Подготовка к собеседованию в Etihad Airways, как пройти собеседование в Etihad Airways. Мифы, секреты и раздражающие факторы: украинка о работе стюардессой в ОАЭ Этихад авиакомпания стюардессы

Анна Поверенная живёт в Абу-Даби и уже два года работает стюардессой в авиакомпании Etihad. Мы пообщались, чтобы узнать больше о профессии мечты — тайной или явной — чуть ли не каждой второй девочки, развеять или подтвердить распространенные мифы о стюардессах и понять, как все происходит на практике.

Публикуем рассказ Анны от первого лица.

Как начать работать стюардессой

В 18 лет я училась на втором курсе Кировоградской летной академии и проходила практику в аэропорту Симферополя. Загорелась самолетами, небом, и в том же году устроилась работать на check-in в Аэропорт Борисполь. Для этого перешла на удаленное обучение в университете. Через три года Air Emirates объявили о том, что начинают полеты в Украину, и я устроилась у них работать наземным персоналом. Но через полгода сбили самолет над Донецком: компания сразу прекратила полеты в Украину и через какое-то время весь наш украинский офис уволили.

Тогда был кризис в стране и было понятно, что нужно попробовать найти работу за границей. К тому же в Украине конкурс на место стюардессы просто невероятный. Чтобы попасть на дни отбора Assessment Days, на которых компании набирают себе сотрудников, нужно пройти предварительный конкурс, и только потом тебя могут пригласить на основной отбор. И даже после этого отсева на Assesment Days приходят по 250 - 300 девочек модельной внешности с хорошим знанием английского и огромными амбициями: конкуренция очень высокая. Поэтому я подавалась в компанию Etihad в Амстердаме. Там конкурс был намного меньше.

Сначала я сдала довольно легкий тест на английский. Тех, кто его успешно прошел, разбивали на группы по 7 человек, где участники обсуждали самые разные вопросы. А рекрутеры в это время смотрели на то, кто как себя ведёт — кто не умеет себя сдерживать, кто закрывается в себе, а кто наоборот умеет слушать и спокойно аргументировать свою точку зрения. Потом были личные собеседования, где могли задать совершенно неожиданные вопросы, например, с кем из исторических личностей вы хотели бы поужинать. Отвечать нужно было сразу, и я сказала, что хочу поужинать с первым президентом независимой Украины, всё равно ведь принимали экзамен не украинцы и они даже не знали, о ком я. Ну это и правда было бы интересно.

После этого мне назначили личное собеседование, где уже более предметно обсуждали рабочие и организационные вопросы. Спрашивали, готова ли я к жизни за рубежом, работала ли когда-то в интернациональных компаниях. И только после этого прислали контракт. Два месяца я провела на курсах в ОАЭ: нас учили всему, что должна делать бортпроводница, в том числе и оказывать первую помощь. После этого я сразу начала работать. И да, в стюардессы действительно берут только если вы выше 160 см и ниже 175 см. Нижней планке нужно соответствовать, чтобы доставать до полки с вещами пассажиров.

Как выглядит рабочий день стюардессы

Я надеваю свою форму, наношу косметику, проверяю наличие документов. Приезжаю в аэропорт за полтора часа до вылета. Там у нас всегда проходят обязательные брифинги, посвященные ближайшему рейсу — мы изучаем маршрут, особенности полета, какие-то обновления по безопасности. После подъема на борт я проверяю свою зону самолета, в которой буду работать — исправно ли всё, есть ли в наличии баллоны с кислородом, дефибрилляторы, маски от дыма, ну и смотрю, нет ли чего-то лишнего на борту. Если в мою зону в этом полете входит и кухня, то я проверяю наличие продуктов питания и прочих кухонных вещей.

После этого я помогаю пассажирам найти свои места и после взлета начинаю разогревать продукты, которые к нам попадают замороженными. Некоторые пассажиры думают, что я должна вынести им горячий обед сразу после того, как мы взлетели, но это невозможно.

Почему стюардессы всегда выглядят хорошо?

У нас есть целая книжечка с установками по тому, как нам нужно выглядеть — разрешенные оттенки косметики для полетов, как нужно наносить тональный крем, помаду, тушь, рисовать стрелки и так далее. Так что выглядеть хорошо — это часть нашей работы. Но у стюардесс действительно бывают проблемы с суставами из-за работы на ногах и постоянных перепадов давления. Кроме того, в салоне довольно сухой воздух, поэтому каждая стюардесса должна дополнительно следить за состоянием кожи. К тому же, в небе мы подвержены влиянию радиации, особенно когда долго летишь через океан. Если уровень радиации, которую мы получили, превышает допустимую норму, мне меняют график и ставят только непродолжительные перелеты.

Есть распространенный миф, что стюардессы хорошо и молодо выглядят из-за особенного воздуха в самолёте. Это чушь. В этом воздухе часто не хватает кислорода и из-за кислородной голодовки клетки организма только быстрее отмирают. Кроме того, постоянные смены часовых поясов приводят к тому, что мы быстрее устаем и иногда не понимаем, который час за окном, что тоже сказывается на здоровье.

Почему мужчин-бортпроводников меньше?

Мне кажется, что это связано со стереотипами о сервисе. Когда представляешь пятизвездочный сервис, то чаще представляешь себе женщину, ведь она хранительница очага и так далее. В рекламе показывают, допустим, стюардессу, которая укрывает ребёнка, уснувшего в самолёте. Это выглядит мило. А если показать стюарда в той же ситуации, то это тоже будет выглядеть мило, но продаст меньше билетов. Хотя у нас в компании есть много мужчин, которые отлично справляются со своей работой. Примерно 15-20% от общего количества бортпроводников.


Привилегии для бортпроводников

У нас есть два типа скидок: 90% и 50% от стоимости билетов без учета налогов и сборов. В первом случае твоё место не подтверждено, и если в самолете не окажется свободного места, то у нас есть выбор — либо лететь на так называемом jump seat, откидном стуле для членов экипажа самолета, на котором больше пяти часов невозможно высидеть, либо ждать следующий самолет. Во втором случае за полцены у стюардесс есть подтвержденное место в салоне, но если вдруг компания-перевозчик продаст максимальное количество билетов, то твой билет тоже могут продать кому-то за полную цену. Так что стопроцентной уверенности в льготных билетах нет никогда.

Если наш рейс больше пяти часов, то компания-перевозчик обязана дать нам суточный отдых в городе, в который мы прилетели, так называемый layover. Для нас это вся Европа кроме Греции, куда из ОАЭ можно долететь быстрее. Нас селят в гостиницу и там мы уже можем сами решать, как провести этот день. Можно целый день проспать, можно прогуляться по городу. Таким образом за два года работы я побывала практически во всех уголках мира. Есть города, где layover"ы больше, чем 24 часа. Например, Торонто. По канадским законам после таких длинных перелетов, как Абу-Даби - Торонто, команде положено отдыхать больше, чем 48 часов.

А отпуск у меня так же, как и у всех — 30 дней. Сказать, когда именно я хочу отпуск, я должна минимум за полгода. Также у меня часто бывает хорошее расписание, иногда я могу по пять дней проводить дома. До и после дальних перелетов, например, в Сидней или Лос-Анджелес, наша компания обязана дать команде по два дня отдыха. Поэтому мой молодой человек не воспринимает мою работу в штыки.

Вещи, которые раздражают в пассажирах

Мне не нравится, когда люди думают, что они цари и короли, и им плевать на окружающих. Когда путешествуешь в таком замкнутом пространстве, нужно думать о людях вокруг и действовать соответственно. Грубо говоря, если ты знаешь, что у тебя проблема с запахом ног — не снимай ты эти ботинки. Пассажиры не всегда отдают себе отчет в том, что самолёт — это не ресторан, а стюардесса — это не официантка. Если я говорю, что в меню есть только курица и свинина, то кроме этого у меня действительно ничего нет, и рыбу я на высоте 4 000 миль нигде не возьму. Раздражает, когда люди постоянно нажимают кнопку вызова стюардессы, которая в принципе задумана для экстренных случаев и просят какую-то мелочь.

