Орнитологическая служба аэропорта. Световые(светоотражающие шары, лазерные пушки)

Приехав в очередной раз для споттинга во Внуково, мы увидели возле забора молодого человека с такой вот птичкой.
Правда, при первой встрече она выглядела все-таки так:

2.

Понятно, что мимо такого зверя нельзя было пройти, предварительно не запечатлев.

Хозяин "пернатой", Дима, не только любезно разрешил сфотографировать свою питомицу (это девочка), но и очень подробно рассказал про орнитологическую службу московских аэропортов вообще и про соколиную охоту в частности.

Орнитологическая служба - отряд хищных птиц: ястребы и беркуты, призван бороться с такой проблемой как бродячие собаки и лисы на летном поле, и лишь в меньшей степени с птицами, которые просто не лезут туда, где есть хищник.
Оказывается, это реально серьезная проблема.
Да, территория аэропортов со всех стороне огорожена и мягко говоря, неплохо охраняется, но при этом есть масса ремонтных заводов, с которых бродяги и попадают на поле, а лисы просто подкапывают забор.
А теперь представим: самолет садится, а тут у него на пути собачка в 15, а то и 30 килограмм - это просто опасно.
Охотничьи птицы работают как во Внуково, так и в Домодедово, лишь Шереметьево отказался от идеи орнитологической службы.
Во Внуково четыре птицы.
Каждый день по нескольку раз орнитологи приезжают на территорию аэропорта и выпускают своих подопечных.
Лисы, как правило, надолго исчезают, а с собаками сложнее. Дело в том, что на место одной стаи всегда придет новая, место не останется пустым.

Рассказав коротко о своей работе, Дима предложил нам поснимать тренировку птицы.

Встретились мы в "чистом поле" рядом с аэропортом.
4.

В качестве доказательства.

5.

Эта девочка еще птенец, ей всего три месяца. Характер, со слов Димы, скверный, поэтому обучение идет не так быстро, как хотелось бы. Дрессура продолжается каждый день.

На самом деле, когда видишь такую красавицу на руке человека, сложно понять,что это не питомец в обычном понимании, он не испытывает любви к своему хозяину, не хочет с ним играть, не чувствует его настроения.
Грубо говоря, это человек подстраивается под птицу, а она будет с ним только до тех пор, пока ей это удобно.

7.

На птицу вешается колокольчик, чтобы слышать куда она улетела, и электронный маяк на случай, если она уж совсем далеко заберется.
8.

При тренировке птицы главное научить ее возвращаться на руку. Начинают с маленького расстояния, постепенно его увеличивая.
9.

Птицу подзывают свистом, а в руке кусочек мяса. Подсвистывают и во время кормления, чтобы этот звук ассоциировался с пищей. Обратите внимание, птица не отводит взгляд от добычи.

10.

11.

12. Есть касание!

Дима - сокольник с приличным стажем, уже 18 лет. Вот так мальчик в 10 лет увидел свою первую птицу, и определился с будущей профессией раз и навсегда.

13.

Кроме возвращения на руку, птице нужна и физическая нагрузка, то есть умение летать, причем летать быстро.
Для этого используют охотничий инстинкт. Хищник должен догнать свою жертву. Для тренировки чаще используют голубей, они очень быстро летают, что дает возможность формировать хорошую мускулатуру у ястребов.
Но сегодня голубя не было.

14.

15.


Для тренировки "подсадная утка" должна быть свободна, маневренна, но при этом оставаться подсадной.
У птиц зрение двухмерное, леску она не видит, для ястреба охота должна быть настоящей.
16.

17.

18. Враг повержен.

19.

20. Мокрая, но довольная.

Вот такие они, пернатые защитники аэродромных полей!

Безопасность полётов – главное в авиации. Будь то большой аэропорт или аэродром местных воздушных линий.
Все они находятся на открытой местности, доступной для определенного рода “лиц”, которым не требуется пропуск и документы, чтобы попасть на территорию аэропорта. Мало того, что эти персонажи постоянно проникают на закрытую территорию, так они еще создают угрозу безопасности полётов.

