Педразвитие. Краеведение в старшей группе детского сада Перспективное планирование по краеведению

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в
непосредственно образовательной деятельности
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится патриотическое воспитание детей.
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция
формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не
создана. У нас, педагогов – практиков в связи с этим возникает немало
вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического
воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Большинство
авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических
чувств дошкольников, но нет целостной системы работы в данном
направлении.
Как один из аспектов работы по патриотическому воспитанию старших
дошкольников на материале краеведения и историко­культурных традиций
малой Родины» нами рассматривался цикл бесед по развитию у
дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) на кругах в мини – музее детского
сада.
Круг это особая форма работы, здесь дети получают и систематизируют
знания, делятся своими наблюдениями и впечатлениями, активно участвуют в
обсуждении, опираясь на собственный
опыт, работают с народным
календарём, с доской событий. Каждая неделя обычно посвящена изучению
какой­либо темы, проекту и совместная деятельность детей и педагога на
«круге» организованы соответственно изучаемой тематике.
При отборе содержания для цикла бесед на круге мы исходили из учёта
дидактических принципов доступности,
усложнения,
его воспитательной ценности, исторической
повторения, наглядности,
достоверности, а также интереса детей и возможности отражения полученных
знаний в праздниках и досугах, в творческой деятельности дошкольников.
Общие задачи цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о
человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины):
 Формировать чувство гордости, уважение к героическому прошлому
постепенности,
наших земляков;
 Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу; вызвать в
детях чувство гордости за достижения знаменитых земляков и стремление
сделать свою малую Родину богаче и краше;
 Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и
понимание того, что все предметы были когда – то придуманы человеком,
сделаны руками человека, и к ним необходимо относиться бережно.

Предлагаемый цикл бесед интегрирует основные направления
нравственного, патриотического, и умственного развития детей от 3 до 7 лет.
Существенное значение для дошкольников в формировании патриотических
чувств имеет ближайшее окружение. В разрабатываемом цикле бесед по
развитию представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) находят своё отражение впечатления,
наиболее доступные для детей старшего дошкольного возраста – семейные
традиции, труд родителей, историко – культурные ценности города Ишима,
общественные события и праздники, встречи с ветеранами, достижения
знаменитых земляков.
Количество бесед на круге в мини – музее дано из расчета две беседы в
месяц. Материал расположен по месяцам. По каждой теме предлагается
определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением
изученного материала. Все темы объединены в перспективном плане по
развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на
материале краеведения и традиций малой Родины), в котором материал
расположен также по месяцам.
Данный цикл бесед адресуется воспитателям, родителям и всем, кто работает
с дошкольниками. Цикл бесед создает наиболее оптимальные условия для
накопления впечатлений, развития у детей родной русской речи, интереса к
истории,
способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей,
формируют патриотический потенциал дошкольников.
Тематическое планирование цикла бесед по развитию у дошкольников
представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины)
Месяц,
№ П.П
Тема беседы
Содержание и задачи цикла
бесед
Сентябрь

1. Ишим – город
исторический

2.Развитие
труда хлебороба.
Представление об истории
возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к
изучению истории своей
малой Родины.
Цель: формировать
представление о труде
Ишимских хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к
труду наших предков­
Практическая
работа,
экскурсии
Экскурсия в
Ишимский
историко­
краеведческий
музей
Изготовление
пряников,
калачей, булочек
из солёного
теста для

3.Архитектура
города Ишима.

4. Устройство
русской
избы.
Ноябрь

5 . Из истории
городского
транспорта...
сюжетно –
ролевых игр.
Презентация
«Архитектурное
наследие».
Коллаж «Улицы
моего города».
Рассматривание
экспозиции в
мини – музее
детского сада:
«Русская изба».
Детский
исследовательск
ий проект,
мультимедиа ­
презентация.
Создание
рисунков:
«Транспорт
будущего».
хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в
результате, и насколько
легче стало людям
трудиться с наступлением
технического прогресса.
Представление об истории
улиц, домов нашего города
с интересными образцами
прошлых лет (деревянное и
каменное зодчество) и об
эволюции строительства
жилища ­ о наличии
современной архитектуры.
Задача: развитие чувства
гордости за мастеров,
создавших удивительные по
своей красоте памятники
деревянного и каменного
зодчества города Ишима.
Представление об истории
цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с
бытом, утварью русской,
Ишимской семьи, одеждой
взрослых и детей в давние
времена.
Представление детей об
изменении видов и форм
транспорта в связи с
потребностями общества и
техническим прогрессом.
Задача: сформировать
представление детей о том,
что транспорт существовал
всегда, но его формы и виды
изменялись в связи с
техническим прогрессом,
научить детей сравнению и
анализу.

6.Кто в городе
главный?
Декабрь

7. Никольская
ярмарка

8.Герб города
Ишима
Январь

9.Сибирский
валенок

10. Из истории
одного
памятника

Устное
сочинение на
тему: если бы я
был главой
города Ишима…
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов,
«товаров» к
зимней
Никольской
ярмарке.
Создание
рисунков по
пословицам о
Родине.
Конкурс
«Сибирский
валенок».
Совместное с
родителями
украшение
валенок,
вышивка.
Городской забег
в валенках.
Экскурсия к
памятнику
Прасковье
Луполовой.