Я обожаю летать в Японию, потому что японцы очень вежливые и думают об окружающих. Они пытаются минимизировать любой дискомфорт даже для персонала, который летит с ними.

О чём не могут говорить стюардессы

Мы можем разговаривать с пассажирами, но у нас есть темы-табу. Все мы, конечно, стараемся не говорить о политике, религии, личных вещах, ведь никогда не знаешь, каких убеждений придерживается пассажир. Мы действительно не можем говорить о поломках и неисправностях в самолёте. Если мы видим что-то необычное за бортом или внутри, или же слышим неприятный запах — мы должны сообщить об этом капитану самолёта и он уже примет решение, стоит ли эта информация того, чтобы о ней докладывать пассажирам.

Если мы видим, что пассажир боится летать, то чаще всего мы разговариваем с ними, отвлекаем от переживаний. Спрашиваем, куда и откуда они летят, что-то сами можем рассказать.

О сексе в самолёте

Я никого не ловила, но знаю, что это случается. Чаще всего в туалете самолёта. Но я, мягко говоря, не советую этого делать. Конечно, я сторонник того, что взрослые люди могут делать то, что хотят, если это не нарушает правила, но этого в самолёте делать не стоит.

Туалеты в самолёте всегда чистые, этим занимаются специальные рабочие, пока самолёт стоит в аэропорту. Но иногда у них может быть 30, 45, 60 минут на уборку, так что полной дезинфекции, конечно же, они не смогут сделать.

Страшилки от бортпроводниц

Как и у многих профессий у нас тоже есть свои профессиональные байки и страшилки. Некоторые кажутся правдоподобными, некоторые — просто сказки. Уже и не припомню все, но вот пример такой истории. Она ходит не только в Etihad, но и вообще, наверное, во всех авиакомпаниях. У нас есть специальный отсек в самолёте, похожий на купе в поезде, где мы можем закрыться и поспать. Если рейс больше, чем 10 часов, то мы имеем право на три часа отдыха. И вот однажды в этой комнате стюардессу разбудил один из пассажиров, старик. Он пришел попросить воды. Пассажир не имел права находиться в той части самолета и стюардесса попросила его занять своё место. Когда бортпроводница принесла воду на указанное стариком место в салоне, то увидела там пожилую женщину. Услышав, что её муж попросил принести ей воды, она расплакалась. Оказалось, что он летит этим же самолетом, но в грузовом отсеке, грузом 200.

Есть ещё одна история о стюардессе из Азии, которая покончила с собой в одном из немецких отелей. После этого, как утверждают работники отеля, её дух тревожил и пугал постояльцев. Медиум, которого вызвали, чтобы утихомирить приведение, сказал повесить в каждой комнате отеля по одной картине с девушкой азиатской внешности. Это, как говорят, помогло. Я тоже останавливалась в этой гостинице и мне было довольно не по себе. Но ничего необычного там я не заметила.

