Визит крейсера “Свердлов” в Англию. Крейсер «Свердлов» – дружественный визит в Англию Вооружение по проекту

"Дом книги" на Новом Арбате. Я заходил сюда каждый приезд в отпуск или на отгул выходных дней, не забываю его и сейчас после переезда в столицу. Однажды на одной из книжных полок я увидел и приобрёл только-что изданный фотоальбом Роберта Диамента "Северный флот в боях за Родину". Здесь были представлены военные фотографии из фотоархива фотокорреспондента Северного флота Р.Л.Диамента. Меня особенно впечатлили панорамные снимки, сделанные в Англии на борту линкора "Архангельск" при его приёмке, а также на переходе через Атлантику в Кольский залив.

Будучи мальчишкой, я помнил появление этого огромного корабля на Ваенгском рейде. Собрал и обобщил документальные фотографии в альбом с последующим его изданием сын Роберта Диамента - Леонид Робертович Диамент. При более внимательном рассмотрении альбома, я с огорчением увидел, что аннотации некоторых фотографий имеют существенные неточности, а иные не соответствуют действительности.

Я позвонил составителю альбома. К сказанному Леонид Робертович отнёсся очень серьёзно, он готовил новый альбом и любезно попросил посмотреть его. На следующий день мы познакомились, к удивлению, он жил недалеко от меня, на Арбате. Фотоархив его отца внушителен, намётки нового альбома были просмотрены. Наконец, Леонид Робертович стал показывать разные фото морских офицеров, фамилии которых неизвестны. Из более десятка снимков я узнал на них только одного.

Это был командир крейсера "Мурманск" (Милуоки) О.И.Рудаков. В конце сороковых годов я случайно оказался на смотре матросской художественной самодеятельности крейсера "Мурманск" в Доме офицеров флота. Здесь я впервые увидел, сидящего в первом ряду, командира крейсера О.И.Рудакова. Очень высокий, статный морской офицер, невольно привлекающий к себе внимание. В 1949 году крейсер "Мурманск" под командованием капитана первого ранга О.И.Рудакова был возвращён США.

Рассказывали участники перехода: "Пришли к ночи в курортный город Луис де Ла Вер. Местные газеты писали, мол из России пригнали наш крейсер, весь грязный, ржавый и матросы русские все бородатые... Поспешили газеты: поутру корабль выглядел лучше, чем в 1944 году, когда его принимали - так его отдраили и выкрасили. Ну а небритых матросов и в помине не было - краснофлотцы "форс держать" умели.

Необычайна военная судьба О.И.Рудакова. В 1942 году он служил помощником на эсминце "Сокрушительный". В ноябре месяце во время жестокого шторма оторвалась и мгновенно затонула кормовая часть корабля. "Сокрушительный" стал короче на 26 метров и целые сутки дрейфовал в 400 милях от Кольского залива, пока его не обнаружили эсминцы "Куйбышев" и "Урицкий". Спасение экипажа корабля проходило в необычайно сложных условиях: ураганный ветер, огромная волна, сплошные снежные заряды.

Командир "Сокрушительного" устранился от командования, сказался больным и был отправлен на "Куйбышев". Эвакуация моряков продолжалась под руководством помощника командира. Было спасено 185 человек, 14 человек погибли при спасении, но у эсминцев заканчивалось топливо, поэтому 15 человек во главе со старшими лейтенантами Г.Е.Лекаревым и И.А. Владимировым остались на "Сокрушительном", расчитывая продержать его на плаву до подхода тральщиков, но надежды не оправдались, они погибли.

Дело о гибели "Сокрушительного" рассматривал военный трибунал. Большинство старших офицеров были отправлены в штрафные батальоны. Лишённый воинского звания О.И.Рудаков прибыл в штрафную роту на полуостров Рыбачий. Воевал миномётчиком, был ранен, но продолжал вести огонь по врагу. Судимость с Рудакова была снята, и он в звании рядового воевал командиром противотанковой батареи.

После ещё одного ранения в 1944 году его восстановили в воинском звании и отправили для дальнейшего прохождения службы на Северный флот. Здесь на протяжении весьма короткого периода 1944 - 1945 гг. происходит стремительный взлёт О.И.Рудакова по служебной лестнице: помощник командира эсминца "Громкий", командир эсминца "Доблестный", старший помощник линкора "Архангельск", командир крейсера "Мурманск".

Столь стремительное служебное восхождение бывшего штрафника, некоторые объясняли тем, что, возможно, командующему С.Ф. А.Г.Головко за прошедший период стали известны новые факты и обстоятельства поведения личного состава на гибнущем корабле, после чего он стал испытывать чувство вины за столь скоротечный суд над командованием "Сокрушительного".

Вскоре капитан первого ранга Олимпий Иванович Рудаков переводится на Балтику, где принимает новейший лёгкий крейсер "Свердлов". В 1953 году планируется визит нашего боевого корабля в Портсмут для участия в международном военно-морском параде в честь коронации английской королевы Елизаветы второй. Это должен быть первый зарубежный послевоенный визит в государство вероятного противника в разгар "холодной войны".

На флоте в тот период было немало опытных командиров, но выбор руководство остановило на О.И.Рудакове. Перед началом визита его вызвали в Москву. Командира "Свердлова" принимает Министр обороны Н.А.Булганин и Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов. Оба поставили перед Рудаковым задачу - быть на военно-морском параде лучшим. Три месяца ушло на подготовку экипажа к этому походу.

По пути в Портсмут "Свердлов" попал в жесточайший шторм. Начало торжеств едва не пришлось переносить, ведь по традиции первой с вступлением на престол её величества должна поздравить Россия, а их корабль задерживается. И когда организаторы уже почти отчаялись, появился русский крейсер. Не сбавляя скорости он влетел на Спитехейдский рейд.

В ожидании парада на рейде собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти своё место, обозначенное сигнальным буем с Государственным флагом СССР. Командир крейсера отклонил помощь лоцмана и сам повёл корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций.

Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, что требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблём его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12000 - 16000 тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут.

Обмен салютом привлёк к нашему кораблю внимание всех присутствующих на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствовал (позже командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия сигнального буя). Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно.

Звучит команда и отдаётся первый якорь. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры, пошёл отчёт времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей известны: американский крейсер - 2 часа, французкий - 4 часа, а шведский ещё больше, завершение его постановки просто устали ждать.

"Свердлов" встал на якорь методом фертоинг за 12 минут. Капитан Рудаков единственный встал на якорь без лоцмана за время в три раза меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте и этим произвёл настоящую сенсацию. Фото командира крейсера оказалось на обложках всех британских газет.

На следующее утро - морской парад. Королева обходит строй кораблей на яхте "Сэрпрайз". Гостевой корабль был обязан отсалютовать королевской яхте одним залпом. Но с русского крейсера раздалось три залпа и громовое Ура! шеренги моряков. Затем все командиры кораблей прибыли на линкор "Авангард", где Елизавета вторая устроила награждение юбилейными медалями.

