Время классицизма в литературе. На пути к классицизму XVIII века: черты классицизма, появление в русской литературе. Основные признаки классицизма

К лассицизм . явл.общеевроп.,слож.во Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни.На смену хаоса-дисциплина.Нов.гармония опир.на веление разума,долга.Чел.-носитель общих черт:герой-подлец,герой-скупой. Типолог, классиф, четкость, удобство, нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус.Учение о стилях,жанры-иерархия.Завершил эпоху нормат.сентимитализм. Романтизм – перв.десят.19,эпоха индивид.худ.созн.,чел.в центре картины мира,личность,самодостат.,свобода личн.,конфликт м/у мечтой и деят.Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир идей).Время-процесс движ.истории и чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох.Проблема автора-творца,автор-личнось,новый стиль писания.Баллада:беспредел фантазии,вымысла;поэтика тайны,запредельного,поэмы-ирон.

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII -XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма , которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта . Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель , Гораций ).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода , трагедия , эпопея ) и низкие (комедия , сатира ,басня ). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен ), сатира (Буало ), комедия (Мольер 1622-1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса », крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство ». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт ) также характерен латинизированный синтаксис .

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера (1694 -1778 ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон , вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика .

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей» , которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин ), сатира (А. Д. Кантемир ), басня (А. П. Сумароков , И. И. Хемницер ), ода (Ломоносов , Г. Р. Державин ).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм . Переход от классицизма кпредромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска », представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759 -1805 ), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Г.Н.Поспелов // Введение в ЛВ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. КЛАССИЦИЗМ

Перелом в этом отношении начал происходить с XVII в., прежде всего - во французской литературе. И это не было случайностью. XVII и XVIII вв. вообще были тем периодом в жизни социально развитых европейских наро­дов, когда их передовое, естественнонаучное, философ­ское, а отсюда и политическое мышление достигло боль­ших успехов, когда оно стало гораздо более принципиаль­ным, нежели раньше, и в нем с особенной силой стали сказываться рассудочные принципы классификации накопляющихся знаний. Это приводило к господству метафизического понимания жизни природы и общества.

«Для метафизика, - писал об этом Энгельс, - вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, не­изменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, под­лежащие исследованию один после другого и один не­зависимо от другого. Он мыслит сплошными непосред­ственными противоположностями... Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной» (3, 21).

Общая атмосфера метафизического мышления повлия­ла и на художественную литературу, в особенности во Франции, где этому способствовала и соответствующая политическая обстановка. Здесь в жизни обоих привилеги­рованных классов - дворянства и буржуазии - стихийно возобладали центростремительные, общенациональные тенденции, выразителем которых стала королевская власть, достигшая политического абсолютизма. В течение столе­тия, в царствование Людовиков XIII и XIV, эта власть стала «организующим и цивилизующим центром» (Маркс) страны и имела в какой-то мере общенациональное про­грессивное значение.

В этих условиях в широких кругах дворянской, а от­части и разночинной интеллигенции сложилось соответст­вующее мировоззрение, идейно утверждающее существую­щий строй, по сути своей консервативно-феодальный, хотя и стремящийся все же робко двигать страну по путям буржуазного развития. При таком своем назначении новое мировоззрение не могло не быть рационалистичес­ким.

На основе этого миропонимания и сложилось во Франции очень мощное литературное направление, полу­чившее название классицизм. Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих твор­ческих принципов.

Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и по­следовательно выражали их в своем творчестве. Они соз­дали поэтому и соответствующую литературную програм­му. В ранний период развития французского классицизма его творческим «законодателем» был Ф. Малерб, а затем, во второй половине XVII в., его выдающимся теоретиком стал Н. Буало.

Малерб писал торжественные оды. Он возвеличивал в них - от имени всей нации - королевскую власть, ее гражданскую деятельность, приносящую будто бы благо всему обществу, открывающую ему возможность мирного процветания. Эта деятельность власти являлась, по мысли Малерба, проявлением общечеловеческих законов р а-з у м а, и все, кто ее проводил и ей способствовал, исходи­ли тем самым из разумного нравственного гражданского сознания, противостоящего всему порочному, эгоистичес­кому, антиобщественному.

