Сколько заповедей чтут евреи. Заповеди иудаизма - иудаизм

Заповеди иудаизма – это нравственные и этические предписания, по которым должны жить правоверные евреи-иудеи. Но у различных течений иудаизма и их представителей существуют свои взгляды на заповеди и их трактовку, поэтому на сегодняшний день можно наблюдать некоторые разногласия между ортодоксальными и прогрессивными течениями иудаизма.

10 заповедей иудаизма были даны иудеям с помощью божественного вмешательства. Бог передал их Моисею, который, в свою очередь, будучи мессией и посланником божьим передал их всем евреям. Заповеди были высечены на Скрижалях Завета. Данные этические предписания и нравственные законы были даны богом не только евреям и не исключительно иудеям, они были даны всем людям на земле, кто был готов им следовать и почитать их. Десять заповедей иудаизма включают в себя следующие. Первая и главная заповедь касается единобожия. Религия является монотеистической, поэтому заповедь подразумевает отсутствие у верующих мыслей и чувств в отношении иных богов, таковых просто не существует, бог один. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся никому, кроме господа бога.

Третья заповедь касается имени бога, которое, как утверждают иудеи, было известно древним евреям, но в силу исторических или божественных обстоятельств имя было забыто и теперь недоступно для современного человека. Третья заповедь: не вспоминай имя бога напрасно. Субботний день по четвертой заповеди следует посвящать отдыху, как сделал бог на седьмой день творения мира. То есть, в седьмой день, в субботу каждый иудей и другой правоверный человек должен провести за молитвами и благодарными речами к богу.

Пятая заповедь призывает почитать отца и мать своих. Не убивай, не кради и не прелюбодействуй – наиболее известные заповеди. Не лжесвидетельствуй, а также не желай жены ближнего своего или его дома. Все эти заповеди в той или иной форме традиционно перекочевали в христианство, а также в переделанных и адаптированных вариантах представлены в исламе. Это что касается десяти заповедей ислама, которые были даны Моисею. Но существуют и другие заповеди.

613 заповедей иудаизма – это заповеди, содержащиеся в Торе. Это религиозные предписания. Они делятся на две группы. Первая группа – это запрещающие заповеди, вторая – обязывающие. В таком делении заповедей можно найти заимствование в исламе, так как их закон также делится на те же категории. После того, как правоверные иудеи стали изучать Тору и писать свои труды, составляющие Талмуд, начался подсчет и систематизация всех заповедей, содержащихся в священном писании. Маймонид классифицировал по списку заповеди, этого списка придерживаются и по сей день. Среди заповедей можно найти схожие с десятью заповедями Моисея. Например, почитать и любить бога своего и помнить о том, что он один. Богу необходимо верить и служить, а также его необходимо бояться. Также предписания касаются правильного проведения обрядов и облачения ля их проведения. Запрещающие заповеди включают запрет на идолопоклонство, запрет на магию и прочие запреты.

Из Египта (Исх. 19:1) и начертаны Им на каменных скрижалях Завета (Исх. 31:18; Втор. 9:10). Согласно Аггаде , датой провозглашения Десяти заповедей является суббота , приходившаяся на шестой день третьего месяца (Шаб. 86б). В союзе (см. Завет), заключенном между народом Израиля и Богом, Десять заповедей являются основой еврейского религиозного миропонимания. Следование им вменено Богом в обязанность каждому человеку, на которого распространяется действие союза.

Единственное в библейских сказаниях явление Бога всему народу описано в Библии дважды. В книге Исход (19:16, 18–19; 20:15) рассказывается непосредственно об этом событии и связанных с ним знамениях. Сошествию Бога на гору Синай, куда по Его велению поднялся Моисей для получения завета, сопутствуют громы, молнии, облако дыма, трубный звук; Он сходит на гору в огне. Во Второзаконии (4:11–12; 5:19–24) описание этого события приводится как рассказ Моисея; из знамений упоминаются лишь облака и мгла, сквозь которые Бог говорил из восходящего до небес огня. По одной из библейских версий (Исх. 19:9; Втор. 4:12), Бог возвещал заповеди Моисею, а народ слышал Его слова; по другой (Втор. 5:5) - Моисей передавал народу слова Бога; по третьей (Исх. 20:16; Втор. 5:4) - Бог обращался непосредственно к народу.

Версии Десяти заповедей . В Торе Десять заповедей содержатся в двух версиях (Исх. 20:2–14 и Втор. 5:6–18). Их переводы приводятся ниже, частью в виде сводного текста, в котором незначительные расхождения между версиями отмечены в скобках, а частью как параллельные тексты, в которых несовпадения выделены жирным шрифтом.

