Воскрешение праведного Лазаря. Перенесение мощей. Лазарева суббота. Святой и Праведный Лазарь Четверодневный Икона святого лазаря значение и молитвы

Свя­той пра­вед­ный Ла­зарь, брат Мар­фы и Ма­рии, жил в се­ле­нии Вифа­ния, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни Гос­подь Иисус Хри­стос ча­сто по­се­щал дом Ла­за­ря, ко­то­ро­го очень лю­бил и на­зы­вал Сво­им дру­гом (Ин.11:3, 11), а ко­гда Ла­зарь умер и уже че­ты­ре дня про­ле­жал во гро­бе, Гос­подь вос­кре­сил его из мерт­вых (Ин.11:17-44) (Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в суб­бо­ту ше­стой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста – Ла­за­ре­ву суб­бо­ту). Мно­гие иудеи, услы­шав об этом, при­хо­ди­ли в Вифа­нию и, удо­сто­ве­рив­шись в дей­стви­тель­но­сти это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да, ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. За это пер­во­свя­щен­ни­ки хо­те­ли убить Ла­за­ря. Пра­вед­ный Ла­зарь упо­ми­на­ет­ся в Свя­том Еван­ге­лии еще один раз: ко­гда за 6 дней до Пас­хи Гос­подь опять при­шел в Вифа­нию, там был и вос­кре­шен­ный Ла­зарь (Ин.12:1-2, Ин.12:9-11). По­сле вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь жил еще 30 лет, епи­скоп­ство­вал на ост­ро­ве Кипр, где рас­про­стра­нял хри­сти­ан­ство, и там же мир­но по­чил.

Свя­тые мо­щи епи­ско­па Ла­за­ря бы­ли об­ре­те­ны в Ки­тии. Они ле­жа­ли в мра­мор­ном ков­че­ге, на ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но: «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный, друг Хри­стов». Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Лев Муд­рый (886–911) по­ве­лел в 898 го­ду пе­ре­не­сти мо­щи Ла­за­ря в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­жить в хра­ме во имя пра­вед­но­го Ла­за­ря.

Полное житие святителя Лазаря Четверодневного, друга Божия

Был ро­дом из Вифа­нии близ Иеру­са­ли­ма, брат Ма­рии и Мар­фы. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3, 5, 11).

По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).

По­сле сво­е­го вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь уда­лил­ся на ост­ров Кипр, так как пер­во­свя­щен­ни­ки по­ло­жи­ли убить его (Ин.12:9-11), где впо­след­ствии был по­став­лен епи­ско­пом.

По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми. По­сле чу­дес­но­го вос­кре­се­ния свя­той Ла­зарь жил еще 30 лет, со­хра­няя стро­гое воз­дер­жа­ние, и скон­чал­ся на ост­ро­ве Ки­п­ре.

Па­лом­ни­кам, по­се­ща­ю­щим Свя­тую Зем­лю, по­ка­зы­ва­ют две гроб­ни­цы пра­вед­ни­ка: од­ну в Вифа­нии в Иеру­са­ли­ме, а дру­гую в го­ро­де Ки­тим на ост­ро­ве Ки­п­ре. Не до­ез­жая до Свя­то­го Гра­да око­ло двух с по­ло­ви­ной верст, па­лом­ни­ки по­се­ща­ют Вифа­нию, рас­по­ло­жен­ную на во­сточ­ной сто­роне од­но­го пред­хол­мия Еле­он­ской го­ры. А немно­го се­ве­ро-во­сточ­нее и ни­же ука­зы­ва­ют гроб­ни­цу Ла­за­ря, по­чи­та­е­мую так­же и ма­го­ме­та­на­ми. Неболь­шой вход, про­би­тый в ска­ле, ве­дет в уз­кую глу­бо­кую пе­ще­ру. Спу­стив­шись по 25 сту­пе­ням, па­лом­ни­ки встре­ча­ют неболь­шую пло­щад­ку с ка­мен­ным сто­лом в уг­лу, слу­жа­щим пре­сто­лом в дни бо­го­слу­же­ний в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту. Пло­щад­ка счи­та­ет­ся ме­стом воз­зва­ния Гос­по­да: «Ла­за­ре, гря­ди вон!» Еще пять сту­пе­ней вниз – и по­гре­баль­ная пе­ще­ра. Здесь обык­но­вен­но про­чи­ты­ва­ют Еван­ге­лие от Иоан­на о вос­кре­се­нии Ла­за­ря (Ин.11:1-7, 11-45) и тро­па­ри Верб­ной неде­ли. Сна­ча­ла Гос­подь был встре­чен Мар­фой, по­том Ма­ри­ей, ко­гда Он шел ко гро­бу воз­бу­дить дру­га Ла­за­ря, – тут рас­по­ло­жен боль­шой округ­лен­ный «ка­мень бе­се­ды», от ко­то­ро­го мно­гие по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния.

