О просветителе григорий или григор лусаворич. Кто такой Григор Лусаворич? Житие св. Григория Просветителя, св. Рипсимэ и св. Гаянэ и с ними тридцати семи дев

Царскому роду Суренов - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов . Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына , которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса . После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии . С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате - столице царя Тиридата . Храм был назван Эчмиадзин , что в переводе означает "сошел Единородный" (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в "Истории страны Алуанк", после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию , где основал церковь в городе Амарасе . Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата . Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь .

Мощи и почитание

Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии . Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине , где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви - десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом ), писателем века, секретарем армянского царя Тиридата III , легендарным автором истории обращения Армении в Христианство . Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще "Книгой Григориса" или "Учением Просветителя" (арм. Вардапетутюн ).

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце века. В веке Симеон Метафраст включил его в свои "Жития святых". С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сентября). Был канонизирован Римско-католической церковью в году при участии папы Григория XVI ; память 1 октября (festa pro aliquibus locis).

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из "Истории Армении" Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная ("иже под колоколы") церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре ; в году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве . Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в году:

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе , а 11 ноября года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход: / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Григорие, / моли Христа Бога спастися душам нашим .

Кондак, глас 2

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, / днесь, вернии, в песнех и песнопениих восхвалим, / бодраго пастыря и учителя, Григория, / всемирнаго учителя и поборника: / Христу бо молится, еже спастися нам .

См. также

  • "Григорий Просветитель", портал Хронос :
  • "Григорий Просветитель", Византийский словарь: в 2 т. , СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.
  • Григорий Просветитель - святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати. По преданию, отец младенца Сурена (в крещении - Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела увезти на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286-342), сыну погибшего царя Хосрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он там погиб от голода. Но Григорий сумел прожить во рве около 14 лет, пищу ему приносила некая благочестивая женщина. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и в 305-306 гг. провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа св. Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийской, и начал крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в г. Вагаршапат - столице царя Тирида- та. Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но, не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына. Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис привез в Армению установления Никейского собора. Около 318-319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело св. Григория было перенесено в селение Тил и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают миро в процессе его приготовления. Житие св. Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историческое сочинение об обращении Армении к христианской вере.

    Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.

    как официальной ре-ли-гии армянского государства, а так-же на-ча-ло ор-га-ни-за-ци-он-но-го оформ-ле-ния Ар-мян-ской апо-столь-ской церк-ви.

    Зна-чительная часть све-де-ний о жиз-ни и про-по-ве-ди Григория Просветителя име-ет по-лу-ле-ген-дар-ный ха-рак-тер. По боль-шей час-ти, эти све-де-ния пред-став-ле-ны в цик-ле «Жи-тие святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля», армянский текст ко-то-ро-го со-хра-нил-ся в со-ста-ве «Ис-то-рии Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла.

    Тра-ди-ци-он-но счи-та-ет-ся, что Григорий Просветитель про-ис-хо-дил из знат-но-го ро-да вель-мо-жи Ана-ка, род-ст-вен-но-го или не-по-сред-ст-вен-но вос-хо-дя-ще-го к пар-фя-но-армянской цар-ской ди-на-стии Ар-ша-ки-дов. Со-глас-но армянскому ис-то-рио-гра-фу Мов-се-су Хо-ре-на-ци (V - начало VI веков), юность Григория Просветителя про-шла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской, где он по-лу-чил на-чат-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и при-нял кре-ще-ние. Гри-го-рий всту-пил в брак (у не-го ро-ди-лись сы-но-вья Вар-дан и Ари-ста-кес), од-на-ко был вы-ну-ж-ден рас-стать-ся со сво-ей суп-ру-гой Ма-ри-ей из-за её же-ла-ния уй-ти в мо-на-стырь . По-ки-нув Ке-са-рию, он пе-ре-брал-ся в Рим и по-сту-пил на служ-бу к Трда-ту (бу-ду-ще-му ца-рю Трда-ту III Ве-ли-ко-му (287-330; другие да-ты: 274-330, 298-330)), ко-то-ро-му, бла-го-да-ря под-держ-ке римского императора Ди-ок-ле-тиа-на, уда-лось вер-нуть пре-стол в Ар-ме-нии, ут-ра-чен-ный его от-цом Хос-ро-вом в борь-бе с ос-но-ва-те-лем иранской ди-на-стии Са-са-ни-дов Ар-та-ши-ром.