Поэзия также должна служить этим разумным целям. Она сама должна быть пронизана принципами разумности- строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи. Эти же идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения, разумной организо­ванности художественного творчества выразил затем с большой теоретической четкостью Буало в своем стихо­творном трактате «Поэтическое искусство» («L"art рое-tique», 1674), ставшем манифестом французского клас­сицизма.

Особенное значение имел для Буало вопрос о «чистоте жанров» литературы - «высоких» (оды, поэмы, трагедии) или «низких» (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр, по его убеждению, должен иметь свою особенную идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой целостной сис­темы жанров французским поэтам и драматургам следует, по его мнению, опираться на творческие достижения ан­тичной литературы. Произведения Гомера, Пиндара, Со­фокла или Горация, Федра, Аристофана должны стать для них классическими образцами, из которых можно вывести определенные «правила» создания произведений каждого жанра. Стремление к такой рационалистической спецификации творчества было очень характерно для всей теоретической программы классицизма, для всей его эстетики.

Французские классицисты готовы были подражать ан­тичным писателям, но писать так же они, конечно, не могли. У них были другое миропонимание и другая про­блематика творчества, закономерно возникающая на сов­сем другой ступени общественного развития. Они могли одевать своих героев в костюмы античности, но эти герои, всецело подчиняясь рационалистической мысли авторов, вели себя не как древние греки и римляне, а как французы эпохи просвещенного абсолютизма.

Сам Буало создавал по преимуществу сатиры. Но основные положения его творческой программы разделяли, в той или иной мере, и другие писатели, в частности прославленные создатели драматургии французского клас­сицизма - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер. Драма­тургия в своем сценическом воплощении вообще была лучшим средством для того, чтобы воочию демонстриро­вать зрителям величие гражданских добродетелей и пагуб­ность гражданских пороков. При таком своем значении она требовала самой тщательной разработки соответствую­щих творческих «правил».

Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Это значило, что в пьесе должен развиваться единый конфликт, а его разви­тие в сюжете должно обладать наибольшей компактностью во времени (не занимать более одних суток в жизни ге­роев) и в пространстве (происходить всецело в одном го­роде или даже в одном доме). Такой принцип построения сюжета вполне соответствовал идейному содержанию пьес драматургов-классицистов: ведь они раскрывали в характе- pax своих героев только их гражданские добродетели или пороки и в значительной мере отвлекались при этом от психологических и бытовых подробностей жизни героев. Единство конфликта и узкие пространственно-временные рамки сюжета вполне способствовали такому пониманию характеров героев и вынесению им автором-моралистом ясного «приговора».

Но все это не способствовало развитию реализма в драматургии классицистов. Каждый их герой говорил и действовал на сцене для того, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, поэ­тому живой процесс его мыслей и переживаний сильно обеднялся и получал односторонне рассудочное содержа­ние, а нередко приобретал и публицистическую направ­ленность.

Такое же тенденциозное значение получало в основном и развитие конфликта. События, происходящие на сцене, должны были, по рационалистическим представлениям писателя, заведомо приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. Возможные столкновения этих начал в сознании одного героя имели обычно лишь резонерское значение. Драматург всегда создавал в конфликте нужную ему развязку, хотя бы путем неожиданного вмешательства посторонних сил. Древние римляне называли такой прием появлением «бога из машины» («deus ex machina»).

В большей мере этот дидактический характер драма­тургии классицизма проявился в «высоком» жанре граж­данских трагедий, которые писали Корнель и Расин. Мно­гие из их произведений - «Сид» и «Гораций» Корнеля, «Ифигения в Авлиде» Расина и др. - строились на кон­фликте гражданского долга и личного чувства в сознании главного героя.

Но драматурги-классицисты создавали трагедии и дру­гого типа. В них они разоблачали дурных правителей, пользующихся своей властью не для блага общества, а для жесткого произвола, ради личных страстей. Таковы, например, «Родогунда» и «Ираклий» Корнеля, «Андрома­ха», «Гофолия», «Британик» Расина. В последней изоб­ражен римский император Нерон, ищущий благосклон­ности Юлии, которая любит его брата Британика. Нерон действует на девушку и льстивыми речами, и зловещими угрозами, а затем, не добившись своего, отравляет брата на придворном пире.