А на ост­ро­ве Ки­п­ре су­ще­ству­ет вто­рая гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. В 90 км от го­ро­да Ли­мас­со­ла, по до­ро­ге, ле­жа­щей меж­ду со­пок, па­лом­ни­ки при­бы­ва­ют в го­род Лар­на­ки, где на­хо­дит­ся храм, по­свя­щен­ный Ла­за­рю, там он слу­жил. Храм сто­ит на ме­сте пер­во­на­чаль­ной церк­ви IX–Х вв., по­стро­ен­ной над мо­ги­лой Ла­за­ря. На­сто­я­щее зда­ние хра­ма XVII в. сде­ла­но из кам­ня, раз­мер его 35х17 м, име­ют­ся две две­ри (с се­ве­ра и за­па­да), трехъ­ярус­ная ко­ло­коль­ня, об­шир­ный двор, му­зей. Храм че­ты­рех­столп­ный, ес­ли два стол­па счи­тать и в ал­та­ре, то ше­сти­столп­ный, все по­кры­то мра­мо­ром. Име­ют­ся три бо­ко­вых при­де­ла. По цен­тру – боль­шая люст­ра: 5 яру­сов све­чей сни­зу и три яру­са свер­ху, и две люст­ры по бо­кам. Сле­ва от ал­та­ря на­хо­дит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, а спра­ва у ал­та­ря пе­ще­ра – гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. Сза­ди хра­ма на вы­со­те рас­по­ло­же­ны хо­ры. Вход в пе­ще­ру идет по се­ми сту­пе­ням под ал­тарь хра­ма. Раз­мер пе­ще­ры 6х12 м. Мо­щи пра­вед­но­го Ла­за­ря на­хо­дят­ся по­се­ре­дине: гла­ва и по­ло­ви­на его ко­стей. А вто­рая по­ло­ви­на мо­щей бы­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле, кре­сто­нос­цы в 1291 г. унес­ли их во Фран­цию, в Мар­сель. Спра­ва на­хо­дит­ся ико­но­стас, в ко­то­ром ико­ны рас­по­ло­же­ны в три ря­да, и име­ют­ся укра­ше­ния в два ря­да меж­ду ико­на­ми. По­пе­рек пе­ще­ры сто­ит гроб­ни­ца с над­пи­сью: «Ла­зарь – друг Бо­жий». Ра­ка – как стол, как бы ван­на боль­шая, ка­мен­ная – 1,3х0,8х0,7 м. Храм – с ко­ло­коль­ней, по длине хра­ма про­хо­дит га­ле­рея 2,5-3 м вы­со­ты, как ко­ри­дор по по­верх­но­сти дво­ра, есть бо­ко­вые две­ри: се­вер­ные и юж­ные, с за­па­да – боль­шие вход­ные. И име­ют­ся две ка­фед­ры бо­ко­вые для про­по­вед­ни­ков. Это ме­сто так­же по­чи­та­ет­ся все­ми пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми как ве­ли­кая свя­ты­ня, как до­ка­за­тель­ство несо­мнен­ной ми­ло­сти, люб­ви и все­мо­гу­ще­ства Бо­жия. Вос­кре­се­ние Ла­за­ря яви­ло власть и мо­гу­ще­ство над смер­тью.

МОЛИТВЫ


Тропарь праведного Лазаря Четверодневного
глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного
глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Лазареву Воскрешению

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь праведного Лазаря четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ ЛАЗАРЮ И ЕГО ВОСКРЕШЕНИЮ

Молитва Лазареву Воскрешению

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси.
И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе.
Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов, Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.
И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго.
И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ ЛАЗАРЕВУ ВОСКРЕШЕНИЮ