Сегодня речь пойдет о птицах и одном дне из жизни орнитологической службы аэропорта Домодедово.

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может нарушить работу агрегатов воздушного судна. Для предотвращения такого рода событий Московский аэропорт Домодедово первым в России еще в начале 80-х годов создал Орнитологическую службу, в задачи которой входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.

Чем занимается орнитологическая служба?

В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов МАУ (Московского авиационного узла) в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов.

2
По опасности, которую могут представлять пернатые для воздушных судов, птицы делятся по весу и размеру.
Наибольшую опасность представляют крупные птицы массой тела от полукилограмма, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки.

3
К средним можно отнести голубей, грачей, озерных и сизых чаек, куропаток, чибисов, а также еще несколько видов. Все они имеют вес от 150 до 500 г.
К мелким опасным для самолетов видам птиц относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай.

А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы и на территории аэропорта ведут себя корректно и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии.

4
Птицы боятся резких звуков, хлопков, выстрелов и представляющих для них потенциальную угрозу хищников.
Исходя из этого, отпугивание птиц на территории аэродрома производится с помощью акустических установок, транслирующих крики опасности птиц.

Вот из этого динамика постоянно стонут птицы.

5
Также пернатых отпугивают с помощью пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета или сигнальных патронов.
Несколько таких пушек установлены рядом с впп в Домодедово – на фото справа.

6
Периодически пушка выстреливает сжатым газом, и даже на расстоянии сотни метров чувствуется взрывная волна.

7
Один из самых “живых” методов борьбы с летающей угрозой – ловчие птицы, они же ястребы-тетеревятники.
И вчера сотрудник орнитологической службы Иван показал журналистам, как охотится ястреб.

8
На сегодняшний день для обеспечения орнитологической безопасности полетов в аэропорту Домодедово используются ястребы-тетеревятники в количестве пяти особей.
Знакомьтесь – это Брунгильда, молодая полугодовая самка ястреба. Для своих – Бруня.

9
Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире: пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в двадцати странах).

10
В отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает.

11
В среднем ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

12
В процессе так называемого “вынашивания” специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме. Главная задача специалиста – найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу.

13
До начала охоты на птицу надевают шлем-наглазник, чтобы не нервировать большим количеством объективов, направленных на нее – линзы фотоаппаратов ястреб воспринимает как чьи-то глаза и переживает за то, как будет выглядеть на экране.
Бруня прислушивается к каждому звуку и периодически почесывается, пытаясь избавиться от шлема.

14
Прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность – хорошо обученная птица держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния.

15
Когда в поле зрения появляется нарушитель, ястреб срывается с насеста – у Ивана на левой руке специальная толстая кожаная перчатка для транспортировки птицы.
16
На сей раз нарушителем оказался голубь – не самая лёгкая добыча для ястреба. Нам они кажутся неповоротливыми увальнями, но на самом деле голуби очень шустрые и маневренные, когда находятся на открытой местности.

17
Проходит буквально десять секунд и нарушитель вот-вот окажется в лапах у Брунгильды.

18
Все происходило довольно далеко, так что обойдемся без подробностей.
Скажу лишь, что работу свою Бруня выполнила на отлично, а нарушитель стал полноценным ястребиным обедом.
19
Как рассказал Иван, каждая птица в отряде имеет свой характер и выделить любимца из всех он не смог.

20
Бруня пока девица молодая и импульсивная, ей еще предстоит работать над собой и оттачивать охотничье мастерство.

21
Вот такая красотка.