В комедиях Мольера, разоблачивших пороки современ­ного общества, изображение характеров было более кон- кретным. Однако и в них отвлеченность гражданско-мора-листического мышления, строгость «правил» драматургии классицизма часто брали верх над реалистическим принци­пом воспроизведения жизни. Так, в комедии «Тартюф» в характере главного героя, карьериста и интригана, до­бивавшегося своих целей с помощью ханжества и лицеме­рия, эти черты выявлены с особенной силой, в ущерб всем другим, что делает образ схематичным. Тенденциозна и развязка конфликта, в которой Тартюф, уже заманив­ший в свои сети простака Оргона, чтобы захватить его имущество, внезапно попадает под арест по приказу коро­ля и являет собой пример наказанного порока. И в других комедиях Мольера - в «Скупом», «Мещанине во дворянстве», «Мнимом больном» - эта дидактичность творчества проявляется с не меньшей силой.

Франция XVII в. была колыбелью классицизма. В дру­гих европейских странах - в силу стадиальных об­щностей национальных литератур - он также возникал, но складывался с меньшей отчетливостью и в более позд­нее время - в зависимости от развитости и степени национальной прогрессивности просвещенного абсолю­тизма.

Так, в Германии, раздробленной в ту эпоху на мелкие государства, национальная прогрессивность феодальной власти была минимальной. Но в начале XVIII в. и немец­кие писатели, вслед за французскими, стремились создать свою теоретическую программу классицизма. Таков был «Опыт критической поэзии для немцев» Готшеда (1730), оказавший большое влияние на художественное сознание современников, но не вдохновивший их на создание значи­тельных литературных произведений.

В России проводимые Петром I реформы, имевшие огромное общенациональное значение, вызвали у дворянс­кого общества интерес к западноевропейской культуре, стремление к ее усвоению. Уже в 20-х годах XVIII в. в творчестве Кантемира получило выражение, пока лишь в жанрах сатиры и оды («послания»), новое, светское миро­воззрение, исходящее из идеалов прогрессивной дворян­ской государственности. А к концу 40-х годов на основе этого мировоззрения усилиями Сумарокова (его письма­ми - «эпистолами» «о русском языке» и «о русском стихо­творстве», 1748) и Ломоносова (его «Риторикой») была создана программа русского классицизма, во многом пов­торявшая основные положения трактата Буало. На про­тяжении последующего тридцатилетия в русской литерату- ре активно развивались соответствующие особенности содержания и формы, проявившиеся в лирике (Ломоносов, Сумароков, ранний Державин), драматургии (Сумароков, Фонвизин, Княжнин) и в стихотворном эпосе (Тредиа-ковский, Херасков).

Значение классицизма для общего развития европей­ских литератур было очень велико. Несмотря на рациона­листическую отвлеченность художественного воспроиз­ведения жизни, классицизм, заключал в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисципли­нированности творчества, которой часто недостава­ло произведениям раннего средневековья и Возрождения. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произведения единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы - эти «заветы» клас­сицизма были восприняты лучшими писателями последую­щих исторических эпох, других литературных направлений.

Итак, литературное направление - это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «мани­фестов».

Наличие осознанных эстетических принципов обычно положительно воздействует на само творчество писателей, помогает им достигнуть большего совершенства. Таким было творчество поэтов и драматургов французского клас­сицизма, которым подражали в меру своих сил клас­сицисты других стран. Но в литературе Франции XVII в. возникали произведения и с другими свойствами содержа­ния и формы, причем их авторы не возвышались до созда­ния соответствующих эстетических программ и не создава­ли тем самым других литературных направлений. Такова была, например, «легкая поэзия» (фр. poesie legere), соз­даваемая рядом поэтов во главе с Жаном Лафонтеном, автором ряда коротких новеллистических поэм («сказок») и небольшого прозаическо-стихотворного романа «Любовь Психеи и Купидона». В этих произведениях Лафонтен, выступая против подражательности творчества классицис­тов, против его рационалистической дисциплинированнос­ти, утверждает независимость творчества и свободное нас­лаждение жизнью - любовью, искусством, красотой природы. Легкая, утонченная, игривая форма его стихов противостоит серьезному и торжественному тону клас­сицистических од и трагедий. В России, в силу стадиаль­ной общности национальных литератур, подобное место занимает творчество И. Богдановича, прежде всего его поэма «Душенька», написанная на сюжет, заимствованный из романа Лафонтена.