На корме линкора командиры выстроились в порядке старшинства воинских званий. Первыми стояли американские и французкие адмиралы, а за ними капитан первого ранга Рудаков и остальные. Нарушая этикет, королева первым делом подошла к Олимпию Ивановичу, поздравила его, вручила медаль и только затем повернулась к американскому и французкому адмиралам. Черчиль был в шоке.

Двадцать офицеров "Свердлова" во главе с командиром получили приглашение на Коронационный бал в Королевские морские казармы. В самом начале торжества Рудаков преподнёс Елизавете второй подарок Советского правительства - горностаевую мантию. После вручения, один из придворных прошептал Олимпию Ивановичу на ухо, что его приглашает на тур вальса королева. Затем она подвела советского моряка к своей сестре.

Принцесса Маргарет тоже закружилась с Рудаковым в вальсе. Следом, опять нарушая все мыслимые традиции, королева предлагает аудиенцию, но не с "высоким" представителем России (их было двое), а вновь командиру, и они исчезают в её кабинете. Это произвело такой ошеломляющий эффект, что даже невозмутимый премьер-министр Англии Уинстон Черчиль разводит руками и удаляется с приёма.

В тот памятный год Олимпию Рудакову исполнилось 39 лет. Английские газеты писали, что огромного роста, статный русский красавец просто покорил Великобританию. По сообщению нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности.

Из Англии на Родину Рудаков вернулся уже всемирной знаменитостью. Командующий ВМФ Н.Г.Кузнецов приказал учредить специальный знак "За поход в Англию" с силуэтом крейсера.
Вскоре О.И.Рудаков получил звание контр-адмирала, успешно заканчивает Академию ВМФ, а несколько позже становится начальником кафедры академии. На этом посту контр-адмирал Олимпий Иванович Рудаков прослужил до своего последнего дня.

Для прообраза краснофлотца с линкора "Марат", что среди десятка фигур украшает станцию метро "Площадь Революции" в Москве, известный скульптор Матвей Манизер выбрал курсанта военно-морского училища Олимпия Рудакова. Художник не догадывался, что через 15 лет его натурщик отличится при коронации британской королевы, однако уже тогда он что-то разглядел в его личности, известное только ему.

Крейсера проекта 68-бис: "Свердлов" против британского тигра. Часть 2.

Начало:Крейсера проекта 68-бис: становой хребет послевоенного флота. Часть 1.


Сравнив крейсера проекта 68К и 68-бис с иностранными легкими крейсерами довоенной постройки и послевоенными американскими «Ворчестерами», мы до сих пор игнорировали столь интересные послевоенные иностранные корабли, как шведский легкий крейсер «Тре Крунур», голландский «Де Зевен Провинсен», и, конечно, последние британские артиллерийские крейсера типа «Тайгер». Сегодня мы исправим это недоразумение, начав с конца нашего списка - британских крейсеров типа «Тайгер».


Надо сказать, что англичане изрядно затянули процедуру создания своих последних артиллерийских крейсеров. Всего в годы войны было заказано восемь кораблей типа «Минотавр», представлявших собой несколько усовершенствованный вариант легких крейсеров «Фиджи». Три первых «Минотавра» были достроены по первоначальному проекту, причем головной из них был в 1944 г передан канадскому флоту под названием «Онтарио», еще два пополнили списки Королевского флота. Постройка остальных крейсеров вскоре после войны была заморожена, а два корабля, находившихся на ранних стадиях строительства - разобраны, так что к концу 40-х годов британцы имели на плаву три недостроенных легких крейсера этого типа: «Тайгер», «Дефенс» и «Блэйк».
Англичане, в полной мере ощутившие слабость зенитного вооружения собственных крейсеров во время Второй мировой войны, тем не менее не хотели ограничиваться созданием крейсеров ПВО со 127-133-мм калибром. Такие корабли, по их мнению, были слишком слабы как для морского боя, так и для обстрела побережья, а потому решено было вернуться к разработке универсальной тяжелой артсистемы. Первая такая попытка была предпринята еще до войны, при создании легких крейсеров типа «Линдер», но оказалась неудачной. Выяснилось, что башенные установки, сохраняющие ручные операции при заряжании, не будут в состоянии обеспечить приемлемую скорострельность, а создание полностью автоматических артсистем, способных заряжаться на любом угле возвышения, было за пределами имевшихся тогда технических возможностей. Во время войны британцы предприняли вторую попытку.
В 1947 г британцы собрались достраивать крейсера с 9*152-мм универсальными орудиям и 40-мм «Бофорсами» в новых установках, затем проект многократно подвергался изменениям и в итоге, на момент ввода в строй легкий крейсер «Тайгер», располагал двумя 152-мм установками Mark XXVI, рисунок которых приведен ниже:

Каждая из них имела две полностью автоматических пушки 152-мм/50 QF Mark N5, способных развивать скорострельность (на ствол) 15-20 выстр/мин и очень высокой скоростью вертикального и горизонтального наведения, доходящего до 40 град/сек. Для того, чтобы заставить шестидюймовую пушку работать с такими скоростями, пришлось существенно увеличить массу башенной установки - если двухорудийные 152-мм башни «Линдера» весили 92 т (вращающаяся часть), то двухорудийная универсальная Mark XXVI - 158,5 т, притом, что защита башни обеспечивалась всего лишь 25-55 мм броней. Поскольку при скорострельности 15-20 выстр/мин стволы орудий разогревались чрезвычайно быстро, британцам пришлось предусмотреть водное охлаждение стволов.
По всей видимости, именно англичанам удалось создать первую в мире вполне удачную корабельную универсальную 152-мм установку, хотя имеются упоминания о некоторых проблемах в ее эксплуатации. Однако общеизвестно, что универсальность - путь компромиссов, и 152-мм пушка Mark N5 не стала исключением. Фактически англичане были вынуждены свести ее баллистику к американской 152-мм Mark 16: при весе снаряда 58,9-59,9 кг она обеспечивала начальную скорость всего 768 м/сек (Mark 16-59 кг и 762 м/сек соответственно). В сущности, британцам удалось то, что не смогли сделать американцы на своих «Ворчестерах», но нельзя забывать, что англичане завершили свою разработку на 11 лет позднее.
Второй зенитный калибр британских «Тайгеров» представляли три двухорудийных 76-мм установки Mark 6 весьма выдающихся характеристик - ее скорострельность составляла 90 снарядов весом 6,8 кг с начальной скоростью 1 036 м/сек на ствол, при этом стволам также требовалось водяное охлаждение. Дальность стрельбы достигала рекордных для 76-мм пушек 17 830 м. Автор настоящей статьи не имеет информации о каких-либо проблемах с эксплуатацией этой артсистемы, но вызывает некоторое удивление тот факт, что ни на каких иных кораблях Королевского флота она не использовалась. Управление огнем осуществлялось пятью директорами с РЛС тип 903 каждый, причем любой из них мог осуществлять наведение как на надводную, так и на воздушную цель. При этом каждая 152-мм или 76-мм установка имела собственный директор.
Что касается защиты, то тут легкие крейсера типа «Тайгер» соответствовали все тому же «Фиджи» - 83-89 мм бронепояс от носовой и до кормовой 152-мм башни, в районе машинных отделений поверх главного - еще один 51 мм бронепояс, толщина траверзов, палуба, барбеты - 51 мм, башни, как уже было сказано выше - 25-51 мм. Крейсер имел стандартное водоизмещение 9 550 т, энергетическую установку мощностью 80 000 л.с. и развивал 31,5 узла.

