, понять, о чем я буду спрашивать вас, какие давать задания, и постараться правильно все выполнять.

    Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? А кто из вас знает, как называются осенние месяцы? (Ответы)

    Предлагаю вместе, хором рассказать короткую считалку, помогая себе жестами.

    “Я знаю три осенних месяца:

    Сентябрь – раз, (выбрасывать правую руку вперед и называем большим пальцем)

    Октябрь – два, (показать “ушки”)

    Ноябрь – три. (показывать “вилочку”).

    А какое сейчас время суток (ответы) . Давайте расскажем потешку:

    Ночь прошла,

    Темноту увела,(машем руками от себя к окошку).

    Замолчал сверчок, (шепотом, прикладывая пальчик к губам).

    Запел петушок, (громко, размахивая руками как крыльями).

    Полежали немножко, (наклонить голову и пожить под голову ладошки).

    Распахнули окошко: (поворачиваемся к окошку и имитируем распахнутое окно).

    Здравствуй, солнышко – колоколнышко! (Машем руками над головой).

    Если на улице солнышко, то погода какая? (Солнечная).

    Имитирую рычание медведя . Дети затихают, прислушиваются. (Приглашаю присесть на полянку, где уже сидит медведь.)

    Ребята, кто нас пугает? (Ответы) Да это же хозяин леса, потревожили мы его. Осень на дворе, все звери готовятся к зиме, вот и медведь готовится к спячке, а мы шумим. Но, посмотрите, он не сердится на нас, а даже очень рад встречи с нами. Давайте внимательно посмотрим на мишку, скажите какой он? (Косолапый, бурый, сильный, большой, лохматый, неуклюжий …)

    А у медведя ухо чьё? (медвежье) , лапа чья? (медвежья) , хвост чей? (Медвежий)

    Ребята, медведь приглашает нас к нему в дом, но для этого нужен входной билет. А этим билетом будет ласковое имя вашего соседа. (Дети ласково называют друг друга)

    У хозяина дома большой запас лесных даров. Посмотрите, это ягоды (Выставляю картинки с изображением ягод на наборное полотно, называю их, дети повторяют) Да, ягод много, но косолапый не знает, что можно приготовить из них. Давайте мишке поможем. (Детям дается задание: образовать относительные прилагательные от существительных: из клюквы морс – клюквенный, из брусники варенье – брусничное, из голубики варенье – голубичное, из рябины компот – рябиновый) , а вот ещё и грибы, что же мы из них приготовим? (Суп из грибов - грибной, икра – грибная, а если их пожарить, то грибы будут жареными)

    Объясняю, чтобы правильно произнести конец слова, нужно помочь себе жестами. Положить ладошку правой руки тыльной стороной на левое плечо. Проговаривая слово, ведем ладошкой слева направо, утрированно выделяя окончание в слове – ой (щелчок), - ое (поднимаем ладошку вверх).

    Вкусно угостил нас Миша, скажем ему – спасибо. Мы с вами прилежные гости, знаем, что после угощения сразу уходить не принято, да и хозяина обижать не будем, давайте поиграем? Посмотрите сколько игрушек у Миши, но он не знает, как с этими игрушками играть, ведь они для детей.

    (Обращаю внимание детей на игрушки, стоящие на столе, и предлагаю рассказать медведю, о каждом предмете по плану: Что это? Из чего сделано? Какое? Что с ним можно делать?) Это кукла. Она резиновая. Очень красивая. Куклу можно катать на коляске, укладывать спать в кроватку и т.д.

    С игрушками поиграли, а сейчас выходите, покажите Мише какие вы взрослые, умные ребята.

    Физминутки:

    А) Потягунушки, порастунушки, (Поднимаем руки вверх и подтягиваемся на носочках).
    Поперек – толстунушки, (Руками проводим вдоль тела и разводим их в стороны).
    А в ручки хватунушки, (Постепенно обе руки перед собой сжимаем и разжимаем).
    А в ножки ходунушки, (Маршируем)
    А в роток – говорок, (Показываем пальчиками в область рта).
    А в головку разумок. (Прикладываем руки к голове).

    Ребята, у каждого есть семья. Предлагаю вам рассказать о своей семье Мише.

    Б) Этот пальчик – дедушка.
    Этот пальчик – бабушка.
    Этот пальчик – папочка.
    Этот пальчик – мамочка.
    Этот пальчик – наш малыш.
    А зовут его – “Крепыш”.

    (Дети по очереди загибают пальчики: на правой, а затем на левой руке.)

