Вы знаете, как Пророк ﷺ принимал пищу? Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которых порицается чрезмерность в еде

Вопрос: Насколько достоверны следующие хадисы:

Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Аль-Бухари.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам не есть всего, что нам захочется. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Ибн Маджа.

Есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды? Есть ли хадисы, аяты или книги о запрете чрезмерности в еде или о сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и принятия пищи? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Чревоугодие является одним из величайших грехов, который ведет к погибели и становится причиной болезней, как душевных, так и физических, потому что оно вызывает похоть, страсть к богатству и положению для осуществления этих желаний. Оно также становится причиной душевных недугов, например, лицемерия, зависти, хвастливости и высокомерия из-за увлеченности мирской жизнью. Оно часто приводит к совершению грехов и аморальных поступков, и все из-за этого желания. Арабы говорили в старину: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Аллах говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды 7:31)

В Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». Ат-Тирмизи, 2380; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2265).

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «О Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь». Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060.

Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис (14/25): «Ученые сказали: «Этот хадис означает, что нужно довольствоваться малым в этой жизни, а также в нем поощряется аскетизм. Довольство малым количеством еды является хорошей чертой, в противовес обжорству. Что касается слов Ибн Умара о бедняке, который много ел: «Пусть он больше не приходит», то он сказал так только потому, что тот вел себя как неверующий, и если человек походит своим поведением на неверующего, то нежелательно смешиваться с ним без необходимости; кроме того, тем количеством пищи, которое он съел, можно было накормить несколько человек».

Во-вторых: Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) собрал и обобщил из достоверных хадисов сведения, касающиеся Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и питья. Он говорит в книге «Заад аль-Ма’ад» (1/147):

«Обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принимать то, что имелось, и не искать то, чего не было. Когда ему приносили хорошую пищу, то он вкушал ее, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал ее, но и не запрещал. Он никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то оставлял ее. Например, так было с мясом ящерицы, которое он не ел, но он не запретил его для своей уммы. Он ел сладости и мед, которые любил. Он ел верблюжатину, баранину, курицу, мясо дрофы, дикого осла, кролика и морепродукты. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики…Он не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать ее, а довольствовался тем, что у него было. Если у него не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязывал к животу камень. Можно было увидеть три молодых месяца подряд и за это время в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня».

В-третьих: Ученые перечислили преимущества умеренности в еде, в том числе:

1. Чистота сердца, живость ума и проницательность. Сытость порождает глупость и ослепляет сердце. Поговорка гласит: «Человек с голодным желудком приобретает способность глубоко мыслить и отличается острым умом».

2. Смирение и избавление от тщеславия, празднества и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

3. Человек помнит о гневе Аллаха и Его наказании, а также о тех, кого постигли несчастья. Сытый забывает о голоде и о тех, кто голоден, но благоразумный вспоминает о бедах Следующей жизни, когда видит тех, кто попал в беду в жизни земной.

4. Одно из самых больших преимуществ умеренности – это преодоление греховных желаний и контроль над своим нафсом, который склонен ко злу. Желания и сила являются источником всех грехов, а еда служит топливом для них. Зуль-Нун сказал: «Когда бы я ни наедался досыта, я грешил или думал о грехе».

5. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Кто много ест, тот много пьет; кто много пьет, тот много спит. Сон отнимает много времени и по этой причине человек пропускает тахаджуд. Он становится вялым, а его сердце черствеет. Время – это самый ценный дар и человеческий капитал, а долгий сон укорачивает жизнь и является смертью.

6. Физическое здоровье и защита от болезней, которые возникают от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи говорят, что переедание приводит к болезням, а диета лечит.

См. «Ихья Улюм ад-Дин», 3/103-104.

В-четвертых: Оба хадиса, о которых вы спросили, недостоверны.

Первый хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Передал аль-Бухари в «Ад-Ду’афа», как сказал об этом аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (3/335). Этот хадис также передал Аби Дунья в «Аль-Джуу», №22.

Передан через Гассана ибн Убейды аль-Азди аль-Маусили, который сказал: «Рассказал нам Хамза аль-Басри от Хишама ибн Урвы, от его отца, от Аиши».