Легкий крейсер "Тайгер".

Сравнивая крейсер проекта 68-бис «Свердлов» и английский «Тайгер», мы вынуждены констатировать, что вооружение британского корабля значительно современнее советского и принадлежит уже к следующему поколению морской артиллерии и систем управления огнем. Боевая скорострельность советской 152-мм пушки Б-38 составляла 5 выстр/мин (на учебных стрельбах залпы должны были следовать с двенадцатисекундным интервалом), соответственно, в минуту крейсер типа «Свердлов» мог выпустить из своих 12 орудий 60 снарядов. Британский крейсер имел всего 4 ствола, но при скорострельности 15 выстр/мин мог за минуту выпустить все те же 60 снарядов. Здесь необходимо дать небольшое пояснение - максимальная скорострельность британской пушки составляла 20 выстр/мин, но дело в том, что фактическая скорострельность все же ниже предельных значений. Так, например, для башенных установок МК-5-бис советских крейсеров указывается максимальная скорострельность 7,5 выстр/мин., но на практических стрельбах с нее «спрашивается» в 1,5 раза меньше, т.е. 5 выстр/мин. Поэтому можно предполагать, что реальная скорострельность британских шестидюймовок все же ближе к 15, но никак не к максимальным 20 выстрелам в минуту.
Отечественная РЛС «Залп» (по две на крейсер проекта 68-бис) и СУО главного калибра «Молния-АЦ-68» обеспечивали ведение огня только по надводным целям. Правда, предполагалось, что зенитным огнем 152-мм артиллерии можно будет управлять при помощи ПУС «Зенит-68-бис», предназначенной для управления 100-мм установками СМ-5-1, но достичь этого не удалось, отчего зенитный огонь завесой велся по таблицам. В то же время британские директоры с РЛС тип 903 выдавали целеуказание как по надводным, так и по воздушным целям, что, безусловно, позволяло управлять зенитным огнем британских шестидюймовок многократно эффективнее. Это не говоря уже о том, что углы вертикального наведения и скорость наведения на цель британской установки кардинально превосходила таковые у МК-5-бис: советская башенная установка имела максимальный угол возвышения 45 град, а английская - 80 град, скорость вертикального и горизонтального наведения у МК-5-бис всего 13 град, у английской - до 40 град.
И, тем не менее, в дуэльной ситуации ««Свердлов» против «Тайгера»» шансы на победу советского крейсера значительно выше, чем у «англичанина».
Безусловно, огромное впечатление производит тот факт, что легкий крейсер «Тайгер», имея всего лишь четыре ствола главного калибра, способен обеспечить ту же огневую производительность, как и «Свердлов» с его 12 пушками. Но этот факт никак не должен скрыть от нас, что во всем остальном британская шестидюймовка соответствует американской 152-мм «старушке» Mark 16. А это означает, что возможности «Тайгера» абсолютно ничем не превосходят 12 шестидюймовых орудий американского «Кливленда» и даже уступают ему в огневой производительности, потому что американские пушки были скорострельнее советских Б-38. Но, как мы уже анализировали в предыдущих статьях, дюжина советских 152-мм Б-38 давала советским крейсерам существенные преимущества в дальности и бронепробиваемости перед и американскими, и более мощными английскими 152-мм артсистемами. Ни американские крейсера, ни "Тайгер" не могли вести эффективный огневой бой на дистанции в 100-130 кбт, потому что предельная дальность стрельбы их пушек составляла 123-126 кбт, а эффективная дальность стрельбы - процентов на 25 ниже (менее 100 кбт), так как на близких к предельным дистанциям рассеивание снарядов чрезмерно велико. В то же время советская Б-38 с ее рекордными ТТХ обеспечивала надежное поражение цели на дистанциях 117-130 кбт, что подтверждено практическими стрельбами. Соответственно, крейсер типа «Свердлов» может открыть огонь существенно раньше британского крейсера, и не факт, что вообще даст тому приблизиться к себе, так как по скорости он превосходит «Тайгер», хотя и незначительно. Если же «Тайгеру» повезет и он сможет сблизиться с советским крейсером на дистанцию эффективного огня своих орудий, то преимущество все равно остается за «Свердловым», поскольку при равной огневой производительности кораблей, советские снаряды имеют большую начальную скорость (950 м/сек против 768 м/сек), а, соответственно, и бронепробиваемость. В то же время защита советского крейсера существенно лучше: обладая бронепалубой той же толщины и бронепояс на 12-20% толще, «Свердлов» имеет в разы лучше защищенную артиллерию (175-мм лоб, 130 мм барбет против 51 мм у «Тайгера»), бронированную рубку и т.д. Более мощные пушки при лучшей защищенности и равной огневой производительности обеспечивают крейсеру проекта 68-бис очевидное преимущество на средних дистанциях боя. И, разумеется, не совсем «честный» аргумент - стандартное водоизмещение «Свердлова» (13 230 т) на 38,5% больше такового у «Тайгера» (9 550 т), отчего крейсер проекта 68-бис имеет большую боевую устойчивость просто в силу того, что он крупнее.

Легкий крейсер "Свердлов".

