Создание черноморского флота при екатерине 2. Пять славных дел Екатерины II. Один из лучших в Европе

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.


Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота.

Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII - начале XIX вв.

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения";. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых.

В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль "Слава России".

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем "Европа", с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.

Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром - Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.

В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля "Слава Екатерины". В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля - первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная "Слава Екатерины" была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в "Преображение Господне". Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова.

Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, - писал он, - не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; 1/2 часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова - "за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов" она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом.

В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата "Осторожный" под командованием капитана 2-го ранга Берсенева. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.

17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты "Храбрый" и "Осторожный" под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов - наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название "килен-балка". В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне - в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля - Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады ("Ахтиарский магазин"), начали укреплять берега гавани.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.

6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиной, глубиной.

Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть - военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.

А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу - будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день - 3 июня (14 июня по новому стилю) - стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль "Польза России". Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название - Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь.

Примечания

1 отечественного судостроения. Под ред. И.Д. Спасского, - Т. I. - Спб., 1994. - С. 188-190 .
2 Веселаго Ф. Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года). - Изд. 2-е. - М.-Л., 1939. С. 66, 67.
3 История отечественного судостроения. - С. 242-243.
4 Веселаго Ф. Указ. соч. - С. 102-104.
5 История отечественного судостроения. - С. 248-255.
6 Черноморский флот: Исторический очерк. - М., 1967. - С. 11.
7 История отечественного судостроения. - С. 256.
8 Там же, С. 257-258.
9 Цит. По: История города-героя Севастополя: 1783-1917. - Под ред. С.Ф. Найды. - Киев, 1960. - С. 27.
10 А.В. Суворов. Письма. - М., 1987. - С. 42-43, 506.
11 Там же, С. 515.
12 Черноморский флот. С. 11.
13 Цит. По: История города-героя Севастополя. - С. 27.
14 Там же, С. 28-29
15 Черноморский флот. - С. 12; Севастополю 200 лет: 1783-1983 // Сборник документов и материалов. - Киев, 1983. - С. 29.
16 Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. - М., 1960. - С.124.

День Черноморского флота, созданного Екатериной II 233 года назад, отмечается в России 13 мая. На этот раз он будет праздноваться в двадцатый раз: он был учрежден указом командующего ВМФ адмирала Феликса Громова в 1996 году. До этого Россия жила без официального праздника моряков-черноморцев более 200 лет.

В честь праздничной даты в Севастополе проводятся торжественный митинг, молебен в храме Архистратига Михаила, возложение цветов в Екатерининском сквере в честь императрицы-основательницы и парусная регата «Под парусом к адмиральским погонам» под эгидой Черноморского военно-морского училища имени Нахимова.

«Идет непрерывная работа по улучшению качественных параметров плановой боевой учебы кораблей в море, несения боевой службы, в том числе и в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. Все это подчинено одной и очень важной цели, суть которой — стабильность и безопасность.

Черноморцы во все времена надежно стояли на защите мира. Эту задачу они будут выполнять и впредь», — сказал в своем поздравлении главком ВМФ России адмирал .

В 2016 году Черноморский флот ожидают масштабные поставки — ЧФ получит больше кораблей и подводных лодок, чем другие флоты. В Черном море появятся шесть подлодок проекта 636.3 («Варшавянка»), а также три сторожевых корабля «адмиральской» серии. Первым — в конце мая — в Севастополь прибудет «Адмирал Григорович».

На сегодняшний день Черноморский флот «отвечает» не только за российский контроль над Черным морем, но и за присутствие российских кораблей в Средиземном море — корабли ЧФ составляют основную часть Средиземноморской группировки, которой также руководит командующий ЧФ. Соединение также участвует в борьбе с боевиками запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии.

От Потемкина до «Потемкина»

ЧФ был создан в 1783 году после первого присоединения Крыма к России. Соответствующий манифест («О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу») подписала императрица Екатерина II. Тогда же был основан город Севастополь, ставший основным пунктом базирования кораблей флота.

Для России выход к Черному морю являлся не только геополитической задачей, но и вопросом обеспечения безопасности населения от набегов крымских татар. Вопрос этот был настолько важным, что православное Московское царство в 1686 году вступило в союз с католическими Речью Посполитой и Венецианской республикой.