22

Ника Рыжова-Аленичева

32 года, авиационный орнитолог в аэропорту Домодедово

С чего началось: слеток ворона, птенец ястреба и охотники

«Я занимаюсь птицами больше 15 лет. Хотя по образованию я экономист, биологический факультет так и не закончила. Первая птица - дальневосточная большеклювая ворона - попала ко мне случайно из «Уголка дедушки Дурова». Ее выкупила одна организация для съемок, а потом не знала, куда деть, и отдала в зооуголок школы, где я училась и подрабатывала лаборантом после занятий. Ворона была в ужасном состоянии - лысая, синенькая, с кривыми хромыми ногами, да еще летать не умела. Я решила ее выходить, хотя не знала как. Интернета у меня тогда не было, но я смогла найти людей из Клуба любителей певчих птиц России. Они рассказали, как правильно содержать ворону и из чего готовить мешанку - это такая специальная каша для насекомоядных птиц.

Через несколько месяцев птичка заблестела, обросла перьями, в общем, стала выглядеть довольной. Но внезапно появилась та самая организация и попросила вернуть ворону - якобы они давали мне ее на время. Птица успела стать мне родной, я вложила в нее душу и понимала, что после очередных съемок ее вернут в таком же ужасном состоянии. Я тогда очень сильно расстроилась.

Мой учитель биологии, видя, как я переживаю, обратился к знакомым. Вскоре один из них рассказал, что в зоопарк принесли осиротевшего слетка-ворона (слетками называют выпавших из гнезд птенцов. - Прим. ред. ), которого надо пристроить в надежные руки. Так у меня появилась первая личная птица - ворон Тилль. Сначала он жил в школьной лаборатории, потом переехал ко мне в квартиру.

Уже после окончания школы я случайно оказалась в Подмосковье в гостях у заводчика хищных птиц и опытного сокольника. Узнав о моем вороне, Петр научил меня делать амуницию, правильно завязывать опутенки (специальные ремешки на лапах птицы, выполняющие ту же роль, что и ошейник с поводком у собак. - Прим. ред. ). А еще спросил, почему я не заведу себе ястреба для охоты. Тогда я даже представить не могла, что это возможно, но буквально через неделю по просьбе Петра мне передали птенца ястреба. Я все лето пытала Петра этим ястребом: по каждому вопросу - а их было очень много - звонила, ездила к нему из Тушино под Ногинск четыре раза в неделю. Петр оказался очень хорошим человеком - не только терпел беспокойство, но и всегда все показывал, рассказывал. Он познакомил меня с другими сокольниками. Видя, что я «бедный студент», у которого не всегда хватает денег на проезд, они полностью обеспечивали кормами мою птицу, брали нас с ней на все околосокольничьи мероприятия.

Уже в сентябре я приняла участие в соревнованиях сокольников, на которых мой Тилль поймал фазана и получил диплом как единственный ловчий ворон. Тогда мой ястреб еще не был готов к подобным мероприятиям, но в начале зимы он успешно охотился. На соревнованиях охотников я познакомилась со многими специалистами по птицам - не только из Москвы, но и из других городов и стран. Там же я встретила сотрудников орнитологического отдела аэропорта Домодедово. Примерно через полгода по их рекомендации меня пригласили в аэропорт на собеседование.


О работе в аэропорту: кряковые утки и тупые когти

Я специалист по обеспечению орнитологической безопасности полетов в Домодедово уже одиннадцать лет. Моя основная задача - отпугивать самолетоопасных птиц с территории аэропорта. А также предупреждать их появление, выявлять и ликвидировать места их скоплений. Самолетоопасные птицы делятся на три группы: небольшого (например, скворцы, стрижи, дрозды), среднего (такие как голубь и галка) и крупного размеров (среди них - цапля, гусь, серебристая чайка).

Орнитологическая служба появилась в Домодедово еще в начале 1980-х годов, но ловчих птиц начали использовать только в 2002 году. До этого применяли только технические средства: пиротехнику, биоакустические установки с записями тревожных криков птиц, стартовые пистолеты, отпугивающие яркие шары на водоемах. Этими способами пользуются до сих пор, но пока нет оборудования, которое могло бы полностью заменить орнитолога и ястреба. Птицы быстро ко всему привыкают и перестают бояться - только не к хищникам.

