Намерение не является необходимым условием коммуникации. Коммуникативное намерение или интенция. Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Готовясь к выступлению на собрании либо задумав написать книгу или просто поговорить со своим другом о чем-то важном, мы обдумываем цель действий и способы ее достижения. Задуманный план или стремление к желаемому называется интенция. Она может выражаться сознательно, а может затаиться в глубинах бессознательного, проявляясь во влечении к какой-то определенной области.

Рождение понятия

Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ - М. Хайдеггер - объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии - это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Интенция - это что?

Существует несколько значений термина «интенция». Первый объясняет ее как «направленность сознания на предмет». К интенциональным можно отнести познавательные, эмоциональные, мотивационные и другие психические процессы, так как отношение и чувства к предмету могут быть разные. Объект интенции может реально существовать, а может быть придуманным, осмысленным или абсурдным. Вторая интерпретация понятия «интенции» представляется как «направленность на цель» или целевой замысел действия.

Интенция в психологии

В данной науке под термином понимается внутренняя направленность сознания на реальный или выдуманный предмет, а также структура, придающая смысл переживаниям. Интенция - это способность личности иметь намерения, возможность участвовать в событиях дня, изменяя себя. Одной из сторон понятия является способность воспринимать предмет с разных сторон, в зависимости от заложенного смысла. Например, рассматривая недвижимость как место летнего отдыха для семьи, человек внимательно ознакомится с такими вопросами, как комфортабельность, оснащенность, досуг на территории. Если та же недвижимость будет тем же человеком покупаться, то он уже в первую очередь обратит внимание на соотношение цены с качеством жилища. Интенция - это рождение тесной связи с внешним миром. В сложных для восприятия ситуациях человек научился ослаблять взаимосвязь до тех пор, пока не будет готов к пониманию обстановки.

Психотерапевтический прием В. Франкла

Интенция в психологии представлена методом, суть которого состоит в проигрывании человеком своего страха или невроза в критической ситуации. Прием был разработан психологом В. Франклом в 1927 году и до сих пор успешно применяется на практике. Метод носит название - парадоксальная интенция. В качестве примера можно привести жизнь супругов, которые часто выясняют отношения. Психотерапевт предлагает им ссориться как можно громче и эмоциональнее, тем самым неприятная ситуация становится контролируемой. Еще один пример: школьник боится выступать с докладом и его охватывает дрожь. В рамках данного метода ему предлагается самому начать сильно дрожать, тем самым снять возникшее напряжение. Метод парадоксальной интенции может привести к двум результатам: действие или ситуация перестает быть болезненной и неконтролируемой или благодаря переключению внимания на произвольное воспроизведение переживаний ослабляет их негативное влияние.

Суть психотерапевтического метода

Парадоксальная интенция в качестве механизма действия рассматривает процесс самоотстранения, который позволяет личности выйти из неприятной ситуации. Прием построен на желании самого человека осуществить или чтобы кто-то совершил (при фобии) то, что он опасается. Метод парадоксальной интенции активно применяется в психотерапии. Особенно он эффективен при слиянии с юмором. Страх - это биологическая реакция организма на опасные ситуации, и если личность сама будет их искать и сможет действовать вопреки страху, то отрицательные ощущения вскоре исчезнут.

Желание высказаться

В лингвистике интенция - это начальный этап рождения высказывания, после которого следует мотив, внутреннее проговаривание и речь. С рассматриваемым понятием связаны конкретно-коммуникативные смыслы, которые выражаются в процессе общения. Речевая интенция (в широком смысле) - это слияние потребности, цели и мотива воедино, которое формируется в сообщение благодаря использованию коммуникативных средств. В более узком смысле термин рассматривается как действенное назначение и сливается с понятием иллокутивного акта. Доктор филологических наук Н. И. Формановская рассматривает интенцию как замысел выстроить речь в определенном ключе, форме, стиле.

Трудность в исследовании данного термина заключается в уникальности объекта эксперимента, с нередко размытыми коммуникативными намерениями. Речевые сообщения всегда соединены с различными экстралингвистическими событиями, поэтому любое, даже простое, высказывание является многомерным. Выступления имеют волевую установку и воздействуют на адресата. Существует понятие речевой интенции неодобрения, которое является неотъемлемой частью общения. Это отрицательное проявление, которое может перевести разговор в конфликтное русло.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.