Французский классицизм был первым большим, вполне сложившимся литературным направлением, знаменовавшим собой новый, более высокий уровень исторического разви­тия художественного творчества. С тех пор програм­мность творчества становится ведущим принципом национальной литературной жизни социально развитых стран Европы. В национальных литературах стали скла­дываться различные по своим идейно-творческим принци­пам направления, вступившие между собой в сознательную программную полемику.

Классицизм

Классицизм (- первоклассный, образцовый) - направление в искусстве и литературе, получившее такое название потому, что считало идеальным, примерным, совершенным, гармоническим классическое античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии).

Классицизм возник на закате эпохи Возрождения, сложился во Франции в середине XVII века при Людовике XIV. Появление классицизма связано с формированием централизованного государства, с укреплением монархии, идеалов «просвещенного» абсолютизма.

Кодекс (свод правил) классицизма составил французский поэт и критик Н. Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674). На русский язык этот труд первым перевел Сумароков в 1752 году, доказав его применимость к русской литературе.

Классицизм достиг расцвета во Франции в трагедиях П. Кор- неля («Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расина («Британник», «Митридат», «Федра»), Ф. Вольтера («Брут», «Танкред»), в комедиях Ж. Б. Мольера ("«Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Тартюф, или Обманщик», «Мнимый больной»), в баснях Ж. де Лафонтена, в прозе Ф. Ларошфуко, Ж. Лаб- рюйера; в Германии в творчестве веймарского периода И. В. Гете («Римские элегии», драма «Эгмонт») и И. Ф. Шиллера («Ода к радости», драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь»).

Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. гаИо - разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.

Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга. Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) - ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп - и только...»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» - лень).

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).

«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).

Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Строгая градация, иерархия жанров . «Высокие» жанры (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты. «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека; им не принадлежала заметная роль в литературном процессе (расцвет этих жанров придет позже). Классификация жанров опиралась на известную с античных времен теорию «трех стилей» (высокий, средний, низкий). Для каждого жанра предусматривался один из этих стилей; отклонения не допускались.

Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом. Проза считалась унизительной, «презренной» для высокопоставленных лиц.

В драматургии господствовала теория «трех единств» - места (все действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело свое начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды или персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета).

Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.

Русский классицизм. В России в силу исторических условий (в период утверждения абсолютной монархии) классицизм появился позже, с конца 20-х годов XVIII века, просуществовав до 20-х годов XIX века. При этом следует видеть свои периоды в развитии русского классицизма и соответственно представителей этих периодов.

Ранний классицизм: А. Д. Кантемир (стихотворные сатиры), В. К. Тредиаковский (поэма «Тилемахида», ода «На сдачу Гдан- ска»).

Период расцвета классицизма (40-70-е годы): М. В. Ломоносов (оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», «На взятие Хотина»; трагедия «Тамира и Селим», поэма «Петр Великий», цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном», сатира «Гимн бороде»), А. П. Сумароков (трагедии «Хо- рев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец», «Семира»; комедии «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению»; басни, сатиры; теоретический трактат «Эпистола о стихотворстве», который опирается на «Поэтическое искусство» Буало, внося при этом определенные изменения, связанные с возрастанием интереса к внутренней жизни отдельной личности).

Поздний классицизм: Д. И. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»), Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав», «Вадим Новгородский»; комедия «Хвастун»), В. А. Озеров (трагедии «Эдип в Афинах», «Фингал», «Дмитрий Донской»), П. А. Плавильщиков (комедии «Бобыль», «Сиделец»), М. М. Херасков (поэма «Россияда», трагедии «Борислав», «Венецианская монахиня»), Г. Р. Державин (оды «Фелица», «Вельможа», «Бог», «Водопад», «На взятие Измаила»; анакреонтические стихи), А. Н. Радищев (ода «Вольность», повесть «Житие В. Ф. Ушакова»).

В творчестве представителей позднего классицизма уже заметны ростки, тенденции реализма (например, воссоздание типических черт отрицательных персонажей, обусловленных крепостническими отношениями, реалистические описания быта, сатирическое обличение, смешение жанров, «штилей»), происходит разрушение классицизма, его условности; черты классицизма сохраняются скорее внешне.

Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.

Своеобразие русского классицизма . Высокий гражданско-пат- риотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).

Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.

Большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приемов (так, Кантемир в своих сатирах, Сумароков в сатирах и баснях широко применяли просторечие). Господствовали тоническое и силлаботоническое стихосложение, вольный стих.