    Вна-ча-ле Гри-го-рий сни-скал ува-же-ние ца-ря Трда-та за вер-ную служ-бу, позд-нее бо-лее чем на 10 лет он был за-то-чён в ров с ядо-ви-ты-ми на-се-ко-мы-ми за ис-по-веда-ние хри-сти-ан-ст-ва (по другим вер-си-ям, пре-тер-пел различные му-че-ния). Ос-во-бо-ж-дён по-сле чу-дес-но-го ис-це-ле-ния ца-ря Трда-та, при-няв-ше-го впо-след-ст-вии хри-сти-ан-ст-во, про-воз-гла-шён-ное официальной ре-ли-ги-ей армянского государства (тра-ди-ци-он-но - около 301). Около 301-302 годов (по другим дан-ным, около 314 года) Гри-го-рий, на-прав-лен-ный Трда-том в Кап-па-до-кию, при-ни-ма-ет епи-скоп-ское по-став-ле-ние в Ке-са-рии от Ле-он-тия Кап-па-до-кий-ско-го (что лег-ло в ос-но-ву тра-ди-ции епи-скоп-ско-го ру-ко-по-ло-же-ния ка-ж-до-го вновь из-би-рае-мо-го пред-стоя-те-ля Армянской церк-ви от ар-хи-епи-ско-па Ке-са-рий-ско-го). По воз-вра-ще-нии в Ар-ме-нию Гри-го-рий вёл про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва в Та-рон-ской и Ара-рат-ской об-лас-тях; у го-ры Не-бат от Гри-го-рия при-ня-ли кре-ще-ние царь Трдат, чле-ны его се-мьи и пред-ста-ви-те-ли зна-ти. В Та-ро-не Григорий Просветитель ос-но-вал церковь Святого Ио-ан-на Кре-сти-те-ля (позд-нее - центр Глак-ско-го монастыря). По пре-да-нию, ка-фед-рой епи-скоп-ско-го слу-же-ния Григорий Просветитель из-брал Аш-ти-шат, один из сво-их ро-до-вых цен-тров в Та-рон-ской об-лас-ти (ны-не посёлок Де-рик на тер-ри-то-рии Тур-ции).

    С про-по-ве-дью Григория Просветителя свя-за-но ос-но-ва-ние в армянских зем-лях пер-вых школ для под-готов-ки ду-хо-вен-ст-ва, спо-соб-но-го со-вер-шать бо-го-слу-же-ние на греческом и сирийском язы-ках. Про-све-ти-тель-ская дея-тель-ность Григория Просветителя спо-соб-ст-во-ва-ла соз-да-нию в Ар-ме-нии пер-вых хра-мо-вых цен-тров, ста-но-вив-ших-ся так-же цен-тра-ми но-вой хри-сти-ан-ской куль-ту-ры (например, Эч-ми-ад-зин), а так-же куль-тур-ной и ре-лигиозной са-мо-иден-ти-фи-ка-ции Ар-ме-нии вви-ду по-сто-ян-ной уг-ро-зы са-са-нид-ско-го зо-роа-ст-рий-ско-го Ира-на.