Некоторые психологи и филологи различают два вида интенции. Первый олицетворяет собой направленность сознания человека на окружающую действительность с целью принять, познать, объяснить. Такой вид явления называется когнитивный. Коммуникативная интенция представляет собой направленность сознания на достижение задуманной цели, ради которой человек вступает в разговор или уходит от него.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Обобщая знания

Для характерно индивидуальное отношение к миру, исходными составляющими которого являются переживание о своем положении, отражение возникших эмоций в соответствующих образах, а также рождение программы, направленной на сохранение и развитие человека. Для успешного выполнения личностного плана необходимо желание, намерение индивида. Направленность на результат, анализ необходимых действий являются основными ступенями в достижении желаемого. А возможность переформулировать свое отношение к проблемной ситуации открывает двери в спокойную и успешную жизнь.

речевой акт интенция английский

Коммуникативное намерение (интенция) обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. Коммуникативная интенция является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая потребности, мотивы и мысли, коммуникативные интенции делают эксплицитными причины, обусловливающие общение

Наряду с понятием коммуникативная интенция существует понятие интенция (от лат. intentio -- стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного коммуникативного намерения, интенция всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами. Просьба открыть форточку может быть реализована различными языковыми средствами: Пожалуйста, откройте форточку; Мне что-то душно; У вас в комнате жарко; Что может быт приятнее запаха весеннего дождя! Грамматические и лексические средства в трех последних высказываниях не содержат просьбы открыть форточку, но те, кому адресованы высказывания, поймут, что надо делать. Совсем по-иному коммуникативные намерения передаются в высказываниях типа: Ты должен научиться планировать свое время; Я буду ждать тебя на остановке автобуса; Здесь нельзя останавливаться. В них налицо полное совпадение семантики языковых средств с интенцией говорящих.

В речевом действии интенция передается одновременно с мыслями, идеями о предметах, состояниях, фактах, т. е. с теми значениями, смыслами и значимостями, которые объединяются в семантической структуре предложения. Например, интенция напоминания реализуется не ради того, чтобы продемонстрировать собеседнику умение напоминать, -- она чаще всего направлена на передачу конкретной информации. Адресуя коммуникативное намерение и мысль (конкретное предметное содержание в семантической структуре предложения) собеседнику, инициатор разговора ставит целью оказать на него определенное воздействие. Чтобы запланированный эффект был достигнут, слушатель должен понять, какая информация передается, что от него требуется (как именно он должен прореагировать в ответ на услышанное).

Следовательно, говорящий не может не учитывать исходных знаний слушателя, обеспечивающих адекватное восприятие интенции или мысли. В речевом действии он обязан соотнести известное (тему) с неизвестным (ремой). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и на средства выражения. .Если семантическая информация речевого действия сложна, она должна быть разделена на доступные порции. Но даже в тех случаях, когда говорящий учитывает все факторы для адекватного восприятия его интенции и мысли, может возникнуть частичное непонимание, потому что каждое речевое действие -- это творческое произведение. В составе речевого действия семантическая и психологическая категория -- коммуникативное намерение - является постоянной, независимой от любых обстоятельств ее употребления. Например, интенция наличия какого-либо предмета (У меня есть словарь) может быть высказана в случае надобности на уроке, в библиотеке, на кухне, в кафе, в самолете и т. д. Интенции являются универсальными, общечеловеческими категориями. Количество коммуникативного намерения говорящего теоретически неограниченно, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая выработалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения. Вероятно, их число не так уж велико при общении людей в определенных сферах деятельности. В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную И. речевого действия (адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.). В начале 50-х гг. Э. Бенвенист обратил внимание на наличие глаголов типа клясться, обещать, обязываться и т. п., произнесение которых в 1-м лице настоящего времени -- клянусь, обещаю, обязуюсь-- и есть сам акт клятвы, обещания, принятия обязательств. Глаголы, называющие интенцию и обозначающие производимые речевые действия, были названы перформативными. Языковые средства, которые могут выражать коммуникативное намерение отношения говорящего к сообщаемому и сообщаемого к действительности, подразделяются на лексические, грамматические и интонационные. Среди лексических средств называются не только слова типа мог, но и слова типа должен, намерен.[ 24]