Я говорю: «Его иснад очень слабый из-за Гассана ибн Убейды. Сказано в его биографии из «Лисан аль-Мизан» (4/418): «Ахмад ибн Ханбаль сказал: Мы записывали от него, а когда он пришел к нам сюда, я сжег все, что записал от него. Ибн Ади сказал: Слабость его хадиса очевидна. Передается от Яхьи ибн Ма’ина, что он слабый…Затем он посчитал этот хадис от Аиши неприемлемым (мункар)».

Поэтому шейх аль-Альбани сказал в «Даиф ат-Таргиб» (1239): «Это отвергаемый хадис».

Обратите внимание: в вопросе этот хадис приписывают аль-Бухари и это серьезная ошибка, потому что слова «передан аль-Бухари» обычно означают, что это хадис из его «Сахиха». Однако имам аль-Бухари написал множество других книг, где он передавал хадисы и их иснады, которые не всегда достоверны, например, в его напечатанной книге «Ду’афа ас-Сагир», или «Ду’афа аль-Кабир», о которой упомянули Ибн ан-Надим и Брокельманн в «Тарих аль-Адаб» (ст.р 65), и которая до сих пор хранится в библиотеке индийского города Патна. Если аль-Бухари передал хадис в любой другой своей книге, помимо «Сахиха» (который, безусловно, является самым великим трудом, написанным ученым в Исламе), то при цитировании хадиса следует отметить: «передан аль-Бухари в «Ат-Тарих», или в «Ад-Ду’афа», или в «Аль-Адаб аль-Муфрад». Тогда следует изучить иснад хадиса и его достоверность, как это делается в других книгах.

Возможно, хадис от Аиши содержится в «Ад-Ду’афа аль-Кабир». Мы искали его в «Ад-Ду’афа ас-Сагир», но не нашли. В «Ад-Ду’афа ас-Сагир» редко упоминаются хадисы и иснады. И Аллах знает лучше.

Второй хадис: Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Передали Ибн Маджа (3352); Абу Йала, «Муснад» (5/154); Абу На’им, «Аль-Хилях» (10/213); аль-Бейхаки, «Шу’аб аль-Иман» (5/46) и другие. Хадис марфу (приписываемый Пророку, мир ему и благословение Аллаха) передан через Бакийя ибн аль-Валида, Йусуфа ибн Аби Касира, Нуха ибн Захвана, от аль-Хасана, от Анаса.

Иснад хадиса очень слабый и имеет несколько недостатков, например:

1. Йусуф ибн Аби Касир, о котором Ибн Хаджар сказал: «Один из шейхов Бакийи, который неизвестен». См. «Тахзиб ат-Тахзиб», 11/421.

2. Нух ибн Захван, чьи хадисы отвергаются. В его биографии из «Тахзиб ат-Тахзиб» говорится: «Ибн Ади сказал: «Его хадисы недостоверны». Ибн Хиббан сказал: «Его хадисы полностью отвергаются и их не должны передавать». Абу На’им сказал: «Он передавал сомнительные хадисы от аль-Хасана, и у него есть бумага от аль-Хасана от Анаса»».

Более чем один ученый назвал этот хадис слабым: Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин», 3/47; Ибн Ади, «Аль-Камиль», 8/299; Ибн аль-Джаузи, «Аль-Маудуат», 3/182; аль-Бусайри, «Мисбах аз-Зуджяджя», 2/188; ас-Саххави, «Аль-Макасид аль-Хасана», 515. Аль-Альбани сказал в «Ас-Сильсиля ад-Даифа» (№241): «Выдуманный хадис».

Достаточно тех достоверных хадисов, которые мы привели выше, и нет нужды в этих двух слабых хадисах. Желающие узнать больше по этой теме могут обратиться к следующим книгам: «Аль-Джуу» , Ибн Аби Дунья; «Мухтасар Минхадж аль-Касидин», Ибн Кудама; «Заад аль-Ма’ад», Ибн аль-Кайим; «Шарх Рийяд ас-Салихин», Ибн Усеймин.