    Ребята, а у Миши то же есть семья. Кто из вас, нас с ней познакомит? (Папа – медведь, мама – медведица, детёныш – медвежонок. Это медвежья семья)

    Молодцы! Миша доволен, что про него вы всё знаете.

    Ребята, вы слышите стук в двери? В гости к медведю еще кто-то пожаловал. Посмотрите, да это же животные. (Картинки с животными лежат у детей на столе) Внимательно рассмотрите животных, мне кажется, что кто-то из них заплутал, и ушёл далеко от дома.

    Медведь дикое или домашнее животное? (Ответы), значит, и гости Миши должны быть - дикими животными. (Предлагаю детям, у которых на картинках дикие животные – выставить их на наборное полотно. Затем выставляются картинки с домашними животными. Проверяются и исправляются ошибки).

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, скажем Мише до свидания.

    Но, что это? Миша дарит вам звёздочки – светлячки за то, что многому его научили, были хорошими, весёлыми друзьями.

    Этот раздел посвящен развитию речи. Здесь будут находиться материалы, основной акцент которых будет направлен именно на эту тему: занятия по развитию речи в детском саду, по художественной литературе, интегрированные занятия с «речевым» уклоном, в общем все, так или иначе связанное с развитием речи и мышления дошкольников. В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на соответствующую страницу.

    Некоторые из занятий этого раздела являются комплексными и ссылки на них находятся в разделе «Комплексные занятия», также многие из занятий по ознакимлению с природой содержат в себе элементы развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому, если Вы не нашли тут нужный материал, то стоит обратить внимание и на другие разделы нашего сайта.

    Надеемся, что наши материалы помогут Вам в работе с дошкольниками в детском саду. Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.

    Не забываем и о новых занятиях. О новинках в этом (или любом другом) разделе можно узнать на странице "Новые занятия" в меню или подписавшись на нашу RSS-рассылку, для чего следует перейти на главную страницу и кликнуть по значку RSS рассылки в правом верхнем углу.

    Конспекты занятий по развитию речи дошкольников, расположенные в этом разделе нашего сайта, доступны для скачивания в виде документа Ворд.

    Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

    Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

    Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

    По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

    Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

    Заметили какие-то неточности, недоработки или у Вас есть какие-либо замечания по работе сайта? Пожалуйста, сообщите нам об этом. А также, если у Вас есть собственные идеи, занятия, материалы, авторские методики и наработки, то поделитесь ими с другими, напишите нам через форму обратной связи, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

    Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

    Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

    Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

    Этапы развития речи дошкольника

    Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

    1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
    2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
    3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
    4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

    Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша.

    Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

    Занятия для развития речи дошкольников: игра

    Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

    • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
    • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
    • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

    С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

    Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

    Игры с разными словами

    Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

    «Выбираем прилагательные»

    Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

    «Кто что делает»

    Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

    «Объект и его действия»

    Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

    Игры на тему: «На что похоже»

    Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

    «Буквы и цифры»

    Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

    «Дорисуй картинку»

    Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

    «Аргументируй»

    Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

    Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

    Игра на тему: «Кто откуда»

    Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

    Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

    Игра на тему «Лавина слов»

    «В корзину я положил…»

    Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

    Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

    «Бесконечная история»

    Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

    Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер.

    Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

    Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

    Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

    Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

    Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

    Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

    Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

    Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

    Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

    Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

    Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

    Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

    Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

    Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

    Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.

    Татьяна Глазунова
    Конспект занятия по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши»

    1. Цель занятия : Познакомить детей с домашними животными и их детенышами

    2. Задачи :

    Обучающие :

    Закрепить знания детей о домашних животных .

    Формировать умение правильно называть .

    Упражнять детей в звукоподражании .

    Развивающие :

    -развивать речевую активность детей .

    - развивать зрительное и слуховое внимание, память.

    Активизировать словарь (корова – мычит, лошадь - ржет, собака –лает, кошка – мяукает.)

    Воспитательные : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным .

    3. Тип занятия : интегрированное.

    4. Форма занятия : занятие проводится в игровой форме.

    5. Продолжительность : 15 минут.

    6. Участники : Воспитатель, дети.

    7. Возраст обучающихся : Младшая группа (3-4 года) .

    8. Оборудование и материалы : макет хлева и будки, скамейка, фигурки домашних животных и их детенышей , кормушки для животных , овес, ложки, цветная бумага, руль, кепка, платок, бумажный листик, письмо,

    дидактическая игра «Найди пару» , листочки бумаги по количеству детей , цветные карандаши по количеству детей , аудиозапись песни «Машина едет.»

    9. Предварительная подготовка : Рассматривание картинок с изображением домашних животных и их детенышей . Наблюдение во время прогулки за собакой и кошкой. Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей» , «Как собачка друга искала» .Дидактическая игра «Угадай, кто так кричит?» .