Кондак 1

Икос 1








Кондак 2

Видяще сестры праведнаго Лазаря Марфа и Мария, яко брат их лютою болезнию зело страждет, не предашася унынию, не впадоша в отчаяние, но к Тебе, Господи, Целителю недугов, со упованием посласте, с верою глаголюще: “Господи, се егоже любиши, болит”. Сему последующе, и мы во всяком обстоянии да не предадимся унынию, но с упованием да вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разум чист имеша ученицы Твои, Господи, обаче не разумеша, почто абие не пошел еси в Вифанию к другу Твоему Лазарю исцелити его, егда приял еси весть о лютем недузе его, но рекл еси пришедшим от Марфы и Марии: “сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради”. Мы же ныне ведуще, яко хотел еси сокровенную глубину веры и любве их явити, и большее чудо пред страданиями Своими совершити, с любовию зовем:
Иисусе, любве полный, любящия Тя сердца святых сестер Лазаревых испытуяй
Иисусе Всеблагий, болезнию братнею к чаянию велия Славы Божия тех обращаяй
Иисусе, велий в чудесех Своих, хотяй над Лазарем всему миру Славу Свою явити
Иисусе, Дивный в советех Своих, положивый в Вифании величия Своя совершити
Иисусе, смерти не сотворивый, скорбящим сестрам Лазаревым не боятися смерти брата повелевый
Иисусе, к смерти волею грядый, сомнящимся учеником победу над смертию явити восхотевый
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение

Кондак 3

Силою Божества Твоего ведуще, яко належит Ти прежде Креста Твоего, Всеблагий Господи, явити над Лазарем силу Свою, да сущии с Тобою ученицы не устрашатся страданий Твоих и уразумеют из мертвых Воскресение Твое. Сего ради, услышав, яко болит Лазарь, друг Твой, не поспешил еси исцелити его, пребыл на немже бе месте два дни, да боголюбивыя сестры его и пред лицем смерти брата своего пребудут верою и любовию горяще, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще предведение Божественное, Всеблагий Господи, Ты рекл еси учеником Твоим: “Идем в Иудею паки”, и потом: “Лазарь друг наш успе, но иду, да возбужу его”. Егдаже ученицы не разумеша, мняще, яко о успении сна его глаголеши, тогда необинуяся рекл еси: “Лазарь умре. И радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо, но идем к нему”. Тогда Фома, видев, яко ученицы страх имут во Иудею идти, яко ныне уже искаху Иудеи камением побита Тя, со дерзновением рече им: “идем и мы, да умрем с Ним”, научающе и нас без страха последовати Тебе и воспевати тако:
Иисусе, друже Лазарев, друга Твоего от смертнаго успения возставити грядый.
Иисусе, Вифании похвало, и весь Лазареву радость и воскресение несый.
Иисусе, Любы Неизреченная, плач и рыдания сестер Лазаревых услышавый.
Иисусе, Милосте Безконечная, овча свое бездыханное оживити изволивый.
Иисусе, с Лазарем в Вифании погребенным, погреби моя лютыя прегрешения.
Иисусе, с Марфиными и Марииными слезами приими о гресех моих тяжкая воздыхания.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 4

Бурю внутрь имуще помышлений сумнительных, Марфа и Мария горько проливаху слезы над гробом Лазаря, поминающе со скорбию обетование Твое, яко болезнь Лазарева не к смерти есть, но к славе Божией, зане тыя лишени уже быша прежния надежды, зряще брата своего во гробе пребывание и тела его разрушение и смердение. Ты же, Господи, об ону страну Иордана ходяще, глаголал еси учеником Своим: Радуются, друзи мои, вас ради, яко не бых тамо, да увесте, яко вся могу, Бог сый. Идем убо оживити его, яко да смерть яве ощутит сего победу и совершенное разрушение, да воспоете со всеми верными: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав святая праведная Марфа, яко Ты, Господи, в Вифанию грядеши, четыре дни Лазарю во гробе уже бывшу, изыде во сретение Тебе, Марии же дома сидевшей, и глаголаше Тебе, утешения ищущи: “Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просиши у Бога, даст Тебе Бог”. Сию веру скорбныя сестры Лазаревы в велицей печали ея видевше, со умилением в души зовем Тебе:
Иисусе, к четверодневному мертвецу стопы Своя направивый, посети и мене во гробе отчаяния сущаго.
Иисусе, в Вифанию пришедый прияти в любовь Свою скорбящия сестры, приими и мене заблудшаго.
Иисусе, Марфу многотрудную беседою Своею утешивый, утеши и мене о гресех скорбящего.
Иисусе, Марию с чаянием дома сидевшую не забывый, не забуди и мене во уныние впадшаго.
Иисусе, смерть, трепетати начинающую, пришествием в Вифанию устрашивый, смерти вечней не предаждь мя.
Иисусе, ад горький топтанием ног Твоих, к Вифании грядущих, страха исполнивый, адских мук избави мя.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 5