По международным стандартам зона ответственности орнитологов - 150 метров от поверхности земли на взлете и 60 метров на посадке. Но на 150 метрах ястребы не могут отпугивать птиц, а петардные ракеты поднимаются не выше 50 метров. Сетями небо не закроешь. На земле же мы осматриваем территорию в радиусе 15 километров от аэропорта: фермы, поля, водоемы, свалки и другие места, привлекающие птиц.


Орнитологи работают по двенадцать часов в день, посменно - два через два - и только в дневное время. Первое, что я делаю, приходя на работу, - просматриваю служебную почту и журналы с информацией о местах скоплений птиц, их количестве и передвижениях во время предыдущей смены. Мне важно понимать, что происходило, пока меня не было. Затем вместе с коллегами (в смене работают по два-три орнитолога плюс водитель) мы объезжаем территорию аэропорта на служебной машине. По всему периметру расставлены биоакустические установки и пропановые пушки, имитирующие звук ружейных выстрелов: его боятся многие птицы. Мы проверяем, в каком они состоянии, и при необходимости меняем аккумуляторы, пропан. Если есть необходимость, подаем заявку на ремонт оборудования.

Также, объезжая территорию, смотрим, где скопления птиц. Сейчас из-за начала сельскохозяйственных работ на полях собираются чайки. Во время сезонов охоты тоже много птиц, особенно куропаток и кряковых уток. Если нам не удается спугнуть пернатых техническими средствами - петардами или стартовым пистолетом, - берем ловчую птицу. Но обычно утром в этом нет необходимости, и с ястребом мы выходим по графику - осматриваем места, где чаще всего собираются куропатки, водоплавающие и околоводные птицы.

Где-то около часа дня я отправляюсь с ястребом в место потенциального скопления птиц. Все наши ястребы проходят обучение и хорошо знают территорию. Они могут либо просто прогнать птиц, погнавшись за ними, либо поймать. При этом пойманные птицы чаще всего остаются в живых - у наших ястребов тупые когти, так как они постоянно бегают по арматуре и бетонным покрытиям. Но это не значит, что у них можно просто забрать добычу. Если человек-напарник не делится мясом, ястреб не видит причин оставаться с ним и улетает. Ведь его ничто не держит, кроме знания о том, что за пойманную добычу он получит удобно разделанные кусочки на перчатке сокольника.

Если человек не делится мясом, ястреб не видит причин оставаться с ним и улетает. Ведь его ничто не держит, кроме знания о том, что за пойманную добычу он получит удобно разделанные кусочки мяса

Я всегда беру с собой разделанную перепелку - их аэропорт закупает для патрульных птиц каждый месяц - и предлагаю ее ястребу вместо добычи. Моя птица уже привыкла к этому и даже знает, сколько у меня с собой маленьких и больших кусочков мяса. Если я забуду дать ей последний, у нее сразу начнется истерика. Так что считать ястребы умеют.

Пойманных птиц мы отпускаем вдали от аэропорта. Куропаток целыми стаями отправляем в заказники, питомники и охотничьи хозяйства на разведение. Если же куропаток закололи когтями, мы забираем их себе в пищу.

Помимо отпугивания орнитологи также занимаются осмотром попавших в самолеты птиц. Определяют их породу, составляют акт и направляют его в государственную инспекцию. На самом деле птицы часто попадают в самолеты - в турбину, фюзеляж, крыло, шасси и двигатели. В месяц у нас десятки таких случаев. Как правило, это не наносит машине особого вреда. А самые частые повреждения - гнутые лопатки двигателей. Правда, птицы после таких встреч не выживают.

Часто спрашивают, может ли ловчая птица попасть под самолет. В принципе, такое может произойти с любой птицей. Но мы учитываем расписание взлетов и посадок и выбираем подходящий момент (при необходимости взлетно-посадочную полосу могут закрыть на время проведения работ). А также не отпускаем ястребов в непосредственной близости от рулящих, садящихся или взлетающих самолетов.

Кстати, именно из соображений безопасности сейчас у нас работают только ястребы - соколы тоже отлично отпугивают птиц, но им для охоты надо подняться на значительную высоту. Ястреб же атакует с руки, старается лететь низко, чтобы слиться с ландшафтом.