    10. Методы и приемы работы с детьми : дидактические игры, демонстрация материала, беседа, разговор, совместные действия воспитателя и ребенка, словесные методы (подсказывание, просьба произнести, вопросы, выполнение поручений, рисование, отгадывание загадок.

    11. Структура занятия :

    Организационный момент :

    Игра - приветствие «Наши умные головки» - 1 минута

    Мотивационно -ориентированный, побудительный этап (проблема) :

    Чтение письма от бабушки Маши и поездка к ней в деревню -2 минуты

    Практический этап :

    -Задание № 1 :. Артикуляционная гимнастика - 1 минута.

    -Задание № 2 : Беседа о диких животных и их детенышах . - 4 минуты

    -Задание № 3 :Аппликация «Покорми корову травкой» - 2 минуты

    -Задание №4 : Физкультминутка - 1 минуту

    -Задание№5 : Рисование «Разноцветные клубочки для кошечки» -2 минуты

    Заключительный этап :

    Дидактическая игра «Найди пару» - 1 минута

    Ответы на вопросы воспитателя - 1 минута

    12. Ход занятия :

    1. Организационный момент :

    Игра - приветствие «Наши умные головки»

    Наши умные головки

    Будут думать много, ловко.

    Ушки будут слушать

    Ротик четко говорить

    Ручки будут хлопать

    Ножки будут топать

    Спинки выпрямляются

    Друг другу улыбаемся!

    В-ль : Ребятки, посмотрите какие мы все красивые, веселые!

    2. Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема) :

    (дети стоят полукругом перед воспитателем) .

    В-ль : Ребята, посмотрите, к нам листочек в группу залетел (Подхожу к окну и снимаю листочек, ой, а здесь письмо, что же в нем написано? Читаю : «Милые дети, я приглашаю вас к себе в деревню, приезжайте, буду ждать! Бабушка Маша.»

    В-ль : Ну, что ребята, поедем к бабушке Маше в деревню?

    Дети : Да.

    В-ль : А на чем мы поедем к бабушке Маше?

    Дети : На машине!

    (надеваю кепку, беру руль в руки) .

    В-ль : Посмотрите ребята, в кого я превратилась? (ответы детей ) Молодцы, правильно ответили! Я превратилась в шофёра!

    (включаю музыкальную композицию «Машина едет…» ). Дети идут парами за воспитателем, имитируя руками движение руля. Останавливаемся рядом со стульчиками.

    В-ль : Вот мы и приехали к бабушке Маше в деревню, проходите, садитесь на стульчики.

    (Накидываю платок на плечи.)

    3. Практический этап :

    (Дети сидят полукругом перед воспитателем)

    1. Артикуляционная гимнастика :

    В-ль : Ребята, а сейчас мы подготовим свои ротики для беседы. Я вам буду показывать упражнения для язычка и губ, а вы повторяйте за мной! Договорились? Итак первое упражнение- «Кошка умывается» . Повернуть голову влево - облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу. Молодцы, вы как настоящие кошечки! Следующее упражнение - «Корова и теленок жуют траву» . Имитировать жевание. Превосходно! У вас все получается! А сейчас упражнение - «Собака рассердилась – у нее хотят отнять косточку» Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. Очень хорошо! Молодцы! И последнее упражнение -«Фырканье лошади» .Вибрация губ. Вот как славно мы размяли наш ротик!

    2. Беседа о домашних животных и их детенышах .

    В-ль : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости, как доехали? Хорошо? А я в деревне живу не одна, у меня есть домашние животные . Они живут в специальном домике, который называется «хлев» . (показываю макет хлева) . Я вам предлагаю посмотреть, кто же там спрятался! Согласны? (ответы детей ) .

    (поочередно достаю,и показываю фигурки взрослых животных и их детенышей , которые находятся за макетом)

    В-ль детей .)

    Правильно! Корова, а кто рядом с ней? Это её детеныш – телёнок !

    Упражнение по звукоподражанию :

    - Повторите за мной : «Корова с теленком» посмотрите ребята, корова большая, а теленок – маленький. Корова мычит громко и протяжно М-У-У-У, у теленок тихо М-У-У-У-У. Дети производят мычание коровы, и теленка хором, и индивидуально.

    Корова раньше всех встает,

    В туман на мокрый луг идет

    И там весь день траву жует :

    Без перерыва на обед,

    И переменки даже нет! (Ланцетти В.)