Боготечней звезде нощный мрак разгоняющей подобно бысть предречение Твое, Господи, егоже, яко Владыка живота и смерти, изрекл еси Марфе, глаголющи: “Воскреснет брат твой”. Она же, яко еще немощная в вере, колеблющеся веровати, яко брат ея может ныне по слову Твоему из мертвых возстати, глагола Тебе: “Вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день”. Мы же недостойнии Тебе Победителю смерти с верою вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев, яко сердце святыя Марфы, печалию пораженное о смерти Лазаря, не может еще веровати, яко и ныне, Господи, Ты силен еси из мертвых воскресити его, Ты рекл еси со властию, яко животом и смертию повелеваяй, желающи возбудити ю от таковаго малодушия: “Аз есмь Воскресение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет”. Мы же сему Божественному обетованию внемлюще, и живот вечный улучити хотяще, со упованием зовем Ти:
Иисусе, пришедый в Вифанию проповедати Воскресение, воскреси мя во страстех всего истлевшаго.
Иисусе, предвозвестивый Марфе Лазарево воскрешение, воззови мя от многих грехов возсмердевшаго.
Иисусе, обновивый веру Марфы в Воскресение, обнови душу мою умершвленную грехми.
Иисусе, призвавый всех нас уповати о умерших, просвети жизнь нашу омраченную страстьми.
Иисусе, живыми и мертвыми обладаяй, не предаждь мя горькой смерти в преисподней вечно мною обладати.
Иисусе, живот вечный нам даровавый, подаждь ми наследие блаженное на небесех восприяти.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам свое Воскресение.

Кондак 6

Проповедница Твоего, Христе, Божества явися святая Марфа, во исповедании своем Петру, Верховному Апостолу Твоему, равная: сия бо, егда вопрошена бысть от Тебе, емлет ли веру, яко всяк веруяй в Тя, аще и умрет, жив будет, глагола Тебе: “Ей, Господи, аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый”. Мы же сему исповеданию с благоговением внемлюще, с верою и любовию вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия новый свет веры и надежды у святыя праведныя Марии, дома в скорби сидевшей, егда прииде к ней сестра ея Марфа и тайно от пришедших ко ея утешению иудей возвести ей о Твоем, Святый Господи, пришествии, глаголюще: “Учитель пришел есть и глашает тя”. Та же, слышавши сие, возста и скоро пришедше падше, поклонися Тебе и лобызающе пречистии нози Твои и утешения ищущи, глаголаше Тебе со слезами:
“Иисусе, живота Начальниче, аще был бы еси зде, не бы умерл мой брат”.
Иисусе, смерти Разрушителю, аще бы пришел еси семо, не бы лежал Лазарь четверодневный во гробе.
Иисусе, Утешителю Добрый, утеши в скорби сущую душу мою.
Иисусе, Учителю Благий, научи мя творити волю Твою.
Иисусе, Наставниче безнадежных, настави мя с надеждою и терпением нести крест мой.
Иисусе, Прибежище сирых, даждь ми при ногу Твоею обрести в скорби моей покой Твой.

Кондак 7

Хотящей Марии излити при ногу Твоею вся чувствия своя о Лазареве лишении и любовь к Тебе, Господи, Ты же увидев ю плачущуюся, и пришедшии с нею иудеи плачущия, огорчился еси духом и возмутился еси, человеческое показуя, и прослезился еси Сам, да и мы немощнии, в скорбех суще со дерзновением припадше к Тебе, изливаем в немощи из глубины души слезы своя, и со умилением вопием Тебе прослезившемуся о наших скорбех: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и неизреченное снисхождение и человеколюбие крайнее явил еси, Сладчайший Иисусе, егда зря Мариины слезы, прослезился еси Сам. Иудеи же неции, видяще, яко о Лазаре плачеши, глаголаху: “Виждь, како любляше его”. Друзии же, в окаменении душ и сердец суще, не восхотеша разумети Божественное сострадание Твое немощем нашим, мняху самому Тебе немощну быти и глаголаху в Твое посмеяние: “не можаше ли Сей, Отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет”. Мы же прославляя человеколюбие Твое, от души вопием Тебе:
Иисусе, слезы о Лазаре с сестры его источивый, струями слезными очисти грехи мои.
Иисусе, Марфины и Мариины слезы утоливый, плачем Своим утоли печали моя.
Иисусе, трости сокрушенныя не преломивый, богозданный храм души моея не сокруши во мне.
Иисусе, льна курящася не угасивый, горящий светильник веры и любве не погаси во мне.
Иисусе долготерпеливый, немощем нашим даже до конца спострадавый, в немощи моей укрепи мя.
Иисусе человеколюбивый, даже до возскорбения за ны и до слез снизшедый, вечнаго плача исхити мя.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 8