Разнообразны и грамматические средства для выражения интенции: Дом как дом -- соответствие обычному, норме; Ему не до разговоров -- несвоевременность чего-либо, обусловленная тем или иным состоянием субъекта; Я лучше пойду; Лучше и не спорь -- предпочтительность перед чем-нибудь другим и т. д. Ярким средством обозначения отношения говорящего к сообщаемому является интонационное оформление высказываний: Как он бегает!-- оценка; Как он бегает-- повествовательность; Как он бегает?-- вопрос; Как он бегает?-- повторение при ответе; Как он бегает?-- при сопоставлении.[ 25]

Изучение прагматики предложений составляет важную область языковых знаний, ибо владение языком предполагает не только умение строить предложения (языковая компетенция), но и умение правильно употреблять их в актах речи для достижения нужного коммуникативно-функционального результата.

Что такое "Коммуникативное намерение (интенция)"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Коммуникативное намерение (интенция) обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. К. н. является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая потребности, мотивы и мысли, К.н. делают эксплицитными причины, обусловливающие общение. Наряду с понятием К. н. существует понятие И. (от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного К. н. И. всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами. Просьба открыть форточку может быть реализована различными языковыми средствами: Пожалуйста, откройте форточку; Мне что-то душно; У вас в комнате жарко; Что может быт приятнее запаха весеннего дождя! Грамматические и лексические средства в трех последних высказываниях не содержат просьбы открыть форточку, но те, кому адресованы высказывания, поймут, что надо делать. Совсем по-иному К. н. передаются в высказываниях типа: Ты должен научиться планировать свое время; Я буду ждать тебя на остановке автобуса; Здесь нельзя останавливаться. В них налицо полное совпадение семантики языковых средств с И. говорящих. В речевом действии И. передается одновременно с мыслями, идеями о предметах, состояниях, фактах, т. е. с теми значениями, смыслами и значимостями, которые объединяются в семантической структуре предложения. Например, И. вопроса реализуется не ради того, чтобы продемонстрировать собеседнику умение задавать вопрос, - она чаще всего направлена на получение конкретной информации. Адресуя К.н. и мысль (конкретное предметное содержание в семантической структуре предложения) собеседнику, инициатор разговора ставит целью оказать на него определенное воздействие. Чтобы запланированный эффект был достигнут, слушатель должен понять, какая информация передается, что от него требуется (как именно он должен прореагировать в ответ на услышанное). Следовательно, говорящий не может не учитывать исходных знаний слушателя, обеспечивающих адекватное восприятие И. или мысли. В речевом действии он обязан соотнести известное (тему) с неизвестным (ремой). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и на средства выражения. Если семантическая информация речевого действия сложна, она должна быть разделена на доступные порции. Но даже в тех случаях, когда говорящий учитывает все факторы для адекватного восприятия его И. и мысли, может возникнуть частичное непонимание, потому что каждое речевое действие - это творческое произведение. В составе речевого действия семантическая и психологическая категория - К. н. - является постоянной, независимой от любых обстоятельств ее употребления. Например, И. наличия какого-либо предмета У меня есть словарь) может быть высказана в случае надобности на уроке, в библиотеке, на кухне, в кафе, в самолете и т. д. И. являются универсальными, общечеловеческими категориями. Количество К.н. говорящего теоретически неограниченно, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая выработалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения. Вероятно, их число не так уж велико при общении людей в определенных сферах деятельности. В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную И. речевого действия (адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.). В начале 50-х гг. Э. Бенвенист обратил внимание на наличие глаголов типа клясться, обещать, обязываться и т. п., произнесение которых в 1-м лице настоящего времени - клянусь, обещаю, обязуюсь- и есть сам акт клятвы, обещания, принятия обязательств. Глаголы, называющие И. и обозначающие производимые речевые действия, были названы перформативными (см. пер-форматив). Языковые средства, которые могут выражать К. н., отношения говорящего к сообщаемому и сообщаемого к действительности, подразделяются на лексические, грамматические и интонационные. Среди лексических средств называются не только слова типа мог, но и слова типа должен, намерен. Разнообразны и грамматические средства для выражения И.: Дом как дом - соответствие обычному, норме; Ему не до разговоров - несвоевременность чего-либо, обусловленная тем или иным состоянием субъекта; Я лучше пойду; Лучше и не спорь - предпочтительность перед чем-нибудь другим и т. д. Ярким средством обозначения отношения говорящего к сообщаемому является интонационное оформление высказываний: Как он бегает!- оценка; Как он бегает- повествовательность; Как он бегает?- вопрос; Как он бегает?- повторение при ответе; Как он бегает?- при сопоставлении. Лит.: Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - М., 1984; Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986; Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. - Т. 2. Л. Е. Тумша

Коммуникативное намерение (интенция ) - это стремление достичь того или иного результата коммуникации. В ситуации урока (а урок, как известно, основная единица учебного процесса) педагог как лидер, организатор общения создает высказывания с разными интенциями, характер которых показан в табл. 3.

Таблица 3. Интенции профессиональной речи педагога в ситуации урока

Этап урока

Вид высказываний учителя

Интенция

Организация учебной деятельности

Организационный монолог Вступительное слово учителя

Вызывая у школьников интерес к теме, включить каждого учащегося в процесс обучения, в процесс изучения данного материала

Проверка домашнего задания

Обеспечить преемственность познавательного процесса в целом (в частности - связь предыдущего урока с последующим)

Объяснение нового материала

Объяснительный монолог, реплики в объяснительном диалоге

Обеспечить усвоение нового материала учащимися. Формировать интерес к изучаемой теме и к учебной деятельности

Формирование умений и навыков

Формулировки вопросов, заданий, развернутых оценок

Развить интерес к изучаемой теме и учебной деятельности

Подведение итогов урока

Итоговый монолог

Обеспечить у адресата ощущение завершенности этапа работы, цельности учебного процесса

Являются ли все перечисленные в таблице типы высказываний и все интенции риторическими? Рассмотрим пример - вступительное слово учителя биологии к уроку по теме «Акулы».

«Акулы. Отрицательное воздействие на природу, в частности загрязнение мирового океана и массовое истребление акул, поставило эту группу животных на грань исчезновения. Пути восстановления численности известны - это и создание морских заповедников, сокращение торговых и промысловых путей, запрет на охоту, уменьшение выбросов в океан и т.д. Но самое главное - это изменение антропоцентрических взглядов на природу людей. Этот процесс уже идет, но скорость его должна возрасти в десятки раз. С исчезновением каждого вида приближается час «X», за которым неизбежно грядет глобальная экологическая катастрофа.

Каждый вид животных уникален и является «неразгаданной книгой тайн», например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом, медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько еще осталось у всех живых организмов.

Пересматривая свое отношение к природе, человек должен и для себя определить роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя и не только живых организмов, но и планеты в целом. Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения. Надо учиться у нее, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула». (По материалам И. Г. Селезнёвой. Фестиваль педагогических идей «Открытый ypoK»//http:// festival. 1 september.ru/authors).

Автор текста стремится вызвать у школьников интерес к изучаемой теме путем отбора интересных фактов (уникальность свойств акулы как биологического организма), использования средств оценки («час “X”», «катастрофа», «защитник и спаситель»). Очевидна экологическая направленность слова (поставлены проблемы исчезновения видов и ответственности человека за их сохранение). Учитель прямо заявляет о своей позиции («по-моему»), что придает тексту социальное звучание и отражает ощущение педагогом собственной миссии. Вместе с тем текст перенасыщен терминами, в нем есть противоречия («самое главное, это изменение антропоцентрических взглядов на природу людей» // «только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения»), а также в тексте почти не использованы средства риторического воздействия на школьников. Покажем, как можно преобразовать данное речевое произведение, употребив специальные средства и приемы.

Акулы. Это слово вызывает ассоциации с нападением, челюстями, гибелью людей. Но так ли уж опасны акулы для человека? Многие эксперты полагают, что эта опасность сильно преувеличена. Подсчитано, что шанс человека быть подвергнутым нападению акулы составляет 1 к 11 миллионам. Только вдумайтесь: 1 к 11 000 000 (прием повтора и прием призыва, обращенный к аудитории). А вот человек для акул оказался значительно опаснее (прием контраста). Почему? Ответ ученых вполне конкретен. Загрязнение мирового океана и массовое истребление акул поставило их на грань исчезновения (вопросно-ответный ход). С исчезновением каждого вида приближается час «X», за которым неизбежно грядет глобальная экологическая катастрофа.

