Не от радости утех я бываю. Логопедический досуг. Занимательная викторина по русскому языку. Смысловые противоположности в стихах

Сегодня наше занятие посвящено русскому языку, таинственной и прекрасной науке - грамматике.

Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной.

В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

Путешествие по царству грамматики.

1. Разминка. Ребусы.

2. Заблудившееся слово.

Соедините слова первого столбика со словами второго столбика так, чтобы получились новые слова:

Сено овод

Газ марка

3. Антонимы.

Отгадайте загадку, где спрятались антонимы .

А) Я – антоним слову «зной»,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня …(прохлада)

Б) Я – антоним слова «лето», в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я - …

В) Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, - я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

Г) Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна называюсь … (тишина)

В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом этого клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. И в русском языке тоже есть слова-двойники. Это омонимы. Они звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные предметы, действия, признаки.

Задание: найти слова-омонимы в стихотворениях.


А) Вылезла из норки норка и пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла, норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки, может, норка – возле норки?

Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет!

Б) Мы сражаться стали, в ход пустили шашки.

Шашки не из стали, мы играем в шашки.

В) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Г) Кто без кисти и белил крышу города белил?

Д) Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

5. Омофоны – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.

Например, ПЛОТ – ПЛОД. Приведите свои примеры.

Задание: найдите омофоны в предложениях.

А) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Б) Возьми прут и гони гусей на пруд.

В) Роман прочитал интересный роман.

6. Пословицы.

Закончи пословицу.

· Терпенье и труд…

· Что посеешь, …

· Ученье – свет…

· С волками жить …

· За двумя зайцами погонишься..

· Нет лучшего дружка…

· Не имей сто рублей…

Соберите пословицу (работа в парах)

Упустишь

потеряешь

кататься

7. Фразеологические обороты.

Конкурс «Веселые картинки»

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

1) как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

2) брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

3) сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

4) заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)

Задание: найдите каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой (соедините линией):

рукой подать не покладая рук

лясы точить своим горбом жить

выйти из себя держать в ежовых рукавицах

сидеть, сложа руки воды в рот набрать

с гулькин нос взять себя в руки

от рук отбиться за тридевять земель

сидеть на чужой шее хоть пруд пруди

8. Юмористическая викторина.

· В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)

· Сколько гласных в словах семья, сорока?

· Сколько горошин может войти в стакан? (сами войти не могут)

· Может ли страус назвать себя птицей? (не умеет говорить)

· Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза;
Очень длинная у девочки..?

Нос

Между двух светил
Посредине один.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит -
То заходит, то выходит.

Зубы

Отворю я хлевец,
Выпущу стадо белых овец.

Около проруби
Сидят белые голуби.
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят.

Губы и зубы

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб -
Всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

Зубы и язык

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.

Белые силачи рубят калачи
А красный говорун подкладывает.

Пальцы

У пяти братцев одна работа.

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем.

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники,
Живут не за стеной -
День и ночь со мной;
Целый десяток
Верных ребяток.

Твои помощники - взгляни -
Десять дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.

Ноги

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.

Мы на них стоим и пляшем.
Ну а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?

Ямбогло Валентина Тихоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Московская область, г. Подольск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Лексика. Фразеология (Обобщение материала по теме)
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: полное образование

«Лексика и фразеология»

(Заседание «Клуба знатоков русского языка», 6Б кл.)

УЧИТЕЛЬ. Лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический

состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского

литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словарь, в котором были бы

записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка,

нет т и быть не может. А почему? Подумайте сами.

Знаете ли вы, что…?

17-томный Словарь современного русского литературного языка

Словарь произведений Пушкина

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

Словарь младшего школьника

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше

слов, обогащать свой словарный запас).

1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и

фразеология».

2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,

мышление, внимание, речь).

3.Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: презентация

Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и фразеология».

Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и представьте свои команды!

Фронтальный опрос «Закончи предложение».

Словарный состав языка образуется из … (слов)

Лексика – это … (словарный состав языка)

Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)

Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)

Однозначными называют слова, имеющие … (одно лексическое значение)

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)

Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между

Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)

Слово с переносным значением в художественном произведении используется как …

(выразительное средство)

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно

различающиеся по лексическому значению - … (омонимы)

Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся

друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)

Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим

значением

2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный

Разгадай загадки.

Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада)

Я – антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… (зима)

Я – антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина)

Загадка-шутка.

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

– Это черная?

– нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

УЧИТЕЛЬ. Расставьте знаки препинания.

О чем они вели разговор? (Смородина)

Подобрать синонимы к слову зеленый в тексте.

Зеленый – неспелый, незрелый.

3.Работа с текстом.

Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная

тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел…

радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.

- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в

последних трёх (2 команде).

Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они

называются?

4. Выборочная работа. Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1

команде), со значением «МНОГО» (2 команде):

с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не

клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.

Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?

5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова

имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.

Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.

Устно составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых

выделенные слова будут иметь переносное значение.

Горячий (молоко, печь, время)

Горячее время

Разбить (чашка, надежда, жизнь)

Разбить жизнь

Легкий (пальто, характер, ноша)

Легкий характер

6. Конкурс капитанов.Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО

ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».

7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом

(поочерёдно командам)

Древнее название русских войск (РАТЬ)

Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)

Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)

8.»Заморочки из бочки»

Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и

мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на

него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не

в своё дело (НОС)

Какие здесь спрятаны фразеологизмы?

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за

зубами (ЯЗЫК)

О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?

9. «Черный ящик». Что в черном ящике?

Овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой

формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;

Сумка, футляр для стрел;

Детская игрушка в виде фигурки человека;

Мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;

Особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за

выдающиеся заслуги;

Из каких языков заимствованы эти слова?

IV. Подведение итогов

V. Дом. Задание в электронном журнале

Цели:

Образовательная: закрепить полученные в третьей учебной четверти знания по школьной программе.

Воспитательная: прививать умение работать в коллективе, воспитывать здоровую конкуренцию.

Коррекционная: корректировать нарушения письменной речи, активизировать словарь, развивать грамматический строй речи.

Оборудование: ребусы, карточки с деформированными словами, жетоны, речевой и картинный материал.

Предполагаемая аудитория: учащиеся начальных классов, посещающие коррекционные логопедические занятия.

Ход занятия

Вступительное слово.

I тур «Разминка»

Каждому из вас будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. После этого тура выбывают те, кто набрал меньшее количество жетонов.

1. Вопросы - 3 класс:

1. Я антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …………… (прохлада)
2. Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …………. (зима)
3. Я антоним к слову «холод».
В речке все - и стар, и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я …………… (жара)
4. Я антоним к слову «день».
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж ……….. (ночь)
5. Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это ……….. (плач)
6. Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ………… (конец)
7. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ………… (тишина)
1 класс: назови слова, в которых четыре слога.



2. 3 класс: каждому из вас будет предложено слово (существительное). Вам необходимо подобрать к этому слову по четыре признака.

Солнце (какое?)
Дерево …
Собака …
Мама….
Весна….
Ножницы ….
Волк …..
1 класс: подобрать по два признака:
яблоко ….
Пальто ….
Тарелка …
Нитки …
Стол …

3. Назовите профессию:

1. Кто дрессирует зверей? (дрессировщик)
2. Кто вставляет стекла? (стекольщик)
3. Кто точит ножи? (точильщик)
4. Кто на вокзале помогает переносить тяжести? (носильщик)
5. Кто регулирует дорожное движение? (регулировщик)
6. Кто работает на экскаваторе? (экскаваторщик)
7. Кто чинит часы? (часовщик)
8. Кто сочиняет сказки? (сказочник)
9. Кто летает на вертолете? (вертолётчик)
10. Кто ходит в разведку? (разведчик)
11. Кто играет в хоккей? (хоккеист)
12. Кто подметает двор? (дворник)

4. Образуйте одно слово из двух.