See you, - с этими словами таинственный незнакомец протянул мне свою смуглую руку, при этом кокетливо улыбаясь мне.
Я немного растерялась, но свою руку в ответ протянула и что-то непонятное пробурчала себе под нос. «Я даже не знаю его имени», - подумала я про себя.
«О! Уже познакомились!» - прям во время сказала мама, которая вернулась из WC.
Мы стояли на автобусной станции в Дубае и думали, в каком направлении нам нужно дальше двигаться, чтобы доехать до аэропорта.
Иностранец говорил на английском с таким акцентом, что я практически его не понимала. Кто он был: индус, мексиканец или еще кто-то, я так и не смогла понять за наше короткое знакомство. Он еще в Абу-Даби садился с нами в один автобус и глядя на меня, что-то говорил. Потом помог нам поставить наш тяжелый чемодан в багажный отсек автобуса. И вот, когда мы уже прибыли в Дубай, он тоже не торопился бежать по своим делам, а околачивался возле нас. Дождавшись подходящего момента, то есть когда моя мама отойдет, он подошел ко мне. Что-то спросил, я переспросила, не поняла, он еще раз повторил, а я еще раз не поняла. В общем, так и поговорили. У меня в ОАЭ вообще как будто английский отключился: то есть по прилету в аэропорт Дубая внутренняя кнопочка под названием «English OFF» сработала и я как будто осталась без языка, без инструмента, с помощью которого я могла общаться с этим миром. По крайней мере, эта кнопка очень хороша реагировала на речь индусов, пакистанцев и иных народов, которые приехали на заработки в ОАЭ. А это таксисты, продавцы в магазинах, официанты в кафе и в ресторанах. То есть подавляющая часть Арабских Эмиратов.
Слава Богу, что когда речь шла ориентира на местности, я все-таки могла что-то из невнятной речи понять и сориентироваться.
Своего нового друга я спросила, как нам добраться отсюда до аэропорта Дубая. «Take a taxi», - ответил он мне. Действительно, самый удобный быстрый и комфортабельный вид транспорта в ОАЭ — это такси. В любую жару, что в + 25, что в + 50, внутри всегда работают кондиционеры, дороги у арабов чудесные — машины, словно самолеты летят, а не едут по кочками и лежачим полицейским как у нас в России. Да и таксисты хоть и черные, немного страшные для русских девушек, все одеты по форме (в белых рубашках и темных брюках, это сразу бросается в глаза после Москвы), с собственным ID (то есть его всегда можно найти), с навигатором (не потеряются) и, конечно, счетчиком, поэтому свою сумму, взятую из головы, не скажут, как любят делать наши русские таксисты, особенно частники.
Безусловно, жизнь в Арабских Эмиратах существенно отличается от жизни в Москве, по другому и быть не может, но об этому нужно писать отдельный пост. Сейчас же я хочу рассказать, что я делала в конце января в чужой стране и чем все это закончилось.
Мы сели с мамой в такси. И только мы повернули за угол, как передо мной открылась картина, которая присутствует почти в любом голливудском фильме о любви. Я сидела в машине, а он стоял посреди улицы, томно глядя на меня и помахивая рукой на прощание. И здесь обычно бывает так: героиня просит остановить машину, выбегает из нее, бросается на шею к своему возлюбленному и говорит, что она его безумно любит и никуда она не полетит. У меня такого не было, конечно, но в голове эта картина пронеслась и даже что-то защемило в сердце: «Может, эмэйл хоть нужно было оставить пареньку? А, может, это моя судьба?» Но машина унеслась прочь, как и мысли, которые пришли на несколько минут в голову, а точнее в мозг, потом также быстро и ушли из него. «Он же сказал, что еще увидимся, - где-то внутри перед собой же оправдывалась я. - Значит, увидимся. Пусть перевернет все на свете и разыщет меня». Хотя я понимала, что такой ход действий просто невозможен.
Мы благополучно прошли таможню, затарились разными товарами в «Дьюти Фри» и сели в самолет. Наш рейс задержался и мы вылетели почти на час позже указанного времени в билете. И все из-за того, что наши русские туристы от души пошопились в Дубае (во время великих распродаж!) и не удосужились сдать все свои вещи в багаж, а взяли их с собой на борт. Естественно, посадка затянулась, не хватало багажных полок, чтобы разместить куртки от Дольче, сумки от Майкла Корса, теплые свитера от Тома Форда. Бедные бортпроводники все попрятались на задней кухне и никто даже не вышел, чтобы помочь пассажирам с размещением их ручной клади. Только когда ситуация с вещами достигла апогея, одна из стюардесс вышла в салон со словами: «Быстрей укладывайте свои вещи! А то мы так никогда не улетим!» Сервис, конечно, на высоте. Но это ведь не «Этихад» и не «Эмирейтс». Одна женщина в конце салона подняла вопль, что на ее собственную полку (интересно, она ее тоже выкупила вместе с билетом?!) кто-то положил свои вещи. Она требовала немедленно их убрать оттуда. Пришла старшая стюардесса, молоденькая девушка, которая, скорее всего, совсем недавно стала бригадиром. Она не смогла угомонить эту женщину, как-то договориться с ней, объяснить, что полки над пассажирскими креслами не закреплены конкретными местами. И, если полки над вашим креслом свободны, то пассажиры, сидящие рядом, могут спокойно туда положить свой багаж. А поскольку данная ситуация была патовая, то этого и объяснять было не нужно, настолько очевидные вещи! Но женщина не утихала, уже весь самолет свернул себе шеи в ее сторону, чтобы своим выражением лица намекнуть скандалистке, что пора утихать, представление окончено, всем хотелось домой в Москву. В итоге, женщину пересадили в салон повышенной комфортности (простите, но я не знаю, как в этой авиакомпании называется этот класс обслуживания, но места для ног там больше) и она успокоилась. Старший бортпроводник поздоровалась с пассажирами, приветствуя их на борту самолета, пожелала всем приятного полета. Затем полусонным голосом что-то пробурчал командир корабля, путаясь во времени прилета, тем самым рассмешив всех пассажиров, бортпроводники раздали всем летные конфетки, проконтролировали, чтобы у всех были пристегнутые ремни безопасности. И вот уже мы вырулили на взлетную полосу, уже хотелось, чтобы самолет оторвался от арабской земли, да нет...нам почему-то не давали разрешение на взлет. И мы еще полчаса стояли и ждали команды или своей очереди на взлет. Я успела за эти полчаса вздремнуть и мне даже что-то приснилось.
И, как только мы взлетели, я стала вспоминать эти три сумасшедших дня в Арабских Эмиратах.
С чего все началось? Еще, когда я работала в «Аэрофлоте», однажды с нами в одном экипаже летела стюардесса, которая перешла к нам в компанию из «Эмирейтс». Мы обслужили пассажиров, рейс был длительным и у нас было время, чтобы пообщаться. Я стала расспрашивать ее о предыдущей работе, о том, куда она летала, где в каких странах побывала — мне все было интересно. Еще тогда, а это было года полтора назад, я подумала про себя: «Вот бы здорово поработать в иностранной компании, облететь весь шар земной, познакомиться с людьми разной национальности! Какой опыт бесценный! Где ты такое в Москве приобретешь? Где в столице найдешь такую работу?» А еще эта авиакомпания своим сотрудникам предоставляла бесплатное комфортное жилье и транспорт до места работы — ну разве не из области фантастики? У нас в компании работали девочки из разных городов России, приезжали в столицу и были вынуждены сами искать себе жилье, сами его оплачивать, тратить деньги на транспорт до аэропорта. А тут прям настоящая арабская сказка — приезжай к нам в страну, мы тебя и жильем обеспечим, и красивой формой, и мир посмотришь (вся Европа у них в командировках в лучших отелях), и, самое главное, зарплату будешь достойную получать. А вот про минусы, конечно, все молчат, а именно, что будешь жить в чужой культуре среди другого менталитета, что по ночам тебя будут будить песни из мечети, призывающие всех мусульман к молитве, ну и, конечно, 50-градусная жара почти полгода.
Подумала я тогда об этой работе и забыла. Уволилась из «Аэрофлота», переехала жить в Петербург. Стала работать секретарем и иногда замещать учителей, когда они болели. Каждый день вставала в 6 утра, а иногда и раньше, ехала по морозу на работу, сидела с избалованными детьми, как-то выдерживала их капризы и капризы их родителей. Выслушивала недовольство начальства, смотрела со школьного двора на самолеты в небе и вспоминала свою летную карьеру. Я скучала. Скучала по ненормированную графику, когда тебе не нужно каждое утро рано вставать и бежать на работу, скучала по солнечному Дубаю, в котором я побывала за полтора года работы в «Аэрофлоте» раз 6, наверное. Не выдержала моя творческая натура этой пятидневной «тюрьмы» и через полгода я вернулась обратно в Москву. В столице стала искать новую работу, обновила свое резюме, добавила еще один небольшой опыт работы в Петербурге и стала ждать ответов от работодателей. Отклики были, но меня не устраивала либо слишком маленькая зарплата, либо сама работа была скучной и не интересной без каких-либо перспектив на будущее. Хотя я ходила на собеседования, но нигде не хотелось работать. Потом мне пришла мысль поехать волонтером на Олимпиаду в Сочи. Но я опоздала с заявкой, ее нужно было отправлять еще в марте, а я спохватилась только летом. Стала искать работу в Сочи на время проведения игр, смотрела разные вакансии, даже и официанткой, и на ресепшене в отеле. Нашлась одна достаточно неплохая вакансия — работать с иностранцами, отправлять заявки на базу при сбое сотовой связи. Вроде, и условия неплохие были: оплата проезда туда-обратно, предоставление жилья и питания на момент работы, и сам труд не тяжелый физически и не пыльный. Стой себе за стойкой, улыбайся всем и правильно оформляй заявку. Вот только зарплата небольшую обещали, за месяц работы всего 20 с небольшим тысяч рублей. Пришла на собеседование, вроде, удачно прошла, а нет в сердце мира и какой-то радости от этой работы. Села дома взвесила все плюсы и минусы и отказалась. Сочи как вариант вообще отбросила. Примерно в конце лета «вконтакте» я наткнулась на страничку одной стюардессы из арабской авиакомпании «Etihad Airways», она очень активно писала о своей работе у себя на стене, выкладывала красивые фотографии в форме и в разных частях света: сегодня она в Париже гуляет возле Лувра, а завтра она в Сиднее катается на маленьком катере, фотографируясь на фоне Сидней-Опера. Я написала ей сообщение, в котором рассказала о себе, о том, что я тоже бывшая стюардесса и ищу сейчас работу. Стала задавать ей вопросы о ее компании, как устроиться, как они работают, куда летают, сколько длятся командировки и т.д. Потом наткнулась на блог еще одной стюардессы из этой же компании. Стала с ней переписываться, потом она предложила выйти в скайп и там пообщаться «в живую», где она детально бы все рассказала. В это же примерно время нашла блог стюардессы из «Эмирейтс». Почитала его, потом другие отзывы об этой компании, и все-таки решила идти именно в «Этихад», мне показалось, что у них условия для бортпроводников лучше, да и зарплата выше (об этом мне написала одна стюардесса «Этихада» как бы по секрету).
Хочу сказать, что с момента, как я задумалась о том, чтобы попробовать пройти собеседование в компанию «Этихад», и до подачи моей заявки прошло почти полгода. Все это время я прибывала в сомнениях, смогу ли я там работать, хватит ли моего английского на эту работу, как я буду жить в чужой стране и еще 150 всяких терзаний и страхов внутри себя я смогла лишь преодолеть 25 декабря 2013 года. Именно в Рождество я заполнила анкету на официальном сайте компании, прикрепив туда фотографии и свое резюме, и, естественно, помолившись о том, что если это от Бога, пусть они меня пригласят на собеседование. Заполнила и уехала в церковь на рождественское богослужение. Возвращаюсь домой поздно вечером, открываю компьютер, захожу в свою почту, а там уже ответ-приглашение на собеседование. Моей радости не было предела! Как рождественский подарок или даже рождественское чудо! Я была на 7 небе от счастья. В письме было указано несколько дат и городов, где будет проходить собеседование. Я должна была сама выбрать, когда и в какой город мне удобнее всего приехать. Хочу сказать, что компания набирает бортпроводников со всего мира, поэтому собеседования проходят тоже в разных городах, не только в Абу-Даби. Я сначала захотела поехать в Сербию, в Белград, так как были дешевые билеты на самолет и туда не нужна виза для граждан РФ (очень удобно, большая экономия средств и времени на ее оформление). Но, созвонившись по скайпу со своей новой знакомой стюардессой из «Этихада», изменила свое решение в пользу Абу-Даби. Катя, так зовут девушку, предложила мне приехать и на время собеседования остановиться у нее. А она жила в квартире, которую предоставила ей компания. То есть у меня появилась возможность посмотреть своими глазами на условия, в которых живут стюарды. Предложение было заманчивым, но в тоже время появилась другие преграды — это оформление визы в ОАЭ и покупка билета на беспересадочный рейс из Москвы в Абу-Даби. Единственная компания, у которой были такие рейсы, конечно же «Этихад». Но, когда я увидела цены на билеты, то волосы стали дыбом, за такие деньги я бы «Аэрофлотом» слетала в Нью-Йорк туда-обратно. Что делать? Мама предложила пойти в тур агентство и взять какой-нибудь недорогой тур на 3 дня в Абу-Даби. Так я и поступила. Но там меня стали устрашать, что мне молодой, да еще одной путешествующей не дадут визу. «Вам лучше ехать с мамой, тогда шансы на получение визы почти 100%», - так предложил агент в турфирме. Пришла домой, поговорила с мамой, и уже через пару дней 2 наших паспорта лежали у них на столе, гостиница бронировалась, билеты на чартерный рейс ждали своего подтверждения. Бог нам сделал большой подарок мы за 18.000 рублей ВДВОЕМ слетали на 3 дня в солнечную страну, и в эту сумму входила и виза, и гостиница с завтраками, и страховка, и перелет. Разве не чудо? Мы потом всем рассказывали, как дешево мы купили путевки в ОАЭ, но никто нам не верил. А это так Бог сделал, специально для нас, потому что Он знал, что бюджет у нас был небольшой.
Правда, пришлось лететь в Дубай, а уже оттуда на перекладных добираться до Абу-Даби.
Доехали до гостиницы, сделали Check in и пошли искать ближайший банк, чтобы обменять деньги. Банки оказались уже все закрыты, и мы, чтобы не сидеть в отели, а наслаждаться теплым морским воздухом (а залив от нас был в 5-минутах ходьбы) пошли куда глаза глядят. Глаза привели нас к торговому центру «Abu Dhabi Moll», там мы обменяли нашу валюту и успели пробежаться по магазинам. Хочу отметить, что в Абу-Даби, в отличии от Дубая, никаких распродаж не было. В некоторых магазинах вообще не было скидок. Нас это удивило. Но хочу уже перейти к главному — это моему собеседованию.
Как мы и договаривались с Катей, она приехала за мной в гостиницу, чтобы нам вместе с ней поехать в ее квартиру и уже оттуда утром я должна была ехать на собеседование в компанию «Этихад». Так все и получилось. А продолжение истории в следующем блоге.