Классицизм как литературное направление возник в Европе в XVII веке и предшествовал Просвещению, которое оформилось в XVIII веке.

Европейский классицизм принял идею Декарта о том, что началом познания и развития мира является разум, сознание. В масштабе Вселенной - это абсолютный Разум, Бог.

В масштабе человеческого общества - разум человека. В отличие от эпохи Возрождения, которая, выдвинув человека в центр земного сообщества, уравняла тело и дух, классицизм и Просвещение отдали первенство сознанию. «Я мыслю, следовательно, существую»,- провозгласил Декарт. В дальнейшем просветители скажут: «Мнения правят миром». Тем самым все Бытие есть произведение Разума.

Подхватив идеи философии XVII века о могуществе разума в жизни человека и в истории общества, писатели-классицисты столь же всесильной, как и разум, считали сферу чувств. Не поддающиеся интеллекту чувства часто торжествуют над повседневным разумом. Между разумом и чувствами, следовательно, идет непрерывная борьба. Эти воззрения привели классицистов к выводу о том, что состояние мира в основе своей принципиально трагично. Поэтому главным и широко распространенным жанром стала трагедия, высокие образцы которой дали Пьер Корнель и Жан Расин во Франции, а на русской почве - Сумароков и Княжнин.

Классицизм воспринимал мир иерархически, в виде восхождения от низших ступеней к высшим. То же устройство распространялось и на человеческое общество. Внизу находились люди необразованные, непросвещенные. Над ними - испытавшие свет разума, способные мыслить, творить и создавать новую «природу», облагороженную мыслью. На еще более высокой ступени - люди, обладающие государственным разумом, от которых зависит течение истории; у них могли быть пороки, но благодаря разуму они всегда их преодолевали.

С точки зрения классицистов, реальный мир, в котором они обитали, соответствовал требованиям просвещенного разума, идеальным изображениям прекрасной и совершенной природы, прекрасного и совершенного общества, прекрасного и совершенного человека, образцы которого оставило нам искусство античности, Древней Греции и Древнего Рима в эпоху расцвета, в период Высокой классики.

Отсюда происходит название «классицизм». Латинское слово classicus означает «образцовый».

Современная жизнь, считали классицисты, не может служить примером истинно разумной жизни. Если изображать жизнь только такой, какова она есть, то людей нельзя увлечь картинами, Сумароков в которых нет полного торжества просвещенного разума над стихиями страстей, господствующих в действительности. Из этого классицисты сделали вывод, что их главной заботой и главным объектом их внимания должна стать жизнь идеальная, жизнь, которая непременно возникает, если наполнить ее светом разума. Таким образом, реальная действительность допускалась в художественную литературу в качестве необработанного, стихийного материала, не имеющего самостоятельного значения и подлежащего воздействию просвещенного разума.

Следовательно, описание какого-нибудь предмета или человека в классицизме должно быть и таким, каков он в жизни и каким его видит художник, и иным, соответствующим понятиям о нем, т. е. разумным (идеальным) нормам. Классицизм требовал от писателя изображения живого человека и челове-ка-идеала, если, разумеется, речь шла о герое. При этом подлинный интерес писателя-классициста был сосредоточен на идеализированном, придуманном мире, который возникал в его голове и привлекательность которого он доказывал своим произведением. Эстетический идеал писателя-классициста - человек, чувствами которого правит просвещенный разум. В этом отношении человек классицизма противопоставлен человеку Возрождения, освобожденному от аскетической церковной морали, но безудержному в своем индивидуализме, в своих желаниях. Человек классицизма, напротив, держится высоких нравственных принципов. Для него превыше всего долг перед государством. Поэтому он осуждает произвол страстей и подчиняет личное общественному, подавляя свои чувства или овладевая ими.

Поскольку самый высший разум - государственный, то главными героями должны быть цари, императоры, короли, которые руководствуются государственным умом. Классицизм утверждал неограниченные возможности просвещенного монарха, знающего, в чем заключается его общественный долг.