Странно бе вопрошание Твое, Христе Спасе, егда всем плачущим, Ты о Лазаре вопрошал еси: “Где положисте его?”, зане, яко Бог вся ведый, Ты предрекл еси смерть его, како же ныне, бездна сый ведения, не веси где погребен есть друг Твой? Обаче ныне вопрошаеши не неведый, уведети хотяй, но яко человек, человечески глаголя, хотяй скорбящия сестры Лазаря утешити и сего ради гроб его посетити. Таковое человеколюбное снисхождение Твое славяще, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сый Любовь, Весь сый желание наше, Господи Иисусе, Ты, пришед на гроб Лазарев, паки претя в себе о жестосердии тамо бывших, повелел еси взяти камень от гроба, да возсмердением смерти заградятся уста неверных. Марфа же, паки являющи немощь естества человеческаго, глаголюще Тебе: “Господи, уже смердит, четверодневен бо есть”. Обаче Ты паки укрепил еси ю в малодушии ея, глаголюще: “не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши Славу Божию”. Мария же, зряще камень отвален от гроба, в притрепетном чаянии пребываше, веру в молчании соблюдающи, и точию в сердце глаголюще:
Иисусе, ко гробу друга Лазаря пришедый, очисти ум мой от сумнений неверных.
Иисусе, Славу Божию явити восхотевый, сохрани сердце мое от похотей скверных.
Иисусе, камень от гроба Лазаря отвалити повелевый, отвали камень жестосердия от гроба души моея.
Иисусе, глаголом уст Твоих вся силы ада устрашивый, не устраши мя явлением обетованныя Славы Твоея.
Иисусе Кротчайший, кротко гробу Лазаря представый, кроткою душею сподоби мя Твое пришествие ощутити.
Иисусе Сладчайший, мертвеца смердяща во гробе узревый, смиренным нравом подаждь ми Твою благодать лицезрети.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 9

Все естество Ангельское смятеся, егда Ты, Чудотворче Господи, являя Славу Свою, яко Единородного от Отца, пред лицем множества народнаго хвалу воздал еси Небесному Отцу, глаголя: “Отче, благодарю Тя, яко услышал еси Мя”, и сия рек, гласом велиим воззвал еси: “Лазаре, гряди вон” и егда бездыханный повеление Твое послушав, абие одушевлен от смерти возста и изыде укроем рукама и ногама обязан, да чудо сие зряще, вся колена небесных и земных и преисподних Тебе Победителю смерти преклонятся, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 9

Витии богоглаголивии, аще и много глаголют, но не возмогут достойно прославити велие и страшное чудо Твое, Господи, егда Ты Лазаря Четверодневнаго от мертвых воздвигл еси, да Марфу и Марию, с нимиже и всех нас в вере и надежде Воскресения и безсмертия души утвердиши. Сего ради мнози от иудей к Марии пришедших, видевше, яже Ты сотворил еси в Вифании, вероваша в Тя, яко в Сына Божия и радостно принесоша Тебе похвалы сицевыя:
Иисусе, Лазаря мертва Четверодневна воскресивый, и мене умерша страстьми воскреси.
Иисусе, друга Твоего повойми связана разрешивый, и мене связана узами греха разреши.
Иисусе, мертвеца смердяща от гроба свободивый, и мене из гроба отчаяния изведи.
Иисусе, агнца любимаго от пропастей ада исхитивый, и мене от вечныя тьмы кромешныя сохрани.
Иисусе, повелением Живоноснаго гласа Твоего воздвигнувый смердящаго, и мене истлевшаго страстьми Словом Твоим оживи.
Иисусе, всесильною крепостию Твоею Лазаря Четверодневна возставивый, и мене общника тридневнаго Воскресения Твоего покажи.
Иисусе, Лазаря, прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 10