Свежий отзыв по авиакомпании Etihad Airways. Давно хотели полетать с Этихад Эйрвейз и наконец-то желание осуществилось. Мы совершили 2 перелета по маршруту Москва — Куала-Лумпур с пересадкой в Абу Даби. Рассказываем о нашем опыте, чтобы вы могли сделать для себя выводы, чего ожидать от Etihad Airways.

Etihad Airways отзыв

Сразу скажу, что ожидания от авиакомпании не оправдались
Я не знаю почему, но мы раньше считали Etihad авиакомпанией такого же уровня, как или . А на деле это уровень, скажем так, Аэрофлота. Только стюардессы улыбаются.

Первое, что испортило впечатление, это e-mail спам от Этихадов, который начался за неделю до вылета. После третьего письма я не выдержал и отписался от рассылки. Но все равно еще одно письмо пришло накануне вылета.

Где заказать трансфер из аэропорта?

Мы пользуемся сервисом - KiwiTaxi
Заказывали такси онлайн, оплачивали картой. В аэропорту встретили с табличкой с нашей фамилией. Довезли до отеля на комфортном авто. Про свой опыт уже рассказывали в этой статье

Рейс EY 68 Москва — Абу-Даби

Время: 12:50 — 19:05
В полете: 5,5 часов

Второе неприятное впечатление — очередь на регистрацию в Домодедово. Сама очередь небольшая, человек 10 всего-то, но каждого пассажира обслуживают по 5-10 минут. Почему? Что сложного в том, чтобы принять багаж и распечатать посадочный?

Мы простояли минут 40… Благо время было, приехали в аэропорт за 3 часа. Когда наконец-то подошли к стойке регистрации, у нас стали просить показывать оплаченный обратный билет из Малайзии. Хорошо, что такой авиабилет у нас был куплен, так как он требовался для . Сотрудница проверяла по базе номер билета. Иначе на самолет бы не пустили.

  • Нормы багажа в Этихад эирлайнс: 23 кг + 10 кг ручная кладь.

Заходим в салон. Видно, что самолет не новый. Но отделка качественная, аккуратные кресла приятного песочного цвета.



Места для ног достаточно. Кресла не узкие. Тесно не было. В спинке кресла удобный кармашек для бутылочки воды. Встроенные мониторы работают, неплохой выбор фильмов на английском, музыка, игры, карта, камера. Посмотрел новую серию «Звездных войн». Есть usb-зарядки. Также каждому пассажиру предоставляется плед и подушка (грязная).

Все вроде хорошо, но кресла не раскладываются

Вылет из Москвы без задержек.

Питание. Чем кормят Etihad airways

Еда на борту у Этихадов нас тоже разочаровала
Мы ждали «высокой кухни», как у Катаров и Туркишей, а получили на выбор обычную котлету с рисом или пасту макароны с подливкой. Еду и напитки за 5 часов полета разносили всего 1 раз после взлета. Никаких орешков и печенек не было. Из плюсов питания отметим вкусное вино и металлические столовые приборы.


Транзит через Абу-Даби

Перелет из Москвы в Абу-Даби занимает около 5 часов 30 минут. Заход на посадку над пустыней. Интересно посмотреть в иллюминатор.

Новый терминал в Абу Даби еще не открылся. На фото ниже можно разглядеть подъемные краны и стройку в аэропорту.

Аэропорт Абу Даби огромный, чистый и тихий. Время транзита 3 часа. Багаж получать не нужно. После первого рейса мы были голодны и перекусили в Макдональдсе. Цены адекватные, вдвоем покушали на 12$. Оплатили картой, чтобы не менять деньги.

Погуляли по магазинам дьюти фри, сходили в другой конец аэропорта, повалялись пол часика на удобнейших шезлонгах. В аэропортах Москвы сейчас стараются всячески запретить лежать на креслах, а в Абудаби наоборот, даже лежаки есть (на фото выше справа). Подключились к wi-fi бесплатно, без смс и регистрации

Рейс EY 418 Abu Dhabi — Kuala Lumpur

Время: 22:25 — 10:20
В полете: около 8 часов

Самолет большой, но кресла более тесные. При онлайн регистрации выбрали места в конце салона, где можно сидеть по двое, чтобы без соседа. Вылет задержали примерно на час. Air traffic control не давал разрешения на взлет. Пилот — американец.

Кормежка снова была неаппетитная. Есть можно, когда голодны. Хорошее вино опять спасло положение. Еще на выбор было пиво и виски. Разливают алкоголь даже несмотря на Рамадан.

Всем пассажирам полагаются только пледы и подушки (снова несвежие). Никаких тапочек, носков, повязок на глаза и прочих мелочей не дают

Я надел на ночь повязку с логотипом Qatar Airways. Надеюсь, кому-то из авиакомпании было стыдно, что их пассажиры пользуются аксессуарами конкурентной авиакомпании.

Поспать почти не удалось. Кресла тесные и практически не раскладываются. Приложив усилия, удалось немного откинуть спинку (вернуть в исходное положение получилось только при помощи стюардессы). Салон не полный, некультурному соседу-малайцу слева от нас повезло чуть больше:

Утром за час до посадки разнесли завтрак — 2 холодных сендвича в пакетике
Довольствовались пустым кофе. Кофе так себе

Одноразовые зубные щетки с пастой также никому не выдавались

Время в полете как-то нагнали и приземлились в Куала-Лумпур по расписанию. Отлично! Успеваем на следующий рейс.

Итог

Какие выводы можно сделать:

Этихад Эйрвейз — самый обычный авиаперевозчик. Точно не лакшери, не люкс, не престиж. Я бы даже сказал, что Etihad бюджетная авиакомпания. Возможно, в бизнес классе дела обстоят лучше, но в экономе вы сами увидели как.

Летать Этихадами можно, если есть выгодные билеты. У них бывают хорошие распродажи, по которой мы и купили билеты Москва — Куала-Лумпур за 17 тыс руб на человека. Но ждать от них какого-то дополнительного комфорта не стоит. Главное, что долетели. Покупать специально билеты на рейсы Этихад ради сервиса точно нет смысла, Qatar и Turkish гораздо лучше.