Стол Пророка Мухаммада был беден, но в помощи людям и в вере в Аллаха он был самым богатым. На его столе никогда не было пищи запрещённой Аллахом. Пророк не любил есть в одиночестве. Если ему не нравилось что-то из еды, он никогда этого не показывал, и запрещал обсуждать еду, учил уважать мнение других людей. Уронив на землю что-то из еды, советовал поднять, сдуть грязь, съесть, ничего не оставлять в тарелке и не объедаться. Пророк сказал: "Никто не может наполнить сосуд хуже чем свой желудок". .

Любимые блюда Пророка:

Он любил мëд и разные сладости. Одно из самых его любимых блюд было суп с хлебом разрезанным на куски (тирит). Он также любил арбуз, незрелые финики, мясные блюда.

Как и у всех арабов, молоко - любимый напиток Пророка, он сам доил коров. У семьи Пророка и у других семей угощение гостей молоком считалось большим почтением.

Трудности и порядок на кухне Пророка:

Пророк имел самую трудную должность (пророчество). Его семья часто переживала трудности. Он не имел время на заработки. Люди, которые были с ним от начала, тоже имели проблемы, в первую очередь материальные. Пророк от голода клал на живот камень. "В день он не ел две разных блюд" говорила умм аль-муминин Аиша.

Разнообразная пища вредна для здоровья. так как еды не хватало Пророк мало кушал. По словам Анаса "Он никогда не ел свежий хлеб и жареную баранину" . .

У Пророка дома ели хлеб с отрубями. В то время мусульмане ещё не добрались до мест, на которых растут оливки, гранаты, инжир и т.д.

В доме у него не было прислуг, жëны всë делали сами. Аиша говорила: "Я нигде не ела такую вкусную еду" . Он всегда отпускал рабов на волю. Он не имел собственного повара, но имел друзей-поворов. Его супруги сами молотили муку. Дочь Пророка хотела иметь раба, но получила отказ, ложилась спать усталой, вспоминая Аллаха.

Пророк запретил использовать золотую и серебрянную посуду. "Я не видел, чтобы он ел с медной тарелки" , говорил Анас, "он всегда ел за скатертью" .

В доме у него сидели на листьях финика, а посуда была деревянной. После еды он советовал использовать салфетку или полотенце.

Еда для нуждающихся и для гостей:

Сам голодный, он помогал другим. Всем, у кого есть возможность, советовал тоже самое.

После того, как власть над частью необработанных земел Бани Надир и Хайбар перешла к нему, Пророк заставлял их помогать нуждающимся. Пророк угощал гостей хлебом, мясом, молоком, маслом и т.д. Абу Хурайра говорит: "Гостей было много, и по этому Пророк оставался голодным" .

Наставления Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) относительно еды, самые лучшие наставления!

Во время еды, заключительный Пророк Мухаммед(мир ему) придерживался следующих правил:

1) Когда он брал рукой еду, то говорил Бисмиллях (Во Имя Аллаха), и он говорил людям произносить тоже самое. Он сказал: «Когда кто нибудь из вас кушает, то пусть упомянет имя Аллаха. Если забудет упомянуть в начале, то пусть скажет "Бисмиллях фи аввалихи ва ахирихи"

Правильным мнением является то, что упоминание Аллаха (говоря Бисмиллях) является обязательным во время еды. Хадисы указывающие на это достоверны и ясные, без какого либо противоречия

2) Когда он подносил еду ко рту, то говорил:

Аль хамдулилляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал

(Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот кто Сомодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот в Ком нуждаются. Он наш Господь, Возвышенный)

3) Он никогда не критиковал еду. Если ему нравилась, то он кушал ее, если не нравилась, то он оставлял ее, не говоря ни слова. Или он говорил: «Я не хочу кушать это»

4) Иногда он хвалил еду, как когда он спросил у своей семьи и еде, и они ответили:«У нас нет ничего кроме уксуса» Он попросил его и начал есть говоря: «Как прекрасен уксус»»

5) Он говорил во время еды, как это видно из сообщения об уксусе. И он сказал своему пасынку, Умару ибн Аби Саламе когда он кушал с ним: «Скажи Бисмиллях, и кушай то что перед тобой на блюде»

(Во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было принято кушать из одной тарелки, и дети иногда забывали о правилах этикета)

6) Он настойчиво призывал гостей кушать, как богатый хозяин, и это видно в хадисе Абу Хурайры, переданным Бухари, о молоке, где он говорил ему «Пей!» и продолжал повторять пока он (гость) не сказал: «Клянусь Тем Кто послал тебя с истиной, у меня больше нет места».