Спасти восхотел еси вся, Христе Спасе, обаче, сынове тьмы, зряще умершаго Лазаря, гласом Твоим от тления возставша, не восхотеша в ожесточении сердец своих уверовати в Тя, и нецыи от них поидоша к первосвященником и фарисеям, и возвестиша им, яже Ты сотворил еси в Вифании. Мы же безумию их не вдающеся, но в общее Воскресение по обетованию Твоему верующе, Тебе, Живодавцу и Спасителю нашему велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превсчный, Иисусе! Стены каменныя твердо быша первосвященницы иудейстии, егда услышавше, каковое страшною чуди сотворил еси в Вифании, совет восприяша на Тя, глаголюше: “Что сотворим, яко Человек Сей многа знамения творит”. Един же от них, Каиафа, архиерей сый лету тому, рече, яко уне есть, да Един Человек умрет за люди своя, а не весь язык погибнет. И от того убо дне совещаша, да убиют Тя, Христа Своего и Владыку, вкупе же и Лазаря, яко мнози его ради прихождаху от иудей и вероваху в Тя. Сего ради вопием Ти сице:
Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, Лазаря ради, яко агнец незлобивый на заклание приуготовленный.
Иисусе, Спасе наш, человеки судимый, от Каиафы за люди умрети неволею предреченный.
Иисусе, на беззаконном соборище вкупе с Лазарем на смерть осужденный, не осуди нас на судище Твоем.
Иисусе, в верной Вифании, в дому Лазаря печаль на радость преложивый, помяни нас во Царствии Твоем.
Иисусе, Креста предначинание в Вифании совершивый, силою Креста Твоего сохрани нас.
Иисусе, льстивых фарисеев чудесы своими устрашивый, воскресением Лазаря возвесели нас.
Иисусе, Лазаря прежде Страсти Твоея из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 11

Пение всеумиленное да принесет Тебе, Христе Спасе наш, Вифания верная и Тобою любимая, яко в радость Ты преложил еси печаль ея, Лазаря, воспитание ея, из гроба воздвизая, и да не сетует, яко на малое время Ты отшел еси во Ефрем порицаемый град близь пустыни, идеже ходил еси со ученики Своими, первосвященником заповедь давшим, да имут Тя. Мы же, удивляюшеся Твоему о ученицех пред страдании Твоими попечению, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий и неизреченный осия Вифанию, егда прежде шести дней бытия Пасхи Ты паки пришел еси в весь сию, Сладчайший Иисусе, идеже любящия Тя сотвориша Тебе преславную вечерю, Лазарево воскрешение с радостию и благодарением воспоминающе. Бе же ту и Лазарь един от возлежащих, Марфа же с любовию многою паки служаше Тебе, Мария же от избытка радости, любве и благодарения, приемше литру мира нарда чиста многоценна, помаза пречистии нози Твои, и власы своими отираше я, и храмина исполнися вся от вони масти благовонныя. Мы же недостойнии, в радость оных блаженных сообедников Твоих проникнути желающе, со умилением многим вопием Тебе таковая:
Иисусе, с мертвецем воскресшим разделивый трапезу, даждь ми выну наслаждатися вечныя Твоея вечери на небеси.
Иисусе, Лазаря по воскрешении его небесною радостию исполнивый, сподоби мя небесныя мыслити на земли.
Иисусе, Марфу трудолюбную се уже второе на вечери послужити Тебе удостоивый, приими мя на Твое служение.
Иисусе, Марию, Божиею любовию горящую, нози Твои миром помазати сподобивый, даждь ми духа любве пламенение.
Иисусе, Вифанию странноприятием Тя на вечери зело возвеселивый, возвесели мя посреде трудов отдохновением.
Иисусе, Марфины слезы и Мариин плач Лазаревым возстанием скоро утешивый, утеши мя в скорбех Твоим посещением,
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 12