Представление о должности
главы
администрации
города.

воспитанников
патриотизма

ответственности.
Задача: формировать у
чувства

гражданской

И
Представление о развитии в
Ишиме торговли и торговых
отношений.
Задача: активизация
интереса к изучению
истории Никольской
Ярмарки в Ишиме.
Представление о символе
государственности города
Ишима и истории их
возникновения.
Задача: воспитывать в детях
чувство привязанности и
любви к своей малой Родине
городу Ишиму.
Представление об истории
возникновения валенок,
используемых с давних пор и
до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес к
валенкам, которые на
протяжении многих веков
остаются любимой обувью у
ишимцев.
Представление о скульптуре
выполненной Вячеславом
Клыковым,
посвященной
Прасковье
Луполовой,
дочери ссыльного офицера,
как образец
дочерней
любви.
Задача: развивать чувство

ответственности за начатое
дело, формирование у детей
чувства
патриотизма
посредством воспитания у
них таких нравственных
качеств, как любовь к своим
близким людям, стремление
помочь им.
11.Слава героям! Представление о подвигах
Февраль

военных и гражданских,
основателя Коркиной
слободы (будущего города
Ишима) казаку Коркину и
защитнику земли сибирской
­ атаману Ермаку.
Задача: развитие чувства
патриотизма и сохранение
памяти о подвигах героев.
Представление о
символическом обряде
прощания с зимой и встречи
с весной, имеющем глубокие
исторические корни; о блине
– символе солнца.
Задача: продолжать
знакомить детей с
праздничными традициями в
городе Ишиме.

Представление об
исторически сложившемся
на территории Приишимья
древнем ремесле ­
ковроткачестве.
Задача: вызвать интерес и
уважение к труду
ковроткачей.
Представление об истории
возникновения иголки,
использование с давних пор
Экскурсия к
памятнику
основателю
Коркиной
слободы (города
Ишима) казаку
Ивану Коркину.
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов к
празднику
Масленицы.
Постройка и
«взятие»снежног
о городка.
Аппликация
«Ишимские
узоры».
Создание
коллекции игл
(для вышивания

12.Веселая
масленица.
Март

13.Ишимские
ковры.

14.Игла ­
помощница

и до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес
игле, которая на протяжении
многих веков остается
нашей верной помощницей;
формировать уважение к
профессии швея.
Представление об авторе
сказки в стихах П.П.Ершове.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством П.П.Ершова.
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: развитие чувства
гордости за писателя ­
земляка, создавшего
замечательное, любимое
детьми произведение
художественной литературы.
и швейных) в
мини – музее
детского сада, а
также, вышивок
и первых
пришитых нами
пуговиц.
Создание
иллюстраций к
сказке
П.П.Ершова
«Конек –
горбунок».
Создание
коллажа к
повести
В.Медведева
«Баранкин, будь
человеком!»
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством местного поэта
Михаила Смолина.
Литературная
гостиная.
Встреча с
поэтом, создание
книги
иллюстраций к
его
произведениям.
Формирование чувства
патриотизма, чувства
уважения к героическому
прошлому наших земляков,
Задача: развитие и
сохранение чувства гордости
и памяти о подвигах
защитников Отечества.
Изготовление
подарков для
ветеранов.
Праздничный
концерт для
ветеранов.
Апрель

15. Поэт –
сказочник
П.П.Ершов.

16.В.В.Медведев
– наш земляк.
Май

17.Поэт земли
Ишимской.

18.Спасибо вам
за победу! Ишим
в годы Великой
Отечественной
войны

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в
истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины)
1.Ишим – город исторический.
Цель: Формирование представления об истории возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к изучению истории своей малой Родины.
история, слобода).
Предварительная работа: экскурсии, рассматривание картин, книг, открыток с
видами города
Ишима, заучивание стихотворений об Ишиме, чтение
литературы.
Материал: виды древнего (старого), современного города Ишима.
Ход беседы.
Педагог обращает внимание на слайды (Приложение 1).
­ Ребята, скажите, какой город изображен на этих слайдах?
Ишим.
­ А как вы думаете, Ишим всегда была таким красивым городом?
Ответы
­ А вы знаете историю возникновения Ишима?
ответы
­Хотите узнать?
Да.
­Когда­то давным­давно рядом с русским царством за уральскими
горами лежала славная страна – Сибирь. Это был богатый край:
большие густые леса росли на берегах широких и быстрых рек. В
лесах жили разные звери. Люди убивали их, а мех брали себе и
продавали. Это был славный пушистый мех, тот самый, который
так хорошо греет нас в холодную зиму. Были в Сибири высокие
каменные горы, а в них много серебра и золота, только люди еще
не умели доставать его. Этот край принадлежал прежде хану
Кучуму и его народу.
­В 17 веке в бассейне реки Ишим кочевали сыновья Кучума, Канай и Азим.
Они совершали разбойничьи набеги на поселения мирных татар и русских. В
середине 17 века, для защиты мирных жителей, было принято решение
выстроить линию русских поселений (укреплений). Так, в Сибири начинается
возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на
реке Ишим была построена Коркина слобода.
­ Как вы думаете, сначала это было большое поселение или маленькое?

Маленькое.
­ Чем оно было защищено?
Крепостной стеной, башнями.
­ Да, древний Ишим – маленькое поселение, которое было защищено
крепостной стеной с башнями.
­ Зачем наши предки защищали город крепостной стеной?
Чтобы обороняться от врагов.
­ Место для «Коркиной слободы» было выбрано на самом берегу
Киселёвского мыса, который с трёх сторон омывался рекой Ишим. Эта река
берёт свой начало в республике Казахстан. Слово «Ишим» в переводе с
тюркского означает «река с крутыми изгибами русла». Существует ещё и
красивая легенда о названии реки: «в далёкие годы Сибирского ханства,
утонул в многоводной безымянной реке ханский сын Ишим, и стали с тех пор
называть реку его именем».
В 1782 году в связи с учреждением Тобольского наместничества Коркинская
слобода по указу императрицы Екатерины II была переименована в город
Ишим, получивший своё название по имени протекающей рядом реки, а
спустя три года жалован герб.
Ишим является одним из старейших городов, расположенных на юге
Тюменской области. Это первый город Тюменской области, граничащий с
Казахстаном.
С тех пор прошло 230 лет. Наш Ишим строился и превратился в большой
современный город.
Итог.
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?

2.Развитие труда Ишимских хлеборобов
Цель: формировать представление о труде хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к труду наших предков­хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в результате, и насколько легче стало людям трудиться с
наступлением технического прогресса.
­ В старину к хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали,
относились к нему как к живому существу. Даже прозвали его «батюшкой».
Потому что люди выращивали хлеб в течение года: пахали, сеяли, убирали,
обрабатывали, зерно хранили это очень тяжёлый труд. Хлеба простым людям

удавалось вырастить немного, так как в старину жили большим семейством.
Крестьянам приходилось большую часть урожая отдавать барину в казну.
Люди очень берегли и дорожили хлебом. Все люди, когда садились обедать,
всегда принимали в пищу кухочек хлеба.
­ Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Ишимского района – сельское
хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (Пшеницу,
рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб.
(хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.
­Ребята, расскажите, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Дети рассказывают.
­Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали
чистые рубахи, кланялись в пояс земле­матушке, просили о богатом урожае.
И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы
и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает
пригоршню зерна веером слева направо.
­А как вы думаете, какая должна быть погода?
Ответ.
­ Почему?
Ответы.
­ Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину
это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и
собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу,
пора жать полосу»
­ Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для
этого мужчины брали цепу ­ ручное орудие для молотьбы, били по колосьям,
и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали
от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. Из муки
пекли хлеб.
­ Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово –
жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
­ Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
­ Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
­Во время Великой Отечественной войны хлеба в Ишиме не хватало.
Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети
растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали
оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко,
ценили каждую хлебную крошку.
­ Ребята, мы с вами знаем, как люди в настоящее время выращивают
пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора,
сеялки, комбайны.
­ А в нашем городе Ишиме есть место, где люди пекут хлеб?
Ответы.

­ Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И
поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с
хлебом?
Ответы.
­Ребята, я вам предлагаю сегодня изготовить из солёного теста пряники,
калачи, булочки для сюжетно – ролевых игр.
Дети изготавливают из солёного теста пряники, калачи, булочки для
сюжетно – ролевых игр.
3.Архитектура города Ишима
Цель: формировать представление об истории улиц, домов нашего города с
интересными образцами прошлых лет (деревянное и каменное зодчество) и об
эволюции строительства жилища ­ о наличии современной архитектуры.
Задача: развитие чувства гордости за мастеров, создавших удивительные по
своей красоте памятники деревянного и каменного зодчества.
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»:
Расширять представление архитектурном наследии малой Родины.
Образовательная область «Художественная литература»:
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений местных поэтов.
Образовательная область «Коммуникация»:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Отрабатывать интонационную выразительность.
Словарная работа: побуждать детей интересоваться смыслом слов (город,
история, архитектура, деревянное, каменное зодчество, слобода).
­Ребята, мы с вами живем в красивом городе, который называется?
Ишим
­ А мы с вами?
Ишимцами.
­ Город Ишим строили наши деды, прадеды и прапрадеды. И рос Ишим год
от года, богател, хорошел. И сейчас Ишим – очень большой и красивый город.
­ Вы любите свой город?
Ответы
­ За что вы любите свой город?
Это моя родина. За то, что он красивый, современный, чистый, уютный,
светлый, детских садов, школ, есть институт, и я здесь родился.
­В нашей стране много городов. Один город отличается от другого зданиями.
Или, по –другому можно с азать, что в городе есть архитектура. Давайте

произнесем это незнакомое для слово.. Архитектура – это строительство
зданий и других сооружений
­А человек, который проектирует здания и сооружения – это архитектор.
Ответы.
­Но город Ишим не всегда был таким красивым, как теперь..
Предлагаются слайды (Приложение 2).
­Три столетия формировался архитектурный облик Ишима. Расположенный
на отрывистом берегу реки, среди полей, заливных лугов и перелесков,
сохранил он старинные тихие улицы с интересными образцами деревянного и
каменного зодчества. Дерево в нашем городе было важным строительным
материалом. До середины 20 века деревянная застройка была доминирующей
в архитектурном городском ансамбле. Крепкое и пластичное,дерево ценилось
не в меньшей степени, чем камень. Оно давало ощущение особой теплоты и
уюта, напоминало о лесе, в деревянных стенах легко и свободно дышалось.
Дома построенные из сосны долго не подвергались гниению. Сосну
доставляли в Ишим из Сорокинского и Викуловского районов там были
большие сосновые леса. Оказывается, по русским поверьям сосну можно было
рубить в момент зарождения луны. Чтобы сохранить живую душу дерева.
В Ишиме очень много разных зданий. Но, особую гордость и восхищение
у всех нас, ишимцев, вызывают храмы и церкви (Приложение 3).
На фоне современной застройки, обновленного городского парка они
выглядят, как сказочные …
Дети: терема, замки …
К сожалению, время беспощадно, и деревянная застройка ветшает и исчезает
буквально на глазах. Деревянные дома, быстро утрачивают важные детали
оформления: ставни, надкарнизные
стенки­аттики, резьбу и другие
элементы. Была очевидна необходимость реконструкции обветшалого от
времени старого здания.
­Когда пройдет время, вы вырастите, и, может быть, кто – нибудь из вас
станет прославленным архитектором, который спроектирует для города, а
может быть и для всей России необычайно красивые здания.
­А сейчас мы из бумаги другого материала создадим коллаж «Улица моего
города».
­Ребята, Ишим ­ это город, в котором вы живёте, здесь трудятся ваши
родители. И нужно не только любить свой город, но и стараться сделать его
лучше, чище, красивее…
Итог.
­ Что нового вы узнали об Ишиме?
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?
­О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

4. Устройство русской избы
Цель: формировать представление об истории цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с бытом, утварью русской, Ишимской семьи,
одеждой взрослых и детей в давние времена.
Беседа проводится в мини – музее детского сада(Приложение 4).
­Ребята, я приглашаю вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей
чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили­то
по православному, а житьё то было все привольное да раздольное.
­Посмотрите, пожалуйста, на фотографии…Что это за дома?
Ответы.
­Да, это дома, которые называют избами. Хотите узнать, кто жил в этой избе?
Ответы.
Вот такой мужичок (показывает) строил дом – избу для своей семьи. Сначала
они все входили в сени (прихожую), затем в избу. Что в избе главное?
В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?
О печи.
­ Да, о печи – помощнице наших предков­прабабушек и прадедушек. А чем же
она им помогала?
Дом грела, еду готовили на печи, хлеб пекли.
­ Верно, а ещё за что ей был почёт?
Спали на ней старики и дети.
­ Без печи – изба не изба. Здесь возле печи и закуток хозяйки. Там хранила
она всё, что требовалось ей по хозяйству. Вот сундучок непростой, а с
секретом. Как вы думаете, что в нём?
Ответы.
­ Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных
платочков, а живут там разные загадки. А вы любите загадки?
Любим.
­Тогда, отгадывайте.
На стене висит болтается,
За него всяк хватается.
Полотенце.
­ Ну, смекалка, ну, сноровка, как отгадываете ловко. А ну – ка, доставай
отгадку из сундука. А теперь давайте, девицы и молодцы, вы мне загадки
загадывайте!
Дети
Верчусь, верчусь – не потею,

Мария Медведева
Беседа по краеведению в средней группе на тему «Моя семья»

Цель : привлечь внимание детей к их семье , учить любить семью , вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках.

Оборудование : фотографии детей, фотоальбом, семейная родословная, открытка.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о вас, с кем вы живёте и где.

2. Беседа о семье .

Все вы знаете своё имя, фамилию. Знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья , семейство, домашние)

Сколько человек в вашей семье ?

Кто самый старший в вашей семье ?

Кто самый младший в вашей семье ?

Сколько человек в вашей семье ?

3. Рассказ воспитателя о семье .

Родители и дети – это ваша маленькая семья . У вас есть и большая семья , в неё входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Бабушки, дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но всё равно это ваши родные, родственники – это ваш род. Иногда на большие праздники родственники собираются вместе, всем бывает приятно и весело. Родственники немного похожи друг на друга. Кто- то из вас похож на маму, кто- то на бабушку или тётю.

4. Беседа о родственниках .

Кто такие бабушки?

Кто такие дедушки?

Кто такой дядя?

Кто такая тётя?

Дети, кто из вас может назвать свои семейные праздники?

Как они у вас проходят?

Как вы к ним готовитесь?

5. Рассматривание семейного фотоальбома.

У каждого из вас дома есть семейный альбом. Попросите своих родителей, бабушек или дедушек показать его вам и рассказать о себе и о ваших родных. Послушайте рассказы и вы узнаете много интересного.

6. Физкультминутка.

«Кто у нас живёт в квартире»

7. Пословицы и поговорки о семье .

1. В семье дружат – живут не тужат.

2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3. В хорошей семье хорошие дети растут .

4. Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

8. Рассказ воспитателя о родителях.

Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушать родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными детьми. Сколько разных дел ваши мамы успевают сделать за один только день! Рано утром – приготовить завтрак, убрать со стола, проводить вас в детский сад, а братишку или сестрёнку - в школу. Много часов провести на работе. Ещё мама успевает зайти в магазин и приготовить ужин, навести в доме порядок, почитать или поиграть с вами, потом ещё и постирать, пошить и повязать. Ни одна сказочная волшебница не успела бы переделать за один день столько дел! Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась, если бы ей не помогали папа и остальные домашние.

Папа у вас добрый, умный, образованный. Про всё на свете знает. Про разные страны и про рыб, а иногда даже умеет жарить яичницу – глазунью. Вот какие удивительные люди живут – поживают в ваших семьях . Будьте, пожалуйста, ласковы и добры с близкими людьми, проявляйте внимание и заботу, делайте это от души. Не огорчайте маму, папу, бабушку и дедушку.

9. Стихи для родителей. (Дети рассказывают стихи) .

10. Рассказ о родословном древе.

Дети, а как зовут ваших бабушек?

Кто они по профессии?

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки?

Откуда она родом?

Кем были её родители?

Очень жаль. Ведь мы с вами не появились на свет сами по себе. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. С родословным деревом вам не справится, а вот с гирляндой вы справитесь. Вместе с родителями напишите на полосках бумаги своё имя, имя мамы, сестры, брата, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, если знаете. Каждую полоску склейте в колечко, а колечки соедините в гирлянду – получится родословная, у каждого своя, неповторимая.

11. Итог занятия.

Какие имена вы напишите?

Чьи это имена?

О ком мы сегодня говорили?

Кто живёт в вашей семье ?

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе На тему: "Моя семья" Цель: Формирование представлений.

Беляева Валентина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: д/с "Золотой ключик" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по краеведению"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по краеведению

филиала АН ДОО «Алмазик», г. Ленска Республики Саха (Якутия)

под руководством старшего воспитателя детского сада Беляевой В. Ю.

начинается

родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом,

поселяется

человека

возраста

остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.

Использование

краеведческого

материала

образовательной

деятельности

способствует

формированию

Родине; воспитанию эмоционально положительного отношения к тем местам,

развивает

понимать

окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы,

ее истории; стремление принести посильную помощь своему краю.

Образовательный уровень кружковой работы по краеведению:

Расширение

представлений

(природе,

животном

растительном

достопримечательностях, людях, прославивших его). Интеллектуальный и

нравственный рост личности ребенка.

Формы

организации

образовательной

деятельности:

групповые,

подгрупповые, индивидуальные всех видов детской деятельности.

Цель образовательной деятельности по краеведению: пробудить у детей

интерес к родному краю; сформировать чувство сопричастности к его жизни

и ответственность за его будущее.

Задачи

Образовательные:

Расширить

систематизировать

элементарные

географические

естественнонаучные представления дошкольников о родном крае.

Познакомить

разнообразием

формировать

понимание

зависимости

строением

растений и животных и условиями их существования.

Уточнять и расширять представления детей о труде людей в городе

Ленске. Подводить детей к самостоятельным выводам об общественной

значимости труда, о взаимосвязи различных видов труда.

Расширять представления детей об историко-культурных особенностях

региона; местных обычаях и традициях.

Формировать

соответствующим

возрасту

словарным запасом.

Развивающие:

Заложить

естественнонаучного

мышления,

научного

познания природы.

Развивать

любознательность,

творческий

потенциал,

фантазию

воображение.

Развивать

коммуникативные

способности

взаимодействии

сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

Воспитывать

бережное

отношение

историческому и культурному наследию.

Воспитывать активную жизненную позицию личности в познании

окружающего.

Первый год (5-6 лет)

Блок

Задачи

Мой родной

город Ленск

Познакомить детей с историей города Ленска;

дать элементарные представления о городе, его

местоположении, достопримечательностях.

Воспитывать у детей любовь к родному городу,

желание сделать его еще красивее.

Величавая

красавица Лена

Расширять представления о реке Лене.

Учить детей прогнозировать последствия негативного

воздействия человека для реки.

Таежный край

Формировать у детей представления о некоторых

особенностях природы родного края. Воспитывать

бережное отношение к ее ценностям, развивать умение

активно защищать окружающую природу.

Кто построил

наш город

Дать детям представления о труде взрослых людей,

показать результаты труда и его общественную

значимость.

Расширять представления о труде строителей.

автотранспортны

предприятия,

речной порт

Познакомить с ведущими предприятиями города:

их работы для республики и страны.

Воспитывать уважение к людям труда и потребность

трудиться.

Они заботятся о

жителях города

Познакомить детей с людьми различных профессий,

заботящихся о жителях города: врачи, учителя, служба

МЧС, продавцы, почтальоны.

Второй год (6-7 лет)

Блок

Задачи

Все начиналось

Познакомить детей с историей города.

Познакомить с символикой города Ленска.

Воспитывать гордость за историческое прошлое

соотечественников.

Таежный край

Обобщить и систематизировать полученные ранее

представления о природе родного края.

Обобщать личный опыт гуманного взаимодействия

ребенка с окружающей природой.

Подземные

кладовые

Расширять представления о полезных ископаемых

родного края, алмазодобывающей и нефтегазовой

отрасли, их значении для развития района.

Народов дружная

Расширять представления о том, что Российская

Федерация – огромная многонациональная страна; о

том, как важно жить в мире со всеми народами,

знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Народ-труженик,

народ-творец

Расширять представления о труде взрослых, о

значении их труда для общества. Воспитывать

уважение к людям труда. Продолжать знакомить

детей с профессиями, связанными со спецификой

родного города. Развивать интерес к различным

профессиям, в том числе к профессиям их

родителей.

в старшей группе

Тема

Моя родословная.

Формировать чувство патриотизма через осмысление таких понятий,

как род, родители, Родина.

Улицы нашего города.

Познакомить с улицей, на которой расположен наш детский сад, ее

названием, достопримечательностями.

Мой город.

Продолжить знакомство с достопримечательностями города Ленска.

Закрепить домашний адрес (художественное творчество /

фотовыставка / моделирование).

Герб города Ленска.

Знакомство с символами городов. Чтение стихотворений и слушание

песни о Ленске.

Город-труженик.

Знакомство с ведущими предприятиями города (автотранспортные

предприятия, нефтегазовые, речной порт, аэропорт и др.), с

общественной значимостью труда людей разных профессий.

Река Лена.

Продолжить знакомство с рекой Леной, ее значением для жителей

города и республики. Формировать представления о необходимости

охраны водных ресурсов (видео презентация, экскурсия на берег реки,

рассматривание пути протекания реки на карте).

Величавая красавица Лена.

Знакомство с творчеством художников и поэтов, прославляющих

красоту реки Лены (просмотр видеофильмов, презентаций, посещение

выставки, художественное творчество).

Знакомство с картой, глобусом. Расположение Российской Федерации

Республики Саха (Якутия) на карте.

Символика государства и республики: флаг, герб, гимн.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия), тайга,

Флора и фауна Якутии.

Лекарственные растения. Красная книга Якутии.

Земля – наш общий дом. Учить устанавливать причинно-следственные

связи между природными явлениями. Подвести детей к пониманию, что

в природе все взаимосвязано, что и жизнь человека на Земле во многом

зависит от окружающей среды.

Природные условия тайги. Посещение краеведческого музея с

родителями.

Чисхан – якутский Дед Мороз. Рассказать детям о Чисхане, его

резиденции – п. Оймякон.

Ремесла предков. Изделия из бересты, резьба по дереву и кости.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ»: кружок

бисероплетения, выставочный зал. Художественная деятельность –

украшение туеска.

Якутские орнаменты. Украшение одежды, предметов быта.

Художественное творчество.

Якутские орнаменты. Художественное творчество.

Узоры чорона (декоративное рисование). Вызвать интерес к народному

творчеству.

Украшение чоронов, вырезанных из бумаги.

Народная мудрость.

Чтение по выбору детей из книги «Якутские сказки», беседа по

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость. Чтение произведений из книги «Якутские сказки».

Пересказ.

«Пою тебе, моя Якутия!» Конкурс стихов о Якутии. Фотопрезентация

Сергея Шестакова.

Видеопрезентация, рассматривание иллюстраций книг (вспомнить

традиционные занятия якутского народа: охота, оленеводство).

Знакомство с национальными подвижными играми «Куобах» (прыжки

на дальность), «Перетягивание палки», «Охотник» (метание в цель),

«Соколиный бой».

Знакомство с настольными якутскими народными играми.

«Мы в Якутии живем». Физкультурный досуг с родителями.

Выставка Кудриных.

«Природа нашего края», П. Фефилов.

Художественная деятельность детей «Мир вокруг нас глазами

художника».

Музыка с нами.

«Музыкальная шкатулка» - якутские национальные музыкальные

инструменты.

Хомус. Посещение выставочного зала центральной библиотеки.

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Знакомство с якутскими национальными праздниками. Ысыах.

Творчество жителей города.

Знакомство с Тамарой Логачевой, ее поэзией. Сборники стихов

КВН «Знатоки родного края».

Презентация проекта для детей средней группы «Мы в Якутии живем».

Тематическое планирование кружковой работы «Мой край»

в подготовительной к школе группе

Тема

Моя семья.

Моя семья, семейные традиции.

Генеалогическое дерево (с родителями).

Семейные альбомы, фотографии.

Россия – Родина моя.

Беседа о древней Руси, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Чтение былин, знакомство с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем.

Мы – якутяне.

Работа с картой.

Природные климатические зоны, особенности флоры и фауны.

Экскурсия на выставку в центральную библиотеку: быт и традиции

якутского народа.

Знакомство с якутским эпосом «Ньургун Боотур стремительный».

Чтение отрывков эпоса.

Символы в жизни государства.

Флаг и герб нашего государства, республики, герб города. Принципы

создания гербов.

Составление с родителями герба семьи.

Слушание гимна России, Республики Саха (Якутия).

Наш город.

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Фотовыставка Сергея Шестакова «Мой любимый Ленск».

Подготовка детьми сообщений о любимых уголках города.

Презентация «Достопримечательности города Ленска».

Изготовление макета города.

Седая моя Мухтуя.

Рассматривание фотографий, иллюстраций со старыми зданиями,

Улицы современного Ленска, новые микрорайоны, памятник

Первопроходцам, стелла на Набережной.

Река Лена.

Экскурсия на берег реки Лены.

Знакомство

творчеством

художников

прославляющих

красоту Лены.

Достопримечательности Ленска (памятники, площадь, Центр досуга и

народного

творчества,

культуры

«Юность»,

дополнительного образования «Сэргэ»).

Беседа о людях труда, профессиях родителей.

Экскурсии.

Фото презентации.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия).

Чтение, рассматривание иллюстраций, посещение выставки, просмотр

Рисование (северные олени, северное сияние, тундра).

Природные условия тайги.

Посещение краеведческого музея с родителями.

Флора и фауна Якутии, полезные ископаемые.

Выставка и презентация в центральной библиотеке.

Знакомство с Красной книгой Якутии.

Труд жителей республики. Традиционные занятия.

Народная мудрость.

Чтение из книги «Якутские сказки».

Беседа по содержанию.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость.

Сказки, пословицы, поговорки народов Севера.

Народные игры – отражение жизни.

Рассматривание иллюстраций книг (вспомнить традиционные занятия

якутского народа: охота, оленеводство).

Народные игры – знакомство с играми.

Физкультурный досуг «Мы в Якутии живем».

Знакомство с национальным костюмом.

Рассматривание национальных костюмов разных народов, истории

возникновения. «Хоровод дружбы» - рассматривание иллюстраций.

Головные уборы, одежда и обувь. Традиционные материалы народных

костюмов (на примере русского, якутского и др. костюмов).

Рассматривание

национальных

костюмах

(украшение

костюмов: вышивка, орнамент, мех).

Ремесла предков.

Изделия из бересты.

Резьба по дереву и кости.

Самостоятельное художественное творчество.

Якутские орнаменты.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ», кружок

бисероплетения, выставочный зал.

Самостоятельная

художественная

деятельность

развивающих

Беседа о якутских национальных праздниках «Оленьи бега», «Ысыах».

Видео презентация.

Национальные подвижные игры, состязания.

Подвижные игры «Куобах» (прыжки на дальность), «Перетягивание

палки», «Охотник» (метание в цель).

Ленск – труженик.

Знакомство

полезными

ископаемыми,

взрослых,

профессиями.

Творчество жителей города.

Знакомство

Логачевой,

(сборники

«Доброта», «Ветерок», «Иринкина азбука».

Знакомство с творчеством художников.

Экскурсия на выставку художников Кудриных.

Природа нашего края - П. Фефилов.

Самостоятельная деятельность детей «Мы – художники», «Мир вокруг

нас глазами художника».

Музыка с нами.

Якутские национальные музыкальные инструменты.

«Музыкальная шкатулка».

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Якутский эпос.

Чтение отрывков, виды фольклора, конкурс пословиц и загадок.

КВН «Знатоки родного края».

ЛИТЕРАТУРА:

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное

воспитание, 2003, №3.

Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в дошкольном

образовательном учреждении. Методист, 2007, №6.

Кудрявцева В. От педагогики повседневности – к педагогике развития.

Общая характеристика проекта развивающего дошкольного образования.

Дошкольное воспитание, 2005, №3.

Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном

образовательном учреждении. Детский сад от А до Я, 2006, №2.

Организация проектной деятельности в условиях формирования нового

Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. Самара, 2004.

Яковлев Ю. Б. Повышение инвестиционной привлекательности сферы

образования на основе технологий проектного управления. Методист,

Тема: Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем, мы поставили следующие задачи :

    Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

    Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, местных промыслах. Вызвать интерес к жизни родного края;

    Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

    Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группе оформлен центр патриотического воспитания с российской символикой.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет

Время проведения

Форма проведения

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Образовательная деятельность

Сентябрь

Улицы родного города.

Беседа, экскурсия по микрорайону

«День народного единства»

Тематические мероприятия

Образовательная деятельность Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.

Ноябрь(1-2) неделя.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

Оформление выставки в центрах по теме

Ноябрь(3-4) неделя

«Мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. Рассказ детей о доме и улице, на какой они живут. Создание альбома «Безопасный маршрут из дома в сад».

Образовательная деятельность Создание альбома. .Праздник по правилам дорожного движения.

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

беседа, ширма- раскладушка Пословицы и поговорки о Родине и родном крае.

Памятники родного города.

Образовательная деятельность

Выпуск газеты

«День защитника Отечества» Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Образовательная деятельность

Презентация по теме: Они защищали Родину

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома , детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Беседа Конкурс портфолио детей с «Генеалогическим древом» и семейными традициями

Выпуск газеты

Дом , в котором я живу.

Март (3-4) неделя

«Народная культура и традиции»

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

«Знакомство с детской литературой»

Образовательная деятельность

Оформление выставки книг о родном крае

Природа родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Наблюдение

Создание альбома «Моя малая Родина»

Май(1-2) неделя

«День Победы»

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Образовательная деятельность

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок День защиты окружающей среды. Выставка детского творчества. Выпуск газеты

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Краеведение –это неотъемлемая часть воспитательной работы. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, и охватывать разные направления: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, нашему краю, к своей стране.

Мы собираем краеведческий материал по истории Белгорода и области, о народных промыслах, рассказы о знаменитых россиянах, истории и достопримечательностях Москвы, России. Далее собранный материал оформляется в тематические экскурсии, экспозиции и презентации. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала

Краеведческая работа направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Эту работу мы проводим во всех видах деятельности. Чтобы дети были активными, эмоциональными участниками происходящего необходимы практические действия с предметами. Поэтому все материалы и экспонаты музея и центров доступны детям, а для создания макетов и выставочных работ взрослые привлекают детей. Дети, принявшие активное участие в создании работ гордятся и бережно относятся ко всему собранному материалу.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к родителям, своему городу и детскому саду.

Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, просмотра мультимедийных презентаций.

Ко Дню Победы открывает свою работу выставка - экспозиция «День Победы». Проводятся целевые экскурсии по городу и возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы войны, посещение музея диорамы «Огненная дуга».

Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.

Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение. Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, экскурсии по красивым местам нашего города, посещение музеев, выставок, экскурсий к памятным местам, достопримечательностям Белгорода. Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с памятниками и достопримечательностями города. На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми.

В группе оформлен центр патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, настольно - печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Белгорода, Белгородской области. В центре художественного творчества подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, В совместной деятельности я широко использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые размещены в центрах по познавательному развитию, театральном и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы о родном городе, городах России, о животных родного края, предметах быта и истории возникновения ремёсел нашего края.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях, прославивших нашу Россию. Поэтому у нас подобраны портреты знаменитых людей.

Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ГОРОДА БЕЛГОРОДА

308023, г.Белгород, ул. Некрасова, 22, тел. 34-13-35, факс 34-13-35

Е-mail: mdou_ds_28 @ mail. ru

Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/сад №28

Серикова Ольга Алексеевна

воспитатель

Кузубова Мария Дмитриевна

Программное содержание: формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране.

Материалы: фотографии пейзажей, изображение государственного флага России, конверты для игры “Составь флаг”.

Ход занятия

Воспитатель : - Ваня, скажи в каком городе ты живёшь? А ты Катя, Паша?

А наш город Новокузнецк находится в стране, у которой удивительное имя - Россия. Давайте все вместе повторим это красивое слово - “Россия”! Много чудных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия -необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина - значит родная.

Родина - это мама и папа, бабушка и дедушка, детский сад, дом, улица где мы живём, школа, деревья и цветы. Родина - это всё, что нас окружает. Родина у каждого человека одна Её нужно любить, беречь природу, защищать от врагов.

Вы ещё маленькие, но уже сейчас многое можете сделать, чтобы Родина стала ещё краше. Например: не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны, любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, не ссориться.

Физминутка

Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Выполнение движений по тексту.

У каждой страны, и у России тоже есть свой флаг. Посмотрите на него, (показ картинки) Посмотрите на флаг и скажите, какого цвета полоски на флаге России.

Белая полоска напоминает нам о белых берёзах, о русской зиме, о ромашках, о белых облаках.

Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря.

Красный цвет на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.

Как располагаются полоски на нашем флаге, флаге России?

А сейчас возьмите конвертики, и соберите российский флаг.

Игра “Собери флаг”.

Познавательная беседа “Знакомство с дикими животными” во II мл.гр.

Программное содержание: познакомить детей с дикими животными родного края (зайцем, волком, медведем). Учить употреблять в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие детёнышей животных. Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей, шапочка медведя.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

"Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку".

Кто это? Правильно, зайчик (показ картинки).

Какая шубка у зайчика? (мягкая, белая, пушистая, теплая)

Зимой зайчик белый, а летом серый (показ картинки).

  • Где живет зайчик? Есть у него домик? (нет, спит под кустом)
  • Чем питается? (травой, корой, веточками кустарников) Показ картинки с изображением зайчихи с зайчатами.
  • Как называются детёныши у зайца?
  • Скажите правильно один зайчонок, много... (зайчата)

В лесу живут и другие звери. Отгадайте про кого я сейчас расскажу:

"Серый, злой, голодный с большими зубами, по лесу рыщет, добычу ищет".

  • Кто это? (показ картинки)
  • Какие зубы у волка? Зачем ему большие зубы?
  • А какая шерсть у него?
  • Где живет волк? Чем питается?
  • Как называется дом у волка? (логово)

Показ картинки с изображением волка с волчатами - Кто есть у волка?

Скажите правильно один волчонок, много... (волчата)

Физминутка

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.
Вымыл лапы, вымыл нос, вымыл ухо, вытер сухо и поскакал.

А ещё в лесу живёт большой, лохматый медведь (показ картинки)

  • У медведицы есть маленькие... кто? (медвежата, показ картинки)
  • Как называется дом медведя?
  • Чем питается медведь? (ягоды, мед, сладкие корни, переворачивают камни и находят червячков, улиток, ловят рыбу, а также могут нападать и на животных).
  • Зимой медведь ест? - А что он делает зимой?

Итог занятия.

  • О ком мы сегодня говорили? (о зверях)
  • Какие звери живут в лесу?
  • У зайца есть свой домик?
  • А как медведь проводит зиму?
  • Чем питается волк?