Ксенофонт – жизнь и произведения. Ксенофонт из афин Как назывался трактат который написал ксенофонт

Ксенофонт/Ksenophont

Ксенофонт - ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, - основного источника сведений о жизни и учении Сократа, наряду с диалогами Платона. Из того, что написал Ксенофонт, почти все дошло до потомков (правда, некоторые историки считают, что часть сочинений приписывается ему ошибочно). Ксенофонт был очень разносторонним человеком.

Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксенофонта, ставшие классикой греческой прозы: «Апология Сократа», «Пир», «Домострой», «Воспитание Кира», «Анабасис», «История Греции» (замыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), «Похвальное слово Агесилаю», «Гиерон, или Жизнь тирана» (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский) и др.

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон говорил, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу.

Ксенофонт не сразу нашел признание. Лишь в III в. до н.э. его произведения стали образцом для авторов, пишущих о воспитании владык. Знакомство с сочинениями Ксенофонта мы наблюдаем у многих римских и христианских писателей вплоть до IV в. н.э. Популярный в Греции периода Империи как образец аттического диалекта, он сделался школьным автором.

Ксенофонт - жизнь и произведения

Ксенофо́нт (ок. 434 до н. э. — 359 до н. э.) — древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, частично изложил свою автобиографию в книге Ксенофонт, «Анабазис».

Родился он в Афинах около 430 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников.

Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Крушение могущества демократических Афин в 404 г. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира.

Вместе с греческими наемниками Кира он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом, причем Ксенофонт, по-видимому, сохранил начальство над своим отрядом.

Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. В конце 80-х годов он отошел от общественных дел, поселившись в отведенном ему спартанцами имении в Скиллунте близ Олимпии. Здесь он прожил десять лет, занимаясь сельским хозяйством, охотой и литературой. К этому времени относится и написание «Анабасиса». Примирение с родным городом произошло лишь в конце жизни Ксенофонта. Когда разгорелась война между Спартой и Фивами, Афины оказались в союзе со Спартой и Ксенофонт получил амнистию. Но о возвращении его на родину и о дате его смерти никаких сведений нет.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас. Лучшее из них — «Анабазис» (или «Поход Кира»), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 т. греков; рассказ ведется от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории» называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

После него остались также «Воспоминания о Сократе» , «Апология Сократа» , «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

В число этих так называемых «Сократическаих сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой, не менее точный перевод - «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

На прошедших выходных поставил перед собой боевую задачу- изучить труд античного мыслителя Ксенофонта "Анабасис", что на нашей мове значит "Восхождение".
Данный представитель античной мысли интересен тем, что помимо бытия одним из любимых учеников Сократа (что наводит на мысль об определенном уме), служил в армии и со временем стал довольно таки талантливым полководцем. Это,конечно, в корне разнится с мировоззрением советских и постсоветских интеллигентов, которые считают, что в армии должны служить скорбные умом и прочие унтерменши, а удел мыслителя- лежучи на диване мыслить изо дня в день. Но греки, как становится понятно из данной книги, придерживались мнения полностью противоположного. Даже вышеупомянутый Сократ в армии служил и определенных успехов достиг. Так то...
В книге описан довольно известный период античной истории под названием "греко- персидские войны". На самом деле имеет место быть небольшая неточность- воевали не все греки. Дело было так- 13000 спартанцев из числа "парий" (это, кто не в курсе, такие товарищи, которым по разным причинам в Спарте места не было) нанялись на службу к персидскому князьку Киру. Кир этот был знатной гадиной- мало того, что увел эллинов вглубь континента, чего они категорически не делали, так еще и заставил участвовать в афере по отжиманию трона у действующего царя Персии Артаксеркса. Когда спартанцы сообразили, что их тащут да Майдан непонятно зачем- было уже поздно.
Стоить отметить, что с античными революционерами долго не церемонились- Кира убили в первые же минуты боя, а войско его окружили. Спартанцам предложили для переговоров отрядить своих командиров, что они и сделали. По прибытии на место разборок персы спартанских генералов вырезали без затей, для примера и на устрашение остальным.
Не ожидавшие такого поворота, спартанцы растерялись и после коллективного обдумывания было принято решение назначить новых генералов, среди которых был и Ксенофонт. Генералитет немедленно принял решение прорываться домой, но с юга это сделать было нельзя- везде были персы, поэтому идти пришлось через северные горы. Персы предлагали спартанцам сложить оружие в обмен на помилование, но те прекрасно понимали, наученные горьким опытом, что как только последний меч коснется земли- их вырежут как свиней.
Данный поход широко известен, как "поход десяти тысяч", поскольку до дома дошло ровно столько.
Интерес представляют не только исторические факты, но и небольшие зарисовки военного быта того времени.
Наши издатели постарались максимально интерпретировать текст для понимания современного человека. На мой взгляд, получилось неплохо.

По итогу: Суровое описание войны с участием суровых спартанцев. Любишь правильную военщину- бери, изучай, постигай новое.