Исход Второзаконие
1 Я, Ях ве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).
2 Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. - и ) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Ях ве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. - и ) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10).
3 Не произноси имени Ях ве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Ях ве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).
4 Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой - суббота Ях ве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Ях ве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Ях ве день субботний и освятил его (Исх. 20:8–11). Соблюдай день субботний, чтобы святить его, . Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой суббота Ях ве, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, и ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в селениях твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Ях ве, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою; потому и заповедал тебе Ях ве, Бог твой, отправлять день субботний (Втор. 5:12–15).
5 Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Ях ве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12). Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Ях ве, Бог твой , дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на земле, которую Ях ве, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16).
6 Не убивай;
7 (Втор. - И ) Не прелюбодействуй;
8 (Втор. - И ) Не кради;
9 Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13). И не свидетельствуй напраслину о ближнем твоем (Втор. 5:17).
10 Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14). И не вожделей жены ближнего твоего, и не возжелай дома ближнего твоего, ни поля его , ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Втор. 5:18).

Разделение текстов на десять предписаний . В талмудической и более поздней раввинистической литературе мнения относительно деления рассматриваемых текстов на десять «слов» или параграфов расходятся. Некоторые авторитеты считают, что первой заповедью является запрет идолопоклонства, то есть те пять стихов, в которых, в отличие от последующего текста Десяти заповедей, слова Бога приведены от первого лица (Исх. 20:2–6; Втор. 5:6–10). При этом первый стих («Я, Ях ве, Бог твой...») трактуется ими как введение к тексту данного запрета, а ради сохранения числа предписаний (десять) они делят стих, в котором приводится запрет вожделения (Исх. 20:14; Втор. 5:18), на две заповеди. Другие авторитеты объединяют в первую заповедь только первый стих и предписание, запрещающее многобожие (Исх. 20:2–3; Втор. 5:6–7), считая второй заповедью запрет изображений (Исх. 20:4–6; Втор. 5:8–10), третьей - запрещение упоминать имя Бога всуе, и т. д.

Принятое традицией деление считает вводный стих отдельной, первой заповедью, а не просто декларативным вступлением, поскольку на этой заповеди зиждется постулат веры в Бога и ею обосновываются последующие предписания. Такой взгляд отстаивает Маймонид (Сефер х а-мицвот, раздел Мицвот асе 1; Майм. Яд., Х илхот иесодей х а-Тора 1:6). В настоящей статье мы придерживаемся традиционной системы деления.

Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей . Несовпадения в текстах Десяти заповедей (различное начертание одних и тех же слов, замена одних слов и выражений другими, различия в их расположении в параллельных стихах и, в первую очередь, расширенная формулировка и различная мотивировка отдельных заповедей) должны были занимать законоучителей Талмуда в силу особой святости текста, диктующего буквальную точность его повторений. Однако, признав обе версии в равной мере Божественными по происхождению и идентичными по содержанию, эти законоучители ограничились толкованием лишь двух случаев разночтения. В заповеди о субботе, несмотря на то, что в Исходе (20:11) она получает теологическое обоснование, а во Второзаконии (5:15) - национально-историческое, талмудическая литература останавливается только на несходстве начальных слов («помни» и «соблюдай») и примиряет его утверждением, что оба эти слова были чудесным образом произнесены единым речением (бе-диббур эхад ; Шву. 20б; Рх Ш. 27а). Второе толкование касается отсутствия в версии Исхода фразы «и дабы хорошо было тебе» в заповеди о почитании родителей. По мнению талмудических ученых, эти слова не были начертаны на первых скрижалях завета, так как им было суждено быть разбитыми Моисеем (БК. 55а). Са‘адия Гаон принимает это предположение как объяснение всех расхождений в версиях Десяти заповедей и считает, что версия в книге Исход была начертана на первой паре скрижалей, а Второзакония - на второй. Аврах ам Ибн Эзра , детально обсуждая эту проблему, предлагает рационалистическое решение: обе версии по сути идентичны, несмотря на лингвистические различия, часто встречающиеся в книгах Библии (комментарий к Исх. 20:1).

В первой половине 20 в. У. Кассуто выдвинул другое объяснение несходства версий Десяти заповедей. Указав, что текст заповедей во Второзаконии представляет собой пересказ Моисеем предписаний, провозглашенных за сорок лет до того, Кассуто считает вполне естественным, что такое повторение отличается от первоначальной формулировки.