Два крымских похода князя Голицына оказались неудачными, но молодой царь Петр в 1696 году взял Азов и даже закрепил право держать там флотилию. По мысли преобразователя, южными морскими воротами России должен был стать Воронеж. Однако поражение на реке Прут в 1711 году отодвинуло на 70 лет реализацию петровского проекта южного флота.

Корабль Азовского флота — фрегат «Осторожный» под командованием капитана второго ранга выбрал гавань, в которой в итоге построили севастопольский порт. Фактическим создателем и первым руководителем флота стал предполагаемый фаворит императрицы Григорий Потемкин-Таврический.

«Черноморский флот обязан возвысить славу России!» — писал Потемкин Екатерине II.

Первым масштабным конфликтом, в котором участвовали корабли Черноморского флота, стала Русско-турецкая война 1787-1791 годов, в ходе которой Россия одержала несколько решительных побед под командованием легендарного адмирала Федора Ушакова.

За период до Первой мировой войны ЧФ участвовал еще в четырех русско-турецких войнах, в которых, как правило, имел преимущество над османским противником. Однако, как и вся страна во второй четверти XIX века, флот технически отставал от флотов Европы. Синопское сражение в 1853 году, в котором российским флотом командовал Петр Нахимов, стало последним крупным сражением парусных кораблей.

На южном направлении Россия не всегда воевала против Турции: например, в 1798-1800 годах состоялась совместная российско-турецкая военная кампания против французов, в ходе которой осуществился средиземноморский поход Ушакова. В Стамбуле адмирал принял командование объединенным флотом, который занял ряд греческих островов, в том числе занятый французами Корфу.

Перед мастерством черноморских моряков преклонялись морские волки Великобритании, а адмирал завидовал смелости и отчаянности маневров, которые союзным флотам Второй антифранцузской коалиции предлагал Ушаков.

В том же регионе спустя около 30 лет, в 1827 году, Черноморский флот снова воевал против турок, на этот раз в союзе с французами. Это было судьбоносное Наваринское сражение, внесшее существенный вклад в создание независимой Греции, первым президентом которой стал экс-министр иностранных дел России Иоанн Каподистрия.

Одним из наиболее легендарных эпизодов в истории флота стал формально неудачный — оборона Севастополя в 1854-1855 годах. Моряки, защищавшие город, смогли сломить атакующую мощь союзников, и, хотя в итоге Севастополь был занят противником, это сражение на долгие годы стало символом доблести и самопожертвования.

«На бастионах Севастополя мы не забыли морского дела, а только укрепили одушевление и дисциплину, всегда украшавшие черноморских моряков», — так писал о битве адмирал Нахимов.

По итогам подписанного после Крымской войны мирного договора России 15 лет было запрещено иметь военный флот на Черном море, после чего его пришлось практически создавать с нуля.

Одна из самых известных страниц в истории Черноморского флота связана с первой русской революцией — это было легендарное восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в 1905 году. Матросы подняли бунт из-за обнаруженного моряками несвежего мяса, которое было пущено на приготовление борща. Они убили ряд находившихся на борту офицеров и взяли судно под свой контроль. После этого они рассчитывали расширять восстание вместе с другими кораблями, однако были в итоге вынуждены сдаться властям Румынии. Двадцать лет спустя снял фильм «Броненосец Потемкин», ставший одной из самых известных картин немой эры.

Потрясения XX века

В годы Первой мировой Черноморский флот имел преимущество над противостоящими ему турецкими моряками. В конце 1916 года получил общероссийскую популярность возглавивший ЧФ адмирал Колчак, который позже стал одним из лидеров Белого движения.

Колчак стал одним из многих русских офицеров, не подчинившихся приказу Петросовета №1, изданному сразу после Февральской революции. Документ обязывал отдать все вооружение в распоряжение выборной власти, в ответ на это требование Колчак выбросил в море свое наградное оружие. Перед адмиралом чуть позже извинились, а для поиска его георгиевской сабли на дно бухты спустят специального водолаза, который вернул оружие владельцу.

После Февральской и в особенности Октябрьской революций корабли флота практически перестали сопротивляться нападениям противника.

В Гражданскую войну на его базе был создан Белый Черноморский флот, который после поражения занимался эвакуацией войск и беженцев из Крыма. Оставшиеся в распоряжении белых 126 судов были преобразованы в Русскую эскадру, которая базировалась во французском порту Бизерта в Тунисе. Эти корабли испытывали сильную нехватку средств, в результате чего в 1922 году личный состав был полностью списан на берег.

