Мастерская мира уходит в прошлое. Великобритания конца викторианской эпохи. Работаем по плану

История Нового времени 8 класс

" Великобритания:

конец

Викторианской эпохи"

Сегодня вы узнаете:

  • Почему ;
  • Какая форма правления сложилась в Великобритании;
  • Какие реформы были проведены в этом государстве;
  • Какое государство назвали « мятежным островом» и почему?
Работаем по плану:
  • « Мастерская мира» уходит в прошлое.
  • Двухпартийная система.
  • Эпоха реформ.
  • « Торговля следует за флагом».
  • Движение протеста.
  • « Мятежный остров получает гомруль»
К концу XIX века в Англии наметилось замедление темпов развития промышленности. Это было связано с вывозом капитала.

« Мастерская мира» уходит в прошлое

Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать капиталы в страны. Где дешевле было сырьё и рабочие руки.

« Мастерская мира» уходит в прошлое

Отечественная промышленность часто не имела средств для обновления устаревшего оборудования; стала снижаться конкурентноспособ-ность товаров Отечественная промышленность часто не имела средств для обновления устаревшего оборудования; стала снижаться конкурентноспособ-ность товаров

« Мастерская мира» уходит в прошлое

Немецкие товары с клеймом « Made in Germany» появились на рынках всех стран и были дешевле английских. В 90-е годы роль Англии как « мастерской мира» уходит в прошлое.

« Мастерская мира» уходит в прошлое

Сложным оставалось положение в сельском хозяйстве – фермеры не могли конкурировать с потоком хлынувшего дешёвого продовольствия. Сложным оставалось положение в сельском хозяйстве – фермеры не могли конкурировать с потоком хлынувшего дешёвого продовольствия.

« Мастерская мира» уходит в прошлое

Двухпартийная система В 60-е годы старые партии тори и вигов стали называться консервативной и либеральной партиями. В 70-е годы в парламенте они представляли собой разграниченные лагеря. Эпоха реформ. Лидерами от консервативной партии стал Бенджамин Дизраэли, либеральной – Уильям Гладстон.

Бенджамин

Дизраэли

Гладстон

Эпоха реформ.

Избирательная реформа 1867 г.

Уничтожила « гнилые местечки»

Предоставила освободившиеся места

крупным городам

Уменьшался имущественный ценз

Число избирателей увеличилось

Эпоха реформ.

Узаконили право тренд-юнионов, давшее им право

на судебную защиту и проведение стачек

выборах в парламент

Проведена школьная реформа

Закон о 54 – часовой рабочей неделе

Созданы советы, обладавшие властью

местных органов власти

Эпоха реформ. В 1884-1885 гг . либералы провели третью избирательную реформу, по которой были уничтожены 100 « гнилых местечек» и предоставил права домовладельцам и сельским работникам. « Торговля следует за флагом» Прочитайте материал на стр. 159 – 160 и ответьте на вопрос: « Что означает выражение « Торговля следует за флагом» Движение протеста. Движение протеста: В 1900 г. конгресс тренд-юниоров создал « Комитет рабочего правительства» В 1903 г. число членов « Комитета…» составляла почти 500 тыс. человек В 1906 г. « Комитет..» был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию» Движение протеста. Особенно мощной была всеобщая шестинедельная стачка углекопов в 1912 г.. По результатам которой правительство приняло закон о минимуме заработной платы для горняков. Реформы во имя « классового мира» Прочитайте материал на стр. 161-162 и выясните, какие реформы принял Дэвид Ллойд Джордж.

Д. Л. Джордж

« Мятежный остров» получает гомруль движение за автономию Ирландии на рубеже XIX-XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета. Подведём итог урока. Вопросы на стр. 163 Домашнее задание:

  • Параграф20, записи, вопросы 2,6 письменно
источник шаблона: Татарников Виталий Викторович учитель физики МОУ СОШ №20 п. Баранчинский, г. Кушва, Свердловской обл. http://pedsovet.su/ * Рисунок для фона http://17986.globalmarket.com.ua/data/530378_3.jpg * http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EC%F0%F3%EB%FC

Использованные ресурсы

Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области

Великобритания. Конец Викторианской эпохи

Учитель – Дорофеева Г.В.

ЦЕЛИ УРОКА:

Ученики смогут усвоить особенности политического, социально-экономического, внешнеполитического развития Великобритании во второй половине 19 века;

Смогут произвести отбор необходимой им информации, систематизировать её, сделать выводы;

Смогут проанализировать статистические данные, сопоставить изучаемый материал;

Задумаются о роли государства и политических партий в развитии страны, о том какие способы решения социальных противоречий являются наиболее эффективными.

Оборудование урока: учебник «всеобщая история. История Нового времени. 8 класс», презентация, технологическая карта урока для обучающихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Давайте поприветствуем друг друга, наших гостей. Сегодняшний урок мы полностью посвятим изучению новой темы, а какой, узнаете позже. Урок будет необычным ещё тем, что на нем будет присутствовать группа историков, которая поможет нам расширить знания по истории.

Вначале давайте прочитаем стихотворение.

2. Работа с текстом стихотворения.

Прочитайте выразительно стихотворение.

Империи самой последней

И самой обширной хвала!

За прибыль твою и мою,

За Ссудные банки наши,

За флот твой торговый - пью!

Всевышний, храни Королеву!

Р.Киплинг

Скажите, о каком государстве говорится в этом стихотворении?

Какие строки помогли вам определить, что здесь говорится именно о Великобритании?

3. Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с такой страной, как Великобритания. Тема урока такова: «Великобритания: конец Викторианской эпохи». Историки конец 19- начало 20 века в развитии Великобритании называют «концом Викторианской эпохи». Как вы думаете, почему?

- Работать мы будем по следующему плану:

1. «Мастерская мира» уходит в прошлое.

2. Двухпартийная система.

3. Эпоха реформ.

4. «Торговля следует за флагом».

5. Движения протеста. Рождение лейбористской партии.

6. Реформы во имя «классового мира».

7.»Мятежный остров» получает гомруль.

Глядя на план урока, сформулируйте свои цели учебной деятельности: что вы узнаете на уроке, на какие вопросы найдете ответы?

Работа с таблицами.

А теперь посмотрите на эти данные. Какое место в мировом промышленном производстве занимала Англия в 1870 и 1913 годах?

Каковы темпы развития производства Великобритании к концу 19 века? Чем можно объяснить замедление темпов развития промышленного производства?

Ответить на эти вопросы поможет раздел «Мастерская мира» уходит в прошлое».

Самостоятельная работа по поиску причин замедления темпов развития промышленности в Англии (стр. 156-157)

Причины:

А) Усиленный вывоз капитала, где дешевле было сырье и рабочие руки

Сообщение

Английские предприниматели строили нефтяные фабрики в Голландии, сталелитейные заводы в Бельгии, в России и других странах Европы, вкладывали средства в строительство железных дорог и морских путей сообщения. Но наибольшую выгоду давал вывоз капитала в неевропейские страны, особенно в США, Южную Америку и в колонии. Активный вывоз капитала, возможный прежде всего из-за наличия огромных колониальных владений, уменьшал капиталовложения в английскую экономику, что замедляло темпы экономического роста.

Б) Не обновлялось устаревшее оборудование

В) Снижение конкурентоспособности английских товаров

Г) Высокие таможенные пошлины, а Англия придерживалась беспошлинной торговли

Д) Развитие монополистического капитализма

Сообщение

В Великобритании быстрыми темпами стал происходить процесс концентрации банков, образования богатейших в мире гигантских банковских монополий. Знаменитая «большая пятерка» лондонских банков и другие банки держали в руках весь финансовый мир: к 1913 г. у них сосредоточилось около 70% всего банковского капитала страны. Во главе всей банковской системы стоял Английский банк. Практически не было на карте мира ни одного значительного города, где бы не было отделения какого-нибудь английского банка (50 английских банков в 1904 г. имели 2279 отделений).

Е) Дешевое продовольствие из колоний

Решать накопившиеся проблемы должны те, кто имеет в стране реальную власть, прежде всего тот орган, который занимается законодательной деятельностью, т.е. парламент.

Работа в группах.

1.«Двухпалатная система».

Задания:

Заполните схему.

консерваторы

Время требует ……………………

Верность заполнения схемы проверяется на интерактивной доске.

2.«Эпоха реформ»

Задания.

1.Назовите политиков, которые проводили реформы, расскажите о них на основе заполненных паспортов.

2.Расскажите о реформах. Проведенным парламентом в последней трети 19- начале 20 века, заполнив таблицу. Сделайте вывод об их влиянии на развитие общества.

Год

Реформа

3.«Торговля следует за флагом».

Задания.

    Как вы думаете, почему в Великобритании были популярны строки из стихов Теннисона «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона»

    В словаре найдите что такое «джингоизм».

    Документ на стр. 164.

Согласны ли вы с утверждением Чемберлена, «что будущность трудящихся классов более зависит от успехов наших заграничных предприятий, распространившихся по всей вселенной, чем…от мер, направленных на поощрение производства».

    Какое событие произошло в 1876 году. Какое значение оно имело для последующего развития Англии?

    Покажите на карте территории, входившие в состав Британской империи в начале 20 века.

Сообщение. Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны. Но действовать надо было решительно, не теряя времени. В казне не было денег, и Дизраэли обратился за помощью к крупнейшему банкиру Ротшильду, который и финансировал сделку. Таким образом Дизраэли не только обеспечил Великобритании контроль над каналом, но и подготовил последующую оккупацию ею Египта. В 1882 году Великобритания установила над Египтом скрытый протекторат.

4 .Движение протеста. Рождение лейбористской партии .

Рассказ учителя.

Задание.

Заполните таблицу.

Причины движения протеста

Формы протеста

Крупные стачки

Этапы становления лейбористской партии

Лидер лейбористской партии

Итоги движения протеста

Проверка заполнения таблицы - игра «Да - нет»

Одной из причин движения протеста было снижение жизненного уровня неквалифицированных рабочих. (да)

Формами протеста были стачки, забастовки. (да)

Крупной стачкой стала забастовка лондонских докеров в 1912 году. (нет)

Лейбористская партия появляется в 1903 году. (нет)

Лидером лейбористской партии был Уильям Гладстон. (нет)

Итогом движения протеста стало формирование партии рабочих. (да)

5.Реформы во имя «классового мира»

Интерактивная беседа.

Что нужно было сделать традиционным английским партиям, чтобы перехватить инициативу у лейбористов. (выступить с программой социальных реформ)

В какой стране были впервые проведены социальные реформы? Кем? Какие? На что направлены?

Задание.

    Кто стал инициатором проведения социальных реформ. Расскажите о политике на основе заполненного паспорта.

    Сравните социальные реформы в Великобритании и социальные реформы в Германии. В чем вы видите их сходство и различия?

Социальные реформы

Германия

Англия

6.«Мятежный остров» получает гомруль.

В 19 веке Ирландия находилась на положении колонии и вела борьбу за право на самоуправление. Эта борьба велась как на местах под лозунгом «Земля Ирландии – ирландскому народу!», так и в парламенте. Дважды закон о гомруле, т.е. закон о самоуправлении, отклонялся парламентом. Лишь в 1914 году, когда началась Первая мировая война законопроект об ирландском гомруле стал законом. Страна объединилась перед лицом войны.

    Подведение итогов.

Скажите, что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: Стр. 163, вопросы 3,5,6.

Тема: Великобритания: конец Викторианской эпохи

Воронков Д. П.

МБОУ гимназия № 7



План:

  • Изменения в экономике
  • Изменения во внутриполитической и внешнеполитической системе
  • Изменения в социальной среде

Задания

1. Каковы причины того, что статус Великобритании «мастерская мира» уходит в прошлое?

2. Соответствует ли действительному положению вещей на рубеже XIX – XX веков слова государственного гимна «Правь, Британия, морями!»?



  • «мастерская мира»;
  • «мировой извозчик»;
  • Проведена 1 избирательная реформа (1832 г.);
  • Начало чартиского движения

Вторая четверть


  • Усиление вывоза капитала за границу . Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать капиталы в страны, где дешевле было сырье и рабочие руки.
  • Разорение английских фермеров , не выдерживавших конкуренции с дешевым продовольствием из колоний.

К концу XIX века Великобритания теряет лидерство в экономическом развитии среди ведущих стран мира:

  • Снижение конкурентоспособности английских товаров по сравнению с немецкими и американскими.
  • Протекционизм более молодых промышленных государств , которые отгородились от конкуренции английских товаров высокими таможенными пошлинами. Англия по традиции придерживалась правил беспошлинной торговли.

Развитие английского империализма

  • Концентрация производства. Образование монополий .
  • Слияние промышленного и банковского капитала. Образование финансовой олигархии.
  • Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.
  • Борьба за экономический и территориальный раздел мира на сферы влияния.
  • Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством .

2. Изменения во внутриполитичес- кой и внешнеполитичес-кой системе


Изменения в политической сфере

ПАРТИИ

Тори

переименования

Виги

консервативная

состав

* Земельная аристократия;

либеральная

лидеры

* Деятели англиканской церкви

  • Часть земледельцев;
  • Большая часть торгово-промышленной буржуазии

Бенджамин Дизраэли

Уильям Гладстон


Лидеры партий

Бенджамин

Дизраэли

Гладстон


Избирательные реформы

Год проведения

1 избирательная реформа

результат

2 избирательная реформа

1832 г.

Уничтожено большинство «гнилых местечек».

Удвоилось число избирателей

1867 г.

  • Уничтожение 46 избирательных округов в 45 «гнилых местечках»;
  • Снижение имущественного ценза

избирательная реформа

1884 – 1885 гг.

  • Дальнейшая ликвидация «гнилых местечек»;
  • дальнейшее снижение имущественного ценза

Вывод:

  • Реформы способствовали созданию в Великобритании гражданского общества и правового государства

  • Империализм - (imperialism) - политическое и экономическое господство страны или стран над другими, ведущее либо к установлению иностранного правления с помощью силы, либо к экономической эксплуатации.

Расширение колониальной империи

  • Джингоизм (от англ. jingo - джинго, кличка английских шовинистов) определяется Большой советской энциклопедией как «крайние шовинистские и империалистические воззрения. Для джингоизма характерны пропаганда расширения колониальной зоны и разжигание национальной вражды».

Основы колониальной политики

  • Истребление или притеснение местного населения
  • Принцип «Разделяй и властвуй»
  • Экспансия английских товаров и капитала
  • Эксплуатация природных ресурсов колоний, превращение их в источник сырья для английской промышленности

В 1876 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии,

а Великобритания стала империей .



1880 - 1890-е гг. –

Утрата Англией положения

экономические кризисы

«мастерской мира»

Снижению жизненного уровня неквалифицированных рабочих

Возникновение новых тред-юнионов, объединявших докеров, рабочих газовых заводов и других неквалифицированных работников. Проведение стачек.

1900 г. - создание «Комитета рабочего представительства»:

  • 8-часовой рабочий день,
  • 8-часовой рабочий день,
  • пенсионное обеспечение с 60 лет,
  • выбор представителей рабочих в парламент и др.

1906 г. - создание Рабочей (« лейбористской ») партии - социалистическая партия Великобритании.


Девид Ллойд Джордж

Премьер – министр Великобритании


Социальные изменения

  • ввели пособие при несчастных случаях на производстве;
  • ввели пенсии для людей, достигших 70-лет;
  • установили 8-часовой рабочий день для горняков;
  • в 1911 г. вводилось страхование по болезни, инвалидности, безработице

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Цель : рассмотреть модификацию политического режима в Англии; охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.

Задачи:

Новые понятия и термины : лейборизм, гомруль, джонгоизм.

Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, мел, доска, учебник, тетрадь, карточки с терминами.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания (работа у доски, работа с карточками, индивидуальные задания, фронтальный опрос)
  3. Постановка проблемного вопроса: «Почему и либералы, и консерваторы перешли к политике реформ?»
  4. Изучение новой темы.

План.

  1. Эпоха реформ.
  2. Лейбористы.
  3. Ирландский гомруль.

Беседа с классом:

Каково было общее направление Бисмарка?

В чем отличие курса Бисмарка от политики кайзера Виль­гельма II?

Как можно охарактеризовать внешнюю политику Германии в конце XIX - начале XX вв.?

Рассказ учителя. «Мастерская мира» уходит в прошлое. К кон. 19 в. в Великобритании наметилось замедление темпов развития промышленности. Связано это было с усиленным вывозом капитала. Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать деньги в страны, где дешевле были сырье и рабочие руки.

После объединения Германии молодая империя стала теснить Англию на мировом рынке. Немецкие товары с клеймом «Made in Germany» появлялись на рынках всех стран и были дешевле английских.

В нач. 20 в. в Англии, как и в других странах, развивается монополистический капитализм. Возникают мощные корпорации и монополии, но по-прежнему значительную роль в экономике играют семейные фирмы.

Сложным оставалось положение и в сельском хозяйстве. …

Беседа с классом . Эпоха реформ .

Во второй половине XIX в. Англия переживала кризис. Она теряла положение безусловного мирового лидера. На всех рынках её теснили серьезные конкуренты.

Как Вы думаете, кто оказывал конкуренцию Великобритании? (Прежде всего, Германия и США.)

Как вы думаете, в чем причина отставания английской экономики? (Переоснащение английской экономики произошло в начале XIXв., и английские предприниматели предпочитали охранять прежнее оборудование, чем покупать новое.)

Какие политические партии конкурировали в политической жизни Великобритании? (Тори (консерваторы) и виги (либералы)).

Это было время противостояния двух лидеров - Бенджамина Дизраэли (тори) и Уильяма Гладстона (виги). И Дизраэли, и Гладстон были сторонниками серьезных социальных преобразований.

Так в 1867 г. по инициативе консерватора была проведена реформа избирательного закона.

Когда в Англии до 1867 г. была проведена последняя избирательная реформа? (1832 г.)

В чем была ее цель? (В упразднении «гнилых местечек» и расширении избирательного права.)

Работа в группах.

1 гр. - избирательная реформа 1867 года

Задание. Самостоятельно по учебнику выясните в чем суть «Избирательной реформы 1867г. (Согласно реформе 1867 г., упразднялись многие «гнилые местечки и уменьшался имущественный ценз. Последние же «гнилые местечки» исчезли по реформе 1884-1885 г., которая была про­ведена либералами во главе с Гладстоном. Также во второй половине IX в. было введено тайное голосование).

2 гр. - «Двухпартийная система».

Задание . Составить схему.

3 гр. - «Эпоха реформ»

Задания.

1.Назовите политиков, которые проводили реформы.

2.Расскажите о реформах. Проведенным парламентом в последней трети 19- начале 20 века, заполнив таблицу.

Год

Реформа

(Однако английские консервативные и либеральные правительства не останавливались на реформе избирательного законодательства.

Благодаря их деятельности были легализованы тред-юнионы, реализована школьная реформа, способствовавшая демократизации, проведен закон о 54-часовой рабочей неделе, ограничен детский труд и т. д.)

Рассказ учителя. Специфика консервативной политики заключалась в покровительстве «джонгоизму» - политическому движению, ставившему целью расширение и укрепление английской империи.

Во второй половине XIX в. Англия устанавливает контроль над зна­чительной частью Африки, Бирмой, вводит в 1882 г. фактический режим протектората над Египтом. В 1876 г. по инициативе Дизраэли королева Англии была официально провозглашена королевой Индии.

Лейбористы. Роль тред-юнионов неуклонно росла. Со временем они стано­вятся значимой политической силой. В 1900 г. на объединенном конгрессе тред-юнионов был создан «Комитет рабочего предста­вительства», который должен был координировать деятельность рабочих объединений по выбору депутатов. В 1906 г. Комитет пе­рерос в Лейбористскую (т. е. рабочую) партию. Ее лидером стал Джеймс Рамсей Макдональд.

1906 г. - образование Лейбористской пар­тии.

Что нужно было сделать традиционным английским поли­тическим партиям, чтобы перехватить инициативу у лей­бористов?

(Выступить с программой широких социальных реформ.)

В 1906-1916 гг. у власти находились Виги. Фактическим гла­вой правительство был Дэвид Ллойд Джордж. С его подачи были приняты законы о свободе стачек, о введении 8-часового рабочего дня, об установлении пенсии для лиц, достигших 70-летнего воз­раста, о страховании по болезни и инвалидности, об ограничении полномочий Палаты лордов (теперь лорды имели право лишь на отлагательное вето).

Самостоятельная работа с текстом учебника . Ирландский гомруль

Прочитайте текс стр.182-183 и ответьте на вопросы:

Объясните термины гомруль .

Кем была окончательно завоевана Ирландия? (О. Кромвелем.)

Почему именно в 1914 году законопроект об ирландском гомруле стал законом? (Это был год начала мировой войны. Англия хотела участвовать в ней, будучи уверенной во внутренней стабильности.)

  1. Закрепление изученного.

- «Почему и либералы, и консерваторы перешли к политике реформ?»

Расскажите о реформах, проведенных парламентом в последней трети 19 века.

  1. Домашнее задание : 20; выписать новые термины в словарь и выучить

Конспект урока в 8 классе

Великобритания: конец Викторианской эпохи

Хабеева Марина Анатольевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 122
Центрального района Санкт-Петербурга

Учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1800 - 1900гг. - М; Просвещение, 2013г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Организация деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Методы: проблемное изложение, эвристический метод, метод чередования заданий, самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, сравнения, анализа и систематизации.

Цель урока : охарактеризовать тенденции развития Великобритании во второй половине XIX - начале XX вв.; рассмотреть модификацию политического режима в Англии;

Планируемые результаты :

Предметные: в результате урока учащиеся получат возможность усвоить особенности политического, социально - экономического, внешнеполитического развития Великобритании во второй половине XIX века; получить представление о роли политических партий в развитии страны, о наиболее эффективных способах решения социальных противоречий.

Личностные: культурная самоидентификация личности обучающегося; усвоение гуманистических ценностей; воспитание уважительного отношения к особенностям других культур; воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные: повышение уровня базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии; расширение кругозора обучаемых, формирование познавательной активности, самостоятельности, преодоление предметной инертности мышления, развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

План урока:

1. «Мастерская мира» уходит в прошлое. Е

2. Двухпартийная система.

3. Эпоха реформ.

4. «Торговля следует за флагом».

5. Движения протеста. Рождение лейбористской партии.

6. «Мятежный остров» получает гомруль.

Ход урока:

Вопросы для повторения:

1. Что такое чартистское движение?

2. Что такое «гнилые местечки»?

3. Чем характеризовалась внешняя политика Англии?

4. Какой период в истории Англии называется Викторианской эпохой?

5. Чем характеризовалось это время?

Работа с первым пунктом плана урока «Мастерская мира» уходит в прошлое.

Проанализируйте данные таблицы «Доля ведущих держав в мировом промышленном производстве».

ГОДЫ

США

ГЕРМАНИЯ

АНГЛИЯ

ИТАЛИЯ

РОССИЯ

1870

23,3

13,2

31,8

1900

30,1

16,6

19,9

Ответьте на вопросы:

Назовите наиболее развитые промышленные державы в конце XIX в.

Назовите наиболее развитые промышленные державы в начале XX в.

Назовите страну с самыми высокими темпами промышленного роста.

Назовите страну с самыми низкими темпами промышленного роста.

Вывод:

Англия теряет своё лидерство, темпы промышленного роста замедляются.

Попробуем выяснить причины такого положения дел. Учащиеся по учебнику составляют логическую цепочку причин снижения темпов промышленного развития Англии.

ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ВЫВОЗ КАПИТАЛОВ ЗА ГРАНИЦУ

ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ

УСТАРЕВШЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

АНГЛИЙСКИХ ТОВАРОВ

ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ

ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Второй пункт плана: Двухпартийная система .

Учащиеся самостоятельно заполняют схему "Двухпартийная система".

ПАРТИИ

ТОРИ

ВИГИ

новые названия

КОНСЕРВАТИВНАЯ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ

интересы, каких групп населения выражали

ЗЕМЕЛЬНАЯ АРИСТОКРАТИЯ

ДЕЯТЕЛИ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ БУРЖУАЗИЯ

лидеры

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

УИЛЬЯМ ГЛАДСТОН

Фрагмент фильма "Бенджамин Дизраэли" из серии "Энциклопедия".

Биографию У. Гладстона учащиеся читают в учебнике.

Сравнивают биографии.

Третий пункт плана: Эпоха реформ.

Совместная работа по тексту учебника. Учащиеся называют реформу и последствия проведения данной реформы. Вопросы учителя: Вспомните, как консерваторы относятся к реформам? Почему в Англии реформы активно проводили не только либералы, но и консерваторы?

Четвёртый пункт плана: «Торговля следует за флагом».

Объясните название раздела?

Определение слова "джингоизм" учащиеся записывают в тетради.

.Джингоизм - крайний английский шовинизм, пропаганда колониальных завоеваний и разжигание национальной вражды.

Работа с текстом стихотворения Р. Киплинга "Бремя белых".

Твой жребий - Бремя Белых!

Мир тяжелей войны;

Накорми голодных,

Мор выгони из страны;

Но даже добившись цели,

Будь начеку всегда:

Изменит иль одурачит

Языческая орда.

Твой жребий - Бремя Белых!

Но это не трон, а труд;

Промасленная одежда,

И ломота и зуд.

Дороги и причалы

Потомкам понастрой.

Жизнь положи на это -

И ляг в земле чужой.

Твой жребий - Бремя Белых!

Его уронить не смей!

Не смей болтовнёй о свободе

Скрыть слабость своих плечей!

Усталость не отговорка,

Ведь туземный народ

По сделанному тобою

Богов твоих познаёт.

Вопросы к документу:

Рассказ о расширении колониальных владений Англии. Работа с картой.

Рассказ о Суэцком канале:

Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны. Но действовать надо было решительно, не теряя времени. В казне не было денег, и Дизраэли обратился за помощью к крупнейшему банкиру Ротшильду, который и финансировал сделку. Таким образом, Дизраэли не только обеспечил Великобритании контроль над каналом, но и подготовил последующую оккупацию ею Египта. В 1882 году Великобритания установила над Египтом скрытый протекторат.

Запись в тетрадь:

.1876 - Королева Виктория провозглашена императрицей Индии; Великобритания - империей.

Пятый пункт: Движения протеста. Рождение лейбористской партии.

Учащиеся по учебнику заполняют таблицу:

Шестой пункт плана: «Мятежный остров» получает гомруль.

Работа с учебником.

Определение слова "гомруль"

Гомруль— движение за автономию Ирландии на рубеже XIX—XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления.

Подведение итогов урока.

Дайте характеристику Великобритании на рубеже XIX - XX веков.

Домашнее задание Параграф 20.