Честно говоря, мы были разочарованы. Хотя и сами в этом виноваты. Так бывает всегда, когда складывается неправильное представление. Маркетологи Этихадовцев постарались на славу, иначе откуда у нас были такие завышенные ожидания… Либо Etihad раньше были на уровне, а сейчас испортились.

Если вы летали Etihad Airlines, напишите в комментариях ваши отзывы. Что понравилось, что не понравилось? Если не летали, но давно хотели их попробовать, то как вам такая неожиданная правда про эту авиакомпанию?

Искать билеты

Aviasales
Skyscanner
Все персонажи вымышлены, все совпадения с реальными личностями абсолютно случайны!

За один год я сумела сделать реальностью самые заветные в жизни мечты, я посетила много новых стран, увидела Ниагарский водопад, замок Нойшванштайн, панд в Китае, кенгуру в Австралии, леопарда в Йоханнесбурге, Биг Бен, башни-близнецы Петронас в Куала Лумпур , Чичен-Ица, Статую Христа Спасителя, ночевала в замке в Шотландии, посетила Ирландские пабы и Музей секса в Амстердаме, а еще год назад я сомневалась, что вообще смогу вернуться в ОАЭ.

Если - это моя первая юношеская любовь, то Etihad Airways - это солидный и состоятельный мужчина, в сером костюме от Brioni и с запонками от Mont Blanc . Он дал мне все, чего мне не хватало в отношениях с "бывшим". Хорошую квартиру с бассейном в столице ОАЭ, транспорт, одежду от итальянского дизайнера Ettore Billota и самое главное - возможность путешествовать. Я хорошо понимала, что должна соответствовать такому красавцу, и внешне, и поведением, и образом жизни. Со временем я не только восхищалась и уважала его, я влюбилась так, как не любила никого и никогда до этого . Я не замечала никаких недостатков в нем, как бы упорно подруги и коллеги о них не говорили.


СОБЕСЕДОВАНИЕ

По классике жанра таких историй - было две подруги, одна из них была инициатором и генератором идеи отправить резюме в Etihad Airways , вторая отправила за компанию и прошла собеседование. Я даже не воспринимала всерьез этот поступок, но теперь я буду благодарна своей подруге всю жизнь.

Через некоторое время после заполнения анкеты на сайте, мне прислали ответ и надо было выбрать дату собеседования. Мне ничего из списка не подходило, на каждый из этих дней у меня попадал рейс, поэтому я выбрала самое первое собеседование, чтобы долго не мучаться в ожидании. Теперь завтракая, на рейсе, во время silent review и бессонными ночами я придумывала самые коварные, компрометирующие, с уловкой вопросы и хорошие ответы на них. Не знала только ответ на один вопрос «Почему вы решили сменить авиакомпанию? ». Я не только не знала ответ, что подойдет рекрутерам Etihad Airways , я не знала даже почему на самом деле я хочу уйти из Air Arabia .

В большей мере подготовка к собеседованию заключалась в создании образа. Я подготовила все до мелочей. Зашла в магазин «Louis Fé raud», где продавцами были именно такие мужчины, к которым я не равнодушна: красивые, опрятные, с модными стрижками и красивыми руками. Я попросила найти мне такую рубашку и юбку, чтобы даже они не смогли мне отказать. Их выбору я поверила. Теперь я не буду перепуганной студенткой с периферии. Козырной картой в моих руках было то, что я не хочу стать стюардессой, я - уже стюардесса.

Впервые ехала в автобусе в Абу-Даби. Купила в кассе билет. И честное слово, в тот момент я почувствовала, что этот билет изменит мою жизнь!


Кто знаком с моей историей об , знает почему я сняла именно Centro Hotel в Абу-Даби. И он вернул все те воспоминания о беззаботной жизни в Шардже. Целый день я валялась у бассейна на крыше и думала, что даже если меня не возьмут, как хорошо, что у меня появилась возможность отдохнуть и посетить Абу-Даби.


Уснуть я не смогла из-за того, что боялась проспать самое важное событие этого месяца, а возможно и всей жизни. Я сделала хороший макияж, прическу и повязала ленточку поверх рубашки, придавая своему образу немного аристократизма. На reception попросила вызвать мне такси. Сейчас я уже знаю, что за жучары здесь водят такси, но в тот день таксист привез меня не в то место. Собеседование проходило в Etihad Training Academy , а он привез меня в Etihad Innovation Center . Я разволновалась. Хорошо, что я всегда оставляю в запасе много времени. Водитель shuttle buss успокоил меня и сказал, что отвезет в академию. Он думал, что я стюардесса Etihad , я менять его мнение обо мне не хотела. Я и сама понимала, что я - стюардесса Etihad , вот только не знаю еще свой staff number .

Нам выдали бейджи посетителей и роздали номера. Мой счастливый номер был 116. Всего было около 150 кандидатов из разных стран мира. Были и бортпроводники Air Arabia , а это означало, что к вечеру все в Шардже будут знать, что я была на собеседовании. Многие кандидаты специально прилетели в Абу-Даби на собеседование из Ирландии, Франции, Норвегии, ЮАР, Кореи. А я всего-то купила билет за 30 дирхам.

В самом начале, когда нас вносили в список, проверили рост, попросили дотянуться рукой до метки на стене 210 см. и осмотрели руки. Задали еще пару вопросов о погоде.

Первый этап - нужно рассказать о человеке, что сидит рядом с тобой. Я сидела возле девочки из Казахстана, что работает в Дубай. Во время представления я не могла даже произнести её имя, сложное казахское имя, еле прочитала с её таблички, а затем я сказала самую глупую школьную фразу «she likes to read books and listen to music » . Я никогда в жизни не забуду это предложение. Я сто раз пожалела, что так сказала, но это все что она рассказала мне о себе. Другие кандидаты говорили много, шутили о происхождении имени и стране откуда приехали, рассказали о хобби и интересные факты из биографии соседа, а я сказала «she likes to read books and listen to music ». Хотели бы вы что-то изменить в прошлом? Тогда я больше всего хотела бы иметь возможность по-другому представить казашку. Потом нам раздали тесты с английского. Элементарные, простые задания для школьников средних классов, но это была бы не я, если бы не искала во всем скрытый смысл. Я была уверенна, что там все не так просто, что там нужно искать какие-то логические уловки и проявить находчивость. А на самом деле - ответы именно такие простые как и кажется на первый взгляд.

Интонацией ведущей «Х-фактор» назвали номера. Все красивые и интересные люди были в другой группе, я поняла - на этом все. Подняла сумку и сказала себе «Ну не очень и хотелось. У меня там еще отель на сутки проплачен», и решила, что неплохо бы поплавать сегодня в бассейне. Но интригу я создать не могу, ведь вы знаете о чем эта история. Я прошла во второй тур.

Второй этап Team Work - самый опасный конкурс. Задание будет простым - подготовить тур.пакет для семьи, взять самые необходимые вещи на необитаемый остров, или выбрать кого поселить в отельный номер, а кому отказать в этом. Как вы понимаете правильных ответов нет. Они и не нужны, так же как и результат работы над проектом. Рекрутерам важно как вы работаете в коллективе. Из группы вышла я и девочка, которая меня жутко бесила в группе, но все остальные были просто планктоном, как бы грубо это не звучало. Совет тем, кто собрался на собеседование - не молчите, проявляйте себя, участвуйте в обсуждении, ведь второй шанс у вас будет только через полгода, или вообще не будет.

Финальный третий этап . 22 кандидата. Из стран СНГ только я, еще несколько арабок, кореянок, две девочки из ЮАР, одна из Пакистана, европейки. Парней нет. Их первоначально было очень мало.