Библейская критика объясняет расхождения в версиях Десяти заповедей предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий.

Датировка версий Десяти заповедей . В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом. Сторонники школы Ю. Вельхаузена определяют их как «культовый Декалог» (в отличие от Десяти заповедей - «этического Декалога») и считают более ранними, полагая, что культовые установления предшествовали этическим. Основываясь на этом и на доводах историко-религиозного и историко-культурного характера, некоторые последователи Вельхаузена полагали, что текст Десяти заповедей в книге Исход был составлен в 9 в. до н. э., а текст Второзакония, в котором ярче выступает этический элемент (особенно - в заповеди о субботнем отдыхе), - в 7 в. до н. э. Другие исследователи относят эти версии к еще более позднему времени, но датируют их в обратном порядке: текст Второзакония - началом 6 в. до н. э., а Исхода - серединой 5 в. до н. э. Однако в последнее время начинает преобладать мнение, что в основном содержании Десяти заповедей нет ничего, что не могло быть сформулировано уже в эпоху исхода из Египта. Современная школа библейской критики считает, что первоначально Десять заповедей были выражены в форме кратких повелений («Я, Ях ве, Бог твой», «Да не будет у тебя других богов помимо Меня», «Не делай себе изваяния» и т. п.), форма же, зафиксированная в книгах Исход и Второзаконие, была придана им впоследствии редакторами этих книг.

Десять заповедей в литургии . Чтение Десяти заповедей в эпоху Второго храма было составной частью ежедневного храмового богослужения (Там. 5:1), но впоследствии было отменено (Бр. 12а) и изъято из канонизированной литургии . Однако в диаспоре (по крайней мере, в египетской) Десять заповедей вместе с Шма, очевидно, еще довольно долго входили в состав ежедневного богослужения, о чем свидетельствует папирус Нэша (см. выше).

Публичное чтение Десяти заповедей в настоящее время происходит трижды в году: в две субботы, на которые приходится чтение разделов Итро (Исх. 18–20) и Ва-этханан (Втор. от 3:23 по 7:11) Торы, а также в праздник Шаву‘от , принятый традицией как день дарования Торы. Чтение Десяти заповедей молящиеся всегда слушают стоя. Во многих реформистских общинах (см. Реформизм в иудаизме) мальчики и девочки, достигшие возраста бар-мицва и бат-мицва , читают Десять заповедей перед раскрытым Ковчегом завета в знак приобщения к традициям иудаизма.

Универсальность Десяти заповедей . Хотя Галаха не выделяет соблюдение Десяти заповедей из ряда других мицвот Торы, в Аггаде, еврейской философии и литургической поэзии запечатлено благоговение, с которым народ относился к словам, произнесенным, согласно традиции, Господом во всеуслышание. Не только особая святость Десяти заповедей в сознании народа, но и то, что они были первым кодексом законов, данным выходцам из Египта вскоре после освобождения от рабства, а также гармоничное сочетание в них культовых и этических предписаний создали в последние десятилетия эпохи Второго храма представление, что Десять заповедей обладают всеобъемлющим значением, выходящим за пределы их буквального смысла. Мысль о том, что они являются основой для всех 613 мицвот , впервые, по-видимому, изложил Филон Александрийский в первой половине 1 в. н. э. в теолого-философском труде «О Декалоге». Стремясь доказать, что все, предписанное Торой, принципиально содержится уже в Десяти заповедях, он классифицирует по ним все законодательство Моисея. Во 2 в. н. э. эту же мысль метафорически сформулировал танна (см. Таннаи) рабби Ханания, племянник рабби Иех ошуа: «Все тонкости и детали Торы были начертаны [на скрижалях завета] между заповедями» (ТИ. Шк. 6:1; ТИ. Сота 8:3; Песнь Р. 5:14 п. 2). В 10 в. Са‘адия Гаон написал пиют для литургии Шаву‘от «Анохи эш охла» («Я - огонь всепожирающий»), в котором сводит все 613 мицвот к Десяти заповедям. Тем не менее Десять заповедей никогда не считались символом веры евреев, сущностью всего иудаизма.