Благодать велию даровал еси, Христе, воскрешением Лазаря благословенней Вифанийстей веси, восприявшей Тя. Наутрие сретают Тя в Иерусалиме крест, злохуление, и поношения от злобных фарисей, завистию дышащих, здесь же Ты обрел еси прежде креста любовь, радость, и мир о Дусе Святе. Сего ради да будет Тебе похвала вечная, Вифание, яко Зиждителя странноприяти сподобилася еси: благоуготовися, украси божественне твоя входы, расшири преддверия твоя, да и мы с тобою воспоем прославившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое из мертвых Лазарево воскрешение, поклоняемся величию дел Твоих, Христе, прославляем вседержительство Твое и крайнее снисхождение с неизреченным человеколюбием Твоим и веруем с Марфой, яко воистину Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый, с Марией же приседим при ногу Твоею, внимающе единому на потребу Божественному Слову Твоему, и сподоби нас молитвами праведнаго Лазаря, друга Твоего, видети Твою светлую над смертью победу, и живоносное Воскресение Твое вопиюшим Тебе тако:
Иисусе, ада Победителю, с Лазарем Четверодневным из тьмы кромешныя греха изведи мя.
Иисусе, смерти Низложителю, с другом Твоим умершим к жизни и воскресению паки воззови мя.
Иисусе, Лазаря на острове Крите от злобы фарисейския спасый, имиже веси судьбами спаси мя.
Иисусе, тамо его от Апостол во епископа поставивый, от Церкви Твоея не отлучи мя.
Иисусе, томуже омофор рукама Богоматери истканный вручивый, под кровом Ея сохрани мя.
Иисусе, Лазаря посещения Пречистыя во днех плоти Ея удостоивый, Тоя предстательства не лиши мя,
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 13

О, Сладчайший Иисусе, всех Радосте, Свете Тихий, Живот мира и Воскресение наше! Приими от нас, якоже от Марфы и Марии сие малое благодарение наше о Воскрешении Лазаря от всея души Тебе приносимое, и сотвори ны общницыбыти того из гроба возстания, да всесильным Словом Твоим воздвигнеши и нас от всякаго падения греховнаго и смерти вечныя, и сподобиши ны получити наследие неувядаемое на небесех, идеже со всеми святыми да воспоем Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангельския силы в радостный трепет приидоша, зря Твое, Сладчайший Иисусе, в Вифанию пришествие, идеже Ты, не имеяй где главу подклонити и злобою иудейскою везде гонимый, всегда обретал еси по трудех благовестия покой душевный, мир, любовь и тишину у друга Твоего Лазаря, егоже и Сам до конца возлюбил еси с сестры его Марфою и Марией, яко тии всегда с верою и любовию служаху Тебе, слушающе при ногу Твоею Слово Твое. Таковое человеколюбное снисхождение Твое воспоминающе, со умилением сердечным вопием Тебе:
Иисусе, Любы Предвечная, до любве к человеком до конца низшедый.
Иисусе, Милосте Безмерная, Лазаря с сестры его в любовь Свою приявый.
Иисусе, благословенный дом Лазаря во днех плоти Своея с любовию посещавый.
Иисусе, Божественным Словом Твоим любящая Тя души тамо в сладость, много насыщавый.
Иисусе, Вифанию, отечество Лазаря, местом покоя Твоего избравый.
Иисусе, велия дела силы и любве тамо прежде Креста Твоего явивый.
Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе: Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – небедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11: 18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим) . Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного) .

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь) .

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)
Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12: 3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».
Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, почему Господь Иисус Христос заплакал, когда пришел воскрешать Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11: 3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11: 11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11: 12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11: 13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11: 14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11: 4).

О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.
Могила св. Лазаря в Вифании

Лазарь был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11 :3, 5, 11).

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11 :17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12 :9-11), где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз – и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11 :1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, – тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35х17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру – большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера – гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь – друг Божий ». Рака – как стол, как бы ванна большая, каменная – 1,3х0,8х0,7 м. Храм – с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5-3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада – большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.

Очень странная эта земная жизнь среди людей, когда стремишься служить окружающим, а они ждут только чего-то яркого, феерического, ждут примитивных чудес: дай нам богатства, удовольствий; а вот тех их — накажи, унизь, а то и уничтожь.

Даже явление наивысшей земной — неземной славы должно происходить под покровом ночи только в присутствии трёх учеников-свидетелей на горе. Это помазание от Отца делает Царем Славы. Но чьим Царем? Где тот народ, который пожелает над собой иметь Преданного, Униженного, Избитого, Казненного?

Такого и сами Ученики Его не сразу принимают. Он им говорит о Своих страданиях, смерти, а они пытаются выпросить себе места славные у Его престола…

Слышать не слыша — это мы умеем. Слышим, но как умело все в свою пользу переворачиваем, перекручиваем! Священное Писание сегодня для многих уже не Церковь своими устами излагает. Враг человеческого рода его трактует. И мир склоняет свои уши к убаюкивающему шепоту лукавого.