Напротив, отрицательные персонажи, например, в комедиях Мольера или Фонвизина искаженно толкуют свои права и обязанности. Так, госпожа Простакова в комедии Фонвизина «Недоросль» извращает смысл указа о вольности дворянства, понимая вольность как полную, безотчетную власть над крепостными без каких-либо нравственных, общественных и иных ограничений. Она полагает своим законом единый произвол и говорит, что дворянин волен, когда захочет, сделать с крепостными все, что пожелает. По этому поводу положительный герой, Стародум, воплощающий подлинный разум, иронически восклицает: «Мастерица толковать указы!»

На примере Простаковой читатель и зритель комедии убеждались, что ею владели низкие чувства и что ей неведомы разумные понятия. Историк В. О. Ключевский заметил, что Простакова «хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие. Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля».

Поскольку разум Простаковой спит, то она не понимает своего долга перед обществом, перед семьей. Место разума занимают ничем не сдерживаемые низменные страсти. Не управляемые разумом, они превращают Простакову в деспотичную по-мещицу-тиранку.

Вполне закономерно, что не осознающая своих обязанностей, подчиненная грубым страстям Простакова в финале комедии терпит полное крушение и как помещица, и как воспитательница сына.

В основе поведения героев классицизма лежит строгая логика. Они действуют рационалистически (от слова «рацио» - разум). Подобно тому как весь мир в представлении классицистов построен иерархически (от низшей ступени к высшей), так и предметы изображения, картины жизни в художественной литературе разделились на низшие и высшие. Каждому из них соответствуют строго определенные жанры.

Для изображения людей необразованных, непросвещенных, у которых разум неразвит, внутренний мир прост и несложен, классицисты отвели жанры комедии, басни, эпиграммы, песни, которые считали низкими. Для выражения души обыкновенного частного человека были предназначены элегии, послания, идиллии (эклоги). Эти жанры назывались средними. Разум могучих государственных мужей, их участие в исторических событиях воспевались в героических поэмах, похвальных, торжественных одах. Научным открытиям, жизни духа и размышлениям о пагубности зла посвящались философские оды, представлявшие собой на русской почве переложение псалмов, и оды-сатиры, полные негодования, саркастического смеха, но лишенные комизма. Эти наиболее важные жанры считались высокими.

Итак, классицизм видел мир в свете высоких, средних и низких жанров. Это и есть жанровое мышление. Оно заключается в том, что жанр «диктует» писателю, какой жизненный материал должен войти в произведение и какой стиль должен быть избран для его освещения. В похвальной оде нельзя было выражать восхищение низкими картинами. В трагедии не допускался комизм, а комедия освобождалась от трагических эпизодов или конфликтов. Смешение жанров первоначально считалось нарушением прав, хотя в дальнейшем они строго не соблюдались и все более расшатывались.

В качестве примеров классицистам служили произведения древних античных авторов, но не для слепого, бездумного подражания, а для придания еще большей разумности, благородства, для создания образца. Произведения античных авторов - это не грубая, не обработанная разумом природа, а природа, уже освещенная мыслью. Поэтому они становятся источником и почвой искусства классицизма, которое только и может раскрыть их истинный смысл.

Важнейшее значение разума проявляется в том, что он не терпит недосказанности, двусмысленности, неясности. Слово писателя должно быть точным, содержащим прямой смысл или, если имеется в виду природа, предметное значение, передающее объективные признаки (например, река быстрая, глубокая; песок желтый и т. д.). Точно так же теоретики классицизма настаивали на ясном, логичном синтаксическом строении предложения и всего текста.

Русский классицизм начал оформляться не в XVII веке, как французский, а в XVIII веке, когда после смерти Петра I появилась угроза петровским завоеваниям, угроза возврата к допетровским порядкам. Русский классицизм более тесно, чем французский, связан с идеологией просветительства, с мыслью о просвещенной монархии. Писатели-классицисты ставили своей задачей просветить царей, побудить их к покровительству наукам, содействию образованию, развитию промышленности - словом, учили монархов мудрому управлению государством. В качестве идеального просвещенного самодержца, проникнутого всечасно заботой о благе отчизны, был прославлен Петр I, которого все писатели, начиная с Ломоносова, ставили в образец его потомкам.

Теперь, после всего сказанного, можно дать определение классицизма как литературного направления.

Классицизм - литературное направление европейского масштаба, характеризующееся рационализмом (разум - «верховный судья» над окружающим миром) и жанровым мышлением (жанровая система классицизма строго регламентирована и разделена на высокие, средние и низкие жанры). В качестве образца идеальной нормы классицизм выдвинул в центр изображения человека, наделенного высоким общественно-нравственным сознанием и чувствами, способного преобразовать жизнь по законам разума.

