Первый Спас: когда и как празднуют? Медовый Спас: обычаи, приметы и история праздника. Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый Как называется 1 спас

От Редакции: Ниже мы публикуем одну из глав самого крупного сочинения «Народная Русь» русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901.- С. 351-359) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Первое августа - день, на который приходится церковный праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, слывет у нас под именем «Первого Спаса». Это - один из последних летних - предосенних праздников народной Руси, исстари веков привыкшей начинать с этого дня, благословясь, первый посев озимого хлеба. «Первый Спас - первый сев!» - гласит из темной глубины старинных пословиц простонародная мудрость: «До Петрова дни взорать, до Ильина - заборонить, на Спас - засевать!» - и продолжает в том же роде: «Спас - всему час!», «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. - кто вовремя, и даже раньше других соседей уберется в поле)!». Приведенные пословицы, приуроченные к Первому Спасу, ясно показывают, что этот день должно считать одним из так называемых земледельческих праздников. Эти праздники с древнейших времен справлялись всеми народами, «сидевшими на земле», - по образному выражению русских летописцев. Так, еще у евреев - в ветхозаветную пору их жизни - существовал «праздник жит первородных и седмиц»; у древних египтян, греков и римлян были установлены свои подобные празднества; древние германцы и некоторые другие народы совершали особые торжественные обряды - как по окончании жатвы, так и при начале сева. Нечего уже говорить о племенах славянских, едва ли не теснее всех связанных в своем быту с матерью-землею: у них праздники эти не отжили своего времени и до сих пор. Август-месяц в старину весь был посвящен богам полей: Даждьбогу и Велесу - у русских, Святовиду - у балтийских славян.

Этим милостивым божествам и приносилась, всегда приблизительно на Первый Спас, благодарственная жертва: испеченный на первом выломанном из лучшего улья меду громадный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Русский народ издавна был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. Первый Спас у него не только «первый сев», но и «Спас медовый». В этот день до сих пор посельская-попольная Русь ломает первый мед на пчельниках. «На Первый Спас и нищий медку попробует!» - говорит пословица, и молвится она не мимо. Утро первого августа начинается у пчеловода на пасеке. Он старательно осматривает, осеняясь крестным знамением, все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он «выламывает» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несет в церковь. После обедни священник выходит к паперти - благословлять «новую новину» от вешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинает святить принесенные соты. Дьячок собирает в заранее приготовленные корытца «попову долю». Часть освященного меда разделяется тут же нищей братии, поздравляющей пчеловодов с Первым Спасом - медовым. А затем большая половина этого праздника проходит у заботливого хозяина возле пчел: до вечерней зари идет по пчельникам горячая работа. Вечером обступает каждый пчельник толпа ребят и подростков с чашечками, а то и просто с сорванными поблизости широкими лопухами репейника в руках. Это - охотники до сластей, пришедшие получить от особенно тороватых в этот день пчеловодов свою «ребячью долю». Целый год ждет деревенская детвора Первого Спаса, - знает, что не обнесут ее, не обделят в этот медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Спасовка-лакомка». Медолóм щедрой рукою накладывает ребятам их «долю» из особого корытца, куда соскребались им из выламываемых ульев обломки сотов. А разлакомившиеся ребята причитают - ведут голосом:

«Дай, Господи, хозяину многих лета,

Многих лета - долгие годы!

А и долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить -

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение.

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить, малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многия лета!»

На следующий день после Первого Спаса пчеловод начинает заботиться об ограбленной им пчеле. В некоторых местностях с этих пор все цветы становятся беднее «взятком», так что приходится изредка подставлять к ульям в корытцах «сыту» (медовую жижу, сильно разбавленную водою) на подкорм Божьей работнице.

С Петрова дня до Первого Спаса кипит в полях страдная бабья работа, не кончающаяся даже и с наступлением августа. Но ни в какое другое время не водится столько хороводов, не поется так много песен, как в эту рабочую пору: вечерами - чуть не до утренней зорьки - вся молодая деревня поет-заливается.