Лазарь умер! — без обиняков сообщает Господь, говоря, что возвращается в Иерусалим. И Фома единый от двенадцати восклицает: Так пойдем же и мы с Ним и умрем!
Красивая решительность в лозунге прозвучала, но мы-то помним, что случилось все тогда иначе…

Дорога в Иерусалим лежит через Виффанию. Тогда уже Виффания положила в тайную глубину тления друга Христова- Лазаря. Смерть горем потрясла сестер Марфу и Марию. Она своей безысходностью кружила в доме неутешных свой танец торжества над всеми ныне живущими. Смерть оставалась единственной земной правдой, через которую невозможно было переступить. Ей не получится изменить.

Все человечество настолько верно ЕЙ, что и Соломон восклицает: любовь крепка как смерть! О, Соломон, вкусивший смерть, тебе еще не ведомо было, что Бог есть Любовь! Сам Жизнодавец идет, чтобы разрушить стереотип победы смерти. Идет переступить через нее, чтобы затем добровольно впасть в ее жадные объятия истощанием человеческой природы.

Из цветущей Галилеи, от величественной копны посреди Эздрелонской долины- Фавор, шествует кавалькада паломников в Иерусалим через безжизненные холмы Иудейской пустыни. И эта пустынность обдавала лицо путников жаром смертельной дани: все ТАМ будем!
Чего спешить к гробной пещере умершего? Что теперь там искать? — там тлен, там смрад, там торжество плодов Адамова падения.

Но Учитель шествует по, с детства знакомому, пути поклонников и за Ним его Ученики, видевшие множество различных чудес Господа. Видели.
А что это видение без ведания дает? В лучах народной славы, которой время от времени окружали Сына Человеческого, люди, они купались, получали усладу и надежду. Они гордились своим Учителем.

Помните как Лука и Клеопа в беседе по дороге в Эммаус горько упрекали Его: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.»?

Они надеялись, а Он их так горько разочаровал. Разочаровал, что позволил измываться над Собой. Они ведь, в этом видели Его слабость. Видели только измождение.
В их глазах Он должен был оставаться Чудотворцем, грозным Царем, карающим направо и налево и в Его сиянии они должны были быть выше всех…

Христиане, горе тем, кто и ныне в Христе ищет своей славы, своего земного благополучия, богатства! Господь –утешитель, но не устроитель земного удовольствия и покоя.
И Лазаря Он пришел извести из недр земли, из гноя, оторвать от снедения червей, не ради земного счастья: уже сразу по воскресению своему из мертвых, друг Христов вынужден был бежать на неведомый Кипр, спасая воскрешенную Господом жизнь.

У гробной пещеры в Виффании стоит Владыка жизни. Еще камнем завален узкий, низкий вход в место, где лежит разлагающееся тело. Он один знает, что намерен совершить. Но не делает это без Отца. Потому молится, призывая Творческую Силу от Отца- Духа, чтобы вспомнили все потом Его слова об общем Воскрешении из мертвых всех.

Как было это давно. И сегодня звучит словно сказка. Но как же радостно сердцу, которое верит . Потому что невозможно не верить Ему, Тому, Который сначала по-человечески восплакал над гробом, а потом воззвал: «Лазаре гряди вон!!!»

И ты сам, всей своей, связанной по рукам и ногам, душою выходишь с завязанными глазами наружу, из этой своей вони, из этого тленного разложения страстями. Выходишь, выползаешь, извиваешься по-змеиному, но идешь к Свету Жизни. Потому как Он позвал. И Лазарь (Елеазар) – это ты! Твоя душа.

Вместе с Раскольниковым, вместе с блудницей Соней Мармеладовой, стоишь пораженный до неизведанных глубин сердца над этой пропастью гроба безбожия, от куда был позван. И понимаешь жить со Христом – это творить новое! Это – Пасха! Сначала Крестная. В ней очищение. Но ведь по ней Пасха Света! Пасха радости!

Елиазар — в переводе — тому, кому помогает Бог. А кому не помогает? Всем помогает. Мы все — Лазари. Просто надо дать повод, возможность такую, чтобы Бог помогал. Нужен труд. Над собой, над душой. Трудящемуся поспешит помощь и не оставит в одиночестве гробной тьмы.

Дни памяти:

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Иоан. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Иоан. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе 1 . После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Иоан.12:1-2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Иоан.12:9-11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре 2 , где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии 3 , где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: "Лазарь четверодневный, друг Христов". Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

________________________________________________________________________

1 Иоан.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.