Наиболее известные произведения Ксенофонта: «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», которые наряду с диалогами Платона , являются основным источником знаний о жизни и учении Сократа , который не оставил письменных работ…

«Выгоду специализации люди поняли очень давно. Вот что говорил о ней в IV веке до нашей эры греческий писатель и историк Ксенофонт: «...В небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдёт достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла... А иногда даже человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьёт заготовки для башмаков, другой - тем, что вырезает подошвы, третий - только тем, что выкраивает передки, а четвёртый - не делая ничего из этого, а только сшивая всё вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот в состоянии выполнить её наилучшим образом».

Биленкин Д.А., Путь мысли, М., «Детская литература», 1982 г., с. 209.

«Самая прекрасная собою женщина скорее высокомерна, чем завистлива: она редко встречает соперниц, и если притязания её на первенство и заметны, то кто в состоянии спорить с её прелестями, с её очаровательным взглядом? Но гениальный человек существует лишь во мнении света; чужое соперничество омрачит его [существование], а чужое превосходство совершенно его уничтожит. Жизнь писателей и художников представляет собой печальные примеры подобной зависти, которая лихорадочно настраивает душу. Почему Платон избегает упоминать о Ксенофонте, и почему Ксенофонт, говоря о Платоне , старается распускать всевозможные нелепости, не с целью ли омрачить его славы? Они даже писали в этих видах. Всегдашняя наклонность Аристотеля рознится с системою своего учителя Платона, в то время, как он ей следовал в самом деле, она вела его к заметным отвлечённостям и противоречиям самому себе…»

Исаак Д"Израэли, Литературный характер, или история гения, Дубна, «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000 г., с. 162-163.

Ксенофонт - ученик Сократа . Вот что он – в том числе – написал о суде над Учителем: ««…Сократ, - говорил обвинитель, - учил презрительно обращаться с отцами: он внушал своим собеседникам убеждение, что он делает их мудрее отцов, и указывал, что по закону можно даже отца заключить в оковы, если доказать его умопомешательство: это ему служило доказательством в пользу законности того, чтобы образованный человек держал в оковах необразованного».
На самом деле Сократ был того мнения, что человек, заключающий в оковы другого за недостаток у него образования, может быть на законном основании сам заключён в оковы людьми, знающими то, чего он не знает. Ввиду этого он часто исследовал вопрос о различии между незнанием и сумасшествием: сумасшедших, думал он, следует держать в оковах как для их собственной пользы, так и для пользы их друзей; а что касается не знающих того, что нужно знать, то справедливость требует, чтобы они учились у знающих».

Ксенофонт, Сократические сочинения. Киропедия, М., «Аст»; «Ладомир», 2003 г., с. 41.