Все красивые, молодые, умные, образованные, трудолюбивые, амбициозные . Я задавала себе вопрос «Чем ты лучше них?». Все прекрасно понимают, что возьмут только нескольких, а кому-то придётся возвращаться домой. Вот именно здесь вы должны «продать» себя как можно дороже. Но чем я отличаюсь от остальных кандидатов? Я не красивее и не умнее их. Но есть у меня одна особенность, которой наделены далеко не все, а только избранные на этой планете: я - счастливая! Я не хваталась за эту позицию, я не несла всякий бред про работу моей мечты, самую романтическую профессию и возможность увидеть мир. Я сказала, что счастлива в Air Arabia , мне нравиться моя работа и моя компания. «И все, что я могу вам предложить, работника с опытом в авиации, победителя по жизни и психолога по образованию. И если я вам чем-нибудь не подхожу, то вы даете другой авиакомпании возможность процветать и развиваться с помощью моих амбиций и любви к работе». На многие вопросы я отвечала в Present Times, как будто я уже стюардесса Etihad, ведь я не сомневалась в себе ни на секунду, я знала это мое!


Я вышла с аудитории и первое о чем подумала, что теперь мне надо продать шкаф и упаковать вещи. Хоть письмо присылают на следующий день или на протяжении недели, я точно знала, что меня возьмут. Утром мне пришло письмо! Я сразу же обзвонила всех девочек с финального тура, чтобы поздравить, но кроме меня прошла только одна девушка из ЮАР, а потом она вовремя не отправила документы, и её вычеркнули из списка. Дорогие ребята, если у вас будет написано в письме отправить документы в течении 7 дней, то на 8-й день можете уже не отправлять. У Etihad с этим очень строго.
Какой бы деловой и уверенной в себе я не была вчера, сегодня я раскисла и дрожала от страха. Опять перемены! Опять все начинать сначала! С этого дня я мысленно была в Etihad.

НОВОСТИ О МОЕЙ ПОМОЛВКЕ ИЛИ ЧТО МНЕ НЕ ПОЗВОЛИЛО СДАТЬСЯ


Первые полгода в Etihad, я получала чуть ли не каждый день письма от бортпроводников с Air Arabia , я стала популярной только тем, что уволилась. Обо мне говорили на рейсах, и никто не мог поверить, что я вот так неожиданно исчезла. Но мне это все далось очень непросто. Я сомневалась в том, что вообще когда-то вернусь в ОАЭ.


Новость о том, что я ухожу из Air Arabia совпала с новостью о том, что я собираюсь выходить замуж. Сейчас многие из вас думают, что это был просто ловкий маневр, чтобы не говорить настоящую причину увольнения. Несомненно, все бортпроводники понимали, что замуж я не выхожу. Еще вчера каталась по клубам с пилотами, а сегодня уже ходит с обручалкой . Но я не врала , просто всегда моя правда немного отличается от реальности. Когда меня вызывали к начальству и задавали вопросы о планах на будущее и куда я уезжаю, я повторяла одну и ту же историю о будущем муже, что живет в Абу-Даби. Я действительно была влюблена в хорошего парня, которого видела всего-то раз в жизни и дала себе слово, что перееду в Абу-Даби и познакомлюсь с ним. Парень моей мечты стал моей единственной надеждой и мотивацией в сложный период увольнения. Я могла бы опустить руки, отправить резюме в Катар или Оман, думать еще какой-то backup-план , но мое сердце уже было в Абу-Даби.

WELCOME TO ABU DHABI

Когда я приехала в Абу-Даби, я не была excited , у меня не было этого огонька в глазах, как у многих новеньких бортпроводников. Наоборот у меня была такая пустота внутри и полное безразличие, что я до сих пор жалею, что не могу прожить этот период еще раз.

В самолете авиакомпании "БелАвиа " я заметила двух девочек из Украины, что тоже летели на работу в Etihad . Поняла я это сразу по их дресс-коду и распечатанным учебникам, что заранее прислали из компании. Но я не могла с ними познакомиться, не могла заговорить, потому что не хотела. Я даже видеть людей в тот момент не хотела. А еще с нами на рейсе летел весь состав Студии «95 Квартал», но даже это мне не поднимало настроение.

Нигилизм и апатия были результатом стресса от увольнения, неуверенностью в будущем, и не малый отпечаток наложил приезд в Украину. Никто не ожидал, что в октябре выпадет снег. Я не могла уснуть от мысли, что если я не вернусь в ОАЭ, то никогда не познакомлюсь с парнем моей мечты и не заберу свои туфли Jimmi Choo из Шарджи. Серость будней, холодная погода, угрюмые продавцы и хмурые прохожие, нагнетали меня. Я прогоняла мысли прочь, но слушая песни любимой группы “The Hardkiss ” в автобусе задумывалась "А если ничего не получится? Чем ты будешь заниматься в Украине?" Я даже проведала бывших коллег и думала о том, что вернусь к ним на работу. Я смотрела объявления в газетах и готовилась морально к тому, что преподавать в университете - это здорово! Но вначале я должна любой ценой попытаться вернуться в Эмираты и не дать мечте о шапочке с вуалью быть только страницами в дневнике.

У меня вновь появилась возможность начать все сначала. Я переезжаю в новый город, где меня никто не знает. Я могу быть кем угодно, я могу рассказать о себе, что захочу, но мне хотелось быть никем, чтобы на меня вообще никто не обращал внимание.

Единственной радостью в жизни был молодой человек, с которым я хотела встретиться в Абу-Даби больше, чем даже работать в Etihad . И этой мысли я сильно боялась. У меня было то, о чем мечтают многие из вас, но я не осознавала этого, у меня совершенно не было сил радоваться. Несмотря на то, что я - социопат, этот период превзошел все мои склонности к отшельничеству. Во-первых у меня был синдром "новенькой в классе". Свой я сравнивала с группой в AirArabia и очень тосковала по ним. Дома мне не хватало Кати и Лешки, а новым flatmates я просто не хотела доверять.

Во-вторых, ко мне вернулся синдром "ботана " и от учебы я действительно получала удовольствие, но с группой своей я не разу не вышла гулять. Высшей степени ботанизма присущие «выпендреж» и жажда превосходства во всем. Не странно, что в группе меня не очень любили. В первый же день тренингов я согласилась быть фотографом своей группы, потому что я люблю фотографировать и главной причиной было желание не попадать на фото. Мне это удалось. Первые несколько месяцев у меня даже новостей в соцсетях не было.

После тренингов, что заканчивались в 16:00, а к 17:00 мы были дома, я собиралась на свидание. Только прогулки по Корнишу с молодым человеком возвращали меня к реальности, к нормальной жизни. Но я как Золушка к 23:00 должна была вернуться в accommodation, ведь у нас был комендантский час, который я ни за что бы не нарушила. А вернувшись домой, чаще всего в 22:58, я продолжала читать manual , даже если этот раздел я уже прочитала на перемене, пока все обедали. Я не понимаю как я выжила за те два месяца без сна и еды.

По ночам я просыпалась в холодном поту от страха, что все может закончиться, что в любой момент меня могут депортировать, вышвырнуть как дворовую собачку из квартиры, что залезла погреться и уже мордой ткнулась в тарелку. Ведь я нарушила закон. Я не имела права работать в конкурирующей авиакомпании. А теперь мне уже было что терять!

За весь этот период в восторг я пришла только от квартиры. Когда нас привезли в Аль Форсан - светлый комплекс с виллами и 7-этажными домиками построенными по кругу, я не верила своим глазам .

Он напоминал мне Древний Рим, и совсем не напоминал мусульманский мир. Здесь так тихо и спокойно, даже молитвы из мечетей не доносятся. Ведь Аль Форсан , как мы шутим, Middle of Nowhere , посреди пустыни, где нет ничего. Быть не может, что здесь живут бортпроводники! Нам предоставили шикарную новую квартиру с техникой, посудой, полотенцами, постелью. Всем, что нужно для жизни! Даже «сухпайок » на первое время был.

Вечером после перезда в Аль Форсан я сидела на балконе со своей сожительницей (а теперь уже подругой) Юлией из Белоруссии. Она предложила выпить вина, я ответила, что не пью. «Какой задрот ! И мне с ней жить?» - подумала она тогда и призналась в этом только недавно. Поначалу мы не ладили. Дело в том, что мы мало в чем уступаем друг другу. Наши мнения расходятся практически во всем. Как же она бесила меня на тренингах, как мы чуть не поссорились решая как назвать сеть Wi- Fi и как непросто выбрать фильм в кинотеатре. Но Стокгольмский синдром сработал мне на пользу. Заточение в Аль Форсане нас сблизило, но о том насколько она мне дорога я поняла не сразу.