После признания советской власти Парижем в 1924 году Франция должна была передать корабли СССР, однако из-за антисоветских протестов власти отказались от выполнения соглашений. Через 90 лет Франция по политическим причинам откажется от поставки России вертолетоносцев «Мистраль», которые, правда, должны были войти в состав Тихоокеанского флота.

В концовке Гражданской советская власть образовала из доставшихся ей кораблей Морские силы Черного и Азовского морей. В конце 1920-х началось активное строительство новых боевых кораблей, а в 1935 году флоту вернули название Черноморского.

К началу Великой Отечественной в составе ЧФ были пять крейсеров, 16 эскадренных миноносцев, 47 подлодок и несколько десятков других кораблей. На первом этапе войны ЧФ сыграл важную роль в обороне Одессы и Севастополя.

В первой половине 1942 года проходила Керченско-Феодосийская десантная операция, в ходе которой корабли ЧФ перебросили в Крым сотни тысяч солдат. К сожалению, эта операция закончилась полным разгромом советских войск, в результате которого погибли порядка 300 тыс. солдат, еще около 170 тыс. оказались в плену. Причинами этих громадных потерь стали репрессии 30-х годов, а также положение военной доктрины СССР: громить противника на его территории.

После перелома в ходе боевых действий операции черноморцев проходили гораздо удачнее: в сентябре 1943 года десант освободил Новороссийск, а в 1944 году при поддержке флота были отбиты Крым и Молдавия. Дунайская флотилия прошла реку от низовьев до Вены, где внесла решающий вклад в освобождение австрийской столицы.

После распада империи

Со времен Второй мировой Черноморский флот уже не участвовал в полноценных военных конфликтах, однако стал объектом конфликтов политических — между Россией и Украиной.

После распада СССР Автономная республика Крым оказалась в составе Украины. В декларации о независимости страны Киев подчинял все дислоцированные на территории страны военные соединения .

Первоначальные договоренности о создании СНГ подразумевали, что стратегические военные силы должны были находиться под общим командованием, однако первый президент Украины своим указом подчинил ЧФ Киеву; на следующий день аналогичный указ подписал .

В итоге в августе 1992-го по итогам переговоров двух президентом было подписано соглашение, согласно которому ЧФ признавался Объединенным флотом России и Украины. Фактически это означало крайне конфликтные отношения между российской и украинской частью начальства, что в итоге привело к упадку флота.

В 1994-1997 годы лидеры двух стран подписали ряд соглашений , в результате которых ЧФ был разделен между Москвой и Киевом. На кораблях воссозданного Черноморского флота России советскую символику сменили на Андреевский флаг, а украинские военные корабли стали базироваться отдельно. Заметим, что в 1996 году, когда был учрежден День Черноморского флота, самые важные из этих мер еще не были утверждены.

Большая часть кораблей и флотских объектов достались России: 338 у Москвы против 30 у Киева. В то же время подавляющее большинство объектов на земле перешло под контроль Украины.

Кроме того, Россия должна была компенсировать Украине более $500 млн за счет доставшихся ей кораблей, а также ежегодно уменьшать сумму госдолга Украины на порядка $98 млн в качестве компенсации за аренду порта и других военных объектов.

В 2010 году были утверждены харьковские соглашения, которые должны были регулировать положение флота после истечения предыдущих договоренностей. С 2017 года должен был вступить в действие новый порядок, согласно которому Россия должна была начать платить Украине по $100 млн ежегодно.

8 декабря 2015 года состоялось возвращение Черноморского флота к серьезному боевому применению. С подлодки «Ростов-на-Дону» запустили крылатые ракеты «Калибр» по позициям «Исламского государства» (группировка запрещена в России и других странах. — «Газета.Ru») в Сирии. Как тогда министр обороны , пуски были успешными: урон был нанесен складам с боеприпасами, заводу по изготовлению мин и нефтяной инфраструктуре террористов.

Подлодка буквально через несколько дней вернулась на обслуживание в Севастополь, а после официального завершения операции командиру подлодки Андрею Адамскому медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Несколько других кораблей Черноморского флота продолжают прикрывать российскую группировку войск у берегов Сирии.