    3. Аппликация

    В-ль : Ребята, вы хотите накормить травкой нашу корову с теленочком! Хорошо, возьмем сейчас все вместе волшебный листочек зеленой бумаги и превратим его в травку! (дети отрывают полоски бумаги от целого листа и кормят корову с теленком)

    Показываю следующую фигурку домашнего животного и его детеныша (лошадь и жеребенок)

    В-ль : Ребята, посмотрите кто это? (Индивидуальные и хоровые ответы детей .)

    -В-ль :Правильно! Лошадь, а кто рядом с ней? Это её детеныш – жеребенок ! Лошадь большая кричит – иго-го громко, а жеребенок – иго-го тихо.

    4. Физкультминутка

    Я люблю свою лошадку (поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки)

    Причешу ей шерстку гладко (поглаживание по спинке)

    Гребешком приглажу хвостик (поглаживание по хвостику)

    И верхом поеду в гости (бег по кругу, высоко поднимая колени)

    Упражнение «Наполни кормушку для лошадки»

    В-ль : Ох, и устали лошадки бегать! Они проголодались! Ннам нужно их покормить! Вы знаете что едят лошадки? (ответы детей ) Молодцы! Предлагаю вам покормить их овсом! Это их любимое лакомство!

    (Дети наполняют ложками кормушки крупой)

    В-ль : Ребята, посмотрите, лошадки очень довольны! Они говорят вам спасибо за угощение!

    В-ль :Ой, посмотрите, рядом с хлевом стоит домик поменьше! Вы знаете, как он называется? Правильно - это будка! А кто в ней живет?

    Чтобы другом ею стать

    Нужно косточку ей дать

    Нет, она не забияка

    В конуре живёт … (собака) .

    (Хоровые и индивидуальные ответы детей .)

    В-ль : Правильно, собака! А рядом кто с ней (ответы детей ) .

    В-ль : Молодцы!Это её детёныш – щенок. Повторим все вместе : собака со щенком.

    В-ль : Ребята, собака лает громко ав-ав-ав, а щенок тихо тявкает тяф-тяф. Вы запомнили как лает собака (дети громко повторяют ав-ав-ав) . А как тявкает маленький щенок? (дети тихо повторяют тяф-тяф) .

    В-ль : Ребята, посмотрите кто это у нас на скамеечке спит? Молодцы- это кошка! А рядом с ней ее детеныш . Вы знаете как он называется? (индивидуальные и хоровые ответы детей ) Ну конечно – это котенок!

    Упражнение по звукоподражанию.

    В-ль :Мама кошка большая мяукает громко мяу-мяу-мяу – детки котятки мяукают тихо – мяу-мяу-мяу. Вы запомнили как мяукает кошка (дети громко повторяют мяу-мяу-мяу) . А как мяукает маленький котенок? (дети тихо повторяют мяу-мяу-мяу) . Молодцы, ребятки!.

    5. Рисование.

    В-ль : Ребятки, посмотрите, что у кошечки в лапках? Правильно -это клубочек! А зачем он ей нужен? Молодцы! Конечно - это ее любимая игрушка! Давайте мы с вами порадуем кошечку с котенком! Возьмем в руки волшебные карандаши и нарисуем разноцветные клубочки! (дети рисуют клубочки) . Вот какие замечательные клубочки у вас получились! Предлагаю подарить их кошке и котенку! (дети дарят свои клубочки)

    4. Заключительный этап :

    Дидактическая игра «Найди пару»

    В-ль : Ребятки, посмотрите, кошка с котенком играли вашими клубочками и нечаянно рассыпали по полу мои картинки, я их не могу собрать, помогите мне пожалуйста. (дети собирают разрезанные картинки домашних животных и их детенышей .)

    В-ль : Молодцы ребятки, а за это я вам их подарю. (Бабушка Маша дарит игру «Домашние животные » детям в знак благодарности.)

    В-ль : Ребята а нам пора отправляться в детский сад. На чем мы приехали к бабушке Маше (ответ детей - на машине ) поехали на ней обратно в детский сад. (переодеваюсь в шофера дети встают за мной парами, имитируют руками движение руля, делают круг по группе вместе со мной) – Приехали!

    Ответы на вопросы воспитателя.

    В-ль : Куда мы сегодня ездили? Кто вас пригласил в деревню? Кто живет у бабы Маши? Как зовут детёнышей кошки, собаки, коровы, лошади? Молодцы! Вот мы с вами и вспомнили названия домашних животных и их детенышей .

    13. Литература.

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Верекасы, Москва, 2016.

    2. Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких.

    3. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа . Автор-составитель О. П. Власенко.