Ксенофонт (Ξενόφων , ок. 434-359 г.) - греческий историк и философ, сын Грилла, из богатой всаднической семьи в Афинах; с молодых лет сделался последователем Сократа; в 401 г. поступил на службу к Киру младшему. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, К. с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасенным соединиться с спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков, а сам с Агезилаем отправился в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбой фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре К. умер. Полный стремления к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетной ученостью и сухими отвлеченностями; но ему недоставало творческой оригинальности и патриотизма. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли аттической пчелой. Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас. Лучшее из них - «Поход Кира» (Κύρου άνάβασις), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 т. греков; рассказ ведется от третьего лица, и сам К., в своей «Греческой истории» (кн. III, гл. 1, 2), называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне. Дидактический характер носит «Киропедия» (Κύρου παιδεία, «О воспитании Кира»), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшего образцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно. По словам Геллия, К. предполагал дать в своей книге противовес платоновской «Политии». «Греческая история» (’Ελληνικά) представляет собой непосредственное продолжение сочинения Фукидида (начинается даже словами: «после же этого»…) и рассказывает события до 362 г. (до битвы при Мантинее). Первые две книги в сухом летописном тоне беспристрастно излагают конец пелопоннесской войны; затем идет уже более живой и явно пристрастный, в спартанском духе, рассказ о событиях до Анталкидова мира, являющийся прославлением политики Агезилая; с книги пятой рассказ снова делается более сухим и беспристрастным. Другие сочинения К.: «Агезилай» - похвальное слово спартанскому царю; «Гиерон» (’Іέρων) - диалог между поэтом Симонидом и тираном сиракузским о преимуществах частного лица перед тираном и о средствах осчастливить государство; знаменитые «Сократовские достопамятности» (’Απομηονεύματα Σωκράτους), рисующие привлекательный, полный жизни образ великого греческого мудреца, тем более важный, что К., неспособный к метафизике, не мог приписать Сократу собственных своих взглядов; «Пир» (Συμπόσιον) - pendant к подобному же сочинению Платона, в котором отвлеченные рассуждения занимают гораздо менее места, сравнительно с внешней обстановкой; проза и будничность его содержания не выдерживают сравнения с гениальным произведением Платона; «О домоводстве» (Οίκονομικός) - диалог между Сократом и Кривотулом о хозяйстве, особенно о земледелии, переведенный Цицероном на латинский язык; «Защита Сократа» (’Απολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς) - распространение заключительной главы «Достопамятностей», вероятно, принадлежит внуку К.; «Рассуждение о лакедемонском государстве» (Λακεδαιμονίων πολιτεία) - прославление ликурговского строя Спарты. Приписывавшееся К. рассуждение об афинском государстве - олигархический памфлет об афинской демократии, сохранившийся в сильно испорченном виде - на самом деле не принадлежит ему. Бек считает автором его Крития, Мюллер-Штрюбинг - Фриниха. Сочинение «О доходах» (Πόροι ή περί προσόδων) многими учеными считается составленным в середине IV в. и также не принадлежащим К. Практического содержания соч.: «Советы для начальника конницы» (’Ιππαρχικός), «Советы для всадников» (Περί ίππικής) и «Об охоте со псами» (Κυνηγετικός); последнее некоторыми учеными считается подложным. Письма (7) в рукописях К., как доказал еще Бентли, подложны. О значении К. в историографии см. Историография. Рукописи К. не старше XII в.; полные их издания дали J. G. Schneider (Лпц., 1790-1849), Bornemann-Kühner Breitenbach (Гота, 1828), Sauppe (Лпц., 1865). Распространенные тейбнеровские издания отдельных произведений К. рецензированы A. Hug’ом, W. Gilbert’ом, О. Keller’ом и L. Dindorr’ом. Из русских переводчиков лучший Г. Янчевецкий. Пособия G. Sauppe, «Lexicologus Xeuophonteus» (Лпц., 1869); E. Richter, «Xenophon-Studien» (Лпц., 1892); его же, «Kritische Untersuchungen über die Interpolationen in den Schriften Xenophons» (Лпц., 1873); A. Schmidt, «Korkyraeische Studien» (Лпц., 1890). - Для биографии К. см. Krüger, «De Xenophontis vita» («Historisch-philol. Studien», II); F. Ranke, «De Xenophontis vita et scriptis» (Б., 1851); Croiset, «Xénophon, son caractère et son talent» (П., 1873); Roqaette, «De Xenophontis vita» (Кенигсберг, 1884). Из греч. авторов биографию К. дал Диоген Лаэртийский.

- 121.50 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информатики и робототехники

по дисциплине

«история экономических учений»

Учения Ксенофонта

Выполнил: студент группы ФЭБ-206

Дубянская А.С

Проверил: преподаватель

Якшибаева Г.В.

_____________________

(дата и подпись)

Введение………………………………………………………… .3

Глава 1.Общие сведения ……………………………………4

2.3 «Домострой» или «Экономика» (ойкономика)…… …...9

Заключение…………………………………………………… …11

Введение

Считается, что именно Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков.Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинными мудрым в то время.

Глава 1. Общие сведения

    1. Биография

Ксенофо́нт (греч. Ξενοφῶν) (не позже 444 до н. э. - не ранее 356 до н. э. ) - древнегреческий писат ель и историкафинского происхо ждения, полководец и политичес кий деятель, главное сочинение которого - «Анабасис Кира» - высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесск ой войны в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию иПергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна - спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царемАгесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близэлидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

    1. Мировоззрение Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Ди огеном, все дошли до нас.

  • Лучшее из них - «Анабасис Кира» (или «Поход Кира» - Κύρου ἀνάβασις), где рассказывается о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. По литературным достоинствам и правдивости «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльск ой войне. В «Греческой истории» (кн. III, гл. 1, 2), называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом.
  • «Греческая история» охватывает период с 411 года до битвы при Мантинее в 362 году, период становления и расцвета греческой государственности.
  • Дидактический характер носит «Киропедия» (Κύρου παιδεία, «О воспитании Кира»), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшегообразцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

  • После него остались также «Воспоминания о Сократе» (Ἀπομηονεύματα Σωκράτους), «Апология Сократа» (Ἀπολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς), «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.
  • В число этих т. н. «Сократических сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод - «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

Глава 2. Ксенофонт и его Самовыражение

2.1 Творчество Ксенофонта

Творчество Ксенофонта в последнее время стало привлекать к себе гораздо больше внимания историков, чем это было ранее, в век безусловного господства классической филологии. Современные исследования показали, что Ксенофонт обладал особым дарованием политического писателя, что он привнес в традиционную область исторической и философской литературы новые актуальные идеи. Именно он способствовал развитию новых политических доктрин - монархической и панэллинской, которые в духовном плане отразили существо предэллинизма. Он внедрил в политическую литературу важнейший элемент новейшей социологии – тему социального и политического руководства (leadership), т.е. тему отношений полководца, политика и монарха с подчиненным ему окружением.

Наконец, развивая эпистемологические традиции сократической школы, он много усилий потратил на уточнение фундаментальных понятий и терминов, относящихся к области социально-политической жизни (понятия государства и его элементов - povli", a}