Место Десяти заповедей в христианском учении отмечено уже в Новом завете (Матф. 19:18–19; Рим. 13:9). Первые отцы церкви считали, что эти заповеди были известны человечеству еще до провозглашения их на Синае. Представители средневековой христианской схоластики Фома Аквинский и Бонавентура подчеркивали, что Десять заповедей являются неотъемлемой частью естественного порядка вещей и были даны людям, чтобы напомнить им забытое из-за первородного греха (см. Адам). Начиная с 13 в., Десять заповедей занимают центральное место в литературе о догматах христианства. Следуя примеру М. Лютера и Ж. Кальвина (см. Кальвинизм), различные протестантские течения отводили Десяти заповедям первенствующую роль в изложении основ христианской морали. Тридентский собор (1545–63) грозил отлучением от церкви тем, кто утверждает, что Десять заповедей не обязывают христиан. Об их универсальном значении писал Э. Ренан : «Десять заповедей - это достояние всех народов мира, и они вовек останутся заветом Божьим».

Десять заповедей оказали огромное влияние на метафизические воззрения и нравственные устои значительной части человеческого общества. Несмотря на то, что они, как и другие библейские тексты, создавались на фоне древних культур Ближнего Востока, они не сравнимы ни с одним из известных истории ранних сводов теологических и этических учений. Десять заповедей являются единственным в своем роде кодексом всеобъемлющих истин и принципов, положенных в основу монотеизма, естественного права и этики. В Десяти заповедях заложены не только основы философских и теологических концепций о трансцендентной сущности Бога и Его всемогуществе, о воздаянии и каре, но и идеи равенства, гуманности и морально-этических обязанностей человека.

КЕЭ, том: 2.
Кол.: 336–342.
Издано: 1982.

Моисей, избранный вождём потомков Авраама, вывел их из египетского изгнания. В качестве «транслятора» Высшей воли он открывает в явном виде проявление этой воли на горе Синай. Потрясённые величием природной стихии, сопровождавшей «общение» Моисея с Творцом, евреи согласились в полном поручительстве друг за друга выполнять все указания Всевышнего по принципу «сделаем и услышим» (Исх. 24:7). Эти указания были получены Моисеем в виде Торы и заповедей в ней. Так как Тора была дана еврейскому народу, заповеди предназначены для евреев.

«и вот законы, которые ты объявишь им» (Шмот , гл. 21, ст. 1)

Всего 613 заповедей (мицвот ), из них 248 – повелевающих и 365 — запрещающих.

Рамбаму или Маймониду – этому и большому авторитету в Талмуде, принадлежит труд «Мишне Тора» и упорядоченный список 613 заповедей с указанием глав Торы.

Как выполнять такое множество постановлений?

Некоторые приведённые в списке повеления и запреты были актуальны только во времена, когда своим служением Творцу народ Торы удостоился Храма. В книге Царей: — « Я освятил сей Дом, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни».

Духовные законы в доме обитания Творца были смыслом существования и естественной жизненной силой евреев. За правильным исполнением следили коэны и левиты, которые связывали народ с Творцом. Все находились на высоком духовном и нравственном уровне и пользовались беспрекословным доверием избранного народа. На ответственности евреев лежала забота о поддержании своих духовных лидеров, не имевших своей собственности, занятых лишь службой в Храме. Заповеди паломничества в праздники и жертвоприношения были бы немыслимы без 10-ой части урожая, жертвенных агнцев и подарков, приносимых евреями в Храм. Народ был активным участником храмовой жизни.

За этим счастливым периодом последовала очередная проверка на преданность и силу духа. Борьба за власть после смерти Соломона оказалась серьёзным испытанием. И не выполнили условия пребывания Творца с ними: — «… Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих …, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и Дом, который Я освятил Именем моим…» / книга Царей (Мелхим1, 9:3)

Начался разброд мнений, соблазн служения завоевателям-идолопоклонникам, пришедшим на обетованную землю. Даже коэнов стали избирать путём подкупов, чтобы угодить римским властям. Служение чужим богам, интриги, братоубийство не совместимы с духом Храма. Падение духовного Храма — суть падения храма материального.

Разногласия между евреями сопровождают народ Израиля в течение веков, но мнение о причинах крушения Храма у всех мудрецов одно – вражда и ненависть между евреями.

Что делать, как исполнять заповеди, куда приносить дары, как существовать без связи с Источником жизни, без Храма, в котором ощущалось явное божественное присутствие.

Нам очень тяжело представить, что испытали евреи, привязанные «душой и телом» к Храму, жизнь перестала быть ценностью. Ею готовы были пожертвовать, чтобы отстоять Храм. Восстание Бар Кохбы, сильного лидера, сумевшего сплотить единомышленников, было обречено на неудачу. Судьбу евреев определяет их избранность для воплощения идеи единства в служении Единственному покровителю.

Началось самое большое изгнание длиною в 2 тысячи лет, и оно длится до сего времени .