Акула - одно из совершенных и уникальных созданий природы. Ее мы можем назвать «неразгаданной книгой тайн». Почему? Организм акулы полон тайн, еще не разгаданных человеком. Например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом. Таким, о котором человек может только мечтать (аналогия). Медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько их еще осталось.

Можно ли восстановить численность акул? Можно. И это вовсе не приведет к тому, что они станут опасны (вопросно-ответный ход).

Пути восстановления численности известны - это, во-первых, создание морских заповедников. Во-вторых, запрет на охоту на акул. В-третьих, уменьшение выбросов в океан (четкое членение смысловых компонентов текста).

Пересматривая свое отношение к природе, человек должен для себя определить, какова его роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя. И не только живых организмов, но и планеты в целом (парцелляция). Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творения. Надо учиться у нее, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула.

Таким образом, если традиционно некоторые типы высказываний и соответствующие интенции и не осмысливаются учителем как риторические, они могут быть риторическими. Для этого в речевом поведении учителя должна присутствовать еще одна интенция - воздействовать на эмоционально-волевую сферу адресата-ученика: мотивировать подражание деятельности учителя (стать образцом в речевом отношении), заразить его интересом к предмету, учебной деятельности, внушить мысль о возможности познания всех тайн учебного предмета (а для этого показать, что при изучении математики, биологии, родного языка, истории и других предметов открываются тайны).

Интенции педагога характеризуются признаком комплексности. Это обусловлено четырьмя факторами. Во-первых, решением комплексной задачи в общении с учащимися: научить и воспитать. Во- вторых, необходимостью постоянно оценивать результаты деятельности учеников. В-третьих, появлением ситуативных интенций: сделать замечание; акцентировать внимание на работе отдельных учеников; поблагодарить и т.п. В-четвертых, потребностью демонстрировать ценностное отношение к знанию, педагогической деятельности и ученику как субъекту обучения. Если мы сравним первые компоненты различных объяснительных монологов учителей разных предметов, то увидим, что в них проявляется стремление представить определенный круг ценностей.

5}г Задание. Определите, какие ценности отражены в каждом из

данных ниже фрагментов речи педагога.

  • - «С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - желание каждого из нас. Ведь, как говорили древние, «Хорошее слово - половина счастья».
  • - «Во все времена у представителей любого народа всегда почитались милосердие, порядочность, трудолюбие. Отношение к этим качествам отражено в пословицах, с которыми мы сегодня познакомимся».
  • - «Сегодня на уроке мы продолжим учиться умножать многозначные числа на однозначные, научимся использовать это умение при решении задач. Надеюсь, вы порадуете себя и меня хорошими ответами и правильными решениями...»
  • - «Чтобы человек видел, природа дала ему глаза..., чтобы слышал - уши, чтобы двигался - ноги. А вот органов, специально предназначенных для производства звуков, у нас нет. Все те части организма, с помощью которых мы говорим, выполняют эту работу по совместительству» (М. Ка- ленчук).

В ряде исследований в качестве синонима к термину «коммуникативное намерение» используется термин «коммуникативная установка». Но установкой следует считать, по определению известного специалиста по теории коммуникации Л. Ю. Иванова, «предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам и событиям» 1 , с которой человек вступает в коммуникацию. Как показывают исследования Е. А.Дрянгиной , для педагога актуален настрой на определенный тип коммуникации (в его речевом поведении очевидно стремление к достижению коммуникативного согласия, к конструктивному диалогу, к выбору адекватных - доступных собеседнику - языковых средств общения, к научению, воспитанию). При этом в коммуникативную установку входит и демонстрация ценностного отношения к личности ученика, общению, опыту.

В более широком смысле под коммуникативной установкой понимают стремление вступить в коммуникацию или избежать ее. Для педагога характерна коммуникативная установка на активную коммуникацию (стремление общаться - одно из личностных качеств педагога).