«Во все времена истории, отстаивая интересы России, моряки-черноморцы одерживали знаменательные победы над неприятелем. В ратной деятельности черноморцев формировалась русская школа военно-морского искусства. И сегодня моряки Черноморского флота успешно решают задачи по борьбе с международным терроризмом и восстановлению мира на территории Сирийской Арабской Республики», — подчеркивает главком ВМФ России адмирал Владимир Королев.

(1729 - 1796)- российская императрица, дочь принца Христиана Августа Цербст-Дорнбургского и княгини Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторбской (двоюродной тетки императора Петра III). По одной из версий ее настоящим отцом был князь Иван Бецкой, внебрачный сын Петра I.

При рождении будущая императрица получила имя Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербская. Когда Елизавета Петровна стала подыскивать невесту для Петра III (своего приемника), прусский король Фридрих Вильгельм II посоветовал ей обратить внимание на Софью Фредерику. В 1743 г. Софья Фредерика отправилась в сопровождении матери в Петербург. На императрицу невеста произвела благоприятное впечатление. Софья Фредерика приняла крещение под именем Екатерина Алексеевна, а в 1745 г. состоялась ее свадьба с наследником престола Петром III.

Вскоре отношения Елизаветы Петровны и Екатерины стали более чем натянутыми, так как Екатерина не раз принимала участие в дворцовых интригах. В 1754 г. Екатерина родила сына Павла, и это спасло ее от опалы, так как императрица не осмеливалась покарать мать будущего императора.

После смерти Елизаветы Петровны и восшествия на престол Петра III положение Екатерины стало угрожающим. В 1761 г. она родила мальчика от Григория Орлова, и Петр III принял решение заточить неверную супругу в монастырь. Это вынудило Екатерину пойти на переворот. 28 июня 1762 г. Петр III был низложен и убит.

Наступил век «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Он характеризуется распространением в высших слоях российского общества идей французского Просвещения - Вольтера, Дидро, Монтескье и Руссо. Опираясь на их идеи, Екатерина II разрушила церковно-патриархальный уклад и дала обществу светскую идеологию, под знаменем которой Россия существовала вплоть до революции 1917 г.

Свое правление Екатерина II начала с внутренних преобразований. Была учреждена Тайная экспедиция - высший орган политического надзора и сыска, реорганизован Сенат, упразднено гетманство на Украине, проведено отчуждение и передача государству монастырских земель. В 1763 г. в России были введены в обращение первые ассигнации (бумажные деньги), а также появились новые кредитные учреждения - Государственный банк и Ссудная казна. В том же году Екатерина II создала медицинскую комиссию и приказы общественного призрения, которые впервые стали заниматься вопросами общественного здравоохранения.

Внешняя политика России при Екатерине II отличалась особой активностью и была весьма эффективной. В 1768 г. Россия вступила в войну с Турцией, своим основным соперником на Черном море. В ходе этой войны сухопутные войска российской империи под командованием генерала-фельдмаршала Румянцева разгромили турок в битвах при Ларги и Кагуле (1770 г.). Одновременно военно-морской флот России под командованием адмирала Спиридова уничтожил турецкий флот в Чесменском сражении. В 1774 г. Турция признала себя побежденной. По мирному договору Крымское ханство становилось независимым (практически это означало установление протектората России).

Мирные соглашения 1774 г. не устраивали обе конфликтующие стороны. В 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ходе этой войны русские войска под командованием выдающегося полководца А.В.Суворова одержали ряд блестящих побед: при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике, были взяты крепости Измаил и Очаков. Русская эскадра под командованием адмирала Ушакова потопила турецкий флот в Керченском сражении и при Калиакрии. По новому мирному договору (1791 г.) Крым и Кубань отходили России, сухопутная граница между Россией и Турцией устанавливалась по реке Днестр.

Победоносной была и война с Швецией (1788 - 1790) г.г.). Российский флот под командованием адмирала Грейга нанес сокрушительное поражение шведскому флоту в сражение при Гогланде.

Территория Российской империи значительно расширилась. В результате раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией в состав России вошли Правобережная Украина, Западная Белоруссия, Литва и Латвия. На востоке началось освоение и заселение русскими Аляски и Калифорнии. К России отошли Алеутские острова. На юге были покорены и вошли в состав России города Дербент и Баку.