В Эрец Исраэль мудрецы, выжившие от преследований римских властей, собрались тайно и приняли решение составить сборник правил устной Торы. Это положило начало Мишне в начале третьего века н.э. В ней были собраны 62 трактата мудрецов, записанных со слов «запоминальщиков», которые держали в памяти многие установления, события и правила ещё со времён службы в Храме. Их запоминали в каждом поколении. Устная Тора бесконечна. Она содержит огромное количество комментариев и объяснений, которые сопровождали уроки великих законоучителей и духовных авторитетов при изучении Торы и Заповедей.

Во всех странах рассеяния, где к евреям относились терпимо, они строили синагоги и центры для изучения Торы. В восточной Европе ещё до Холокоста среди евреев почитались молодые люди, изучающие Тору. Этих бедных учеников ешив охотно брали в мужья своим дочерям местные богачи. Считалось, что изучение Торы делает еврея человеком. Об этом свидетельствует рассказ.

М. Шагал приехал в Эрец Исраэль в середине прошлого столетия для участия в демонстрации своих картин. После встречи с разными высокопоставленными лицами он захотел поехать в поселение, где жил знакомый хасид, они в детстве учились у одного учителя. Когда растроганный встречей Шагал уехал, журналисты решили взять интервью у друга его детства. На просьбу журналистов рассказать о друге, хасид сказал: — «Мейше? (настоящее имя Шагала Моисей Хацкелевич) Ах, Мейше! У него была хорошая голова — если бы продолжал учить Тейре, стал бы человеком!»

Что делает еврея человеком

Нужно ли задумываться над смыслом заповедей? В течение 20 веков исполнение заповедей происходит по однажды определённому законоучителями порядку. Был страх, что рассеяние грозит отрывом от еврейства. В то время это было оправдано. Были противники поиска смысла — « Нет у нас необходимости искать смысл заповедей если даже и не знаем смысл, — они для нас как приказы царя». [Йов 11:7] Были которые придерживались противоположных взглядов. Так Рамбам объяснял, что совершенным является лишь осознанное соблюдение.

Сейчас, в эпоху высоких технологий и развитого эгоизма, мы находимся в периоде, называемом временем избавления и возвращения к Творцу. Оно немыслимо без выполнения главного правила Торы «возлюби ближнего, как самого себя». Именно эта заповедь делает еврея человеком, жизнь – наполненной смыслом, а народ единым.

«Быть светом для народов мира»

ТАНАХ, Йешайя

16 век уже знаменует собой перелом отношения к Торе и заповедям, более вдумчивого их прочтения. Труды великого Ари и его последователей: рава Авраама Кука, Иегуды Ашлага (Бааль Сулама) и учеников Бааль Шем Това — дали новое направление, соответствующее времени. Заповеди – это духовные действия, записанные языком нашего мира. Поэтому кажущиеся нам простыми слова Торы имеют глубокий .

От нас требуется исправление сердца, наших эгоистических желаний, которые долгое время разъединяют народ. Мы исправляем 613 эгоистических желаний 613-ью Светами Торы. Это внутренний процесс духовного взросления человека. К такому отношению к заповедям призывают нас каббалисты и многие комментаторы Торы.

«И не сделай себе из заповедей венца для украшения себя между людьми, тщеславясь исполнением оных. Ибо в противном случае мы не делаем угодного Богу, а только угодное людям …» Экклезиаст 12.13

«заповедь без намерения (Творцу), как тело без души» Зоар

« Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими людей » Брешит Раба , 44

«Вглядись в слова мудреца Авраама ибн Эзры из его книги « Есод морэ»: « А теперь обрати внимание и знай, что все заповеди , записанные в Торе , призваны исправить сердце» Бааль Сулам, Предисловие к книге « Паним мэирот»

«Я ви­жу, что ос­нов­ная при­чи­на не­уда­чи исправления природы человека в том, что пре­неб­ре­га­ют све­том Твор­ца, пре­неб­ре­га­ют им и в серд­це, и в ра­зу­ме. Все об­ра­ща­ют­ся сей­час толь­ко к вы­пол­не­нию глу­по-на­пы­щен­ных дей­ст­вий, буд­то мож­но вы­пол­нять запове­ди толь­ко в те­ле, без ду­ши.» Рав Кук, «Пись­ма».

Эгоистический мир закончил своё существование, он похож на больного, существование которого поддерживается искусственным жизнеобеспечением. Исправление возложено на народ Израиля. Он был избран, чтобы через исправление себя привести всё человечество к Творцу.