7) Когда он кушал с другими, то не уходил пока не делал дуа за них. Он совершил дуа в доме Абдуллаха ибн Бишр, и сказал: «О Аллаха, благослови их в том что Ты дал им, и прости их и дай им Свою Милость».

8) Он приказал людям кушать правой рукой и запретил им кушать левой. Он сказал: «Шайтан кушает левой и пьет левой рукой».

Это означает, что кушать левой рукой харам, и это правильное мнение, потому что тот кто кушает левой или шайтан или подражает ему. Также передано в сахих хадисе, что он сказал мужчине который кушал левой: «Ешь правой рукой!» Мужчина сказал: «Я не могу» Он сказал: "Чтоб ты никогда не мог» и мужчина никогда не мог поднести правую руку ко рту."

Если бы было разрешено кушать левой, то он не сделал бы дуа против него. Это произошло по упрямому невежеству которое заставило его ослушаться приказа, и это было непослушание которое заслуживало молитвы против него.

9) Он приказал тем кто жаловался, что никогда не наедались, кушать вместе, и упомянуть Имя Аллаха (сказал Бисмиллях) над едой, чтобы Он благословил ее для них.»

10) Передано также что он сказал: «Я не кушаю облакотившись»

11) Он кушал пользуясь тремя пальцами (правой руки), и это лучший способ еды.

12) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том что он кушал.

13) Он кушал то, что было благом для него.

14) Он кушал столько, сколько позволяло ему быть в форме, и не кушал так что это приводило к полноте.

Ибн Умар передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а кяфир в семь»

15) Он научил умму способам защиты от болезней вызванных едой и питьем. Он сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом»

Надеюсь моя статья стала для Вас интересной и полезной! ИншАллаh все мы будем соблюдать правила Пророка и равняться ему!

Какую статью Вы бы хотели увидеть следующей? Спасибо за прочтение! Уа"алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух!

24.06.2017 Сурия 22 1703 2

Сурия Абдурахманова

Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

Именно ему принадлежат слова: «Желудок - это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал: «Химья - это источник всякого исцеления, а желудок - дом всякой болезни».

Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее».

Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаhа и сподвижников.

Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

1) это то, что едят как лекарство;

2) это то, что едят для поддержания здоровья;

3) это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

Сбалансированное питание

Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение): «Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

Другой пример - втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

Баланс

Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка - это красное мясо.

Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили: «Мясо - господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

Но при этом Умар предостерегал: «Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

Другой сподвижник Пророка сказал: «Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

Главное - равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

Второй из основных микроэлементов - это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина - ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

Углеводы - это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды - это простейшие углеводы, например, глюкоза.

Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках - эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

По материалам: http://www.islam.com.ua/












Хлеб , который ел Посланник Аллаха (с.а.в.): Наш Пророк всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: "Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха (с.а.в.) хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеяный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто""(Бухари). От Айши (р.а.) передают: "Члены семьи нашего Пророка (с.а.в.) до самой его смерти не ели досыта два раза ячменного хлеба".

Мед и халва : От Айши (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) любил халву и мед" (Ибн Маджа, Дарими).

Оливковое масло : Наш Пророк (с.а.в.) рекомендовал: "Употребляйте в пищу оливковое масло и наносите его на кожу, потому что его делают из плодов одаренного благодатью дерева" (Ибн Маджа, Дарими).

Употреблять в пищу курятину - сунна. "Я пришел к Абу Мусе (р.а.). Он ел курятину. Он подошел ко мне и сказал: "Кушай курятину и ты, потому что я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел курятину" (Насаи, Дарими).

Финики и молоко – прекрасная дозволенная пища. От Абу Халида (р.а.) передают: "Я пришел к человеку, который ел финики с молоком. Он пригласил меня: "Угощайся, ведь наш Пророк (с.а.в.) назвал финики с молоком ‘двумя прекрасными дозволенными’" (Ахмад ибн Ханбал).

