Тема родной природы в лирике С. Есенина. Сочинение "Мир природы в лирике С. Есенина" Отношение есенина к природе и животным

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом
Роща елей и берез,
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос…

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…».
Месяц у Есенина — «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» С. говорит:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.
Но не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.
Напоили землю радостью снега…

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь…»
Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» — он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь…» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».
Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать…

Описывая природу, С. Есенин подбирает для ее описания вроде бы простые слова, но они звучат, как песня:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвешивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…»
И слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется. В заключение скажем словами С. Есенина:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

С. Есенин – один из самых лучших поэтов, который получают свое вдохновение от природы. Он не только пишет стихи, он их создает под впечатлением небывалой красоты русского пейзажа. Для Есенина весь окружающий мир нечто большее, чем природа. Он ко всему относится так, как к живому существу, возвышая ее до самых небес. У него есть особенный дар, он умеет увидеть то, что взору других не доступно.

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Любовь к природе связана, скорее всего, с тем, что Есенин постоянно вспоминал свое родное село. Он с трепетом в душе вспоминал о своих беззаботных временах, о родных краях. В стихотворении «Чары» он проявляет свою необычную способность – воодушевление предметов. Первая мысль, которая приходит в голову – это сравнивание весны с прекрасной и милой девушкой. Но в основе лежит нечто большее, весна – прелестное создание, до которого дотянутся обычным людям не суждено. « Хочу любить, любить весну», - восклицает он. Люби поэт, люби весну, люби сильно и безбожно, так, чтобы она постоянно ощущала сильную и надежную любовь.

Его стихи собраны из маленьких частичек, которые сливаются в одну картину – необычную и экзотичную. Весна-царевна с длинными и блестящими волосами, русалочка - волшебница, вот как представляет поэт наш безупречный мир.

На какую бы тему Есенин не писал стихотворения, почти все они связаны с природой. В каждом стихе присутствует хотя бы одна строчка, посвященная красоте природы. Он просто влюблен в саму природу. С. Есенин – великий поэт, тонкий и чувственный человек. Его стихи заставляют думать о чудесах, о чем-то прекрасном, воодушевляющем. Даже самые короткие стихи уносят в мир таинственности, помогая увидеть мир новыми глазами.

В начале XX века в русскую литературу пришел удиви­тельный поэт, для которого тема природы стала главной темой творчества – Есенин. Часто говорят, что Есенин при изобра­жении природы прибегал к приему олицетворения – это в корне неверно. Своеобразие есенинского подхода к природе в том и состояло, что одушевление природы в его стихах, упо­добление ее человеку не было художественным приемом, а было выражением своеобразного есенинского мировосприятия. Ему незачем было очеловечивать природу – она и гак виделась ему очеловеченной, обладающей той же душой, что и человек. Не случайны в стихах Есенина такие, например, образы: «Ведь солома – это тоже плоть» или «Стынет поле в тоске волоокой, / Телеграфными столбами давясь». Для поэта все живое было по своей сути одинаковым – человек, соба­ка, корова, трава, деревья, солнце, месяц… Поэтому так есте­ственны, не нарочиты у Есенина метафоры и сравнения, с по­мощью которых он изображает природу: «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова», «А за окном про­тяжный ветр рыдает, / Как будто чуя близость похорон», «Плачут вербы, шепчут тополя» и т.п. Классической стала есенинская «Песнь о собаке», в которой поэту едва ли не впервые удалось так просто и глубоко передать собачью тос­ку – а все потому, что для Есенина эта тоска по сути ничем не отличается от человечьей, и ему даже не надо специальных усилий, чтобы проникнуть в психологию зверя. «Сергей Есе­нин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой пе­чали полей, любви ко всему живому в мире», – писал о поэте М. Горький. «И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове», – скажет о себе сам Есенин.

И, разумеется, природа у Есенина глубоко национальна, это природа родины, России, да эти понятия – природа и ро­дина – практически не разделяются Есениным. Даже в цикле «Персидские мотивы» поэт постоянно вспоминает родную русскую природу: «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Сколько поэтов, начиная с Пуш­кина и Лермонтова, писали о русской березе, а березки в соз­нании русского читателя – все-таки «есенинские»… Потому что никто, ни до, ни после, не сумел сказать о русской приро­де таких простых, всем понятных и задушевных слов. Потому что Есенин не «наблюдал» природу, не «созерцал» ее, даже нельзя сказать по-настоящему, что он ее любил – он ею жил, он сам был частью природы. Этим и определяется тот гармо­ни нический и умиротворенный строй, которым отличается ли­рика Есенина, посвященная природе.

Однако в послереволюционные годы в пейзажную лирику Есенина все настойчивее врываются дисгармонические моти­вы, связанные с наступлением города на деревню и, в частно­сти, на природу. Есениным этот конфликт воспринимался как конфликт живого и мертвого, деревянного и стального, и то, что в этой борьбе живое должно уступить, порождало траги­ческий пафос таких стихотворений, как «Сорокоуст», «Я по­следний поэт деревни…», «Песнь о хлебе» и др. В стихотворе­нии «Сорокоуст» дан и наиболее сильный и яркий образ противоборства природы и цивилизации – противопоставле­ние обреченного «красногривого жеребенка» торжествующе­му железному, чугунному поезду. Таким образом, и в художе­ственный мир такого гармонического поэта, как Есенин, вторгаются сложные проблемы, трагические мотивы.

Здесь искали:

  • какой изображена природа в творчестве Есенина
  • сочинение по литературе образы русской природы по стихам Есенина

Тема родной природы в лирике С. Есенина

Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России - для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.

Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.

Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».

Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.

Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.

Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера что-ли

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

«Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.

Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».

Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.

Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.

Ученица 9 класса

МАОУ СОШ №7

им. Г.К. Жукова г. Армавира

Тимошинова Екатерина