Русская народная песня... В ней - могучей, раздольно-глубокой - более чем где бы то ни было, развертывается духовная сила народа-пахаря - стихийная сила: мощный подъем духа, широкий размах замысла, неудержимое стремление к свободному проявлению жизни сердца... Песня - сердце народа. В биении этого сердца слышится все, что веселит-радует, что гнетет-томит народную душу. В песне народа - и торжественный клик его счастья, и заунывный стон его вековечного горя. Честь и слава собирателям этого неоценимого богатства народного, поклон им до сырой земли! Заслуга их перед родиной тем безмернее, что нам приходится стоять чуть не на могиле то величественных, то веселящих душу, то щемящих сердце песен, вымирающих, смолкающих день ото дня все больше - в своем отступлении перед победоносным шествием в народную Русь заводских-фабричных «частушек», лишенных не только всякой красоты, но - порою - и простой осмысленности. Не так страшен этот бессмысленный враг, когда грамотность может возвратить народу его «сердце»-песню, в ее первобытной, не искаженной чуждыми наслоениями красоте.

После Первого Спаса не слышно уже ни одной песни; с самого начала Успенского поста и до осенних покровских свадеб, особенно обильных в хлебородные веселые годы, молчат все деревенские певуны голосистые.

В некоторых местностях на Первый Спас устраиваются так называемые «сиротские и вдовьи помочи». Работа помочью - работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в тот день, который сама старина стародавняя окрестила именем «первого сева». Тем более не считается грехом праздничная работа - «вдовья пóмочь», на которую сходятся по большей части после обедни, до обеда. «На вдовий двор хоть щепку кинь!» - гласит завет старых, стоявших ближе к Богу людей, связывавших с этим изречением другое: «С миру по нитке - голому рубаха!» С сирот и вдов многого не спросит помогающий люд за работу на Первый Спас; бывает даже и так, что не только поможет им «мир», а и сам нанесет в избу всяких припасов. «Не нами уставлено - не нами и кончится!» - замечает деревенская Русь об этом, вызванном сердобольностью, обычае и нараспев приговаривает:

«Ты - за себя,

Мы - за тебя,

А Христов Спас -

За всех нас!»

С Первого Спаса начинают собирать мак. Потому-то в иных местностях и называют этот праздник «Маковеями». С этого же дня народный сельскохозяйственный дневник, записанный рукою природы в памяти старожилов, советует бабам защипывать горох, а мужикам - готовить гумна. Деревня твердо помнит, что ей нужно делать с первого дня августа: «Отцветают розы - падают росы!» - говорит она. - «С Первого Спаса и роса хороша!», «Защипывай грох!», «Готовь гумна!», «Паши под озимь, сей озимь!», «Заламывай соты!» и т. д. В этот же день исстари ведется в народе святить новые колодцы. «Царица-водица - царь-огню сестрица!» - величает воду простодушный богатырь-пахарь и относится к ней едва ли с меньшим чувством уважения, чем к дару Божию, хлебу. Умышленно засорить чужой, а тем более общественный, колодец считается немалым грехом.

Бледнеют к этой поре лесные и полевые цветы, отцветать принимаются. Пчела мало-помалу перестает добывать свой медовый «взяток». Зато к Первому Спасу, на соблазн деревенской детворе, все еще алеет в лесу малина. «Первый Спас: Авдотьи-малиновки, доспевает малина!» - говорят в деревне. С Ильина дня до этого праздника вода в реке успевает настолько похолодеть, что на него в последний раз лошадей купают. И крестьянин твердо уверен в том, что, если после этого дня выкупать лошадь, то она не переживет предстоящей зимней стужи: «кровь застынет».

Любимая птица русского простонародья - домовитая ласточка, по старинной примете, накануне этого дня в последний раз облетает деревню. С Первого Спаса у ней забота: об отлете «за сине-море, на теплыя воды». И хотя это на деле далеко не всегда подтверждается, но почти всюду можно услышать в народе поверье, что ласточки отлетают «в три раза, в три Спаса» (1-го, 6-го и 16-го августа). В некоторых губерниях после обедни на Первый Спас даже сбегается за околицу деревенская детвора - «просить касаток». Затеваются веселые игры на луговине, во время которых несколько сторожевых зорко следят: не полетит ли из деревни ласточка. За первою же случайно вылетевшей на сборище щебетуньей - ребята всей гурьбою бросаются и бегут с припевами вроде следующего, записанного в с. Ртищевой Каманке Симбирского уезда:

«Ласточка-касатка!

А где ж твоя матка?

Где твои братцы,

Где твои детки,

Где ж твои сестрицы? ..

Испей Спасовой водицы!

Улетать - не отлетай,

До Спожинок доживай!»