Вопросы и задания

  1. Когда возник классицизм в Европе и в России? Каково происхождение слова «классицизм»? Каковы особенности классицизма как литературного направления?
  2. Как представляли себе классицисты устройство мира и общества? Что считали они главным объектом внимания? Каков основной пафос литературы классицизма? В каком соотношении находятся разум и чувства в литературе классицизма?
  3. Что такое «жанровое мышление»? Раскройте это понятие на знакомых вам одах Ломоносова, комедии Фонвизина. Охарактеризуйте жанры высокие и низкие на примерах оды, басни. Какие жанры в классицизме считались господствующими, а какие - второстепенными и почему?

Изменения в политической, культурной, экономической жизни России поставили перед литературой ряд неотложных задач: нужно было осознать произошедшие перемены и, осмыслив их, отобразить окружающую действительность. Литература этого периода уже не только воспроизводит новые явления, но и дает им оценку, сопоставляя с прошлым, выступая в защиту петровских завоеваний. В30-50 годы в литературе формируется новое направление русский классицизм . Это привело к радикальным изменениям в области литературы, которые можно назвать первыми шагами русского классицизма: создаются новые классицистические жанры, формируются литературный язык и стихосложение, пишутся теоретические трактаты, обосновывающие подобные нововведения. Основоположниками данного направления в русской литературе являются Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков творчество которых целиком принадлежит XVIII веку. Все они рождены в эпоху Петра, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремились утвердить и защитить петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра Великого. Основанием русского классицизма в литературе была идеология, сложившаяся в результате осознания сильных сторон петровских реформ. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, отстаивающих эту идеологию.

Слово классицизм происходит от латинского слова classicus, т.е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в., во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Фундаментом европейского классицизма становится абсолютизм и передовые философские учения того времени. Эстетическим идеалом классицизма становится человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному. В искусстве возникает понятие «долга» по отношению к своему государству, этот долг превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Человек должен обладать высокими нравственными принципами, тогда он предпочтет исполнение государственного или общественного долга своим личным интересам.

Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство было объявлено высшей ценностью. Классицисты верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Государство в их представлении являлось разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Человек, с точки зрения классицистов, эгоист, но он поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом позитивных изменений человеческой «природы» является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.

Русский классицизм формировался в сходных условиях абсолютистской власти императора, однако он возник гораздо позже, поэтому имеет свои отличия:

1. Русский классицизм формируется в эпоху европейского Просвещения, посему его главной задачей является переустройство общества на основе идей просветителей. Писатели-классицисты были уверены, что возможно на разумных основаниях, путем правильного воспитания, которое должно организовать государство во главе с просвещенным монархом, покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.

2. Русский классицизм возникает после смерти Петра I, в период реакции, и новая русская литература начинается не с од, прославляющих деяния императора, а с сатир Кантемира, героями которых становятся не античные герои, а современники, причем Кантемир осмеивает не конкретные человеческие пороки, а обличает социальные недостатки, борется с реакционерами.

3. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права» призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков указывал на природное равенство дворян и крестьян.

4. Главным отличием русского классицизма от европейского являлось то, что он соединил в себе идеи абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения . Прежде всего, это теория просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый «просвещенный» монарх, требующий от каждого из сословий и отдельных личностей честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр Великий. Русская литература начинает процесс поучения и воспитания самодержца.

Он царствует народа ко блаженству,

И пользу общую ведя ко совершенству:

Не плачет сирота под скипетром его,

Не устрашается невинный никово…

… Не преклоняется к стопам вельможи льстец

Царь – равный всем судья и равный всем отец…

– писал А. П. Сумароков. Царь должен помнить, что он такой же человек, как и его подданные, если он не может утвердить надлежащий порядок, то тогда это «идол гнусный», «враг народа».

5. Слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но и непонимание своего долга перед государством. Именно поэтому в русском классицизме 30-50 годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Почти во всех своих одах говорит о пользе наук М.В. Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение».

6. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви, церковной идеологии. Они обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церкви.

7. Искусство русских классицистов базируется не только на произведениях античности, оно достаточно тесно связано с национальной традицией и устным народным творчеством, их литература часто берет за основу события отечественной истории.

8. В художественной области перед русскими классицистами стояли очень сложные задачи. Русская литература этого периода не знала хорошо обработанного литературного языка, не имела определенной жанровой системы. Поэтому русские писатели второй трети XVIII века должны были не только создать новое литературное направление, но и привести в порядок литературный язык, систему стихосложения и освоить неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из авторов был первооткрывателем: Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

9. Русские классицисты создали множество теоретических работ в области жанров, литературного языка и стихосложения. В. К. Тредиаковский написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735г.), в котором обосновал основные принципы новой силлабо-тонической системы, а Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) разработал и окончательно оформил силлабо-тоническую систему стихосложения /41 /. В своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

В результате подобных исследований было создано литературное направление, имевшее собственную программу, творческий метод и стройную систему жанров.

Художественное творчество рассматривалось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в . Согласно классицистическим канонам, различались «правильные» и «неправильные» произведения. К числу «неправильных» относились даже произведения Шекспира. Строгие правила существовали для каждого жанра и требовали строжайшего соблюдения. Жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Например, не разрешалось вводить в комедию «трогательные» эпизоды, а в трагедию – комические. Классицисты разработали строгую систему жанров. Жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К «низким» – комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры – трагедию и сатиру, но трагедия тяготела к «высоким», а сатира – к «низким» жанрам. В «высоких» жанрах изображались герои, которые могли служить примером для подражания – монархи, полководцы и т. п., самым популярным из них был образ Петра Великого. В «низких» жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».

Основой творческого метода классицистов являлось рационалистическое мышление . Классицисты стремились разложить психологию человека на ее простейшие составные формы. В связи с этим, в литературе классицизма возникают абстрактно-обобщающие, без индивидуализации, образы (скупец, ханжа, щеголь, хвастун, лицемер и т. п.). Надо заметить, что в одном характере категорически запрещалось соединять различные «страсти» и тем более «пороки» и «добродетели». Интимные, бытовые стороны жизни обычного (частного) человека не интересовали писателей-классицистов. Их герои, как правило, цари, полководцы, лишенные типичных национальных черт, абстрактные схемы, носители авторских идей.

При создании драматических произведений необходимо было соблюдать столь же строгие правила. Эти правила касались «трех единств» - места, времени и действия. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни, поэтому сценическое время должно было быть приближено ко времени, которое зритель проводит в театре. Время действия не могло превышать 24 часов – это единство времени . Единство места обусловлено тем, что театр, разделенный на сцену и зрительный зал, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Если действие будет перенесено в другое место, то эта иллюзия будет нарушена. Поэтому считалось, что лучше всего разыгрывать действие в одних, несменяемых декорациях, гораздо хуже, но допустимо, когда события развивались в пределах одного дома, замка или дворца. Единство действия требовало присутствия в пьесе только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц. Строжайшее соблюдение трех единств, сковывало вдохновение драматургов. Однако в подобной сценической регламентации было рациональное зерно – стремление к четкой организации драматического произведения, концентрации внимания зрителя на самих героях и их взаимоотношениях. Все это делало многие театральные действа эпохи русского классицизма истинным искусством.

Несмотря на строгую регламентацию творчества, произведения каждого из классицистов отличались своими индивидуальными особенностями. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Они призывали дворян к выполнению ими общественного долга, обличали своекорыстие и невежество. Для достижения этой цели Кантемир писал свои сатиры, а Сумароков – трагедии, где подвергал суровому суду самих монархов, взывая к их гражданскому долгу и совести.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.). Исторические корни классицизма. История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютноймонархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм . Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «

classicus », т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от

греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство , утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Основные правила классицизма. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,
Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

(Н.Буало) Авторы. Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид , Гораций , Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина ( Андромаха , Ифигения , Федра , Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,
Себе в наставницы природу изберите…
Узнайте горожан, придворных изучите;
Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф

, Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ). Классицизм в России. За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер ). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков . Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир

, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Театральная школа классицизма. Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И

на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров ПетербургаЕ.А.Семеновой и А.С.Яковлева .

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824). Екатерина Юдина ЛИТЕРАТУРА Державин К. Театр Французской революции 1789–1799 , 2-изд. М., 1937
Данилин Ю. Парижская Коммуна и французский театр . М., 1963
Литературные манифесты западноевропейских классицистов . М., 1980