Страны входящие в асеан на карте. Асеан: история создания и развития, цели и принципы деятельности, роль в решении региональных проблем. Эмблема и флаг

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - крупнейшая межгосударственная политико-экономическая организация региона. В её задачи входит решение множества вопросов в различных сферах деятельности на межправительственном уровне. В то же время за годы своего существования организация значительно трансформировалась и претерпела изменения. Давайте определим, что представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и выясним причины её создания.

Предыстория создания

Прежде всего давайте остановимся на событиях, которые предшествовали образованию АСЕАН.

Предпосылки для интеграции стран в регионе стали появляться ещё после окончания Второй мировой войны и получения ими независимости. Но первоначально эти процессы носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Это было связано с тем, что бывшие метрополии, хотя и предоставили своим колониям независимость, но в то же время старались не утратить политического влияния в регионе и не допустить установления коммунистических режимов на территории Индокитая.

Итогом этих стремлений стало возникновение в 1955-1956 г. военно-политического блока СЕАТО, который предусматривал обеспечение коллективной защиты в регионе. В организацию входили следующие государства: Таиланд, страна Филиппины, Пакистан, Австралия, США, Франция, Великобритания. Кроме того, с блоком тесно сотрудничали Республика Корея и Республика Вьетнам. Но данный военно-политический союз просуществовал недолго. Вначале из него вышел ряд стран, а в 1977 году он был окончательно упразднен. Причиной стала все меньшая заинтересованность бывших метрополий в делах региона, поражение США в войне в Индокитае, а также установление коммунистических режимов в ряде государств.

Стало понятно, что объединение на военно-политической основе недолговечно и носит сиюминутный характер. Страны региона нуждались в более тесной экономической интеграции.

Начальные шаги на пути к этому были сделаны в 1961 году, когда образовалась организация ASA. В неё входили государство Филиппины, федерация Малайзия и Таиланд. Но все-таки изначально этот носил вторичное значение по отношению к СЕАТО.

Образование АСЕАН

Руководство стран ASA и других государств региона понимало, что экономическое сотрудничество должно расширяться как территориально, так и качественно. С этой целью в 1967 году в Бангкоке был подписан договор, получивший название Декларация АСЕАН. Подписантами её являлись, кроме представителей стран ASA, уполномоченные делегаты, представляющие государство Сингапур и Индонезию. Именно эти пять стран стояли у истоков АСЕАН.

Считается моментом, с которого стала функционировать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Цели организации

Настало время выяснить, какие цели на момент своего образования преследовала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Они были сформулированы в указанной выше Декларации АСЕАН.

Главными целями организации являлось форсирование динамики экономического развития её членов, интеграция между ними и взаимодействие в различных сферах деятельности, установление мира в регионе, увеличение торгового оборота внутри Ассоциации.

Каждая из этих целей была направлена на достижение глобальной идеи - установление благоденствия в регионе.

Члены АСЕАН

К настоящему времени 10 стран включает в себя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Состав организации сформирован из следующих членов:

  • государство Таиланд;
  • федерация Малайзия;
  • страна Филиппины;
  • страна Индонезия;
  • город-государство Сингапур;
  • султанат Бруней;
  • Вьетнам (СРВ);
  • Лаос (ЛНДР);
  • Союз Мьянма;
  • Камбоджа.

Первые пять из указанных стран были основателями АСЕАН. Остальные вливались в организацию на протяжении истории её развития.

Расширение АСЕАН

Султанат Бруней, Вьетнам, страна Лаос, Мьянма и Камбоджа были включены в состав АСЕАН в последующие годы. Государства региона все больше втягивались во взаимную интеграцию.

Государство Бруней стало первой страной региона, которая присоединилась к пятерым учредителям АСЕАН. Это случилось в 1984 году, то есть почти сразу, как только страна получила независимость от Великобритании.

Но присоединение Брунея носило одиночный характер. В середине - второй половине 90-х годов сразу несколько стран вступило в АСЕАН, а это уже свидетельствовало об определенной тенденции и престижности членства в организации.

В 1995 году членом АСЕАН стал Вьетнам - страна, управление в которой было основано на марксисткой идеологии. Нужно отметить, что до этого в АСЕАН входили только страны, которые за основу развития брали западную модель. Вхождение в организацию коммунистического государства свидетельствовало об углублении интеграционных процессов в регионе и о приоритете экономического сотрудничества над политическими разногласиями.