Запись в моем дневнике в апреле (полгода в Etihad):

«Между беспробудным сном и просмотром очередной мелодрамы, я поняла как мне дорог один человек - моя соседка Юлия. Я долгое время не хотела признавать её подругой, и открыто об этом заявляла, но без неё я уже не представляю свою жизнь. Поначалу нашего знакомства мы не очень ладили, не могли найти компромисс ни в чем, даже в выборе фильма в кинотеатре, и наверное очень друг друга раздражали. Но сейчас когда она ушла на работу, мне очень её не хватает. Юлия часто заходит ко мне с фразой "Поговори со мной!". А ведь именно разговоры с ней еще не превратили меня в хомо эректус . Она интересуется многими из моих увлечений, даже если ей это совсем не интересно. Юля читает мои статьи в блогах, мы вместе думаем новые образы для косплея, делимся новинками из косметики и парфюмерии, рассуждаем почему мы еще не встретили достойных мужчин и куда бы поехать отдыхать в отпуск. Вчера я заявила, что больше не буду писать в интернете про Абу-Даби и про свои приключения, это и так никому не нужно, и меня поразило как Юлия уговаривала меня и дальше писать эту чушь. Она привела столько забавных аргументов, что если ей поверить, то без моих новостей все люди станут необразованными на этой планете. Она приносит мне журналы и подает хорошие темы для размышлений! Она моя муза! А еще она спасает меня от голодной смерти, от вкуснейших котлет до бутербродов. Вот желаю каждому найти такую сильную и независимую подругу!»

Теперь ты не будешь самой красивой стюардессой на борту

Когда я уходила с Air Arabia моя лучшая подруга Катя в шутку сказала «Теперь ты не будешь самой красивой стюардессой на борту», мне так запомнилась эта фраза, и я понимала, что она абсолютно права. После того как я увидела promotional girls на Formula 1, я еще раз убедилась, что Катя видела мое будущее. Тут никого не удивишь тем, что ты была актрисой или моделью раньше. В Etihad Airways все стюардессы как топ-модели. И тогда я дала себе слово, что не стану стремиться стать такой же модной и популярной как эти девушки, прежде всего я хочу стать хорошим человеком , чего мне раньше никогда не удавалось. Я себе пообещала, что ничто не изменит меня , не убьет во мне любовь к работе и жизни, я сохраню в себе жажду познавать мир и страсть к путешествиям, я никогда не буду забывать откуда я родом, буду навещать своих друзей в Шардже, частично чьей заслугой было то, что я теперь в Etihad, я буду благодарна всем, кто мне когда-то помог и постараюсь сделать счастливыми своих родных. Но свое обещание о том, что я не изменюсь, я не сдержала. Я очень изменилась! Ни для кого не секрет, что раньше я не любила детей и была расистом, а в Шардже расизм еще больше обострялся. Но работа в Etihad на меня повлияла. Порой я сама себя не узнавала. Поначалу мне даже было стыдно делать добро, это как проявление слабости. На самом же деле, только сильные, храбрые, независимые люди могут творить добро, не ожидая ничего взамен, делать добро вопреки своим желаниям.

Теперь я души не чаю в детях (правда не во всех), я люблю с ними рисовать, играть, говорить. Пока я боролась со своими демонами - комплексами и страхами, я поняла, что все они заложены с детства, я вспомнила кто и как повлиял на мою судьбу. Значит, я тоже несу ответственность за будущее каждого ребенка на борту. Может это его первый полет, может у него мечта стать бортпроводником, может ему просто хочется пообщаться с тетей с фиолетовой помадой.

Ну неужели у меня нет минутки на десятичасовом рейсе чтобы увидеть улыбку ребенка и взять его маленькую ручку. Именно работа с детьми и младенцами развивает материнский инстинкт, и во время турбулентности я бегу посмотреть достали ли малыша с кроватки. Бывают ситуации когда родители в туалете, тогда я сама беру малыша на руки, сажусь на пассажирское кресло и пристегиваю его ремень. Я научилась успокаивать детей когда они плачут, убаюкивать их, и начала смотреть на них с такой нежностью, которой никогда раньше не испытывала к живым существам.


Не стану идеализировать свою идеальную компанию тем, что расизма у нас нет. Бывает слышишь от коллег оскорбительные выражения про представителей некоторых стран Азии. Их называют «грязными», «животными», или еще как. А мне больно это слышать. Я вот как себе думаю: а если бы я родилась в Бангладеше ? Ну вот представьте, я такой же человек, каким есть, но я родилась не в том месте. У родителей нет денег на образование, да что там о школе говорить, у них нет денег даже на одежду и еду. И что же мне делать? Что я не человек? Не имею права на счастье? Хотя вот что я заметила: люди из бедных стран более счастливы, чем из обеспеченных государств. Так самыми несчастливыми мне кажутся британцы, и жизненные ценности у них какие-то убогие - клубы и алкоголь, все что их интересует. А обратите внимание на женщин из Бангладеша - они не скупятся на комплименты, и сами искренне радуются вашему доброму слову, они поют песни на борту, они громко говорят и общаются целой группой на полсалона, они всегда улыбаются, обладают хорошим чувством юмора и делятся угощениями.


Да, бывает попросят в десятый раз воду скажем на рейсе в Джейпур , так и хочется сделать вид что не услышал или проигнорировать это, но даже сказав «нет», я задумаюсь «А если бы, это ты сидела там на 23Е и хотела пить? Ты хоть понимаешь сколько стоит этот билет? И летает он раз в два года домой. Тебе что так сложно ему дать просто стакан воды?» и тогда я возвращаюсь и прошу прощение.

Фраза «I am sorry» это другая история. У меня это самая часто употребляемая фраза. Понятно, что смысла в ней мало и искренности вовсе нет, но я прошу прощение независимо от того виновата я или нет, и даже прошу прощение за своих коллег. Таким образом у меня за целый год не было ни одного конфликта или жалобы. Мне они не нужны! Пока я в форме у меня нет своего мнения, нет гордыни, нет своих интересов и нет потребностей. Я склоню голову перед любым человеком, только во избежание конфликта. Считаете я не права? Пожалуйста, но я работаю так и всегда возвращаюсь домой в хорошем настроении.

Еще очень много изменений произошло в моем сознании, изменились взгляды на жизнь, планы на будущее, произошла переоценка ценностей, я начала больше доверять людям, прощать обиды и с благодарностью вспоминать неудачи и маленькие трагедии, ведь это бесценный опыт. А пару дней назад я изменила в анкете "В Контакте" строку «Главное в жизни», «Слава и влияние» на «Совершенствование мира». И это не просто слова, я в это верю!

Начнем с обзора заработков стюардесс в общеми перейдем до более детального рассмотрения зарплат стюардесс в основных целевых авиакомпаниях нашего проекта SkyJob:

  • Emirates Airline (ОАЭ),
  • Etihad Airways (ОАЭ),
  • Qatar Airways (Катар),
  • МАУ (Украина).

Зарплата стюардесс: ставка + налет

Зарплата стюардесс любой авиакомпании – не фиксированная цифра, она варьируется и состоит из двух основных частей: это собственно ставка и так называемый «налет». «Налет » – это количество часов, что проводит стюардесса на борту самолета. Это и есть ее рабочее время, которое начинается, когда она заходит на самолет перед началом рейса до посадки пассажиров, и заканчивается, когда она покидает самолет после всех пассажиров и выполнения рабочих инструкций. Налет может быть разным от месяца к месяцу, а также зависит от сезона летной навигации. Как правило, он является основной частью зарплаты. Есть еще и суточные – командировочные деньги, которые выдаются авиакомпанией дополнительно, если вы остаетесь в какой-либо стране на день или больше в перерыве между рейсами туда и обратно. Суточные закреплены законодательно и отличаются в разных странах и в зависимости от страны пребывания. О них чуть ниже.