Особенность правления Екатерины II - демонстративный фаворитизм. Практически все фавориты Екатерины в той или иной степени вмешивались в политику, но открыто делали это только Григорий Орлов и Григорий Потемкин. Светлейший князь Потемкин до своей смерти в 1791 г. оставался правой рукой императрицы. По распространенной версии Потемкин и Екатерина II тайно обвенчались в Москве в 1775 г.

Все годы своего правления Екатерина II ощущала шаткость своих прав на престол. С соперниками она расправлялась беспощадно. По ее указанию был предан смерти Иван Антонович, низложенный и заточенный в Шлиссельбургской крепости еще Елизаветой Петровной. Трагичной была судьба некой княжны Елизаветы Таракановой, которая решила воспользоваться незаконным восшествием на престол Екатерины II. Заграницей она объявила себя дочерью Елизаветы Петровны. Екатерина II поручила Алексею Орлову выманить самозванку в Россию, и Орлову удалось это поручение выполнить. Тараканову заточили в Петропавловскую крепость. О ее дальнейшей судьбе известны три версии: она умерла от чахотки в 1775 г.; утонула в камере во время наводнения 1777 г.; пострижена в монастырь под именем Досифеи и умерла в 1810 г.

Наиболее серьезным потрясением трона стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1774 г.г.), выдававшего себя за чудом спасшегося Петра III. Крестьянская война захватила огромную территорию: Урал, Среднее и Нижнее Поволжье. Только ценой огромных усилий правительственным войскам удалось разгромить восставших. Пугачева доставили в Москву и 10 января 1775 г. публично казнили.

С большой тревогой встретила Екатерина II Французскую буржуазную революцию. Россия вошла в антифранцузскую коалицию, но непосредственного участия в военных действиях не принимала.

Императрица Екатерина II умерла 6 ноября 1796 г. Существует версия, что ее либо отравили, либо закололи шпагой за запрет масонских лож. От Петра III у императрицы были сын Павел (наследник престола) и дочь Анна (умерла в младенчестве). От Григория Орлова - сын граф Алексей Бобринский, от Григория Потемкина - дочь Елизавета Темкина. Известны и другие имена нескольких нелюбимых и забытых матерью детей от фаворитов Ланского и Зубова.

А.А. Лебедев

У ИСТОКОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ.

Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768-1783 гг.)

Введение

Государство, обладающее выходом к морям, развивается быстрее и гармоничнее, чем государство, не имеющее такого выхода.{1} История России изначально и неразрывно связана с мореплаванием и флотом. Уже Древнерусское государство имело прочные позиции на Балтийском и Черном морях. При этом значение последнего для Киевской Руси очень сложно переоценить: через него шли контакты с важнейшим политическим и культурным центром того времени - Византией. Однако затем наступили трудные времена: за право выхода на Балтийское море развернулась многовековая борьба, а выход на Черное море с XIII в. вообще был потерян. В конце XV в. это море превратилось во внутреннее для могущественной Османской империи, а для России наступил период изнурительной борьбы с набегами крымских татар на юге. В начале XVII в. был потерян выход и на Балтику. В результате, несмотря на ряд очевидных успехов в развитии государства, достигнутых на протяжении XVII столетия, к его концу Россия в экономическом и военном плане серьезно отставала от развитых стран Европы, где в то время были широко распространены мануфактурное производство, большие наемные армии и регулярные флоты. И борьбу за возвращение на моря Российское государство повело с черноморского направления.

Эта борьба оказалась долгой и кровавой, но в итоге при Екатерине II Россия вернулась на Черноморское побережье. Более того, она присоединила и Крым. Однако, несмотря на обилие и сложность событий, связанных с этой борьбой, в отечественной историографии были освещены лишь наиболее яркие из них. Правда, на этом фоне иногда кажется, что рассмотрено практически все, но, к сожалению, данное впечатление обманчиво. В частности, за подробным изучением Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в таких аспектах, как действия войск на Дунае, Балтийского флота в Архипелаге и дипломатическая борьба вокруг условий мирного договора, скрываются существенные лакуны и в военной, и в дипломатической истории. Мы имеем в виду степень взаимодействия армии и флота на разных театрах войны, анализ военно-морского искусства и планов использования флота, наконец, историю военных действий на Азовском и Черном морях и в Северном Причерноморье. Так, история Азовской флотилии практически полностью обойдена вниманием.

Причем флотилии не повезло дважды: с одной стороны, в войне 1768–1774 гг. ее действия заслонили более крупные и яркие победы на других театрах, а с другой - история соединения в 1768–1783 гг. померкла на фоне событий, связанных с созданием и блестящими успехами уже формально учрежденного Черноморского флота в следующей Русско-турецкой войне 1787–1791 гг. В итоге Азовская флотилия оказалась в значительной степени забытой.

Между тем, данная флотилия сыграла как в войне 1768–1774 гг., так и в истории русского флота весьма значимую роль. В кампании 1771 г. она внесла неоценимый вклад в операцию по овладению Крымом, что стало важнейшим событием всей войны. В 1772–1774 гг. Азовская флотилия успешно выдержала противостояние с турецким флотом на Черном море, отразив тем самым все попытки Турции вернуть Крым. В эти годы она фактически выполняла большинство функций флота, одержав верх во всех столкновениях с соединениями турецких линейных кораблей и заложив победные традиции Черноморского флота. Появившиеся в 1771–1774 гг. 32–58-пушечные фрегаты положили начало крупному российскому судостроению на Черном море. Наконец, в 1769–1771 гг. был решен вопрос о заведении на Черном море линейного флота. Созданная же в 1769–1774 гг. судостроительная база позволила продолжить развитие русской морской силы на Черном море и после войны, что впоследствии сыграло важную роль при фактическом перерастании флотилии в Черноморский флот.

Но вот парадокс - в целом историки отмечают значение Азовской флотилии, однако целостного и подробного исследования не проведено до сих пор, ни по вопросу создания флотилии, ни по ее боевой деятельности. В общем затрагиваются лишь отдельные наиболее красочные аспекты.

Приведем лишь два показательных примера. Обычно рассмотрение судостроения в интересах флотилии сводится к бесстрастной фиксации ее корабельного состава (и то с многочисленными ошибками), с приведением первых данных на 1771 г., при этом 1768–1770 гг. либо опускаются вовсе, либо даются в общем виде. А ведь в 1768 г. у России не было на Азовском и Черном морях ни кораблей, ни баз, ни верфей, ни даже выхода на подходящие участки побережья. Между тем, в 1771 г. флотилия имела в Таганроге боеспособную эскадру «новоизобретенных» кораблей, а на одной из верфей строились два 32-пушечных фрегата! Как это стало возможно и как это было создано? Каких стоило усилий? Ответа в литературе нет.

Не лучше ситуация и с изучением боевой деятельности флотилии. Здесь дело фактически ограничивается кратким перечислением ее успехов и разбором побед на нескольких строчках. Вот как, например, обычно описывается Балаклавский бой - первая победа флотилии на Черном море: «23 июня Кинсберген с отрядом из двух новоизобретенных кораблей, находясь вблизи Балаклавы, усмотрел идущие к Крымскому берегу три 52-пушечных неприятельских корабля и 25-пушечную шебеку. Несмотря на огромное неравенство сил, Кинсберген атаковал турецкую эскадру и после шестичасового боя заставил ее отступить».{2} И все!

Похожая ситуация и с периодом так называемой мирной борьбы с Турцией в 1774–1783 гг. Здесь весьма подробно рассмотрены борьба на суше и дипломатическое противоборство, но опять-таки очень скупо и путано проанализирован морской фактор. Причина же банальна: историю Черноморского флота начинают вести с не обоснованной должным образом даты - 2 мая 1783 г. Соответственно получается, что морской фактор имел большое значение лишь в борьбе за сохранение достигнутых позиций в войне 1787–1791 гг.

Между тем, Азовская флотилия не только сыграла существенную роль в сохранении достигнутых в 1774 г. результатов, дважды способствовав отражению попыток Османской империи вернуть Крымский полуостров и подавлению спровоцированных на нем восстаний, но и стала важнейшей составной частью процесса появления на Черном море линейного флота.

Так о чем же эта книга? В целом - о рождении русского Черноморского флота и его влиянии на перипетии борьбы за Крым и Черное море в 1768–1783 гг., причем речь пойдет не просто о создании флота, а о его появлении и развитии в контексте общей морской и внешней политики России в данное время. Наконец, нами будет предпринята первая попытка тщательного анализа опыта использования морских сил в русско-турецкой борьбе XVI–XVIII вв., что позволит судить о степени эффективности военно-морской политики России на южных морях.

Читателю также предлагается знакомство со многими историческими фигурами, крупными и не очень, создавшими Черноморский флот и присоединившими Крым, приводится богатый опыт управленческих решений, как положительных, так и провальных, что позволяет понять их природу и особенности. А опыт действительно большой и ценный: создание и деятельность Азовской флотилии демонстрируют образец успешного создания морского соединения в тяжелейших условиях, поиск и нахождение, казалось бы, невозможных организационных решений при правильном использовании опыта и инициативы (и показательных провалов при косности и формализме ведения дел), а также яркий пример достижения больших успехов крайне ограниченной в силах флотилии в борьбе против военно-морского флота на морском театре военных действий. Ознакомиться со всем этим опытом управления полезно и в наши дни.

Наконец, не менее важны и приложения к данному исследованию. Здесь представлены полная галерея флагманов, стоявших у истоков Черноморского флота, и попытка сравнительного анализа состояния русского флота на фоне других европейских флотов середины XVIII в., что поможет, с одной стороны, понять и оценить тех, кто создавал Черноморский флот, а с другой - сориентироваться в положении флота Российского среди других военно-морских флотов середины XVIII столетия.

Хронологическими рамками исследования являются 1768–1783 гг. Однако, поскольку при создании флотилии широко использовался предшествующий опыт борьбы за Крым и южные моря, в первой главе нами проведен его анализ, особенно применительно к истории деятельности предшествующих Азовской флотилии морских соединений. Кроме того, была предпринята попытка и всестороннего изучения состояния как русского, так и турецкого флотов накануне войны. С турецким флотом Азовской флотилии предстояло воевать, а Балтийский флот должен был, с одной стороны, выделить моряков (с их взглядами, подготовкой, привычками), а с другой - сам принять участие в войне. Да и в целом Екатерина II с самого начала войны рассматривала действия и Балтийского флота в Архипелаге, и флотилии на Азовском и Черном морях как элементы единой политики борьбы против Турции.

17 ноября 1796 года умерла Екатерина II. 34-летнее правление императрицы ознаменовалось как неудачами, так и заметными успехами. В частности, было построено 144 города и одержано 78 военных побед. Во время ее правления активно развивались медицина, образование и наука. Мы решили рассказать о пяти славных делах Екатерины II.

Образование и наука

Екатерина с восторгом воспринимала идеи Просвещения и придавала большое значение образованию. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища.

Кроме того, при Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования. В 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

Однако историки отмечают и негативные стороны екатерининских инициатив в области образования и науки. В частности, они указывают на то, что работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых.

Медицина и социальная политика

При Екатерине в России развивались новые направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

В губерниях были открыты приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

При царице было введено обязательное оспопрививание. Борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената.

Собирание земель и прирост населения

В период правления Екатерины у Польши и Турции были отвоёваны земли с населением до 7 млн человек. Екатерина Великая утвердилась на берегах Черного моря, отодвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров.

В екатерининскую эпоху расцвел талант полководца Александра Суворова. В июле 1789 года он разбил турок при Фокшанах, а в августе 1789 года — на реке Рымник. Ранним утром 11 декабря 1790 года русскими войсками был начат штурм крепости Измаил. Через 6 часов Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул.

Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий молодым Черноморским флотом Ушаков в 1791 году разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. После этого турки поспешили сесть за стол переговоров. Согласно мирному договору, Османская империя признавала Крым владением России; в состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань; Турция признавала российское покровительство Грузии.

В период правления Екатерины общая численность населения империи увеличилась с 19 млн человек (1762 год) до 36 млн (1796 год).

Укрепление армии и флота

Военных успехов невозможно было бы добиться без укрепления армии и флота, что тоже является заслугой Екатерины. В период ее правления армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. Флот, в 1757 году состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 году насчитывал в своём составе 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов. Расходы на армию выросли при Екатерине в 2,6 раза.

Строительство городов

Считается, что благодаря Екатерине Великой было построено 144 города. В 1794 году Екатерина II издала указ, благодаря которому на берегу Черного моря началось строительство Одессы, нового портового города. Строительство города императрица доверила талантливому военному инженеру Францу де Воллану. Город назвали Одессой, в честь когда-то находившегося в этой местности древнегреческого поселения Одессос. Императрица всячески покровительствовала ему и выделяла огромные средства на строительство порта, школ, гимназий и других учреждений.