Таким образом, советский крейсер в артиллерийской дуэли превосходит британский, несмотря на то, что артиллерийское вооружение последнего значительно современнее. Что же касается возможностей ПВО, то здесь, казалось бы, следует засвидетельствовать очевидное и многократное превосходство английского крейсера, но… Не все так просто.
Весьма интересно сравнить советскую 100-мм установку СМ-5-1 и английскую 76-мм Mark 6. При простейшем арифметическом расчете получается совершенно безрадостная для отечественных крейсеров картина. Британская 76-мм «спарка» способна за минуту отправить к цели 180 снарядов весом 6,8 кг каждый (по 90 на ствол) т.е. 1224 кг/мин. Советская СМ-5-1, за то же время делая 30-36 выстр/мин 15,6 кг снарядами (по 15-18 на ствол) - всего лишь 468- 561 кг. Получается форменный апокалипсис, одна единственная 76-мм артустановка британского крейсера выстреливает в минуту практически столько же металла, сколько и три бортовых СМ-5-1 советского крейсера…
Но вот ведь незадача, в описании 76-мм творения «сумрачного британского гения» указываются совершенно странные цифры - боекомплект непосредственно в башенной установке составляет всего 68 выстрелов, а подачные механизмы, которыми снабжено каждое орудие, способны обеспечить подачу всего лишь 25 (двадцать пять) снарядов в минуту. Таким образом, за первую минуту стрельбы 76-мм «спарка» сможет выпустить не 180, а всего лишь 118 снарядов (68 выстрелов из боеукладки + еще 50 поднятых механизмами перезарядки). Во вторую и последующие минуты боя ее скорострельность не превысит 50 выстр/мин (25 выстр на ствол). Как же так? Что это за ужасный конструкторский просчет такой?
Но можем ли мы упрекать британских разработчиков в неумении складывать «2+2»? Вряд ли - конечно, в 50-х годах прошлого столетия британская наука и промышленность уже не первые в мире, но все же до уничижительного «Верблюд - это лошадь, сделанная в Англии» еще очень далеко. Скорострельность английской 76-мм Mark 6 действительно составляет 90 выстр/мин на ствол. Но это вовсе не значит, что она способна ежеминутно производить 90 выстрелов из каждого ствола - от этого она просто перегреется и придет в негодность. За первую минуту она сможет выпустить по 59 снарядов на ствол - короткими очередями, с перерывами. Каждую последующую минуту она сможет давать короткие очереди общей "емкостью" не более 25 снарядов на ствол - очевидно, во избежание перегревания. Это, конечно, не более чем предположение автора, и уважаемый читатель сам для себя решит, насколько оно может быть верно. Однако следует отметить еще и вот что: феерическая баллистика британского орудия достигнута в том числе очень высоким давлением в канале ствола - 3 547 кг на см2. Это выше, чем у отечественного 180-мм орудия Б-1-П - у него было всего лишь 3 200 кг/см2. Неужели кто-то всерьез рассчитывает, что в 50-х годах можно было создать артситсему с такой баллистикой и способностью вести длительный огневой бой длинными очередями со скорострельностью 1,5 выстр/сек?
Впрочем, вне зависимости от причин (опасность перегрева или непроходимая альтернативная одаренность конструкторов установки) мы можем лишь констатировать, что фактическая скорострельность британской Mark 6 значительно ниже арифметического расчета по паспортному значению скорострельности. А это значит, что за 5 минут огневого боя советская СМ-5-1, делая 15 выстр/мин на ствол (ей-то ничего не мешает вести огонь продолжительное время с такой интенсивностью), способна выпустить 150 снарядов весом 15,6 кг или 2340 кг. Трехдюймовая «англичанка» за те же 5 минут выпустит 318 снарядов весом 6,8 кг или 2162,4 кг. Иными словами, огневая производительность советской и британской установок вполне сопоставима, с небольшим преимуществом советской СМ-5-1. Но советская «сотка» бьет значительно дальше - ее снаряд летит на 24 200 м, английский - 17 830 м. Советская установка стабилизирована, а вот как с этим вопросом обстояли дела у британской спарки - неизвестно. «Англичанка» имела снаряды с радиовзрывателями, но ко времени вступления «Тайгера» в строй у СМ-5-1 они имелись тоже. И в итоге мы приходим к тому, что, несмотря на всю свою продвинутость и автоматичность, британская 76-мм Mark 6 все же уступала по боевым возможностям одиночной советской СМ-5-1. Осталось только вспомнить, что на крейсерах типа «Свердлов» стояло шесть СМ-5-1, а на британских «Тайгерах» - всего лишь три… Возможно, конечно, что индивидуальные директоры СУО для каждой британской установки обеспечивали лучшее наведение, чем два СПН-500, управлявших стрельбой советских «соток», увы, автор настоящей статьи не располагает информацией для сравнения отечественной и британской СУО. Тем не менее, хотелось бы напомнить уважаемым любителям западной техники, что артиллерийское вооружение британских надводных кораблей оказалось почти бесполезным против атак аргентинских самолетов (даже примитивных легких штурмовиков) - а ведь во время Фолклендского конфликта английскими «стволами» управляли куда более совершенные радары и СУО, чем то, что стояло на "Тайгере".

Интересно, кстати, что массы Mark 6 и СМ-5-1 различаются незначительно - 37,7 т Mark 6 против 45,8 т СМ-5-1, т.е. в части весов и занимаемого пространства они сопоставимы, хотя можно предположить, что «англичанка» требует меньшего расчета.
Итак, мы пришли к тому, что ПВО-возможности 152-мм артиллерии легкого крейсера «Тайгер» многократно превосходят таковые у главного калибра кораблей проекта 68-бис, но при этом 76-мм британский «второй калибр» очень уступает советским «соткам» «Свердлова» и в качестве, и в количестве. Как же сравнить общие возможности ПВО этих кораблей?
Можно предложить достаточно примитивный способ - по огневой производительности. Мы уже рассчитали таковую на пятиминутный бой для 76-мм британской и 100-мм советской установок. Английская 152-мм двухорудийная башня способна за минуту выпустить 30 зенитных снарядов весом 59,9 кг каждый, т.е. 1 797 кг в минуту или 8 985 кг за 5 минут, соответственно две такие башни за то же время выпустят 17 970 кг. Прибавим к этому массу снарядов трех 76-мм «спарок» - 6 487,2 кг и получим, что в течение 5 минут интенсивного боя легкий крейсер «Тайгер» способен выпустить 24 457,2 кг зенитных снарядов. Шесть СМ-5-1 советского «Свердлова» имеют меньшую огневую производительность - вместе они выпустят 14 040 кг металла. Можно, конечно, возразить, что автор сравнивает возможности кораблей при стрельбе на оба борта, а вот в случае отражения атаки с одного борта подавляющее преимущество окажется у британского крейсера, и это правда: две 76-мм установки и 2 152-мм башни за 5 минут выпустят 22,3 т металла, а три советских СМ-5-1 - всего лишь чуть больше 7 тонн. Однако следует помнить, что те же американцы и тогда, и много позднее стремились организовывать воздушные атаки с разных направлений, подобно знаменитым «звездным» налетам японцев во Второй мировой и логичнее будет все же рассматривать именно такую (а не «однобортную») форму воздушной атаки.
А еще не надо забывать вот о чем: по дальнобойности советская «сотка» СМ-5-1 опережает не только 76-мм, но и 152-мм британские артустановки. Подлетное время на средних дистанциях 100-мм снарядов ниже (поскольку выше начальная скорость), соответственно есть возможность быстрее корректировать огонь. Но еще до того, как вражеские самолеты войдут в зону поражения СМ-5-1, они будут обстреляны главным калибром «Свердлова» - практика учений показывает, что советские 152-мм пушки успевали дать 2-3 залпа по мишеням типа ЛА-17Р, имеющим скорость от 750 до 900 км/ч. А кроме того, у советского крейсера имеются еще и 32 ствола 37-мм зенитных автоматов, которые хотя и стары, но все же вполне смертоносны для приблизившегося на дистанцию огня самолета противника - ничего подобного у английского «Тайгера» нет.
Все вышесказанное, конечно, не обеспечивает советскому крейсеру превосходства или хотя бы равенства в возможностях ПВО, но нужно понимать - хотя британский «Тайгер» имеет преимущество по данному параметру, оно не абсолютно. В части ПВО британский легкий крейсер превосходит корабли проекта 68-бис - возможно, на десятки процентов, но отнюдь не на порядки.
В целом же можно говорить, что легкие крейсера «Свердлов» и «Тайгер» сопоставимы по своим возможностям, за небольшим преимуществом советского корабля. «Свердлов» крупнее и имеет большую боевую устойчивость, он лучше бронирован, чуть более быстроходен и имеет преимущество в дальности хода (до 9 тыс. морских миль против 6,7 тыс.). Его возможности в артиллерийском бою против надводного противника выше, но против воздушного - ниже, чем у британского крейсера. Соответственно, можно констатировать, что за счет применения более современных (в сущности, можно говорить о следующем поколении) артиллерии и СУО, англичане смогли сделать сопоставимый со «Свердловым» крейсер в существенно меньшем водоизмещении - все же «Тайгер» почти на 40% меньше.
Но стоило ли оно того? Ретроспективно можно утверждать - нет, не стоило. Ведь что, в сущности, произошло? И СССР, и Великобритания после войны испытывали потребность в современных артиллерийских крейсерах. Но СССР, взяв проверенную технику, к 1955 г достроил 5 кораблей проекта 68К, заложил и сдал флоту 14 крейсеров 68-бис, тем самым создал основу надводного флота и «кузницу кадров» океанского ВМФ будущего. При этом в СССР не пытались внедрить универсальные шестидюймовые «суперпушки», а разрабатывали принципиально новое морское оружие.