Гранатовые деревья – деревья рая. От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Наш Пророк (с.а.в.) ел гранатовые зерна по одному. Мы спросили у него: ‘Почему ты так делаешь?’ Он ответил: ‘Нет на земле ни одного гранатового дерева, в котором ни было бы одного зернышка из рая. Я надеюсь, что одно из этих зернышек райское’" (Табарани). От Али (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок’" (Ахмад ибн Ханбал).

Айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение . Тальха (р.а.) передает: "Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха (с.а.в.). Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: ‘О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение’" От Ибн Аббаса (р.а.) передают: "Джабир ибн Абдуллах (р.а.) передал нашему Пророку (с.а.в.) плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк (с.а.в.) сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"(Табарани).

Уксус . "Уксус – прекрасная приправа" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Умму Хани (р.а.) передают: "Пророк (с.а.в.), придя к нам, спросил: ‘Есть ли у вас что-нибудь поесть?’ Я ответила: ‘У нас есть только немного хлеба и уксус’. Он сказал: ‘Принесите мне. Дом, в котором есть уксус, не считается бедным’" (Тирмизи).

Дом, в котором нет фиников, считается голодным . "Обитатели дома, в котором нет фиников, голодные"(Муслим, Абу Давуд и Тирмизи).

Хлеб – приправа к финикам . От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: ‘Это приправа к этому’" (Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом . "Наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с арбузом" (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша (р.а.): "Наш Пророк (с.а.в.) ел арбузы и дыни с финиками и говорил: ‘Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого’" (Абу Давуд, Тирмизи).

Иногда наш Пророк (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами . "Посланник Аллаха (с.а.в.) ел молодые финики с огурцами" (Ибн Маджа, Абу Давуд). От Абдуллаха ибн Джафара передают (р.а.): "Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) ел свежие финики с огурцами" (Бухари, Абу Давуд, Тирмизи).

Арбузы, дыни и огурцы были любимой едой нашего Пророка (с.а.в.). "Посланник Аллаха (с.а.в.) очень любил дыню, арбуз и огурцы" (Тирмизи).

Наш Пророк (с.а.в.) любил тыкву . От Анаса (р.а.) передают: "Один портной пригласил Посланника Аллаха (с.а.в.) к себе в гости, я пошел вместе с ним. Портной угостил нас ячменным хлебом, похлебкой с тыквой и вяленым мясом. Я увидел, что Посланник Аллаха (с.а.в.) искал в посуде куски тыквы и собирал их. С того времени я очень люблю тыкву". В другом риваяте говорится: "Увидев это, я не стал есть тыкву, которой угостили меня, а поставил перед ним". В следующем риваяте Анас (р.а.) говорит: "С того времени мне по мере возможности стали готовить блюда с тыквой" (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд).

Наш Пророк (с.а.в.) отдавал предпочтение луку и не любил запах чеснока . От Айши (р.а.) передают: "Блюдо, которое самым последним отведал наш Пророк (с.а.в.), было с луком" (Абу Давуд). От Джабира ибн Самуры (р.а.) передают: "Посланник Аллаха (с.а.в.) был гостем у Абу Аййуба (р.а.). [Абу Аййуб] отправлял ему еду. Однажды отправил одно блюдо. Посланник Аллаха (с.а.в.) не стал его есть. Придя к Посланнику Аллаха (с.а.в.), Абу Аййуб спросил об этом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: ‘Оно было с чесноком’. Абу Аййуб (р.а.) спросил: ‘О, Посланник Аллаха (с.а.в.), а разве чеснок запретен?’ Ответил: ‘Нет, но я не люблю его запаха’" (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) не любил, когда молоко смешивали с медом . От Анаса (р.а.) передают: "Посланнику Аллаха (с.а.в.) принесли сосуд с подслащенным медом молоком. Он сказал: ‘В сосуде две приправы. Я и не ем их, и не запрещаю’" (Тирмизи).

Кто ест глину, то открывает дорогу самоубийству . "Кто ест землю, тот словно открывает дорогу самоубийству"(Табарани).