О птицах-сотрудниках: упрямые самки и драный капюшон

Ястребов-тетеревятников мы берем из питомников. Сейчас в штате их пять, два из которых постоянно в работе, а три - в резерве. Причем все самки. Так случайно получилось. У хищных птиц самки всегда крупнее и тяжелее самцов, а потому выглядят более устрашающе. Еще они ленивые, потому что привыкли, что добычу им и птенцам приносит самец. На самом деле самки ястребов умеют охотиться, но предпочитают отбирать пищу у самцов. В крайнем случае в зимнюю бескормицу могут даже съесть подвернувшегося под лапы самца - каннибализм у ястребов в порядке вещей. И хотя самки упрямые, у них есть значительный плюс - ум.

У каждого сокольника своя птица, которую он обучает в течение месяца. Бывает, что они не срабатываются. Например, у меня был сокол-балобан со сложным характером, который мне не подошел. Работать было некомфортно, и я отдала его обратно в питомник. С ястребом Сильвой мы вместе уже пять лет. Хотя у нее очень сволочной и стервозный характер - не признает никого, кроме меня. Видимо, считает, что я такая же птица, как она, только без крыльев, а потому все должна делать для нее. Так, когда Сильва не находит добычу и устает ждать приглашения на обед, она незаметно подлетает ко мне сзади и бьет лапами по голове. Капюшон моей зимней куртки уже давно разодран.

Методы дрессировки и охоты с ловчими птицами практически не изменились со времен древних египтян. Судя по археологическим раскопкам, амуниция раньше была точно такой же, как сейчас. Разве что начали использовать другие материалы. Плюс появилась система радиослежения - специальный передатчик вешается на хвост или лапу птицы и позволяет отслеживать ее перемещения в радиусе около 20 километров.


Для поддержания здоровья хищной птице необходимо движение, хорошо оборудованное место для жизни и правильное питание. Им ни в коем случае нельзя давать мясо из магазина. Никакой курицы, говядины и свинины! Рацион должен быть максимально приближен к естественному, то есть в пищу подойдут только грызуны и птицы - перепела, суточные цыплята, голуби. Мы кормим перепелами - по одному в день для каждой птицы. У дневных хищников есть зоб: они набивают его пищей и расходуют в течение всего дня.

Я умею создавать видимость того, что у нас с Сильвой полное взаимопонимание. Дело в том, что я хорошо знаю природные инстинкты птиц и понимаю что, почему и зачем они делают. У сокольников со временем вырабатывается привычка видеть все раньше птицы - собак, детей, машины, других птиц и неадекватных людей, которые могут дернуть за хвост. Так что этот навык очень помогает, когда приучаешь ястреба к городу и не закрываешь ему глаза клобучком. Правда, я так привыкла следить за ситуацией вокруг, что практически никогда не смотрю в глаза собеседника. Некоторые обижаются. Но я ничего не могу с этим поделать. Зато в отличие от обычных людей, которые на улицах замечают только голубей и ворон, я могу по дороге от дома до метро насчитать около десятка разных видов птиц. Однажды, проходя по оживленной улице со своим филином, я увидела в небе серую цаплю.

Все наши ястребы живут в вольерах, но часто мы забираем их домой. Особенно в первый месяц обучения, чтобы не делать паузы в тренировках. Сильва, несмотря на хорошую подготовку, часто проводит выходные у меня дома, где живут еще несколько птиц: филин, два домовых сыча и мохноногий сыч, тропические лягушки, бородатая агама, гекконы эублефары, 17-летний паук-птицеед и обычный кот. Был период, когда в моей квартире жили восемь сов: просто собрала у себя всех калек и брошенных птенцов. Но потом появился реабилитационный центр под Санкт-Петербургом - и я начала отправлять всех туда».

В Орнитологическая служба аэропорта

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность — большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Средняя опасность — голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Малая опасность — относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) — хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста — найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters).

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):



Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность - большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Средняя опасность - голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Малая опасность - относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это . Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) - хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста - найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):