И, обрадованная повстречавшейся летуньей, детвора возвращается в деревню - уверенная, что ласточка-касатка и впрямь послушается уговоров, не покинет деревни до самых «Спожинок» («Госпожинок», «Дожинок»), т. е. до Третьего Спаса, когда во всех полях дожинается самый последний сноп. «Ласточка весну начинает - осень накликает!» - по старинной народной поговорке.

Первый день последнего летнего месяца в некоторых местностях отмечается «проводами лета», устраиваемыми всеми девушками и парнями молодыми, также за околицею, на «выгоне», или в лугах, за речкою (последнее - чаще). Веселая толпа молодежи с песнями несет наряженную в сарафан и кокошник куклу, сделанную из новой соломы, и топит ее в речке, или, разрывая на клочки, пускает их по ветру. Впрочем, проводы лета в большинстве местностей приурочиваются к более позднему времени - к «бабьему лету», приходящемуся на первую половину сентября, и только в очень немногих совершаются на Первый Спас медовый.

День первого августа вызывает в пытливой памяти любителей и знатоков родной старины стародавней яркую, обвеянную умиленным чувством могучего народа картину. Не в памятниках простонародного творчества, не в изустных сказах-бывальщинах, хранимых внуками-правнуками песнотворцев-сказателей, дошло до наших дней представление об этой картине, оживляющей, воскрешающей красную страницу самобытного житья-бытья давних дедов-прадедов; дошло оно в летописном слове - верном непогрешимой жизненной правде. Был - прозывался Первый Спас на Святой Руси, во времена царей московских, и «Происхожденьевым днем»: как и теперь - праздновался на него праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, начинающий собою двухнедельный Успенский пост. Видывала Москва Белокаменная два-три века тому назад «зрелище лепое», привлекавшее к себе всех насельников первопрестольного города, от мала до велика.

Богомольные царские выходы с древнейших времен являлись одною из самоважнейших сторон обихода государева на Святой Руси. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. И давалась этим желанная для царелюбивого народа возможность лицезрения государева. Гости-послы иноземные, оставившие в наследие нашим дням описание своих «путешествий в Московию», свидетельствуют о том, что являл себя «царь-государь всея Руси» в несказанном великолепии. Это свидетельство подтверждается и всеми русскими летописными памятниками, говоря таким образом о нелицеприятии заезжих чужеземцев, «в книжном описании зело искусившихся». Сохранилась точная роспись: на какой праздник, в каком наряде и с какою свитой «выходить» венценосному богомольцу. На одни, главнейшие; полагался особый «большой наряд царский»: платно-порфира, шапка-корона царская, бармы-диадимы, наперстный крест с перевязью, жезл - вместо посоха. На другие - «малый»: с посохом вместо жезла и без барм; на третьи - «выездной», еще менее блистательный. Но всегда выход, - кроме «тайных», когда царь шел в «смирной» одежде, - был великолепен и возносил перед глазами народа сан царский на высоту недосягаемую.

В праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня совершался в Москве особый крестный ход на воду. Принимал в этом ходе непосредственное участие и царь-государь. В канун Спасова заговенья, вечером 31-го июля, с Евдокимова дня на Первый Спас, изволил он совершать выезд в Симонов монастырь; осчастливив его своим посещением - слушал вечерню, а поутру 1-го августа стоял заутреню. Здесь, напротив монастыря, на Москве-реке устраивалась «иордань» - как и в день Богоявления. Возводилась над водою сень на четырех столбах изукрашенных - с «гзмызом» (карнизом) в роспись красками и златом-серебром, увенчанная золоченым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, изнутри нее - апостолы Господни и другие святители. А кроме этого убиралось все возведенное сооружение цветами, птицами, листьями - впрозолоть, впрозелень, впросинь и впрокрась, на всю цветную пестрядь. Подле иордани устраивались два «места» - государево (в виде круглого храма пятиглавого) и патриаршее. Царское место утверждалось на пяти точеных столбцах позолоченых и было расписано травами, резьбою приукрашено да слюдяными круглыми рамами защищено; одна рама - в два затвора - за дверь была; стояло царское место на пяти золоченых яблоках и задергивалось изнутри вокруг тафтяной завесью. Огораживались царское с патриаршим места раззолоченной решеткою; весь помост вокруг них застилался алым сукном. В положенное время, под звон колокольный с сорока-сороков московских, изволил шествовать царь-государь, в предшествии хода крестного, с боярами по бокам, в сопровождении прочих людей служилых - стольников, стряпчих, дворян, дьяков, «солдатского строю генералов», стрелецких полковников, всей прочей свиты в золотых кафтанах и приказных людей нижних чинов. Все пространство по Москва-реке пестрело полками стрелецкими и солдатскими - в ратном строю, в цветном платье и со знаменами, с барабанами, под оружием. Видимо-невидимо, несметные тысячи люда московского окаймляли все это. Государь выходил на воду, становился с патриархом на свои места среди сонма духовного и служилых чинов московских. Одновременно начиналось торжественное освящение воды. Власти духовные приближались к венценосному богомольцу и к патриарху, в очередь подходили, «по степеням», по двое в ряд, - подойдя, били поклоны уставленные. Все, начиная с царя-государя, получали из патриарших рук зажженные свечи.

Действо Происхождения начиналось погружением Животворящего Креста. По прочтении молитв, по положению, царь - с ближними боярами ó-бок - сходил в иордань. Был государь на этом выходе в обычном ездовом платье; но - перед погружением в воду - возлагал на себя святые кресты с нетленными мощами. А возлагались на царя-государя в Происхожденьев день при этом, по словам разрядных записей, следующие святыни: «Крест золот, Петра чудотворца, на нем образ Спасов резной стоящей, посторонь образа Пречистыя Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. В голове камень яхонт червчат. Сорочка бархат червчат же. Крест и около креста низано большим жемчугом. Крест золот сканной, в середине Распятие Господне навожено финифтью, посторонь четыре святых резных навожено финифтью, назади мученик Евсегней, посторонь святые; во главе изумруд, да около креста 28 жемчужков, а в середине креста 12 жемчужков да 8 камушков в гнездах. Крест золот; во главе образ Спаса Нерукотвореннаго, в середине Распятие Господне чеканное на два яхонта да две лалы. Около креста и главы обнизано жемчугом, кафимским в одно зерно. Назади подпись, мощи святых; у головы в закрепке два зерна жемчужных, сорочка бархат коришной цвет. Крест и слова низано жемчугом».

Действо Происхождения совершалось и не только под Симоновым московским монастырем. По временам переносилось совершение его в некоторые подмосковные села - вотчины государевы: то в Коломенское на Москва-реке, то на Яузу - в Преображенское. И отовсюду спешил православный люд московский в эти места на желанное лицезрение государево, гонимый туда стремлением - увидеть «светлоясныя очи царския», приобщиться к свидетелям благочестивого погружения отягченного святынями самодержца во иордань, по обычаю предков, благоверных исполнителей предания святоотеческого, византийской христианскою стариной завещанного, привившегося ко гнезду Святой Руси с давних времен. Строго-настрого запрещалось - от приказных - подавать в этом действе державному совершителю его какие-либо жалобные челобитные: должно было неусыпно блюсти служилому люду свят-покой государев. Но, если кому-нибудь выпадало счастье привлечь на себя светлый взор зорких очей царевых да поднять над головою грамоту с челобитьем своим, - попадало челобитье, помимо всех приказов, в руки самому царю на правый суд прозорливый, на милость неизреченную. И не было тогда отказа челобитчику ни в чем праведном-справедливом. Когда царь-государь изволил выходить из воды и, сложив с себя святыни, окруженный ближними боярами, переоболокался в сухое платно, слюдяные окна царского места задергивались алым сукном. Затем царь являл себя народу, прикладывался ко кресту, принимал патриаршее благословление. Духовенство кропило в это время освященною, «иорданской», водою войска и знамена. Когда шествие - с царем и патриархом во главе - двигалось от места совершения действа, многие присутствующие из людей православных теснились к иордани, где особо приставленные пристава разливали желающим святую воду в посудины чистые. Во дворец государев и на царицыну половину отправлялись две стопы серебряных с этой водою.

Под гулкий звон колоколов со всех церковных раскатов возвращался венценосный богомолец в свои палаты, исполнив завещанное благочестивыми предками, доставив этим лишний случай своего лицезрения всей Белокаменной, свято хранившей предания отцов и дедов. А под Симоновым монастырем собиралось народное гулянье чинное, без глумотворства всякого, без песен - утехи народной. Памятовал люд честной, что за Первым Спасом - Происхожденьевым днем - Успенский пост идет. Провожали летний мясоед на происхожденском гулянье не вином зеленым, не пьяною брагой хмельною, а медами сотовыми, квасами стоялыми да сладкой-спелою малиной-ягодою.

Август - самый благодатный месяц лета: созревает все посаженное и посеянное, собирается урожай, делается все для того, чтобы зима была безбедной. Всегда на Руси этот месяц был богат праздниками в честь созревших урожаев, ярмарками, выставками лучших сельскохозяйственных достижений. С приходом православия эти древние народные торжества переплелись с церковными праздниками благодарности и хвалы Спасителю - Иисусу Христу. И, конечно же, эти светлые, любимые праздники являются частью русской культуры.

И языческий, и православный

Три щедрых праздника, следующих друг за другом, разбросаны по августу в порядке очередности - первый Спас, второй и третий. Соответственно - Медовый, Яблочный, Ореховый. Каждый из этих праздников имеет еще несколько названий, связанных с традициями или действиями, совершаемыми в этот день. Медовый Спас по православному календарю приходится на 14 (1) августа. В этот день свершались события мировой истории, в честь которых церковью учреждены праздники. Кроме того, и на бытовом уровне происходило много такого, из чего за столетия сформировались славные традиции. Например, созревал мак, который обязательно надо было собрать. Да мало ли чего необходимо сделать в преддверии зимы!

Столько причин для праздника

И обряд водоосвящения приходится на этот день, и озимые засевают, и мед собирают. Такой вот рубежный день-труженик. А в работе у человека всегда были небесные помощники и заступники, на каждой отдельной территории свои. Так, в Сибири на Первый Спас приходилось празднество в честь Соломониды-бабушки, принимавшей роды у Девы Марии. Мифическая повитуха почитается как первая заступница матерей, беременных и знахарок, которые, принимая роды, обращались к ней за поддержкой. Поэтому Первый Спас, такой многозначащий праздник, называют в народе по-разному - Маковки, Медовый, Пчелиный и т. д.

Пришедшие из Константинополя

В честь водоосвящения праздник именуют и так: Спас на воде, Мокрый и Водный. Существует еще такое название - Происхожденьев день. Наименование относится к торжеству, пришедшему из Константинополя, полное название которого звучит как Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день всегда бывал крестный ход. В Константинополе выносили Животворящий крест и носили его по городу, дабы освятить и помочь жителям, изнемогающим от летнего пекла. Второй церковный праздник, собственно, Спасов день, полное название которого - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, посвящен двойной победе христианских воинов, одержанной 1 (по старому стилю) августа 1164 года. В этот день Андрей Боголюбский разбил волжских булгар, византийский император Мануил победил сарацинов.

Один из самых известных в царской России

Во многих статьях отмечается, что этот праздник более всего известен как Спас на воде. Судя по многочисленным художественным произведениям, очевидно, раньше оно так и было. Сам российский император принимал участие в крестном ходе к воде, окунался в Иордань, по выходе целовал крест, получал благословение патриарха. Затем освящали войско. В дореволюционной России это был большой государственный и церковный праздник. Водосвятие проходило по всей стране, потому что Святая Русь, по преданиям, крестилась именно в этот день.

Самое популярное название в наши дни

Но в наше время Первый Спас более известен и популярен как Медовый. Праздник очень любим в народе, о чем говорят сотни поговорок, присказок и пословиц, в которых он упоминается.

С ним связаны десятки обычаев. Само собой, что со дня Спаса-Лакомки начинали есть мед. С этого дня также сеяли озимые, пробовали горох. В лесах созревала малина, ходить за ней стайками тоже было обрядом и традицией. И много-много чего. Но самое главное - в этот день необходимо было очистить соты, наполненные медом. Первый Спас в августе называется еще Маковеев день, или просто Маковей. Посвященный 7 братьям-мученикам, он как-то переплелся со сбором урожая мака. В этот день с ним (маком) тоже пекут пироги. Но все-таки в большей мере это праздник пчеловодов.

Традиции и поверья складывались столетиями

За многие столетия сложились традиции того, как надо отмечать Медовый Спас. В этот день придается особенное значение как самому пчеловоду, так и всему, что он будет делать, собственно, обряду. Существовало поверье: если не «сломать» мед в этот день, он пропадет или его унесут соседские пчелы, которые с этого дня больше не приносили «медовых взяток» - день считался рубежным. Все пчелы прекращали носить мед, не только соседские. С самого раннего утра пчеловоды были уже на пасеке и, соблюдая традиции, приступали к «выламыванию» сот из улья. Предварительно необходимо было выбрать самые обильные соты, наполненные до отказа. Часть извлеченного меда укладывали в чистую посуду (предпочтение отдавалось деревянной) и уносили в церковь для освящения.

Спас-"сладкоежка"

Соблюдающим все традиции пчеловодам, а они с этого дня должны были поститься, разрешалось вкусить меда, принесенного из церкви. Издревле этот продукт считался чуть ли не панацеей от всех болезней. Чудодейственная сила освященного меда удваивалась. Желание, загаданное при вкушении первой ложечки освященного меда, сбывалось всенепременно. К празднику пеклись медовые пироги и пряники, готовился хмельной мед (медовуха) и безалкогольные напитки из этого продукта.

Пасечникам, да и всем людям, надлежало на Первый Спас в августе быть максимально щедрыми, полагалось одаривать медом, и не только нищих. По этому поводу существовали поговорки, свидетельствующие, что любой бедняк на Спас обязательно будет с медком. Нищие получали свою долю угощения из корытца дьячка, которое он наполнял за счет доли, положенной церкви. На этом ничего не заканчивалось - вечером на пасеку прибывали ватаги детворы с песнопениями, в которых они желали здоровья пчеловодам, успеха их делу и выпрашивали медку. Праздник Первый Спас продолжался еще долго.

Приметы, действующие и сегодня

Этот первый августовский праздник, связанный с именем Спасителя, окружен десятками примет, которые складывались веками. Может быть, сейчас из-за экологических изменений не все они соответствуют действительности, но все относятся к богатому русскому фольклору. А некоторые не потеряли актуальность и сегодня.

Замечено, что после Медового Спаса вода в реках сильно холоднеет, отлетают ласточки и стрижи, отцветают розы, падают обильные росы, пчелы не носят мед. В далеких закоулках, которых так много в России, в то время, когда Первый Спас стоит на пороге, не перестали пахать землю под озимые (крупные сельскохозяйственные предприятия больше руководствуются соображениями полезности, что не всегда совпадает с приметами), готовить в зиму гумна. А может быть, и лошадей купают, так как существовало поверье, что если этого не сделать на Первый Спас, зиму живность не переживет, так как замерзнет. Согласно поверью, у них «застынет кровь». Безусловно, в глубинке и колодцы в этот день святят, чистят и новые роют (примета говорит, что колодцу тогда ничего навредить не сможет), и это называется «обрядом малого водосвятия».

Какой праздник без пирогов

Положено в этот день выпекать пироги и пряники на меду из первой муки нового урожая. Много дел необходимо сделать в этот день - и горох защипнуть, и мед собрать, и озимые засеять, все это в церкви освятить, в том числе и зерно под озимые, и на поклон к старикам сходить, чтобы самый древний первую горсть в землю бросил. Мало того, бабам надо еще и успеть согрешить, потому что в этот день именно им прощалось абсолютно все. У традиции засевать поля на Первый Спас было и такое обязательное условие - по количеству мужчин в селе варились яйца. Кому из них досталось самое наполненное, тот имел право бросить в землю первые семена. Это в тех краях, где не обращались к помощи старейшин.

Приметы на все случаи жизни

Очень высоко ценилась помощь, оказанная слабым и беззащитным - вдовам и сиротам. Соседи приходили к ним с гостинцами и целью оказать посильную помощь - вскопать огород или убрать тот же овин, заготовить дрова на зиму. Есть и поговорка на эту тему, говорящая о том, что хоть щепотку надо кинуть во вдовий двор. Уделялось внимание и погоде. Приметы говорили, что если идет дождь - будет мало пожаров, а если поднялся ветер, необходимо следить за своим головным убором. Не уследишь, и шапка упадет на землю - ждет тебя дальний путь. Было примечено, что если за неделю до праздника в дорогу засобираются аисты, весна будет теплая, а зима ранняя и морозная.

Спас Первый (Медовый) служил отправной точкой для прощания с летом. Заканчивались хороводы и гуляния, начиналась серьезная подготовка к зиме и довольно жесткий двухнедельный Успенский пост.

Медовый Спас знают все

Но большинство людей, заставших времена, когда атеизм был государственной политикой, не очень знакомы с тонкостями церковных праздников. Поэтому вопрос о том, какой Первый Спас, совсем неудивителен. Знают, что есть три одноименных праздника, один Яблочный, другой Медовый, третий Ореховый, - и то хорошо.