1. Как называется машина, которая возит бензин? (бензовоз)
2. Как называется машина, которая ездит по снегу? (снегоход)
3. Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
4. Как называется машина, которая возит молоко? (молоковоз)
5. Как называется агрегат, который рубит мясо? (мясорубка)
6. Как называется явление, когда на реке тает лед? (ледоход)
7. Как называется машина, которая возит лес? (лесовоз)
8. Как называется зверь, у которого на носу рог растет? (носорог)
9. Как называется агрегат, который сосет пыль? (пылесос)
10. Как называется аппарат, который умеет ходит по Луне? (луноход)
11. Как называется явление, когда падает снег? (снегопад)
12. Как называется машина, которая возит хлеб? (хлебовоз)

выбывшим вручаются поощрительные призы.

II тур «Алфавит»

Сейчас вам будут заданы вопросы, которые начинаются на определенную букву алфавита:

1. Семь ребят на лесенке,
Вдруг запели песенки (ноты)
2. Время, когда зажигаются звезды (ночь)
3. Уютное жилище мышки (нора)
4. Как называли мышку в сказке «Теремок» (норушка)
5. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (нос)
6. Должность Арины Родионовны в доме Пушкиных (няня)
7. Подружка Ваньки - Встаньки (неваляшка)
8. Верная спутница иголки (нитки)
9. Счет в игре, при котором нет победителя и проигравшего (ничья)
10. Костяная часть Бабы - Яги (нога)

1. Герой сказки Андерсена. Чье сердце Снежная королева превратила в лед (Кай)
2. Экипаж, в котором Золушка приехала на бал (карета)
3. Главный противник Буратино (Карабас)
4. Лучший друг малыша, живущий на крыше (Карлсон)
5. Овощ для приготовления чипсов (картофель)
6. Крутящаяся часть велосипеда (колесо)
7. В чем медведь нес домой Машу, а думал. Что несет пирожки? (корзина)
8. Из чего сделана розочка на торте? (крем)
9. Какое животное с рождения и до смерти почти света белого не видит? (крот)
10. Жгучая, кусачая трава (крапива)

1. Спасательное устройство летчиков (парашют)
2. От урока до урока (перемена)
3. Он бывает черный и красный, сладкий и душистый (перец)
4. Емелино средство передвижения (печка)
5. Морской разбойник (пират)
6. Чем торговал Дуремар в сказке «Приключения Буратино» (пиявки)
7. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
8. Новый год, Пасха, Рождество (обобщающее понятие) (Праздники)
9. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)
10. Что можно совершить, имея за плечами парашют? (прыжок)

III тур «Отгадай и назови»

1. Ребусы:

Ответы: хомячок, кувшинка, фрак, гвоздика, зебра, незабудка, косынка. (дополнительный жетон за разделение слов на группы: одежда, животные, цветы)

2. Деформированные слова. ВОРЬМОК (МОРКОВЬ); ХОРГО (ГОРОХ); ДИСКЕРА (РЕДИСКА); ЛАФОСЬ (ФАСОЛЬ); СНОКЕЧ (ЧЕСНОК); РЕГУЦО (ОГУРЕЦ); РУПОК (УКРОП); КАЛВЁС (СВЁКЛА); САПАТУК (КАПУСТА); АЛТАС (САЛАТ).
выбывшим вручаются поощрительные призы.

IV тур «Кто больше?» (для двоих финалистов)

В этом туре к вам на помощь приходят ваши воспитатели. Из волшебного слова КОЛЕСОКИСЕЛЬНИК необходимо составить как можно больше слов.
Мы, например, за 5 минут составили 20 слов.

V тур «Суперигра»

На доске зашифровано слово из 8 букв. Это время бывает четыре раза в год, иногда оно короткое, иногда - длинное. Разрешается назвать любые три буквы.

КАНИКУЛЫ

Итог. Вручение призов.

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
      совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
  • Развивающие:
    • развивать творческое мышление, активность учащихся;
    • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к слову;
    • повысить интерес к русскому языку;
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля». (Приложение 1 , слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.

1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм». (Приложение 1 , слайд 2)
2) Познакомимся с картой путешествия (Приложение 1 , слайд 3)

– Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.

Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.

– Что вы знаете о жителях этого острова?
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (Приложение 1 , слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.