В 1997 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пополнилась сразу двумя членами. Ими стали Лаос и Мьянма. Первая из них также является страной, выбравшей коммунистический тип развития.

Тогда же в организацию должна была вступить Камбоджа, но из-за политических неурядиц это было отложено на 1999 год. Впрочем, в 1999-м все прошло гладко, и государство стало десятым членом АСЕАН.

Положение наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и ДР Восточный Тимор. Кроме того, в 2011 году Восточный Тимор подал официальную заявку на полноправное членство в организации. Пока эта заявка находится на рассмотрении.

Органы управления

Давайте рассмотрим структуру управления АСЕАН.

Высшим органом Ассоциации является саммит глав государств, входящих в неё. С 2001 года он проводится ежегодно, а до того времени встречи организовывали один раз в три года. Кроме того, сотрудничество проходит в формате совещаний представителей министерств иностранных дел стран-участников. Они также проводятся ежегодно. В последнее время все чаще стали проходить совещания и представителей других министерств, в частности сельского хозяйства и экономики.

Текущее руководство делами АСЕАН возложено на Секретариат организации, расположенный в столице Индонезии Джакарте. Главой этого органа является Кроме того, АСЕАН насчитывает почти три десятка профильных комитетов и более сотни рабочих групп.

Деятельность АСЕАН

Рассмотрим данной организации.

В настоящее время основополагающим документом, который берется за основу при определении общего стратегического развития организации и взаимоотношений внутри неё, является договор, подписанный в Бали делегатами стран-участниц.

С 1977 года стало действовать соглашение по упрощенной торговле между государствами региона. Интеграция стран Юго-Восточной Азии в экономике была закреплена в 1992 году созданием региональной зоны получившей название АФТА. Многими экспертами именно это считается главным достижением АСЕАН. На данном этапе Ассоциация, как субъект международного права, работает над заключением договоров о свободной торговле с Китаем, Индией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и рядом других стран.

В начале 90-х годов особенно значимой стала угроза экономического и политического доминирования Соединенных Штатов в регионе. Этому постаралась препятствовать Малайзия. Страна предложила создать Совет, в который бы, кроме государств АСЕАН, входили КНР, Республика Корея и Япония. Эта организация должна была защищать региональные интересы. Но проект не удалось воплотить в жизнь, так как он встретил упорное сопротивление со стороны США и Японии.

Впрочем, Китай, Корею и Японию все-таки удалось привлечь к деятельности Ассоциации. С этой целью была создана в 1997 году организация "АСЕАН плюс три".

Ещё одной важной программой является задача обеспечения безопасности и политической стабильности в регионе. С 1994 года начал работать форум по вопросам безопасности, получивший название АРФ. Тем не мене, члены организации не захотели превращать АСЕАН в военный блок. В 1995 году они подписали соглашение, которое признавало Юго-Восточную Азию регионом, свободным от ядерного оружия.

В рамках организации также активно решаются вопросы по проблемам окружающей среды.

Перспективы развития

Дальнейшая экономическая интеграция государств региона, а также углубление сотрудничества с другими странами АТР является приоритетом деятельности АСЕАН в будущем. Данную программу призвано реализовать Единое сообщество АСЕАН, основанное в 2015 году.

Ещё одна задача организации на ближайшее время - преодоление разрыва в экономическом развитии между её членами. Таиланд, страна Сингапур и Малайзия в экономическом плане на сегодняшний день опережают другие государства региона. К 2020 году планируется в значительной мере сократить этот разрыв.

Значение организации

Значение АСЕАН для развития стран Юго-Восточной Азии очень велико. С момента возникновения Ассоциации один из самых отсталых регионов Азии влился в число передовых не только на континенте, но и в мире. Кроме того, значительно уменьшилось количество вооруженных конфликтов в регионе. Развитие экономических связей между членами Ассоциации способствует их процветанию.

В планах организации - достижение ещё более значимых вершин.

АСЕАН: причины и цели создания, этапы интеграционного процесса. Что означаетАСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была образована в 1967 году Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Центростремительными силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых торговых путей, переход к либеральной модели построения рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентированность реструктуризированной экономики.

Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов.

В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:

  • · ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;
  • · укрепление мира и региональной стабильности;
  • · расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:
  • · развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
  • · расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
  • · установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.

  • · Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
  • · Однотипность (но дифференцированность) экономик стран- участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
  • · Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.

В результате кризисов обострились и выявились многие проблемы, разрешение которых оказалось невозможным вне финансовой интеграции. В последнее десятилетие для стран Юго-Восточной Азии характерна совершенно иная интеграционная политика в области финансов. Главное ее отличие от прежней - это вовлечение новых стран Южной и Восточной Азии: финансовая интеграция больше не замыкается на одном только регионе Юго-Восточной Азии. Такое расширение интеграционных процессов в финансовой сфере проявляется созданием новых организационных структур, таких как Асеан+3 (Япония, Китай и Республика Корея) или Асеан+6 (К ним еще добавляются Индия, Австралия и Новая Зеландия). Данные структуры наделены полномочиями вмешательства в сферу валютного и финансового управления.

Достигает почти 700 миллиардов долларов США. Совокупный экспорт стран АСЕАН превышает 300 миллиардов долларов США. Темпы роста внешнеторгового оборота в среднем составляют 14 % в год.
Уставными целями в Бангкокской декларации об учреждении Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества между странами-членами, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии .

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством мининдел страны-устроительницы очередного СМИД. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). АСЕАН занимается проблемами экономического и социального развития региона, привлечения инвестиций в бедные страны, развития новейших технологий, борьбой с наркомафией. Важным компонентом этой программы считается заключение в 1995 году Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия , который вступил в силу в марте 1997 года.

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии. Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочное соглашение о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА). Валютно-финансовый кризис, поразивший страны Юго-Восточной Азии в 1997 году, стал испытанием решимости стран АСЕАН продолжить политику экономической интеграции. Серьезные внутренние проблемы, с которыми столкнулись члены Ассоциации в ходе преодоления кризиса, отвлекли их от решения перспективных задач, ослабили солидарность стран. Например, Таиланд и Филиппины считали необходимым активизировать усилия с тем, чтобы быстрее вписаться в процесс международной глобализации, решительнее проводить в АСЕАН экономические и политические реформы. Однако государства Индокитая проявили более осторожный подход, выдвигая на первый план незыблемость принципов невмешательства во внутренние дела друг друга и консенсус в принятии важных решений как основу в деятельности Ассоциации. В результате некоторые страны-члены АСЕАН, по сути, взяли курс на самостоятельный поиск путей преодоления кризиса. Тем не менее, на официальном уровне неизменно подчеркивается приверженность коллективному решению региональных проблем. Благодаря принятым мерам в первой половине 1999 года большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и продемонстрировать определенные успехи в деле финансового оздоровления, экономического роста и привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем в рамках организации продолжает довольно остро стоять проблема выравнивания уровней экономического и социального развития между странами-членами и преодоления «раскола на богатых и бедных».

В 1970-е годы зародилась и успешно функционирует система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Практическое взаимодействие с партнерами по диалогу обеспечивается с помощью системы специальных органов, среди которых головными являются Совместные комитеты сотрудничества. С 1994 года работает Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ), пленарные заседания которого проводятся также ежегодно в рамках конференции министров иностранных дел. В нем участвуют страны-члены АСЕАН и диалоговые партнеры Ассоциации.

АСЕАН; англ. Association of South East Asian Nations - ASEAN )

основана в 1967 в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 принят Бруней. Цели - экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны. В 1990-е в организацию вступили Мьянма, Камбоджа, Лаос и Вьетнам. АСЕАН занимается проблемами экономического и социального развития региона, привлечения инвестиций в бедные страны, развития новейших технологий, борьбой с наркомафией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)

(Association of South-East Asia Nations – ASEAN) – образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа – Новая Гвинея.

1) Нормативно-правовая база. Основными документами АСЕАН являются Бангкокская декларация АСЕАН 8 августа 1967 г., Декларация «Согласия АСЕАН» 24 февраля 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 24 февраля 1976 г. и два дополнительных Протокола к нему. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА) внерегиональных держав, включая Россию, путем подключения ко II Протоколу Договора.