    Григорий Просветитель около 325 года пе-ре-дал Аш-ти-шат-скую ка-фед-ру сы-ну Ари-ста-ке-су (бу-ду-щий ка-то-ли-кос Ари-ста-кес I (325-333)). По пре-да-нию, Григорий Просветитель умер в пу́стыни Ма-нэ вско-ре по-сле от-кры-тия Ни-кей-ско-го со-бо-ра (325). Ему при-пи-сы-ва-ют ав-тор-ст-во «Мно-гове-ща-тель-ных ре-чей», «Уче-ния Гри-го-ра» (вхо-дит в «Ис-то-рию Ар-ме-нии» Ага-фан-ге-ла), ка-но-нических пра-вил (вклю-че-ны в армянскую «Кни-гу ка-но-нов» и другие). По мне-нию боль-шин-ст-ва учё-ных, эти со-чи-не-ния бы-ли на-пи-са-ны на греческом язы-ке. На-ча-ло об-ще-го по-чи-та-ния Григория Просветителя в хри-сти-ан-ских об-лас-тях За-кав-ка-зья от-но-сит-ся к концу V-VI веков. О рав-ном по-чи-та-нии Григория Просветителя в Ар-ме-нии и Гру-зии сви-де-тель-ст-ву-ет пе-ре-пис-ка грузинских ка-то-ли-ко-сов начала VII века с армянскими ду-хов-ны-ми и свет-ски-ми вла-де-те-ля-ми. Ис-клю-чительная важ-ность для Армянской церк-ви при-об-ре-та-ет дея-тель-ность Григория Просветителя по-сле её окон-чательного рас-ко-ла с Грузинской цер-ко-вью на Ма-наз-керт-ском со-бо-ре (726), при этом под-чёр-ки-ва-ет-ся главная роль Григория Просветителя как ос-но-ва-те-ля ин-сти-ту-та Армянской церк-ви. В Ви-зан-тии об ис-то-рии хри-стиа-ни-за-ции Ар-ме-нии ста-ло из-вест-но не позд-нее V века, в VIII веке празд-но-ва-ние в честь Григория Просветителя бы-ло вклю-че-но в ви-зантийский цер-ков-ный ка-лен-дарь. Рас-про-стра-не-ние по-чи-та-ния Григория Просветителя в славянских зем-лях от-но-сит-ся к пе-рио-ду не позд-нее XII века, по-сле по-яв-ле-ния пер-вых пе-ре-во-дов «Жи-тия» Григория Просветителя на славянские язы-ки.

    Мо-щи Григория Просветителя пе-ре-да-ны в но-ябре 2000 года па-пой Рим-ским Ио-ан-ном Пав-лом II (1978-2005) ка-то-ли-ко-су Га-ре-ги-ну II (из-бран на ка-фед-ру в октябре 1999 года) и хра-нят-ся ны-не в ере-ван-ском со-бо-ре Святого Гри-го-рия Про-све-ти-те-ля (от-крыт в 2001). Дес-ни-ца Григория Просветителя пре-бы-ва-ет в Эч-ми-ад-зи-не как сим-вол пре-ем-ст-ва ду-хов-ной вла-сти пер-во-ие-рар-ха Армянской апо-столь-ской церк-ви. День па-мя-ти в вос-точ-ной и за-пад-ной церк-вах - 30 сентября (13 октября).

    Иллюстрации:

    Гри-го-рий Про-све-ти-тель. Еван-ге-лие-ап-ра-кос (XII век). Со-бра-ние Ан-то-ние-во-Сий-ско-го мо-на-сты-ря. Архив БРЭ.

    В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

    «По имени и житие твое будет…»
    Амвросий Оптинский

    30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

    Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

    Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

    Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

    Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

    Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

    Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

    При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

    Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

    В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

    В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

    Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

    К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

    «Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

    Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

    Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

    «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

    Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

    В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

    28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

    Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

    Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

    Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

    В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

    До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

    Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

    В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

    «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

    16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

    «Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

    Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

    Биография:

    Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель . Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

    Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

    Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

    Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

    Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

    Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

    Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

    Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

    В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

    Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

    Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.

    Почитание св. Григория Просветителя на Руси

    Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

    Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

    В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

    См. также Григорий Просветитель («Православная энциклопедия», т. 13).