Логопедические упражнения для детей с овз. Конспект занятия по развитию речи для детей с овз. Игра «О левой и правой руке»

Коррекционное индивидуальное занятие

с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

(Ребёнок 4,5 года: ДЦП атонико-астатической формы – выраженное нарушение двигательной функции, лёгкая умственная отсталость, общее недоразвитие речи 1 уровня,

сходящееся содружественное косоглазие.)

Тема: Животные.

Цели: развитие импрессивной и активной экспрессивной речи;

активизация словаря по теме « Животные »;

актуализация обобщающего понятия « животные »;

формирование представлений о разделении животных на диких и домашних;

развитие артикуляционной моторики, мимики;

развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса;

развитие произносительной стороны речи: позвукового, послогового отражённог о

произношения слов, звукоподражаний;

развитие прослеживающей функции глаз, снятие зрительной усталости;

развитие моторной функции рук в процессе пальчиковой гимнастики, действия

с предметами;

развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления;

воспитание интереса к собственной речи, познавательной деятельности, мотивации

к обучению.

Ход занятия:

1. Логопед и ребёнок здороваются.

«Кошка на коврике» - проводится пассивно-активное упражнение на развитие ручной моторики с использованием массажного коврика и речевой инструкции. Ребёнок по показу логопеда имитирует движения кошки:

Кулачок, ладошка, я иду, как кошка. (Повторить несколько раз.)

Кулачок, ладошка, я бегу, как кошка. (Повторить несколько раз.)

У нашей кошки лапки-царапки. (Поцарапать коврик.)

Мимическая и артикуляционная гимнастика с элементами лицевого массажа .

По показу логопеда ребёнок подражает кошке: кошка зевает, облизывается, показывает и прячет язык, жмурится, закрывает и открывает глаза.

Логопед, накладывая большие пальцы рук на веки, на щёки ребёнка, производит круговые движения, приговаривая:

Нарисуем мы очочки, а потом погладим щёчки. (Повторить несколько раз.)

2. «Говорящая книга». Логопед открывает перед ребёнком электронную игрушку « Говорящая книга », поясняет, что «в ней живут» разные животные, и просит найти среди них кота. Затем ребёнку предлагаются следующие задания:

Покажи кота. Покажи, как кот мяукает (громко, тихо). Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори слово.

Покажи пчелу. Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори за мной: «З-з-з-з». Покажи, как пчела поёт тихо (громко).

3. «Бабочка и цветы» . 1. Логопед просит ребёнка закрыть и открыть глаза (ребёнок может помочь себе руками ). Когда ребенок закрывает глаза, логопед кладёт перед ним цветок. Упражнение повторяется 10 раз.

Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне и говорит, что на поляну прилетела бабочка . (Используется бабочка-игрушка на палочке.) Логопед выполняет действия с бабочкой, а ребёнок наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок (влево – вправо по 4 раза), взлетает и опускается (по 4 раза), летает в воздухе по вогнутой, выгнутой линии, по восьмёрке, как по волнам (по 4 раза), садится ребёнку на нос и улетает от него.

2. Ребёнок выполняет упражнение с бабочкой по заданию логопеда:

Посади бабочку на красный (жёлтый, синий,...) цветок. Покажи, как бабочка летает над цветком, садится на ладошку, улетает, т.д.

4. «Позовем животных». Логопед предлагает вспомнить, какие животные живут в « Говорящей книге », дает ребенку дудочку и предлагает позвать их. (Отрабатывается сила и продолжительность диафрагмального выдоха. ) На каждый громкий продолжительный звук музыкальной игрушки по очереди появляются животные: кот, собака, конь, утка, петух . Ребёнок по подражанию манипулирует игрушкой, выполняя голосовые и артикуляционные упражнения:

Кот мяукает: « Мя-а-а-у-у!» Кот ходит (топ-топ-топ), умывается (облизывание

губ), пьет молоко (имитация лакания: движения языка вверх – вниз).

Собака лает: « Га-а-в-в!» Собака держит в зубах косточку (удерживание в зубах

трубочки для коктейля, губы в улыбке).

Конь цокает копытами (цокание языком) и кричит: « И-и-го-го!»

Утка, петух поймали червячка (удержание трубочки губами).

5. «Найди папу». Логопед обращает внимание ребёнка на то, что у детей есть родители

(папы и мамы), и спрашивает ребёнка, есть ли у животных (кота, собаки, коня, утки, петуха) детки. Ребёнок должен ответить, используя любые речевые средства (слово, жест, мимику).

Педагог предлагает подуть в дудочку и позвать детёнышей животных. После того, как они появляются, ребёнок должен помочь им найти своих родителей.

6. « Кто где живет? » Логопед строит из конструктора забор с домом , а из бумажных ёлочек делает лес и предлагает подуть ещё раз в дудочку. Перед ребёнком появляются игрушки (ёжик и медвежонок ). Логопед говорит, что ёжик и медвежонок тоже ищут своих родителей, и предлагает подумать, где живут животные, которые пришли к нам в гости (кот, собака, конь, утка, петух, детёныши этих животных; ёжик, медвежонок).

С помощью педагога ребенок «расселяет» животных по «домам».

Пояснения логопеда : Коты живут в доме, они домашние животные. У них есть хозяин, о н их кормит . Утки, петухи гуляют во дворе, они домашние. Хозяин их кормит. Кони

ходят во дворе, они домашние животные. У них есть хозяин, он кормит их травой. Ежик живёт в лесу. Он боится людей, собаку, кота, коня и прячется в нору. Он дикое животное. Медвежонок ищет своих родителей (медведя и медведицу). Медвежонок вырастет и станет медведем. Медведя все боятся. Медведь живет в лесу, он дикое животное. Собака охраняет дом. Это домашнее животное.

7. Итог занятия. Логопед просит ребёнка показать домашних, а затем диких животных , хвалит за хорошую работу на занятии.

Педагог и ребёнок прощаются.


«Путешествие Капельки»

Тема : «Путешествие Капельки!»

Цель : систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости ее сбережения; познакомить с одним из природных явлений на Земле – круговорот воды в природе; совершенствовать навыки фразовой речи.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
  2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
  3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.

Оборудование : презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, песни «По камушкам», «Облака»), фильм «Сказ о воде и правде», эмблемы для детей, учителя — логопеда и родителей, белые листы картона (карта путешествий), трафарет — наклейки на каждого ребенка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, мяч.

Ход занятия.

Слайд 1.

1.Организационный момент.

Дети заходят в зал (под мелодию «Облака, белогривые лошадки»). Становятся в ряд.

Ребята, поздоровайтесь с гостями

Собираю детвору

Поиграть в одну игру

Игра «О левой и правой руке»

У меня есть две руки: и правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

Увидев маму, помахать – и правая, и левая!

Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!

И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Дети садятся за столы (рядом с родителями)

2. Сообщение темы.

Послушайте загадки:

Слайд 2.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Слайд 3.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

О чем эти загадки? (О воде)

  • Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды».

Ребята, нас окружает очень много звуков. И у воды тоже есть свои звуки. Давайте послушаем звуки воды (дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают)

Звучит мелодия журчания ручейка .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 4. Ручей журчит

Звучит мелодия шума дождя .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 5. Дождь идет

Звучит мелодия шума моря

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 6. Море шумит

Звучит мелодия шума капли .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 7. Капля капает

Слайд 8.

Кто у нас сегодня на занятии? (Капелька воды)

Слайд 9.

Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговорот воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.

Хотите на время стать маленькими капельками и поиграть? (Дети получают эмблемы «Я – капелька____________ (имя)» (родители помогают прикрепить эмблемы).

Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будем отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас карты пустые, но по ходу путешествия мы будем их заполнять.

В начале занятия мы делали движения и правой рукой, и левой рукой.

Покажите, где на карте правый угол, левый угол, правый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол, середина (центр)

3. Основной этап.

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

На столе лежат картинки (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, люди, цветы). Дети выбираю картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода (Ответы дают полным предложением).

Слайд 10.

Сорока, синица, воробей (птицы) Птицы пьют воду

Слайд 11.

Береза, елка, дуб (деревья) Деревьям нужна вода

Слайд 12.

Щука, карась, лещ (рыбы) Рыбы живут в воде

Слайд 13.

Кузнечик, бабочка, жук (насекомые) Насекомые пьют воду

Слайд 14.

Слон, зебра, жираф (животные) Животные пришли пить воду

Слайд 15.

Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода

Слайд 16.

Тюльпан, ландыш, роза (цветы) Цветы засохнут без воды

Слайд 17.

Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.

Слайд 18.

Конечно же, вода необходима всему живому: птицам, растениям, насекомым, животным, рыбам, человеку. Без воды все живое на земле погибнет. Без воды не было бы жизни на нашей планете Земля. Вода – это основа жизни.

Слайд 19.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Где есть капельки воды?

В луже, в море, в океане

И даже в водопроводном кране!

  • Артикуляционная гимнастика.

Откуда появилась наша капелька вы сейчас узнаете, если сделаем разминку для язычка.

Слайд 20.

  1. Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше (Упражнение «Толстячок».
  2. Из тучки выливается дождь (Упражнение «Худышка»).
  3. Капельки капают из тучки на землю (Упражнение «Качели»).
  4. Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая река, а из реки капельки попадают в море (Упражнение «Иголочка» — «Лопатка»).
  5. Из моря капельки попадают в глубокий океан (Упражнение «Чашечка»).
  6. В океане появились высокие волны (Упражнение «Грибок»).
  7. Капельки катаются по высоким волнам (Упражнение «Горка»).
  8. Над океаном выглянуло яркое солнце (Упражнение «Вкусное варенье»).
  9. Капельки стали легкими и ветерок их поддувает вверх (Упражнение «Фокус»).

Слайд 21.

Итак, откуда появилась наша капелька? (из тучки)

  • Подбор слов – действий.

Слайд 22.

Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечать нужно, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.

Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан….

Слайд 23.

Откуда падают капельки на землю? (из тучки).

Клеим тучку с капельками на карту в правый верхний угол.

  • Подвижная игра «Прыг – скок».

Дети с родителями становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Ведущий вместо слова «вода» может произносить другие слова, например: море, река, океан, пруд…; вместо слова «суша» — берег, земля, остров… Игра проводится в быстром темпе.

Звучит ритмическая мелодия «Прыг-скок»

Все старались, Молодцы! (получают по капельке).

Слайд 24.

  • Просмотр фильма «Сказ о Воде и правде».

Внимание на экран.

Ребята, это был Вреднюка. Он очень плохой. Что он любит? (грязь, мусор). Что может случиться с водой? (станет грязной, вода погибнет или исчезнет).

Вреднюка забрал всю воду. Что теперь будет? Ответы детей: засохнут растения, погибнут животные, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озера, моря, океаны.

Слайд 25.

Не беда, капельки! Если нас будет много, то, что получится? (Ручеек)

Физминутка «Ручеек» (под музыку «По камушкам», Л. Сенчина).

Ребята, найдите правый нижний угол на карте и приклейте туда ручеек.

Вспомните, какой был Вреднюка? (злой, черный)

А вы знаете, почему он черный? Что он любит? (грязь, мусор). Как нам победить его? (убирать грязь, мусор; беречь воду: не тратить ее попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе).

Слайд 26.

Найдите левый нижний угол на карте и приклейте туда озеро.

  • Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Вреднюка не любит добрые и ласковые слова, назовем их и победим его (Вода-водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик). Логопед передает мяч каждому ребенку.

Слайд 27.

От наших ласковых слов выглянуло солнышко.

Какое оно? (теплое, яркое, желтое, ласковое…).

Слайд 28.

Приклейте солнышко вверху посередине на карте.

Вреднюка не выдержал такой доброты, чистоты и теплого солнца, поэтому исчез. Теплые солнечные лучи подхватили капельки с озера и они устремились прямо вверх на небо.

Слайд 29.

Приклейте капельки на карту (дети приклеивают капли).

Слайд 30.

Поможем капельке найти облачко. Из капелек получилось облачко. Найдите левый верхний угол на карте и приклейте облачко. Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.

Слайд 31.

Вам хочется, чтобы капелька вернулась? (да)

Что крикнем ей вслед: «Возвращайся, Капелька!»

4. Заключительный этап

Слайд 32.

Капелька оставила вам подарки и карту своего путешествия. Это Круговорот Воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!

Слайд 33.

Звучит песня «По камушкам», Л. Сенчина.

Наше путешествие подошло к концу (раздача книжек-малышек и воздушных шаров-капелек).

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

Пополняем свой запас знаний

В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.


Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

  • «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru ;

  • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/ ;

  • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru ;

  • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru .

Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

  1. дети, чья слуховая функция нарушена;

  2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

  3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

  4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

  5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

  6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.


Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

  1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

  2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

  3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

  4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.


Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развиваюцие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Тема: «Загадки с грядки»

Цель: закрепление представлений об овощах. Активизация словаря, коррекция грамматического строя речи и звуко-слоговой структуры слова.

Задачи.

Образовательные:

Закрепление в активном словаре детей названий овощей (картофель, лук, помидор, огурец, морковь, свёкла, тыква) и обобщающего понятия «овощи»

Закрепление словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Закрепление согласования прилагательного с существительным

Совершенствование навыка произношения слов со сложной слоговой структурой

Закрепление временных представлений (время года)

Коррекционно-развивающие:

Развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря

Развитие произвольного внимания и памяти

Развитие зрительного гнозиса, пространственного восприятия

Развитие тактильной чувствительности, общей моторики

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность

Воспитывать умение трудиться в коллективе

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

Используемые современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технология педагогической поддержки

Информационно-коммуникативные технологии

Обучение в содружестве

Оборудование:

Предметные картинки (овощи), сюжетные картинки (осень, сбор урожая), муляжи овощей, мяч среднего размера, компьютер, разрезные картинки.

Ход совместной деятельности

Организационный момент

    Беседа о времени года (осень): название, характерные особенности, закрепление названий осенних месяцев (сентябрь, октябрь)

    Беседа по предметным картинкам (овощи), сюжетным картинкам (сбор урожая)

    Работа с муляжами овощей: называние овоща, тактильное восприятие предмета.

    «Волшебный мешочек»: отгадать загадку, на ощупь найти нужный предмет.

Загадки:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я……..

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней ……

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

Вылезай на свет……..

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы

Молодые…….

Помогает деду внук- собирает с грядок ….

Собираем мы в лукошко

Очень крупную……

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить…..

6. Согласование прилагательного с существительным по цвету, форме, величине. Закрепление названий блюд из данного овоща.

7. Физ. минутка «Дождик». Подвижная игра с мячом «Назови ласково»

8. Просмотр презентации «Что пропало?»

9. Работа с разрезными картинками «Овощи». Разной конфигурации и разной степени сложности (по образцу и без образца).

10. Подведение итогов. Оценка деятельности детей на занятии.