В основе экономической деятельности Ассоциации лежат Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) 1992 г., программа «АСЕАН – видение в 2020 г.: партнерство в динамичном развитии» 1997 г., Ханойский план действий 1998 г., рамочное соглашение о Зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) 1998 г. и схема промышленного сотрудничества (АИКО), Ханойская декларация «О сокращении отставания в развитии в целях осуществления более тесной интеграции в рамках АСЕАН» 23 июля 2001 г.

Важное место в деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА Зоны, свободной от ядерного оружия, на основе Декларации о Зоне, свободной от ядерного оружия (27 ноября 1971 г.) и Договора о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (15 декабря 1995 г.). В ХХI веке государства АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

2) Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации определено содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества государств-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА.

3) Основные органы. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, проводящиеся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты.

Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые проводятся по ротационному принципу. При необходимости могут созываться специальные СМИД. Каждый год проводятся также совещания министров экономики.

Текущее руководство АСЕАН осуществляется постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел государства-устроителя очередного СМИД. Членами Постоянного комитета, помимо министра иностранных дел государства-устроителя или его представителя, являются аккредитованные в государстве послы государств-членов АСЕАН. Задачей Постоянного комитета является осуществление работы Ассоциации в период между СМИД. Одновременно действуют комитеты ad hoc («к случаю») и постоянные комитеты экспертов и официальных представителей по специальным вопросам.

В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Секретариат осуществляет координацию деятельности механизмов и структур АСЕАН. Генеральный секретарь избирается на 5 лет. Он обязан присутствовать лично или через своих представителей на всех мероприятиях, проводимых в рамках АСЕАН, обладает полномочиями выступать от имени АСЕАН и контактировать с другими международными организациями и правительствами. Через генерального секретаря осуществляются также контакты и координация между различными органами АСЕАН. В его ведении находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, разъяснение директив Постоянного комитета. Он выступает в роли депозитария документов АСЕАН, представляет ежегодный доклад на совещание министров иностранных дел и т.д.

Секретариат АСЕАН координирует деятельность 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий.

В каждом государстве-участнике функционирует Национальный секретариат, который ведет работу Ассоциации от имени своего государства и помогает в проведении ежегодных или специальных встреч министров иностранных дел, деятельности Постоянного комитета и иных комитетов, которые могут быть организованы по специальным вопросам.

В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, это касается снятия «запрета» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под давлением таких настроений на Манильском (1999 г.) саммите АСЕАН было принято решение о создании «тройки» АСЕАН на уровне министров иностранных дел по содействию урегулированию внутриполитических проблем государств-членов. Однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены.

В рамках Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, направленного на урегулирование споров и конфликтных ситуаций в регионе, создан Высший совет. Согласно принятым в июле 2001 г. в ходе мероприятий АСЕАН Правилам Процедуры Высшего совета в его состав должны входить представители на министерском уровне от каждого государства АСЕАН, а также по одному представителю на министерском уровне от государств вне региона Юго-Восточной Азии, напрямую участвующих в споре (в случае присоединения таких государств к Балийскому договору). Возглавляет Высший совет Председатель, избирающийся только из представителей государств АСЕАН. В обязанности Высшего совета входит изучение спора или конфликтной ситуации и выработка рекомендаций относительно способов их урегулирования, таких как добрые услуги, посредничество, расследование или согласительная процедура. В соответствии с Правилами процедуры механизм урегулирования запускается только государством, напрямую вовлеченным в спор, посредством направления по дипломатическим каналам письменного сообщения Председателю Высшего совета и другим государствам-участникам Договора. Председатель Высшего совета должен получить от всех сторон, участвующих в споре, согласие на применение процедуры Высшего совета. Получив согласие сторон, Председатель проводит заседание Высшего совета, на котором принимается соответствующее решение.

Высший совет Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в начале ХХI века не действует.

В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса.

4) Диалоговые отношения. В 70-е годы ХХ века зародилась система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Они координируют деятельность различных рабочих групп, создаваемых в рамках диалога. Регулярно проходят совещания старших должностных лиц (СДЛ) – на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Кроме того, в каждом государстве действуют комитеты АСЕАН, объединяющие асеановских послов в государстве пребывания. Такие комитеты АСЕАН имеют консультативную функцию и предназначены для обмена информацией и осуществления контактов с государственными органами.

Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.

5) Диалог Россия-АСЕАН. С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером АСЕАН по диалогу. К механизмам диалога Россия-АСЕАН относятся:

Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва) и в 2000 г. (Джакарта);

Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г.);

Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Первое совещание состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе – в октябре 1999 г. в Хошимине, третье – в апреле 2002 г. в Москве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аналитический доклад АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) 1. История создания и механизм функционирования

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 г. валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 г., когда большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции, в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 г. - филиппинец Родольфо Северино). В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. Схема управления АСЕАН прилагается.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

2. Зона свободной торговли

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) , подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.

В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН, эти сроки неоднократно менялись.

Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.

Во время саммита в декабре 1998 г. было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны - Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд - к 2000 г. сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 г. ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.

Для новых членов - Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 г. Камбоджи - ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама - до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы - до 2008 г.).

Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 г.

СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.

Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.

Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 г., в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.

В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, уже принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН до конца 2000 г., а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 г. начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.

Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 г. до 6,15% в 1998 г. Доля внутриасеановской торговли в 1998 г. составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).

По расчетам специалистов АСЕАН, общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.

3. Схема промышленного сотрудничества

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 г.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создает им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ будет достигнут только к 2003 г. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

4. Зона инвестиций

В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.

АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам - членам Ассоциации, так и третьим странам.

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 г., в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 г. - внешним инвесторам.

Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. - асеановским инвесторам, к 2020 г. - всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.

В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью.

Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.

Исходя из различного уровня развития государств - членов АСЕАН, Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама - до 2013 г., Лаоса и Мьянмы - до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА принял решение ликвидировать списки к 2003 г.

Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 г. уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.

5. Об использовании в СНГ опыта АСЕАН

В связи с тем, что государства - участники СНГ все более полно начинают осознавать свои национальные и общие для СНГ в целом экономические интересы, а также необходимость в большей мере учитывать различия в уровне социально-экономического развития стран, особенности и последствия проводимых реформ, подходы и опыт АСЕАН к решению проблем интеграционного развития приобретают для стран СНГ определенную ценность.

Объясняется это тем, что в АСЕАН, во-первых, найден взаимоприемлемый механизм формирования зоны свободной торговли и зоны инвестиций. Как было показано выше, при формировании зоны свободной торговли и зоны инвестиций взаимными соглашениями АСЕАН вводятся дифференцированные условия для стран с различным уровнем экономического развития. Специальными соглашениями предусмотрены конкретные механизмы для этой цели. При формировании зоны свободной торговли это прежде всего различные для каждого государства объемы товаров, не облагаемых пошлинами, и сроки, в течение которых страны обязались существенно расширить список товаров, вообще не облагаемых импортными пошлинами. При формировании зоны инвестиций это сроки, в течение которых государства взяли на себя обязательства поэтапно открыть основные сектора национальной промышленности, предусмотрев для менее развитых стран надежную защиту внутреннего рынка.

Во-вторых, в АСЕАН разработана схема промышленного сотрудничества, в которой содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.

Схожие задачи ставятся при создании транснациональных финансово-промышленных корпораций в СНГ, в основу создания которых положено использование преимуществ исторически сложившегося разделения труда. Специалисты подсчитали, что уже в ближайшие годы такие корпорации могут задействовать более 20% хозяйственного и денежного потенциала государств Содружества, способствовать переходу от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, обеспечить реструктуризацию конкурентоспособных производств.

В-третьих, государства - члены АСЕАН вырабатывают коллективную позицию по защите своих интересов на внешних рынках, усиливающую роль каждой их них во внешнеторговых отношениях. В этих целях члены АСЕАН придерживаются общей платформы в многочисленных организациях экспортеров товаров, прежде всего сырьевых.

Наконец, в АСЕАН используется комплексный подход к решению проблем интеграции. Развитие взаимодействия государств не ограничивается сферой торгово-экономических отношений. Оно подкрепляется интеграцией в производственной сфере, а также новыми возможностями для увеличения инвестиций в конкурентоспособные производства.

Сводный департамент зоны свободной торговли
(торговой, таможенной, финансовой политики)