А что сделали англичане? Потратив время и деньги на разработку универсальных крупнокалиберных артсистем, они ввели-таки в строй три крейсера типа «Тайгер» - в 1959, 1960 и 1961 гг соответственно. Они действительно стали вершиной артиллерийского дела, но при этом не имели ощутимого превосходства над построенными ранее «Свердловыми». А самое главное - они и не являлись его аналогами. Головной крейсер проекта 68-бис вошел в строй в 1952 году, за 7 лет до головного «Тайгера». А спустя каких-то 3 года после того, как «Тайгер» вступил в строй, флоты США и СССР пополнили ракетные крейсера «Олбани» и «Грозный» - и вот они-то имеют куда больше оснований считаться ровесниками британского крейсера, нежели «Свердлов».
Возможно, если бы англичане меньше времени и средств уделили своим чисто артиллерийским «Тайгерам», то их крейсера УРО типа «Каунти» (переклассифицированные впоследствии в эскадренные миноносцы) не выглядели бы столь ущербно на фоне первых советских и американских ракетных крейсеров. Впрочем, это уже совсем другая история…
К сожалению, о шведских и нидерландских крейсерах ни в отечественных источниках, ни русскоязычном интернете сведений почти нет, а имеющиеся данные весьма противоречивы. Вот, например, шведский «Тре Крунур» - при стандартном водоизмещении в 7 400 тонн ему приписывается бронирование весом 2100 т, т.е. 28% от стандартного водоизмещения! Ни один иностранный легкий крейсер не имел подобного соотношения - вес брони итальянских «Джузеппе Гарибальди» составлял 2131 т, советских «Чапаевых» - 2339 т, но они были куда крупнее шведского корабля. При этом сведения о схеме бронирования весьма отрывочны: утверждается, что корабль имел внутренний бронепояс толщиной 70-80 мм, и при этом две плоских бронепалубы по 30 мм толщиной каждая, примыкавшие к нижней и верхней кромке бронепояса. Но как такое может быть? Ведь машинные и котельные отделения не резиновые - у легких крейсеров, да и любых иных кораблей никогда не было плоской бронепалубы по нижней кромке бронепояса. Бронепалуба либо лежала на верхней кромке, либо же имела скосы, чтобы в районе котельных и машинных отделений обеспечить достаточное пространство между бронепалубой и днищем. Русскоязычные источники утверждают, что помимо указанных 30 мм бронепалуб:
«Над жизненно важными местами имелась дополнительная броня толщиной 20-50 мм»
Обычно под этим понимаются котельные и машинные отделения, а также районы артиллерийских погребов, но дело в том, что домысливать технические характеристики боевых кораблей - дело весьма опасное. Мы уже рассмотрели случай, когда на основании неверной и неполной информации было сделано утверждение, что американский «Кливленд» в 1,5 раза превосходит по бронированию советские крейсера 68-бис, в то время как фактически его защита была слабее таковой у «Свердлова». Допустим все же, что речь идет о защите котельных, машинных отделений и районов башен главного калибра, но тогда следовало бы ожидать указания на суммарную толщину бронепалуб на уровне 80 - 110 мм, в то время как источники сообщают о всего лишь 30+30 мм!
Еще больше запутывает дело утверждение о сходстве схем бронирования «Тре Крунур» и итальянского легкого крейсера «Джузеппе Гарибальди». Последний имел два разнесенных бронепояса - борт защищался 30 мм броней, за ним шел второй бронепояс толщиной 100 мм. Что интересно - бронепояс был изогнутым, т.е. его верхняя и нижняя кромки соединялись с верхней и нижней кромкой 30 мм внешнего бронепояса, образуя как бы полукруг. На уровне верхней кромки бронепоясов накладывалась 40 мм бронепалуба, а выше бронепояса борт защищался 20 мм бронеплитами. Таким образом, вопреки утверждениям о схожести, согласно описаниям русскоязычных источников, схема бронирования «Гарибальди» не имеет с «Тре Крунур» ничего общего. Еще больше ситуацию запутывают рисунки шведского крейсера - практически на всех ясно показан внешний бронепояс, в то время как из описания следует, что пояс у «Тре Крунур» внутренний, а значит, никак не должен быть виден на рисунке.

Здесь можно предположить банальные ошибки перевода: если допустить, что «две 30-мм бронепалубы» шведского крейсера на самом деле являются внешним 30 мм бронепоясом (который мы и видим на рисунках), к которому главный, внутренний, толщиной 70-80 мм примыкает и нижней и верхней кромкой (аналогично «Гарибальди»), тогда схема бронезащиты «Тре Крунур» действительно становится похожей на итальянский крейсер. В этом случае понятна и «дополнительная броня» толщиной 20-50 мм - это бронепалуба, дифференцированная по важности районов защиты. Башни «Тре Крунур» имели посредственную защиту - 127-мм лобовая плита, 50 мм крыша и 30 мм стенки (175, 65 и 75 мм соответственно у советских крейсеров), а вот про барбеты источники ничего не говорят, хотя сомнительно, чтобы шведы о них забыли. Если допустить, что барбеты имели сопоставимую с лобовой плитой толщину, то их масса получалась немаленькой, кроме этого - источники отмечают наличие толстой (20 мм) верхней палубы, которая, строго говоря, броней не являлась, поскольку выполнялась из судостроительной стали, но все же могла обеспечить некоторую дополнительную защиту. И если предположить, что «Тре Крунур» имел барбеты на уровне «Гарибальди», т.е. порядка 100 мм, вертикальное бронирование 100-110 мм (30+70 или 30+80 мм, но фактически даже больше, т.к. второй бронепояс выполнялся изогнутым и его приведенная толщина оказывалась больше) и 40-70 мм бронепалубу (куда помимо собственно брони засчитали и 20 мм судостроительной стали, что неверно, но некоторые страны так делали) - то общая масса брони, быть может, и достигнет искомых 2100 т.

В части вооружения корабли почти идентичны: в качестве главного калибра «Де Зевен Провинсен» имеет восемь орудий 152-мм/53 орудий модели 1942 г производства компании «Бофорс», против семи абсолютно таких же пушек на «Тре Крунур». Орудия «Де Зевен Провинсен» размещались в четырех двухорудийных башнях - точных копиях тех, что украшали корму шведского крейсера. Разница лишь в том, что «Де Зевен Провинсен» и в носу имел пару двухорудийных башен, а «Тре Крунур» - одну трехорудийную. Количество зенитных автоматов также сопоставимо: - 4*2- 57-мм и 8*1- 40-мм «Бофорсов» у «Де Зевен Провинсен» против 10*2-40-мм и 7*1-40-мм «Бофорсов» у «Тре Крунур».
А вот бронирование «Де Зевен Провинсен» ощутимо слабее, чем у шведского корабля - внешний бронепояс толщиной 100 мм, уменьшающийся к оконечностям до 75 мм, палуба - всего лишь 20-25 мм. Энергетическая установка нидерландского крейсера на 5 000 л.с. слабее шведского. Но при этом «Де Зевен Провинсен» значительно больше «Тре Крунур» - он имеет 9 529 т стандартного водоизмещения против 7 400 т «шведа»!
Возможно, что «Тре Крунур» стал жертвой завышенных амбиций адмиралов - кораблестроители как-то смогли упихнуть «хотелки» моряков в очень малое водоизмещение, но это наверняка сказалось на эффективности корабля. Попытки такого рода существовали во все времена военного кораблестроения, но они практически никогда не становились удачными. Возможно также, что шведский крейсер имел более скромные ТТХ, искаженные в западной печати, как это произошло с американским легким крейсером «Кливленд». В любом случае сравнение «Тре Крунур» со «Свердловым» на основании табличных ТТХ не будет корректным.
Что касается «Де Зевен Провинсен», то здесь сравнение крайне затруднено почти полным отсутствием информации по его главному калибру: 152-мм/53 орудиям компании «Бофорс». В различных источниках указывается скорострельность либо 10-15, либо 15 выстр/мин., но последняя цифра вызывает большие сомнения. Если англичане, создавая 152-мм орудие с аналогичной скорострельностью для «Тайгера», вынуждены были применить водяное охлаждение стволов, то на крейсерах Швеции и Нидерландов мы ничего подобного не наблюдаем.

Кормовые башни легкого крейсера типа "Тре Крунур".

Англоязычные источники также не радуют - например, известнейшая электронная энциклопедия NavWeaps утверждает, что скорострельность данного орудия зависела от типа снаряда - 10 выстр/мин для бронебойного (АР) и 15 - для зенитного (АА). Все бы ничего, но в разделе боеприпасов энциклопедия указывает наличие только осколочно-фугасных (НЕ) снарядов!
Ничего не ясно о скоростях горизонтальной и вертикальной наводки 152-мм башен, без чего невозможно дать оценку способности орудий вести огонь по воздушным целям. Утверждается, что орудия имели полностью механизированное заряжание на любом угле возвышения, но при этом масса башни «Де Зевен Провинсен» значительно легче, чем у легкого крейсера «Тайгер» - 115 т против 158,5 т, а ведь британцы свою башню создали на 12 лет позже. Универсальные двухорудийные 152-мм башни для крейсеров типа «Ворчестер», вошедших в строй на год позднее «Тре Крунур», весили свыше 200 т, должны были обеспечивать 12 выстр/мин, но были технически ненадежными.
152-мм орудия «Де Зевен Провинсен» стреляли 45,8 кг снарядом, разгоняя его до начальной скорости 900 м/сек. По своим баллистическим качествам детище компании «Бофорс» уступало советской Б-38, сообщавшей 55 кг снаряду скорость 950 м/сек., но все же превосходило по дальности британскую шестидюймовку «Тайгера» и способно было забросить снаряд на 140 кбт. Соответственно, дистанция эффективного огня у нидерландского крейсера составляла примерно 107 кбт и это уже ближе к возможностям главного калибра «Свердлова». Если «Де Зевен Провинсен» действительно в боевых условиях был способен развить скорострельность в 10 выстр/мин на ствол, то он обладал большей огневой производительностью по сравнению с советским крейсером - 80 снарядов в минуту против 60 у «Свердлова». Но все же крейсер проекта 68-бис обладал преимуществом в дальности и в могуществе снаряда: 25 мм бронепалуба «Де Зевен Провинсен» никак не могла сопротивляться 55 кг советскому снаряду на дистанциях 100-130 кбт, а вот 50 мм палубной брони «Свердлова» удар легкого нидерландского снаряда, скорее всего, отразили бы. Кроме этого, мы знаем, что СУО советского корабля обеспечивало эффективную стрельбу главного калибра на большие дистанции, но мы ничего не знаем о приборах управления стрельбой и РЛС «Де Зевен Провинсен», которые могли оказаться далеко не столь совершенными.
Что касается зенитного огня, то при максимальной паспортной скорострельности в 15 выстр/мин восемь орудий главного калибра «Де Зевен Провинсен» выбрасывали почти 5,5 тонн снарядов в минуту. Шесть СМ-5-1 советского крейсера (также взят максимум - 18 выстр/мин на ствол) - только 3,37 т. Это существенное преимущество, и оно становилось подавляющим в случае обстрела одиночной воздушной цели («Свердлов» не мог, в отличие от «Де Зевен Провинсен», вести огонь всеми установками на один борт). Но следует учитывать, что, в отличие от пушек нидерландского корабля, отечественные СМ-5-1 были стабилизированы, и это обеспечивало им лучшую точность. Кроме того, на вооружение советских установок поступали снаряды с радиовзрывателями (хотя, по всей видимости, это случилось в середине или конце 50-х годов), а вот сведениями о том, что подобными снарядами располагали шведские или нидерландские крейсера, автор настоящей статьи не располагает. Если предполагать, что снарядов с радиовзрывателями у «Де Зевен Провинсен» не имелось, то преимущество в ПВО переходит к советскому крейсеру. Кроме того, приведенные выше цифры никак не учитывают хотя бы и скромные, но все же существовавшие возможности стрельбы главным калибром «Свердлова» по воздушной цели. И самое главное - как и в случае с главным калибром, мы не располагаем информацией о качестве приборов управления зенитной стрельбой нидерландского и шведского крейсеров.
Что касается эффективности зенитных автоматов, то по количеству стволов, безусловно, лидирует советский крейсер, однако эффективность 57-мм установок «Бофорс» должна быть ощутимо выше отечественного 37-мм автомата В-11. Впрочем, для того чтобы уравняться в возможностях с советским кораблем, одна 57-мм «спарка» должна быть эквивалентна трем установкам В-11, что несколько сомнительно.
В целом же можно констатировать, что «Де Зевен Провинсен» уступает советскому крейсеру проекта 68-бис в артиллерийском бою, но значительно превосходит (при наличии снарядов с радиовзрывателями) в части ПВО. Однако этот вывод верен лишь в том случае, если главный калибр нидерландского крейсера полностью соответствует характеристикам, которые дают ему русскоязычные источники, если ПУС и РЛС крейсера не уступают советским, если главный калибр был обеспечен снарядами с радиовзрывателем… При том что перечисленные выше допущения весьма сомнительны. Но даже и в наиболее благоприятном для «Де Зевен Провинсен» варианте, по совокупности боевых качеств он не имеет превосходства над советским крейсером проекта 68-бис.
Эта статья должна была завершить цикл об артиллерийских крейсерах советского флота, но сравнение кораблей типа «Свердлов» с иностранными крейсерами неожиданно затянулось, и на описание задач артиллерийских крейсеров в послевоенном ВМФ СССР места уже не осталось.

7-18 июня 1953 года - первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Разгоралась «холодная война», резко сократились торгово-экономические и культурные связи Советского Союза. Буржуазная пропаганда представляла наших людей в виде врагов и грубых варваров. Эффективным противодействием этому стали зарубежные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, показывали ее реальную военную мощь и культуру наших моряков. Это способствовало укреплению доверия и уважения к России.

И вот, в начале 1953 года советские ВМС (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ) получили приглашение принять участие в торжественном морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время визит в военно-морскую базу одного из наиболее вероятных противников. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии «68-бис» - «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Интересно, на флоте в тот период было немало опытных командиров, но это чрезвычайно ответственное задание доверили О.И. Рудакову. Его вызвали в Москву на прием к министру обороны Н.А. Булганину, который поставил задачу - быть на военно-морском параде лучшим! И Рудаков с блеском выполнил её. Он был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и встал на якорь за время в три раза меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте.

Крейсера проекта 68-бис

Постройка легких крейсеров проекта 68-бис, типа «Свердлов», производилась в рамках первой послевоенной программы кораблестроения, принятой в 1950 году. При ее разработке исходили из экстренной необходимости усиления флота и оживления судостроительной промышленности. К постройке было запланировано 25 кораблей, но в строй ввели - 14. Вплоть до середины 1960-х годов крейсера проекта 68-бис составляли основу мощных флотских группировок, способных вести боевые действия, как в прибрежных морях, так и на просторах мирового океана.

По совокупности боевых характеристик, легкие крейсера проекта 68-бис были, как минимум, на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. По сравнению с тяжелыми крейсерами, они несли более легкую артиллерию калибром 152-мм, вместо 203-мм. Но высокая эффективность их орудий компенсировала меньший вес снаряда, зато были обеспечены хорошие мореходные качества и повышена живучесть корабля. Для своего времени это была определенная вершина эволюции военно-морской техники.

При разработке этого проекта стремились создать корабль нового поколения с учетом опыта войны и возникших новых задач. После 1945 года не было ни одного боестолкновения крупных кораблей, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов оказалось соизмеримым с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны. Исходя из этого, артиллерия крейсера была прекрасно приспособлена для стрельбы по береговым целям. Хорошо продуманным и достаточно мощным было и его зенитное вооружение.

Олимпий Иванович Рудаков


Портрет О.И. Рудакова
Фотография 1950-х годов

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. Окончив в 1937 году Высшее военно-морское училище, он в составе экипажа линкора «Марат» прибыл в Англию для участия в военно-морском параде 1937 года на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. Затем проходил службу на эсминцах Северного флота. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный».

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. Большинство экипажа было снято на другие корабли. При этом командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Дело о гибели «Сокрушительного» рассматривал военный трибунал. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков был отозван на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

Прибытие в Портсмут

За сутки до выхода крейсера «Свердлов» из Балтийска на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»



Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса отличной считалась постановка за 45 минут. Взоры всех присутствовавших на рейде обращены к советскому крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать. «Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

Военно-морской парад

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.



Крейсер «Свердолов» на морском параде в Портсмуте

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным «Ура!» После парада на флагмане эскадры состоялся прием. Старшие офицеры не приглашались, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых.

Дружественный визит нашего крейсера в Англию прошел очень успешно. По сообщению советского посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера «Свердлов» в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Заключение

После визита крейсер «Свердлов» сразу же стал известен на всю Европу. Он еще много лет находился в боевом строю, совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл. К концу 2001 года в составе флота не осталось ни одного крейсера пр. 68-бис. Олимпий Иванович Рудаков более 20 лет служил на различных командных должностях Военно-Морского флота, и скончался в 1974 году в Ленинграде.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Корабли Императорского флота России, советского ВМФ и современной России регулярно посещают иностранные порты с дружественными визитами. Зачастую это не привлекает особого внимания общественности, но этот визит крейсера «Свердлов» в Англию сразу и заслуженно стал мировой сенсацией. Его до сих пор вспоминают с гордостью за наш флот и наших моряков...

Артиллерийского крейсера проекта "68-бис Свердлов" - одни из первых послевоенных проектов. Его рождению предшествовала большая работа, длившаяся почти 15 лет. Дело в том, что в качестве корабля-прототипа для крейсеров данной серии был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ Военно-морской флот , крейсер пр. 68-k Чапаев , в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза- 120 мм, кормового-100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-k Чапаев .

Особенностью крейсеров пр. "68-бис Свердлов" также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС Радио-локационная станция «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.

Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя - побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».

Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис».

Корабли типа "68-бис Свердлов" были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. "68-бис Свердлов", флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа Петропавловск основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ Военно-морской флот .

Большая часть крейсеров "68-бис Свердлов", получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России, либо известных партийных деятелей, либо по названию городов.

Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ Военно-морской флот с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа "68-бис Свердлов". Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа "68-бис Свердлов" осуществлялось по проекту 68-а.

Свердлов1952 /1990

Строительство крейсера под заводским номером О-408 осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе (в то время - завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности). На воду он был спущен 5 июля 1950 г. После достройки на плаву корабль прошел заводские и государственные испытания, а с 29 ноября 1951 г. по 16 января 1952г. в районе о-вов Осмусаар-Пакри, в условиях волнения моря 4-7 баллов - мореходные. 15 мая 1952 г. Комиссия государственной приемки кораблей подписала акт о включении его в состав Военно-Морского Флота.

Дзержинский1952 /1988 Орджоникидзе1952 /1972

В феврале 1960 года в Индонезию прибыл Никита Хрущев. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер проекта "68-бис Свердлов" . До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал.

Для передачи ("объект 055") был выбран легкий крейсер "Орджоникидзе" из состава Балтийского флота. 11 января 1961 года вышло специальное постановление, по которому ЦКБ Центральное конструкторское бюро -17 приступило к разработке проекта "тропикализации" корабля. Предполагались крупные модернизационные работы для следующих климатических требований: температура воздуха +40 град. С, влажность 95 проц., температура воды +30 град. С. Работы шли с размахом, однако прибывшие в Балтийск представители индонезийского ВМФ Военно-морской флот намекнули, что денег на столь крупные работы они не дадут. Требования понизились, и все обошлось лишь заменой дизель-генераторов на более мощные (для установки дополнительных вентиляторов, в основном индивидуальных).

14 февраля 1961 года "Орджоникидзе" прибыл в Севастополь и встал в завод, а 5 апреля 1962 года вышел на ходовые испытания. К тому времени офицерский состав от ВМС Военно-морские силы Индонезии уже был сформирован и находился на корабле. Между прочим механик крейсера Ятиджан впоследствии "вырос" до начальника технического управления ВМС Военно-морские силы Индонезии. Большинство моряков также получили руководящие должности.

5 августа 1962 года крейсер "Орджоникидзе" прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан" 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ Военно-морской флот СССР.