  • См.: Иванов Л. Ю. Коммуникативная установка//Культура русской речи:энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова. - М., 2003. -С. 253.
  • См.: Дрянгина Е.А. Способы репрезентации языковой личности учителя:по данным художественной литературы // Русский язык: исторические судьбы исовременность: III Международный конгресс исследователей русского языка. -М., 2007. - С. 557.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Коммуникативное намерение (интенция)

обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. К. н. является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая потребности, мотивы и мысли, К.н. делают эксплицитными причины, обусловливающие общение. Наряду с понятием К. н. существует понятие И. (от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Эти понятия синонимичны. Любое отдельно взятое речевое действие в диалоге, монологе используется для выполнения конкретного К. н. И. всегда присутствует в сознании говорящего, но не всегда эксплицитно выражена языковыми средствами. Просьба открыть форточку может быть реализована различными языковыми средствами: Пожалуйста, откройте форточку; Мне что-то душно; У вас в комнате жарко; Что может быт приятнее запаха весеннего дождя! Грамматические и лексические средства в трех последних высказываниях не содержат просьбы открыть форточку, но те, кому адресованы высказывания, поймут, что надо делать. Совсем по-иному К. н. передаются в высказываниях типа: Ты должен научиться планировать свое время; Я буду ждать тебя на остановке автобуса; Здесь нельзя останавливаться. В них налицо полное совпадение семантики языковых средств с И. говорящих. В речевом действии И. передается одновременно с мыслями, идеями о предметах, состояниях, фактах, т. е. с теми значениями, смыслами и значимостями, которые объединяются в семантической структуре предложения. Например, И. вопроса реализуется не ради того, чтобы продемонстрировать собеседнику умение задавать вопрос, - она чаще всего направлена на получение конкретной информации. Адресуя К.н. и мысль (конкретное предметное содержание в семантической структуре предложения) собеседнику, инициатор разговора ставит целью оказать на него определенное воздействие. Чтобы запланированный эффект был достигнут, слушатель должен понять, какая информация передается, что от него требуется (как именно он должен прореагировать в ответ на услышанное).

Следовательно, говорящий не может не учитывать исходных знаний слушателя, обеспечивающих адекватное восприятие И. или мысли. В речевом действии он обязан соотнести известное (тему) с неизвестным (ремой). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и на средства выражения. Если семантическая информация речевого действия сложна, она должна быть разделена на доступные порции. Но даже в тех случаях, когда говорящий учитывает все факторы для адекватного восприятия его И. и мысли, может возникнуть частичное непонимание, потому что каждое речевое действие - это творческое произведение. В составе речевого действия семантическая и психологическая категория - К. н. - является постоянной, независимой от любых обстоятельств ее употребления. Например, И. наличия какого-либо предмета У меня есть словарь) может быть высказана в случае надобности на уроке, в библиотеке, на кухне, в кафе, в самолете и т. д. И. являются универсальными, общечеловеческими категориями. Количество К.н. говорящего теоретически неограниченно, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая выработалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения. Вероятно, их число не так уж велико при общении людей в определенных сферах деятельности. В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную И. речевого действия (адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комментировать, любить, намекать, обещать и др.). В начале 50-х гг. Э. Бенвенист обратил внимание на наличие глаголов типа клясться, обещать, обязываться и т. п., произнесение которых в 1-м лице настоящего времени - клянусь, обещаю, обязуюсь- и есть сам акт клятвы, обещания, принятия обязательств. Глаголы, называющие И. и обозначающие производимые речевые действия, были названы перформативными (см. пер-форматив). Языковые средства, которые могут выражать К. н., отношения говорящего к сообщаемому и сообщаемого к действительности, подразделяются на лексические, грамматические и интонационные. Среди лексических средств называются не только слова типа мог, но и слова типа должен, намерен.

Разнообразны и грамматические средства для выражения И.: Дом как дом - соответствие обычному, норме; Ему не до разговоров - несвоевременность чего-либо, обусловленная тем или иным состоянием субъекта; Я лучше пойду; Лучше и не спорь - предпочтительность перед чем-нибудь другим и т. д. Ярким средством обозначения отношения говорящего к сообщаемому является интонационное оформление высказываний: Как он бегает!- оценка; Как он бегает- повествовательность; Как он бегает?- вопрос; Как он бегает?- повторение при ответе; Как он бегает?- при сопоставлении.

Лит.: Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - М., 1984; Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986; Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. - Т. 2.