Строение гаммы. Какая гамма правильная? Да, что еще за "гамма"? Как играть гамму

Дуглас К. Карусо
Представление

Почти в каждом учебнике, статье, документе или обсуждении о системах компьютерной графики, термин "гамма" обычно упоминается как " регулирование, которое затрагивает полутона изображения на компьютерном экране " или подобном объяснении. Следующее - типичный пример:
Чтобы не входить в длинное обсуждение о том, что такое гамма, вот - наш совет: Если Вы не имеете обоснованных причин делать иначе, мы предлагаем использовать по умолчанию гамму на Макинтоше 1.8 или 2.2 на РС”{"Реальный мир фотошоп"}.
Хотя правильное использование гаммы важно в пре-прессе, существует недостаток информации о том, что такое "гамма", как она определяется количественно, как она исправляется, есть большое количество определений “гаммы”, по сути не дающих истинного значения этого термина.
Эта статья объяснит, что такое "гамма", как она рассчитывается, как она затрагивает изображение на компьютерном экране, концепция компенсации и исправлении гаммы, и как назначение и изменение гаммы затрагивают все процессы подготовки изображения к печати – отображение изображения на мониторе, сканирование, цветокоррекция изображения в Photoshop’е.
Что такое Гамма?

Термин "Гамма" в системах компьютерной графики относится к нелинейной характеристике электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) монитора. Электронно-лучевая трубка основа телевизоров или компьютерных мониторов. Электронно-лучевая трубка не производит световую интенсивность, которая является равной входному напряжению. Вместо этого, интенсивность свечения ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ по существу пропорциональна входному напряжению, управляемому "гаммой" (). Гамма регулирует электростатические заряды в электронных пушках, а не светимостью люминофора.
Значение гаммы для большинства ЭЛТ - приблизительно 2.5. Математическая формула - y=x*2.5.Где x- представляет входное напряжение в процентах; y - яркость в процентах. Рисунок 1 указывает кривые для различных значений гаммы.

Рисунок 1

Поскольку гамма монитора имеет дело с частью кривой со значениями от минимума 0 к максимуму 1.0, значения яркости будут всегда равны или меньше, чем значения напряжения. При яркости равной 0 (черный) и 1 (белый), вывод равняется вводу.
Между этими двумя значениями, уровни сигнала яркости изменяются, в зависимости от процента напряжения. Например, ввод напряжения 50 % приводит к выводу уровня сигнала яркости 18 % при гамме 2.5 или приблизительно 36 % от входного значения. Но, при входном напряжении 80 %, сигнал яркости (вывод) равен 50 %, или 62 % от входного значения. Неравенство ввода против значений вывода меньше у гаммы 1.8 и равно при гамме 1.0. Гамма 1.0 представляет совершенно линейный ответ яркости к напряжению, напряжение на 50 % приводит к сигналу яркости на 50 %.
Что случается с изображением, когда оно рассматривается на мониторе с гаммой 2.5? Изображение темное, без детализации от полутонов к теневым областям. Область тона на 50 % будет иметь яркость только на 18 % (Y =.502.5=17.7 %). Есть также изменение цвета:
Давайте возьмем цвет со значением 50 % - красного и 25 % зеленого. Когда этот цвет рассматривается на компьютерной системе с неправильной гаммой, он будет иметь на экране 18 % красного и 3 % зеленого. Уменьшилось значение зеленого, и цвет стал более красный, а также изображение стало более темным.
Различия в гамме создают нелинейное изменение цветов. Под нелинейностью подразумевается, что некоторые цвета могут измениться к красному, другие могут изменятся в сторону зеленого или синего. Хотя мы можем говорить, что цвета будут более темными при более высоких значениях гаммы, Вы не можете сказать, что цвета будут все казаться более красными или более синими. Каждый цвет в зависимости от значения гаммы изменяется индивидуально.
Есть некоторые выгоды от нелинейной характеристики гаммы электронно-лучевой трубки. Чувствительность человеческого глаза на свет, также - нелинейна. Глаз может отличать различия между более светлыми тонами лучше, чем между более темными. Фактически, гамма 2.5 мониторапочти обратна чувствительности человеческого глаза.
Исправление Гаммы

Не все компьютерные мониторы имеют гамму точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того, красные, зеленые, и синие электронные пушки могут иметь индивидуальные значения напряжение / яркость.

Рисунок 2 показывает исправленные значения гаммы системой калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.

Типичный рабочий процесс включает сканирование, цветокоррекцию, цветоделение, вывод фотоформ, изготовление пластин, и собственно печать. От шага к шагу должна быть совместимость данных между соседними шагами.
Если сканер откалиброван, используя гамму 2.2, а гамма станции редактирования - фактически 1.8, света и тени могут смотреться хорошо, но полутона будут слишком светлыми. Если цель состоит в том, чтобы достигнуть гаммы 1.0 (input=output), то формула для исправления гаммы: y=x1/. Где - гамма монитора.


Рисунок 3


1/2.5 гамма - почти совершенное зеркальное изображение гаммы 2.5.
Утилиты типа Adobe Gamma или аппаратные средства (колориметры) используются для калибровки монитора, и устанавливают различные значения гаммы монитора. Это обеспечивает выбор для отображения изображений и графики для различных целей типа препресс, сети, или видео. Процесс калибровки регулирует цвет, яркость и контраст, и изменяет гамму R, G, и B. Значения таблицы Look Up Tables (LUTs) в графической карте компьютера изменяются на новые. Компьютеры Макинтош имеют таблицы LUTs, которые имеют значение гаммы 1.4. Это эффективно изменяет гамму Макинтоша на 1.8, которая стала стандартом для этой платформы. Гамма 1.8 грубо соответствует гамме печати. Стандартная офсетная печать производит растискивание растровой точки на 50 % приблизительно 22 % - Swop (17% - Евростандарт): Когда точка со значением 50%, на оттиске имеет 72 %. На печати полутона получаются более темными, чем требуется, что близко напоминает, кривые гаммы электронно-лучевой трубки ЭЛТ. PC не имеет никаких встроенных аппаратных средств, которые редактируют гамму, но большинство графических приложений имеют утилиты калибровки монитора и исправления гаммы. Стандарт Гаммы для Windows - 2.2, которая обеспечивает большую однородность цветового пространства, чем 1.8. Фактически, это - гамма используется в рекомендуемом рабочем пространстве RGB для Photoshop: Adobe RGB (1998).
Гамма Сканера

Теперь, когда монитор калиброван и гамма выбрана, компенсация гаммы равная 1.0 может применяться устройствами ввода данных и прикладным программным обеспечением.
В отличие от ЭЛТ, большинство сканеров имеют линейную характеристику- они имеют гамму 1.0, то есть входная яркость=выходной яркости. Однако, сканируя изображение с гаммой 1.0 и показывая его на экране с гаммой 1.8 (2.2 на PC) полутона изображения получаются слишком темные.
Чтобы показывать изображение правильно, компенсация гаммы сканера должна быть установлена близко к гамме монитора. Когда гамма сканера установлена на 1.8, это – в действительности обратная функция гаммы монитора, или 1/1.8, которая применяется для того, что бы все тоны и цвета были показаны правильно на мониторе. (См. Рис 4).


Рисунок 4


Таблица 1 показывает фактическое действие гаммы на Макинтоше и РС. Компенсация гаммы применялась или сканером (строки 2 и 5), или в Photoshop (строки 3 и 6).

Практически, это - упрощение процесса компенсации гаммы. В зависимости от таких факторов как – ошибки экспозиции, высоко ключевые или низко ключевые изображения - компенсация гаммы может быть больше или меньше гаммы монитора. Также может потребоваться дальнейшее регулирование гаммы в Photoshop

Рисунок 5

На рисунке 5 полутоновое (grayscale) изображение с разными значениями гаммы сканера. . Они были нетронуты в Photoshop. Полутон (50 % серого) отмечен на контрольной шкале.
Увеличение уровня гаммы сканера увеличило детализацию изображения от полутонов к теневым областям. Области полутона - тени (от 0 до 128) были расширены, распределяя пиксели и делая больше разницу между ними, так что детали стали более различимы. Область света- полутона (от 128 до 255) сжата, так что детали менее видимы или полностью потеряны.
Поскольку человеческий глаз отличает различия в более темных тонах менее эффективно, чем в более легких тонах, смещение полутонов к теневым областям заставляет изображение казаться тонально правильным. Также можно переусердствовать в исправлении гаммы, как показано на рисунке 5, изображение справа, внизу. Детали в светах и четверти тона потеряны, а область от трех четвертей тона к теням была расширена, что начало придавать фотографии плакатный вид. Также очевиден в тенях шум Сканера.
Гамма в Photoshop

Всем сканированным или созданным RGB- изображениям в Photoshop должно быть назначено рабочее пространство редактирования. Гамма этого пространства независима от гаммы монитора и не обязательно должна соответствовать ему.
Adobe RGB –рекомендуемое рабочее пространство редактирования RGB и имеет гамму 2.2.
(Как откорректировать изображение используя гамму рабочего пространства можно прочитать )
Гамма изображения может быть изменена инструментами редактирования, средний регулятор в инструменте Уровни (Levels)- Adobe назвала регулятором Гаммы с соответствующей логарифмической разбивкой шкалы значений.

Рисунок 6

Рисунок 7

На рисунке 7 показана контрольная шкала, отсканированная как одноцветноеизображение с гаммой сканера 1.0. Для целей сравнения, света были установлены в точке 0 %, а тень была установлена на точке 100 %. Затем в Photoshop’е Гамма была изменена и изображения были сохранены в отдельные файлы. Проценты отмечены на каждом поле шкалы.
В изображении с гаммой 0.8 и 1.0, первые несколько шагов имеют большую разницу по процентам, но после две трети тона разница почти неразличима. Здесь очень немного деталей в тенях, но много деталей в светах. В изображении с гаммой 1.8 света и четверть тона, а так же полутона и тени имеют более равномерное изменение процентов.
Гамма не только затрагивает тон изображения, но также влияет на значение цвета.

Рисунок 8

Цветное фото на рисунке 8 отсканировано с разными значениями гаммы. Для примера приведено изображение, сканированное с гаммой 1.0, тоновый диапазон которого, в области светов был обрезан до уровня 190.
Параметр ГАММА важен в технологическом процессе подготовки изображений для печати - по сути Мы имеем дело с тремя разными параметрами - гамма монитора, компенсация гаммы монитора и гамма изображения.

Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Полный список

Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.

Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите .Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные. Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.

Кроме того , и об этом будет сказано ниже, вам стоит обратить внимание на так называемые гитарные боксы – если выучить их, то дальнейшее освоение гамм будет намного проще, чем оно могло бы быть.

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Теория построения

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Кроме того , если в миноре между двумя последними тонами вставить еще и полутон, то получится так называемая гармоническая гамма. То же самое применимо и к мажору, но если полутон вставить между пятой и шестой ступенями. Это придает звуку восточный оттенок.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.

Самое главное – .От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Кроме того, попробуйте играть гаммы дуолями, триолями и другими ритмическими рисунками. То есть, за один удар метронома вам надо проиграть ноту два раза, три, или больше. Это сильно ускоряет руку и учит привыкать к нечетным и ломаным размерам.

Особенности игры

На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Боксы гаммы — что это такое

По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе. Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки. Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.

Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?

Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.

Примеры гамм на гитаре для начинающих

Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.

Слово "гамма" обозначает синхронный, гармоничный, сублимированный смысл смены состояний. Это ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, признаков в конкретной сфере.

Чтобы разобраться, что такое гаммы, надо понять, для какой области требуются эти знания. В основной массе слово применяется в музыкальной сфере, но и у цвета присутствует насыщение гаммами. Человеческий головной мозг генерирует ритм под названием "гамма", а в ядерной физике изучают гамма-излучения.

Что такое гаммы в музыке

Распространенная сфера, где гаммы занимают доминирующую роль, - музыка. Сменяющиеся тона звучат в струнных и клавишных инструментах.

Игра гамм развивает техническую моторику, точность звукоизвлечения, четкость воспроизведения, вырабатывает выносливость, независимость координации движений пальцами, ставит аппликатурные привычки. Работа с такими звукорядами интегрирует мозг и затачивает слух, ведь в их состав входят фактурные произведения, подчиняющиеся художественным задачам качества звука. Гаммы - основа инструктивных этюдов.

