Маяковский нате художественные средства. Краткий анализ стихотворения "Нате!" Маяковского. Анализ стихотворения Маяковского «Нате»

Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание героя Маяковского переустроить весь мир, всю Вселенную.
Стихотворение Маяковского «Нате!» (1913) – одно из самых ярких и характерных произведений раннего творчества поэта. Само название настраивает нас на эпатажный лад. Просторечное и грубое «Нате!», который герой бросает бездушной и пошлой публике, объясняет его отношение к ней. Герой, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на их понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Стихотворение «Нате!» имеет элементы конкретного сюжета. Лирический герой в каком-то заведении, может быть, в ресторане, читает жующей публике свои стихи. Он говорит с этими людьми с самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Эпитет «бесценных» подчеркивает значимость этих слов для лирического героя.
Почему он называет себя «мотом и транжиром?» Мне кажется, с одной стороны, потому, что герой осознает всю тщетность своих усилий раскрыться перед вечно жующими «жирными» мужчинами и женщинами. А с другой – эти определения указывают на силу и мощную энергию героя, который, не жалея себя, будет и дальше пытаться что-то сделать, изменить своим творчеством мир.
Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Яркое сравнение «смотрите устрицей из раковин вещей» помогает нам понять это.
В третьем четверостишии границы стихотворения начинают расширяться. Теперь герой оказывается один на один со всем враждебным ему миром, с толпой. Очень сильна и ярка метафора, которая характеризует эти отношения:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Калоши здесь являются очень точной деталью, характеризующей «сытую и пошлую публику». Для героя она «грязна», грязна прежде всего душой, потому что глуха ко всему прекрасному.
Далее картина разворачивается, усиливая свое воздействие. Эти люди в калошах превращаются в толпу, которая мощной стеной встает против лирического героя, не желая понимать и принимать его. Сравнение «ощетинит ножки стоглавая вошь» носит оценочный характер. В нем заключено отношение лирического героя в толпе, которая вызывает лишь омерзение.
Но лирический герой считает себя свободным от мнения этой толпы. С радостью и смехом он констатирует, что может в любой момент просто плюнуть в лицо всей этой публике. Что это значит? Мне кажется, Маяковский имеет в виду, что он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой может позволить себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
Завершается стихотворение повторением строки из первой строфы стихотворения. В ней герой еще раз повторяет, что он «бесценных слов транжир и мот». Таким образом, композицию «Нате!» можно считать кольцевой. Несмотря на все одиночество лирического героя, стихотворение это позитивно. Оно подчеркивает силу, свободу, яркость поэта, который будет «делать свое дело», несмотря ни на что.
Это произведение затрагивает традиционную для русской поэзии тему поэта и толпы, взаимоотношения поэта с народом. Решается эта тема в основном также классически, несмотря на все новаторство художественных средств. Поэт не понят толпой, отвергнут и осмеян ею. Но, в то же время, поэт взаимодействует с этой толпой, он противостоит ей, насмехается и эпатирует.

Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности - неприятие существующей действитель­ности. Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения - традиционный конфликт поэта и толпы. Публика, толпа принимает поэта за раба, готового вы­полнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель - слу­жение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя. Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта - душевная щедрость, он - «бесценных слов мот и транжир».

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, пол­ностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Эпатажное, ци­ничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой - стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Маяковский в стихотворении «Нате» загромождает сознание. Множество предметов, чудовищная бесформенность деталей, лавина гротеска гипнотизируют; наверное, поэтому зачастую трудно возразить Маяковскому. В какой-то мере здесь его можно сопоставить с Борисом Пастернаком, т.к. Пастернак, выдумывая свою систему координат, которую можно условно назвать “jamais vu” (то есть приоритет явного перед метафизическим), также нагромождает предметы. Однако, читая обоих поэтов, можно убедиться в том, что детали Пастернака, в отличие от деталей Маяковского, во-первых, существуют лишь в настоящем, не проваливаясь в прошлое и не забегая вперед, в будущее, как у Маяковского, детали которого страдают парамнезией, характерным симптомом которой является dejă vu, т.е. смешение явного и метафизического. Во-вторых, Пастернак исходит из соображений вкуса, когда привлекает какую-нибудь деталь извне, в то время как Маяковский, кажется, не задумывается над тем, «вкусная» деталь или нет, что отдает «пощечиной общественному вкусу». К примеру, сравним:

сердце , плеща по площадкам,

вагонными дверцами сыплет в степи…

(Пастернак)

…Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь , грязные, в калошах и без калош

(Маяковский)

Такие различия между Пастернаком и Маяковским в некоторой степени, объяснимы (условно, не нарочито) принадлежностью их к разным течениям: так, Маяковский – футурист, а Пастернак – акмеист. Одна из «заповедей» акмеизма, объявленных в манифесте О.Э. Мандельштама, – «Любите существование вещи больше самой вещи». Маяковский, похоже, не следует этой заповеди. Он больше любит саму вещь. «Футурист, не осознав истинного смысла слова, выбрасывает его», – это заповедь Маяковского, правда написанная Мандельштамом. Но «выброшенные запросто» слова несут определенную смысловую нагрузку, ввиду обмена смыслами с другими словами путем аллитерации и смещения акцентов, что, кстати, часто проделывает Маяковский. Благодаря чисто «техническим» приемам – аллитерированным звукам (к примеру, «с мотр ите устр ицей») – в стихотворение привлекаются детали, и «держатся» они в стихах исключительно из-за них (приемов). А поскольку они «держатся», то вынужденно принимают смысл всего стихотворения; так, если стихотворение сатирическое, то на деталь возлагается задача по передаче сатирического смысла. Попробуем это показать на примере стихотворения Маяковского. Возьмем стихотворение «Нате!» и рассмотрим его, выявляя, как сатирический смысл его раскрывается в контексте деталей.

Сразу оговорюсь, что не случайно выше речь шла о характерном для Маяковского «загромождении сознания». Тем, что Маяковский везде его использует в качестве художественного принципа, можно мотивировать то, что «Нате!» – сатирическое стихотворение. Привлекая «бабочку», «сердце», т.е. довольно хрупкие предметы, Маяковский, не заботясь о сочетаемости, специально рисует «взгромоздившихся», «грязных», «в калошах и без калош ». Философ заметил: «Сатира – переход значимого в ничто»; так же и Маяковский осуществляет переход хрупкого («бабочка поэтиного сердца») в ничто, в калоши». Однако не будем забегать вперед.

«Через час отсюда в чистый переулок // Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». Очевидно, что час – это условный отрезок времени, если учесть, что время в стихах Маяковского – условное понятие, т.к. оно зависит от «времени деталей»; например, «капуста недоеденных щей» – деталь прошлого, а «стоглавая вошь» – будущего («толпа озвереет »). Здесь, скорее всего, сатирическое сопоставление часа людей с «обрюзгшим жиром» (мещан, вероятно) и вечности бесценных слов и их транжира (поэта). Обратим внимание на нелицеприятность «обрюзгшего жира», который откуда-то, где открывают «стихов шкатулки», вытекает «по человеку», и на «уютность» шкатулок и образа мота. На таком нарочитом контрасте построена первая строфа, причем даже на уровне звукописи можно проследить этот сатирический конфликт. Первые два стиха построены на аллитерированных шипящих: «ч»: «ч ерез» — «ч ас» — «в ч истый» — «вытеч ет» — «по ч еловеку»; «ш»/«ж»: «ваш » — «обрюзгш ий» — «ж ир». Последние два стиха первой строфы – на более звонких: «к»: «отк рыт» — «шк атулок »; «м», «т»:

я ва м о ткрыл сто лько стихо в шка туло к…

Контраст между первой и второй половинами первой строфы также обусловлен «общностью» первых двух стихов и последних двух. Таким образом, даже на семантическом уровне у Маяковского обозначен сатирический конфликт; такие детали, как «обрюзгший жир» и «чистый переулок», приобретают дополнительный смысл. К примеру, переулок со звонкими «р» и «к» – не имеет шипящих и как бы не принадлежит «обрюзгшему жиру», а «чистый» –
с аллитерированным «ч» – теряет (по-футуристически) свой смысл истой чистоты.

Читаем дальше стихотворение «Нате» Очевидно, что Маяковский «по человеку» привлекает в настоящее стихов сначала мужчину, затем женщину. Причем они действительно существуют в настоящем, так как он как бы обращается к ним: «Вот вы…» Однако, склонность Маяковского к «парамнезии» (dejă vu) дает о себе знать, и он привлекает детали из прошлого, используя гротеск: «Капуста <…> где-то недокушанных, недоеденных щей»; далее он смещает акцент с настоящего («женщина») на обычное – («вещи, раковина »), что увеличивает эффект сатиры; т.е. его настоящее – не обычное, мещанское, обывательское, а иное.

Затем он превращает хрупкое в ничто, причем то, что можно считать отрицательным (мещанским, по-видимому), на что, собственно, направлена сатира, – все с аллитерированными шипящими: «калош и», «ощ етинит нож ки стоглавая вош ь».

«…Мне, грубому гунну», – Маяковский, наконец, окончательно обозначает отличие его от якобы «утонченных ценителей искусства»; такое ощущение, что они вовсе не замечают его гротеска, его деталей. И он, видимо, решается на отчаянное – доказать силу и независимость своих бесценных слов и деталей – «я захохочу и радостно плюну». Инверсия «плюну в лицо вам // Я…» добавляет в общий веселящийся и в то же самое время ужасающий хаос дополнительную суматоху, и здесь сатира — в ужасающем, бесовском веселье, хохоте над людьми с «обрюзгшим жиром».

Сатира Маяковского – мощная, уничтожающая, так как загромождение сознания «металлоконструкциями» из слов «общего смысла» – опасный и действующий прием; ритмичность стихов Маяковского также объединяет детали – стихи получают дополнительную мощь благодаря ямбу почти без пиррихиев. Создается ощущение неимоверного Alter Ego, слишком сильно давящего на зачастую просто Ego обывателя. Часто стихотворения Маяковского похожи на средневековую картину Босха, где в каждом углу ворочается какая-нибудь стоногая, стоглавая тварь, старающаяся обратить на себя внимание. У Маяковского детали держатся почти так же, как и на картине, на невидимом холсте.

Самое страшное и разрушительное в сатире Маяковского – превращение всего хаоса, неопределенности времени, пространства («где-то», «отсюда», «вот вы…» – «недокушанный, недоеденный»), несовместность настоящего и обычного в транжира и мота. К сожалению, я больше склоняюсь к тому, что существование вещи нужно больше любить, чем саму вещь, равно как смысл слова больше, чем само слово. «Прогулка в лесу символов» и «подцепливание» вязальной спицей трудного слова были обозначены Мандельштамом в «Утре акмеизма» несостоятельными приемами поэзии. Хотя стихи Маяковского страдают dejă vu, его сатира и стихи вообще изумительно сделаны, с загромождением сознания и с этим самым dejă vu, колебанием из прошлого в будущее в контексте настоящего и наоборот.

Анализ стихотворения Нате Маяковского по плану

1. История создания . Стихотворение "Нате" (1913 г.) представляет собой открытый вызов В. Маяковского собравшейся публике. В начале своей литературной карьеры поэту часто приходилось выступать в ресторанах, кабаре, кафе.

Маяковский откровенно презирал сытых и довольных обывателей. Но выступления приносили доход и известность. Знаменитый футурист отличался своим эпатажным и дерзким поведением.

"Нате!" - яркий пример, написанный поэтом специально для выступления на открытии кабаре "Розовый фонарь". После прочтения стихотворения атмосфера настолько накалилась, что пришлось вызвать полицию.

2. Жанр произведения . В классическом понимании "Нате!" - лирическое стихотворение. Но творчество Маяковского настолько оригинально, что уместнее называть произведение вызовом, обличением, "плевком" в сторону "хорошего общества".

3. Основная тема стихотворения - противопоставление поэта и толпы. Эту тему начал разрабатывать в русской поэзии еще А. С. Пушкин. Но в творчестве Маяковского она приобретает совершенно иное звучание. Начало XX века ознаменовалось существенными изменениями в культурной жизни всего мира. Свергались общепризнанные авторитеты, возникали новые стили и направления.

В России одним из самых радикальных направлений в литературе стал футуризм, полностью отвергающий "старое" искусство. Главная отличительная особенность стихотворения "Нате!" - использование грубой, неприличной лексики. Маяковский сознательно идет на конфликт, вызывая гнев толпы. Он стремится вызвать смятение и ужас в публике.

С первой строфы автор резко отделяет себя ("бесценных слов мот и транжир") от собравшегося "обрюзгшего жира". Маяковскому противно раскрывать свой талант перед людьми, которые пресыщены едой и развлечениями. В то время в России немногие могли себе позволить посещать рестораны и кабаре. В них собиралась по преимуществу темная публика, зарабатывающая деньги нечистым путем.

Маяковский ненавидел мещанский образ жизни. Его обвинения направлены против обжорства ("в усах капуста"), искусственной красоты ("белила густо") и бездумного автоматического стяжательства ("смотрите... из раковин вещей"). Третья строфа еще более оскорбительна: "бабочке поэтиного сердца" противопоставляется"стоглавая вошь" толпы. Можно только догадываться о реакции публики на эти строки. В финальной строфе Маяковский заявляет о своей творческой свободе и независимости. Называя себя "грубым гунном", он утверждает, что может прервать свое выступление в любой момент. Его творчество не является товаром. Вместо стихотворений толпа может получить от поэта плевок в лицо.

4. Композиция произведения - частично кольцевая. В первой и последней строфе повторяется данное поэтом самому себе определение - "бесценных слов мот и транжир".

5. Размер стихотворения нетрадиционный, сближающий его с устной речью. Рифма перекрестная.

6. Выразительные средства . Эпитеты подчеркивают отвращение поэта при виде толпы: "обрюзгший", "грязные", "стоглавая". Молодой футурист использует оригинальные метафоры ("стихов шкатулок", "устрицей из раковин вещей") и противопоставления ("чистый переулок" - "обрюзгший жир"). Сравнивая себя с "грубым гунном", автор дает понять, что его целью является полное уничтожение старого общества.

7. Основная мысль произведения - поэт не зависит от желаний толпы. Он может в силу необходимости "продавать" свои произведения, но его душу и убеждения невозможно купить. Поэт должен всегда смело высказывать свои взгляды, даже если это грозит ему наказанием или расправой.

Казалось бы, стихотворение Маяковского «Нате» - это всего четыре строфы, девятнадцать строчек текста, но по ним можно сделать полноценный анализ художественного произведения. Давайте узнаем, как это сделать по всем правилам.

Оглядываясь назад

Сегодня, когда произведения Владимира Владимировича по праву считаются классическими и входят в школьную программу, мы имеем право анализировать его тексты не только как литературоведы, но и как психологи.

В 1913 году, когда было написано стихотворение «Нате», Маяковский отмечал лишь свой двадцатый день рождения. Его душа, как и у любого талантливого молодого человека, требует действий, переоценки ценностей обществом, стремится воздать всем по заслугам хотя бы в стихах. Поэт называет себя буйным, диким, что в действительности должно рассматриваться не столько в качестве агрессии физической, сколько словесной, направленной против несправедливости. Именно благодаря этим качествам поэт будет оценен новой властью - не идеальной, но новой, и потому воспетой Маяковским.

Пустота аристократии

Поэт убеждён: творчество воспринимается прослойкой псевдоаристократии как продукт питания. Они не хотят воспринимать глубинный смысл и имеют одно намерение - развлечь себя, слушая рифмованные фразы. Автор решает говорить прямо, без намёков, и делает так на протяжении всех лет работы, это видно и из анализа стихотворения Маяковского «Нате».

В будущем он назовёт себя «поэтом-пролетарием», будет воспевать развитие техники и движение общества к светлому будущему, борясь в то же время с теми, чьё сознание осталось в императорской России. Уже в раннем творчестве эта борьба принимает ярко выраженный характер.

Слова и слог

Стихи Маяковского - это выкрик, это слова, сказанные в рупор. Он говорит, будто забивает гвозди молотком: не просто так целые строфы его произведений составляют строки длиной в одно слово, сдвинутые табуляцией с целью восприятия читателем ритма и размера.

Упомяните в анализе стихотворения Маяковского «Нате» и выбор слов: «раковины вещей», «грубый гунн», «обрюзгший жир». Является ли такая лексика типичной для поэта? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти слова, а не какие-либо другие?

Обратите внимание на фонетическую составляющую, рифмы. Маяковский часто прибегает к аллитерации - повторению одних наборов согласных в разных словах. Более того, манеру поэта рифмовать можно оформить в отдельный, им изобретенный способ. Вся строфа, по его мнению, должна выглядеть единой, и слова в ней должны быть все между собой связаны не только смыслом, но и фонетикой.

Литературные приёмы

Эпитеты и метафоры, преувеличения и преуменьшения, агрессивный сарказм, принимающий форму обвинения, свойственны творчеству автора в целом. Анализ стихотворения Маяковского «Нате» предоставляет примеры бескомпромиссного отношения к слушателю: «ваш обрюзгший жир…», «вы… взгромоздитесь, грязные…», «плюну в лицо вам…».

Цель такого обращения - не оскорбить, но дать задуматься, вырвать человека из уютного мирка потребления эстетики творчества и показать истинный смысл поэзии: поднять проблемы, чтобы затем их решить; сосредоточить внимание общественности на больных местах, наступить таким образом на старую незаживающую мозоль.

Защита поэта

На рубеже 19-го и 20-го столетий роль поэта приобрела развлекательный характер. Если во времена Пушкина, творчество которого любил и ценил Маяковский, стихотворец в общественном сознании занимал несколько привилегированное положение, то в преддверии революции стал инструментом развлечения кабацкой публики. Поэт решает уйти от попыток возродить престиж своей профессии «от третьего лица» и прямо заявляет слушающим его людям о несправедливости. Следует упомянуть об этом в своей работе по анализу стихотворения Маяковского «Нате».

Последствия

Также стоит изучить фрагмент биографии поэта. Как было воспринято обществом исследуемое стихотворение? Как отреагировали власти, и была ли вообще какая-либо реакция? Способствовало ли произведение продвижению творчества Маяковского в массы и почему?

Преподаватели любят, когда ученики и студенты выходят за рамки обязательной и рекомендуемой литературы, обращаясь к дополнительным источникам. Поэтому не лишним будет проявить интерес при выполнении анализа «Нате» Маяковского, и учитель отметит это, повысив оценку или закрыв глаза на мелкие недочеты. Намерение - это само по себе похвально, особенно если обычно на занятиях ученики не горят энтузиазмом.

Заключение

Каким бы радикальным ни был подход поэта-пролетария к убеждению народных масс и продвижению своей точки зрения на резонансные вопросы, факт остается фактом: его творчество оказало заметное влияние на формирование как образа новой власти, так и футуристического направления в литературе. Стихотворение «Нате» Маяковского - это один из первых звоночков к становлению важной фигуры в отечественной культуре, и почитать его произведения (хотя бы самые известные) должен каждый учащийся.