В больших всемирно известных авиакомпаниях высокого уровня стюардессы имеют хорошие заработки, особенно относительно реалий в Украине. Заметим, что зарплаты в тройке мировых лидеров – наших целевых авиакомпаниях, на работу в которых мы готовим наших девушек и парней, Emirates Airline, Etihad Airways и Qatar Airways, приблизительно одного уровня, поэтому остановимся более детально на Emirates Airline, что даст понимание о заработках и в двух остальных авиакомпаниях. Для удобства все цифры переведены с валюты ОАЭ «дирхам» и с катарских реалов в доллары.

Сколько зарабатывают сюардессы в Emirates Airline

С 2014 г. Emirates считается «самым ценным авиабрендом» в мире. И, конечно, зарплата стюардесс в этой знаменитой авиакомпании соответствует ее высокому уровню. После успешного собеседования, авиакомпания оформляет кандидату рабочую визу, высылает рабочий контракт, приглашение и билеты в Дубай. Контракт заключается на три года, и потом может продлеваться по согласию. Первые 6 месяцев – испытательный срок.

Стюардесса начинает летать на начальной ступени - в эконом-классе и получает в месяц 1160 дол. ставки + 15,52 дол за летный час (налет). В больших авиакомпаниях типа Emirates много регулярных рейсов,и налет стюардесс в месяц получается в среднем около 90 часов, иногда чуть меньше, а иногда и больше. За 90 часов налета стюардесса получит 1396,8дол., а суммарно со ставкой зарплата составит 1160+1396,8=2556,8 дол . В экономе она летает около двух лет, иследующий класс-бизнес-классе зарплата стюардессы повышается: до 1187 дол ставка и до 18,24 дол за летный час. Обобщим: 90 часов налета в месяц – это 1187+1641,6=2828,6 дол . Как видим после двух лет работы в такой авиакомпании как Emirates стюардесса зарабатывает около 3000 дол., а по нынешнему курсу доллара к гривне – это около 80 000 грн. в месяц. Такую зарплату может получать парень/девушка без опыта, устроившись на эту работу после окончания вуза, и при этом летая по всему миру. Это и является главной целью нашего тренинга – научить студента или любого другого человека без опыта и отношения к авиации как стать стюардессой в такой авиакомпании . И наши успешные выпускницы, а в недавнем прошлом простые студентки, которые сейчас уже летают в зарубежных авиакомпаниях – доказательство, что все это реально.

В высшем классе работы стюардессы – первом классе - она получает те же 1187 дол. ставки, что и в бизнес-классе, но выше за летный час - 19,74 дол. За месяц при 90 часов налета ее зарплата составит 1187+1776,6=2963,6 дол.

Далее стюардесса может стать старшей в бизнес- или эконом-классе(так называемый SFS – Senior Flight Steward или как их сейчас принято называть: CSV – CabinSupervisor). На этой должности – ставка - 1314 дол., а летный час - 22,87 дол. Суммарная зарплата стюардессы за месяц при 90 часов налета составит 3372,3 дол. И наконец после продолжительного опыта в этой работе и постоянного успешного выполнения своих обязанностейстюардесса может стать старшим бортпроводником –Purser и получать 1502 дол. ставки и 24,51 дол. за летный час. 90 часов налета в месяц+ставка принесут ей зарплату в виде суммы3707,9 дол. А по словам наших знакомых стюардесс Emirates у них бывало получалось более 100 часов налета, то есть Purser получает при этом около 4000 дол. заработной платы.

При этом 41 дол. каждый месяц удерживается из зарплаты стюардессы на медицинскую страховку.

Командировочные

И вот некоторые цифры по командировочным в разных странах. Дополнительно как суточные стюардессы получают 57 фунтов на сутки пребывания в Лондоне, 88 Евро на сутки в Париже, 148 дол. на 30 часов в Нью Йорке и т. п.

Примечательно что 90,95 дол. каждый месяц за три года контракта изымается из зарплаты стюардессы. Эти деньги кладутся на особый счет и накапливаются. Это компенсация затрат авиакомпанииее обучение, это страховка на случай разрыва контракта со стороны стюардессы. Но после того как она отработала контракт и соответственно вложенные в ее обучение средства, эти деньги ей возвращаются. В конце контракта за три года стюардессы получают 12*90,95*3=3274 дол.

Бонусы

Вот некоторые цифры по бонусам к зарплате стюардесс. В конце контракта стюардессы получают бонус 1634 дол. Есть также ежегодные бонусы до зарплаты, учитывая финансовые итоги года. Если авиакомпания зарабатывает много денег, все сотрудники получают в конце года бонус. Но он бывает разный, зависит от того, насколько всё хорошо в авиакомпании. Дополнительные бонусы выплачиваются также потом за выслугу лет.

Сколько зарабатывают сюардессы в Etihad Airways

Приблизительно на этом же уровне зарабатывают стюардессы национальной авиакомпании ОАЭ Etihad Airways, которая является второй по величине в ОАЭ после Emirates Airline и третьей на всем Ближнем Востоке. По словам наших знакомых стюардесс из Etihad, они получают все же немного больше.

В национальной авиакомпании государства Катар Qatar Airways уровень зарплат стюардесс такой же и бонусы насчитываются по похожим принципам. В эконом-классе ставка стюардесс Qatar Airways составляет 989,01 дол. на испыитательном сроке 6 месяцев, летный час оплачиваетсяпо цене 12,36 дол. То есть за 90 часов налета в месяц начинающая стюардесса получает 989+1112,4=2101,05 дол. После полгода работы ставка возрастает до 1098,9дол., суммарно с налетом получается 2211,3 дол. И далее растет при продвижении в классах, подобно Emirates Airline и Etihad Airways.

Kuwait Airways

Kuwait Airways – еще одна авиакомпания с Ближнего Востока, которая стремительно развивается и начала проводить наборы в Украинев с 2016 г. Насчет зарплат стюардесс в этой авиакомпании еще нет очень точных данных. Согласно информации от нашей успешной выпускницы, еще с первой группы, которая стала стюардессой в KuwaitAirways, первые три месяца пока стюардессы еще на испытательном сроке, они зарабатывают в общем около 1900 дол., после этого – около 2500 дол.

«Международные Авиалинии Украины» (МАУ)

Касательно украинской авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» (МАУ), то зарплата ее стюардесс является коммерческой тайной, которую представители МАУ не обнародуют. Согласно информации из наших источников, ставка у них минимальная по законодательству –3200 грн.

Летный час простых бортпроводников оплачивается в размере около 2 дол (приблизительно 50 грн), старших бортпроводников – около 2,5 дол. (65 грн). Простой бортпроводник при 90 часах налета получает 3200+4000=7200. Но откуда же берется заявленная авиакомпанией МАУ цифра в 15 000 грн? Ответ – за счет суточных. Во-первых, согласно украинскому законодательству, суточные, то есть командировочные, компания должна выплачивать ее работнику при пересечении им границы Украины в рабочих целях. А для стюардесс рейс туда и обратно в один день со стоянкой в один час в аэропорту другого государства считается командировкой, поскольку формально она пересекла границу Украины, и поэтому ей по закону полагаются суточные. То есть, стюардесса утром вылетает, например, в Германию, вечером возвращается назад в Украину, и кроме начисления денег за несколько часов налета получает 50 дол. суточных (согласно установленных законом норм) за этот рейс.

Во-вторых, поскольку в далеких иностранных городах, где стюардессы пребывают один или несколько дней в ожидании рейса обратно (например, Нью-Йорк, Бангкок и др.), проживание экипажа в гостиницах с включенными завтраками оплачены авиакомпанией, то стюардесса может сэкономить, не потратив все деньги из выделяемых ей суточных, и часть этих денег остается. Суточные – это существенная - большая часть зарплаты стюардесс украинской авиакомпании МАУ. Так и получается итоговая цифра в месяц - от 15 000 до 20 000 грн и больше .

Некоторые успешные выпускницы нашего тренинга, которые еще будучи студентками поинтересовались, как стать стюардессой и в итоге пришли к нам на подготовку, летают сейчас в МАУ, не считая каждый рейс и каждую гривну, а просто довольны итоговой суммой зарплаты и самой работой.