Она органично вписывается в сюжет песни и гармонична по звуку, ритму, пульсу, тональности, насыщена художественным смыслом. Тональные перемены в музыке связаны с жизненными природными явлениями и стихиями: солнце сменяет луну, осадки переходят из снега в дождь, времена года, движение чисел, настроение человека. В музыке состояние перехода передается тональностями и ладами, состоящими из звукорядов протяженностью в несколько октав. Люди с сенсорными особенностями видят в музыке их цветовые интерпретации.

Виды гамм в музыке

Разделяют два вида гамм: мажорные и минорные, отличные по строению и звучанию. Мажорные гаммы - веселые и бодрые; минорные, наоборот, слышатся грустно и уныло.

Звукоряды играются в любой октаве одинаково и не ограничиваются какой-то одной. Какой бы диапазон ни был, описываемое понятие вбирает больший охват. Само слово "гамма" свободно, но любит порядок и последовательность.

Рассмотрев вопрос о том, что такое гаммы в музыке, можно плавно перейти к пониманию их значения в рисунке. Сольфеджио дает подробное знание нотной грамоты, включающей гаммы, интервалы, ступени, тональности. Звукоряды не определены по протяжённости, и соседние ступени следуют друг за друга с шагом в тон или полутон.

На практике они протягиваются в несколько октав восходящими или нисходящими звукорядами. Образование гаммы составляет продукт вековой музыкальной жизни, она не может возникнуть случайно или по произволу, ее глубокое изучение дает ключ к пониманию музыкальной культуры.

Гаммы в изобразительном искусстве

Как различна цветовая гамма в музыкальном искусстве, так разнообразны тональные краски в художественном. В цветовой интерпретации собрана совокупность цветов и оттенков, которые гармонируют и сочетаются между собой. Цветопередача не передается одним параметром и факторозависима.

Гамма цвета составляет цветовой спектр и передает теплохолодность. В теплых тонах преобладают желтые, красные, оранжевые цвета, они ассоциируются с летом. В холодных - оттенки синего и соприкосновение с зимой. Зеленый цвет определится теплым, если содержит желтый тон, а холодным оттенком, когда голубой.

Музыкальные и художественные таланты человека взаимосвязаны, поэтому продуктивней развивать их в комплексе.

Гамма в других сферах

Гамма, наравне с альфой и бетой, является буквой греческого алфавита, под которой подразумевается также числовое значение 3 (альфа, бета, гамма и далее).

Определенное состояние настройки головного мозга называется гамма-ритмом, который складывается в результате активности нервной системы и нейронной сети. Волны сменяются внутри головного мозга человека прямо пропорционально деятельности в определенный момент. Гамма-перевод происходит автоматически.

Альфа-ритм проявляется во время релаксации и отдыха, дельта-ритм - в глубоком сне. Бета-ритм характерен для познающего человека, изучающего окружающее пространство и сосредоточенного на выполнении жизненных задач. Позитивно настроенный человек в состоянии "бета" с легкостью воплощает идеи в жизнь.

Частота гамма-ритма превышает бета-ритм, и состояние человека отличается усилением внимания, благодаря чему происходит быстрая обработка и интеграция поступающей информации. Духовные практики доказывают, в гамма-настройке человек тонко чувствует и способен общаться с высшими Божественными силами. В активированном состоянии гамма проходят многомерные знания, потенциально доступные трехмерному человеку. Области мозга генерируют волны и выполняют множество задач.

Суть гамм

Гаммы по сути - это единый механизм, соединяющий по определенным признакам элементы одной сферы. Сейчас существует много школ разных направлений для детей и взрослых разных, начиная с музыки, рисования и до духовных энергетических практик. И в каждой из них человек обязательно сталкивается (теоретически либо на практике) с таким понятием, как "гамма".


Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.

На основании этих закономерностей расположения звуков и "подбираются" ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится "практичными" гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.

Очень важные понятия в этой теме, это понимание "квинтового круга ", а так же "транспонирования ". Расскажим пока что о двух гаммах - мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):

Виды гамм:

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон.

Мажорная строится по принципу: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

Приведем пример:

Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой - Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.

Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:

Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на "толстых струнах", а синии кружочки - на "тонких". Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному "рисунку" можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).

Аппликатура Мажорной гаммы:

Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Приведем пример:

Аппликатура Минорной гаммы:

Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам "тон-тон.... и так далее" соответствует "начальному расположению нот по тонам и полутонам" , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До - полутон.

Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:

Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом - тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.
Хроматическая гамма. Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон - наименьшее возможное расстояние между звуками. Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности - с помощью бемолей (), бекаров ()и дубль-бемолей () (пример 2).

Пример 1. Хроматическая гамма содержит все тона, употребляющиеся в европейской музыке. Каждый звук отстоит на полутон от соседнего. В большинстве случаев звуки хроматической гаммы могут быть записаны разными способами: в примере эти дополнительные способы показаны четвертными нотами.



Пример 2. Соотношение семи названий нот (и семи латинских букв для их сокращенного обозначения) с двенадцатью звуками темперированной октавы создает определенные проблемы нотации. По традиции нотация хроматических последовательностей изменяется в зависимости от основной тональности произведения; обычно восходящие шаги записываются с помощью диезов, а нисходящие - с помощью бемолей.


Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шенберга - сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков - это "серия" (или "ряд") данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шенберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

Пример 3. Мелодический "ряд" из сюиты, ор. 25 Арнольда Шенберга. Техника додекафонии состоит в использовании для "серии" ("ряда") всех двенадцати звуков хроматической гаммы; повторения звуков исключаются.


Диатонические гаммы. В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими - они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta - "фальшивая", "ложная" музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.


Пример 4. Совершенная система включает все звукоряды и, следовательно, все тона, используемые в средневековой музыке.


Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль - как des и т.д.).
Лады. Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля - си-бемоль - до - ре - ми - фа - соль или ре - ми - фа - соль - ля - си-бемоль - до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона - ми - фа и си - до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону - инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов ("модусов") (пример 5). Их иногда называют "церковными" ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался "автентическим"; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался "плагальным" ("вторичным").


Пример 5. Церковные лады - это звукоряды, употреблявшиеся главным образом в эпоху Средневековья, хотя две последние пары (в таблице) были добавлены теоретиками в эпоху Ренессанса. Начальный тон - инициалис - в каждой гамме обозначен целой нотой; тон речитирования при исполнении литургического речитатива обозначен половинной нотой. Автентический лад и парный ему плагальный лад имеют один инициалис, но разные диапазоны и тона речитирования.


Транспозиция и альтерация. Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых "случайных знаков" - диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до - ре появлялся хроматизм до-диез - ре.
Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула ("попевка") или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.
Мажорный и минорный звукоряды (гаммы). С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати - путем добавления теоретически "вычисленных" локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два - ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней. Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов - между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями - придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалис - конечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17-20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.


Пример 6. Мажорный лад (или мажорная гамма) содержит полутоны в гармонически сильной позиции. При совместном звучании (как показано в такте, следующем за двойной чертой) полутоновые тяготения образуют основу для гармонической последовательности "доминанта - тоника", т.н. совершенного каданса. Эта наиболее эффективная и тонально определенная гармоническая последовательность применяется в окончаниях музыкальных фраз или целых сочинений.


Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора - имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. "вводный тон") к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.


Пример 7. Минорный лад имеет несколько видов звукоряда, но ему необходимо заимствовать из мажора повышенную седьмую ступень, чтобы создать гармонически сильную последовательность "доминанта - тоника".


Другие лады. В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с "пробелами", т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.

Пример 8. Кроме хроматических и диатонических, существуют иные звукоряды. Пентатонические и целотоновые лады, например, нередко используются в восточных и примитивных культурах.

ЛИТЕРАТУРА
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966 Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ" в других словарях:

    Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

    - ― музыкальные инструменты, на которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз. К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна,… … Википедия

    Воспроизведение натуральных звучаний электромеханическими средствами и сохранение их в форме, позволяющей восстанавливать их с максимальной верностью оригиналу. Более подробная информация о физических принципах, лежащих в основе затрагиваемых… … Энциклопедия Кольера

    В музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера

    В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …

    ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА - Сведения о музыке древних греков мы имеем преимущественно из теоретических сочинений, дошедших до нас в довольно большом числе. Известно, что музыка, подобно остальным искусствам, пользовалась в древности большим уважением; на музыкантов не… … Музыкальный словарь Римана

    Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

    Так называется музыка, свойственная тому или другому народу и свободная от примеси чуждых ему элементов. Она выражает дух народа и служит отголоском его внутреннего мира. В Н. музыке отражаются радости и горести, пережитые народом на пути своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона