От чего зависит количество башен в мечети. Минареты еще раз минареты. Архитектура и жилищный вопрос

Слова является воплощением всей исламской архитектуры. Эта башня - самый броский элемент сооружения, главное, что даёт понять неопытному туристу, что перед ним именно мечеть. Тем не менее декоративная, архитектурная функция - это не главное в минарете, важно его функциональное назначение.

Что означает минарет? Основные теории его происхождения

Слово «минарет» происходит из арабского термина «манар», что в переводе означает «маяк». Название, как мы можем заметить, символическое: минарет, как и маяк, создан для того, чтобы оповещать. Когда появились первые минареты в прибрежных городах, на их вершинах зажигали огни, дабы указать кораблям путь к бухтам.

Приблизительно 100 лет назад египтолог Батлер высказал предположение, что каирских минаретов эпохи Мамлюков, представляющий собой башню из нескольких разноразмерных пирамид, поставленных одна на другую, являет собой ретроспекцию Александрийского маяка - общепризнанного архитектурного чуда античного мира.

К сожалению, до современников дошло лишь описание Фароса Александрийского. Тем не менее доподлинно известно, что маяк был цел в то время, когда в Египет вошли арабы, так что гипотеза о заимствовании у него архитектурных форм вполне правдоподобна.

Некоторые исследователи полагают, что минареты - архитектурные наследники зиккуратов Междуречья. К примеру, любой, кто знаком с формой зиккурата, может проследить его сходство с 50-метровым минаретом Аль-Мальвия в Самарре.

Также одной из теорий происхождения формы минаретов является заимствование их архитектурных параметров у церковных башен. Такая версия относится к минаретам квадратной и цилиндрической формы сечения.

Назначение минаретов

Именно с минарета каждый день доносится призыв на молитвы. При мечети есть специально обученный человек - муэдзин, в должностные обязанности которого входит ежедневное пятиразовое оповещение о начале молитвы.

Для того, чтобы взобраться на вершину минарета, а именно на шараф (балкон), муэдзин идет ввысь по винтовой лестнице, находящейся внутри минарета. Разные минареты имеют различное количество шарафов (один-два, либо 3-4): высота минарета является параметром, определяющим их общее количество.

Так как некоторые минареты очень узкие, кругов у этой винтовой лестницы могло быть бесчисленное количество, так что подъём по такой лестнице становился целым испытанием и порой занимал часы (в особенности, если муэдзин был стар).

В нынешнее время функции муэдзина более упрощены. Ему более не нужно взбираться на минарет. Что такое произошло, спросите вы, что так изменило исламские правила? Ответ предельно прост - технический прогресс. С развитием технологий массового оповещения всю работу за муэдзина начал исполнять громкоговоритель, установленный на шарафе минарета: 5 раз в день на нем автоматически проигрываются аудиозаписи азана - призыва к молитве.

История строительства минаретов

Самая первая мечеть с башнями, напоминающими минареты, была возведена в Дамаске в 8-м веке. Эта мечеть имела 4 невысокие башни квадратного сечения, практически неотличимые по высоте от общего Каждая отдельно взятая башня этой мечети отдалённо напоминала минарет. Что такоеобозначали эти башенки, оставшиеся от ограждения римского стоявшего ранее на месте этой мечети, доподлинно не известно.

Некоторые историки полагают, что эти римские башни не убирались, потому что были использованы в качестве минаретов: с них муэдзины призывали мусульман на молитву. Чуть позднее над этими осевшими башнями были возведены еще несколько пирамидальных верхушек, после чего они стали походить на минареты эпохи мамлюков вроде тех, что в Самарре.

Затем сложилась традиция, согласно которой, лишь султан мог строить при мечети более, чем один минарет. Сооружения, что строились по приказам правителей, были вершиной архитектурного Для упрочения своей правящей позиции султаны не скупились на отделку и материалы, нанимали лучших зодчих и отстраивали мечети с таким количеством минаретов (6 и даже 7), что иногда не было уже физической возможности достроить ещё один минарет. Что такоемогла значить подобная масштабность, пышность, неумеренность в строительстве мечетей и минаретов, нам может наглядно показать следующая история.

Когда строилась мечеть Сулеймание, по неизвестным причинам произошёл длительный перерыв. Узнав об этом, сефевидский шах Тахмасиб I вознамерился подтрунить над султаном и отправил ему шкатулку с драгоценными камнями и украшениями, дабы на них он смог продолжить строительство.

Султан, рассвирепев от насмешки, приказал своему зодчему раздробить все драгоценности, замесить их в строительный материал и построить из него минарет. Согласно некоторым косвенным записям, этот минарет мечети Сулеймание еще очень долго переливался всеми цветами радуги на солнце.

Конструкция минаретов

Минарет как элемент мечети создаёт вместе с ней единый, неразрывный архитектурный комплекс. Существует несколько основных элементов, образующих минарет. Что такое представляют собой эти элементы в визуальном плане, можно увидеть почти в любом комплексе мечети.

Башня минарета устанавливается на прочном фундаменте из гравия и закрепительных материалов.

Вдоль периметра башни имеется навесной балкон шерефе, который, в свою очередь, опирается на мукарны - декоративные выступы, служащие поддержкой балкона.

На самом верху минарета располагается цилиндрическая башня Петек, на которую водружен шпиль с полумесяцем.

В основном минареты выполняются из тесаного камня, ибо это наиболее стойкий и долговечный материал. Внутренняя же устойчивость строения обеспечивается за счет укрепленного лестничного колодца.

Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет) — (Sultanahmet Camii) — крупнейшая мечеть Стамбула и настоящий символ исторической части города. Мечеть была построена во время правления султана Ахмеда I. Началось строительство мечети Ахмедие (старое название) в 1609 году, а закончилось в 1616 году. Останки султана Ахмеда I покоятся в мавзолее, который находится при мечети.

Мечеть расположена на берегу Мраморного моря на одной площадью с другой византийской святыней — Храмом Святой Софии (ныне мечеть и музей). История строительства Голубой мечети восходит к началу 17 века, когда Османская империя воевала с австрийцами и персами. Поражение в войне сильно подорвало международный авторитет султана и Османской империи, и тогда султан Ахмед I принял решение добиться милости Аллаха и построить величайшую мечеть в мире. Строительство мечети началось в 1909 году, когда султану было всего 19 лет. Интересно, что мечети, возведенные в знак благодарности всевышнему, строились на деньги, добытые в ходе войн. Султан Ахмет I к тому времени не выиграл ни одной войны, поэтому средства на строительство Голубой мечети были взяты из государственной казны. Денег на строительство мечети не жалели — черный дамасский мрамор доставлялся из Сирии, зеленый — из Саудовской Аравии, а красный добывали в Восточной Анатолии.

Архитектором Голубой мечети был Седефкар Мехмет Ага — ученик и главный помощник легендарного архитектора Синана, который стремился превзойти своего наставника. Архитектура здания сочетает в себе классический османский и византийский стили. Свое название Голубая мечеть получила из-за использования в отделке огромного количества белых и голубых изникских изразцов ручной работы. Купол и полукупола мечети украшены сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда. Уникальной мечеть делает михраб — молитвенная ниша, вырезанная из цельной глыбы мрамора. На михрабе установлен черный камень, привезенный из Мекки.

С западной части мечети есть вход, которым исторически мог пользоваться только султан, въезжая на территорию двора на коне. Над воротами висела цепь, и султан, заезжая в ворота мечети, наклонялся, что показывало его ничтожность по сравнению со Всевышним. Комплекс мечети включает в себя большое число зданий — медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай и другие постройки. Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета — по два балкона. Изначально балконов было 14 — по числу предшественников Султана Ахмеда I. Интересным фактом является то, что когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что мечеть Масжид аль-Харам в Мекке — величайшая святыня мусульман, сравнялась по количеству минаретов с мечетью Султана Ахмеда. Тогда было принято решение пристроить к мечети аль-Харам еще один минарет, чтобы она снова стала самой большой мечетью в мире.

Сегодня мечеть вмещает 10.000 человек, а у турок существует традиция собираться у мечети Султана Ахмеда перед началом хаджа в Мекку.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до мечети Султана Ахмеда очень просто — она находится на одноименной остановке трамвая T1 (Bagcilar — Kabatas). Если вы едете со стороны Bagcilar/Zeitinburnu/Aksaray, вам нужно выйти на станции Султанахмет и вы увидите площадь, на которой находятся Голубая мечеть и Храм Святой Софии.

Если вы хотите добраться до мечети с площади Таксим, вы можете спуститься на фуникулере до станции Кабаташ (Kabatas) и на трамвае Т1 доехать до станции Султанахмет. Кроме того, вы можете доехать на автобусе до остановки Аксарай (Aksaray) и оттуда на трамвае T1 ехать в сторону Кабаташ до нужно остановки.

Из Азиатской части города вы можете добраться до пристаней Эминёню и Кабаташ на пароходе, пересев на пристани на трамвай T1.

СКОЛЬКО СТОИТ

Вход в Голубую мечеть бесплатный, однако мечеть является действующей, поэтому во время намазов и в религиозные праздники вход для туристов будет закрыт. Учтите, что вход в мечеть осуществляется без обуви. Пакет для обуви вы сможете взять на входе у турникета.

Адрес мечети: At Meydanı No.7 34122, Fatih
Телефон офиса: 0212 458 07 76
E-mail:[email protected]
Страница на facebook:

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него пока сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Минаретом называется высокое башнеобразное строение, возводимое в углу (углах) мечетей. Используется для большего распространения звуков азана, а иногда и для освещения.

С арабского языка переводится как "маяк". Причина заключается в том, что в прошлые времена на вершине минаретов прибрежных городов зажигали свет, чтобы корабли могли определить правильный курс на город.

В первые десятилетия Ислама минаретов не было. Призывающий на молитву поднимался или на крышу мечети, или же другого близлежащего высокого строения. Согласно некоторым данным, впервые египетский наместник Маслама ибн Мухаллад (ум. 682) велел построить по минарету в каждом углу мечети Амр ибн Аса в Фустате (старый Каир).

Внутри минаретов располагаются винтовые лестницы. По ним призывающий на молитву человек поднимается на балкон (шараф), который находится на вершине минарета. В зависимости от высоты, минареты имеют один, два или три балкона.

Минареты мечетей в различных мусульманских странах отличаются своей конфигурацией. Это объясняется архитектурным стилем. Например, минареты мечетей в Иране и Ираке, как правило, имеют один шараф, круглое поперечное сечение и купола в форме шлема. А минареты в Турции обладают узким круглым поперечным сечением, конусообразным наконечником. Минареты же в странах Северной Африки в поперечном сечении квадратные. В минаретах, которые возводятся в последнее время в Европе, предпочтение отдается модернистскому стилю.

Самый высокий минарет в мире находится в Марокко, в городе Касабланка. Высота минарета, которая построена на берегу Атлантического океана и названа в честь марокканского короля II Хасана, имеет прямоугольное сечение и достигает высоты в 200 метров. Установленный на вершине минарета лазерный луч указывает направление кыблы и его можно видеть с расстояния 30 километров.

И истории Ислама есть несколько интересных фактов, связанных с минаретами. Например, внутри 80-тиметровых минаретов мечети Салмиййа с тремя шарафами, построенного в Эдирне знаменитым турецким архитектором Синаном (1489-1588) по приказу османского султана Салима II, в отдельности возведены три лестницы. Каждая ведет к одному балкону. Поднимающиеся одновременно по этим ступеням людям не видят друг друга, но слышат голоса.

Очень интересна история мечети Ахмадиййа с шестью минаретами, построенного в Стамбуле в период правления султана Ахмеда I (1603-1617). В те времена 6 минаретов было лишь у мечети Бейтуллах в Мекке, а во всех остальных мечетях их количество было меньше. После того, как строительство Ахмадиййа было завершено, султана укорили в том, что он возвел мечеть, конкурирующую с Меккой. Чтобы предотвратить ненужные разговоры, султан решил разрушить один из минаретов. Но ему посоветовали, вместо разрушения минарета в Ахмадиййе, построить еще один минарет в Мекке. В результате султан Ахмед велел возвести седьмой минарет в мечети Бейтуллах. Таким образом, первенство осталось вновь за Меккой.

А мечеть Сулейманиййе, построенная архитектором Синаном в период правления султана Сулеймана Гануни (1520-1566) в Стамбуле, имеет 4 минарета. Два из них имеют 3 балкона, в два – 2 балкона. Всего это делает 10. Султан Сулейман Гануни является десятым по счету османским султаном. Рассказывают, что, услышав о задержке в строительстве мечети Сулейманиййе, сефевидский шах Тахмасиб I (в тот период взаимоотношения между Ираном и Турцией были весьма напряженными) послал Султану Сулейману шкатулку с драгоценностями, чтобы упрекнуть его, и чтобы тот продолжил строительство мечети. Султан Сулейман пришел в ярость от этого. Передав шкатулку мемару Синану, велел использовать драгоценности в качестве строительного материала при возведении мечетей. Драгоценные камни смешали с раствором и нанесли на один из минаретов. Говорят, что тот самый минарет в течение нескольких лет сверкал под лучами солнца.

Другой интересный образец минарета – мечеть с "качающимися минаретами", расположенная в иранском городе Исфахане, проект которого был разработан визирем Шейхом Бахаи в период правления Шаха Аббаса. У этой мечети есть два минарета. Несмотря на то, что этой мечети 400 лет, и сегодня, если толкнуть один из минаретов, начинаются раскачиваться оба. Этот метод был разработан для того, чтобы во время землетрясений минареты пропускали толчки сквозь себя и не разрушались. Долгое время секрет этих минаретов не могли разгадать, даже европейцы, которые прибыли туда спустя столетия. Отметим, что автором проекта известной на весь мир бани, подогреваемой всего одной свечой, также является Шейх Бахаи, но тайна этого строения не разгадана до сих пор. Система обогрева этой бани не сохранилась. В период русско-иранской войны и оккупации части Ирана русскими войсками, русские инженеры разобрали систему обогрева бани, однако, так и не сумели раскрыть ее секрет. А вновь восстановленная, она перестала работать.

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой