Любовное чувство в лирике Ф. Тютчева (ЕГЭ по литературе).  Готовимся к ЕГЭ. Стихотворения Ф.И.Тютчева

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой . Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека , который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование: «Где бодрый серп гулял и падал колос …» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни . Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

Темы сочинений 17.2

В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?

Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф.И. Тютчев

Настроение лирического героя передается с помощью образных определений ("буйная слепота", "горючая влага"). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето , Был мимолетным гостем он!»?

Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль , злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?

8. Как вы понимаете слова Тютчева "О, как убийственно мы любим!"?

9. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев

Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?

Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде »).

Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?

8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?

9. Какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).

Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как

туман , // Дремота жаркая объемлет»?

Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река…?

8. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?

9. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов?

Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)

___________________________

¹ Молчание! (лат.)

В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).

Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».

8. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию?

9. Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?

Поэтическое слово Федора Ивановича Тютчева особенное: оно объединяет в себе чувство и мысль. Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! («Последний катаклизм»)

Само слово «катаклизм» подчеркивает философский смысл стихотворения. Мир поэзии Тютчева строится на восприятии человеком природы. «Мысль Тютчева... всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы...» (И.С. Тургенев).

Природа предстает в лирике Тютчева в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое:

Обвеян вещею дремотой Полураздетый лес грустит... Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Часто в его стихах мы находим параллели жизни природы и жизни человеческой души. «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые сместились».

Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихи - это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и * осени. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.

Тютчев - поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, - о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...» и др.).

Стихотворения данного цикла драматичны. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил.

Первоначальный вариант

Люблю грозу в начале мая,

Как весело весенний гром

Из края до другого края

Грохочет в небе голубом!

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И говор птиц, и ключ нагорный

Все вторит радостно громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Окончательный вариант

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит..

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю?

Что изменяет Тютчев в первой строфе? В чем смысл этих изменений?

Почему Тютчев включает в вторую строфу? В чем ее своеобразие?

Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения?

Опираясь на текст стихотворений Тютчева, раскройте смысл высказывания В. Ходасевича: «Тютчев был весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять».

Выполняем задания формата ЕГЭ

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

(Ф.И. Тютчев)

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?

Как называется средство художественной изобразительности («милые черты»), используемое поэтом для создания образа героини и выражения чувств лирического героя?

Какой художественный прием, придающий стихотворению музыкальное звучание, дважды использован в пятой строфе («Тут не одно воспоминанье, / Тут жизнь заговорила вновь, - / И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..»)?

Определите размер, которым написано стихотворение.

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.