Не имея прежде своего флота, индонезийцам пришлось осваивать дорогостоящие корабли и достаточно сложную технику методом проб и ошибок. В ноябре 1962 года при всплытии от гидравлического удара вышли из строя дизели у одной из подводных лодок, один из эсминцев разбил себе корму, а на крейсере прекратили работу три котла из шести. Влияли на состояние флота высокая температура и влажность воздуха, а также агрессивность забортной воды, да и обслуживалась техника не должным образом.

К 1964 году крейсер практически потерял боеспособность. Вот почему было принято решение отправить "Ириан" на ремонт в СССР, во Владивосток. В марте 1964 года крейсер прибыл на "Дальзавод". И морякам, и судоремонтникам бросились в глаза запущенность корабля и огромное количество мелких работ, которые обычно выполняются силами экипажа. Тем не менее все пункты, отмеченные в договоре на проведение ремонта, были выполнены. В августе того же года в сопровождении нашего эсминца "Ириан" ушел в Сурабайю.

А уже в 1965 году произошли известные события, в результате которых к власти пришел "отец созидания" Сухарто. Отношение к флоту у него было совсем иным, нежели у предыдущего правительства. Крейсер стоял на рейде Сурабайи и со временем превратился в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1970 году брошенный и забытый "Ириан" прибило к отмели. Корпус наполнился водой. Спасательных работ никто не проводил. И, по сообщениям западных источников, в 1972 году флагман индонезийских ВМС Военно-морские силы начали разбирать на металлолом.

Жданов1952 /1992

Заложен 11.02.1950 г., дата спуска на воду 27.12.1950 г., а вступил в строй 31.12 1952 года.(в/ч 63834) Получил наименование в честь Ан.А. Жданова – видного советского партийного и государственного деятеля.

25.01.1953 г. – поднят военно-морской флаг СССР, вошел в состав 8-го ВМФ Военно-морской флот .

27.03.1960 г. – выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой.

В 1965 году крейсер расконсервирован и вновь введен в строй. Затем совершает переход в Севастополь. В конце этого года был поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Вошел в состав КЧФ.

В течении 1966 -1970 годов - переоборудуется по проекту 68У1 под корабль управления.

В 1971 году в мае-сентябре проходит швартовые и заводские ходовые испытания, в октябре – ноябре государственные испытания. Приемный акт подписан 27 ноября, а в конце года был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ). Корабль предназначался для управления силами флота с размещением командира соединения со штабом. Оснащен средствами для сбора информации и ее переработки, а также новейшими средствами связи, в том числе спутниковой. Так в 1971 году на вооружение поступила первая боевая космическая навигационно-связная система "Циклон". В ее состав вошли три аппаратных комплекса: "Цунами–АМ" на искусственных спутниках Земли, "Цунами-БМ" (P-790) на кораблях и "Цунами–ВМ" на береговых объектах. Соответственно КРУ "Жданов" получил аппаратуру "Цунами–БМ".

1977-1978 год. 7 февраля КРУ поставлен в Севморзавод на капитальный ремонт. В ходе которого прошла и модернизация средств связи. Так на кормовой автоматной площадке установили новые антенны космической связи. В 1976 году на вооружение принимается аппаратура системы единой космической связи МО СССР "Кристалл", в которую входила корабельная аппаратура "Кристалл-К". Именно она и устанавливается на крейсере. Затем докование. К концу года крейсер вошел в строй.

1986-1988 год. В сентябре корабль становится в Севморзавод на последний капитальный ремонт и модернизацию. Через два года, в том же сентябре, принимает участие в учениях Черноморского флота "Осень88".

1989 год. Выведен в резерв и поставлен в Севастополе на отстой в Троицкой бухте. В феврале снято наименование "Жданов". Нового не присваивалось, числился как "КРУ 101".

1990 год. 19 апреля спущен флаг ВМФ Военно-морской флот , далее началось разоружение крейсера, исключение из состава военно-морского флота и передача в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

1992 год. Крейсер продан на металлолом частной фирме в Индию.

Александр Невский1952 /1989 Адмирал Нахимов1953 /1962 Адмирал Ушаков1953 /1992 Адмирал Лазарев1953 /1991 Александр Суворов1953 /1991 Адмирал Сенявин1954 /1992

13 июня 1978 г. день артиллерийский крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские практические стрельбы главным калибром. При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились, приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Когда отдраили бронированную дверь, живых в башне не оказалось. Все тридцать семь человек - расчеты боевого и перегрузочного отделений, а также присутствующие на стрельбе - погибли».

Молотовск1954 /1988 Михаил Кутузов1954 /1989

Крейсер "Михаил Кутузов" был заложен 22 февраля 1951 года на судоверфи в г. Николаеве. 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг Союза ССР. 31 января 1955 года приказом МО СССР крейсер зачислен в состав эскадры Черноморского флота.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело боевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ Военно-морской флот России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и зкскурсионно-туристической работы.

Директивой ГШ ВМФ Военно-морской флот от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

7-18 июня 1953 года - состоялся первый послевоенный заграничный визит советского корабля в Англию, по случаю коронации Елизаветы II. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе первого послевоенного заграничного визита крейсера "Свердлов" в Англию. После этого дружественные визиты наших кораблей в иностранные порты будут проводиться достаточно часто, но первый визит стоил нашим морякам и большого труда и огромного нервного напряжения

В первые же годы после Великой Отечественной войны произошло коренное изменение отношений Советского Союза со странами Запада. Началась "холодная война", а в 1950-х годах США стали активно проводить политику балансирования на грани войны. Это привело к значительному обострению международной напряженности, возрастанию угрозы возникновения мировой войны. Страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. В буржуазной печати советского человека представляли в образе врага и потенциального агрессора. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам США, а для нашей страны все более реальной становилась угроза безопасности с океанских направлений.


В этих условиях советские Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ.) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии в проведении миролюбивой политики, в предотвращении и сдерживании агрессивных устремлений, а также в противодействии угрозам безопасности для нашей страны. Одним из средств осуществления этой важной миссии стали дружественные визиты наших кораблей в порты иностранных государств. Боевой корабль - это наглядный показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, показатель ее реальной военной мощи. Империалистические государства активно использовали это для устрашения потенциальных противников.

Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер, демонстрируют высокий культурный уровень наших моряков. Это служит прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде врагов и грубых варваров. Заграничные визиты способствовали росту симпатий и дружественных чувств к нашей стране, укрепляли взаимопонимание между народами и повышали международный авторитет нашей страны.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся новыми кораблями, новой боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй крейсера типа "Свердлов" проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым объектам. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов". Три месяца ушло на подготовку экипажа и корабля к этому походу.

За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

В ожидании парада на рейде Спитхейда собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти свое место, обозначенное сигнальным буем с государственным флагом СССР. Командир крейсера капитан 1 ранга Олимпий Иванович Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, которая требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблем от его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12-16 тыс. тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут. У нас такая постановка вообще не применяется за отсутствием надобности.

Обмен салютами привлек к нашему кораблю внимание всех присутствовавших на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствует. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия cигнального буя.) Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно. Звучит команда и первый якорь уходит на дно рейда. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры: пошел отсчет времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.

Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщениям нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.

Дальнейшая судьба крейсера "Свердлов"

Крейсер "Свердлов" с 12 по 17 октября 1955 года нанес визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй, 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение, а 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.