Особенно это относится к горожанам - им не сеять озимые, мед не собирать. Да и за птицами не понаблюдаешь - одни воробьи да вороны, а кони на ипподромах в тепле, кровь у них не застынет. Быть в курсе событий горожан заставляют многочисленные ярмарки, приобретающие с каждым годом все больший размах и красочность, и столпотворения возле храмов. На Спас они не меньше, чем на Пасху. Поэтому, как только начинается активная реклама и продажа продуктов пчеловодства, большинство людей не задаются вопросом о том, какой первый Спас. Понятно - Медовый.

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Трижды чествуются самые значимые дары русской природы: яблоки, мед и орехи. Хотя, строго говоря, во время трех Спасов внимание уделяется не только этим продуктам..

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа по новому стилю. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед , а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Верующие приходят в храм, чтобы освятить мед – как жидкий, так и в сотах. Они оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и тех, кто просит подаяние. В России даже есть старая поговорка: «На Первый Спас и нищий медку покушает».

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: «Мокрый Спас» или «Спас на воде».

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию. К тому же Мокрый Спас – последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

Если у вас на даче или рядом с домом есть колодец, родник или хотя бы артезианская скважина, наберите воды, съешьте ложку меда и запейте ее тремя маленькими глотками чистой воды – это подарит вам отличный заряд бодрости. Только помните, что подобный ритуал вы можете позволить себе только в Медовый Спас. Дело в том, что обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

«Героем» Медового Спаса, помимо собственно меда, является и мак. Третье «имя» этого праздника – Маковей. Мы не будем вдаваться в подробности исторического происхождения данного названия, а просто скажем, что вместе с дарами пчел в этот день освящают и маковые головки. Как раз к этому времени мак вызревает окончательно. Поэтому на праздничный стол ставят и блюда, в которых он используется: маковые рулеты , мак, вываренный в меду, булочки, а также салаты, первые и вторые блюда, например, сочиво (пшеничная каша с изюмом, медом, грецкими орехами и маком).

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Если вы собираетесь отпраздновать Медовый Спас, ориентируясь на христианскую традицию, то помните, что 14 августа – первый день Успенского поста, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами и от бескормицы можно, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.

Яблочный Спас

Следующее чествование даров природы – Яблочный Спас , его отмечают 19 августа по новому стилю. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю – с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Так что наши предки ждали до Второго Спаса и только в этот день ранним утром, практически на рассвете, начинали собирать яблоки или покупали их. Потом относили их в церковь для освящения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги , компоты, варенья, шарлотки, а также яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба. Впрочем, если вы – человек нерелигиозный, то можете дополнить меню уткой или курицей с яблоками, мясом в яблочно-брусничном соусе, печеными яблочками с мягким сыром (или творогом), салатом из сыра, винограда и ветчины.

В Яблочный Спас принято угощать яблоками всех, даже незнакомых людей. В приоритете – дети и стоящие на паперти нищие. Причем сначала плоды раздают окружающим и только потом приступают к трапезе.

Вместе с яблоками вы можете подарить родственникам и друзьям картинки или текстиль с изображением этих фруктов или сувенирные яблочки, сделанные из дерева, металла, соленого теста. Яблоки – символ плодородия и семейного благополучия, поэтому своим подношением вы пожелаете тем, кто вам дорог, всего самого наилучшего.

Если вы собираетесь отмечать и этот Спас, то помните, что, помимо угощений и подарков, празднование предусматривает и вечерние прогулки. Отправляйтесь на закате в парк, чтобы проводить лето и встретить осень. Желательно, чтобы вы могли наблюдать, как садится солнышко – эта традиция несет в себе глубокий сакральный смысл.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Провожая глазами скрывающееся за горизонтом светило, вы благодарите природу за ее дары, за изобилие, и просите, чтобы следующие двенадцать месяцев были благодатными, щедрыми и сытыми, наши предки при этом еще и пели; вы тоже можете исполнить какую-нибудь подходящую песню или просто обратиться к солнцу с монологом.

Кроме того, согласно поверьям, последний кусок первого съеденного после освящения яблока приносит удачу – его тщательно разжевывают, загадывая желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Ореховый Спас

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа по новому стилю. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщевую тряпочку и кладут за икону. Таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам. Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались – пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.